Применение проектной деятельности на уроках технологии и черчения
методическая разработка по технологии по теме
В статье приведены опыт применения проектной деятельности на уроках технологии. В процессе творческих проектов на занятиях создается реальное условие для проявления коммуникативных и личностных качеств. Проектная деятельность помогает решать самые разнообразные задачи, в том числе социального назначения. Какие умения можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности на уроках технологии? Материал можно использовать на уроках и внеклассной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_proektnoy_deyatelnosti_na_urokakh_tekhnologii_i_chercheniya.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение проектной деятельности на уроках технологии и черчения
Project work at Technology And drawing lessons
Аннотация. В статье приведены опыт применения проектной деятельности на уроках технологии. В процессе творческих проектов на занятиях создается реальное условие для проявления коммуникативных и личностных качеств. Проектная деятельность помогает решать самые разнообразные задачи, в том числе социального назначения. Какие умения можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности на уроках технологии? Материал можно использовать на уроках и внеклассной работе
Abstract: In the paper the author presents his own experience of project work in technology lesson. A real condition for showing communicative and personal features is made during the process of creative project work helps to solve different tasks including social purpose. What skills can we form in pupils through project work at technology lesson? This material can be used at lessons and non-class work.
Ключевые слова: проектная деятельность, социальные проекты, умения и навыки, коллективная и групповая работа, отслеживания развития универсальных умений и навыков учащихся.
Key words: project word social project skills collective and group work progress monitoring of universal skills of the pupils.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»
Г.Э. Лессинг
Что такое проектная деятельность? Каждый учитель ответит по-своему и будет прав. Как и учебная, проектная деятельность бесконечно разнообразна, противоречива и многогранна. Она может возникать и на уроке, и во внеклассной работе.
Проектная деятельность- ведущая деятельность подросткового возраста. В организации этой работы я опиралась на книгу К.Н Поливановой «Проектная деятельность школьников». Как подчеркивает автор, проект - это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проекта автор считает различение того, что производится, и того, что в результате происходит. Производимый продукт не является самоцелью. Появляясь, этот продукт, изменяет более широкий контекст. Например, построено здание. Здание – продукт. Но цель и соответственно результат проекта не здание само по себе, а изменение качества жизни тех, кто в этом здании поселится. Школьный проект по сути своей является условным, отчасти игровым, учебным и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую - осуществляемую в течение определенного отрезка времени.
Основными признаками отличия проектной деятельности от других видов деятельности являются: направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвязанных действий; ограниченная протяженность времени с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимость и уникальность.
Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. А успех - это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.
Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения.
Непосредственной целью проектных занятий является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.
Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.).
Уроки технологии немыслимо представить без практической деятельности, обязательно имеется конечный результат труда. В программах предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Календарно- тематический план составляется с учетом введения творческих и проектных работ в конце каждого раздела. А на занятиях и уроках могут быть краткосрочные мини-проекты.
Проектная деятельность на уроках технологии помогает решать самые разнообразные задачи, в том числе социального назначения. Это могут быть самые разноплановые объекты: изготовление игрушек для детского реабилитационного центра, подарочные сувениры для детей сирот, костюмы из различных материалов, изделия для оформления общественных мест. В зависимости от того, насколько будущий объект будет объемным по временным затратам и трудоемким исполнении, разрабатываю свою стратегию и решаю для себя: подходит проект для индивидуального выполнения или же лучше сделать его коллективным.
Успех любого проекта всегда зависит от того, насколько грамотно учитель сможет распределить обязанности между всеми участниками проекта, правильно организовать весь процесс производства, начиная с творческого и заканчивая технологическим этапом. Учителю важно не ошибиться с возрастом участников проекта, с оценкой уровня их умений и навыков на момент начала выполнения проекта.
Все проекты осуществляются в рамках учебной программы по технологии в соответствии с целями и задачами разделов программы. Раздел «Изготовление изделий из текстильных и поделочных материалов» включает в себя много содержательных линий: материаловедение, машиноведение, моделирование, конструирование и изготовление швейных изделий, вышивка.
Во время творческих проектов каждая ученица в соответствии со своими возможностями на разных стадиях работы может попробовать себя в роли художника, технолога, закройщика, швеи, вышивальщицы, бухгалтера.
Участие учащихся в социальных проектах развивает чувство гражданственности, патриотизма. Например: в изготовлении ковриков для центра «Олонхо» участвовали все ученицы школы, что вызывало заинтересованность результатом коллективной работы.
На своих уроках часто применяю форму коллективной, групповой работы, так как каждый ученик несет огромную ответственность перед коллективом.
Раздел «Конструирование и моделирование швейных изделий» является одним из основных в изучении технологии ткани. В 5 классе учащиеся практикуются в моделировании, построении чертежа фартука и подготовке к раскрою. Для каждого объекта труда ставится цель, как ввести элементы национального колорита. В рабочие программы включаю темы «Традиции национального шитья», «Якутские узоры в оформлении отделки изделия».
На моделирование фартука отводится 2 часа. Для решения поставленной задачи на уроке учащиеся выполняют мини-проекты.
Моделирование требует от учащихся творческого подхода, эстетического вкуса, знания конструктивных линий изделия. Главным критерием проекта является воплощение идеи с использованием элементов национального шитья, в основном, узоров из геометрических фигур, орнамента в шахматном порядке. Перед моделированием учащиеся знакомятся с якутскими изделиями, утварью, украшениями для интерьера.
На уроках дети работают всегда в паре, помогая друг другу, совместно планируя. Они получают задание, выдвигают свои идеи, составляют свой мини – проект.
Демонстрация изделия обязательно представляется на мероприятиях внеклассной деятельности. Например: этапом конкурса для девочек может быть демонстрация коллекций фартуков в национальном стиле. Выход учащихся с демонстрацией своего продукта является завершающим этапом всего учебного процесса. В результате учащихся становятся способными:
- Оценивать собственную творческую деятельность; свои достижения;
- Вырабатывать ответственность за качество работы, инициативность, самостоятельность;
- Выступать перед публикой, вести себя на сцене
Проект «Изготовление игрушки национального колорита» начинался с проблемы, которая выявлена в ходе анкетирования. Например: «У нас отсутствуют якутские игрушки, в интерьере дома нет уголка национального колорита, мы не знаем стихи про игрушки». В результате проекта учащиеся научились:
- выявлять и решать проблему;
- планировать и распределять объекты труда;
- выбирать технологии изготовления;
- оценивать собственную деятельность и её результаты (рефлексия);
- эффективно распределять время и экономно его использовать;
- строить новые отношения в сотрудничестве;
- проявлять организаторские способности.
Самым ответственным этапом является презентация проекта. Почему? Дети очень волнуются, много готовятся, никто не хочет быть незамеченным. Форма презентации может быть разной, но детям очень нравятся кукольные спектакли.
Рефлексивная оценка учащихся в конце проекта проводится также опросом или анкетированием. Насколько я был успешен в процессе проектирования? Насколько успешно решена проблема? Ответы на эти вопросы должны отражаться в «Рабочей газете», которую выпускает каждая группа. В ней записывают все этапы проекта и перед презентацией своего конечного продукта, раскрывают последовательность выполнения этапов проекта и сопоставляют конечный результат с началом. Каждая защита оценивается другими группами, следовательно, дети еще выступают в роли экспертов. Учителю необходимо применять приемы поощрения каждого ученика.
Самым важным и необходимым направлением для проектной работы учащихся является информационный источник. Прямо в кабинете создана передвижная библиотека, где учащиеся могут найти нужную информацию по изготовлению работ и вести исследовательскую работу.
Организация проектной деятельности с учащимися на уроке требует от учителя и учащихся тщательной подготовки, так как проектную деятельность ученики младшего звена могут осуществить пока только с помощью учителя. Учащимся нравится работать в коллективе, но по желанию разрешается индивидуальная работа. С учеником сотрудничают родители, и они становятся коллективом. Способы и виды для младших школьников, безусловно, выбираются ролевые спектакли, детям это приносит успех, шанс успешного преодоления психологических и познавательных барьеров. Выбор темы проектов нацеливаю на воспитание чувства уважения и любви к национальной культуре и традициям.
На каждом этапе занятий обязательно уделяю внимание рефлексии. Анализ сделанного, сравнение того, что было задумано с тем, что получилось.
Какие умения можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности на уроках технологии? Через проектную деятельность у учащихся формируются следующие умения и навыки:
1. Организационные умения:
- Умение планировать работу до ее начала;
- умение работать по технологической карте;
- умение провести самопроверку.
2. Технологические умения:
- умение соблюдать правила по технике безопасности;
- умение использовать инструменты и материалы по инструкции;
- умение составлять рабочие эскизы и шаблоны;
- умениеэкспериментировать новые технологии;
- умение соблюдать культуру труда
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
4. Коммуникативные умения:
- умение объяснить способ изготовления;
- умение излагать свою идею;
- умение сплотить группу
- вступать в диалог со взрослыми
5. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно выбрать способ изготовления, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение находить материалы соответствующие изделию;
6. Навыки оценочной самостоятельности.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
8. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Для отслеживания развития универсальных умений и навыков учащихся способствуют следующие основные этапы:
- Планирование
- Подготовка инструментов, оборудований и материалов
- Повторное планирование исправление ошибок
- Выполнение работы
- Срок
- Экономический расчет
- Заполнение таблицы технологической карты иэделия
1.Планирование. Прежде чем планировать, каждый учащийся задает себе вопросы, которые помогают составлять план работы, составлять эскизы, схемы:
Из чего сделать изделие?
Из чего состоит?
Какой способ можно применить?
Какие меры предосторожности?
Экологические свойства?
Сколько будет стоит?
Срок выполнения?
Эстетический вид?
Экономическая стоимость?
Самоорганизация и саморегуляция
2.Подготовка инструментов, оборудований и материалов. Этап подготовки инструментов и материалов заставляет учащихся задуматься об эффективном рациональном выборе инструментов. Если учащихся не знаетоб использовании или соответствие материалов и инструментов, он может искать необходимую информацию самостоятельно.
3. Повторное планирование, исправление ошибок. На этом этапе учащиеся проверяют повторно план работы. Хорошо продуманная работа - залог качественной работы. После ученик становится уверенным и старается быть экономным. Он
Сравнивает
Измеряет
Выбирает
Исправляет
Продумывает
4.Выполнение работы. При планировании работы учащиеся придерживаются четырех основных принципов работы;
- Правила соблюдения безопасной работы
- Последовательность выполнения
- Порядок на рабочем месте
- Качество выполнения работы
5.Срок выполнения. Время выполнения проекта зависит от индивидуальных способностей каждого учащихся. Но, в коллективном проекте лучше заранее определить срок. Правильное планирование времени- гарантия успеха. Каждый учится дорожить временем.
6.Экономический расчет. Учащимся полезно знать об экономике современного рынка. В каждом проекте требуется производить расчет себестоимости изделия. Учащиеся должны знать о стоимости материалов и инструментов. Знакомятся со способами расчета расходов и доходов, производят расчеты, учатся быть бережливыми и экономными.
7. Заполнение карты проекта. Содержание карты:
- Название работы
- Цели и задачи
- Срок
- Соблюдение правил по ТБ
- Инструменты
- Материалы
- Гармония внешнего вида (цвета, дизайн)
- Алгоритм работы
- Развитие навыков и умений
- Вывод
- Эконом расчет
- Качество выполнения работы
По мнению автора книги «Сатабыл» П.П.Кондратьева (Якутск 2003г.), развитие у ребенка сатабыл начинается с выполнения посильного труда. В этом случае лучше формируется разговорная речь, и обеспечивается саморазвитие ребенка. Автор привел таблицу оценивания работы и отслеживания развития Сатабыл»учащихся из опыта работы Тойбохойской средней школы. Заполняя такие карты учителю и родителю удобно отслеживать уровень освоения сатабыл.
В своей работе разработала карту отслеживания планирования осуществления проекта и результаты планирования после проекта. Карта содержит почти все основные этапы проекта: планирование, основная часть, презентация. Карта удобна тем, что она используется от начала проекта до конца и отражает все этапы.
К результатам освоения универсальных учебных действий установлены метапредметные цели, включающие способность использования в практике освоенных универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Успех каждого учащихся несомненно зависит от тщательного планирования. В начале каждого проекта предлагаю учащимся заполнить карту «Мой план», в которой должны отражаться желания ребенка и планирование будущей деятельности. Карта развивает умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Далее ребёнок приступает к осуществлению запланированных действий.
Следующее действие самоконтроль и самооценка:определение способов контроля и оценки деятельности; определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей нахождение ошибок в работе и их исправление.
Также карта является планом самообразования учащихся. Для каждой группы ведется папка идей, где хранят свои эскизы, мечты, отзывы. Карта является ориентиром интересов учащихся, помогает ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, работать с источниками информации.
Литература:
П.П.Кондратьев, «Сатабыл», пособие для учителя Якутск, 2003г.
Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова.-М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания
Сегодня о проектах говорят очень много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...
Применение проектной деятельности на уроках истории
Презентация о применении проектной деятельности на уроках истории...
Применение проектной деятельности на уроках
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;практическую, теоретическу...
Проект "Применение проектной деятельности на уроках литературы"
Данный проект предназначен для обучающихся 7-11 класоов. Целью проекта является самостоятельный поиск учащимися информации в информационном поле. Поэтапно предствавлены методы и приемы работы на...
Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната
Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната...
Методическая разработка «Применение проектной деятельности на уроках литературы»
Актуальность метода проектов, по-моему, состоит, прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащийся становится самостоятельным исследователем. Польза от такой раб...
Достижение метапредметных результатов обучения путем применения проектной деятельности на уроках технологии
Новые требования к результатам обучения школьников вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности, как условия достижения качества образования. У...