РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
рабочая программа по экономике (10, 11 класс)
Развитие предпринимательской деятельности, особенно в молодежной среде, является одним из приоритетных направлений поддержки и развития малого предпринимательства в нашей стране. По мнению экспертов, для обеспечения беспроблемного входа молодых предпринимателей в бизнес и повышения привлекательности условий его ведения необходимы новые регуляторные механизмы и организационные инструменты. В частности, акцент следует сделать на образовании – причем не только вузовском, где университет может стать "центром притяжения" активной молодежи, но и школьном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Принята на заседании | УТВЕРЖДАЮ | ||
Методического совета От «__»_________2022г. Протокол №__________ | Директор ГБОУ Школа № 37 ____________Т.Ю.Баринова от «___»____________2022 г. |
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ПО ВЫБОРУ
«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Москва, 2022
Пояснительная записка
Развитие предпринимательской деятельности, особенно в молодежной среде, является одним из приоритетных направлений поддержки и развития малого предпринимательства в нашей стране. По мнению экспертов, для обеспечения беспроблемного входа молодых предпринимателей в бизнес и повышения привлекательности условий его ведения необходимы новые регуляторные механизмы и организационные инструменты. В частности, акцент следует сделать на образовании – причем не только вузовском, где университет может стать "центром притяжения" активной молодежи, но и школьном.
Цель данного курса оказать помощь старшеклассникам в их дальнейшем профессиональном самоопределении, повысить эффективность школьного экономического образования, способствовать формированию экономического мышления и предпринимательской культуры учащейся молодежи.
Актуальность программы заключается в том, что она строит обучение,
позволяющее реализовать основные требования ФГОС и нацелена на развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Особенностью программы является её связь с предметами школьного курса использование активных методов обучения и информационных коммуникационных технологий. Содержание данной программы рассчитано на тесную связь теории предпринимательства, маркетинга, менеджмента с реальной действительностью и активно привлекает знания других образовательных предметов – обществознания, экономики, истории, математики, информатики и информационно-коммуникативных технологий, географии, русского языка, литературы, иностранного языка и др.
Данная программа знакомит учащихся с основами предпринимательства, финансовой грамотности, носит профориентационный характер: помогает сделать выбор дальнейшего образовательного и профессионального маршрута, помогает сформировать экономический образ мышления, способствует социальной адаптации, формированию личной ответственности за результаты своей деятельности, превращению ученика из пассивного объекта в активный субъект деятельности, развивает творческий потенциал обучающихся.
Программа курса по выбору «Основы предпринимательства» рассчитана на 68 часов (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 10-х и 11-х классов социально-экономического профиля. Срок реализации - два года.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню экономического знания;
- сформированность субъектной позиции обучающегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений);
- сформированность когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- готовность действовать в нестандартных ситуациях;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- личная и взаимная ответственность;
- умение самостоятельно осуществлять проекты, применять навыки устной презентации;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
В результате учебной деятельности у обучающихся формируются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- умение применять полученные знания для определения рационального поведения;
- умение пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентациями результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Предметные результаты:
- владение базовыми экономическими понятиями;
- владение приёмами анализа научно-познавательных и учебных текстов с использованием экономических понятий;
- формирование основ экономических знаний о содержании, формах предпринимательской деятельности, налогах, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, расходах, себестоимости продукции, прибыли, товарообменных процессах, конкуренции;
- владение знаниями об особенностях развития экономической сферы жизни современного российского общества;
- умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам;
- умение составлять и презентовать бизнес-план.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
Раздел I. Организационно-экономический механизм предпринимательства
Тема 1. Предпринимательство как вид деятельности
Сущность, роль и место предпринимательства в экономике. История зарождения и развития предпринимательства. Теории предпринимательства. Социально-психологические аспекты предпринимательской деятельности. Личность предпринимателя. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Тема 2. Основы бизнес-моделирования
Принципы и основы дизайн-мышления. Методы генерации бизнес-идей. Инструменты бизнес-моделирования. Базовые бизнес-модели. Стартап в предпринимательстве.
Тема 3. Основы маркетинга в предпринимательской деятельности
Базовые понятия и инструменты маркетинга. Сущность и роль маркетинга в предпринимательской деятельности. Основные концепции маркетинга. Ценностное предложение – философская основа современного бизнеса. Маркетинговые исследования: сущность и назначение, организация и проведение, основной инструментарий. Товарные стратегии бизнеса (теория жизненного цикла, матрица БКГ). Основы брендинга: понятие и инструментарий. Стратегии товародвижения. Продвижение. Маркетинговые коммуникации.
Тема 4. Правовые аспекты предпринимательства
Основные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Создание бизнеса (учреждение субъекта предпринимательской деятельности). Ликвидация бизнеса. Банкротство. Налоговая ответственность предпринимателя.
Тема 5. Основы экономики бизнеса
Ресурсное обеспечение бизнеса: понятие и классификация. Источники финансирования бизнеса. Формирование уставного капитала. Основные и оборотные средства предпринимательской деятельности. Оборотные средства предпринимательской деятельности. Нематериальные активы. Амортизация как способ возврата инвестированного капитала. Затраты и результаты предпринимательской деятельности.
11 класс
Раздел II. Управление предпринимательской деятельностью
Тема 1. Основы планирования бизнеса
Принципы и методы планирования бизнеса. Стратегическое планирование бизнеса. Текущее и оперативное планирование. Планирование финансов (Бюджетирование).
Тема 2. Управление командой в бизнесе
Оценка потребности в персонале: найм и увольнение. Трудовой кодекс. Управление производительностью. Заработная плата - инструмент управления в бизнесе. Методы расчета заработной платы. Контроль и мотивация персонала.
Тема 3. Управление бизнес-процессами
Организация производственных процессов. Понятие бизнес-процесса. Формы организации производства. Организационная структура бизнеса. Основы логистики.
Тема 4. Управление инвестициями и инновациями в бизнесе
Инновации: понятие, назначение, характерные признаки, классификация. Политика инновационного развития предпринимательства. Современные инновационные тренды. Основы инвестиционной деятельности. Оценка эффективности инвестиций.
Тема 5. Управление финансами бизнеса
Финансирование бизнеса: источники и модели привлечения. Собственный и заемный капитал бизнеса. Ценообразование: основные подходы и методы. Постоянные и переменные затраты. Точка безубыточности, производственный рычаг. Оценка эффективности предпринимательской деятельности.
Тема 6. Тенденции развития современного предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства в РФ. Социальное предпринимательство. Внутрикорпоративное предпринимательство. Особые виды и формы предпринимательства: лизинг, франчайзинг, факторинг и др.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема, урок | Количе-ство часов | Модуль «Школьный урок» |
10 класс Раздел I. Организационно-экономический механизм предпринимательства Тема I. Предпринимательство как вид деятельности (4 ч) | ||
Сущность, роль и место предпринимательства в экономике. | 2 | Проект «Больше, чем урок» Первые шаги в предпринимательстве https://clck.ru/YbUiR |
Виды и формы предпринимательской деятельности. | 2 | Групповая работа: «Построение классификации видов и форм предпринимательской деятельности» |
Тема 2. Основы бизнес-моделирования (6 ч) | ||
Принципы, методы и инструменты бизнес моделирования | 2 | Урок-дискуссия: «Эффективные инструменты бизнес моделирования» |
Базовые бизнес-модели | 2 | Групповая работа: «Поиск удачных бизнес-моделей» |
Стартап в предпринимательстве. | 2 | Проектно-исследовательская работа: «Секреты успешных молодежных стартапов». |
Тема 3. Основы маркетинга в предпринимательской деятельности (10 ч) | ||
Сущность и роль маркетинга в предпринимательской деятельности. | 2 | Урок-дискуссия: «Зачем предпринимателю нужно знать о маркетинге» |
Маркетинговые исследования | 2 | Групповая работа: «Зачем нужны маркетинговые исследования» |
Основы брендинга | 2 | Проектно-исследовательская работа: «Примеры удачного брендинга» |
Стратегии продвижения товаров | 2 | Проектно-исследовательская работа: «Стратегии продвижения на примере разных компаний» |
Маркетинговые коммуникации | 2 | Проектно-исследовательская работа: «Примеры удачной и неудачной рекламной компании» |
Тема 4. Правовые аспекты предпринимательства (6 ч) | ||
Основные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. | 2 | Проектно-исследовательская работа: «Сравнительная характеристика законодательства в области предпринимательства в разных странах» |
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. | 2 | Групповая работа: «Организационно-правовые организации бизнеса в нашей стране» |
Этапы создания бизнеса | 2 | Проектно-исследовательская работа: «Налоговая ответственность предпринимателя.» |
Тема 5. Основы экономики бизнеса (8 ч) | ||
Ресурсное обеспечение бизнеса: понятие и классификация. | 2 | Групповая работа: «Источники финансирования бизнеса» |
Основные и оборотные средства предпринимательской деятельности. | 2 | Урок-дискуссия «Как повысить эффективность использования основных и оборотных средств» |
Нематериальные активы. | 2 | Проектно-исследовательская работа «Зачем фирме нужны нематериальные активы» |
Затраты и результаты предпринимательской деятельности. | 2 | Групповая работа: «Классификация затрат и их роль в повышении результативности работы фирмы» |
Итого | 34 | |
11класс Раздел II. Управление предпринимательской деятельностью Тема 1. Основы планирования бизнеса (4 ч) | ||
Принципы и методы планирования бизнеса. | 2 | Урок-дискуссия: «Зачем фирме нужно планирование и как часто» |
Планирование финансов | 2 | Групповая работа: «Составление бюджета для фирмы» |
Тема 2. Управление командой в бизнесе (4 ч) | ||
Оценка потребности в персонале: найм и увольнение | 2 | Групповая работа: «Риски при найме персонала» |
Контроль и мотивация персонала. | 2 | Урок-дискуссия: «Как повысить мотивацию работников» |
Тема 3. Управление бизнес-процессами (6 ч) | ||
Понятие и формы организации бизнес-процессов. | 2 | Урок-дискуссия: «Из чего состоит бизнес процесс» |
Организационная структура бизнеса. | 2 | Групповая работа: «Организационная структура: от чего она зависит» |
Основы логистики. | 2 | Проектно-исследовательская работа «Почему без логистики невозможно выстроить эффективные бизнес-процессы?» |
Тема 4. Управление инвестициями и инновациями в бизнесе (6 ч) | ||
Инновации: понятие, назначение, характерные признаки, классификация. | 2 | Групповая работа: «Что отличает инновации от новаций?» |
Инновационная деятельность | 2 | Проектно-исследовательская работа «Современные инновационные тренды» |
Основы инвестиционной деятельности. | 2 | Урок-дискуссия: «Как оценивать инвестиции?» |
Тема 5. Управление финансами бизнеса (6 ч) | ||
Финансирование бизнеса | 2 | Урок-дискуссия: «Собственный и заемный капитал бизнеса: их преимущества и недостатки» |
Ценообразование: основные подходы и методы. | 2 | Групповая работа: «Как формируются цены на различные товары и услуги» |
Оценка эффективности предпринимательской деятельности. | 2 | Проектно-исследовательская работа «Оценка эффективности предпринимательской деятельности на примере…» |
Тема 6. Тенденции развития современного предпринимательства (8 ч) | ||
Малое и среднее предпринимательство. | 2 | Урок-дискуссия: «Критерии отнесения к малому и среднему предпринимательству. Почему это важно знать» |
Государственная поддержка предпринимательства в РФ | 2 | Проектно-исследовательская работа «Поддержка молодежного предпринимательства» |
Социальное предпринимательство. | 2 | Проектно-исследовательская работа «Примеры социального предпринимательства в разных странах» |
Особые виды и формы предпринимательства | 2 | Проектно-исследовательская работа «Лизинг, франчайзинг, факторинг: какую роль играют для предпринимательства» |
Итого | 34 | |
Всего по курсу | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-238379-1365415577.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Слагаемые выбора профиля обучения"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса "Слагаемые выбора профиля обучения."...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-134278-1351616234.jpg)
Рабочая программа. Математика (курс по выбору). "Вокруг квадратного трехчлена" 9 класс.
из опыта работы при подготовке к ГИА...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-303695-1381512708.jpg)
Программа дистанционного курса по выбору "Основы программирования на FreePascal"
Этот дистанционный курс является предметом по выбору для учащихся 9 класса и ребят интересующихся программированием. Он уже был реализован в 4 четверти прошедшего учебного года. В этом уч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/31/picture-374724-1388445508.jpg)
Рабочая программа к курсу по выбору "Я - Гражданин России"-7 класс
Рабочая программа к курсу по выбору для 7 класса расчитана на 10 часов и включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание , календарно-тематическое планирование.Список испо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-418243-1395043733.jpg)
Рабочая программа по курсу по выбору Математика и экономика
Рабочая программа по курсу по выбору Математика и экономика...
Рабочая программа краткосрочного курса по выбору "Юный медик",для 6 класса.
Учащиеся в школе начинают изучение правил оказания медицинской помощи в курсе биологии «Человек и его здоровье» лишь в 9 классе ,а в наше время ,для обеспечения личной безопасности каждого человек...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/08/picture-654799-1599572723.jpg)
Программа предпрофильного курса по выбору"Основы дизайна"
Программа "Основы дизайна" разработана для обучающихся 9 классов с целью выбора профиля обучения и профессионального самоопределения...