Методическая разработка «Применение проектной деятельности на уроках литературы»
методическая разработка по литературе
Актуальность метода проектов, по-моему, состоит, прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащийся становится самостоятельным исследователем. Польза от такой работы велика: я самостоятельно приобретаю знания, используя разные источники информации; учусь пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; учусь выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov_proekt_2.docx | 42.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №561
Калининский район Санкт-Петербург
Исследовательская работа
по литературе
«Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым:
честный поединок или убийство?»
Оглавление
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Первая дуэль……………………………………………………5-6
Глава 2. Последние месяцы жизни М.Ю.Лермонтова …………………7-8
Глава 3. Немного о личности Н.С.Мартынова…………………………9-10
Глава 4. Дуэль с М.Ю. Лермонтова с Н.С.Мартыновым……………11-13
Глава 5.Кто убил М.Ю. Лермонтова на дуэли?.....................................14-17
Глава 6.После дуэли………………………………………………………18
Вывод……………………………………………………………………19-20
Список используемой литературы………………………………………21
Введение
Вступление. Актуальность метода проектов, по-моему, состоит, прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащийся становится самостоятельным исследователем. Польза от такой работы велика: я самостоятельно приобретаю знания, используя разные источники информации; учусь пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; учусь выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать.
Почему я взял эту тему? Мне очень нравится творчество М.Ю. Лермонтова. Я люблю читать его произведения: сказки, повести, стихотворения и мне жаль, что он скончался в расцвете великого своего дарования .Ему было всего 27лет.
Моя цель: выяснить была ли гибель М.Ю. Лермонтова честным поединком или убийством?
Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
- познакомиться с элементами биографии и творчества М.Ю. Лермонтова;
- исследовать литературу, посвященную последним дням М.Ю. Лермонтова;
- определить причины дуэли ;
- восстановить события последних дней поэта.
Материалы исследования: Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был человеком, которому словно суждено было погибнуть на дуэли. Причиной этого был характер литератора, описанный его последним секундантом, князем Александром Васильчиковым: “В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых”. Заносчивость и задорность, помноженная на колоссальный литературный талант, не могла не приводить к сильнейшим обидам, которые он наносил окружающим. При этом, в отличие от своего ближайшего предшественника - как по степени одарённости, так и по степени конфликтности - Александра Сергеевича Пушкина, Лермонтов обладал некоторой мрачной упёртостью характера. И если многочисленные дуэли, фигурантом которых становился Пушкин, как правило, не доходили ни до чего серьёзного, то с Лермонтовым шансы на это были куда меньше.
Проблемы исследования: История дуэлей Лермонтова — тоже история его жизни. В них предстается весь его характер, в котором все — поспешность, легкомыслие, трагическая случайность, сосредоточенная решимость, высокий порыв, отчаянный вызов. Собственно, Михаилу Юрьевичу хватило всего двух дуэлей, чтобы закончить жизнь так же, как его кумир (есть сведения о большем количестве поединков с его участием, но достоверно о них ничего не известно).
Объект исследования: Михаил Юрьевич Лермонтов
Предмет исследования: дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С Мартыновым
Цели исследования: на основе изучения биографической литературы выявить версии причин гибели М.Ю. Лермонтова и оценить их состоятельность.
Задачи исследования: 1. Выяснить характер взаимоотношений между М.Ю. Лермонтовым и Н. Мартыновым.
- Познакомиться с фактами дуэли и смерти М.Ю. Лермонтова.
- Выделить и представить современные версии причин гибели М.Ю. Лермонтова и дать им собственную оценку.
Гипотеза- Так была ли смерть поэта результатом честного поединка или же она была запланированным убийством?
Методы исследования: 1) изучение специальной литературы;
2) обобщение и систематизация материала по данной теме;
3) наблюдения и их фиксация.
Глава №1. Первая Дуэль
Надо сказать, что, несмотря на довольно сложный характер, Михаил Юрьевич вплоть до 1840 года не участвовал ни в каких дуэлях.
16 февраля 1840 года на балу в доме графини Лаваль между поэтом и сыном французского посла Эрнестом де Барантом произошла ссора. Её причиной стал разговор между молодыми людьми, в котором француз обвинил поэта в распространении о нём сплетен. Закончилось дело тем, что Эрнест вызвал Михаила Юрьевича на дуэль. Поединок состоялся 18 февраля 1840 года в 12 часов дня на Парголовской дороге. Это совсем недалеко от Чёрной речки. У Лермонтова секундантом был его двоюродный дядя Столыпин. У де Баранта эту хлопотную роль взял на себя граф Рауль д’Англес. Решили драться вначале на шпагах до первой крови, а затем перейти на пистолеты.
Самому поэту тогда было 25 лет. В этой дуэли просматривается множество параллелей с последней дуэлью Пушкина: соперником тоже был француз, он тоже был сыном иностранного посла, и даже место схватки было выбрано рядом с Чёрной Речкой, где погиб русский поэт №1. Причина ссоры достоверно не известна, но в заключении комиссии по расследованию сказано, что Лермонтов “вышел на дуэль не по одному личному неудовольствию, но более из желания поддержать честь русского офицера”. Пистолетной дуэли предшествовал поединок на шпагах. Барант легко ранил Лермонтова в правый бок, а клинок поэта сломался, после чего было решено перейти на огнестрельное оружие. Француз стрелял первым и промахнулся, после чего Михаил Юрьевич разрядил пистолет в воздух. Противники помирились.
В то время дуэли в Российской империи были уголовно наказуемы, так что поэта ждало судебное разбирательство. Лермонтова приговорили к трёхмесячному заключению и последующей отправке в одну из армейских частей. Император Николай I отменил тюремный срок, но велел отправить поэта на Кавказ, где в то время шла война против горцев, причём использовать его строго на передовой. Так Лермонтов, подобно герою его недавно вышедшего романа Печорину, стал активным участником боевых действий и сразу же отличился “мужеством и хладнокровием”, как следует из офицерского донесения. Он принял активное участие в сражении на реке Валерик, которое описал в своём одноимённом стихотворении, а после этого возглавил диверсионно-разведывательный отряд, прославившийся своей безбашенной удалью. Поэт сразу завоевал авторитет у солдат, разделив с ними их суровый быт и не требуя себе никаких поблажек. Кроме того, подобно своему литературном герою, Лермонтов отличался ярко выраженным своеволием и пренебрежением к армейским порядкам. По воспоминаниям его сослуживца Константина Мамацева: “Даже в этом походе он никогда не подчинялся никакому режиму, и его команда, как блуждающая комета, бродила всюду, появляясь там, где ей вздумается, в бою она искала самых опасных мест.»
Глава № 2. Последние месяцы жизни Лермонтова
В боях наш герой проявил завидную храбрость. Командование представляло его за отвагу к золотой сабле и к ордену, но государь все эти представления отклонил. Дело в том, что Николай I был ярым противником дуэлей. Они уносили жизни молодых людей, что, конечно, было недопустимо. Поэтому храбрость поэта не нашла отклика в душе самодержца.
И всё-таки император проявил свойственное ему благородство и в этом случае. Михаил Юрьевич хотел в отпуск, и тот был ему предоставлен в январе 1841 года. Поэт приезжает в столицу и проводит там самые счастливые три месяца своей жизни. Его окружают друзья и поклонники. Раскупается весь тираж романа "Герой нашего времени". Лермонтов хочет получить отставку и создать свой собственный журнал. Но приходит высочайшее предписание оставить Санкт-Петербург и отправиться на Кавказ. После отпуска Лермонтов отправился на Кавказ со своим родственником и другом Столыпиным. По дороге остановились они в Георгиевске. До Пятигорска было 40 вёрст, и Михаил Юрьевич изъявил желание проехать в этот город и повидать старых друзей. Столыпин возражал против поездки, но его спутник настаивал. Спор затянулся, и решили бросить монету. Орёл – ехать к месту службы. Решка – заехать в Пятигорск. Выпала решка на радость Михаила Юрьевича.
В этот город прибыли они 13 мая 1841 года. У поэта, как назло, началась лихорадка, и он получил разрешение остаться в Пятигорске до полного выздоровления.
12 июля 1841 года Михаил Юрьевич окончательно выздоровел и собрался уезжать в полк. Он зашёл в Пятигорское комендантское управление и предъявил подорожную к выезду. На следующий день вечером 13 июля поэт находился в доме генерала Верзилина.
Глава 3. Немного о личности Мартынова.
В это время в Пятигорске проживал отставной майор Мартынов, с которым Лермонтов постоянно встречался. Николай Соломонович Мартынов был старым товарищем и однокашником Лермонтова еще со времен совместного обучения в военной школе. Они были знакомы более восьми лет. Мартынов, как человек довольно ограниченный, не отличался особыми способностями. Ему подходило его прозвище «Мартышка». Зато он был очень самолюбивым. Мартынов был красивым, высоким блондином. Он мечтал, обучаясь в военной школе, о чинах и орденах, хотел стать генералом, то есть был тщеславным человеком. Современник вспоминал, что в 1839 году Мартынов выглядел изящным молодым офицером и хорошо исполнял песни. Но в феврале 1841 года он неожиданно подал прошение об отставке и был уволен с военной службы в звании майора. Ходили слухи о его нечестной картежной игре. Это был крах его военной карьеры, его перспективы на будущее. Мартынов остался на Кавказе и поселился в Пятигорске, не желая с позором возвратиться к матери и сестрам в Москву. Мартынов резко изменился: стал мрачным, молчаливым и начал носить кавказский наряд, подражая горцам: черкеску с газырями, папаху на бритой голове. На поясе у него висел кинжал. Действительно, Мартынов выглядел экзотично среди русского населения Пятигорска. 2 июля 1841 года Николай I отказал Мартынову в награде, к которой тот представлялся за участие в осенней экспедиции (военных действиях) в 1840 году. Отказ в награде Мартынову состоялся за 10 дней до его ссоры с Лермонтовым и, значит, нервы Мартынова были взвинчены этим отказом накануне ссоры. До дуэли с Лермонтовым Мартынов в поединках не участвовал, героем скандалов не был и вообще задирой не являлся. Еще в 1837 году, по дороге в ссылку на Кавказ, Лермонтов заехал в Москву. В своих воспоминаниях Мартынов впоследствии писал, что его семейство постоянно проживало в Москве и он в конце марта — начале апреля 1837 года почти каждый день встречался с Лермонтовым и они часто завтракали вместе у Яра. Вполне приятельские отношения! В октябре 1837 года Мартынов встретился с Лермонтовым на Кавказе. Примечательно, что Лермонтов представлял Мартынова своим знакомым в Пятигорске не только как давнего товарища, но и как своего друга! В 1841 году в Пятигорске враги Лермонтова, играя на чувствах Мартынова, подстрекали его к дуэли с поэтом. На странице одной книги тех лет обнаружена анонимная, написанная от руки печатными буквами, насмешливо-оскорбительная эпиграмма на Лермонтова, относящаяся к преддуэльному периоду. На ней рукой Лермонтова написаны карандашом два слова: «Подлец Мартышка», то есть Мартынов. Значит, появление эпиграммы Лермонтов связал с именем Мартынова, и этот факт сильно задел поэта. Хотя авторство Мартынова не доказано, эпиграмма достигла своей цели, вызвав раздражение поэта. Над Мартыновым насмехалось даже его окружение, а Лермонтов называл его «горцем с большим кинжалом».
Глава 4. Дуэль с М.Ю. Лермонтова с Н.С.Мартыновым
«С свинцом в груди лежал недвижным я»,
«кровавая ещё дымилась рана,
по капле кровь точилася моя»
М.Ю.Лермонтов
Дуэли — вечная тема в русской истории. Одна из них унесла жизнь великого Пушкина, другая — идущего следом к поэтическому Олимпу Лермонтова.
Лермонтов погиб на дуэли, произошедшей из-за ничтожнейшего по современным понятиям повода. В июле в Пятигорске Михаил Юрьевич встретил своего бывшего товарища по юнкерской школе Николая Мартынова. О ссоре Мартынова и Лермонтова очевидцы говорили разное, однако большинство из них сходились в том, что Мартынова возмутила острота, пущенная в его адрес молодым поэтом. Увы, в те времена и невинная шутка могла стоить человеку жизни. Так и случилось.
Вечером 13 июля поэт находился в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.
Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.
Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он "взорвался" и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: "Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями".
Однако после вечера, когда приятели вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. Поэт при этом не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбуждённый разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль. Отсюда можно заключить, что именно наш герой спровоцировал смертельный для себя поединок. Причиной же стал язвительный характер поэта и его острый язык.
Очевидцы посчитали ссору ничтожной и ждали скорого примирения. Больше ничего в тот вечер и последующие дни до дуэли между Лермонтовым и Мартыновым не было. Однако непрекращающиеся уговоры друзей решить все мирным путем не возымели успеха. Через три дня, 15-го июля часов в шесть-семь вечера дуэлянты в сопровождении секундантов прибыли на роковую встречу. Васильчиков вспоминал, что даже в последнюю минуту перед дуэлью Лермонтов и секунданты были уверены, что дуэль кончится пустыми выстрелами. После чего дуэлянты из соблюдения приличий обменяются друг с другом пулями, пожмут руки и поедут ужинать.
На горе Машук, близ Пятигорска, было выбрано место. Над возвышенностью сгущались грозовые тучи. Васильчиков и Глебов (еще один секундант) отмерили тридцать шагов, развели противников на крайние дистанции. По команде «марш» Лермонтов и Мартынов должны были сходиться. Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, другой – Лермонтову. Дали команду.
Очевидцы вспоминали, что, когда Лермонтов и Мартынов стояли друг против друга на расстоянии пятнадцати сажень, буря отчаянно бушевала. Мартынов, подойдя к барьеру и видя, что Лермонтов опустил свой пистолет и не хочет стрелять, закричал ему:
— Стреляй, а не то убью!
— Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков, — отвечал Лермонтов.
— А я имею обыкновение, — возразил Мартынов и стал целиться.
Он так долго целился в Лермонтова, не поднимавшего пистолет, что свидетели закричали ему:
— Стреляйте же, или мы вас разведем!
«Мартынов выстрелил так метко, что Лермонтов упал, — рассказывал князь Васильчиков, бывший при этом, — как будто его скосило на месте, не сделав движения, ни назад, ни вперёд. Пуля пробила его сердце и лёгкие. Буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, и молния ослепительно сверкала». Тело Лермонтова пролежало под проливным дождём несколько часов, пока скакали в город за лекарем и извозчиком для перевозки убитого в Пятигорск. «И перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Божию Михаилу», а «непрекращающийся ливень совершал омовение» - так описывал эту ночь секундант Лермонтова Васильчиков.
Признаков жизни уже не было. Однако было решено позвать доктора. На предварительные приглашения присутствовать на дуэли все доктора ответили отказом. Васильчиков поскакал верхом в Пятигорск, но медики вновь отказывались ехать на гору. Лил проливной дождь. Черные тучи, собравшиеся над горой Машук незадолго до трагедии, разразились громом и молниями, играя реквием по ушедшему гению.
Глава 5. Кто убил Лермонтова на дуэли?
В своих воспоминаниях П.П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался о печальном событии, сказав: «Собаке – собачья смерть». Однако после того как великая княгиня Мария Павловна отнеслась к этим словам с горьким укором, император вышел в другую комнату и объявил тем, кто остался там после воскресной литургии: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Похороны поэта состоялись 17-го июля 1841-го года в Пятигорске. Гроб с телом Лермонтова несли на своих плечах представители всех полков, в которых ему довелось служить. В Пятигорске тело Михаила Юрьевича находилось 250 дней. 21-го января 1842-го года бабушка поэта обратилась к императору с просьбой перевести тело внука в Тарханы. 21-го апреля (3-го мая) 1842-го года траурный кортеж со свинцовым гробом прибыл в Тарханы. Через два дня поэт был погребен в фамильной часовне-усыпальнице рядом с матерью и дедом.
Для России смерть Лермонтова в результате дуэли со своим приятелем Мартыновым стала печальным событием. Обстоятельства же самой дуэли чрезвычайно запутаны. Биографы поэта выдвигают десятки различных версий – от мистических до политических. В этой истории так много тайн, что восстановить истинную картину событий сегодня действительно очень сложно.
По сути, Лермонтов сам спровоцировал вызов на дуэль. На дурной характер Лермонтова жаловались многие его современники. Говорят, его за глаза называли «ядовитой гадиной». Шутка в адрес Мартынова – далеко не единственная и относительно безобидная. Поэту давали такую характеристику: «Характера он был капризного и нервного. То услужлив до приторности и любезен, то рассеян, равнодушен и невнимателен. Он был то весел, то грустен. Мог молчать часами, а когда к нему обращались, то получали в ответ желчь и сарказм».
Некоторые считали, что поединок стал прикрытием для спланированного убийства.
Во времена СССР самой популярной была версия политического «заказа» – якобы Лермонтова застрелили по приказу шефа жандармов Бенкендорфа или самого Николая I. Писали, что поэта выслали из Петербурга по распоряжению самого императора, что в Пятигорске за ним следили жандармы, а дуэль наверняка не была случайной.
Другие исследователи соглашались с тем, что судьба Лермонтова была предрешена задолго до дуэли, и враги только искали повод натравить на поэта кого-нибудь из его знакомых. Однако версию «преднамеренного убийства Лермонтова агентами Николая I» вряд ли можно считать достаточно аргументированной. Император действительно назвал стихотворение «Смерть поэта» «бесстыдным вольнодумством, более чем преступным» и выслал поэта на Кавказ в действующую армию, у него были причины для недовольства, но не для ненависти и уж тем более убийства. Попытка представить поэта жертвой самодержавия выглядит слишком надуманной. Лермонтов вряд ли был настолько опасен для императора, чтобы тот прибегнул к самым крайним мерам.
Сторонники версии спланированного убийства выдвигают также предположение о том, что на дуэли был кто-то третий, наемный убийца, притаившийся в кустах и стрелявший в поэта снизу. Причина такого объяснения – необычный характер ранения Лермонтова: пуля прошла снизу вверх под углом 35 градусов. Однако выстрел Мартынова прозвучал сразу после того, как поэт поднял руку и выстрелил в воздух. От отдачи он мог отклониться немного назад, и тогда пуля действительно могла войти под таким углом.
Еще одна версия гибели Лермонтова – это самоубийство, замаскированное под убийство. Некоторые исследователи уверены в том, что поэт сам искал смерти как своеобразного избавления от жизни, тяготившей его. Поэтому сознательно спровоцировал Мартынова на ссору и вызов на дуэль. Перед роковым выстрелом Лермонтов был спокоен, он не воспользовался своим правом дуэлянта и со словами «Стрелять в этого дурака я не буду» поднял руку вверх и выстрелил в воздух. И словно специально подставил себя под пулю Мартынова. На дуэли с де Барантом в 1840 г. он тоже выстрелил в воздух.
Свою раннюю смерть он предчувствовал и словно ждал ее, о чем свидетельствуют пророческие строки многих его стихотворений. Биографы Лермонтова утверждают, что он всю жизнь был одержим страстью самоуничтожения и не раз подвергал себя риску. И делают вывод о том, что поэт сам спланировал и организовал собственную казнь.
Некоторые усматривают в гибели поэта мистику, называя его смерть последней в череде смертей «проклятого рода» Лермонтовых. Якобы никто из них не дожил до глубокой старости и не умер естественной смертью. Его дед из-за несчастной любви покончил с собой, выпив стакан «какой-то дряни», мать умерла в 21 год от чахотки, отец ушел из жизни в 44 года. И со смертью Михаила Юрьевича этот несчастный род пресекся. Мистику усматривали и в зеркальных датах рождения и смерти поэта – 1814 и 1841 гг., проводя параллели с трагическими событиями в истории всей страны, которые случились спустя столетие в это же время.
Возможно, такое множество версий возникло просто потому, что поклонникам творчества великого поэта до сих пор сложно поверить в то, что безобидная шутка могла стать причиной дуэли со смертельным исходом и оборвать жизнь Лермонтова в 27 лет.
Глава 6. После дуэли
А что же Мартынов? Неужели смерть Лермонтова сошла ему с рук?
По сути, Николая Соломоновича можно обвинить в убийстве. Он выстрелил в человека, который уже разрядил свой пистолет в воздух. То есть не было дуэли, а было уголовное преступление, так как выстрел был произведён в безоружного.
За участие в поединке Николай Соломонович, скажем так, отделался лёгким испугом. Вначале его хотели разжаловать и лишить всех прав состояния, но затем ограничились 3-месячным арестом на гауптвахте. Виновника также приговорили к церковному покаянию, и он в течение 5 лет отбывал епитимию в Киеве. На этом всё и закончилось.
Мартынов дожил до шестидесяти лет. Жизнь его протекала непросто. Он желал, чтоб его похоронили в селе, принадлежавшем его отцу (Знаменском) под Москвой, в отдаленно стоящей могиле, безо всяких опознавательных знаков, чтобы никто не смог идентифицировать могилу убийцы Лермонтова, и память о нем исчезла бы навсегда. Но это не было соблюдено. Семейный склеп — его последнее пристанище было до тех пор, пока ребятня из детской колонии не прознала, кто там находится. Они разломали склеп и, по разным данным, останки Мартынова то ли раскидали по усадьбе, то ли сбросили в пруд. Мартынов так и предвидел — спокойствию души его не бывать.
Вывод
Получается, что Лермонтов сам спровоцировал эту дуэль и главной ее причиной стал язвительный, задиристый характер поэта и, конкретно, его острый язык. Ведь Мартынов знал о дуэли Лермонтова с де Барантом, знал, что Лермонтов хороший стрелок и храбрый человек. Как же Мартынов, к тому же позднее заявлявший, что он почти не умел стрелять из пистолета, решился вызвать Лермонтова на дуэль?! Что толкнуло его на вызов: крах военной карьеры, насмешки над ним Лермонтова и окружающих, подстрекательство врагов поэта, оскорбление при даме, к которой он был неравнодушен, и, наконец, отчаяние? Или он просто был уверен, что Лермонтов стрелять в него не будет? Как бы то ни было, дуэль стала неизбежной.
Обстоятельства этой дуэли настолько противоречивы и запутанны, согласно показаниям Мартынова и секундантов М.Глебова и А.Васильчикова, что до сих пор трактуются по-разному. Секунданты в сговоре с Мартыновым дали искаженные показания суду, чтобы облегчить свою участь. Лермонтов не только не желал убить Мартынова, но он не хотел и самой этой дуэли. Он прекрасно понимал, что все-таки это он оскорбил, хотя и в шутку, Мартынова, не ожидая такого последствия, как вызов на дуэль. Более того, Лермонтов ясно осознавал, что если дуэль состоится, то даже при бескровном исходе его будущее станет трагичным и все мечты об отставке и литературной деятельности рухнут: Николай I, ненавидевший его, поставит на нем крест.
Коротка была жизнь М. Ю.Лермонтова и в волненьях прошла она; грустна и печальна была и ранняя его кончина, предчувствуя которую, он говорил: «Кровавая меня могила ждет, могила без молитв и без креста». Все это так, только спустя века не забылось имя великого русского поэта, его творчество живет. В нашей стране произведения Лермонтова известны практически каждому человеку, его почитают за рубежом.
Странная судьба выпала человеку, отмеченному богом и природою особо, — человеку, наделенному высоким даром творчества, можно сказать, гениальному человеку — это быть везде чужим среди людей, иметь чуткую, отзывчивую душу и не встретить нигде и ни от кого отзвука своим мечтам. Прожить только 2 7 лет и то в постоянных душевных тревогах и уйти со света без стона, пасть от пули без трепета, совершив на земле очень многое в немногие годы, сказав миру свое слово в целом ряде бессмертных произведений.
Список использованной литературы.
1.Захаров В.А. «Дуэль и смерть поручика Лермонтова:
последний год поэта»
Изд.: Вита Нова 2014 г.
2. «Дуэль Лермонтова и Мартынова» Сборник
Изд.: Литагент «Белый город» 2012г.
3. «Жизнь и смерть Лермонтова»
Изд.: Человек 2007 г.
4.Алла Марченко «Лермонтов .Под гибельной звездой.»
Изд. : АСТ 2014 г.
5.А.Попов « Лермонтов на Кавказе.»
ИЗД.: Ставропольское книжное издательство 1954 г.
6.Е.Яковкина «Последний приют поэта»
Изд.: Снег 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания
Сегодня о проектах говорят очень много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...
Проект "Применение проектной деятельности на уроках литературы"
Данный проект предназначен для обучающихся 7-11 класоов. Целью проекта является самостоятельный поиск учащимися информации в информационном поле. Поэтапно предствавлены методы и приемы работы на...
Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"
В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....
Применение проектной технологии на уроке литературы. Разработка урока
Учебный проект - одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Данная технология, используя современные эффективн...
Из опыта. Организация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе с учётом применения УУД
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...
Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках литературы в 5-9 классах»
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...