Рабочая программа учебного предмета История России в 6 классе
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Дмитрий Анатольевич Завгородний

Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.В. Пчелова. Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII Века». Данная программа обеспечивает изучение курса истории отечества и всеобщей истории учащимися 6 класса. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 36 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Актуальность программы: курс «История России с древнейших времён до конца XVIII века» в 6—7 классах общеобразовательных учреждений являются началом системного изучения учащимися отечественной истории. Они охватывают большой исторический период — от древнейших времён до конца XVIII века. Таким образом, в программу курса входит изложение всей русской средневековой истории и начала истории России Нового времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_rossii_6_klass.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение
  2. " Средняя общеобразовательная школа № 4»

«Утверждаю»:

      Директор МОУ «СОШ № 4»

                                                                __________________        С.А.Удальцов

Приказ ______ от «___»__________2014 г

Рассмотрено на заседании ШМО                                «Согласовано»:

гуманитарного цикла                                              Зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 4»

Руководитель:                                        ______________________    Т.Л. Хлызова

                Клепикова М.Л.                          «_____» ______________  2014 г.

Протокол № ____________

«____» _____________ 2014 г.

Рабочая программа

учебного предмета  История России

в 6 «а, б» классе

                                           на 2014-2015 учебный год

  1. Учитель:      Завгородний  Дмитрий Анатольевич

     

2014 г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.В. Пчелова.  Программа курсов «История России  с древнейших времен до конца XVIII Века». Данная программа обеспечивает изучение курса истории отечества и всеобщей истории учащимися 6 класса. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам  с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 36  учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.         Актуальность программы: курс «История России с древнейших времён до конца XVIII века» в 6—7 классах общеобразовательных учреждений являются началом системного изучения учащимися отечественной истории. Они охватывают большой исторический период — от древнейших времён до конца XVIII века. Таким образом, в программу курса входит изложение всей русской средневековой истории и начала истории России Нового времени.        Следовательно, в основу программы положен комплексный подход в изложении отечественной истории: не выделять какую-либо из сторон жизни общества — политическую, экономическую, культурную и т.д., а рассматривать, по возможности, все их в совокупности. Только взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности российской цивилизации. Подчёркиваются международные связи России, даются сопоставления с событиями других стран. Поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей, в курсах в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России — Волжской Булгарии, Хазарского каганата. Золотой Орды и других. В первую очередь подчеркивается развитие тех цивилизаций, которые сыграли большую роль в развитии нашей страны.                                                                                                 Всё это позволяет подчеркнуть уникальное положение российской цивилизации, где переплелись различные элементы западных и восточных культур, показать «встречу» Запада и Востока в рамках отечественной истории.                                                                                                 При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, полученные в предыдущих классах. При этом отражаются основные установки современного исторического образования в школе:

  • усиление аналитической стороны изучения истории;
  • акцент на раскрытие духовной культуры Отечества;
  • значительное внимание работе с историческим документом как основным объектом добывания исторических знаний, формированию у учащихся умения толковать исторический источник, анализировать его. Фрагменты документов включены в текст параграфов учебника, что позволяет рассмотреть их органично в рамках изучения конкретной темы. Исторические источники снабжены специальными вопросами.  Иногда использован прием подборки документов, позволяющий давать сравнительный анализ взглядов на изучаемые события и явления;
  • возможность отхода от учительского монолога, организация разнообразных форм обучения;
  • анализ различных точек зрения по узловым проблемам отечественной истории, то есть, подключение моментов историографии.

Одна из принципиальных установок курса – взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе, а также тех факторов, которые позволили России и ее народам созидательно решать проблемы, поставленные перед ними историей. Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся личностей.                                                         Усвоению учащимися материала призван помочь иллюстративный ряд учебников, схемы, карты, генеалогические таблицы, именные указатели. Выдержки из источников способствуют формированию навыков работы с историческими документами, позволяют лучше понять те или иные исторические процессы, почувствовать рассматриваемую эпоху.                Программа предусматривает включение региональных компонентов исторического образования (до 12 % учебного времени). Это содействует сохранению единого образовательного пространства в территориальных рамках Архангельской области, а также дает учащимся возможность проявить творческую активность. Подготовлена на основе Программы регионального компонента основного общего образования Архангельской области. VI-IX классы, сост. Л.С.Агурьянова, К.Н.Брюхов, А.В.Горбунов, Н.В.Григорьева, Г.М. Мелкумян, М.И.Табанин / Региональный компонент общего образования Архангельской области (история, обществознание, экономика, география). Архангельск, 2006

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Назначение курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.                                                                Цели и задачи изучения предмета формулируются в виде совокупности приоритетных ценностей и качеств личности, проявляющихся в широком социальном контексте.                                                                         Главная цель — дать молодому поколению возможность осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, осознания на этой основе своей идентичности и ценностных приоритетов в современном мире, сформировать у учащихся целостное представление об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщить их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма.        В соответствии с этой целью определяются задачи. Задачи изучения истории в основной школе:        

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, владение необходимым комплексом исторической информации.
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений нашего времени в общении с другими людьми в современном поликультурном обществе.
  • развитие гуманитарной культуры учащихся, рост их гражданского самосознания, повышение общеобразовательного уровня.
  • изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В 6 КЛАССЕ

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение.

1

2

Древние жители нашей родины

4

3

Древняя Русь в IХ – ХII веках

8                          

4

Русские земли  в ХII – начале ХIII века

5

5

Русь между востоком и западом

5

6

Объединение русских земель вокруг Москвы

5

7

Создание Московского царства

8

   ИТОГО                                                                                                                                                                                                                              

36

Результативность программы

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;

умения  раскрыть содержание иллюстрации;

умение обобщать и систематизировать полученную информацию;

умение определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
  • уметь определять и объяснять понятия;
  • уметь рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма; раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  • уметь анализировать исторические явления, процессы, факты,
  • уметь давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    

Тема I. Древние жители нашей родины

(4 часа)

     

Древние люди на территории нашей страны. Появление древних людей на территории нашей страны и их расселение. Люди каменного века. Влияние природных условий и географического фактора на жизнь разных племён. Племена скотоводов, земледельцев, охотников и рыболовов. Родовой строй. Древнейшие поселения на территории нашей страны. Люди бронзового и железного веков. Выделение языковых семей, положивших начало народам нашей страны.

Региональный компонент: северные территории в конце эпохи оледенения. Последствия отступления ледника. Заселение территории. Стоянки первобытных людей на территории области.  

На окраинах античного мира. Появление античных колоний в Северном Причерноморье. Греческая колонизация Крыма и черноморского побережья Кавказа. Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь античных поселений. Возникновение и история Боспорского царства и других эллинистических государств в этом регионе. Племена степной зоны Восточной Европы. Скифы. Их общественное устройство, хозяйственная жизнь, культура. Скифское царство. Влияние античной культуры на племена юга европейской России.  

Соседи восточных славян. Великое переселение народов. Аварский каганат. Булгары. Волжская Булгария. Хазары. Хазарский каганат. Государственный строй, хозяйство, религия.

Восточные славяне. Первые свидетельства о славянах. Происхождение славян. Их расселение. Разделение славян на три ветви. Появление славян на территории нашей страны. Восточнославянские племена по данным русских летописей. Родовой строй восточных славян. Их хозяйственная жизнь. Возникновение первых русских городов. Торговля. Быт славян. Языческая религия славян.

Региональный компонент: теория о поселениях славян на территории родного края.

      Опорные понятия и термины: родовая община, скотоводы, земледельцы, каменный век, бронзовый век, железный век, племена, античные полисы, кочевники, каганат, готы, гунны, авары, хазары, булгары, восточные славяне, варяги, кровная месть, родовой строй, язычество, волхвы.

      Персоналии: Геродот, Митридат I. Евпатор, Прокопий Кесарийский, Нестор.

Тема II. Древняя Русь в IХ – ХII веках

(8 часов)

Предпосылки создания государства у восточных славян. Легенды о древних славянских князьях. Новгород и Киев — два центра ранней русской государственности. Кий и его братья. Князья славянский племён. Славяне и варяги. Путь «из варяг в греки». Призвание варяжских князей. Рюрик. Аскольд и Дир. Поход Олега на Киев и объединение северных и южных русских земель. Происхождение названия «Русь».

Русские князья времён язычества. Олег. Подчинение различных племён Киевскому государству, походы на Византию, первый международный договор Руси. Игорь. Походы на Византию. Древнерусская дружина. Полюдье. Внутренняя политика — борьба с древлянами. Правление Ольги. Внутреннее обустройство Руси. Крещение Ольги и попытки христианизации восточных славян. Святослав. Война с Хазарией, походы в Болгарию и Византию.

Владимир Святославич. Принятие христианства. Сыновья Святослава. Первая усобица. Владимир — объединитель и создатель державы Рюриковичей. Личность князя Владимира. Выбор веры Владимиром. Крещение Руси. Значение этого  события для русской истории. Внутренняя политика князя. Укрепление южных границ Руси. Оборона от печенегов. Отношения с соседними странами. Расцвет Русского государства при Владимире.

Расцвет Древнерусского государства. Семья Владимира и раздел Руси. Усобица сыновей Владимира. Святополк Окаянный. Гибель Бориса и Глеба. Укрепление в Киеве Ярослава Мудрого. Личность Ярослава. Его войны с братом Мстиславом и печенегами. Последний поход Руси на Византию. Международные связи Руси.

        Начало распада Древнерусского государства. Раздел Руси Ярославом. Братья Ярославичи. Война с половцами в 1068 году. Мятеж 1068 года. Новый виток усобиц. Разделение Рюриковичей на несколько ветвей. Любечский съезд князей. Юридическое оформление распада Руси. Восстание 1113 года. Княжение Владимира Мономаха. Личность Владимира Мономаха как правителя и полководца.

Общественный строй Древней Руси. Древнерусская народность. Категории русского населения: общинники-земледельцы, вотчинники и др. Развитие городов и ремесла. Торговля. Городское самоуправление. Быт жителей Древней Руси.

      Православная церковь и культура  Киевской Руси. Формирование церковной организации. Юридическое и каноническое положение Русской церкви. Церковь в государственной жизни страны. Двоеверие. Православие и повседневная жизнь русских людей. Возникновение монашества. Феодосии и Антоний Печерские. Киево-Печерский монастырь.   Язык древнерусской народности, его место среди других славянских языков. Возникновение славянской письменности и её появление на Руси. Первые памятники русской книжности. Первые литературные и публицистические произведения. Первые жития. Начало русского летописания. Устное народное творчество. Былины. Письменная культура народа: берестяные грамоты. Развитие русской иконописи, фрески, мозаики, декоративно-прикладного искусства.

Опорные понятия и термины: государство, дружина, дань, купцы, города, торговые пути, полюдье, варяги, печенеги, усобица, воевода, посадник, митрополит, епископ, священник, монастырь, смерды, бояре, вотчина, тиуны, вече, уделы, письменность, кириллица, летопись, зодчество, иконопись.

      Персоналии: Кий, Рюрик, Аскольд и Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Ярославичи, Владимир Мономах, Феодосии и Антоний Печерские, Илларион, Константин (Кирилл) и Мефодий, Алимпий, Агапит.

Тема III. Русские земли  в ХII – начале ХIII века

(5 часов)

Раздробленность русских земель. Причины, сущность и последствия удельной системы на Руси. Распад древнерусского государства на княжества по отдельным ветвям династии Рюриковичей. Самостоятельное государственное развитие русских земель. Княжеские усобицы. Русская церковь как хранительница единства русских земель. Последствия раздробленности.

Главные политические центры. Киевское княжество. Наследники Владимира Мономаха. Борьба за киевское княжение в XII — начале XIII века. Киевское княжество перед монгольским нашествием. Черниговское княжество. Новгород-Северское княжество. Поход Игоря на половцев в 1185 году и «Слово о полку Игореве». Половцы. Их хозяйство, общественное устройство, религия, культура и быт. Отношения русских князей с половцами. Влияние половцев на политику русских княжеств и жизнь русских людей. Особенности географического положения региона и хозяйственного развития. Сильное боярство и борьба князей с ним. Возникновение Галичского княжества. Ярослав Осмомысл. Обособление Волынской земли. Князь Роман Мстиславич — объединитель Галичской и Волынской земель. Внешняя политика юго-западных русских земель. Князь Даниил Романович — король Руси. Его наследники. Культура Галицко-Волынской Руси.

Новгородское государство. Территория, природные условия, население и хозяйство Новгородской земли. Особенности её государственного устройства. Вече. Посадник, тысяцкий, архиепископ. Положение князя в Новгороде. Отношения Новгорода с другими государствами. Торговые связи. Развитие ремесла. Новгород как крупнейший городской центр Европы. Культура Новгородской Руси.

Региональный компонент: территориальное деление северных территорий: Заволочье, Подвинье, Двинская земля, Терский берег, Югра. Колонизация северного края.  

Владимиро-Суздальская Русь.  Географические и природные особенности края, население, хозяйственная жизнь. Возникновение Ростово-Суздальского княжества. Юрий Долгорукий. Основание Москвы и других городов. Андрей Боголюбский — основатель Владимирской Руси. Поход на Киев в 1169 году.   Укрепление княжеской власти. Подъём Владимиро-Суздальской Руси при Всеволоде Большое Гнездо. Культура Северо-Восточной Руси.

      Опорные понятия и термины: уделы, княжеские династии, раздробленность, усобицы, города, князья, бояре, вотчинники, вече, степняки.

Персоналии: Мстислав Великий, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Тугоркан, Кончак.

Тема IV. Русь между востоком и западом

( 5 часов)

Походы монголов на Русь.  Монголы, их происхождение, образ жизни и формирование государства. Чингисхан. Начало монгольских завоеваний. Захват Средней Азии. Поход Джебе и Субедея. Битва на Калке. Монгольское нашествие на Русь. Поход монголов в Западную Европу. Последствия монгольского нашествия на Русь.

Борьба русских земель с западными завоевателями.  Прибалтика в XI — XII веках. Природа, население, хозяйство, религия. Крестовый поход в Прибалтику. Ливонский орден. Шведский поход на Русь. Невская битва. Александр   Ярославич. Ледовое побоище. Его значение для русской истории.

Русь и Орда в XII –XIV веках. Образование Золотой Орды. Территория. Население. Хозяйственный уклад. Государственный строй. Установление ордынской власти на Руси. Её формы. Сопротивление ордынской власти западных русских княжеств. Политика Александра Невского в отношениях с Ордой. Русские князья в Орде. Религиозное сопротивление: Михаил черниговский. Северо-Восточная Русь под властью Орды.

Великое княжество Литовское. Литовские племена и образование Литовского государства. Присоединение русских земель к Литве. Формирование украинского и белорусского народов. Великое княжество Литовское и Русское. Литовские князья и их отношения с русскими князьями. Грюнвальдская битва. Уния с Польшей и образование Речи Посполитой.

Культура русских земель в XII – XIII веках. Особенности русской культуры XII – XIII вв. Образование и наука. Литература. Архитектура. Иконопись.  

       Опорные понятия и термины: нашествие, завоевание, монголы, ордынцы, татары, иго, хан, улус, ярлык, баскак, украинцы, белорусы, литовцы, шляхта, рыцари.

        Персоналии: Чингисхан, Батый, Михаил черниговский, Александр Невский, Биргер, Узбек, Гедимин, Ольгерд, Витовт, Ягайло.

Тема V. Объединение русских земель вокруг Москвы

(5 часов)

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Владимиро-Суздальская Русь после нашествия. Возникновение Тверского и Московского княжеств. Причины их укрепления. Князь Даниил московский. Борьба Москвы и Твери за главенство среди северо-восточных русских земель. Князь Михаил Ярославич тверской. Иван Калита и его политика. Превращение Москвы в религиозный центр Руси. Экономический подъём Московского княжества.

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Сыновья Ивана Калиты. Дмитрий Донской. Усиление Москвы среди прочих русских земель. Начало борьбы с Ордой. Битва на Боже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша на Русь. Значение Куликовской битвы.

Московское княжество и его соседи в конце XIV – сер. XV века. ВасилийI.  Союз Литвы и Польши. Литва, Москва и Орда на рубеже  XIV –XV вв. Образование русской, белорусской и украинской народностей.

Московское княжество в первой половине XV века. Война за московский стол между Василием II и его родственниками, её причины, ход и итоги. Закат ордынского могущества со второй половины XIV века. Усобицы в Золотой Орде. Причины её распада. Возникновение Казанского и других ханств. Отношения татарских ханств и Руси.

        Региональный компонент: борьба за Двинскую землю. 1478 г. – финал борьбы.  Холмогоры – административный центр края.

Русская православная церковь во второй половине XIII — середина XV века. Положение Русской церкви при ордынской власти. Перенос митрополии из Киева во Владимир, а затем в Москву. Деятельность митрополитов Петра и Алексия. Монашество. Сергий Радонежский и его последователи. Флорентийская уния и отношение к ней Русской православной церкви. Установление автокефалии. Митрополит Иона.                 Региональный компонент:  Роль монастырей в освоении Севере. Основание Соловецкого монастыря.  

Русская культура во второй половине XIII — середина XV века. Литература XIV — XV веков. Книжность. Развитие письменности. Летописание. Исторические повести. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение каменного зодчества. Строительство Московского Кремля. Иконопись: Феофан Грек, Андрей Рублёв.

       Опорные понятия и термины: объединение, централизация, княжества, крестьяне, дань, иго, набеги, ордынцы, татары, митрополия, монашество, уния, ереси.

       Персоналии: Михаил Тверской, Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской, Мамай, Тохтамыш, Тамерлан, Василий 1, Василий II, Юрий галичский, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, митрополиты Петр, Алексей, Иона, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Афанасий Никитин.

Тема VI. Создание Московского царства

(8 часов)

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Создание Иваном III единого и независимого Московского государства. Ликвидация Тверского великого княжества. Присоединение Новгорода и Вятки. Конец ордынской власти. Стояние на реке Угре. Взятие Казани Иваном III. Присоединение Василием III Пскова и Рязани. Войны с Литвой за Смоленск и другие русские земли.

Региональный компонент:  Административное деление Севера. Управление и самоуправление на севере.  Сельское хозяйство на территории Севера. Основные формы землевладения и начало хозяйственной специализации отдельных регионов. Основные центры хозяйственной специализации. Промысловая деятельность, виды промыслов.  Архангельск. Возникновение северного форпоста государства. Первые воеводы. Крупнейшие посады, крепости, остроги северного края, их значение: Каргополь, Сольвычегодск и другие. Торговые связи с другими государствами.

От великого княжества — к царству. Формирование единого русского народа. Централизация государственной власти. «Судебник» 1497 года. Формирование новой системы государственного управления. Образование сословной культуры русского общества. Новые государственные символы. «Государь Всея Руси». Идея «Москва — Третий Рим». «Сказание о князьях Владимирских». Усиление международного престижа Московского государства.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Венчание Ивана Грозного на царство. Начало русского самодержавия. Личность Ивана Грозного, её противоречивость. Реформы «Избранной рады». Государственное управление: земские соборы, Боярская дума, приказы. «Судебник» 1550 года.

Внешняя политика Ивана IV. Основные задачи внешней политики того времени. Борьба с татарскими ханствами. Взятие Казани. Ликвидация Астраханского ханства. Ливонская война: её причины, ход и итоги. Начало освоения Сибири. Поход Ермака.

Региональный компонент: роль северян в освоении Сибири и дальнего востока. Иноземная опасность и оборона Поморья на рубеже XVI-XVII вв.

Опричнина. Крах «Избранной рады». Введение опричнины. Опричный террор. Разорение Новгорода. Отмена опричнины, её результаты для русской истории. Внутренняя политика последних лет правления Ивана Грозного. Семейная жизнь царя. Правление Федора Иоанновича.

Русская православная церковь в конце XV-XVI веке. Нестяжатели и иосифляне. Отношение церкви и государства. Ереси. Стоглавый собор 1551 года. Митрополит Макарий. Митрополит Филипп, противодействие политике опричнины. Учреждение патриаршества.

Региональный компонент: крупнейшие монастыри Севера, их роль в экономической политике края. Церковный раскол и его проявления на Севере. Старообрядчество. Соловецкое восстание (сидение).

Русская культура в конце XV-XVI веке.Письменность и книжность. Летописание. Исторические повести. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Архитектура,  иконопись,  Дионисий.  Декоративно-прикладное искусство. Литейное дело. Андрей Чохов. Региональный компонент: культура родного края.

Региональный компонент: памятники архитектуры края.  Северная иконопись и летописи.

       Опорные понятия и термины: царство, Боярская дума, земский собор, приказы, уезды, сословия, боярство, дворянство, вотчины, поместья, слободы, посады, тягло, стрельцы, крепостное право, барщина, оброк, казачество, патриаршество, книгопечатание, парсуна. Волость, уезд, деревня, погост.

       Персоналии: Иван III, Василий III, Марфа Борецкая, хан Ax-мат, Софья Палеолог, Иван Грозный, Сильвестр, Адашев, князь Курбский, Стефан Баторий, Ермак, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Аристотель Фиораванти, митрополиты Макарий и Филипп, патриарх Иов, Дионисий, Иван Федоров, Андрей Чохов. Ричард Ченслер, Зосима и Савватий, А.Н.Волохов-Залешанин, Дежнев, Хабаров, В.В.Атласов, А.Никитин.

Календарно – тематическое планирование

Дата

урока

Глава и тема урока

Домашнее

задание

1

Введение в курс истории России

тетрадь

 Глава I. Древние жители нашей родины

(4 часа)

2 РК 

Древние люди на территории нашей страны. Заселение родного края  

§ 1 вопр. 4

3

На окраинах античного мира

§ 2

4

Соседи восточных славян

§ 3 к/к № 1

5 РК

Восточные славяне в VI – VIII веках.

Теория о поселениях славян на территории родного края.  

§ 4 к/к № 2

Глава II. Древняя Русь в IХ – ХII веках  

(8 часов)

6

Предпосылки создания и становления Древнерусского государства

§ 5 к/к № 3

7

Русские князья времен язычества

§ 6 к/к № 4

8

Владимир Святославович. Принятие христианства

§ 7

9

Расцвет Древнерусского государства

§ 8

10

Начало распада Древнерусского государства

§ 9 вопр. 4, 5

11

Общественный строй Древней Руси.

§ 10 к/к № 5

12

Православная церковь и культура Киевской Руси

§ 11-12

13

Обобщающий урок по теме «Киевская Русь»

Глава III. Русские земли  в ХII – начале ХIII века

(5 часов)

14

Раздробленность русских земель

§ 13 к/к № 6

15

Главные политические центры

§ 14,15

16 РК 

Новгородское государство.

Колонизация родного края

§ 16 зад. 4,5

17

Владимиро-Суздальская Русь

§ 17 задание

18

Обобщающий урок по теме «Русские земли в XII – начале XIII века»

Глава IV. Русь между востоком и западом

( 5 часов)

19

Походы  монголов на Русь

§ 18 к/к № 7

20

Борьба русских земель с западными завоевателями

§ 19 к/к № 8

21

Русь и Орда в XII –XIV веках

§ 20

22

Великое княжество Литовское

§ 21 к/к № 9

23

Обобщающий урок по теме «Русь между востоком и западом»

Глава V. Объединение русских земель вокруг Москвы

(5 часов)

24

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

§ 22 к/к № 10

25

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством

§ 23

26 РК

Московское княжество в первой половине XV века.

Переход родного края под власть Москвы.

§ 24

27 РК 

Русская православная церковь во второй половине  ХIII – сер. ХV века.

Роль монастырей в освоении края.

§ 25

28

Русская культура церковь во второй половине  ХIII – сер. ХV века

§ 26

Глава VI. Создание Московского царства

(8 часов)

29 РК 

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

Жизнь Севера.

§ 27 к/к 11

30

От Великого княжества – к  царству

§ 28 к/к № 12

31

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

§ 29

32 РК 

Внешняя политика Ивана IV.

Роль северян в освоении Сибири и Дальнего Востока

§ 30 к/к 13

33

Опричнина

§ 31 к/к №14, 15

34 РК

Церковь и государство ХV –ХVI вв.

Крупнейшие монастыри Севера.

§ 32

35 РК

Русская культура ХV – начале ХVI века.

Памятники архитектуры края

§ 33 к/к № 16

36

Итоговое обобщение


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Пчелов Е.В. История России: с древнейших времен до конца XVI века. Учебник. 6 класс. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник»,  2013
  2. Агафонов С.В. Схемы по истории России. 6 класс.  – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,  2007
  3. Пчелов  Е.В. Программа курсов «История России  с древнейших времен до конца XVIII Века»  Для 6—7 классов основной школы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,  2008
  4. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Тестовые задания по истории России с  древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,  2008
  5. Промежуточная аттестация по истории: 5-8 кл.: пособие для учителя / С.И. Козленко, И.В. Козленко, И.В. Молодцова и др. – М.: Просвещение, 2008
  6. Программы регионального компонента основного общего образования Архангельской области. VI-IX классы, сост. Л.С.Агурьянова, К.Н.Брюхов, А.В.Горбунов, Н.В.Григорьева, Г.М.Мелкумян,М.И.Табанин / Региональный компонент общего образования Архангельской области (история, обществознание, экономика, география). Архангельск, 2006
  7. Поморская энциклопедия. История Архангельского Севера. Архангельск, 2000
  8. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. –2-е изд. – М.: Проспект, 2014  
  9. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 6классе

Рабочая программа по русскому языку в 6классе создана на основе прогаммы к традиционному учебнику Ладыженской и рассчитана на 6уроков в неделю. По этой программе также сделано планирование на 6уроков ...

Рабочая программа учебного курса "Технология" 6класс

Рабочая программа учебного курса "Технология" 6 класс...

Рабочие программы по Истории России 6класс

Программа по истории России 6класс...

Рабочая программа по предмету "Профильный труд" 6класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа для 6 класса по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2014-2015 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История России» в 8-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курсаспособствовать формированию у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Базовый уровень, основное общее образование, 6класс 204 часов

                Рабочая программа по математике составлена на основе   сборника  рабочих программ. 5-6 классы, пособие для учителей общеоб...

Рабочая программа учебного курса «Россия в мире»

Рабочая программа разработана на основе  программы  по Истории для 10-11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений  О.В.Волобуева, В.А.Клокова, С.В. Тырина «Россия ...