Проект "Применение проектной деятельности на уроках литературы"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Токарева Анна Николаевна

Данный проект предназначен для обучающихся 7-11 класоов. Целью проекта является самостоятельный поиск учащимися  информации в информационном поле. Поэтапно предствавлены методы и приемы работы над проектом. Работа  иссследовательско-творческая с обучающимися 8 класса на тему"Писатели Курского края".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc60.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt1.57 МБ

Предварительный просмотр:

           Материалы

участника

районного конкурса

«Учитель года – 2010»

МОУ «Кобыльская средняя общеобразовательная школа»

Однолетко

Анны

Николаевны.

Учителя русского языка и литературы

Входит в класс не ценитель покоя,

Не заученных правил хранитель…

Только сердце, пылая любовью,

Может выстрадать званье «Учитель».

       Я работаю в Кобыльской средней школе учителем русского языка и литературы. Становление моё проходило поэтапно. Сначала учёба в Рыльском педагогическом колледже, затем учёба  КГУ и работа в школе. Моё педагогическое кредо: «Сеять разумное, доброе, вечное».

       Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий. Действительно, использование новых технологий на уроках русского языка и литературы даёт возможность воздействовать на три уровня восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счёт экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования новых технологий на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности обучающихся.

     Вашему вниманию хочу представить проект на тему: «Применение проектной технологии на уроках литературы».

     Метод проекта использовала с обучающимися 7 – 11 классов.

Подоминирующей  в проекте деятельности:

информационно-творческий

Учебный предмет, в рамках которого выполнен проект:

литература

Методы, использованные  в работе над проектом:

метод исследования, беседа, анализ материалов

По количеству участников  проекта:

групповой

По широте охвата содержания:

межпредметный

По времени проведения проекта:

продолжительный

Образовательная область, в рамках которой выполнен проект:

гуманитарные предметы

Цели проекта: 1.Направлен на самостоятельный поиск обучающимися недостающей информации в информационном поле;

2. Способствует повышению читательской культуры обучающихся;

3.Создаёт развивающую среду, приобщающую ребёнка к слову, вызывающую у него желание работать с текстом.

     

Основными требованиями к проекту по литературе являются:

1.Наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной,  практической. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать руководителю проекта вместе с обучающимися.

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы.

2.Выполение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта.

      Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.

     Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана,  осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4.Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен.

      Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации проекта. Т.е. проект – «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск – Продукт – Презентация.

     Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой деятельности.

     Чаще всего результатом нашей проектной деятельности становятся: публичные выступления, газета, игра, оформление кабинета,  сценарий праздника и его проведение, серия иллюстраций, сценарии, учебное пособие, экскурсия.

      Этапы работы над проектом хочу представить на конкретном примере. Вашему вниманию представляю исследовательско-творческий проект с обучающимися 8 класса. Познакомившись на уроках литературы с творчеством Е.Носова, ребята заинтересовались его жизнью.  Потому  что он наш земляк и во многих своих произведениях описывает природу Курского края. Мы решили подготовить проект на тему: «Писатели Курского края».            Перед собой мы поставили цели:

1.Расширить знания обучающихся о писателях  Курского края;

2.Развивать умения самостоятельно работать с дополнительной     литературой;

3.Воспитывать чувство любви к Малой Родине и бережного отношения к природе.

    Мы решили, что результатом нашего проекта должен стать литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству Курских писателей.

     Обучающиеся были разделены на  группы.

Исполнители проекта

Роль в команде

Учитель русского языка и литературы

Координатор проекта

1 группа обучающихся (5 человек)

Сбор информации теоретического материала о курских писателях

2 группа обучающихся (5 человек)

Сбор иллюстраций к стихам поэтов

3 группа обучающихся (5 человек)

Сбор музыкального оформления

Все группы обучающихся

Подготовка отчёта о выполнении проекта

    Обучающиеся собрали материал и составили библиографический список писателей Курского края современной эпохи. Ребята выяснили, что в 2009 году некоторые курские писатели отметили юбилей. Именно на их творчество мы решили обратить внимание.

Курские писатели - юбиляры

         1.Саранских Вениамин Германович  (род. 04.01.1935). (4 января 75 лет со дня рождения) – прозаик, поэт. Родился в селе Железное  Пресноводского района Северного Казахстана, в военном 1942-м пошёл Пресновскую среднюю школу. Учась в Красноярском речном училище, публиковался в газетах «Речник Енисея» и «Красноярский комсомолец». В 1959-м по путевке Красноярского крайкома комсомола, будучи  студентом второго курса ВЮЗИ, пришёл на службу в органы МВД СССР и в 1961 году переведён в УВД Курской области. В1994 году вышла его первая книга – альманах «Рыльское  Присемье».

        2.Агеев Борис Петрович (род.14.01.1950). (14 января 60 лет  со дня рождения) – прозаик. Родился в деревне Кочановке Льговского района Курской области. Учился в Глиницкой начальной школе и средней школе при Льговской селекционной станции, которую окончил в 1967 году. Закончил строительное ГПТУ №77. Много лет жил на Камчатке. В 1984 году был принят в Союз писателей СССР, затем Камчатская писательская организация направила его на Высшие литературные курсы в Москву, а после их окончания переехал в Курск. С 1996 года работал редактором литературного альманаха «Порубежье», редактором издания курских творческих союзов «Толока», редактором Издательского дома «Славянка».

       3. Носов Евгений Иванович (15.01.1925 – 12.06.2002). (15 января 85 лет) – прозаик. Будущий писатель вырос в трудовой семье. Учился в школе №9 г. Курска. В 18 лет ушёл на фронт. Некоторое время жил в Средней Азии. В  1951 г. вместе с семьёй вернулся в Курск, работал в газете «Молодая гвардия». С 1960 по 1962 он учился на высших литературных курсах в Москве, после чего полностью перешёл на творческую работу. За книгу «Шумит луговая овсяница» писатель был награждён Государственной премией РСФСР им. М.Горького. Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», орденом Красной Звезды», двумя орденами Отечественной войны первой степени, медалями.

     4.Чемальский Владимир Дмитриевич (род.26.01.1935)  Поэт, прозаик. (26 января 75 лет со дня рождения). Родился в селении Чемал на берегу Кнуть, что в Горном Алтае. В 1953 году, окончив 10 классов, поступил в Харьковский сельскохозяйственный институт. Получив диплом с отличием приступил к работе в экспедиции по обследованию почв Украины. Спустя два года был зачислен лаборантом, а затем ассистентом на кафедре. В конце 1988 года начал работать в Курском сельскохозяйственном институте как ректор. В 1966 году издал свой первый сборник стихов «Лирические этюды». В 1999 году был принят в Союз писателей России. В 2000 году Президиум Российской академии естественных наук присвоил ему почетное звание «Рыцаря науки и искусств» с вручением золотого знака РАЕН.

     5. Долина Ольга (Козлова Ольга Геннадьевна) (род.07.04.1960). Поэт (7 апреля 50 лет со дня рождения). Родилась в Южном Казахстане, в городе Кентау. В книгу ее стихов «Желанье искренности нежной» включены стихотворения разных лет. В них то излишняя открытость в страданиях сердечных, то неожиданная замкнутость у закрытого окна, то вдруг беспечность весёлость, то неожиданная грусть об ушедшем времени, и наконец осознание внутренней свободы и счастья, ощущение своей силы и,  наконец осознание внутренней свободы и счастья, ощущение своей силы и, как бы в подтверждение этому, головокружительный прыжок в прошлое, в то прошлое, которое было погребено в черных глубинах памяти.

6. Горбулина Татьяна Дмитриевна (12.05.1950 – 05.05.2003).Прозаик. (12 мая 60 лет со дня рождения). Родилась в городе Боровичи Новгородской области. В 1975 году переехала в Курск, работала инженером в управлении «Курсксельстрой» и в конторе «Облкоммунпроект». Первые поэтические строки увидели свет в «Молодой гвардии», её первый рассказ был опубликован в 1984 году в альманахе «Литературная Россия». Автор трёх книг, изданных в Воронеже, Москве, Курске. Романы и повести Татьяны Горбулиной публиковались в журналах: «Спутник», «Подъём», «Наш современник», «Север». Повесть «Круг» переведена на 6 европейских языков.

     7. Жукова Надежда Михайловна (род. 01. 08. 1955). Поэт. (1 августа 55 лет со дня рождения). Родилась в деревне Покровское Рыльского района Курской области. В 1961 году с отличием закончила Михайловскую школу. Получила образование агронома и по распределению на   десять лет уехала работать на Украину, потом вернулась в Рыльск. Работала в «Рыльской газете». В Художественном салоне. В декабре 1999 года принята в Союз российских писателей. Выпустила 5 сборников стихов. Любовная лирика Жуковой трогает душу и глубиной переживания, эмоциональностью, образностью,  умением точно и лаконично выразить пережитое.

    8. Еськов Михаил Николаевич (род.21.11.1935). Прозаик. (21 ноября 75 лет со дня рождения). Родился на хуторе Луг в Пристенском районе Курской области. После Луговской четырёхлетки учился в Кировской средней школе. Окончил Курский медицинский институт, работал в сельской больнице. Затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и многие годы преподавал в медицинском институте. «Первый шаг» - так назывался его первенец, опубликованный в студенческие годы. В последующем из этого рассказа «родилась» повесть «Серебряный день». Вера же в собственные литературные силы появилась с рассказом «Петька вернулся!». Эта вещь получила хорошую всесоюзную критику и принесла  определённую известность в писательской среде.

      Собрав необходимый материал, был составлен сценарий и проведён вечер, на который были приглашены обучающиеся 5 – 11 классов. После мероприятия была проведена оценка результатов. Метод проектной технологии помогает обучающимся сформировать следующие умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

-умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-умение отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»

2. Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста).

-умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-умение выдвигать гипотезу;

-умение устанавливать причинно – следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-умение коллективного планирования;

-умение взаимодействовать с любым партнером;

умение взаимопомощи в группе  в решении общих задач;

-навык делового партнёрского отношения;

-умение находить и исправлять ошибки  в работе других участников группы.

5.Менеджерские умения и навыки:

-умение проектировать процесс;

-умение планировать деятельность, время, ресурсы,

-умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

-навык анализа собственной деятельности.

6. Коммуникативные умения:

-умение инициировать учебное взаимодействие: вступать в диалог, задать вопросы;

-умение вести дискуссию:

-умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс;

7. Презентационные умения и навыки:

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

--артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

-умение отвечать на незапланированные вопросы.

     Эффективность внедрения данного метода в практику подтверждается позитивной динамикой результатов обучения, возрастающей активностью обучающихся Кобыльской средней школы, их участием в предметных олимпиадах, творческих конкурсах. Растёт число призёров олимпиад на школьном, муниципальном и региональном уровнях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

МОУ «Кобыльская СОШ»

Слайд 5

Моё педагогическое кредо : «Сеять разумное, доброе, вечное»

Слайд 6

Проект Применение проектной технологии на уроках литературы

Слайд 7

Цели проектной технологии 1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника , его самореализации и рефлексии 2. Направлять на самостоятельный поиск недостающей информации в информационном поле 3. Создавать развивающую среду, приобщающую к слову, вызывающую желание работать с текстом

Слайд 8

Требования к проекту по литературе 1. Наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической

Слайд 9

2. Проектирование самого проекта 3. Исследовательская работа 4. Результат работы 5. Представление проекта

Слайд 10

Проект – « пять П » 2. Проектирование 3. Поиск 4. Продукт 5 . Презентация 1 . Проблема

Слайд 11

Проект Писатели- юбиляры Курского края

Слайд 12

Цели проекта: Расширять знания обучающихся о писателях Курского края Развивать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой Воспитывать чувство любви к малой Родине и бережного отношения к природе

Слайд 13

Исполнители проекта Роль в команде Учитель русского языка и литературы Координатор проекта 1 группа обучающихся Сбор информации теоретического материала о Курских писателях 2 группа обучающихся Сбор иллюстраций к стихам поэтов 3 группа обучающихся Подбор музыкального оформления Все группы обучающихся Подготовка отчёта о выполнении проекта

Слайд 14

Писатели – юбиляры. 1. Саранских Вениамин Германович (род. 04.01.1935г.) . Прозаик, поэт. 2. Агеев Борис Петрович (род.14.01.1950 г.). Прозаик. 3. Носов Евгений Иванович (род.15.01.1925г. – 12.06.2002г). Прозаик. 4. Чемальский Владимир Дмитриевич (род.26.01.1935г.) . Прозаик, поэт. 5. Долина Ольга (Козлова Ольга Геннадьевна ) (род. 07.04.1960г.) . Поэт. 6. Горбулина Татьяна Дмитриевна (12.05.1950 – 05.05.2000). Прозаик. 7. Жукова Надежда Михайловна (род.01.08.1955г.). Поэт. 8. Еськов Михаил Николаевич (род.21.11.1935г.). Прозаик.

Слайд 15

Тонконогие берёзки застенчиво толпятся у опушки, о чём-то перешёптываясь сразу всеми своими листьями…

Слайд 16

Дуб, что одиноко высился на самом краю леса, не сбросил своей листвы …

Слайд 17

На рассвете меня будили журавли …

Слайд 18

Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины

Слайд 19

Умения и навыки проектной технологии Рефлексивные умения Поисковые умения Навыки оценочной самостоятельности Умения и навыки работы в сотрудничестве Менеджерские умения и навыки Коммуникативные умения Презентационные умения и навыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках литературы

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....

Проектная деятельность на уроках литературы

Презентация содержит теоретический материал о методе проекта, целях,задачах его применения на уроках литературы, а также предложен вниманию коллег проект "Штольц и Обломов"...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...

"Проектная деятельность на уроках литературы".

Проектная деятельность на уроках литературы.Тема проекта «Путешествие в Книгоград».5 класс.Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13 округа  Муром Рязанова Екатерина ...

Обобщение педагогического опыта "Проектная деятельность на уроках литературы как инструмент социализации личности"

    В работе филологической кафедры принимают участие учащиеся с достаточно высоким уровнем учебной мотивации.  Но большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятс...