Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме

Ткаченко Марина Викторовна

Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.

Цель: формирование у учащейся знаний о самостоятельной жизни,  практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»

Рабочая программа

по трудовому и

профессионально-трудовому обучению

6 класс,VIII вид

(для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития)

68 часов (2 часа в неделю)

Курган, 2013

Составитель программы: Ткаченко М.В., учитель II категории

Рецензент: Панкова И.Я., учитель высшей квалификационной категории

Рассмотрена и согласована                                    Утверждаю

на заседании МО учителей                                    Директор школы

основной школы, пед. совете                                 Морозова Н.И.

Протокол №1 от_________                                     Приказ №_____от_____

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.

Цель: формирование у учащейся знаний о самостоятельной жизни,  практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Для успешного освоения программы процесс обучения строится с учетом задач коррекционно-развивающего обучения:

- охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта;

- создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает стимуляцию познавательной сферы ребенка, развитие коммуникативных функций речи, формирование общеучебных умений и навыков;

- формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля;

- социально-трудовая адаптация учащихся: развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности;

- формирование общетрудовых, организационных умений;

- индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции.

В содержании рабочей программы предусмотрены как уроки изучения теоретического материала, так и практические занятия. Однако в связи с двигательными нарушениями ученица может выполнять только посильные элементарные действия, к остальным же составлять словесную инструкцию, отображая последовательный план выполнения работ.

Предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, формы общения с ребенком.

На уроках труда у учащейся формируются навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, воспитывается потребность в труде в целом.

Поскольку у учащейся снижены охранные рефлексы, то серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Инструктирование проводится в начале изучения новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ.

В программу включены следующие разделы:

Личная гигиена. Кулинария. Уход за одеждой и обувью. Уборка помещений. Уход за комнатными растениями.

Программа составлена с учетом возрастных и психо-физических особенностей развития. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений, состоит из разделов, где даны темы занятий, определено содержание работ и перечислены основные требования к умениям учащейся.


Календарно – тематическое планирование по трудовому и профессионально-трудовому обучению          Надомное обучение

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки

Коррекция недостатков познавательной деятельности

I четверть -

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (8ч)

1

Правила личной гигиены в течение дня

1

Повторение основных гигиенических правил.

Учащиеся должны знать:

  • ежедневные гигиенические процедуры;
  • санитарно-гигиенические требования к одежде и обуви;
  • периодичность и правила мытья рук в течение дня;
  • санитарно-гигиенические требования к полотенцу;
  • санитарно-гигиенические требования к предметам личной гигиены.


Учащиеся должны уметь:

  • использовать средства и предметы личной гигиены по назначению;
  • ухаживать за руками;
  • содержать в чистоте предметы личной гигиены.

Развитие слухового и зрительного восприятия, совершенствование его предметности.


Пополнение активного словаря.


Активизация долговременной памяти.


Выработка навыка самостоятельного полного и правильно построенного ответа на вопросы.


Развитие наблюдательности, функций анализа и синтеза.


Коррекция двигательных нарушений при выполнении элементарных практических  действий.

2

Ежедневные гигиенические процедуры.

Средства и предметы личной гигиены.

1

Значение гигиенических процедур  для человека.

Краткая характеристика средств личной гигиены.

3

Выбор полотенца (банного, для рук, для ног). Выбор мыла для гигиенических процедур

1

Многообразие полотенец и мыльных принадлежностей, область их применения.

4

Назначение и уход за предметами личной гигиены: расческой, зубной щеткой, мочалкой.

1

Многообразие предметов личной гигиены, их особенности, применение, значение для человека.

5

Уход за руками. Стрижка ногтей на руках.

1

Изучение и освоение  умения стричь ногти.

6

Периодичность и правила мытья рук в течение дня

Нанесение крема на руки.

1

Краткая характеристика и последовательность действий

7

Предметы  личной гигиены для индивидуального пользования.

1

Разнообразие и уход за собственными предметами личной гигиены

8

Выбор предметов личной гигиены для индивидуально-го пользования.

1

Особенности и основные правила выбора индивидуальных средств.

УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ (12ч)

9

Значение чистой одежды для здоровья человека.

1

Краткая характеристика  одежды.

Учащиеся должны знать:

-значение чистой одежды для здоровья человека;

- способы чистки одежды одежной щеткой (влажная, сухая);

- варианты размещения одежды:

  • на плечиках в шкафу;
  • на полке в шкафу;
  • на спинке стула;

- назначение инвентаря и приспособлений, которые используются для ручной стирки;

-назначение хозяйственного мыла, стиральных порошков;

- последовательность выполнения ручной стирки;

-особенности сушки тонких и шерстяных носков;

- названия и назначение инструментов и приспособлений
(ножницы, швейная иголка, игольница, наперсток, нитковдеватель, булавка);

- правила безопасной работы с иглой и ножницами.


Учащиеся должны уметь:

- чистить одежду сухой и влажной одежной щеткой;

- размещать свою одежду в шкафу: на плечиках, на полке; на стуле;

- применять по назначению инвентарь и приспособления для
ручной стирки (таз, прищепки, напольную сушку);

- выбирать мыло или порошок для стирки носков;

- стирать изделия вручную;

- сушить изделия;

- следить за организацией рабочего места во время работы;

- соблюдать правила безопасной работы с иглой и ножницами;

- технологически правильно выполнять подготовительные и
заключительные работа со швейной иглой;

- выполнять ручной стачной шов.

Коррекция двигательных нарушений при выполнении элементарных практических  действий.


Развитие устной речи и устойчивого внимания.


Коррекция мелкой моторики при выполнении операций, связанных с уходом за одеждой.


Коррекция мыслительных операций: формирование умения  планировать свою деятельность, выбирать наиболее приемлемый вариант ухода за различными видами одежды.


Коррекция зрительного восприятия, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.























10

Виды одежды

Ежедневный уход за одеждой.

1

Многообразие видов одежды.

Определение последовательности действий при уходе за одеждой.

11

Виды и способы размещения одежды: на плечиках в шкафу; на полке в шкафу; на спинке стула.

1

Определение последовательности действий при развешивании одежды.

12

Инвентарь и приспособления для ручной стирки (таз, прищепки, напольная сушка).

1

Выбор материалов с учетом различных практических операций.

13

Средства для ручной стирки белья.

Последовательность выполнения ручной стирки

1

Выбор средства в зависимости  от особенностей одежды.

Краткая характеристики операций ручной стирки.

14

Ручная стирка тонких носков.

Ручная стирка шерстяных носков

1

Различие в стирке тонких тканей.

Особенности стрики шерстяных изделий.

15

Особенности сушки тонких и шерстяных носков.

Работа с тканью. Основные сведения о тканях.

1

Различие и общее с сушке различных изделий.

Многообразие материалов и область их применения.

16

Организацией рабочего места

Названия инструментов и приспособлений для шитья.

1

Ознакомление с правилами ТБ на занятии.

Разнообразие инструментов для шитья. значение, особенности, различие, ТБ при работе.

17

Правила безопасной работы с иглой и ножницами

1

Ознакомление с правилами ТБ на уроке.

18

Ручной стачной шов.

Отработка ручного шва на образце.

1

Основные приемы обработки материалов.

Освоение новых способов работы.

19-20

Изготовление игольницы.

2

Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделия по рисункам, эскизам, схемам, чертежам.

УХОД ЗА ОБУВЬЮ (9ч)

21

Виды обуви.

Место хранение обуви

1

Разнообразие обуви. Сходство и различие.

Учащиеся должны знать:

- значение сменной обуви в школе и дома;

- необходимость готовить обувь с вечера для следующего дня;

- правила размещения обуви в отведенном для ее хранения месте;

- особенности сушки мокрой обуви.

Учащиеся должны уметь:

- технологически правильно выполнять этапы ухода за обувью.

Коррекция мелкой моторики.


Формирование установки на осмысленное запоминание и понимание практической значимости выполняемых действий.


Способствовать развитию диалогической речи  через анализ воспринятого материала и беседу с педагогом.


Развитие познавательной активности, уточнение зрительных представлений.


Формирование умения слушать, понимать  и запоминать обращенную речь, содержащую новые слова.


22

Общие правила ежедневного ухода за обувью. Назначение обуви.

1

Основные приемы ухода за обувью.

23

Уличная обувь.   Домашняя обувь.  Праздничная обувь

1

Сравнение  свойств и особенности различной обуви.

24

Сменная для школы обувь. Значение сменной обуви в школе и дома

1

Назначение и необходимость сменной обуви.

25

Выбор обуви в зависимости от ее функционального назначения (уличной, домашней, праздничной, сменной для школы).

1

Особенности и основные правила выбора обуви.

26

Материалы для изготовления обуви

1

Многообразие материалов, используемых для изготовления обуви.

27

Приспособления по уходу за обувью. Их подбор.

Место их хранения.  

1

Краткая характеристика и последовательность действий

28


Уход за обувью. Особенности сушки мокрой обуви. Подготовка обуви к сушке.

Разновидности способов сушки мокрой обуви.

1

Краткая характеристика и последовательность действий

Значение сушки для обуви

29

Набивание обуви газетной бумагой.

1

Краткая характеристика и последовательность действий

КУЛИНАРИЯ ( 18ч)

  1. Санитария и гигиена (5ч)

30

Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Уборка кухонного помещения в соответствии с требованиями санитарии и гигиены.

1

Значение правил  при работе на кухне

Учащиеся должны знать:

-правила гигиены и ТБ при приготовлении пищи;


- названия и назначение предметов кухонной мебели;


- названия и назначение кухонного оборудования: мойка, плита, холодильник, вытяжка;


- названия и назначение предметов чайной посуды;

- последовательность мытья посуды;


- правила безопасной работы с ножом, теркой, плитой, кипятком;

- названия и назначения предметов кухонного

оборудования;


- правила ТБ при эксплуатации электрочайника;


- правила и ТБ мытья посуды

- виды посуды по назначению: чайная и др.;


- правила сервировки  стола к чаю;

- правила заваривания чая.

- рецепты приготовления бутербродов (простого, сложного, закрытого, горячего, канапе).


Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать санитарно

гигиенические требования перед приготовлением пищи;

  • соблюдать правила

безопасной работы во время приготовления пищи;

  • включать и выключать

электрочайник;

  • сервировать стол к завтраку;

- убирать со стола после еды;

  • мыть посуду;
  • готовить  бутерброды по рецептуру.

Коррекция зрительного восприятия, развитие устойчивого  внимания, умения анализировать, сравнивать, обобщать.


Пополнение активного словаря, выработка умения включать новые слова  в свою повседневную речь.



Формирование установки на осмысленное запоминание.




Развитие познавательной активности.


Коррекция мелкой моторики и двигательных недостатков при выполнении элементарных  практических действий.


Увеличение объема памяти.


Пополнение и активизация словарного запаса.

31

Проведение сухой  и влажной уборки.

1

Краткая характеристика и последовательность действий

32

Моющие  и чистящие средства. Способы применения.

1

Многообразие материалов и область их применения.

33

Спецодежда. Правила использования спецодежды.

1

Назначение спец одежды

34

Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

1

Краткая характеристика и последовательность действий

  1. Место приготовления пищи и его оборудование (4ч)

35

Названия  и назначение предметов кухонной мебели.

Уход за поверхностью предметов кухонной мебели.

1

Краткая характеристика и последовательность действий

36

Названия  и назначение предметов кухонного оборудования

Уход за предметами кухонного оборудования.

1

Краткая характеристика и последовательность действий

37

Электрический чайник: назначение, эксплуатация.

Чайная посуда. Назначение чайной посуды.

1

Выбор материалов с учетом различных практических операций

38

Средства и приспособления для мытья посуды. Последовательность мытья чайной посуды.

1

Освоение новых способов работы.

  1. ТБ при работе на кухне (3ч)

39

Рабочее место. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах.

1

Особенности и основные правила размещения инструментов на кухне.

Развитие слухового и зрительного восприятия.


Пополнение активного словаря.


Активизация долговременной памяти.


Развитие умения анализировать увиденный и услышанный материал занятия.

 

40

Правила ТБ при приготовлении пищи.

Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями.

1

Повторение основных гигиенических правил.

41

Правила безопасной работы с ножом, теркой, чайником,

кипятком.

1

Определение последовательности действий при работе с кухонными приборами.

  1. Физиология питания (1ч)

42

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах

1

Значение питания в жизни человека. Разнообразие питательных веществ, их значение.

Развитие  зрительного и слухового восприятия, устойчивости внимания и пополнение  объема памяти.

  1. Технология приготовления пищи (5ч)

43

Виды бутербродов. Разнообразие продуктов, необходимых для приготовления бутербродов.

1

Многообразие материалов, используемых для приготовления пищи.

Развитие наблюдательности, функция анализа и синтеза.


Совершенствование предметности восприятия.

Развитие устной речи и коррекция мелкой моторики.


44

Сервировка стола к завтраку.

Заваривание чая в пакетиках.

1

Особенности сервировки и процесса чаепития.

45

Технология приготовления простого  и сложного бутерброда.

1

Краткая характеристика и последовательность действий

46

Технология приготовления закрытого  и горячего бутерброда.

1

Краткая характеристика и последовательность действий

47

Технология приготовления канапе.

1

Краткая характеристика и последовательность действий

УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ (8ч)

48

Общие представления о комнатных растениях.

1

Многообразие растений, их особенности, применение, значение для человека.

Учащиеся должны знать:

  • строение растения: корень, стебель, лист, почка;        
  • условия, необходимые

для жизни и роста растений (свет, вода, температура воздуха);

  • отличительные

особенности строения поверхности листьев;

  • посуду для комнатных

растений и инвентарь для ухода за ними: горшок, поддон, кашпо, лейка, опрыскиватель;

—        правила полива и опрыскивания комнатных растений, удаления пыли с листьев растений.

Учащиеся должны уметь:

  • определять декоративно-

лиственные и декоративно-цветущие растения;

  • использовать по

назначению инвентарь для ухода за растениями;

- правильно поливать и опрыскивать растения, удалять с листьев пыль, мыть поддоны.

Способствовать развитию диалогической речи.


Развитие умения последовательно изложить план работы.


Выработка навыка переноса теоретических сведений на практическое их выполнение.


Коррекция мелкой моторики.


Формирование установки на осмысленное запоминание и понимание практической значимости выполняемых действий.

49

Виды комнатных растений:  декоративно-лиственные и декоративно-цветущие.

1

Разнообразие комнатных растений

50

Условия, необходимых для жизни и роста растений: свет, вода, температура воздуха.

1

Многообразие условий и их значение для растений.

51

Отличительные особенности поверхности листьев: гладкие; бархатистые; колючие.

1

Основные признаки листьев растений.  

52

Инвентарь для ухода за комнатными растениями.

1

Выбор материалов с учетом различных практических операций

53-54

Правила ухода за комнатными растениями: полив, удаление пыли с листьев,  рыхление почвы, мытье поддонов.

2

Выбор средства в зависимости  от особенностей растений.

55

Обобщающий урок.

1

Значение комнатных растений.

УБОРКА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (13ч)

56

Виды уборки: ежедневная, еженедельная, генеральная.

1

Сходство и различие видов уборки.

Учащиеся должны знать:

  • названия и

функциональное назначение предметов мебели и оборудования комнаты для занятий;

  • правила рациональной последовательности уборки;
  • названия и назначение предметов инвентаря;
  • правила хранения

инвентаря и приспособлений и ухода за ними;

—        правила личной гигиены до и после уборки.


Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать эстетические

и гигиенические требования к рабочей одежде;

- подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для уборки комнаты для занятий;

- правильно подметать пол (щеткой, веником);

  • осуществлять уход за инвентарем, правильно хранить его;
  • соблюдать правила личной гигиены (уход за руками).

Научить ориентироваться в окружающей обстановке.


Выработка навыка самостоятельного ответа на вопросы.


Развитие устойчивого внимания.


Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.



Коррекция двигательных нарушений при выполнении элементарных практических  действий.


Пополнение активного словаря, выработка умения включать новые слова  в свою повседневную речь.

57

Последовательность действий при ежедневной, еженедельной, генеральной уборке.

1

Краткая характеристика и последовательность действий

58

Сухая и влажная уборка.

1

Краткая характеристика, сходства и различия различных видов уборки.

59

Инвентарь и приспособления для уборки.

1

Многообразие материалов и область их применения.

60

Уход за инвентарем и приспособлениями,  их  хранение.

1

Многообразие инвентаря, используемого для уборки.

61

Правила безопасной работы с инвентарем и приспособлениями.

1

Ознакомление с правилами ТБ на уроке.

62

Инвентарь и приспособления для ухода за подоконниками и дверью.

1

Многообразие приспособлений, используемых для уборки.

63

Значение ежедневной уборки помещения для занятий.

1

Назначение и необходимость уборки.

64

Гигиенические требования к помещению, где проходят занятия.

1

Повторение основных гигиенических правил.

65

Последовательность уборки помещения для занятий: проветривание, промывание, подметание, сбор и вынос мусора, удаление пыли с мебели.

1

Краткая характеристика и последовательность действий

66

Влажная уборка подоконника и двери

1

Краткая характеристика и последовательность действий

67

Уход за руками до и после уборки.

1

Сравнение  действий при уходе за руками.

68

Итоговый урок.

1

Повторение  и закрепление изученного материала в  6 классе

Активизация и познавательных процессов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. программа «Обслуживающий труд» (авторы: Галле А.Г., Кочетова Л.Л., Платонова Н.М.) для детей с легкой степенью умственной отсталости. -  Москва, АРКТИ, 2009;
  2. программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой. 5-9 классы. – Москва, Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 10 класс по профессионально - трудовому обучению (столярное дело)

Программа рассчитана на обучающихся, воспитанников, профессиональных классов на базе коррекционной школы VIII вида, для тех, кто хочет углубить и обобщить уже полученные знания и умения, по ...

Рабочая программа 11 класс по профессионально - трудовому обучению (столярное дело)

Рабочая программа по столярному делу для 11-го класса специальной коррекционной школы – интерната № 95 VIII вида....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу профессионально-трудовому обучению в 5, 7,8, 9 классах на 2016-2017 учебный год

Программа направлена на формирование правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности. Включение детей в художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым уч...

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ. Количество часов по учебному плану: всего 210 часов в год; в неделю 6 часов.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматрив...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Профессионально - трудовое обучение (швейное дело) дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Адаптированная рабочая программа по профессионально -  трудовому  обучению профиль  «швейное дело» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6...

Рабочая программа по учебному предмету профессионально - трудовое обучение (швейное дело) для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (профиль швейное дело) для 6а класса разработана на основеФедеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г....