Интегрированный урок как средство формирования метапредметных навыков
статья по технологии на тему
Современные условия выдвигают особенные требования к подготовке обучающихся к жизни. Необходимо вооружить их не только и не столько знаниями, но и способами овладения ими-научить учиться, т.е. выработать способность к самосовершенствованию и развитию путем сознательного присвоения нового социального опыта. Одной из основной целей является "развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразование и самореализация личности". Учитель вынужден уйти от привычной структуры урока. Одной из нетрадиционных форм являются интегрированные уроки, которые дают ученику достаточно широкое представление о многообразии мира, явлений и предметов их связи, преобразовании материалов и многого другого. Они предпологают развитие творческой активности учащихся, их образного мышления, позволяют использовать знания из всех учебных предметов, различных областей наук, художественной культуры. Принципы интегрированного обучения направлены на достижение главной цели-формирование в комплексе метапредметных компетенций. Потребность в интегрированных уроках объясняется несколькими причинами:
1) интеграция сегодня в обществе обьясняет необходимость интеграции в образовании;
2) окружающий мир познается учащимися в своем многообразии и единстве, давая представление о целом явлении,а не раздробленных фрагментах;
3) развивают потенциал обучающихся, побуждая к осмысленному изучению окружающей действительности, развитию логического мышления, коммуникативных способностей, формируют метапредметные навыки;
4) интегрированные уроки нестандартны и интересны школьникам.
Материал уроков в старших классах, показывая единство процессов, происходящих в мире, позволяет увидеть взаимосвязь различных наук. Целесообразно в форме интегрированных уроков проводить обобщающие, где будут раскрыты проблемы, важные для нескольких предметов. Структура таких уроков отличается четкостью, компактностью, логической взаимосвязью учебного матерала на каждом этапе урока. Интегрированные занятия отличаются выской степенью сотрудничества педагога и обучающихся, готовят школьников к управлению процессов их собственного образования.
Технология-интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания различных наук и показывающая способы возможности их использования в жизни человека, практической его деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «НМЦ» г. Курска
Интегрированный урок как средство формирования метпредменых навыков
Учитель технологии МБОУ «СОШ №33»
Тутова Елена Леонидовна
Курск 2013
Главной особенностью новых стандартов является формирование универсальных учебных действий (УУД), выработка компетентностых умений .Система образования должна стать более гибкой, интенсивнее использовать контакты между различными учебными дисциплинами, давать возможность приобретения ключевых компетенций, В этой ситуации возникла настоятельная потребность заново определить целевые установки, ценностное основание образования, его уровни, формы и средства.
Современная жизнь выдвигает особые требования к подготовке школьников. Первое требование- вооружить их способами овладения знаниями, т.е. научить учащихся учиться. А умение учиться - это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В психологическом смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений и навыков, включая организацию этого процесса. Одной из основных целей технологического образования является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности».
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активно используя знания, полученные при изучении различных учебных предметов и формировать универсальные учебные действия.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических особенностей учащегося, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика. УУД связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Понятие "метапредметное" содержание образования является синонимом таким понятиям, как "допредметное", "надпредметное", "общепредметное" содержание образования.
Метапредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов -знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентации (В.В.Краевский). Освоение этих типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, носящих название компетентностей.
В интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, необходимые и уместные для развития учащихся и при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения, а также формируются в содружестве ключевые компетенции.
Ключевые компетенции - относятся к общему для всех предметов (метапредметному) содержанию образования (ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.); общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов
Достижение высоких метапредметных компетентностей обучающихся осуществляется через:
- усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках одного предмета и трансляция его в различные жизненные ситуации;
- навыки самостоятельного создания и обновления персональных страниц в сети Интернет, участие в On-line конференциях, дистанционном обучении;
- повышение коммуникативных способностей, умений диспутировать, выделять главное, отстаивать свою точку зрения;
- умение использовать различные источники информации, анализировать и структурировать полученную информацию; широко и разнообразно преподносить и интерпретировать полученные данные исследований и т.п.;
Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — формирование в комплексе метапредметных компетенций.
Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность,
дает ученику широкое и яркое представление о многообразии мира, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, предполагает развитие образного мышления и творческой активности обучающихся, позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям окружающей действительности.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Во-первых, окружающий детей мир, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую школьные предметы направленны на изучение отдельных явлений этого единства и не дают представления о целом явлении, дробят его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждая к активному и осмысленному познанию окружающей действительности, к развитию логического мышления, коммуникативных способностей, формируют метапредметные навыки учащихся.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. За счет переключения на разнообразные виды деятельности, у школьников резко повышаются познавательный интерес, развиваются воображение, внимание, мышление, речь и память. . Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» (И. Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от природы.
В-четвертых, интеграция сегодня в обществе объясняет необходимость интеграции в образовании, т.к. современному обществу необходимы высококлассные специалисты, эрудированные в различных областях знаний.
С точки зрения современных образовательных концепций, интегрированные уроки как нельзя более отвечают потребностям общества в воспитании человека с новым мышлением, готового к жизни в условиях происходящих в мире глобальных процессов. Они учат детей мыслить масштабно, рассматривать проблему с разных точек зрения, не просто искать решение, а выбирать оптимальный вариант. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность- происходит освоение компетенции личностного самосовершенствования.
Интеграция ускоренно моделирует личность, служит импульсом мироощущения учащихся, перестраивает мышление учителей, расширяя их научный диапазон. Интегрированное обучение предполагает постоянное взаимодействие, освоение различных социальных ролей. Именно такой подход всецело помогает освоению коммуникативной компетенции.
Интеграция подразделяется на два основных вида:
- Горизонтальная(межпредметная) – наиболее распространенный способ объединения сходного материала ряда предметов, занятие конструируется и проводится двумя и более педагогами разных направлений деятельности
- Вертикальная (внутрипредметная)– объединение одним учителем того материала, который в разные годы обучения повторяется на разном уровне сложности.
Интеграция в ОО Технология возможна через разовые интегрированные уроки, блоки интегрированных уроков, интегрированные спецкурсы, интегрированные творческие проекты и др.
Одно из направлений совершенствования обучения в нашей школе – это организация и проведение интегрированных уроков, или уроков интегрированного содержания.
Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов, любое занятие со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания и умения методами нескольких наук.
Такой урок имеет ряд преимуществ:
-Способствует формированию информационной компетентности учащихся;
-Способствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала;
-Позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения.
Интегрированный урок – это как раз особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов, в основе интегрированных уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов и логических взаимосвязей. Интегрированные уроки зачастую служат прямым продолжением параллельного изучения родственных предметов, которые как бы вынесены на один урок.
. Таким образом, интеграция представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого монолита знаний.
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления, что помогает организовывать взаимосвязь событий. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность освоения учеником картины мира, что необходимо для формирования общекультурной компетенции.
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления и освоению учебно-познавательной компетенции.
Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой, что помогает формированию социально-трудовой компетенции.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Это могут быть: проблемный урок, занятие-исследование, урок-путешествие, экскурсия, ролевая или деловая игра. защита творческих проектов и др.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы метапредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире. Позволяет обучающимся видеть взаимосвязь различных наук, формирует метапредметные навыки.
Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала
Для моделирования интегрированного занятия необходимо учитывать закономерности интегрированного занятия, такие как подчинение авторскому замыслу, объединение основной мыслью (стержень занятия),его этапы – это фрагменты целого, а компоненты занятия находятся в логикоструктурной зависимости. Отобранный дидактический материал должен соответствовать замыслу.
Занятие может строится последовательно (соблюдается очерёдность действий, когда сначала один педагог даёт знания и умения, а затем другой ). Например, учитель технологии сообщает о теоретических и практических аспектах создания куклы закрутки, работник краеведческого музея-об истории возникновения обрядовой куклы, а затем педагог по ИЗО проводит обучение по композиции костюма для куклы.
Также оно может строится параллельно (при этом деятельность обучающихся осуществляется одновременно под руководством одного и другого педагога, постоянно пересекаясь в подаче знаний и умений ).
Цели обучения планируются учеником и педагогом совместно, учебный процесс подчинён интересам воспитанника (группы), содержание отбирается и организуется самими обучающимися. Степень участия воспитанника в познавательно- творческом процессе, его старания оцениваются совместно. Основной акцент приходится не только на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления.
Наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится самостоятельной созидательной деятельности обучающихся.Сам педагог выполняет роль советчика и помощника. Такие занятия отличаются высокой степенью сотрудничества педагога и обучающихся, гибкостью, возможностью участия каждого обучающегося в интересующей его деятельности, ценны тем, что готовят каждого к управлению процессом собственного образования.
На своих уроках особое внимание я уделяю познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Поэтому широко использую нетрадиционные формы уроков: деловые и ролевые игры (по темам: Кулинария-«Витаминный десант»; «Конструирование и моделирование одежды- «Ателье», ДПТ -«Путешествие в город Мастеров»), межпредметные интегрированные уроки (темы: Кулинария. «Обычаи, традиции, правила поведения»; Материаловедение: «Химические волокна. Определение свойств тканей»), проблемные дискуссии по разным темам. При подборе дидактического материала стараюсь отыскивать такие задания, чтобы вызвать активный познавательный интерес обучающихся
Интегрированные уроки я использую в своей работе давно. Это и внутрипредметная (вертикальная) интеграция, объединяющая тот материал, который повторяется на разном уровне сложности в разные годы обучения и по «Кулинарии», «Материаловедению», «Конструированию и моделированию» и др. И межпредметная (горизонтальная), объединяющая сходный материал ряда предметов «Стиль комнат в разные эпохи», «История костюма», «Традиции сервировки стола.», «Интерьер жилых помещений» и др.)
Например, урок «Силуэт в одежде. Понятие о фасоне» является первым в разделе «Конструирование и моделирование». Объектом интеграции здесь является искусство моды и музыкальное искусство. В содержание интеграции входят дисциплины технология и музыка. Аналог электрического привода швейной машины изучается на уроках физики в теме «Электрические явления», а правила безопасного обращения с электрооборудованием – на уроках ОБЖ. Уроки по кулинарии-«Овощи и блюда из них.», «Заготовка продуктов» и т.п. связаны с биологией, химией, историей и даже математикой. При изучении тем: «Натуральные волокна животного происхождения» школьницы обращаются к урокам биологии, истории; «Ткани из химических волокон»-химии. Урок по теме «Обобщение знаний о свойствах различных тканей при изготовлении куклы-закрутки», проведенный мной в 7 классе VII вида, был насыщен материалом по краеведению, ИЗО, истории, литературы.
«Технология» - интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания естественных, социальных, технологических наук и показывающая как их использовать в жизни и практической деятельности человека. На мой взгляд, проектно-исследовательская деятельность помогает обеспечить выполнение требований государственного образовательного стандарта, т.к. при создании творческого проекта используется широкий аспект знаний из различных областей, предоставляется возможность ученикам творить знания, формировать метапредметные навыки, стремиться к самостоятельному осмыслению мира, принятию решений, реализовать в полной мере их творческие возможности.
Технология тесно связана со всеми предметами естественно-научного цикла, поэтому очень удобно создавать метапредметные проекты, которые отражают интеграцию технологии в другие области: химию, биологию, физику, экологию, ОБЖ, ИЗО и другие учебные предметы,что предполагает наличие первоначальных знаний в области исследований по различным смежным дисциплинам, умение видеть и обозначать проблему с разных точек зрения. Обучающиеся выбирают тему проекта, исходя из своих интересов, актуальности проблемы, пользы для себя или общества. Немаловажны ее посильность и наличие средств и материалов для выполнения практической части.
Работая над проектом, обучающиеся учатся: «фильтровать» информацию, взятую из различных источников: справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, опросов и т.п.; изменять ее; представлять в виде таблиц, выкроек, схем, технологических карт и др. Далее непосредственно изготавливают изделие, востребованное в обществе или лично для себя, после чего пробуют анализировать полученные результаты, предоставлять выводы по работе. Завершающим этапом является публичная защита проекта, где ребенок учится излагать свои мысли, полученную информацию, отстаивать свою точку зрения, отвечает на вопросы. Особое внимание уделяем рефлексии: как работала ученица, какие навыки и опыт получила в ходе выполнения проекта.
Законченная работа над проектом должна стать для обучающихся следующей ступенькой его личностного развития, формирования метапредметных навыков в результате приобретенного опыта самостоятельной творческой исследовательской работы.
Процессы интеграции в современном обществе, общность проблем, стоящих перед разными народами и государствами(проблемы экологии, ядерной безопасности, сохранения мира и т.д.) по-новому ставят воспитательные задачи: воспитать не просто грамотного, образованного человека, а такую личность, которая в состоянии будет в будущем решать глобальные задачи с пользой для всего мира. В этом случае будет невозможно обойтись без интегрированных уроков. Опыт в их проведении необходимо накапливать постепенно, а, значит, есть необходимость в более масштабном проведении подобных уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированные уроки как средство формирования метапредментных навыков учащихся
Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход. Что такое метапредметный подход - мало кто знает, а я считаю, что именно этот вопрос стал чрезвычайно актуален, поэтому хочу...
Интегрированные уроки как средство формирования универсальных учебных действий
Интегрированные урокикак средство формирования универсальных учебных действий. Современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами...
Интегрированные уроки как средство формирования метапредметных навыков .
В работе содержатся разные примеры интеграции таких предметов как русский язык, литература, история....
Региональная научно-практическая конференция посвящённая Янушу Корчаку. Доклад на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»
laquo;Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»...
Презентация на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»
laquo;Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»...
Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся.
Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся....
Интегрированный урок как средство достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения русскому языку и литературе детей с ОВЗ
Использование интеграции в процессе обучения детей с нарушениями зрения русскому языку и литературе является одним из методов достижения метапредметных результатов, средством формирования и закр...