Современные подходы к образованию детей с нарушением интеллекта
статья по технологии (8 класс) на тему
направления моей работы, пэчворк, мягкая игрушка, валяние, инновационные приемы , специфика,формы,методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_podkhod_k_vospitaniyu.doc | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к образованию детей с нарушением интеллекта.
Творчество - это великая сила, способная вытащить из любой пропасти, и вознести на огромные вершины. Н.А. Бердяев
Современные подходы к образованию детей с нарушением интеллекта предполагают использование новых образовательных технологий, методик преподавания, разнообразных форм и методов обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания и развития, социальной адаптации учащихся, а также развитии личности детей.
В своей работе я выбрала такие направления работы, как пэчворк, мягкая игрушка и валяние из шерсти и хотя они не являются основными, а реализуются на занятиях кружка, тем не менее, сильно воздействуют на формирование внутреннего мира воспитанников.
Пэчворк - это лоскутное шитье, сложное и трудоемкое занятие. Без сомнения, для создания таких творений нужно иметь особое творческое чутье и восприятие, ну и, конечно же, огромное терпение и аккуратность. В процессе занятий развивается глазомер, координация движения рук, память, мышление, воображение, а также имеет большое значение для общего развития детей с нарушением интеллекта.
То же самое можно сказать и о работе по выполнению мягкой игрушки и войлоковалянии . Эти виды работ, несмотря на определенную трудоемкость, кропотливость процесса выполнения, привлекает детей своими результатами. Все мы знаем, как повышает настроение и самооценку радость от сделанной своими руками красивой поделки, которая имеет еще и практическую ценность.
Мои занятия не ставят целью формирование у детей способностей к высокохудожественному творчеству. Они являются одновременно и обучающей деятельностью, и терапией. В процессе занятий складываются естественные отношения, в которых у ребенка развиваются адекватное восприятие собственного «Я», ясное представление о том, что он может сам многое сделать, преодолевая негативные установки, формируется положительный образ себя.
Успешность в обучении и воспитании зависит от многих факторов и один из самых значимых – совместные действия педагогов, педагогов и воспитанников. Еще в сентябре при составлении расписания вместе с воспитателями стараемся сделать его максимально удобным прежде всего для детей, равномерно распределяя нагрузку.
Инновационные приемы в моей работе – это реализация индивидуального подхода при организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания учащихся с низкими учебными возможностями. Если на 1-2 году обучения на уроке дети выполняют одну общую или идентичную работу, и упор идет на отработку определенных приемов, то на 3-4 году каждый ученик делает свою работу по уровню сложности соответствующую его возможностям. Причем, выбор темы определяется учителем и учеником совместно. Многие старшеклассники могут объективно оценивать свои возможности при постановке цели и ее достижении. Надо только правильно направить ученика и поддерживать его интерес.
Поскольку занятия проходят во второй половине дня, то бывает что дети или переутомлены и вялы или наоборот, перевозбуждены. Воспитатели обычно помогают мне сориентироваться в ситуации. Если кто-то сильно устал, иногда остается в спальне отдохнуть, или наоборот, рвутся на занятие что-то доделать. Т.е. всегда во главу угла ставится здоровье и эмоциональное состояние ребенка. Мы для детей, а не они для нас.
В процессе занятия, когда не требуется моих пояснений, часто у нас с детьми возникают беседы, диспуты. Иногда я их планирую, но чаще спонтанно, особенно, если в школе произошло какое-либо событие. Я люблю эти моменты: дети могут общаться с педагогом на равных, что помогает успешно решать нравственные и воспитательные задачи.
Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых школьников приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.
Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточность приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности.
В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудом умственно отсталыми школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако, основная задача трудового обучения – вооружить школьников доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности. Знания, полученные учащимися на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой стороны, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.
У большинства учащихся коррекционной школы могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения нескольких трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленно, отсюда вытекает необходимость в значительном увеличении сроков трудового обучения. Наибольшая сложность состоит в формировании способностей выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Трудовое обучение содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся, т.к. труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталого ребенка.
Процесс обучения таких детей имеет существенную специфику:
- более низкий уровень сложности учебного материала;
- замедленный темп обучения;
- использование наглядных методов обучения;
- коррекция присущих учащимся недостатков.
Коррекционная работа ставит своей целью исправление присущих детям с отставанием в развитии недостатков путем применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. Это позволяет ослабить или преодолеть дефекты ребенка, воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть его в развитии. Показателем в развитии обобщенных учебных и общетрудовых умений служит уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Отсюда коррекцию можно рассматривать, с одной стороны, как путь развития аномального ребенка и, с другой, - как способ, обеспечивающий наиболее эффективное усвоение учебного материала.
В познавательной деятельности коррекция направлена на развитие умений учащихся связывать новый материал с ранее усвоенным, выделять главное в получаемой информации, сравнивать, обобщать.
Профессионально трудовое обучение в школе VIII вида организуется в различных формах:
- учебные занятия;
- производственная практика;
- общественно-полезный производительный труд;
- кружковая работа.
К учебному занятию предъявляются следующие требования:
1. Целенаправленность занятий.
Каждое занятие должно иметь конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии, а также общие цели (воспитательные и коррекционные).
2. Оптимальность объема учебного материала.
Для каждого занятия необходимо планировать такой объем учебного материала, который может быть усвоен с преодолением определенных трудностей.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия.
Каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление , подведение итогов).
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
Необходимо подбирать такие методы обучения, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками.
5. Рациональное использование учебного времени.
Каждая минута занятия должна быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия должен постепенно возрастать.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ученика.
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Чаще всего проводятся комбинированные занятия.
Теоретическая часть посвящена ознакомлению учащихся с новыми техническими и технологическими сведениями или формированию умений ориентироваться в трудовых заданиях и планировать предстоящую работу.
На практической части учащиеся усваивают новые элементы трудовых заданий, совершенствуют трудовые навыки, развивают скоростные показатели и самостоятельность в труде.
Чтобы повысить степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, необходимо определенным образом их подготовить. Ученики должны четко усвоить, что они будут делать в процессе практической работы, какой результат должен получиться и как будет проходить практическая работы. Кроме того, нужно вызвать интерес к предстоящей работе, чтобы активизировать учащихся. Затем учащиеся приступают к составлению плана, по которому они будут работать. При обучении планированию используются специальные наглядные пособия – технологические карты, готовые образцы, схемы и чертежи.
Комплексные практические работы– это основной тип занятий по труду в коррекционной школе. Результаты работы на этих занятиях имеют общественно-полезное значение. В проведении практических работ важно правильно инструктировать учащихся на занятиях, развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность в прохождении учебного материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспечивать нужный темп работы учащихся.
Организация труда учащихся на комплексных практических работах индивидуальная, т.е. каждый ученик выполняет работу от начала до конца. Завершается практическая работа подведением итогов занятия, где очень важно не только проанализировать ход работы и дать оценку результатов работы каждого ученика, но и закрепить те технические и технологические знания, которые применялись на данном занятии.
Практическое повторение– это занятия, на которых осуществляется систематическое повторение освоенных ранее трудовых операций. Основная задача на таких занятиях – формирование и дальнейшее совершенствование трудовых навыков, развитие скоростных показателей и умение работать в коллективе.
Организация труда на занятиях практического повторения может быть индивидуальной или с пооперационным разделением труда. Последнее имеет важное значение для воспитания коллективизма в труде.
Самостоятельные практические занятия проводятся в конце каждой четверти.
Учащиеся самостоятельно выполняют трудовые задания, самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Для ориентировки учащихся в задании можно использовать наглядный материал. Необходимо четко предъявить требования к качеству работы и установить время выполнения задания. По окончании работы проводится анализ ее результатов, сравнение с образцом, определятся качество выполнения изделия.
В результате проведенной работы на уроках труда учащиеся достигли хороших результатов:
У всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сформировался положительный устойчивый интерес к швейному делу.
В результате коррекционной работы наметилось уменьшение недостатков в практической деятельности учащихся. Значительно расширился словарный запас.
Контроль за деятельностью обучающихся позволил развить самооценку и самоанализ своего труда.
Используемая литература:
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.
2. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
3. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208
4. Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.: Педагогика, 2003. 208с.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999. № б. С. 25 - 34.
6. Ковалева А.В. Прогнозирование школьной успеваемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы, август 1998.
7. Ковалева А.В. Физиологические предикторы умственной работоспособности детей школьного возраста // Школа здоровья 1998, №1.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. 180с.
9. Лучшие психологические тесты. М., 1994.
10. Программа 5 — 9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. / Ред. В.В.Воронкова. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к образованию детей с ОВЗ
Наряду с преподаванием традиционных специальностей во многих коррекционных образовательных учреждениях вводятся новые курсы, расширяющие возможности выпускников в выборе жезненных ориентиров....
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....
Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики
В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....
Доклад "Актуальные проблемы адаптации детей с нарушениями интеллекта в современных социальных условиях"
Проблема адаптации детей приобрела общественную значимость. Поэтому приоритетным в работе является как собственно трудовая, так и профессиональная подготовка воспитанников к выполнению доступных...
Доклад на педагогическом совете по теме "Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта"
Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА» ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (для детей с нарушением интеллекта 7-11 лет) 2021-2022 гг.
Программа «Радость творчества» является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие. Программа представлена различными видами трудовой деятельности (работа с фетром, с бумаг...
Современный урок по столярному делу для детей с нарушениями интеллекта.
В статье освещается опыт работы с детьми с нарушениями интеллекта с использованием интерактивных тренажеров....