Конспект урока "Выполнение узора «изба» с применением лоскутной техники".
план-конспект урока (7 класс) по теме
Разработка конспекта урока на практическое повторение в 7 классе коррекционной школе VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vypolnenie_uzora_izba_s_primeneniem_loskutnoy_tehniki.doc | 83 КБ |
izgotovlenie_uzora_izba.pptx | 791.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (швейное дело).
Конспект урока на тему:
«Выполнение узора «изба» с применением лоскутной техники».
МКС(К)ОУ школа-интерна
VIII вида №92
Учитель: Зеленцова Ирина Алексеевна
Ход урока:
Обоснование деятельности | Деятельность учителя и учащихся. |
Взаимное приветствие, настраиваю группу на серьезную работу. |
Приветствие. Учитель предлагает учащимся занять свои места. Доклад дежурного по схеме:
Проверка дежурным готовности учащихся к уроку. |
Активизирую внимание детей, заинтересовываю предстоящей работой. | Сообщение темы и целей урока. Краткое разъяснение темы урока. План урока:
|
Выясняю уровень подготовки учащихся. Закрепляю пройденный материал, тренирую память. Развиваю умение применять ранее полученные знания на практике, умение ориентироваться в задании, развивают эстетический вкус. Укрепляю межпредметную связь с изобразительным искусством. Формируют умение опытным путем делать выводы. Заинтересовываю учащихся при изучении новой темы показом слайдов. Развиваю умение ориентироваться в схеме. Формирую умения разбираться в технической документации и использовать ее в своей работе. Предупреждаю от возможных ошибок. |
Учитель: Мы приступили к изучению новой темы « Лоскутное шитье». Что такое пэчворк? Ответ: Пэчворк – это народное прикладное искусство. Учитель: Чем занимается пэчворк? Ответ: Это техника шитья из лоскутов, лоскуты сшивают вместе, и при этом образуется узор. Учитель: Какие ткани используют для данной техники? Ответ: Используют хлопчатобумажные ткани. Учитель: Дайте название этих тканей. Ответ: Ситец, сатин, бязь. Учитель: Почему для лоскутной техники используют именно хлопчатобумажную ткань? Ответ: Это обусловлено свойствами ткани – они легко стираются и гладятся, при раскрое мало осыпаются. Учитель: Основная работа при создании художественного лоскутного изделия – это гармоничный подбор цвета используемых лоскутов ткани. Чтобы лучше разбираться во множестве цветовой палитры сейчас проведем игру «Волшебный круг». Описание дидактической игры: обучающимся раздается цветовой круг, разделенный на сектора в цветовой последовательности. Необходимо при помощи этого круга назвать и показать:
Это цвета, расположенные напротив друг друга. Например: красный – зеленый; синий – оранжевый.
Это цвета соседних секторов. Например: красный – оранжевый; красный – фиолетовый.
Цвета одного сектора, которые различаются по тону и яркости. Например: оттенки зеленого (светло-зеленый, зеленый, темно-зеленый). Подбор лоскутов ткани из множества предложенных образцов в соответствии с поставленными вопросами. Таким образом, цветовой круг и знания законов составления цветовых комбинаций позволяет нам правильно подбирать лоскуты ткани и создавать необычные узоры.
Раздаётся плач, входит девочка. Учитель: Девочка как тебя зовут и почему, ты плачешь? Золушка: Меня зовут Золушка. Для своей мачехи и ее дочерей для бала я шила платья. После работы у меня остались лоскуты ткани. Мачеха увидела их и приказала что-нибудь из них сделать. А у меня ничего в голову не приходит, что можно с ними сделать. Поэтому я и плачу. Учитель: Не плач Золушка наши девочки хоть сами много не умеют, но постараются тебя помочь. Учитель: Изделия, сшитые из разноцветных лоскутов, напоминают мозаичную картину. Называют такое шитье по-разному: «спираль», «ананас», «алмаз», «звезда» и т.д. (слайд№2) Орнамент можно выполнить из треугольников, квадратов, полосок. Нахождение перечисленных узоров на изделиях. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из узоров лоскутной техники «изба» и «колодец» и выполним его на образце(слайд№3). Блок «изба» - один из традиционных блоков из полос в лоскутном шитье. Его можно увидеть в орнаментах Древнего Египта (слайд№4), на предметах быта старообрядцев в глухих уголках России (слайд№5), на английских покрывалах прошлого века (слайд№6). Его и сегодня широко используют в лоскутных изделиях в Америке. Блок «изба» символизирует бревенчатую избу с «бревнами» - полосками и очагом посередине. Огонь, освещая центр дома, не может разогнать глубокие тени в дальних углах, поэтому вокруг центрального квадрата нашивают с одной стороны темные, а с другой светлые полоски ткани. Центральный квадрат выполняют обычно красного цвета. В русских деревнях иногда центральный квадрат делают из синей ткани, символизирующий воду, а полоски – цветными, и называют такой блок «колодец». Нахождение и рассматривание изделий с блоками «изба» и «колодец». Учитель: Для выполнения образца узора «изба» необходимы светлые и темные полоски, квадрат и основа, на которую будут настрачиваться лоскуты. Изучение инструкционной карты «Выполнение узора «изба».
Учитель предлагает собрать из раскроенных деталей блок «изба». Разложить образцы с пооперационным изготовлением в последовательности выполнения работы. |
Отвлекаю от умственной деятельности, расслабляю, переключаю внимание на другой вид работы |
Проводит Золушка: Как же я устала, а можно мы немного разомнемся. Я покажу, как это делаю, когда очень устаю. Чтоб получше нам размяться, Будем глубже наклоняться. Наклоняемся вперед, а потом наоборот. Вот ещё одно заданье – Выполняем приседанья. Не ленитесь приседать! Раз – два – три – четыре - пять. Мы шагаем дружно, бодро, Но пора закончить отдых. |
Напоминаю об умении расходовать время экономно. Забочусь о сохранности здоровья. | Учитель: Назовите, какие инструменты и приспособления нам необходимы для работы. Ответ: Нитки, игла, булавки, ножницы, швейная машина, утюг. Перед работой повторим правила безопасной работы на швейной машине и с утюгом. Приступаем к выполнению практической работы. Время работы 15 минут. |
5.Выполнение учащимися практической работы. | |
Текущий инструктаж по ходу работы. Наблюдаю за выполнением работы, ответы на вопросы учеников. | |
Формирую навыки самоконтроля. | 6.Подведение итогов занятия. Проверка выполненной работы. Анализ ошибок в соответствии с требованиями к качеству данной работы. Выставление оценок. Запись домашнего задания |
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В группе 7б класса швейному делу обучается 5 девочек.
В целом атмосфера в коллективе комфортная. Преобладает жизнерадостный настрой.
По своему развитию класс делится на 3 группы:
1 группа. В нее входит 1 ученицы: Круглова М. Она способа самостоятельно ориентируются в заданиях, понимает и выполняет их, способна к адекватной самооценке. Девочка с высокой работоспособностью, хорошо развитой моторикой. Это сильная ученица. Но наблюдаются незначительные нарушения эмоционально-волевой сферы – неустойчивое настроение, недостаточный самоконтроль.
2 группа. В нее входит 1 ученица: Клишина А. Она нуждаются в помощи взрослого, использует наглядные опоры. Обладают средним темпом работы. Девочка со слабо развитой речью, имеет нарушения эмоционально-волевой сфере.
3 группа: Лужанская А., Прошина С., Крисанова Д.Они нуждаются в помощи взрослого в виде совместных практических действиях, отвечают на отдельные вопросы по содержанию деятельности. В практической работе они отстают, так как имеет очень низкий темп работы. Девочки имеет плохо развитую речь, обладают значительными нарушениями в развитии волевой сферы.
Тема урока:
Выполнение узора «изба» с применением лоскутной техники.
Цель урока:
Познакомить и выполнить узор « изба» с применением лоскутной техники.
Задачи урока:
1.Образовательная: Формирование навыка соединения лоскутов между собой; закрепление навыков по выполнению стачного шва; правил безопасной работы с электроутюгом и на швейной машине.
2.Коррекционно-развивающая: Развитие устной речи, формирование навыка оперировать изучаемыми понятиями.
3.Воспитательная: Воспитание самостоятельности, внимания и аккуратности, привитие эстетического вкуса.
2.
Структура урока (4о минут).
1.Организация начала урока (2минуты).
а.) взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
б.) раппорт дежурного по классу.
в.) сообщение темы и цели урока.
2.Повторение пройденного материала(10минут).
3.Повторение технологических требований(9 минуты):
а.) показ приемов работы(6минуты);
б.) проверка усвоения материала(3минуты).
4.Физпауза (2минуты).
5. Практическая работа учащихся(15минут).
6. Подведение итогов и оценка выполненной работы(2минуты).
Оборудование:
- Швейная машина
- Электроутюг.
- Нитки, игла, булавки, ножницы.
- Крой: полоски, квадрат и основа.
- Готовый образец прихватки.
- Инструкционная карта «Выполнение узор «изба».
Диагностика уровня развития и обученности учащихся:
Девочки знакомы с технологией настрачивания полос на основу, знакомы с технологией выполнения стачного шва, обладают навыками по организации рабочего места и подготовки материалов к работе. Имеют навыки работы на швейной машине с электроприводом. Владеют устойчивыми приемами выполнения ручных стежков.
Самоанализ урока.
Урок получился результативным. Учащиеся справились с предложенными заданиями. Цель и задачи были поставлены с учетом уровня развития и уровня обучаемости класса.
Положительные результаты урока обеспечили:
1.смена видов деятельности другим;
2.индивидуальная работа, фронтальная беседа.
Методы и приемы соответствовали поставленной цели урока, а так же возможностям обучающихся.
Доброжелательная атмосфера на уроке, контакт учителя с учащимися способствовали активизации умственной деятельности учеников.
Наглядные пособия были подобраны удачно.
Темп работы был высокий. Времени на выполнение самостоятельной работы хватило.
Осуществлялось наблюдение за деятельностью учащихся, и проводилась коррекция их деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алмаз Спираль Шахматы Ананас Звезда Русский квадрат
« Русская изба» представляет из себя орнамент из лоскутов и квадрата.
Блок «изба» можно увидеть в орнаментах Д ревнего Египта .
Данный блок встречается в предметах быта старообрядцев в глухих уголках России .
Его выполняли на английских покрывалах прошлого века.
Технологическая карта «Изготовление узора «изба» К центру основы приложить квадрат «очаг» лицевой стороной вверх и приколоть его булавками.
Первую (светлую) полоску лицевой стороной приложите к верхней части «очага», выровнять срезы, пристрочить по припуску, проутюжьте шов «на ребро», отвернуть полоску, отутюжьте шов в направлении от центра изделия и обрезать излишек вровень с «очагом».
Вторую (светлую) полоску приложить лицевой стороной к правой стороне «очага» и правому срезу первой полоски, пристрочить, отвернуть, отгладить и срезать лишнее.
Аналогично пришивают третью (темную) полоску, совместив ее с нижней стороной квадратика и второй полоской. Лишнее отрезать.
Четвертую (темную) полоску притачать сразу к трем деталям: левым срезам первой и третьей полосок и левой стороне «очага» — теперь он вокруг обшит первым рядом полосок.
Остальные полоски пришивают ряд за рядом в той же цветовой последовательности по спирали вокруг «очага», пока основа полностью не закроется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Тема урока Технология изготовления прихватки в лоскутной технике.
Технологическая карта урока. С применением ИД....
Конспект урока технологии в 6 классе "Изготовление прихватки в скоростной лоскутной технике"
Тема: Изготовление прихватки в скоростной лоскутной технике.Цель урока: создание условий для изготовления прихватки в лоскутной технике.Задачи:Образовательные:1) совершенствовать умения и ...
Мастер-класс"Изготовление узора "Изба ".
Изготовление лоскутной техники "Изба"....
Конспект урока . Тема : Лоскутная техника (пэчворк) - вчера и сегодня.
Урок посвящен одному из древнейших видов народных ремесел - мастерству создания различных изделий...
Конспект развивающего занятия с применением нетрадиционных техник рисования "Вишневый сад". Тычковая техника.
Нетрадиционное рисование способно повысить интерес ребенка к художественной деятельности, позволяет раскрыть творческий потенциал, развивает воображение, помогает ребенку почувствовать себя смелее, ра...
2020. "Переплетный узор. Квадрат" - мастер-класс по технике изонить
Мастер класс по технике изонить...
План - конспект урока по теме «Лоскутная техника».
План конспект урока технологии с использованием функциональной грамотности в 5 классе по ФГОС...