Рабочая программа учебного предмета История России в 8 классе
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа по Истории России разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса и рассчитана на 40часов. Программа курса рассчитана на преподавание отечественной истории в 8 классе по учебнику: А.Н.Боханов. История России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_rossii_8_kl.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное общеобразовательное учреждение
- " Средняя общеобразовательная школа № 4»
«Утверждаю»:
Директор МОУ «СОШ № 4»
__________________ С.А.Удальцов
Приказ ______ от «___»__________2014 г
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано»:
гуманитарного цикла Зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 4»
Руководитель: ______________________ Т.Л. Хлызова
Клепикова М.Л. «_____» ______________ 2014 г.
Протокол № ____________
«____» _____________ 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета История России
в 8 «а, б» классе
на 2014-2015 учебный год
- Учитель: Завгородний Дмитрий Анатольевич
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Истории России разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса и рассчитана на 40часов. Программа курса рассчитана на преподавание отечественной истории в 8 классе по учебнику: А.Н.Боханов. История России. Актуальность программы: курс "История России. XIX век" является логическим продолжением курса "История России с древнейших времен до конца XVIII в." и охватывает основные события истории Отечества XIX в. Подобный выбор хронологических рамок курсов определяется принципом актуализации учебного материала, необходимостью более подробного изучения процессов исторического становления России. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, полученные в предыдущих классах. При этом отражаются основные установки современного исторического образования в школе:
- усиление аналитической стороны изучения истории;
- акцент на раскрытие духовной культуры Отечества;
- значительное внимание работе с историческим документом как основным объектом добывания исторических знаний, формированию у учащихся умения толковать исторический источник, анализировать его. Фрагменты документов включены в текст параграфов учебника, что позволяет рассмотреть их органично в рамках изучения конкретной темы. Исторические источники снабжены специальными вопросами. Иногда использован прием подборки документов, позволяющий давать сравнительный анализ взглядов на изучаемые события и явления;
- возможность отхода от учительского монолога, организация разнообразных форм обучения;
- анализ различных точек зрения по узловым проблемам отечественной истории, то есть, подключение моментов историографии. Одна из принципиальных установок курса – взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе, а также тех факторов, которые позволили России и ее народам созидательно решать проблемы, поставленные перед ними историей. Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся личностей. Программа предоставляет возможность интегрированного изучения тем отечественной и всеобщей истории (Отечественная война 1812 г., Россия в составе Священного Союза, некоторые вопросы истории культуры). Усвоению учащимися материала призван помочь иллюстративный ряд учебника, схемы, карты, генеалогические таблицы, именные указатели. Выдержки из источников способствуют формированию навыков работы с историческими документами, позволяют лучше понять те или иные исторические процессы, почувствовать рассматриваемую эпоху. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию логики развития общественных процессов, специфики возникновения и эволюции различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем, роли России в мировой цивилизации. Тем самым обеспечивается возможность определения учащимися собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, к наиболее значимым событиям и личностям истории России, осознанного выбора собственных действий в той или иной ситуации. Программа предусматривает включение региональных компонентов исторического образования (до 12 % учебного времени). Это содействует сохранению единого образовательного пространства в территориальных рамках Архангельской области, а также дает учащимся возможность проявить творческую активность. Подготовлена на основе Программы регионального компонента основного общего образования Архангельской области. VI-IX классы, сост. Л.С.Агурьянова, К.Н.Брюхов, А.В.Горбунов, Н.В.Григорьева, Г.М.Мелкумян,М.И.Табанина. / Региональный компонент общего образования Архангельской области (история, обществознание, экономика, география). Архангельск, 2006
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Назначение курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения. Программа составлена исходя из следующих целей и задач обучения истории в основной школе:
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирование ценностных ориентации и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.
Результативность программы
При освоении обязательного минимума содержания курсов истории школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
- Хронологические знания и умения;
- называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
- составлять хронологические и синхронистические таблицы;
- характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий.
- Знание фактов:
- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
- Работа с источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
- высказывать суждение о назначении, ценности источника;
- характеризовать позиций, взгляды автора (составителя) источника;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;
- составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
- Анализ, объяснение:
- соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
- показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
- называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;
- классифицировать исторические события и явления:
- по указанному признаку;
- определяя основание (критерии) самостоятельно;
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия;
- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
- Версии, оценки:
- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;
- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
- высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема I. Российская империя в начале ХIX века
(4 часа)
Россия на рубеже ХVIII – XIX веков. Территория и население. Экономическое развитие. Политический строй.
Региональный компонент: социально- экономическое развитие края.
Последний дворцовый переворот в России. Возникновение заговора. Убийство императора Павла I. Воцарение Александра I.
«Эра либерализма»: реформы начала царствования Александра I. Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Попытки проведения реформ; М. М. Сперанский.
Тема II. Внешняя политика Российской империи в начале ХIX века
(5 часов)
Внешняя политика: войны со Швецией, Турцией, Ираном. Присоединение Финляндии, Бессарабии, части Кавказа.
Взаимоотношения России и Франции. Участие в войнах против наполеоновской Франции. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада.
Отечественная война 1812 г. (причины, основные сражения, полководцы, герои, итоги войны). Народный характер войны. Изгнание Наполеоновских войск из России.
Региональный компонент: Север в войне 1812 г. Бородинское сражение. Багратионовы флеши (Архангельский и Двинской пехотные полки. Пожертвования).
Заграничный поход 1812-1814 гг. Роль России в европейской политике. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия си Священный союз.
Тема III. Россия после Отечественной войны 1812 года
(2 часа)
Внутренняя политика Александра I в последние годы царствования. Изменение внутриполитического курса Александра I во второй половине царствования. Противоречивость внутренней политики, усиление консервативных тенденций. Аракчеевщина.
Общественные движения при Александре I. Тайные общества Северное и Южное, их программы. Выступление декабристов (участники, цели, главные события, их исход).
Региональный компонент: Север как место ссылки декабристов.
Тема IV. Российская империя в годы правления Николая I
(3 часа)
Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура).
Политический сыск и теория официальной народности. Централизация, бюрократизация государственного управления. «Свод законов" Российской империи.
Социально-экономическое развитие. Начало промышленного переворота. Новые явления в промышленности и сельском хозяйстве. Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах».
Тема V. Внешняя политика России
(3 часа)
Внешняя политика России при Николае I.Польский вопрос. Кавказская война. Внешняя политика. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль.
Крымская война (участники, их цели, основные сражения). Оборона Севастополя, его герои. П. С. Нахимов. В. А. Корнилов. Парижский мир. Причины и последствия поражения. Итоги войны.
Тема VI. Общество, церковь, культура в России первой половины XIX века
(6 часов)
Общественные движения во второй четверти XIX века. Общественная мысль: западники и славянофилы, утопический социализм. Н.М. Карамзин. «Теория официальной народности». П.А.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.
Русская православная церковь. Церковь в XIX веке. Святые и подвижники. Митрополит Филарет.
Культура и быт в первой половине XIX в. (3 ч) Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература, золотой век русской поэзии. Становление русской национальной музыкальной школы. Театр. Живопись. Архитектура.
Региональный компонент: Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Родной край в первой половине XIX в. Социально-экономическое развитие.
Уроженцы края - участники важнейших событий в жизни страны. Памятники культуры.
Тема VII. Россия в годы правления Александра II
(7 часов)
Отмена крепостного права в России. Россия на пороге перемен. Россия во второй половине XIX в. Реформы 60- 70-х гг. Предпосылки и проекты реформ. Александр II. Отмена крепостного права. Судебная, земская, военная реформы. Изменения в социальной структуре общества. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян.
Либеральные реформы 60 – 70-х гг. Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ в истории России.
Особенности модернизации России. Завершение промышленного переворота, его последствия. Развитие внутреннего рынка. Формирование буржуазии. Изменение положения дворянства. Расслоение крестьянства. Рост пролетариата. Начало индустриализации.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II.
Внешняя политика России 60-70-х гг. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Завершение Кавказской войны. Причины, итоги и основные события. Участие России в военных союзах.
Общественное движение. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли, их представители в 60-80-х гг. XIX в. Народничество (организации, участники, тактика). Земское движение. А.И. Герцен, Н.И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Журнал «Современник».
Региональный компонент: реформа 1861 г., положение крестьянского населения в дореформенный и послереформенный периоды. Малозмелье, отходничество. Изменения в структуре производства (лесопиление – главная отрасль).
Тема VIII. Россия в царствование Александра III. Первые годы правления Николая II
(6 часов)
Внутриполитический курс Александра III. Консервативная политика. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения.
Экономическое состояние России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Аграрный кризис 80-90-х гг. Николай II – последний русский император. Личность императора. Правление.
Экономические реформы С.Ю. Витте. Личность С.Ю. Витте, его вклад в развитие страны. Денежная реформа, Великий сибирский путь.
Внешняя политика России в конце XIX века. Гаагская конференция. Политика на Дальнем Востоке.
Тема IХ. Общество, церковь, культура во второй половине ХIХ века
(4 часа)
Рабочее движение во второй половине XIX в. Распространение марксизма в России. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». В.И.Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Направления в литературе и искусстве. Реалистическое искусство (литература, театр, живопись). Деятели российской культуры. Российские меценаты. Культурные достижения народов империи. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру.
Родной край во второй половине XIX в. Изменения на карте края. Облик города, села к концу века. Основные категории населения: предприниматели и рабочие, зажиточные и беднейшие крестьяне и др. Новое в быту.
Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX в.
Календарно – тематическое планирование
Дата | № урока | Глава и тема урока | Домашнее задание |
Глава I. Российская империя в начале ХIX века (4 часа) | |||
1 РК | Россия на рубеже ХVIII – XIX веков. Социально-экономическое развитие родного края | тетрадь | |
2 | Последний дворцовый переворот в России | § 1 | |
3 | «Эра либерализма»: реформы начала царствования Александра I | § 2 вопросы, докум. | |
4 | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX. | § 3 | |
Глава II. Внешняя политика Российской империи в начале ХIX века (5 часов) | |||
5 | Внешняя политика в 1801-1812 гг. | § 4, даты | |
6 | Взаимоотношения России и Франции | § 5 | |
7 | Отечественная война 1812 года | § 6, даты | |
8 РК | Север в войне 1812 года. | тетрадь | |
9 | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг. | § 7 | |
Глава III. Россия после Отечественной войны 1812 года (2 часа) | |||
10 | Внутренняя политика Александра I в последние годы царствования | § 8 | |
11 РК | Общественные движения при Александре I. Выступления декабристов. Север как место ссылки декабристов. | § 9-10, тетрадь | |
Глава IV. Российская империя в годы правления Николая I (3 часа) | |||
12 РК | Внутренняя политика Николая I. Ее значение для Севера. | § 11, тетрадь | |
13 | Политический сыск и теория официальной народности | § 12 | |
14 РК | Социально-экономическое развитие при Николае I. Развитие родного края | § 13 | |
Глава V. Внешняя политика России (3 часа) | |||
15 | Внешняя политика России при Николае I. | § 14 | |
16 | Внешняя политика России при Николае I. | § 15 | |
17 | Крымская война | § 16, даты | |
Глава VI. Общество, церковь, культура в России первой половины XIX века (6 часов) | |||
18 | Общественные движения во второй четверти XIX века. | § 17, 19 | |
19 | Русская православная церковь | § 18 | |
20 РК | Культура России в первой половине XIX века. Уроженцы края – участники важнейших событий в жизни страны. | § 20, тетрадь | |
21 | Семинар: Русская литература | § 21, доклады | |
22 | Семинар: Архитектура, театр, живопись, музыка | § 22, доклады | |
23 | Обобщающий урок по истории первой половины XIX века. | ||
Глава VII. Россия в годы правления Александра II (7 часов) | |||
24 | Отмена крепостного права в России | § 23 | |
25 | Либеральные реформы 60 – 70-х гг. | § 24 | |
26 | Либеральные реформы 60 – 70-х гг. | § 24, вопросы | |
27 РК | Сельское хозяйство страны после отмены крепостного права. Экономическое развитие с/х родного края | § 25, тетрадь | |
28 РК | Развитие промышленности после отмены крепостного права. Промышленность родного края. | § 26, тетрадь | |
29 | Внешняя политика России 60-70-х гг. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | § 27-28 | |
30 | Общественное движение 60-80-х гг. XIX века. | § 29 | |
Глава VIII. Россия в царствование Александра III. Первые годы правления Николая II (6 часов) | |||
31 | Внутриполитический курс Александра III | § 30, 32 | |
32 | Экономическое состояние России | § 31 | |
33 | Социальная структура Российской империи. Россия на международной арене | § 33-34 | |
34 | Николай II – последний русский император | § 35 | |
35 | Экономические реформы С.Ю. Витте | § 36 | |
36 | Внешняя политика России в конце XIX века. | § 37 | |
Глава IХ. Общество, церковь, культура во второй половине ХIХ века (4 часа) | |||
37 | Рабочее движение во второй половине XIX в. Распространение марксизма в России | § 38 | |
38 | В.И. Ленин и социально-демократическое движение. Русская православная церковь. | § 39-40 | |
39 | Культура России во второй половине XIX в. | § 41-42 | |
40 | Итоговое обобщение |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Боханов А.Н. Сахаров А.Н. История России. 19 век. М., Русское слово, 2013
- Кружалов В.В. Рабочая тетрадь к учебнику А.Н. Боханова, А.Н. Сахарова "История России: XIX век". 8 класс. М., Русское слово, 2009
- «Рабочие программы по истории 5-11 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Русское слово»), авт.-сост. Н.И. Чеботарева. – 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2008.
- Контрольно-измерительные материалы. История России. 8 класс / Сост. К.В.Волкова – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013
- Промежуточная аттестация по истории: 5-8 кл.: пособие для учителя / С.И. Козленко, И.В. Козленко, И.В. Молодцова и др. – М.: Просвещение, 2008
- История. Даты: справочник / Авт.-сост. М.Н. Зуев, Р.Н. Лебедева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011
- Карпухина О.Н. История Отечества: учеб. пособие. – М.: Окей-книга, 2007
- Кацва Л.А. История Отечества. – М.: АСТ-ПРЕС ШКОЛА, 2005
- Большая иллюстрированная энциклопедия истории. – М.: «Махаон», 2008
- Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. –2-е изд. – М.: Проспект, 2014
- История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа учебного предмета "Технология", 5 класс, 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...
Рабочая программа учебного предмета « Информатика» 5 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год (ФГОС)
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3» с учетом УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова по информатике для 5 классов....
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС. Учебник "География России. Население и хозяйство 9 класс"; издательство "Дрофа": авторы В.П. Дронов, А.Я. Ром (классическая линия)
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС ( классическая линия)...
Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год, базовый уровень...