Рабочая программа по технологии для 5 кл
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Рабочая программа предназначена для учителей , работающих по УМК В. Д. Симоненко.Содержит пояснительную записку, тематический план и календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tekhnologii_5_kl.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
-МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Рассмотрена и одобрена на заседании РМО учителей технологии Протокол от 30.08.2013 г.№1 Руководитель РМО _______ А.Б. Карабанова | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» _________ А.М. Афроськин Приказ №36/4-Д от 31.08.2013г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Технология» в 5 классе
Составитель: учитель технологии
МОУ «Большеелховская СОШ»
Л.М. Паршина
2013
Пояснительная записка
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2008).
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.
В соответствии с ОБУП на изучение курса «Технология» в 5 классах выделяется 68 часов ежегодно (по 2 часа в неделю).
Базовыми для рабочей программы для 5классов являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технология выращивания растений».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
– правильно организовывать учебное место.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Практические работы |
1. | Технология выращивания растений | 16 | 8 |
2. | Создание изделий из текстильных материалов (материаловедение, машиноведение, технология обработки ткани) | 28 | 11 |
3. | Творческий проект | 2 | |
4. | Создание изделий из поделочных материалов (лоскутное шитье) | 4 | 1 |
5. | Вышивка | 6 | 2 |
6. | Уход за одеждой | 2 | 2 |
7. | Кулинария | 10 | 2 |
Итого: | 68 | 26 |
Содержание программы
Раздел . Технология выращивания растений
С/х производство и его отрасли. Условия необходимые для выращивания культурных растений. Инструктаж по технике безопасности. Осенняя обработка почвы.
Особенности осенней обработки почвы и внесения удобрений. Подзимние посевы и посадки.
Раздел. Введение
Сущность предмета «Технология». Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда.
Основное понятие темы: технология, творческий проект, научная организация труда.
Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.
Основные понятия темы: правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.
Раздел. Создание изделий из текстильных материалов
Состав швейных материалов. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Строение, химический состав и физико-химические свойства хлопкового и льняного волокна. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.
Основные понятия темы: прядение, ткачество, долевая нить, уток, лицевая и изнаночная сторона.
Свойства тканей из натуральных растительных волокон: физико-механические, гигиенические, технологические, эксплуатационные. Ткани для изготовления рабочей одежды. Ассортимент х/б и льняных тканей.
Основные понятия темы: свойства: механические, гигиенические, физико-механические, эксплуатационные, ассортимент.
Правила безопасного труда. Рабочее место. Инструменты для выполнения ручных работ. Приспособления для выполнения ручных работ.
Основные понятия темы: Ручные работы, рабочее место, правильная посадка, инструменты и приспособления.
Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Размер стежков.
Основные понятия темы: стежок, строчка, длина стежка.
История создания швейной машины. Виды машин применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина. Технические характеристики. Назначение основных узлов швейной машины. Виды приводов.
Основные понятия темы: бытовая швейная машина, привод, узлы швейной машины.
Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки универсальной швейной машины к работе. Включение и выключение швейной машины. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитки. Регулировка длины стежка. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.
Основные понятия темы: машинные работы, шпулька и шпульный колпачок, холостой и рабочий ход машины.
Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение соединительных (стачного взаутюжку, стачного вразутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом) и краевых (вподгибку с открытым и закрытым срезом) швов. Конструкция швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Зависимость ширины шва от строения и свойств материалов. Способы распускания швов.
Основные понятия темы: шов, ширина шва.
Правила безопасной работы при ВТО. Требования к выполнению ВТО. Терминология. Инструменты и приспособления для ВТО.
Основные понятия темы: утюжильная доска, температура нагрева подошвы, декатировка.
Краткие сведения из истории одежды. Фартуки в национальном костюме. Виды рабочей одежды. Эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к рабочей одежде. Фигура человека и её измерение. Общие сведения о строении фигуры человека. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука.
Основные понятия темы: мерки, сантиметровая лента, правила снятия мерок.
Общие правила построения и оформления чертежей изделий. Типы линий. Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Чтение чертежей. Расчетные формулы. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4.
Основные понятия темы: конструирование, линейка закройщика, масштаб.
Особенности моделирования рабочей одежды. Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Виды отделки швейных изделий (вышивка, аппликация, тесьма, сочетание тканей по цвету). Выбор модели и моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою
Основные понятия темы: моделирование, силуэт, пропорции, отделка.
Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани.
Основные понятия темы: дефекты ткани, обмеловка, раскладка, припуски.
Способы переноса контрольных и контурных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Технология обработки накладных карманов. Обработка верхнего, нижнего и боковых срезов кармана.
Основные понятия темы: контурные и контрольные линии, детали кроя, накладной карман.
Выбор наиболее рационального способа оформления срезов для данного вида ткани с учетом её свойств. Определение месторасположения карманов. Накалывание наметывание, настрачивание карманов на нижнюю часть фартука. Обработка срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой.
Основные понятия темы: обработка срезов, контрольные точки, накалывание и настрачивание, контроль качества.
Обработка бретелей обтачным швом с последующим вывертыванием. Контроль качества. Обработка срезов нагрудника. Соединение бретелей и нагрудника.
Основные понятия темы: бретели, нагрудник, обтачной шов.
Соединение бретелей с нагрудником. Соединение нагрудника с поясом и нижней частью фартука.
Основные понятия темы: обработка пояса.
Художественная отделка фартука. Влажно-тепловая обработка. Контроль качества готового изделия.
Основные понятия темы: отделка, контроль качества.
Раздел Творческое проектирование
Защита проекта
Приемы защиты творческих проектов. Демонстрация одежды. Описание изготовления.
Основные понятия темы: защита, демонстрация.
Раздел. Создание изделий из поделочных материалов
Возникновение лоскутной техники в России. Изделия выполненные в лоскутной технике. Возможности лоскутной техники, её связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутной техники. Подготовка материалов к работе. ОРМ для работы с лоскутом.
Основные понятия темы: лоскутная техника, лоскут, цветовой круг
Цветовой круг. Подбор лоскутов по цвету. Разработка эскиза изделия. Изготовление шаблонов.
Основные понятия темы: шаблон, цветовой круг.
Расчет количества деталей и их размеров. Вычерчивание контура шаблона. Припуски на обработку.
Основные понятия темы: контур, припуски, лицевая и изнаночная сторона.
Схема соединения деталей. Обработка припусков. Использование прокладочных и подкладочных материалов. Выполнение воздушной петли.
Основные понятия темы: воздушная петля, разутюживание.
Вышивка. Традиции края в вышивке. Ознакомление с различными инструментами и приспособлениями, применяемыми в вышивке. Правила работы с иглами, ножницами, булавками. Знакомство с разнообразными видами вышивки. Организация рабочего места.
Основное понятие темы: пяльца, мулине, пасма.
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити.
Основные понятия темы: запяливание ткани, стебельчатый, тамбурный, петельный швы.
Подбор ниток и игл. Правила отрезания нитки от катушки, вдевание нитки в иголку. Выбор эскиза вышивки. Перевод эскиза на ткань. Подготовка пасмы мулине к работе.
Основные понятия темы: пасма, пяльца.
Технология использования различных вышивальных швов в работе. Окончательная отделка вышивки. Правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитых изделий.
Основные понятия темы: стирка, глажка.
Раздел . Кулинария
Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении. Понятие питания (правильное, рациональное). Значение питания для нормального физического и нервно-психического развития ребенка и подростков. Витамины.
Основные понятия темы: пищеварение, питание, витамины.
История кулинарии. Физиология питания. Последовательность приготовления пищи. Методы сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработке продуктов. Суточная потребность в витаминах.
Основные понятия темы: физиология питания, методы сохранения витаминов.
Кухня и её оборудование. Создание интерьера кухни, правила размещения оборудования. Посуда и приборы для сервировки стола. Кухонная посуда и принадлежности. Санитарно-гигиенические требования и ПТБ.
Основные понятия темы: посуда: кухонная, столовая, чайная; приспособления; приборы.
Пищевая ценность овощей. Виды овощей используемых в кулинарии. Классификация овощей. Питательная ценность овощей. Сохранность питательных веществ в процессе хранения и кулинарной обработки. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.
Основные понятия темы: пищевая ценность, механическая обработка овощей, виды овощей.
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование и бланширование). Оборудование, посуда, инвентарь для варки. Время варки овощей. Охлаждение овощей. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Основные понятия темы: пассерование, бланширование, жарка, варка, запекание, припускание, тушение.
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Определение свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Способы определения готовности. Оформление готовых блюд. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц.
Основные понятия темы: овоскоп, диетические яйца, столовые яйца, «в мешочек», вкрутую.
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Способы нарезки продуктов. Способы оформления открытых бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Сорта кофе. Устройства для размола зерен.
Основные понятия темы: бутерброды (открытые, закрытые, горячие, холодные, простые, сложные, закусочные); кофемолка, кофеварка, турка.
Составление меню на завтрак. Расчет количества продуктов. Приготовление завтрака, оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Основные понятия темы: сервировка стола, салфетки.
Должны знать:
• негативные последствия общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;
• способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители информации;
• общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
• общие сведения о пищевой ценности овощей, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
• правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;
• технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, измерение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способов кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;
• способы определения свежести яиц и их хранения, использование яиц в кулинарии;
• виды бутербродов и горячих напитков, технологию приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
• общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, подбор материалов, дизайн-проектов по созданию интерьера различных жилых помещений;
• культуру поведения в семье, основы семейного уюта;
• правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волкон, свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;
• виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;
• виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах;
• возможности лоскутной пластики, основные приёмы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;
• правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;
• эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий;
• правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения; а понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;
• технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей;
• гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей.
Должны уметь:
• осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей;
• работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку всех овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и варёных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
• разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
• определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;
• включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать её скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определённый угол с подъёмом прижимной лапки, регулировать длину стежка;
• переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;
• подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы;
• читать и строить чертёж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
• выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, намётывать и подстрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатами.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид занятия | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
План. | Факт. | |||||
1. | Технология выращивания растений (осень) | 8 | ||||
1-2 | С/Х производство и его отрасли. Условия необходимые для выращивания культурных растений. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | Объяснение
Практическое занятие. | Пр/р №1 «Изучение общих правил ПТБ с/х труда «Технология» | ||
3-4 | Уборка урожая овощных культур. Сбор семян цветочно-декоративных культур. | 2 | Практическое занятие. | Пр/р №2 «Осенняя обработка почвы на пришкольном участке» | ||
5-6 | Осенняя обработка почвы. Особенности осенней обработки почвы и внесения удобрений. | 2 | Практическое занятие. | Пр/р №3 Подзимние посевы и посадки. | ||
7-8 | Подзимние посевы и посадки. Практическая работа. Подзимние посевы и посадки. Практическая работа. | 2 | Практическое занятие. | Пр/р №4 Уборка урожая овощных культур. 2 | ||
2 | Создание изделий из текстильных материалов (материаловедение, машиноведение, технология обработки ткани) | 28 | ||||
9-10 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Классификация текстильных волокон. Инструктаж по ТБ, правилам поведения в кабинете, санитарно-гигиеническим требованиям. | 2 | Объяснение | Пр/р № 1 «Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения» | ||
2.1 | ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ | 2 | ||||
11-12 | Получение ткани. | 2 | Объяснение | Пр/р №2 Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения» Пр/р №3 «Определение нити основы и лицевой стороны в х/б тканях». | ||
2.2 | РУЧНЫЕ РАБОТЫ | 4 | ||||
13-14 | Организация рабочего места для ручных работ. Инструменты и приспособления | 2 | Объяснение Практическое занятие | Пр/р№4«Знакомство с инструментами и приспособлениями для ручных работ» | ||
15-16 | Технология выполнения ручных работ. | 2 | Практическое занятие | Пр/р№5" Выполнение ручных стежков и строчек» | ||
2.3 | РАБОТА НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ | 6 | ||||
17-18 | Бытовая швейная машина. | 2 | Объяснение | Пр/р№6 « Знакомство с бытовой швейной машиной» | ||
19-20 | Подготовка к выполнению машинных работ. Правила техники безопасности при выполнении машинных работ. | 2 | Практическое занятие | Пр/р№7 « Выполнение машинных строчек» | ||
21-22 | Виды машинных швов. Влажно-тепловые работы. Основные правила безопасности при выполнении влажно-тепловых работ. | 2 | Практическое занятие | Пр/р№8 «Выполнение машинных швов» | ||
2.4 | ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ (фартука) | 4 | ||||
23-24 | Снятие мерок для построения чертежа выкройки. | 2 | Объяснение | Пр/р№9 « Снятие мерок» | ||
25-26 | Конструирование и моделирование. | 2 | Объяснение | Пр/р№10 « Конструирование фартука» Пр/р№11 « Моделирование фартука» | ||
2.5 | ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФАРТУКА | 10 | ||||
27-28 | Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука Подготовка деталей кроя фартука. | 2 | Практическое занятие | |||
29-30 | Последовательность изготовления обтачного шва. Обработка бретелей и конца пояса. Обработка нагрудника и соединение его с бретелями. | 2 | Практическое занятие | |||
31-32 | Обработка нагрудника и соединение его с бретелями. | 2 | Практическое занятие | |||
33-34 | Обработка накладных карманов Варианты отделки фартука. Соединение карманов с нижней частью фартука | 2 | Практическое занятие | |||
35-36 | Обработка нижней части фартука Соединение деталей фартука Определение качества готового изделия | 2 | Практическое занятие | |||
3 | ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (Фартук) | 2 | ||||
37-38 | Этапы выполнения проекта. Выбор и обоснование проекта. | 2 | Объяснение | |||
4 | РУКОДЕЛИЕ. ЛОСКУТНАЯ ПЛАСТИКА | 4 | ||||
39-40 | Подготовка оборудования, инструментов и материалов к работе. | 2 | Объяснение | |||
41-42 | Технология изготовления прихватки из лоскутов. | 2 | Практическое занятие | Пр/р№12 « Изготовление прихватки» | ||
5 | ВЫШИВКА | 6 | ||||
43-44 | Рабочее место. Инструменты, материалы и приспособления. | 2 | Объяснение | |||
45-46 | Технологическая последовательность вышивания. | 2 | Практическое занятие | Пр/р№14 « Изготовление метки» | ||
47-48 | Технология выполнения простейших ручных швов. | 2 | Практическое занятие | Пр/р№15 «Изготовление образца шва «за иголку»» | ||
6. | УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ | 2 | ||||
49-50 | Ремонт одежды. Уход за одеждой. | 2 | Практическое занятие | Пр/р№16 « Ремонт распоровшихся швов» Пр/р№17 « Изучение символов по уходу за одеждой» | ||
7. | КУЛИНАРИЯ | 10 | ||||
51-52 | Общие сведения о питании и приготовлении пищи. Кухонная посуда и уход за ней | 2 | Беседа | |||
53-54 | Овощи в питании. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из свежих овощей. Приготовление блюд из варёных овощей. | 2 | Беседа | Пр/р№20 « Определение доброкачественности овощей по внешнему виду» Пр/р№21 «Приготовление салата» | ||
55-56 | Блюда из яиц. Бутерброды. Горячие напитки. | 2 | Беседа | |||
57-58 | Сервировка стола к завтраку. Культура поведения за столом. | 2 | Беседа | |||
59-60 | Интерьер кухни, столовой. Оборудование на кухне. Размещение мебели и оборудования, зоны кухни. Санитарное состояние кухни. | 2 | Беседа | |||
Технология выращивания растений (весна) | 8 | |||||
61-62 | Весенняя обработка почвы. Практическая работа. | 2 | Практическое занятие | Пр/р«Весенняя обработка почвы» | ||
63-64 | Подготовка семян к посеву. Закладка опытов. | 2 | Практическое занятие. | Пр/р«Закладка опытов.» | ||
65-66 | Весенние посевы и посадки. Практическая работа. | 2 | Практическое занятие. | Пр/р«Весенние посевы и посадки» | ||
67-68 | Приёмы ухода за растениями. Практическая работа. | 2 | Практическое занятие. | Пр/р«Приёмы ухода за растениями» | ||
Итого: | 68 | 26 |
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | ПК | 1 |
2 | Швейная машина Janome | 10 |
3 | Оверлок | 1 |
4 | Утюг | 1 |
5 | Гладильная доска | 1 |
9 | Сантиметровая лента | 10 |
6 | Линейка закройщика | 12 |
7 | Ножницы раскройные | 10 |
8 | Набор лекал | 1 |
Таблицы:
– Правила по технике безопасности при работе на кухне
– Пищевые вещества
– Классификация блюд
– Санитарно-гигиенические правила
– Приемы работы ножом и приспособлениями
– Сервировка стола
– Правила пользования столовыми приборами
– Первичная обработка овощей
– Приготовление бутербродов
– Приготовление блюд из яиц
– Напитки (чай, какао, кофе)
– Правильная посадка
– Машинная игла и моталка
– Техника безопасности при работе ручными инструментами
– Швейная машина типа ПМЗ
– Организация рабочего места и т/б при работе ручными инструментами
– Раскрой швейных изделий (раскладка)
– Машинные швы
– Обработка фартука
– Приводные устройства
– Ручные стежки и строчки
– Разработка моделей фартуков
– Заправка ниток в швейную машину
Карточки контроля знаний
Тесты 5-7 классы
Компьютерные слайдовые презентации:
- Бутерброды;
- Овощи;
- Овощи и блюда из них;
- Сервировка стола к завтраку;
- Физиология питания;
- Бытовые приборы на кухне;
- Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные волокна.
- Растительные волокна;
- Лен;
- Хлопок;
- Машиноведение;
- История создания швейной машины;
- Лоскутное шитье;
- Пэчворк;
- Построение узоров в лоскутной пластике;
- Виды машинных швов;
- Виды одежды и ее назначение;
- Снятие мерок и их запись;
- Построение чертежа фартука в масштабе;
- Построение чертежа фартука в натуральную величину;
- Конструирование фартука;
- Моделирование фартука;
- Вышивка:
- Вышивка. Свободные вышивальные швы.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
- Кулинария. Дело вкуса. [Электронный ресурс].ООО «Руссобит Паблишинг», 2000.
- Энциклопедия интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Медиа-сервис», 2000.
- Изонить. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.
- Мультимедийная энциклопедия. Секреты красоты. [Электронный ресурс]. ООО «Руссобит Паблишинг», 2004.
- Текстильное творчество. [Электронный ресурс]. ООО «Терра», Новосибиррск, 2005.
- Декоративные композиции. [Электронный ресурс]. ООО «Студия компас», 2005
- Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс]. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
- Коллекция схем для вышивки крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2005
- Самоучитель. Дизайн интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Бизнес софт», 2006.
- Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.
- Энциклопедия здорового питания. [Электронный ресурс]. ООО «Медиа-сервис», 2000.
- Вышивка крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.
- Уроки рукоделия. Вязание на спицах. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.
- Практическая энциклопедия садовода. [Электронный ресурс]. Компания «Одиссей», 2006.
- Цветочная фантазия. [Электронный ресурс]. ООО «АРК - Систем», 2006.
- Уроки рукоделия. Пэчворк и квилт. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2007.
Список литературы
Учебно-методическое обеспечение программы
1.Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.
Учебник
2.Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2012.-208с
Учебные пособия
1.Проектная деятельность учащихся 5-9 класс.
2.Бровина Е.В. Швея, портной. Комплект инструкционно-технологических карт
3. В.Д. Симоненко. Основы потребительской культуры.
Методическое обеспечение
1. Технология.5 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт. составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2011-281с.
2. Предметные недели в школе 5-11 класс
3. Журнал «Школа и производство» 2011-2012г.г.
Интернет-ресурсы:
- http://yandex.ru каталог цифровых образовательных ресурсов.
- информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда //
- http://master-class.narod.ru
- Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru
- Начала экономики // www.besh.websib.ru
- Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru
- Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru
- Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru
- Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //
- www.sneg.by.ru
- Академия школы дизайна // www.designacademy.ru
- Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru
- Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) // www.webvernisage.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко
программа по технологии разработана на основе программы И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...
Рабочая программа по технологии "Курс технологии в рамках ФГОС" 5 клаас
Рабочая программа по Федеральному Государственному Стандарту для сельских школ....
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...