Конспект урока: "Выполнение куклы в технике изготовления гобелена"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Трефилова Ирина Валерьевна

Цель: закрепление знаний по производству ткани через изготовление куклы.

Задачи:

1.     Ознакомить с основными приемами изготовления гобеленов;

2.     Систематизировать знания о производстве и структуре ткани;

3.     Приобщить учащихся к народным традициям и ремеслам;

4.     Расширить представление о профессиях ткач, художник по ткани;

5.     Развивать умение планировать работу;

6.     Формировать самостоятельность при выполнении работы;

7.     Воспитывать бережливость, экономность;

8.     Развивать эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока по технологии228 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Выполнение куклы в технике изготовления гобелена.

Цель: закрепление знаний по производству ткани через изготовление куклы.

Задачи:

  1. Ознакомить с основными приемами изготовления гобеленов;
  2. Систематизировать знания о производстве и структуре ткани;
  3. Приобщить учащихся к народным традициям и ремеслам;
  4. Расширить представление о профессиях ткач, художник по ткани;
  5. Развивать умение планировать работу;
  6. Формировать самостоятельность при выполнении работы;
  7. Воспитывать бережливость, экономность;
  8. Развивать эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный.

Материалы и оборудование, наглядные пособия:

  1. Готовые работы учащихся и учителя, репродукции старинных гобеленов.
  2. Самодельные станки.
  3. Прочные хлопчатобумажные, льняные, синтетические нитки (для натягивания нитей основы.
  4. Пряжа (шерстяная, хлопчатобумажная, синтетическая), мохер, букле, ирис, штопка, мулине для выполнения основной части узора.
  5. Ножницы, толстая игла с увеличенным ушком, расческа (вилка).

Ход урока.

  1. Организационный момент
  • Приветствие.
  • Проверка присутствующих.
  • Проверка готовности к уроку.
  1. Актуализация знаний учащихся

Выбирают две команды знатоков (5-6 человек)

1 группа экспертов (3 человека)

Командам даются задания.

1.Разгадать ребус, в котором зашифровано название команды.(Домашнее задание: придумать и нарисовать ребус по названию команды)

2. Выразить в рисунке пословицу (домашнее задание) о труде. Команда соперников отгадывает.

3. Ответить на вопросы (по билетам)

  • Как классифицируются натуральные волокна? (Растительного, животного и минерального происхождения)
  • Как называются нити, идущие вдоль ткани? (Нити основы)
  • Как называются нити, которые прокладывает челнок? (Нити утка)
  • Что образуется по краям ткани при ее изготовлении? (Кромка)
  • Какие нити в ткани более мягкие и пушистые? (Нити утка)
  • Как определяется нить основы? (Нить основы не тянется, при резком растяжении звучит звонче, идет вдоль кромки, нить основы тонкая, прочная, прямая)

4. «Черный ящик» - в шкатулке находятся инструменты, которые понадобятся на уроке – самодельный станок, вилка, ножницы, нитки, игла.

Рассказать о вещи, которая находится в «ящике», подбирая удачные выражения, используя примеры из жизни. Команда соперников должна угадать, какая вещь лежит в «ящике».

5.«Аукцион»

Учитель:        Знают все  про А и Б

Что сидели на трубе

Что упало, что пропало

Что осталось на трубе

А – упало, прослезилось

Б – упало, прослезилось

И – в испуге покачнулось

В букву Н перевернулось

Надо знать вам А,И,Б-

Соблюдайте все ТБ!

Выигрывает тот, кто последним назовет правила техники безопасности

- при работе с иглой,

- при работе с ножницами,

Эксперты подводят итоги, выставляют оценки.

Учитель ставит оценки экспертам.

  1. Изучение нового материала:

- история возникновения гобеленов

- удмуртское народное ткачество

- история возникновения куклы

- основные приемы выполнения гобеленов

Учитель: Что такое гобелен?(Ткань. Картина.)

        Гобелены – это декоративные ткани, вырабатываемые ручным способом, тканые картины, драпировки, мебельные обивки.

        Свое название гобелены получили от французской королевской мануфактуры (1662 г., Париж) в квартале Гобеленов (квартал именовался по фамилии красильщиков Гобеленов, работавших здесь с 15 в).

Шпалеры – безворсовые настенные ковры с сюжетными и орнаментальными композициями. Они применялись в убранстве жилых помещений, скрывая холодные невзрачные каменные стены.

        Первая русская шпалерная мастерская появилась в начале 18 века, благодаря стараниям Петра I. Процесс изготовления трудоемкий – за год искусная мастерица изготавливала около одного квадратного метра ковра.

        На территории Прикамья ткачество было известно в глубокой древности. Удмуртские женщины – потомственные ткачихи, многие из них владеют в совершенстве искусством узорного ткачества. С давних пор они украшают одежду, жилище ткаными узорами (покрывало, ковры и т.д.). О мастерицах говорили, что они «умеют снять образ с пролетающей птицы…» (Показ репродукций старинных гобеленов и узоры ткачества удмуртских мастериц).

Гобелены изготавливались полотняным переплетением. Какое переплетение называют полотняным? (В полотняном переплетении нити утка перекрывают нити основы через одну нить, в шахматном порядке).

Тема нашего урока «Изготовление куклы в технике гобелена»

  • Что такое кукла?
  • Какая кукла появилась раньше? Почему?

Давным - давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок дети играли деревянной куклой. Ее делали из обычного полена. Таких кукол называли «панки» (от немецкого слова «панг» - корень, ствол)

А потом придумали другую. Это – глиняная кукла. Кукол раскрашивали угольками, пока не придумали искусственные краски. Куклы стали яркие и красивые. Но сейчас такие куклы – украшение помещений, так как они быстро ломаются при ударе.

Потом придумали соломенную куклу. Как вы думаете, с  такой куклой интересно играть? (Непрочная, легко ломается, нельзя одеть, раздеть.) Родилась такая кукла в деревне. Чтобы она была устойчивой, платье ее постригали. Поэтому называли этих кукол «постригушками».

  • Что вы знаете о соломенных куклах? (Масленица – чучело мастерили весной и сжигали на костре. «Хлебная матушка» Выполняли осенью из снопа и хранили до следующего урожая.)

Самая распространенная – это тряпичная кукла.

Какие куклы вы уже выполняли? (Куклы - закрутки, куклы тильды)

Сегодня на уроке мы изготовим куклу оберег в технике гобеленов. Каждая из вас будет в роли ткачихи. Для этого вспомним.

Главные действующие лица в ткачестве – основа и уток. Основа – это каркас гобелена, нить в готовом изделии не видна. Но без нее гобелен не может существовать. Нить должна быть прочная, цвет значения не имеет

Уточные нити создают рисунок гобелена. Они могут быть любыми.

Инструменты: станок, вилка, иголка, крючок.

IV.Учебно-практический этап.

  • Демонстрация изучаемых приемов в работе.
  • Зафиксировать внимание учащихся к рабочей позе при работе на станке.
  • Упражнение учащихся по выполнению приемов на рабочих местах.

V.Самостоятельная практическая работа учащихся

Изготовление куклы - оберег из остатков пряжи в технике гобелена.

Работа по технологической карте (см. Приложение 1,2).

VI. Рефлексия урока

Подведение итогов.

Уборка рабочих мест.

Задание на дом.

        Пример выполненных кукол.

Самодельный ткацкий станок

 

Технологическая карта

Кукла – оберег из остатков пряжи (с элементами ткачества)

Содержание работы

Графическое изображение

Инструменты

I.

1.Выполнить станок для ткачества из плотного картона или фонеры, или дощечка с семью гвоздями.

C:\Documents and Settings\ДОМ\Рабочий стол\конс\Untitled-Scanned-01.jpg

2.Натянуть шесть нитей основы (начать с верхнего гвоздя)

Хлопчато-бумажные нити для основы, станок

Плетение туловища

II

1.Вставить полоску картона шириной 40мм

2.Вдеть нить основного цвета в иглу с большим ушком

Полоска картона, игла штопальная, нить основного цвета (220 см)

3.Конец нити привязать к крайней правой нити основы

4.Соткать начало юбки (выполнить полотняное переплетение) 14 рядов. Через каждые 4-5 рядов ряды уплотнять

Нить, игла, вилка

5.Ввксти дополнительные нити разного цвета, длиной 7-8 см.

Пряжа, ножницы

6.Плести юбку в следующей последовательности:

-2 нити отделочные,

- 2 ряда нитью основного цвета,

-2 нити отделочные,

-2ряда нитью основного цвета и т.д.

Соткать 40 рядов

Пряжа, ножницы, игла

7.Плести 14 рядов основной нитью (оформить талию, стянув нить)

C:\Documents and Settings\ДОМ\Рабочий стол\конс\Untitled-Scanned-04.jpg

Игла, нить

8.выполнить руки. Ввести 8 нитей дополнительного цвета длиной 12-14 см.

Последовательность:

-2 ряда дополнительной нитью,

-2ряда нитью основного цвета и т.д.(Всего 16 рядов)

Игла, пряжа, ножницы

 9.Определить длину рукава и обвязать их на конце дополнительной нитью, подрезать.

Нити, ножницы

10.Сплести шею нитью основного цвета – 4 ряда

C:\Documents and Settings\ДОМ\Рабочий стол\конс\Untitled-Scanned-05.jpg

Игла, нить

11.Сплести голову и волосы, используя нитки длиной 14 см.(цвет лица) 15-20 рядов (в зависимости от толщины нитей)

Пряжа, ножницы

12.Оформить прическу, обвязав дополнительной нитью и оформив бантиками, лишние нити подрезать

Нитки, ножницы

Окончательная обработка

III

1.Аккуратно подрезать нити основы и завязать их между собой

C:\Documents and Settings\ДОМ\Рабочий стол\конс\Untitled-Scanned-06.jpg

ножницы

2.Подрезать нити над головой и связать их в пучок, лишние нити подрезать. Получилась челка.

ножницы

3.Проутюжить через влажный проутюжильник

Утюг, проутюжиль-ник

4.Оформить юбку, срезав лишние нити по бокам

ножницы

5.Оформить лицо:

- бисером,

-или вышить цветными нитками мулине

Игла, бисер, нитки, ножницы

6.Связать шнурок (цепочка из воздушных петель), соединить с куклой (желаемой длины)

C:\Documents and Settings\ДОМ\Рабочий стол\конс\Untitled-Scanned-07.jpg

Крючок, нитки

.

Подарите своим близким со словами : Мир вашему Дому!

 

Схема выполнения куклы – оберег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку "Выполнение декоративного панно в технике изонить". Технология,5 класс

На протяжении всего открытого урока презентация иллюстрировала  объяснение учителя, проверку знаний учащихся, делала урок более наглядным и понятным....

Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления 6 класс

«Похвальное слово существительному» (роль имени существительного в речи)Тип урока: изучение нового материалаЦель: дать представление о  роли имени существительного в русском языке.Задачи:Расширен...

Конспект урока "Выполнение узора «изба» с применением лоскутной техники".

Разработка конспекта урока на практическое повторение в 7 классе коррекционной школе VIII вида....

Конспект урока "Выполнение эскизов элементов оформления книги. Заставка. Буквицы. Концовка"

Конспект урока в 7-ом классе, включающий беседу по презентации и оформление буквицы обучающимися....

конспекты уроков "Выполнение упражнений на гимнастической стенке различными способами"

Школа молодого педагога. различные методики предодавания на уроках физической культуры...

Конспект урока "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"

Конспект урока по теме "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"...

Конспект урока "Выполнение соединений УС-3. Запиливание шипов"

Формирование знаний и практических умений по запиливанию шипов соединения вполдерева...