Конспект урока "Выполнение узора «изба» с применением лоскутной техники".
план-конспект урока (7 класс) по теме

Зеленцова Ирина Алексеевна

Разработка конспекта урока на практическое повторение в 7 классе коррекционной школе VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО   ОБУЧЕНИЯ (швейное дело).

        Конспект урока на тему:        

«Выполнение узора «изба» с применением лоскутной техники».

                               

                                   

                                                                               

                                                         

                                                                               

                                                                 МКС(К)ОУ  школа-интерна

                                                                 VIII вида №92

                                                                 Учитель: Зеленцова Ирина Алексеевна                                                                            

                                                                     

Ход урока:

Обоснование деятельности

Деятельность учителя и учащихся.

Взаимное приветствие, настраиваю группу на серьезную работу.

  1. Организационная часть.

Приветствие. Учитель предлагает учащимся занять свои места.

Доклад дежурного по схеме:

  1. дата;
  2. отсутствующие;
  3. присутствующие;
  4. фамилия дежурного.

Проверка дежурным готовности учащихся к уроку.

Активизирую внимание детей, заинтересовываю предстоящей работой.

Сообщение темы и целей урока.

Краткое разъяснение темы урока.

План урока:

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Знакомство с новой темой.
  3. Выполнение практической работы.
  4. Проверка качества выполненной работы и её оценивание.

Выясняю уровень подготовки учащихся. Закрепляю пройденный материал, тренирую память.

Развиваю умение применять ранее полученные знания на практике, умение ориентироваться в задании, развивают эстетический вкус.

Укрепляю межпредметную связь с изобразительным искусством. Формируют умение опытным путем делать выводы.

 Заинтересовываю учащихся при изучении новой темы показом слайдов.

Развиваю умение ориентироваться в схеме.

Формирую умения разбираться в технической документации и использовать ее в своей работе.

Предупреждаю от возможных ошибок.

  1. Повторение пройденного материала.

Учитель: Мы приступили к изучению новой темы « Лоскутное шитье».

Что такое пэчворк?

Ответ: Пэчворк – это народное прикладное искусство.

Учитель: Чем занимается пэчворк?

Ответ: Это техника шитья из лоскутов, лоскуты сшивают вместе, и при этом образуется узор.

Учитель: Какие ткани используют для данной техники?

Ответ: Используют хлопчатобумажные ткани.

Учитель: Дайте название этих тканей.

Ответ: Ситец, сатин, бязь.

Учитель: Почему для лоскутной техники используют именно хлопчатобумажную ткань?

Ответ: Это обусловлено свойствами ткани – они легко стираются и гладятся, при раскрое мало осыпаются.

Учитель: Основная работа при создании художественного лоскутного изделия – это гармоничный подбор цвета используемых лоскутов ткани. Чтобы лучше разбираться во множестве цветовой палитры сейчас проведем игру  «Волшебный круг».

Описание дидактической игры: обучающимся раздается цветовой  круг, разделенный на сектора в цветовой последовательности. Необходимо при помощи этого круга назвать и показать:

  • Холодные цвета (зеленый, синий, фиолетовый), это цвета воды и льда - говорят о холоде;
  • Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый), они напоминают о солнце и тепле;
  • Какие сектора круга считаются контрастными и при этом гармоничными?

Это цвета, расположенные напротив друг друга. Например: красный – зеленый; синий – оранжевый.

  • Какие цвета вносят дисгармонию?

Это цвета соседних секторов. Например: красный – оранжевый; красный – фиолетовый.

  • Какие цвета считаются родственными?

Цвета одного сектора, которые различаются по тону и яркости. Например: оттенки зеленого (светло-зеленый, зеленый, темно-зеленый).

Подбор лоскутов ткани из множества предложенных образцов в соответствии с поставленными вопросами.

Таким образом, цветовой круг и знания законов составления цветовых комбинаций позволяет нам правильно подбирать лоскуты ткани и создавать необычные узоры.

  1. Изложение нового материала.

Раздаётся плач, входит девочка.

Учитель: Девочка как тебя зовут и почему, ты плачешь?

 Золушка: Меня зовут Золушка. Для своей мачехи и ее дочерей для бала я шила платья. После работы у меня остались лоскуты ткани. Мачеха увидела их и приказала что-нибудь из них сделать. А у меня ничего в голову не приходит, что можно с ними сделать. Поэтому я и плачу.

Учитель: Не плач Золушка наши девочки хоть сами много не умеют, но постараются тебя помочь.

Учитель: Изделия, сшитые из разноцветных лоскутов, напоминают мозаичную картину. Называют такое шитье по-разному: «спираль», «ананас», «алмаз», «звезда» и т.д. (слайд№2) Орнамент можно выполнить из треугольников, квадратов, полосок.

Нахождение перечисленных узоров на изделиях.

Учитель: Сегодня на уроке мы  познакомимся с одним из узоров лоскутной техники «изба» и «колодец» и выполним его на образце(слайд№3).

Блок «изба» - один из традиционных блоков из полос в лоскутном шитье.

Его можно увидеть в орнаментах Древнего Египта (слайд№4), на предметах быта старообрядцев в глухих уголках России (слайд№5), на английских покрывалах прошлого века (слайд№6).

Его и сегодня широко используют в лоскутных изделиях в Америке.

Блок «изба» символизирует бревенчатую избу с «бревнами» - полосками и очагом посередине. Огонь, освещая центр дома, не может разогнать глубокие тени в дальних углах, поэтому вокруг центрального квадрата нашивают с одной стороны темные, а с другой светлые  полоски ткани. Центральный квадрат выполняют обычно красного цвета.

В русских деревнях иногда центральный квадрат делают из синей ткани, символизирующий воду, а полоски – цветными, и называют такой блок «колодец».

Нахождение и рассматривание изделий с блоками «изба» и «колодец».

Учитель: Для выполнения образца узора «изба» необходимы светлые и темные полоски, квадрат и основа, на которую будут настрачиваться лоскуты.

Изучение инструкционной карты «Выполнение узора «изба».

  • В центр основы приложить квадрат, заколоть булавкой (слайд№7).
  • Первую (светлую) полоску лицевой стороной приложите к верхней части «очага», выровняйте срезы, пристрочите по припуску,  отверните полоску, отутюжьте шов в направлении от центра изделия и обрежьте излишек вровень с «очагом» (слайд№8).
  • Вторую (светлую) полоску приложите лицевой стороной к правой стороне «очага» и правому срезу первой полоски, пристрочите, отверните, отгладьте и срежьте лишнее (слайд№9).
  • Аналогично пришейте третью (темную) полоску, совместив ее с нижней стороной квадратика и второй полоской. Лишнее отрежьте (слайд№10).
  • Четвертую (темную) полоску притачайте сразу к трем деталям: левым срезам первой и третьей полосок и левой стороне «очага» — теперь он вокруг обшит первым рядом полосок (слайд№11).
  • Остальные полоски пришивайте ряд за рядом в той же цветовой последовательности по спирали вокруг «очага», пока основа полностью не закроется (слайд№12).

Учитель предлагает собрать из раскроенных деталей блок «изба». Разложить образцы с пооперационным изготовлением в последовательности выполнения работы.

Отвлекаю от умственной деятельности, расслабляю, переключаю внимание на другой вид работы

  1. Физпауза.

Проводит Золушка: Как же я устала, а можно мы немного разомнемся. Я покажу, как  это делаю, когда очень устаю.

Чтоб получше нам размяться,

Будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперед, а потом наоборот.

Вот ещё одно заданье –

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать!

 Раз – два – три – четыре - пять.

Мы шагаем дружно, бодро,  

Но пора закончить отдых.

Напоминаю об умении расходовать время экономно.

Забочусь о сохранности здоровья.

Учитель: Назовите, какие инструменты и приспособления нам необходимы для работы.

Ответ: Нитки, игла, булавки, ножницы, швейная машина, утюг. Перед работой повторим правила безопасной работы на швейной машине и с утюгом.

Приступаем к выполнению практической работы.

Время работы 15 минут.

5.Выполнение учащимися практической работы.

Текущий инструктаж по ходу работы.

Наблюдаю за выполнением работы, ответы на вопросы учеников.

Формирую навыки самоконтроля.

6.Подведение итогов занятия.

Проверка выполненной работы.

Анализ ошибок в соответствии с требованиями к качеству данной работы.

Выставление оценок. Запись домашнего задания

           Психолого-педагогическая характеристика  класса.                                                              

В группе 7б класса швейному делу обучается 5 девочек.  

В целом атмосфера в коллективе комфортная. Преобладает жизнерадостный настрой.

По своему развитию класс делится на 3 группы:

1 группа. В нее входит 1 ученицы: Круглова М. Она способа самостоятельно ориентируются в заданиях, понимает и выполняет их, способна к адекватной самооценке. Девочка с высокой работоспособностью, хорошо развитой моторикой. Это сильная ученица. Но наблюдаются незначительные нарушения эмоционально-волевой сферы – неустойчивое настроение, недостаточный самоконтроль.

2 группа. В нее входит 1 ученица: Клишина А. Она нуждаются в помощи взрослого, использует наглядные опоры. Обладают средним темпом работы. Девочка со слабо развитой речью, имеет нарушения эмоционально-волевой сфере.

3 группа: Лужанская А., Прошина С., Крисанова Д.Они нуждаются в помощи взрослого в виде совместных практических действиях, отвечают на отдельные вопросы по содержанию деятельности. В практической работе они отстают, так как имеет очень низкий темп работы. Девочки имеет плохо развитую речь, обладают значительными нарушениями в  развитии волевой сферы.

Тема урока:

Выполнение узора «изба» с применением лоскутной техники.

Цель урока:

Познакомить и выполнить узор « изба» с применением лоскутной техники.

Задачи урока:

1.Образовательная: Формирование навыка соединения лоскутов между собой; закрепление навыков по выполнению стачного шва; правил безопасной работы с электроутюгом и на швейной машине.

2.Коррекционно-развивающая: Развитие устной речи, формирование навыка оперировать изучаемыми понятиями.

3.Воспитательная: Воспитание самостоятельности, внимания и аккуратности, привитие эстетического вкуса.

2.

Структура урока (4о минут).

1.Организация начала урока (2минуты).

        а.) взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

        б.) раппорт дежурного по классу.

        в.) сообщение темы и цели урока.

2.Повторение пройденного материала(10минут).

3.Повторение технологических требований(9 минуты):

        а.) показ приемов работы(6минуты);

        б.) проверка усвоения материала(3минуты).

 4.Физпауза (2минуты).

 5. Практическая работа учащихся(15минут).

 6. Подведение итогов и оценка выполненной работы(2минуты).

Оборудование:

  1. Швейная машина
  2. Электроутюг.
  3. Нитки, игла, булавки, ножницы.
  4. Крой: полоски, квадрат и основа.
  5. Готовый образец прихватки.
  6. Инструкционная  карта «Выполнение узор «изба».

Диагностика уровня развития и обученности учащихся:

Девочки знакомы с технологией настрачивания полос на основу, знакомы с технологией выполнения стачного шва, обладают навыками по организации рабочего места и подготовки материалов к работе. Имеют навыки работы на швейной машине с электроприводом. Владеют устойчивыми приемами выполнения ручных стежков.

               Самоанализ урока.

Урок получился результативным. Учащиеся справились с предложенными заданиями. Цель и задачи были поставлены с учетом уровня развития и уровня обучаемости класса.

Положительные результаты урока обеспечили:

     1.смена видов деятельности другим;

     2.индивидуальная работа, фронтальная беседа.

Методы и приемы соответствовали поставленной цели урока, а так же возможностям обучающихся.

Доброжелательная атмосфера на уроке, контакт учителя с учащимися способствовали активизации умственной деятельности учеников.

Наглядные пособия были подобраны удачно.

Темп работы был высокий. Времени на выполнение самостоятельной работы хватило.

Осуществлялось наблюдение за деятельностью учащихся, и проводилась коррекция их деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изготовление узора «изба» Цели: Познакомиться с историей возникновения узора «изба» . Познакомиться с технологией выполнения блока. Выполнить блок «русская изба» на образце .

Слайд 2

Алмаз Спираль Шахматы Ананас Звезда Русский квадрат

Слайд 3

« Русская изба» представляет из себя орнамент из лоскутов и квадрата.

Слайд 4

Блок «изба» можно увидеть в орнаментах Д ревнего Египта .

Слайд 5

Данный блок встречается в предметах быта старообрядцев в глухих уголках России .

Слайд 6

Его выполняли на английских покрывалах прошлого века.

Слайд 7

Технологическая карта «Изготовление узора «изба» К центру основы приложить квадрат «очаг» лицевой стороной вверх и приколоть его булавками.

Слайд 8

Первую (светлую) полоску лицевой стороной приложите к верхней части «очага», выровнять срезы, пристрочить по припуску, проутюжьте шов «на ребро», отвернуть полоску, отутюжьте шов в направлении от центра изделия и обрезать излишек вровень с «очагом».

Слайд 9

Вторую (светлую) полоску приложить лицевой стороной к правой стороне «очага» и правому срезу первой полоски, пристрочить, отвернуть, отгладить и срезать лишнее.

Слайд 10

Аналогично пришивают третью (темную) полоску, совместив ее с нижней стороной квадратика и второй полоской. Лишнее отрезать.

Слайд 11

Четвертую (темную) полоску притачать сразу к трем деталям: левым срезам первой и третьей полосок и левой стороне «очага» — теперь он вокруг обшит первым рядом полосок.

Слайд 12

Остальные полоски пришивают ряд за рядом в той же цветовой последовательности по спирали вокруг «очага», пока основа полностью не закроется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 6 классе "Изготовление прихватки в скоростной лоскутной технике"

Тема:  Изготовление прихватки в скоростной лоскутной технике.Цель урока: создание условий для изготовления прихватки в лоскутной технике.Задачи:Образовательные:1) совершенствовать  умения и ...

Мастер-класс"Изготовление узора "Изба ".

Изготовление лоскутной техники "Изба"....

Конспект урока . Тема : Лоскутная техника (пэчворк) - вчера и сегодня.

                        Урок посвящен одному из древнейших  видов народных ремесел - мастерству создания различных изделий...

Конспект развивающего занятия с применением нетрадиционных техник рисования "Вишневый сад". Тычковая техника.

Нетрадиционное рисование способно повысить интерес ребенка к художественной деятельности, позволяет раскрыть творческий потенциал, развивает воображение, помогает ребенку почувствовать себя смелее, ра...

План - конспект урока по теме «Лоскутная техника».

План конспект урока технологии с использованием функциональной грамотности в 5 классе по ФГОС...