Рабочая программа по спецкурсу "Художественные промыслы России" в 5-6 классах
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Савина Наталия Алексеевна

Рабочая программа по спецкурсу "Художественные промыслы России" в 5-6 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

«Согласовано»

Руководитель МО

____     /Савина Н.А./

Протокол №____

от«__» __         2012 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР  МОУ  Гжельская СОШ с изучение предметов художественно-эстетического цикла          ________/Кочеткова Н.М./

«___» ______2012 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ Гжельская СОШ с изучение предметов художественно-эстетического цикла          _________/Шелепов В.П./

Приказ №______

от«___» ______2012 г.

                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Савиной Наталии Алексеевны,

высшая категория

Ф.И.О., категория

по спецкурсу   «Художественные промыслы России »,

5-6  классы

предмет, класс

Рассмотрено на заседании методического объединения (педагогического совета)

протокол №        от

«____» _____2012 г.

2012 год

Пояснительная записка.

Программа спецкурса “Художественные промыслы России” составлена на основе авторской программы Ивлева В.С. «Русские художественные промыслы» М. Белый город. 2007г.

 Программа спецкурса “Художественные промыслы России” предназначена для учащихся  5,6 классов общеобразовательной школы.

        Преподавание спецкурса  “Художественные промыслы России” должно проводиться в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами художественно-эстетического цикла: изобразительным искусством, технологией, мировой художественной культурой.

Год реализации программы : 2012-2013 учебный год .

Цель изучения спецкурса - ознакомление школьников с самобытной, неповторимой, имеющей многовековую историю, русской народной художественной  культурой .

 Задачи:

С учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей учащихся спецкурс предлагает решение следующих основных задач:

1.  Привить любовь к традиционно-народному искусству.

2.  Сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителем традиций коллективного опыта.

3. Научить вести проектно-исследовательскую работу.

4. Расширить и углубить творческие  возможности, эстетическое и художественное восприятие учащихся.

Актуальность спецкурса.

Для формирования  мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народными художественными промыслами, которые наиболее полно хранят и передают новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

     Курс позволяет более подробно познакомить учащихся с различными народными художественными промыслами : художественной обработкой дерева, металла, ювелирным искусством, художественной эмалью, лаковой миниатюрой на папье-маше, декоративной росписью по металлу, керамикой, художественным фарфором и фаянсом (в том числе Гжельским), вышивкой, кружевоплетением, ручным узорным ткачеством, ковроткачеством, узорным вязанием, художественным текстилем, набивными платками и тканью и пр.

         

Применение разнообразных методов и приемов обучения позволяют учащимся глубже усвоить исторические особенности географического положения, подъемов и спадов художественных промыслов; содействуют развитию творческих способностей учащихся, формированию их духовно-нравственных качеств.

        Занятия способствуют сохранению традиций Гжели и могут влиять на выбор будущей профессии.

             Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • сопоставление образцов народных художественных промыслов разных  мастеров и школ;
  • подбор изобразительного видеоряда по теме;
  • написание реферата по одному из художественных промыслов;
  • организация выставки декоративно-прикладного искусства;
  • эстафета творческих дел, конкурс, ярмарки;
  • создание эскизов образцов народных художественных промыслов;
  • выполнение проектной работы.

                                       Методы и формы обучения:

  • словесный (беседа, рассказ, объяснение, путешествие).
  • наглядный (демонстрация слайдов, открыток, образцов народных промыслов, фотографий).
  • сравнительный.
  • поисковый.

эстафета творческих дел, выставка-презентация, ярмарка  

Формы: урок.

Типы уроков:

  • урок изучение нового материала;
  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • комбинированный урок;
  • урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа
  • практическое занятие
  • урок – игра
  • выполнение учебного проекта

Для реализации задач элективного курса используются следующие педагогические  технологии: 

  • проблемного обучения ;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • игровые технологии ;
  • деятельностного  и компетентностного подхода;
  • проектной деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Условия реализации программы.

Занятия спецкурса проводятся в школьной керамической мастерской, в которой  представлены  наглядно-информационные материалы, оснащена необходимым оборудованием   для выполнения практических работ .

Дидактический материал.

  • журналы, статьи;
  • публикации с описанием техники изготовления различных изделий;
  • чертежи, схемы, эскизы будущих изделий;
  • интернет ресурсы

                                         Ожидаемый результат.

 В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:                

должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • названия центров традиционных народных художественных промыслов России, создаваемые там художественные произведения, главные отличительные признаки образа художественной вещи;
  • произведения народных мастеров Гжельского промысла, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий;
  • об общности древнейших истоков содержания орнаментальных мотивов в искусстве народов России, о миротворчестве и мировосприятии народного мастера на любом континенте;
  • о стилевых особенностях традиционных художественных промыслов, об образах художественных вещей различны как по материалу, так и по технологии (художественная обработка дерева, керамика, ткачество, кружевоплетение и т.д.).

должны уметь:

  • выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию изделий художественных промыслов, представлять назначение искусства в различных областях жизни;
  • анализировать произведения народных мастеров и мастеров декоративно-прикладного искусства;
  • видеть и оценивать связь художественного образа вещи с практическим назначением, материалом и техникой ее исполнения, с природой, бытом, художественными традициями;
  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественная обработка дерева , керамика, ковка и т.д.).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, единство материала, формы и декора;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения.

                                     

Тематический план

5 класс

               Наименование разделов

Коли-чество часов

1

Вводное занятие.

1

2

История развития народных художественных промыслов.

2

3

Художественный образ, узор, сюжет, тема.

2

4

Искусство художественной обработки дерева в России.

16

5

Глиняная игрушка России

4

6

Художественная керамика

4

7

Пряничный промысел.

3

8

Творческая проектная деятельность

2

Итого

34

Содержание программы

5 класс

Раздел 1. Вводное занятие.( 1ч)

Культура. Истоки, основные особенности русского народного творчества.

Раздел  2 . История развития народных художественных промыслов.(2ч.)

Народное искусство Древней Руси. Выделение ремесел. Понятие “народные художественные промыслы”. Краткая история современных промыслов, связь с традициями прошлого, политика государства в области народного искусства. Художественные промыслы как одна из форм народного искусства.

Раздел 3. Художественный образ, узор, сюжет, тема.(2 ч.)

Основные художественные образы, сюжеты, темы в русском НХП. Истоки.

Основные способы изображения. Образование русского народного орнамента; понятие об орнаменте, назначение, классификация. Особенности русского народного орнамента. 

Составление простейших орнаментов.

Раздел 4 . Искусство художественной обработки дерева в России.(16ч.)

Традиционные и современные промыслы художественной обработки дерева (Русский север, Поволжье, Подмосковье). Изделия из бересты (Архангельск, Вологда); токарная посуда - Семеновская и Семинская (Хохлома); произведения с росписью по дереву (Городец, Сергиев-Посад); Резная и токарная игрушка из дерева. Северная птица, кони (Панки) - женские фигурки. Игрушка Нижегородской области (Семеновская, Федосеевская, Гродецкая, Полхов-майданская). Игрушка Московской области. Сергиев-Посад как центр игрушечного ремесла. Значение Троице-Сергиево монастыря для развития местных художественных ремесел. Игрушка деревни Богородское. Токарная игрушка Подмосковья (Бабенки, Сергиев-Посад). Композиции в  резьбе по дереву. Стилевые и художественные особенности.Сюжеты, темы, росписи. Цветовой колорит, краски. Приемы письма. Типы росписи.

Русская матрешка. История промыслов. Основы технологических процессов, художественные особенности, основные приемы росписи. Ведущие мастера. Рисунок с натуры.

Плотничный промысел. Типы построек, элементы северного дома. Элементы, детали северного дома.

Плетение из лозы, лыка, соломы. Виды изделий, способы изготовления.

Раздел 5. Глиняная игрушка России. (4 ч.)

Краткая история, сведения, география распространения, технология изготовления.

История промысла, современная жизнь промысла, образы, сюжеты, орнамент, отличительные особенности. Характерные приемы работы с материалом на промыслах глиняной игрушки. Ведущие мастера промысла. Основные места ее изготовления. (Дымково, Каргопольская, Хлудневская, глиняная игрушка Тульской области, Тверской области, Жбанниковская глиняная игрушка, Курской, Белгородской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Вологодской, Воронежской областей). Абашевская глиняная народная игрушка . Скопинская игрушка и ее образы. Ведущие мастера. Игрушка села Балхары( Дагестан).Рисунок с натуры.

Раздел 6. Художественная керамика . (4ч.)

Особенности керамики как материала. Русский фарфор. Гжельская керамика. Многообразие народных традиций Гжели. Гжельский полуфаянс, фарфор. Мелкая пластика Гжели. Ведущие мастера и художники. Особенности Гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, серебрение, позолота. Ассортимент изделий. Гжельская майолика. Изделия. Скульптурный декор и живопись квасников, кумганов, кувшинов. Орнамент, роспись, особенности и цвет.

Скопинская керамика. ее особенности (скульптура, декоративность, глазурь).

Балхарская керамика (Дагестан), и ее художественные особенности. Способы ее оформления. Игрушка села Балхары.

Раздел 7. Пряничный промысел. (3ч.) 

Краткая история пряничного промысла. Пряничные доски. Виды пряников. Сведения о технологии. Основные центры. Рисунок с натуры.

Раздел 8. Творческая проектная деятельность.(2ч.).

Разработка проекта «Изделия народных промыслов в моей семье». Выполнение проекта . Защита проектов .

Календарно-тематическое планирование

на 2012-2013 учебный год, 5 класс

                              Тема

Кол-во часов

дата

1

Раздел 1. Вводное занятие. Русское народное творчество.

1

Раздел 2. История развития народных художественных промыслов.

2

2

Народное искусство Древней Руси.

1

3

Виды народных промыслов.

1

Раздел 3. Художественный образ, узор, сюжет, тема.

2

4

Особенности русского народного орнамента.

1

5

Составление орнаментов.

1

Раздел 4. Искусство художественной обработки дерева в России.

16

6

Промыслы художественной обработки дерева.

1

7

Изделия из бересты.

1

8

Токарная посуда - Семеновская и Семинская (Хохлома).

1

9

Роспись по дереву : Городец, Сергиев-Посад.

1

10

Практическая работа «Городецкая роспись».

1

11

Богородская игрушка .

1

12

Игрушка из дерева  «Северная птица».

1

13

Токарная игрушка Подмосковья.

1

14

Сюжеты, темы в резьбе по дереву.

1

15

Русская матрешка. История промыслов.

1

16

Технология изготовления матрешки.

1

17

Приемы росписи матрешки

1

18

Практическая работа «Русская матрешка»

1

19

Плетение из лозы, лыка.

1

20

Плетение из соломы.

1

21

Плотничный промысел

1

Раздел 5. Глиняная игрушка России.

4

22

История промысла глиняной игуршки

1

23

Образы, сюжеты, орнамент, отличительные особенности.

1

24

Приемы лепки глиняной игрушки

1

25

Практическая работа «Ярмарка глиняных игрушек».

1

Раздел 6. Художественная керамика

4

26

История гончарного производства.

1

27

Русский фарфор.

1

28

Гжельская керамика.

1

29

Скопинская , Балхарская  керамика

1

Раздел 7. Пряничный промысел.

3

30

Краткая история. Пряничные доски.

1

31

Виды пряников. Сведения о технологии.

1

32

Основные центры пряничного промысла. Рисунок с натуры.

1

Раздел 8. Творческая проектная деятельность

2

33

Проект  «Изделия народных промыслов в моей семье»

1

34

Защита проектов

1

Резерв

1

ИТОГО

35

Тематический план

6 класс

               Наименование разделов

Коли-чество часов

1

Вводное занятие.

1

2

Строчевышивальное искусство и кружевоплетение

7

3

Узорное ткачество, набойка.

6

4

Ковроткачество.

3

5

Великорусский национальный  костюм.

3

6

 Промыслы художественной обработки металлов в России.

5

7

Русские художественные лаки.

3

8

Художественные изделия из кости.

1

9

Русское камнерезное искусство.

2

10

Творческая проектная деятельность

3

Резерв

1

Итого

35

Содержание программы

6 класс

Раздел 1. Вводное занятие. (1 ч.)

Виды промыслов. Центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Палех, Хохлома, Городец, Гжель, Кубачи и т.д.).

Раздел 2 .  Строчевышивальное искусство и кружевоплетение. ( 7 ч.)

Вышивка - один из самых распространенных видов декоративного искусства. Возникновение промысла. Орнамент. Образное, цветовое, орнаментальное единство. Нитки, украшения. Материалы для производства.

Использование строчки и вышивки в быту для украшения одежды и интерьера. Орнамент русской вышивки и его корни. Колорит. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особое разнообразие русской народной вышивки (Русский Север, Верхнее Поволжье, Ярославль, Тверь, Смоленск, Калуга, Орел, Тула, Рязань, Воронеж).

Стилистика вышивок. Машинная вышивка и ее применение. Необходимость сохранения творческого ручного труда

Золотое шитье и золотое кружево. Определение. Краткая история, фон, мастера. Виды шитья. Виды швов. Орнамент изделия. Михайловские численные кружева (Рязанская область). Кружева по предварительным рисункам, осколкам. Кружево Галича, Ельца, Рязани, Балахны, Вологды. Своеобразие кружевных центров. Ведущие художницы кружевницы. Оренбургский народный промысел по изготовлению художественных вязаных платков.

Раздел 3. Узорное ткачество, набойка. ( 6 ч.)

Ручное узорное ткачество - один из древнейших видов народного декоративного искусства. Ткачество русского севера, центральной и южной России, Поволжья. Техника народного узорного ткачества: выборная, закладная, ажурная, релизная, их художественные особенности. Орнамент, цветовая гамма.

Искусство набойки Павловского Посада. Техника набойки. Ее история на Руси. Особенности мотивов орнамента и колорита.

Лоскутное шитье. Художественное решение, основные отделочные материалы. Мозаика и аппликация. Вспомогательный отделочный материал.

Русская мягкая тряпичная игрушка (кукла). Ее виды. Краткие сведения о материале, технологии.

Раздел 4 . Ковроткачество.( 3ч.)

Место ручного ковроткачества в декоративно-прикладном искусстве. Ковры в быту, в прошлом и настоящем. Виды ковров и техника их изготовления. Орнамент. Цветовой колорит. Появление ковровых промыслов в России (XIX в.): в Курской, Орловской, Воронежской, Саратовской губерниях, в Сибири. Традиции русского ковроделия в современных промыслах. Ковры Дагестана.

Гобелен. Краткая историческая справка. Темы, композиции, материал, способы изготовления. Основные центры.

Раздел 5 . Великорусский национальный  костюм. (3 ч.)

Классификация национальной одежды. Основные комплекты женской одежды. Типы сарафанов. Определение костюма, народного костюма.

Нарядный праздничный костюм - целостный художественный образ. Севернорусский и южнорусский комплекты одежд. Разнообразие форм и

украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.

Раздел 6. Промыслы художественной обработки металлов в России. (5 ч.)

Использование металлов в декоративно-прикладном искусстве. Классификация металлов, их художественные особенности. Многообразие древнерусских традиций, воплощенных в современных промыслах по художественной обработке металлов .Разнообразие способов художественной обработки (литье, ковка, чеканка, штамповка, гравировка, чернь, насечка, филигрань, эмаль), их краткие характеристики. Ювелирное искусство. Виды драгоценных металлов. Классификация золотых, серебряных изделий. Приемы ручной обработки и украшения драгоценных металлов.

Серебро с чернью Великого Устюга. История промысла, его истоки и традиции, ассортимент.

Ростовская финифть (эмаль). Понятие о финифти. Виды эмалей. Типы эмалей. Основные этапы техники исполнения. Область применения.  Возникновение промысла и развитие его традиций.

Красносельский ювелирный промысел. Ювелирный промысел Мстеры. Искусство Златоуста. Производство холодного оружия, украшенный  гравированным узором с позолотой.

Кубачи - ювелирный центр Дагестана. Художественные изделия с чернью со знаменитыми кубачинскими узорами. Ведущие мастера промысла.

Определение художественного литья. Изделия. Приемы доработки отливок, способы литья, узоры (орнаменты).

Каслинское чугунное литье. Истоки промысла. Развитие производства мелкой пластики в Касли.

Самоварный промысел. Виды самоваров. Орнамент, узоры. Художественное решение. Ведущие мастера.

Колокольный промысел. Виды колоколов, колокольчиков. Орнамент. Технология, украшение. Место и роль в народной культуре. Ведущие мастера.

Раздел 7. Русские художественные лаки. (3 ч.)

Возникновение искусства лаковой живописи в России. История Художественного промысла. Техника росписи. Жостовский колорит. Ведущие мастера.

Федоскино. Старейший центр лаковой миниатюры. История промысла и его традиции. Основы технологических процессов изготовления. Формы из папье-маше и росписи масляными красками.

Письмо по “сквозному” и по “плотному” - два вида Федоскинской масляной живописи. Сюжетика лаковых изображений: пейзаж, тематическая миниатюра, портрет, орнаментальные композиции (шотландки). Образ, тема росписи, фон, цветовой колорит. Ведущие мастера Федоскино.

Палех - родина темперной миниатюры. Художественное своеобразие палехских миниатюр. Ведущие художники Палеха, тематика, их творчество.

Художественно-образный язык Мстеры и Холуя. Особенности решения сказочной темы в творчестве мастеров этих центров. Характер Мстерского пейзажа. Жанровые миниатюры Холуя. Ведущие миниатюристы.

Железные лакированные подносы Жостова - уникальная область искусства русских художественных лаков.

Раздел 8. Художественные изделия из кости. (1ч)

Возникновение промысла. Производство изделий. Специфика материалов. Традиции в обработке кости в России. Холмогоры, Тобольск, Чукотка, Хотьково -

Раздел 9. Русское камнерезное искусство. (2 ч.)

Резьба по камню в древнерусской архитектуре. Материалы для производства: поделочные камни, полудрагоценные камни, драгоценные камни, камни органического     происхождения и искусственные камни. Производство и классификация изделий. Резьба по камню: Кучур, Борнуково, каменная анималистика на промыслах. Тувинская резьба по камню. Особенности отдельных камнерезных промыслов.

Раздел 10. Творческая проектная деятельность.(3часа).

Разработка проекта «Народные промыслы». Выполнение проекта . Защита проектов .

                                   Календарно-тематическое планирование

на 2012-2013 учебный год , 6 класс

Тема урока

Кол-час.

дата

1

Раздел 1. Вводное занятие 

1

Раздел 2 . Строчевышивальное искусство и кружевоплетение

7

2

Вводное занятие .Виды народных промыслов

1

3

Вышивка .Возникновение промысла.

1

4

Орнамент,символы ручной вышивки.

1

5

Золотое шитье

1

6

Золотое кружево

1

7

Кружево Галича, Ельца ,Вологды, Рязани

1

8

Оренбургский промысел пуховых платков

1

Раздел  3.Узорное ткачество, набойка.

6

9

Техника народного узорного ткачества

1

10

Искусство набойки Павловского Посада.

1

11

Лоскутное шитье.

1

12

Мозаика и аппликация.

1

13

Русская мягкая тряпичная игрушка (кукла).

1

14

Практическая работа «Тряпичная игрушка »

1

Раздел 4. Ковроткачество.

3

15

Виды ковров и техника их изготовления.

1

16

Появление ковровых промыслов в России

1

17

Ковры Дагестана. Гобелен.

1

Раздел  5. Великорусский национальный  костюм.

3

18

Классификация национальной одежды

1

19

Основные комплекты одежды.

1

20

Нарядный праздничный костюм

1

Раздел 6. Промыслы художественной обработки металлов в России.

5

21

Самоварный промысел.

1

22

Искусство Златоуста

1

23

Колокольный промысел.

1

24

Ювелирное искусство.

1

25

Каслинское чугунное литье.

1

 Раздел 7.  Русские художественные лаки.

3

26

Жостовские подносы .

1

27

Федоскино- центр лаковой миниатюры.        

1

28

Художественное своеобразие палехских миниатюр.

1

 Раздел 8. Художественные изделия из кости.

1

29

Художественные особенности ремесла.

Раздел 9. Русское камнерезное искусство.

2

30

Особенности камнерезных промыслов.

1

31

Резьба по камню ,материалы для производства.

1

Творческая проектная деятельность

3

32

Разработка проекта «Народные промыслы»

1

33

Выполнение проекта

1

34

Защита проектов

1

Резерв

1

Итого

35

Список литературы.

  1.  «Народные промыслы» А.Клиентов, Белый город М.2004
  2.  «Русские обряды и традиции – народная кукла» И.Котова, С-Петербург.
  3. «Русский народный костюм» С.Горожанина, М 2003
  4.  « Плетение лозой, берестой, соломой, рогозом» А.В.Лазарева. – М.: Аделант, 2000.
  5. « Плетение из соломки» О.А.Лобачевская. – Минск: Культура и традиции, 2000.
  6. "Русская народная игрушка", Дайн Г. Л.. М., 1981.
  7. "Народные художественные промыслы",Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. М., 1980.
  8. "Народные художественные промыслы России". Альбом. М., 1984.
  9. . "Русское народное кружево",Фалеева В. А. Л., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии «География России» 8-9 классы

Рабочая программа «География России» к учебникам "География. Россия. Природа и население"(8 класс) и "География. Россия. Хозяйство и географические районы" (9 класс)/ Под редакцией А. И. Алексеева...

Рабочая программа учебного предмета История России в 6 классе

Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.В. Пчелова. Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII Века». Данная программа обеспечивает изучение ку...

Рабочая программа учебного предмета История России в 8 классе

Рабочая программа по Истории России разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа систематизирует и конкрети...

Рабочая программа кружка "Я -патриот России" 9-10 класс

Рабочая программа кружка "Я -патриот России"  9-10 класс...

Рабочая программа по курсу Религии России 8,9 классы

Рабочая программа по предметуРелигии России8,9 классУровень: базовыйВ современной ситуации общественного развития России важнейшейзадачей осознается необходимость возрождения нации, обретения утраченн...

Рабочая программа учебного предмета "История России" для 6 класса (ФГОС)

Планируемые результаты освоения учебного предмета «История России» в 6 классе Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовател...

Рабочая программа учебного предмета ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. 8 класс (ФГОС)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...