Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
«Похвальное слово существительному» (роль имени существительного в речи)
Тип урока: изучение нового материала
Цель: дать представление о роли имени существительного в русском языке.
Задачи:
- Расширение представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи;
- Формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
- Развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка;
- Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
- Активизации познавательной деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления одаренных детей
6 класс
Тема урока: «Похвальное слово существительному» (роль имени существительного в речи)
Тип урока: изучение нового материала
Цель: дать представление о роли имени существительного в русском языке.
Задачи:
- Расширение представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи;
- Формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
- Развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка;
- Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
- Активизации познавательной деятельности учащихся
Ход урока
Вводная часть урока:
I. Орг. момент
- Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?
II. Актуализация опорных знаний.
- А сейчас мы станем исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (В толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».
- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? (Ответы детей)
Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".
- Заполните таблицу (каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)
З - что мы знаем про имя существительное? | Х – что хотим узнать? |
Работа в группах, проверка выполнения задания.
З - что мы знаем про имя существительное? | Х – что хотим узнать? |
Часть речи. Обозначает предмет. Отвечает на вопросы – кто? что? Склоняется. | Зачем используется в речи? |
III. Стадия вызова . Сообщение темы и целей урока.
На доске появляется тема урока: «Роль имени существительного».
- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена существительные?
Прием «Дерево предсказаний»
Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?
IV. Стадия осмысления.
Основная часть урока:
V. Работа по проблеме урока.
Наблюдения над ролью существительных в речи.
Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).
Толстые ? | Тонкие ? |
С какой целью… Почему вы считаете, что… Предположите, что будет, если … | Зачем… Можно ли … |
Группы озвучивают свои вопросы
Задание 1. Работа в группах: 1 стихотворение для 1 группы, 2 – для 2.
1. Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес
(С. Аксаков)
2.Мороз и солнце; день чудесный!
( А.С. Пушкин)
- Какие картины вы представляете в своём воображении, прочитав эти строки?
Физкультминутка для глаз.
Задание 2. Работа в группах.
Вы знаете, что существительные могут употребляться как в прямом, так и переносном значении, поэтому в речи, особенно в художественной, возможно создание метафор и сравнений.
- Что такое метафора, сравнение?
Перед вами тексты:
А) Ветер всхлипывал, словно дитя, за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)
Б) Догорают дни у просек
На рябиновых кострах.
По дорогам ходит осень
В красно-жёлтых сапогах.
Старушонкой в серой шали
По утрам встаёт заря.
По утрам встаёт заря.
Шустрый ветер бойко шарит
По амбарам сентября. (Н. Лухтин)
- Найти сравнение и метафоры.
- Какую функцию в данных текстах выполняют эти изобразительно-выразительные средства?
Задание 3.
Делают речь образной и выразительной, помогают избегать повторов слова –синонимы.
-Что такое синонимы?
-Составьте синонимичный ряд к словам:
1 группа - мужество (смелость, храбрость, отвага, бесстрашие,)
2 группа - милосердие (сочувствие, доброта)
- Есть приём, о котором мы ещё не говорили, он называется градацией.
Градация – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события, действия, мысли, чувства по возрастающей или убывающей значимости.
Например, «как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?»
- Расположите данные существительные в порядке возрастания, применив градацию.
А). Хохот, усмешка, смех, хихиканье (усмешка, хихиканье, смех, хохот)
Б). Гигант, колосс, великан (великан, гигант, колосс)
Задание 4.
Сказка. Игра "Мозаика"
-Прочитайте текст. Что вы представляете себе, слушая текст.
- Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте? Дополните сказку подходящими по смыслу существительными.
Подведение итогов урока.
- Может ли человек обойтись в речи без имен существительных?
- Какую роль они выполняют в речи?
Обращается внимание на дерево предсказаний.
- Какие из наших предсказаний оправдались? В чем мы ошиблись?
Вывод: мы сегодня говорили о существительном, вспомнили, что это самая частотная часть речи. Именем существительным являются наши имена, при помощи существительных мы можем нарисовать самые разные словесные картины, употребление сравнений, метафор, синонимов делают нашу речь образной и выразительной. Существительное действительно есть за что хвалить.
Заключительная часть урока:
V. Стадия рефлексии.
- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.
Групповая работа. Заполнение таблицы"ЗХУ"
З - что мы знаем про имя существительное? | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали |
Заслушиваются ответы детей.
- А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания.
- Зачитайте свои синквейны.
(Имена существительные
яркие разнообразные
описывают украшают уточняют
Без них речь наша пуста!
Богатство)
VI.Домашнее задание.
Написать сочинение «Похвальное слово существительному»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Это конспект урока по технологии РКМЧП....
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления по теме "Связь слов в словосочетании"
Тип урока: усвоение новых знаний.Использованная технология: развитие критического мышления через чтение и письмоИспользованные приёмы:-«Мозговой штурм»-таблица «Знаю-хочу знать-узнал»-объеди...
Конспект урока с использованием технологии "Развитие критического мышления..." по рассказу И.А. Бунина "Красавица"
В уроке используются стратегии технологии "Развитие критического мышления..."...
Конспект урока с применением технологии развития критического мышления
Конспект урока с применениемтехнологии развития критического мышления...
План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.
Тип урока: усвоение и новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Конспект урока математики по технологии развития критического мышления.
Конспект урока по теме "Формула площади прямоугольника " для 5 класса разработан по технологии развития критического мышления....