Региональная научно-практическая конференция посвящённая Янушу Корчаку. Доклад на тему: «Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»
статья по математике
«Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»
«Больше приносит пользы рассмотрение одного
и того же предмета с десяти сторон, чем
обучение десяти различным предметам с одной стороны».
немецкий педагог А. Дистервег.
Актуальность обусловлена объективными процессами в современном мире. Государство и общество ставит перед школой и нами учителями новые образовательные задачи. Как отмечается в Концепции модернизации российского образования, «школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также обобщённые способы учебной деятельности, обобщённые способы познания…».
В связи с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования интегративные цели обучения доминируют над предметными. Ведущим принципом является целостное восприятие мира, согласно которому, основным в содержании обучения становится не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщённое, целостное представление о мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_integrirovannyy_urok_-_kak_sredstvo_formirovaniya.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета
Доклад на тему:
«Интегрированный урок - как средство формирования
метапредметного подхода в обучении школьников
на уроках математики»
Автор:
Пономаренко Наталья Геннадьевна,
учитель математики
МКОУ СОШ № 2 г. Тайшета
Тайшет, 2019 г.
«Интегрированный урок - как средство формирования метапредметного подхода в обучении школьников на уроках математики»
«Больше приносит пользы рассмотрение одного
и того же предмета с десяти сторон, чем
обучение десяти различным предметам с одной стороны».
немецкий педагог А. Дистервег.
Актуальность обусловлена объективными процессами в современном мире. Государство и общество ставит перед школой и нами учителями новые образовательные задачи. Как отмечается в Концепции модернизации российского образования, «школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также обобщённые способы учебной деятельности, обобщённые способы познания…».
В связи с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования интегративные цели обучения доминируют над предметными. Ведущим принципом является целостное восприятие мира, согласно которому, основным в содержании обучения становится не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщённое, целостное представление о мире.
В связи с этим нам предстоит решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и как следствие, учебных предметов. Помочь решить эту проблему должен метапредметный подход, который лег в основу образовательных стандартов.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.
Метапредметность невозможна без формирования универсальных учебных действий (УУД), потому, что она предполагает не только междисциплинарную интеграцию, а формирование свойств личности учащегося, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять его познавательное развитие.
В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося.
Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.
Это далеко не новое явление. В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы.
Наша школа не была исключением. Над вопросами интеграции мы начали работу давно. Нами проделан путь от эффективного использования метапредметных связей на уроках до разработки и проведения интегрированных уроков. Уже тогда между учителями истории, русского языка, литературы, географии, биологии, и ОБЖ наладилось прочное сотрудничество по вопросам интеграции.
Сегодняшний день и перспективы дальнейшего развития гуманитарного образования побуждают нас к продолжению этой работы.
Главными идеями интеграции сегодня являются:
- личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);
- формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);
- приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);
- системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);
- проблемность обучения;
- рефлексия деятельности;
- диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).
Другими словами, сегодня перед нами стоит задача перейти к новому типу интеграции – метапредметной интеграции, которая имеет свои особенности. [2, с.118].
Метапредметная интеграция подразумевает обязательную работа с деятельностью учащегося, передачу учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Именно такая интеграция позволяет создать условия для формирования УУД. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.
Другими словами, классический интегрированный урок должен превратиться в метапредметное занятие.
Давайте попытаемся сравнить метапредметный интегрированный урок с
интегрированным уроком (по целям, содержанию, формам социальной организации учащихся, методам и т.п.)
| Метапредметный интегрированный урок | Интегрированный урок |
1. | цель: личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие. | цель: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям(реализация межпредметных связей) |
2. | Формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании. | создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний. |
3. | Метапредметный урок предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленным на добывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности. | Интегрированный урок позволяет конкретизировать общеучебные знания, умения и навыки и применять их на практике. Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале. |
4. | Применение полученных знаний и умений на других уроках. Ученик учится сам и учит других. Умение добывать информацию из различных источников. Учитель не источник информации, а навигатор деятельности. | Обогащение жизненного опыта |
5. | развитие мышления и профессионализма учителя, задать новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни | рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей развитие потенциала учащегося |
6. | формирование мыслящего человека как учителя, так и ученика. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе. | понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки |
Итак, урок с метапредметной интеграцией -это урок, целью которого является:
- обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
- активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
- подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;
- формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;
- формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;
- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
- получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях;
- необходимые знания используются не только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся.
Требования к заданиям на уроке
- Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
- Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требование к учителю
- Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
- Добиваться от учеников аргументированных ответов.
- Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
- Чётко и точно формулировать задание.
- Способность к импровизации.
- Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
При формировании метапредметных универсальных учебных действий в образовательной деятельности обучающихся на уроках мной и моими коллегами было разработано и проведено уже довольно много интегрированных уроков:
- Интегрированный урок математика и география 5 класс;
- Интегрированная работа на уроках географии и математика 8 класс;
- Интегрированный урок математики и информатики в 5 классе;
- Интегрированный урок математики и русского языка в 6 классе;
- Интегрированный урок математика и ОБЖ в 7 классе и т.д.
Нам предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающий нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие. Вместе с тем, учитывая, что современная российская школа несет в себе «знаниевую» традицию советской школы, каждый из нас − учитель, управленец, методист, психолог, автор учебников и учебных пособий, родитель − должен осознать глубину и значимость предстоящего перехода, переосмыслить свой педагогический опыт и по-новому ответить для себя на вопросы «Как учить?» и «С помощью чего учить?».
Источники информации
http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/
http://econf.rae.ru/pdf/2015/03/4376.pdf
http://meta.psu.ru/theory
http://avkrasn.ru/article-1079.html
http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html
http://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnyy-podhod-v-obrazovatelnoy-praktike
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство компетентностного подхода при обучении физике и математике
Учителя – люди ищущие. В современных условиях развития общества преподавание физики и математики требует новых подходов, переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие...
Статья на тему "ЭОР НП как способ повышения эффективности процесса обучения на уроках истории, реализация деятельностного подхода"
В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Из опыта работы....
Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»
В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...
«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»
laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский...
Региональная научно-практическая конференция статья "Интернет как средство расширения образовательного пространства для самообразования и саморазвития педагогов дополнительно образования", 2020 г.
В статье представлен опыт работы МБУДО "Летский оздоровительно-образовательный спортивный центр" города Гбкина Белгородской области по развитию главного навыка будущего - стремления педагого...
Материал выступления на XI региональной научно – практической конференции «Реализация компетентного подхода в образовании».2021 "Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного обучающегося."
Материал выступления на XI региональной научно – практической конференции «Реализация компетентного подхода в образовании».2021 "Воспитательные технологии как ведущи...