Доклад "Актуальные проблемы адаптации детей с нарушениями интеллекта в современных социальных условиях"
учебно-методический материал на тему

Тишина Вера Петровна

 Проблема адаптации детей приобрела общественную значимость. Поэтому приоритетным в работе является как собственно трудовая, так и профессиональная подготовка воспитанников к выполнению доступных видов робот на промышленных предприятиях, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Выступление на педагогическом совете

Тема: Актуальные проблемы адаптации детей с нарушениями интеллекта в современных социальных условиях

                                                                         Подготовила:   Тишина В. П.        

Труд - чрезвычайно значимая составная часть системы работы в коррекционном учреждении, от которой зависит общее развитие учащихся и их подготовка к общественно полезной деятельности.

 Проблема адаптации детей приобрела общественную значимость. Поэтому приоритетным в работе является как собственно трудовая, так и профессиональная подготовка воспитанников к выполнению доступных видов робот на промышленных предприятиях, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

Традиционно в основе качественной трудовой подготовки учащихся лежит материально-техническая база, что отражается на качественном учебном процессе и трудовой подготовке. Материально - техническая база нашей школы позволяет ребёнку овладеть и научиться теми видами труда, которые будут необходимы для его дальнейшей жизни.

       Урок швейного дела является средством коррекции недостатков психофизической деятельности умственно отсталых учащихся познавательных процессов, воображения, ориентировки.  В процессе труда создаются условия, которые необходимы для развития речи учащихся. На уроке происходит усвоение учащимися знаний и овладение умениями и навыками. Одновременно с этим осуществляется воспитание дальнейшей их трудовой самостоятельной жизни.

         Урок начинается с организации учащихся, с рассказа о новинках технологии, об успехах выпускников, загадках, пословиц,  тем самым, привлекая и возбуждая интерес к работе. Приступая к занятию, знакомлю ребят с целью и задачами урока, сообщаю о нормах выработки, стоимости продукции, расценках. Объяснение материала  сопровождается демонстрацией наглядных пособий, готовых изделий, таблиц. После ознакомления с приёмами труда предлагаю детям определить последовательность и содержание рабочих действий. Умение планировать работу – один из основных признаков осмысления и самостоятельного выполнения задания. Ученики овладевают им постепенно.

    На выполнение практической работы отводится большая часть времени. В старших классах сокращается помощь со стороны учителя, ребята больше работают самостоятельно.

  Выполнение задания оценивается с учётом его объёма, качества, затраченного на него времени. В поле зрения в это время находится и соблюдение правил техники безопасности, культуры  труда.

Ребята работают с инструкционными картами, где подробно по пунктам, записан план изготовления изделия. Здесь же указаны приёмы проверки сделанной работы.

  Технологическая карта, по которой девочки работают, содержит краткое описание изделия. Здесь же крепятся детали изделия, сделанные в уменьшенном масштабе, по которым можно видеть, как производиться каждая отдельная операция. Технологическая карта даёт возможность учащимся, глядя на соответствующую деталь, представленную на наглядном пособии, контролировать каждую производимую ими операцию.

      В конце занятия ученикам предлагается оценивать работу друг друга.  Здесь воспитывается самоконтроль. Умение критически и достаточно объективно оценивать свою и чужую работу, ученикам даётся с трудом.

 Предупреждение возможных ошибок в процессе выполнения  той или иной операции также способствует воспитанию у детей самоконтроля. Школьницы, осознавая эту работу как своевременную, внимательнее, критичнее относятся к своим действиям.

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встают ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо вырабатывать у учащихся четкий механизм понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является  метод проекта, который стараюсь практиковать в своей  работе. Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.

Интерес вызывает у девочек работа над проектом. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием.

Чтобы дети могли ориентироваться в мире профессий,  самостоятельно определять жизненные перспективы, умели применять знания в нужном русле. Стараюсь объяснять от простого стежка к сложному изделию. Провожу мини-беседы такие как:

«Уважайте труд, ребята, приучайтесь труд любить»

«Всегда найдётся место умелым рукам»

« Я хочу рабочим стать»

« Сто дорог, одна – твоя» и др. При выполнении практических работ применяю пословицы и поговорки такие как, «Ученье и труд, рядом идут», «С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся» и др.

   Следующим видом работы является  анкетирование такое как: « Мой выбор», « Твоя профессия», « Можешь ли применять знания в жизни». Цель анкетирования, узнать мнение детей о той профессии, которая им посильна,  стараюсь узнать  пригодиться ли им дополнительное рукоделие в жизни, чему они хотели бы научиться. Эту работу проводится ежегодно, для того, чтобы проследить мнение детей о профессии, их дальнейших способностях и прилежанию к труду.

   

Как классный руководитель класса выпускника 9 «а» провожу следующую работу.

На классных часах веду беседу о предстоящей  дальнейшей самостоятельной жизни.   Считанные дни отделяют тебя от взрослой  самостоятельной жизни. Впереди тебя  ждет жизнь без взрослых, которые заботились  о тебе  в интернате. Надо быть готовым  к тому, что тебе придется самостоятельно принимать  решения  и нести ответственность за эти решения и поступки. Проводила   анкетирование-старшеклассника – выпускника интерната.

Ответить, пожалуйста, на вопросы анкеты. Твои ответы помогут нам  взрослым,  поддержать тебя, если тебе это будет нужно.

  1. Испытываешь ли ты тревогу перед выпуском из интерната     ( да____      нет_)
  2. Если «да», то, что тебя тревожит__________________

3. Хочешь ли ты вернуться в семью своих родителей_________

                                                                         родственников_______

4. Ты поддерживал с ними связь, пока находился  в интернате?____________________

5. Хочешь ли ты  вообще возвращаться в район, город, где ты  жил раньше?_____________

Если  «нет», почему?________________________________

6. Знаешь ли ты свои права  при поступлении на работу и обучение  профессиональном учебном заведении?_______________________

7. Знаешь ли ты, куда тебе следует  обратиться, если нарушены твои права?___________

8. Знаешь ли ты, куда тебе следует обратиться, если  у тебя возникли проблемы  с жильем, трудоустройством?_________________________________

                               Тест по правам ребенка

  1. Имеет ли право ребенок по своему желанию изменить фамилию, имя, отчество?
  2. С какого возраста ребенок, дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии_______________________________

3) Несет уголовную ответственность за любые преступления_______________________________

4) Имеет право самостоятельно обратиться в суд о защите своих интересов___________________

5) Вправе самостоятельно распоряжаться  своим заработком, стипендией____________________

Решая вопросы подготовки  детей с проблемами умственного развития к моменту выпуска из школы, стараюсь  все уроки, мероприятия проводить с уклоном на предстоящую самостоятельную  жизнь, научить ребёнка, развить его моторику, чтобы в дальнейшем его руки стали рабочими, умелыми. Любая салфетка, вышивка, сделанная его руками, может принести ему материальную пользу, если он умело сможет применить своё мастерство.

Список литературы

  1. Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика). М.: 1999. –  80-95 с.
  2.  Гамаюнова А.Н. Особенности социальной адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта: автореф. диссертации канд. пед. наук. М., 1997. 21 с.
  3. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: современные проблемы и перспективы в условиях рынка // Социальные проблемы сиротства. М.: Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1992. С. 3-48.
  4.  Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - Москва, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».

В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненско...

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Математическая задача с предметно-практическим содержанием как средство социально-бытовой адаптации детей с нарушениями интеллекта.

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – коррекция познавательной деятельности  и эмоционально-волевой сферы учащихся, а также подготовка  их к самостоятельной жизни, к ...

Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта

Аннотация. В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.Ключевые слова, социализация, ад...