Рабочая программа по биологии для 5, 6, 7,8 и 9 классов на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа учителя биологии и географии на 2016-2017 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_16.rar | 156.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
средняя общеобразовательная школа с. Благовар муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан основная общеобразовательная школа д. Сарайлы
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО естественно- математического цикла Протокол №____ от _____._____.2016г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______________Вильдангиров В.К. Приказ №______ от ______2016 г. |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________ Гумеров Р.Р. «____»_______________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Биология»
для 7 класса
на 2016-2017 учебный год
учителя географии и биологии
Гумеровой Риммы Рауфовны
(высшая квалификационная категория)
д. Сарайлы 2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений (курс «Животные», авторы Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н.). Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 2 контрольных и 12 лабораторных работ. Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
В соответствии с « Региональным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования» (п. «Об утверждении регионального компонента в содержание общего образования») в тематическое планирование внесены соответствующие дополнения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.
Структура курса
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Общие сведения о мире животных. | 4 |
2 | Строение тела животных. | 2 |
3 | Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные. | 5 |
4 | Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные. | 3 |
5 | Тип Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. | 6 |
6 | Тип Моллюски. | 4 |
7 | Тип Членистоногие. | 8 |
8 | Тип Хордовые. | 34 |
9 | Развитие животного мира на Земле. | 2 |
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Беспозвоночные животные. | 1 |
2 | Позвоночные животные. | 1 |
Итого | 2 |
Перечень лабораторных работ
№ п/п | Тема |
1 | Строение и передвижение инфузории. |
2 | Внешнее строение дождевого червя, его передвижение. |
3 | Раковины различных моллюсков. |
4 | Внешнее строение насекомого. |
5 | Вешнее строение и особенности передвижения рыб. |
6 | Строение скелета рыб. Внутренние органы. |
7 | Изучение скелета лягушки. |
8 | Сравнение скелетов лягушки и ящерицы. |
9 | Внешнее строение птиц. Строение перьев. |
10 | Строение скелета птиц. |
11 | Яйцо птицы. |
12 | Скелет млекопитающих. |
Итого – 12 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Общие сведения о мире животных. (4 часа)
Экскурсия. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
Тема 2. Строение тела животных. (2 часа)
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные. (5 часов)
Лабораторная работа. Строение и передвижение инфузории.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. (3 часа
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (6 часов)
Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.
Тема 6. Тип Моллюски. (4 часа)
Лабораторная работа. Раковины различных моллюсков.
Тема 7. Тип Членистоногие. (8 часов)
Лабораторная работа. Внешнее строение насекомого.
Тема 8. Тип Хордовые. (34 часа)
Лабораторные работы.
- Внешнее строение и особенности передвижения рыб.
- Строение скелета рыб. Внутренние органы.
Лабораторная работа. Изучение скелета лягушки.
Лабораторная работа. Сравнение скелетов лягушки и ящерицы.
Экскурсия. Разнообразие животных родного края .
Лабораторные работы.
- Внешнее строение птиц. Строение перьев.
- Строение скелета птиц.
- Яйцо птицы.
Экскурсия. Знакомство с птицами леса.
Лабораторная работа. Скелет млекопитающих.
Тема 9. Развитие животного мира на Земле. (2 часа)
Приложение к рабочей программе по предмету «Биология»
для 7 класса на 2016-2017 учебный год
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - 7 класс
2 часа в неделю, всего 70 часов
№ п/п | Наименование разделов и тем урока | Дата проведения | Примечание | |||||
I | Общие сведения о мире животных. 4 | |||||||
1 | ТБ на уроках биологии. Зоология – наука о животных. Методы изучения животных. §1 | 01.09 | Презентация | |||||
2 | Животные и окружающая среда. Экскурсия «Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах». §2 | 07.09 | ||||||
3 | Классификация животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных. Основные систематические группы. §3 | 08.09 | ||||||
4 | Влияние человека на животных. Охрана животного мира. Краткая история развития зоологии. §4-5 | 14.09 | ||||||
II | Строение тела животных. 2 | |||||||
5 | Клетка. §6 | 15.09 | Презентация | |||||
6 | Ткани. §7 | 21.09 | ||||||
7 | Органы и системы органов. §8 | 22.09 | ||||||
III | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные. | |||||||
8 | Простейшие. Общая характеристика. Внешнее и внутреннее строение Амебы Протей. §9 | 28.09 | Презентация | |||||
9 | Класс Жгутиконосцы. Общая характеристика Эвглены зелёной. §10 | 29.09 | ||||||
10 | Тип Инфузории, или Ресничные. Внешнее и внутреннее строение Инфузория – туфелька. Лабораторная работа№1 « Строение и передвижение инфузории» §11 | 05.10 | ||||||
11 | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. § 12, подготовиться по (теме с. 54 ответить на вопросы) | 06.10 | ||||||
12 | Итоговая проверка знаний по теме «Подцарство Простейшие» 1 | 12.10 | ||||||
IV | Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. 3ч. | |||||||
13 | Подцарство многоклеточные. Тип кишечнополостные. Общая характеристика пресноводной гидры. §13 | 13.10 | Презентация | |||||
14 | Морские кишечнополостные. §14 | 19.10 | ||||||
15 | Итоговая проверка знаний по теме «Кишечнополостные» | 20.10 | ||||||
V | Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. 6ч. | |||||||
16 | Тип плоские черви. Класс Ресничные Белая планария. §15 | 26.10 | Презентация | |||||
17 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. §16 | 27.10 | ||||||
18 | Тип круглые черви. Класс нематоды. Аскарида. §17 | 09.11 | ||||||
19 | Тип кольчатые черви. Класс многощетинковые черви. §18 | 10.11 | ||||||
20 | Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые черви. Дождевой червь. §19 Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего строения дождевого червя, его передвижение» Лабораторная работа № 3 «Изучение внутреннего строение дождевого червя на готовых влажных препаратах. | 16.11 | ||||||
21 | Итоговая проверка знаний по теме: «Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви». | 17.11 | ||||||
VI | Тип Моллюски. 4ч. | |||||||
22 | Общая характеристика типа моллюски. §20 | 23.11 | Презентация | |||||
23 | Класс брюхоногие моллюски. Строение и жизнедеятельность. §21 | 24.11 | ||||||
24 | Класс двустворчатые моллюски. Строение и жизнедеятельность. Роль в биоценозах и практическое значение на. Лабораторная работа. № 4 «Изучение и сравнение раковин пресноводных и морских различных моллюсков». §22 | 30.11 | ||||||
25 | Класс головоногие моллюски. Строение и жизнедеятельность. §23 | 01.12 | ||||||
VII | Тип Членистоногие. 7ч. | |||||||
26 | Класс ракообразные. Места обитания, образ жизни, строение и жизнедеятельность (на примерах своей республики). §24 | 07.12 | ||||||
27 | Класс паукообразные. Общая характеристика. Роль паукообразных в природе и жизни человека (на примерах по Башкортостан). §25 | 08.12 | Презентация | |||||
28 | Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого» §26 | 14.12 | ||||||
29 | Типы развития и многообразие насекомых §27 | 15.12 | ||||||
30 | Контрольная работа № 1 по теме «Беспозвоночные». | 21.12 | ||||||
31 | Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. §28 | 22.12 | Презентация | |||||
32 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека §29.Подготовиться по теме с. 143-144» | 28.12 | ||||||
VIII | Тип Хордовые. 34ч | |||||||
33 | Общие признаки хордовых. Ланцетник. §30 | 29.12 | Презентация | |||||
34 | Подтип Черепные. Рыбы. Внешнее строение. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» §31 | 18.01 | ||||||
35 | Внутреннее строение рыб. Лабораторная работа № 7 «Внутреннее строение рыбы» §32 | 19.01 | ||||||
36 | Особенности размножения рыб. §33 | 25.01 | ||||||
37 | Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы. §34 | 26.01 | ||||||
38 | Промысловые рыбы, их использование и охрана. §35 | 01.02 | Презентация | |||||
39 | Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внешнее строение лягушки. Скелет и мышцы. Лабораторная работа №8 «Изучение скелета лягушки» §36 | 02.02 | ||||||
40 | Строение и деятельность внутренних органов лягушки. §37 | 08.02 | ||||||
41 | Годовой цикл жизни земноводных, их происхождение. §38 | 09.02 | ||||||
42 | Многообразие, значение, охрана земноводных (на материале по Башкортостану). §39 | 15.02 | ||||||
43 | Внешнее строение и скелет Пресмыкающихся. Лабораторная работа № 9 «Сравнение скелетов лягушки и ящерицы». §40 | 16.02 | ||||||
44 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. §41 | 22.02 | ||||||
45 | Многообразие пресмыкающихся: змеи и ящерицы, крокодилы, черепахи. §42 | 01.03 | ||||||
46 | Значение пресмыкающихся. Происхождение Пресмыкающихся. §43, подготовиться по теме, вопросы с. 204-205 | 02.02 | ||||||
47 | Итоговая проверка знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся или рептилии». | 08.03 | ||||||
48 | Среда обитания и внешнее строение Птиц. Лабораторная работа № 10 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» §44 | 09.03 | ||||||
49 | Опорно- двигательная система птиц. Лабораторная работа № 11 «Строение скелета птиц» §45 | 15.03 | ||||||
50 | Внутреннее строение птиц. §46 | 16.03 | ||||||
51 | Размножение и развитие птиц. Лабораторная работа № 12 «Изучение строения куриного яйца» §47 | 22.03 | ||||||
52 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. §48 | 23.03 | ||||||
53 | Многообразие систематических групп птиц. §49 | 05.04 | ||||||
54 | Значение и охрана птиц. Птицы Республики Башкортостан. Экскурсия «Знакомство с птицами леса». §50. Вопросы с.242-243 | 06.04 | ||||||
55 | Итоговая проверка знаний по теме «Птицы» | 12.04 | ||||||
56 | Внешнее строение Млекопитающих. §51 | 13.04 | Презентация | |||||
57 | Внутреннее строение млекопитающих и опорно- двигательная система. Лабораторная работа № 13 «Строение скелета млекопитающих» §52, с. 248-249 | 19.04 | ||||||
58 | Внутреннее строение млекопитающих. §52.с. 250-254 | 20.04 | ||||||
59 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. §53 | 26.04 | ||||||
60 | Происхождение и многообразие млекопитающих. §54 | 27.04 | ||||||
61 | Высшие звери: Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны Зайцеобразные, Хищные. §55 | 29.04 | Презентация | |||||
62 | Отряды: ластоногие, китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. §56 | 03.05 | Презентация | |||||
63 | Отряд Приматы. Экологические группы Млекопитающих. §57-58 | 04.05 | ||||||
64 | Значение млекопитающих для человека. Животный мир Республики Башкортостан. §59 | 10.05 | Презентация | |||||
65 | Итоговая проверка знаний по теме «Млекопитающие». | 11.05 | ИКТ | |||||
66 | Контрольная работа № 2 по теме «Позвоночные». | 17.05 | ||||||
IX | Развитие животного мира на Земле. 4ч. | |||||||
67 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Чарльза Дарвина. §60 | 18.05 | ||||||
68 | Основные этапы развития животного мира на Земле §61 | 24.05. | ||||||
69 | Охрана и рациональное использование животных. | 25.05 | ||||||
70 | Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. | 31.05 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения биологии в 7 классе учащийся должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого обучающегося; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний животными;
- оказания первой помощи при укусах животных;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа
Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....
Рабочая программа "Общая биология" для студентов 1 курса (10-11 класса)
Настоящая рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальнос...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа элективного предмета « Уравнения и неравенства с параметрами» 10 класс на 2016-2017 учебный год
Элективный предмет «Решение уравнений и неравенств с параметрами» составлен на основе авторской программы Д.Ф.Айвазяна с одноименным названием и является предметно-ориентированным и предназнач...
Рабочая программа по математике ( Алгебре и началам математического анализа) 10 класс на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по алгебре и начала метематического анализа для 10 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:· Федеральный к...
Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс" (школьного пресс-центра) социального направления 2016-2017 учебный год
В данной рабочей программе внеурочной деятельности прописаны формируемые УУД, цели, задачи, актуальность курса, формы контроля....
Программа внеурочной деятельности по информатике « Компьютерный дизайн» в 6 классах на 2016-2017 учебный год.
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки р...