РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА» ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (для детей с нарушением интеллекта 7-11 лет) 2021-2022 гг.
рабочая программа
Программа «Радость творчества» является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие. Программа представлена различными видами трудовой деятельности (работа с фетром, с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и т.п.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, на изготовление игрушек - сувениров, различных полезных предметов для школы и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boglaeva_s.r._radost_tvorchestva.docx | 54.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа – интернат »
Принято Утверждаю
решением Педагогического совета Директор
протокол № _ от «__»_2020г. _____ Козицкая Н.В.
Пр. №___от «__» _2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА»
(для детей с нарушением интеллекта 7-11 лет)
Срок реализации программы -1 год
Составитель: С.Р. Боглаева
Калачинск - 2020
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………...3
2.Характеристика курса………………………………………………………………………….....4
3.Условия реализации программы………………………………………………………………....4
4. Планируемые результаты…………………………………………………………………….......5
5.Содержание………………………………………………………………………………………..9
6. Тематический план……………………………………………………………………………...14
7. Методическое и материально-техническое обеспечение…………………………………….17
8. Список литературы……………………………………………………………………………...19
1.Пояснительная записка
Программа по дополнительному образованию «Радость творчества» составлена для учащихся с нарушением интеллекта 1-4 классов на основе:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599;
-Приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р».
- Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №641/09).
-Письма Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ».
Актуальность. Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобразительной деятельностью способствует развитию всех психических процессов, а именно, мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия и является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации. Для детей важен сам процесс творчества, от него они получают прилив сил и удовольствия, уходят проблемы, стресс. Требования времени показали необходимость возрождения различных видов декоративно-прикладного творчества, которое влияет на формирование художественного вкуса. За последние десятилетия появилось много новых программ по декоративно-прикладному искусству младших школьников, основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования и вопросам социально-эмоционального развития ребенка, а развитию творческих способностей у детей с нарушением интеллекта недостаточно.
Программа «Радость творчества» является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие. Программа представлена различными видами трудовой деятельности (работа с фетром, с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и т.п.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, на изготовление игрушек - сувениров, различных полезных предметов для школы и дома.
У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности каждого ребенка.
Цель программы:
-развитие творческих способностей и всестороннее эстетическое развитие детей, с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с нарушением интеллекта;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
-индивидуальная;
-фронтальная;
-групповая.
Методы, используемые в ходе реализации программы «Радость творчества»:
- наглядные (показ образца педагогом, пример, помощь);
- словесные (объяснение, описание, поощрение, использование скороговорок, пословиц и поговорок);
-практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
-иллюстративные (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
*Выставка
*Творческие конкурсы
*Отчетная выставка
*Участие в конкурсах различного уровня
*Фотосессии готовых работ.
2. Характеристика курса.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий, Интернет-ресурсов). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
В практической части дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия, умению работать в коллективе. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Задачи программы:
- учить изготавливать поделки с использованием различных материалов: бумаги, фетра, пластилина, бросового и природного материала, нетрадиционных техник рисования
- формировать навык работы выполнения работы по плану и с опорой на шаблон;
- развивать умение подбирать цветовую гамму;
- привить интерес к декоративно-прикладному искусству;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
- воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно через различные формы внеклассной деятельности;
3. Условия реализации программы
Программа «Радость творчества» разработана на 1 учебный год, занятия проводятся в 3 группах, в каждой группе по 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий - 35-40 минут. Запланировано всего 68 часов.
Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.
В конце четверти, года устраиваются мини-выставки. Главное – дети получают моральное удовлетворение от того, что их творчество и умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
Показателями качества воспитательной работы в группе являются следующие критерии:
-уровень воспитанности детей (отношение к людям (проявление нравственных качеств личности), самодисциплина).
-раскрытие творческих способностей детей (ведение портфолио учащихся, учет участия в выставках, конкурсах)
Эти процессы исследуются методом педагогического наблюдения, также самооценка себя ребенком.
Для определения результативности берется показатель участия каждого ребенка в выставках, конкурсах различных уровней.
4. Планируемые результаты.
Перед началом изучения программы и в конце года учащиеся оцениваются по трем уровням
освоения(таблицы 1.2), а так же по изменению уровня воспитанности(таблица 3)
Критерии оценки Таблица 1
Уровень | Индикаторы (оценка) | Баллы |
Пониженный | если обучающиеся верно выполняют до 35% | 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом; 1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь; 2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно; |
Базовый | У «удовлетворительно» от 35%до 50% заданий | 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога |
Повышенный | Х «хорошо» от 51% до 65% заданий | 4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога |
О «отлично» (очень хорошо) свыше 65%. | 5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается. |
Таблица 2
Параметры оценки
знать | уметь |
- технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами; - нетрадиционные техники рисования ватными палочками, одноразовыми вилками; - название и назначение инструментов и приспособлений для ручного труда (виды бумаги, ножницы, кисти, клей и др.); - организацию и уборку рабочего места в конце занятия; - правила безопасности труда и личной гигиены. | - работать с бумагой, фетром, пластилином, бросовым и природным материалом; - работать коллективно, самостоятельно; - выполнять работы по плану и с опорой на шаблон; - обводить по шаблону и подбирать цветовую гамму; - оформлять работы к выставке. |
При освоении программы меняются личностные результаты:
- чувство прекрасного и эстетические чувства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Диагностики уровня воспитанности(личностных результатов)
по методике М.И. Шиловой
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни нравственных качеств. Оцениваются в баллах от 3-х до 0. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждой методике и вносятся в сводный результат. Затем баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности личности ученика.
Общее количество баллов определяет уровень:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 29 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Повышенный уровень воспитанности (от 30 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таблица 3
Методика № 1 Отношение к людям Цель. Выявление уровня развития отношения к жизненным ценностям. | |
Доброта и отзывчивость | |
Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; |
Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; |
Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; |
Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других |
Методика № 2 Отношение к себе Цель. Выявление качества и уровня духовно-нравственного воспитания учащихся. | |
Самодисциплина | |
Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; |
Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; |
Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; |
Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; |
5. Содержание.
№ п/п | Раздел, наименование темы | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Проведение диагностики выявления у детей умений пользоваться ножницами, вырезать по шаблону, обводить шаблон, различать цвета | 1 час |
2. | Раздел №1 Работа с природным материалом. 1.1.Вводное занятие: Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты», требования к поведению во время занятия. Рабочее место: подготовка рабочего места, размещение инструментов и материалов, соблюдение порядка на рабочем месте, соблюдение правил по технике безопасности, уборка рабочего места. Практическая работа: Технология изготовления аппликаций из листьев, из семян, поделки из шишек и овощей. 1.2. Аппликация «Лисичка» из осенних листьев -Знакомство с правилом работы с клеем, коррекция восприятия цвета листьев, вырезание по шаблону, развитие творческого воображения. 1.3. Аппликация «Осеннее дерево». -Работа по шаблону, повторение правила работы с клеем, развитие творческого воображения. 1.4. «Осенний пейзаж» поделка из листьев -Закрепить названия деревьев, раскрашивание общего фона гуашью, из семян клена выкладывание берега реки, вырезание из листьев домика, крыши, нахождение пары похожих листьев и зеркальное приклеивание. 1.5. Аппликация ежик» из листьев. -Трафаретное изображение ежика, показ образца, аккуратное приклеивание листьев, вместо иголок. 1.6. Аппликация «Гусеница» - Вырезание по шаблону, нанизывание листьев на проволоку. 1.7. Цветок из тыквенных семян -Вырезание круга, диаметром 6 см, приклеивание тыквенных семечек по кругу, вырезание по шаблону листьев и приклеивание на цветной картон. 1.8. Поделка «Колосок» из тыквенных семян -Оригинал колоса для примера, повторение ТБ при работе с ножницами и клеем, работа по плану, приклеивание тыквенных семечек на цветной картон, раскрашивание гуашью колоска в желтый цвет. 1.9. Композиция «Сова» из листьев. -Вырезание шаблон совы, приклеивание на картон, наклеивание листьев разных оттенков на туловище, голову, крылья, наклеивание клюва и глазок. 1.10. Поделка «Смешарики» из овощей -К подготовленым овощам: лук, картофель приклеиваем из пластилина глазки, ротик, носик, ботиночек. 1.11. Композиция и овощей «Тележка с урожаем» - Из овощей вырезаем тележку и в неё укладываем овощи. | 12 |
3. | Раздел № 2. Работа с бумагой. 2.1.Вводное занятие: знакомство с видами и свойствами бумаги, приемы и способы работы с бумагой, правила безопасной работы с ножницами, знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея, знакомство с использованием бумаги и правилами экономного ее расходования. Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы». Практическая часть: Технология изготовления аппликаций; помпонов из салфеток, изготовление открыток, обрывная аппликация; изготовление поделок к новому году. 2.1. Аппликация из кругов «Рыбка» -Создание рыбки из геометрических фигур: овал и круг, вырезание по шаблону овальной формы из картона туловища, вырезание кругов по шаблону из цветной бумаги, складывание кругов пополам и приклеивание на туловище. 2.2. Аппликация из кругов «Божья коровка» -Вырезание из цветной бумаги по шаблону кругов разного диаметра, приклеивание на картон. 2.3. Открытка «Курочка с цыпленком» -Работа по чертежу, заготовка элементов изделия. Сборка изделия по шаблону. 2.4. Аппликация из цветной бумаги «Дерево» - Работа по чертежу, заготовка элементов изделия, вырезание сердечек по шаблону, сборка. 2.5. Изготовление бабочек из салфеток. -Обведение контура бабочек на картон, разрезание на квадраты и скатывание шариков из цветных салфеток, приклеивание на контур бабочек. 2.6. Торцевание «Рыбка» из салфеток. -Вырезание квадратов из разноцветных салфеток, шаблон рыбки, наматывание квадратиков на стержень и приклеивание на изделие. 2.7. Аппликация в технике мозаика «Цветок». - листы картона с изображенными трафаретами цветов, нарезание полосок шириной 0,5 см нужного цвета, а затем нарезание их на небольшие квадратики или прямоугольники. Последовательное приклеивание на изображение цветка, оставляя между детальками щель примерно в 1 мм. 2.8. Торцевание «Сердечко» из гофрированной бумаги -Вырезание по шаблону сердечка, приклеивание шпажки на сердечко, накручивание бумаги на кисточку и приклеивание на изделие. 2.9. Аппликация «Зимний лес» - Вырезание из белой бумаги по шаблону деревьев, сугробов и приклеивание на синий картон. 2.10. Изготовление новогодних игрушек - Вырезание по шаблонам и склеивание. 2.11. Изготовление новогодней гирлянды. -Вырезание по шаблону и склеивание 2.12. Изготовление елочки. -Вырезание по шаблону, украшение. 2.13. Вырезание новогодних снежинок. - вырезание по шаблону. | 19 часов. |
4. | Раздел № 3. Пластилинография. 3.1.Вводное занятие: знакомство со свойствами пластилина, инструменты, используемые при работе с пластилином, приемы работы с пластилином, знакомство с симметрией, композиция. Практическая часть: лепка объемных и плоскостных изделий из пластилина, проведение техники рисования с помощью пластилина. 3.2. Цветок «Ромашка» из пластилина. - Контур цветка на картоне, скатывание белого пластилина в шарики и размазывание к центру, серединка цветка из желтого пластилина, отщипываем от зелёного пластилина кусочки и раскатываем тонкие палочки – стебельки, прижимаем пальцем палочки - стебельки к нарисованным стебелькам, чтобы закрепить на фоне, отщипываем от зелёного пластилина кусочки и раскатываем толстые палочки - листья. 3.3. «Машинка» пластилиновая мозаика. -Для изготовления мозаики из пластилина нам понадобится: разноцветный пластилин, дощечка, стек, шаблон изделия, из пластилина отщипывают кусочки и катают шарики из цветных шариков составляют рисунок . 3.4. Дерево из жгутиков. -нарисованное дерево, из пластилина раскатываются разноцветные жгутики и приклеиваются на дерево. 3.5. «Петушок» рисуем пластилином. -Контур изображения петушка, отщипываем пластилин и аккуратно растягиваем пальчиком по рисунку 3.6. «Осьминог» из пластилина. - Заготовки для ног- скатать 8 «колбасок», после чего немного заужваем каждую с одного конца, голову лепим яйцеобразной формы и собираем фигуру, из маленьких комочков клеим глазки. 3.7. Мозаика «Бабочка» из пластилина. - Для изготовления: 1. Пластилин, стек, доска для работы с пластилином. 2. Основа для мозаики (шаблон на листе). 3. Аккуратно отщипнуть небольшой кусочек пластилина нужного цвета. 4. На ладошке скатать его в ровный шарик. 5. Полученный шарик поместить на шаблон, слегка надавив на него пальчиком (не деформируя шарик). | 8 часа |
5. | Раздел № 4. Бумагопластика 4.1.Вводное занятие: знакомство с бумажной пластикой, инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами Практическая работа: приемы работы с бумагой, изготовление объемных аппликаций, открыток на различные праздники. 4.2. Ежик из вееров. - Шаблон мордочки ёжика обводим и вырезаем, рисуем глаза, носик, ротик, предварительно складываем лист бумаги пополам, совмещая короткие стороны, и затем в этом же направлении складываем бумагу ещё несколько раз. Разворачиваем, теперь линии сгибов будут расположены на одинаковом расстоянии. Перегибаем готовую гармошку пополам, склеиваем. Шубка готова. 4.3. «Птичка» объемная аппликация. - Шаблоны головы, туловища, крыльев, заготовка элементов изделия. Сборка изделия по образцу.. 4.4. «Рыбка» объемная аппликация. - Шаблон туловища рыбки из круга, диаметром 5 см, шаблоны круга- чешуя, диаметром 3 см, заготовка элементов изделия. Сборка изделия по образцу.. 4.5. Объемная аппликация «Ваза с цветами». - Вырезание по шаблону вазы, вырезание листиков, полосок длиной 10 см, шириной 1 см. Приклеивание на цветной картон, из полосок складываем пополам и клеим на круг 5 лепестков, серединка цветка –круг. 4.6. Открытка к 23 февраля - Изучение истории открытки, создание элементов для открытки, сборка изделия по технологической карте. 4.7. Изготовление пальчиковых фигур из бумаги. - Вырезание по шаблону и склеивание. 4.8. Изготовление объемной поделки «Бабочка» - Складывание из квадрата бумаги 10 на 10 см бабочки. 4.9. Открытка к 8 марта. - Создание элементов для открытки, сборка изделия по технологической карте. 4.10. Объемные цветы из кругов. - Вырезание по шаблону разных размеров и цветов кругов, склеивание на картон по образцу. 4.11. «Улитка» объемная аппликация. - Шаблон туловища улитки, диаметр самого большого круга равен 6 см , среднего 4,5 см ,маленького 3,5 см, на туловище наклеиваем круги, приклеиваем глазки, ротик, работа по образцу. | 11 часов |
Раздел № 5. Работа с бросовым материалом. 5.1.Вводная занятие: раскрыть понятие «Бросовый материал», виды. Практическая работа: изготовления поделок и одноразовых ложек и тарелок 5.2. Поделка «Петушок» из одноразовых ложек -вырезать из цветной бумаги – гребень, клюв, крылья; из пластилина - налепить глаза; наклеить - гребень, клюв, крылья, грудку. 5.3. Поделка «Заяц» из одноразовых тарелок -Приклеиваем заготовки ушек скотчем к вогнутой стороне ложки, добавим несколько штрихов и украсим нашу зайчиху бантиком из ленты. | 3 часов. | |
Раздел № 6. Нетрадиционная техника рисования. 6.1.Вводная занятие: знакомство с нетрадиционными техниками рисования Практическая работа: рисование ватными палочками, одноразовыми вилками и точечками. 6.2. Рисуем вилками «Цыпленок» - Берем желтую гуашь намазываем кисточкой вилку, на лист цветного картона по кругу наносим вилкой рисунок. По шаблоны вырезаем носик и глазки и приклеиваем. 6.3. «Осенний лес» техника «Отпечаток» -при помощи кисточки покрываем краской любой понравившийся листок и делать отпечаток: окрашенной стороной прижимают к листу всей ладонью, не сдвигая его. Когда рисунок весь заполнится отпечатками, дорисовываем стволы тонкой кистью. 6.4. Оттиск вилками «Тюльпан» -На лист бумаги, обмакиваем вилку в баночку с краской, приложите вилку с краской к листу, на нем останется след, похожий на цветок тюльпана, дорисовываем стебель и листья. Работа по образцу. 6.5. Рисование ватными палочками «Дерево» - Связываем ватные палочки в пучки по 10 штук, необходимо 3 пучка, на листе рисуем ствол, ветки, берем пучки, обмакиваем в гуашь и начинаем рисовать листья. Работа по видео-занятию. 6.5. «Фрукты» рисование точечками. -Показ образца, вырезание по шаблону фрукта, ватной палочкой наносим точечно краску. | 6 часов. | |
Раздел №7. Работа с фетром. 7.1.Вводное занятие: знакомство с материалом «Фетр», виды фетра, приемы работы с фетром. Практическая работа: изготовление плоских аппликаций из фетра. 7.2. Аппликация «Пасхальное яйцо» - Работа по плану.Вырезаем из желтого (или белого) фетра 1 деталь в форме яйца и из зеленого фетра 1деталь будущей травки. Размеры яйца в высоту достигают около 7 сантиметров, приклеиваем травку, украшаем. 7.3. Аппликация «Цыпленок» - Образец изделия, по шаблону вырезаем заготовки туловища, головы, крылья, склеиваем, приклеиваем клюв и глазки. 7.4. Аппликация «Ракета» - Образец изделия. Вырезаем по шаблону детали ракеты, склеиваем. 7.5. Аппликация «Совушка». -Образец изделия. Вырезаем по шаблону детали совы, склеиваем. 7.6. Аппликация «Фрукты» - Образец изделия. Вырезаем по шаблону детали, склеиваем. 7.7. Аппликация «Слоненок» - Образец изделия. Вырезаем по шаблону детали, склеиваем. | 7 часов | |
Итоговая занятие. Итоговая диагностика. Сравнение результатов с начальной диагностикой. | 1 час |
6. Тематический план.
№ п/п | Раздел, наименование тем | Всего часов | теория | практика |
1 | Вводное занятие. Начальная диагностика | 1 | 1 | |
РАЗДЕЛ № 1 Работа с природным материалом | ||||
2 | Вводное занятие | 1 | ||
3 | Аппликация «Лисичка» из осенних листьев | 1 | ||
4 | Аппликация «Осеннее дерево» | 1 | ||
5 | «Осенний пейзаж» поделка из листьев | 1 | ||
6 | Аппликация «Ёжик» из листьев | 1 | ||
7 | Аппликация «Гусеница» | 1 | ||
8 | Цветок из тыквенных семян | 1 | ||
9 | Поделка «Колосок» из тыквенных семян | 1 | ||
10 | Осенняя композиция «Сова» из листьев | 1 | ||
11 | Поделка «Смешарики» из овощей | 1 | ||
12-13 | Композиция и овощей «Тележка с урожаем» | 2 | ||
Итого: | 12 | 1 | 11 | |
РАЗДЕЛ № 2 Работа с бумагой | ||||
14 | Вводное занятие | 1 | ||
15 | Аппликация из кругов «Рыбка» | 1 | ||
16 | Аппликация из кругов «Божья коровка» | 1 | ||
17 | Открытка «Курочка с цыпленком» | 1 | ||
18 | Аппликация из цветной бумаги «Дерево» | 1 | ||
19 | Изготовление бабочек из салфеток | 1 | ||
20 | Торцевание «Рыбка» из салфеток | 1 | ||
21 | Аппликация в технике мозаика «Цветок» | 1 | ||
22-23 | Торцевание «Сердечко» из гофрированной бумаги | 2 | ||
24 | Аппликация «Зимний лес» | 1 | ||
25-26 | Изготовление новогодних игрушек | 2 | ||
27-28 | Изготовление новогодней гирлянды | 2 | ||
29 | Изготовление елочки | 1 | ||
30-31-32 | Вырезание новогодних снежинок | 3 | ||
Итого: | 19 | 1 | 18 | |
РАЗДЕЛ № 3 Пластилинография | ||||
33 | Вводное занятие | 1 | ||
34 | Цветок «Ромашка» из пластилина | 1 | ||
35 | «Машинка» пластилиновая мозаика | 1 | ||
36-37 | Дерево из жгутиков | 2 | ||
38 | «Петушок» рисуем пластилином | 1 | ||
39 | «Осьминог» из пластилина | 1 | ||
40 | Мозаика «Бабочка» из пластилина | 1 | ||
Итого: | 8 | 1 | 7 | |
РАЗДЕЛ № 4 Бумагопластика | ||||
41 | Вводное занятие | 1 | ||
42 | Ежик из вееров | 1 | ||
43 | «Птичка» объемная аппликация | 1 | ||
44 | «Рыбка» объемная аппликация | 1 | ||
45 | Объемная аппликация «Ваза с цветами». | 1 | ||
46 | Открытка к 23 февраля | 1 | ||
47 | Изготовление пальчиковых фигур из бумаги | 1 | ||
48 | Изготовление объемной поделки «Бабочка» | 1 | ||
49 | Открытка к 8 марта | 1 | ||
50 | Объемные цветы из кругов | 1 | ||
51 | «Улитка» объемная аппликация | 1 | ||
Итого: | 11 | 1 | 10 | |
РАЗДЕЛ № 5. Работа с бросовым материалом | ||||
52 | Вводное занятие | 1 | ||
53 | Поделка «Петушок» из одноразовых ложек | 1 | ||
54 | Поделка «Заяц» из одноразовых тарелок | 1 | ||
Итого: | 3 | 1 | 2 | |
РАЗДЕЛ № 6. Нетрадиционная техника рисования | ||||
55 | Вводное занятие | 1 | ||
56 | Рисуем вилками «Цыпленок» | 1 | ||
57 | «Осенний лес» техника «Отпечаток» | 1 | ||
58 | Оттиск вилками «Тюльпан» | 1 | ||
59 | Рисование ватными палочками «Дерево» | 1 | ||
60 | «Фрукты» рисование точечками | 1 | ||
Итого: | 6 | 1 | 5 | |
РАЗДЕЛ № 7 Работа с фетром | ||||
61 | Вводное занятие | 1 | ||
62 | Аппликация «Пасхальное яйцо» | 1 | ||
63 | Аппликация «Цыпленок» | 1 | ||
64 | Аппликация «Ракета» | 1 | ||
65 | Аппликация «Совушка» | 1 | ||
66 | Аппликация «Фрукты» | 1 | ||
67 | Аппликация «Слоненок» | 1 | ||
Итого: | 7 | 1 | 6 | |
68 | Итоговое занятие. Диагностика в конце года. | 1 | 1 | |
Всего: | 68 | 9 | 59 |
Методическое и материально-техническое обеспечение
Материально-технические средства:
1. Учебный кабинет. стулья;
2.Фетр разных цветов;
3.Простые карандаши и фломастеры;
4. Ножницы с тупыми концами;
5.Папка для бумаги и изделий;
6. Клей-карандаш;
7. Наборы бумаги (белая, цветная);
8. Линейка;
9.Гуашь;
10.Ватные палочки;
11.Альбом для рисования;
12.Пластилин;
13. Салфетки разноцветные;
14. Гофрированная бумага;
15. Клеенка;
16. Картон.
Природные материалы: листья, овощи, сухие ветки , шишки, шаблоны. Готовые образцы поделок.
В качестве дополнительного оборудования может использоваться компьютер для работы и просмотра Internet-материалов по занятиям.
Учебно-методическое обеспечение:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599;
-Приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р».
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №641/09).
-Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ».
- Дидактические материалы (карточки, шаблоны для выполнения аппликаций, рисунки, образцы изделий);
-инструкция по технике безопасности;
видеоматериалы;
- электронное пособие по организации самостоятельной работы обучающихся;
- компьютерная поддержка программы;
8. Список литературы.
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры –занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: Союз, 2005. – 103с.
2.Бакланова Л.В. Поделки из природного материала. – М. : Родничок, 2008.
3. Белецкая Л.Б. Креативные картины из природного материала. – М. : Изд-
во Эксмо, 2006.
4. Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: МОСКВА, 2009.
5.Буйлова Л.Н. Проектирование образовательных программ в учреждениях до-полнительного образования детей: Программа.– М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.-14 с.
6.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.- 116 с.
7. Выготский Л.С. Психология искусства: Монография. – М.: Педагогика, 1987. – 345 с.
8. Гибсон Р., Тайлер Д. Веселые игры. Делай и играй: Практикум. – М.: Росмэн, 1999.- 130 с.
9.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги: Книга.- Ярославль: Академия, 2000. -143 с.
10.Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования: Методическое пособие.– Самара, 1998. – 36 с.
11.Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для педагогов.– М.: Айрис-пресс, 2003. -94 с.
12.Степанов Н.Е. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160с.
13. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для сузов / М. Э. Вайнер [и др.]; под ред. Г. Ф. Кумариной. – Москва: Аcademia, 2001. – 314 с. – (Педагогическое образование). – Текст: непосредственный.
14. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
15.Агапова И. А., Давыдова М. А. 200 лучших игрушек из бумаги и
картона. – М.: ОООИКТЦ «Лада», 2009г.
16.Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из бумаги: оригами и
другие игрушки из бумаги и картона. / М.: ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2009г
Интернет ресурсы:
- https://youtu.be/dhOqySBoiNU
- https://youtu.be/2JKIGeqOy-E
- https://youtu.be/ozYwb0KD7rY
- https://youtu.be/qDlKBZX_37w
- https://youtu.be/eyAU5i_ctfw
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Радость творчества"
Программа "Радость творчества" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного труда, как конструирование из бумаги....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
Рабочая Программа...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса (с нарушением интеллекта).
Рабочая программа рассчитана на работу со школьниками, обучающимися по адаптированной образовательной программе для учащихся с ОВЗ (с легкими интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа сос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО русскому языку 9 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
русский язык 9 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО истории Отечества 9 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
история Отечества...
Рекомендации по разработке рабочей программы воспитания в учреждениях дополнительного образования детей Омской области.
В соответствии с региональным Планом сопровождения деятельности образовательных организаций по разработке и внедрению рабочих программ воспитания на территории Омской области в 2020-2021 учебном году ...