РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
рабочая программа по экономике (10, 11 класс)

Морозюк Анна Николаевна

Развитие предпринимательской деятельности, особенно в молодежной среде, является одним из приоритетных направлений поддержки и развития малого предпринимательства в нашей стране. По мнению экспертов, для обеспечения беспроблемного входа молодых предпринимателей в бизнес и повышения привлекательности условий его ведения необходимы новые регуляторные механизмы и организационные инструменты. В частности, акцент следует сделать на образовании – причем не только вузовском, где университет может стать "центром притяжения" активной молодежи, но и школьном. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soo_osnovy_predprinimatelstva.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Принята на заседании

УТВЕРЖДАЮ

Методического совета

От «__»_________2022г.

 Протокол №__________

Директор ГБОУ Школа № 37

____________Т.Ю.Баринова

от «___»____________2022 г.

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ПО ВЫБОРУ

«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Москва, 2022


Пояснительная записка

Развитие предпринимательской деятельности, особенно в молодежной среде, является одним из приоритетных направлений поддержки и развития малого предпринимательства в нашей стране. По мнению экспертов, для обеспечения беспроблемного входа молодых предпринимателей в бизнес и повышения привлекательности условий его ведения необходимы новые регуляторные механизмы и организационные инструменты. В частности, акцент следует сделать на образовании – причем не только вузовском, где университет может стать "центром притяжения" активной молодежи, но и школьном. 

Цель данного курса оказать помощь старшеклассникам в их дальнейшем профессиональном самоопределении, повысить эффективность школьного экономического образования, способствовать формированию экономического мышления и предпринимательской культуры учащейся молодежи.

Актуальность программы заключается в том, что она строит обучение,

позволяющее реализовать основные требования ФГОС и нацелена на развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Особенностью программы является её связь с предметами школьного курса использование активных методов обучения и информационных коммуникационных технологий. Содержание данной программы рассчитано на тесную связь теории предпринимательства, маркетинга, менеджмента с реальной действительностью и активно привлекает знания других образовательных предметов – обществознания, экономики, истории, математики, информатики и информационно-коммуникативных технологий, географии, русского языка, литературы, иностранного языка и др.

Данная программа знакомит учащихся с основами предпринимательства, финансовой грамотности, носит профориентационный характер: помогает сделать выбор дальнейшего образовательного и профессионального маршрута, помогает сформировать экономический образ мышления, способствует социальной адаптации, формированию личной ответственности за результаты своей деятельности, превращению ученика из пассивного объекта в активный субъект деятельности, развивает творческий потенциал обучающихся.

Программа курса по выбору «Основы предпринимательства» рассчитана на 68 часов (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 10-х и 11-х классов социально-экономического профиля. Срок реализации - два года.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню экономического знания;

- сформированность субъектной позиции обучающегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений);

- сформированность когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- готовность действовать в нестандартных ситуациях;

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

- личная и взаимная ответственность;

- умение самостоятельно осуществлять проекты, применять навыки устной презентации;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

В результате учебной деятельности у обучающихся формируются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- умение применять полученные знания для определения рационального поведения;

- умение пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентациями результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Предметные результаты:

- владение базовыми экономическими понятиями;

- владение приёмами анализа научно-познавательных и учебных текстов с использованием экономических понятий;

- формирование основ экономических знаний о содержании, формах предпринимательской деятельности, налогах, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, расходах, себестоимости продукции, прибыли, товарообменных процессах, конкуренции;

- владение знаниями об особенностях развития экономической сферы жизни современного российского общества;

- умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам;

- умение составлять и презентовать бизнес-план.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

10 класс

Раздел I. Организационно-экономический механизм предпринимательства

Тема 1. Предпринимательство как вид деятельности

Сущность, роль и место предпринимательства в экономике. История зарождения и развития предпринимательства. Теории предпринимательства. Социально-психологические аспекты предпринимательской деятельности. Личность предпринимателя. Виды и формы предпринимательской деятельности.

Тема 2. Основы бизнес-моделирования

Принципы и основы дизайн-мышления. Методы генерации бизнес-идей. Инструменты бизнес-моделирования. Базовые бизнес-модели. Стартап в предпринимательстве.

Тема 3. Основы маркетинга в предпринимательской деятельности

Базовые понятия и инструменты маркетинга. Сущность и роль маркетинга в предпринимательской деятельности. Основные концепции маркетинга. Ценностное предложение – философская основа современного бизнеса. Маркетинговые исследования: сущность и назначение, организация и проведение, основной инструментарий. Товарные стратегии бизнеса (теория жизненного цикла, матрица БКГ). Основы брендинга: понятие и инструментарий. Стратегии товародвижения. Продвижение. Маркетинговые коммуникации.

Тема 4. Правовые аспекты предпринимательства

Основные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Создание бизнеса (учреждение субъекта предпринимательской деятельности). Ликвидация бизнеса. Банкротство. Налоговая ответственность предпринимателя.

Тема 5. Основы экономики бизнеса

Ресурсное обеспечение бизнеса: понятие и классификация. Источники финансирования бизнеса. Формирование уставного капитала. Основные и оборотные средства предпринимательской деятельности. Оборотные средства предпринимательской деятельности. Нематериальные активы. Амортизация как способ возврата инвестированного капитала. Затраты и результаты предпринимательской деятельности.

11 класс

Раздел II. Управление предпринимательской деятельностью

Тема 1. Основы планирования бизнеса

Принципы и методы планирования бизнеса. Стратегическое планирование бизнеса. Текущее и оперативное планирование. Планирование финансов (Бюджетирование).

Тема 2. Управление командой в бизнесе

Оценка потребности в персонале: найм и увольнение. Трудовой кодекс. Управление производительностью. Заработная плата - инструмент управления в бизнесе. Методы расчета заработной платы. Контроль и мотивация персонала.

Тема 3. Управление бизнес-процессами

Организация производственных процессов. Понятие бизнес-процесса. Формы организации производства. Организационная структура бизнеса. Основы логистики.

Тема 4. Управление инвестициями и инновациями в бизнесе

Инновации: понятие, назначение, характерные признаки, классификация. Политика инновационного развития предпринимательства. Современные инновационные тренды. Основы инвестиционной деятельности. Оценка эффективности инвестиций.

Тема 5. Управление финансами бизнеса

Финансирование бизнеса: источники и модели привлечения. Собственный и заемный капитал бизнеса. Ценообразование: основные подходы и методы. Постоянные и переменные затраты. Точка безубыточности, производственный рычаг. Оценка эффективности предпринимательской деятельности.

 Тема 6. Тенденции развития современного предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства в РФ. Социальное предпринимательство. Внутрикорпоративное предпринимательство. Особые виды и формы предпринимательства: лизинг, франчайзинг, факторинг и др.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема, урок

Количе-ство часов

Модуль «Школьный урок»

10 класс

Раздел I. Организационно-экономический механизм предпринимательства

Тема I. Предпринимательство как вид деятельности (4 ч)

Сущность, роль и место предпринимательства в экономике.

2

Проект «Больше, чем урок» Первые шаги в предпринимательстве https://clck.ru/YbUiR

Виды и формы предпринимательской деятельности.

2

Групповая работа: «Построение классификации видов и форм предпринимательской деятельности»

Тема 2. Основы бизнес-моделирования (6 ч)

Принципы, методы и инструменты бизнес моделирования

2

Урок-дискуссия: «Эффективные инструменты бизнес моделирования»

Базовые бизнес-модели

2

Групповая работа: «Поиск удачных бизнес-моделей»

Стартап в предпринимательстве.

2

Проектно-исследовательская работа: «Секреты успешных молодежных стартапов».

Тема 3. Основы маркетинга в предпринимательской деятельности

(10 ч)

Сущность и роль маркетинга в предпринимательской деятельности.

2

Урок-дискуссия: «Зачем предпринимателю нужно знать о маркетинге»

Маркетинговые исследования

2

Групповая работа: «Зачем нужны маркетинговые исследования»

Основы брендинга

2

Проектно-исследовательская работа: «Примеры удачного брендинга»

Стратегии продвижения товаров

2

Проектно-исследовательская работа: «Стратегии продвижения на примере разных компаний»

Маркетинговые коммуникации

2

Проектно-исследовательская работа: «Примеры удачной и неудачной рекламной компании»

Тема 4. Правовые аспекты предпринимательства (6 ч)

Основные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

2

Проектно-исследовательская работа: «Сравнительная характеристика законодательства в области предпринимательства в разных странах»

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

2

Групповая работа: «Организационно-правовые организации бизнеса в нашей стране»

Этапы создания бизнеса

2

Проектно-исследовательская работа: «Налоговая ответственность предпринимателя.»

Тема 5. Основы экономики бизнеса (8 ч)

Ресурсное обеспечение бизнеса: понятие и классификация.

2

Групповая работа: «Источники финансирования бизнеса»

Основные и оборотные средства предпринимательской деятельности.

2

Урок-дискуссия «Как повысить эффективность использования основных и оборотных средств»

Нематериальные активы.

2

Проектно-исследовательская работа «Зачем фирме нужны нематериальные активы»

Затраты и результаты предпринимательской деятельности.

2

Групповая работа: «Классификация затрат и их роль в повышении результативности работы фирмы»

Итого  

34

11класс

Раздел II. Управление предпринимательской деятельностью

Тема 1. Основы планирования бизнеса (4 ч)

Принципы и методы планирования бизнеса.

2

Урок-дискуссия: «Зачем фирме нужно планирование и как часто»

Планирование финансов

2

Групповая работа: «Составление бюджета для фирмы»

Тема 2. Управление командой в бизнесе (4 ч)

Оценка потребности в персонале: найм и увольнение

2

Групповая работа: «Риски при найме персонала»

Контроль и мотивация персонала.

2

Урок-дискуссия: «Как повысить мотивацию работников»

Тема 3. Управление бизнес-процессами (6 ч)

Понятие и формы организации бизнес-процессов.

2

Урок-дискуссия: «Из чего состоит бизнес процесс»

Организационная структура бизнеса.

2

 Групповая работа: «Организационная структура: от чего она зависит»

Основы логистики.

2

Проектно-исследовательская работа «Почему без логистики невозможно выстроить эффективные бизнес-процессы?»

Тема 4. Управление инвестициями и инновациями в бизнесе (6 ч)

Инновации: понятие, назначение, характерные признаки, классификация.

2

Групповая работа: «Что отличает инновации от новаций?»

Инновационная деятельность

2

Проектно-исследовательская работа «Современные инновационные тренды»

Основы инвестиционной деятельности.

2

Урок-дискуссия: «Как оценивать инвестиции?»

Тема 5. Управление финансами бизнеса (6 ч)

Финансирование бизнеса

2

Урок-дискуссия: «Собственный и заемный капитал бизнеса: их преимущества и недостатки»

Ценообразование: основные подходы и методы.

2

Групповая работа: «Как формируются цены на различные товары и услуги»

Оценка эффективности предпринимательской деятельности.

2

Проектно-исследовательская работа «Оценка эффективности предпринимательской деятельности на примере…»

Тема 6. Тенденции развития современного предпринимательства (8 ч)

Малое и среднее предпринимательство.

2

Урок-дискуссия: «Критерии отнесения к малому и среднему предпринимательству. Почему это важно знать»

Государственная поддержка предпринимательства в РФ

2

Проектно-исследовательская работа «Поддержка молодежного предпринимательства»

Социальное предпринимательство.

2

Проектно-исследовательская работа «Примеры социального предпринимательства в разных странах»

Особые виды и формы предпринимательства

2

Проектно-исследовательская работа «Лизинг, франчайзинг, факторинг: какую роль играют для предпринимательства»

Итого

34

Всего по курсу

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Слагаемые выбора профиля обучения"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса "Слагаемые выбора профиля обучения."...

Программа дистанционного курса по выбору "Основы программирования на FreePascal"

Этот дистанционный курс является предметом по выбору для учащихся 9 класса и ребят интересующихся программированием. Он уже был реализован в 4 четверти прошедшего учебного года. В этом уч...

Рабочая программа к курсу по выбору "Я - Гражданин России"-7 класс

Рабочая программа к курсу по выбору для 7 класса расчитана на 10 часов и включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание , календарно-тематическое планирование.Список испо...

Рабочая программа по курсу по выбору Математика и экономика

Рабочая программа по курсу по выбору Математика и экономика...

Рабочая программа краткосрочного курса по выбору "Юный медик",для 6 класса.

Учащиеся в школе начинают изучение правил оказания медицинской помощи в курсе биологии «Человек и его здоровье» лишь в 9 классе ,а в наше время ,для обеспечения личной безопасности каждого человек...

Программа предпрофильного курса по выбору"Основы дизайна"

Программа "Основы дизайна" разработана для обучающихся 9 классов с целью выбора профиля обучения и профессионального самоопределения...