Методика обучения макетированию и программа занятий. Организация кружков по макетированию. Второй уровень.
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Программа предусмотрена для внеклассной работы по технологии (технический труд) 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtoroy_uroven.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Второй уровень (второй год обучения)
Второй год занятий посвящен разнообразным деревянным постройкам, макеты которых можно выполнить относительно быстро. В начале работы кружка особенно важно получить быстрые и эффективные результаты работы.
Для макетирования предлагаются крестьянские дворы-усадьбы различных типов: «брус», «кошель», «глаголь». Выбрав объект для макетирования и используя знания первого года необходимо выполнить план и чертеж макета. Затем следует остановиться на резном декоре домов. Показать его ребятам и рассказать о его назначении: наличники, потоки, коньки дымники, курицы, причелины, подзоры, шеломы, сороки, гульбища и т.д. Далее задания становятся более разнообразными. Ребята могут их выполнять индивидуально или небольшими группами.
Задание должно быть следующим: рубленый мост «на ряжах». Сторожевые башни. Часовни. Амбары. Ветряные мельницы.
Амбары – неотъемлемая принадлежность каждого крестьянского хозяйства. Амбары были хлебные, для хранения домашнего скарба, рыболовных снастей, соленой рыбы, лодок. Очень интересны по архитектуре амбары с боковыми свесами на резных столбах. Своим внутренним устройством амбары известны нам с детства. Вспомним строки из сказки: «по сусекам поскрести…». Сусеки – это емкости, отсеки, лари для хранения зерна и других продуктов.
И последнее задание на год: церковный деревянный ансамбль. Задание большое, сложное. Выполняется всем коллективом кружка.
Примерный тематический план
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Вводное занятие Крестьянский двор-усадьба. Изображения, описания. Типы дворов: «брус», «кошель», «глаголь» Выбор объекта макетирования. Выполнение плана-чертежа. Масштабы Изготовление макета. Материалы, инструменты Рубленый мост «на ряжах». Сторожевые башни-вежи. Часовни. Амбары. Ветряные мельницы. Графические изображения, описания. Особенности устройства Выбор объекта для макетирования. Работа по группам и индивидуально. Создание плана, чертежа. Три вида проекций Изготовление макета. Работа по группам и индивидуально Церковный деревянный ансамбль. Типы церквей. Особенности архитектуры Выбор объекта для макетирования. Выполнение плана чертежа Выполнение макета. Работа всего кружка Заключительное занятие | 2 2 4 14 2 4 14 2 4 22 2 |
Итого 72 |
Программа
Тема 1. Вводное занятие.
Ознакомление с программой и режимом работы на втором году занятий. Организационные вопросы. Правила техники безопасности.
Тема 2. Крестьянский двор-усадьба. Изображения, описания. Типы дворов: «брус», «кошель», «глаголь»
Особенности и различия типов крестьянских дворов-усадеб. Характерные приемы постройки домов, интерьеры. Устройство подсобных помещений. Дом Ошевнева из деревни Ошевнево (Кижи), дом Третьякова из деревни Гарь, дом Елизарова из деревни Середка. Просмотр репродукций, слайдов, диафильмов, видеоматериалов, мультимедийных интерактивных программ.
Тема 3. Выбор объекта макетирования. Выполнение плана-чертежа. Масштабы.
Выбор всем кружком наиболее понравившегося дома для дальнейшего макетирования. Изучение планов, чертежей, обмеров крестьянских домов-усадеб. Масштабы. Учет масштабов при изготовлении макета.
Практическая работа. Выполнение плана макета. Чертеж главного и бокового фасада. Использование масштаба уменьшения.
Тема 4. Изготовление макета. Материалы, инструменты.
Древесина: породы, твердость, влажность. Инструменты и оборудование. Виды клеев. Приемы работы, стамески, косой нож, рубанок.
Практическая работа. Изготовление венцов – вязка «в обло». Разделение по объектам труда (крыльцо, стены, крыша). Сборка макета. Отделка готового макета.
Тема 5. Рубленый мост «на ряжах». Сторожевые башни-вежи. Часовни. Амбары. Ветряные мельницы. Графические изображения, описания. Особенности устройства.
Бревенчатые мосты на рубленых ряжах, заполненных камнями. Мостовой ряж – пятигранный или шестигранный сруб с продольными и поперечными стенами-перерубами. Они образуют трехгранные карманы, в которые уложены камни. Мост в деревне Гарь, Овчинконец.
Сторожевые башни-вежи: назначение, устройство.
Часовни: в деревне Корба (Кижский погост), в деревнях Волкостров, Лазаревскя. Гульбище вокруг часовен.
Амбары: с рундуками над входом, с боковыми свесами на резных столбах, с галереями. Села Архангелы, Иховалжа, Пелдужи. Двухэтажный амбар в деревне Аксиньино.
Ветряные мельницы: столбовки и шатровки. Особенности и отличия. Деревни Щелково, Волкостров.
Тема 6. Выбор объекта для макетирования. Работа по группам и индивидуально. Создание плана, чертежа. Три вида проекций.
Выбор наиболее интересного объекта для групповой и индивидуальной работы. Три вида проекции.
Практическая работа. Выполнение плана и чертежа (три вида проекций) будущего макета. Работа чертежными инструментами.
Тема 7. Изготовление макета. Работа по группам и индивидуально.
Практическая работа. Заготовка «бревнышек» для макета, подгонка венцов, сборка, отделка.
Тема 8. Церковный деревянный ансамбль. Типы церквей. Особенности архитектуры.
Ансамбль Кижского погоста. История создания соборов, история реставрации. Преображенская церковь. Покровская церковь (Кижи). Успенская церковь (Кондопога). Просмотр репродукций, кино- и видеофильмов, слайдов. Типы деревянных церквей: клетьевые, шатровые, ярусные, многоглавные. Их отличия. Особенности архитектуры: бочка, алтарный прируб, восьмерик на четверике, иконостас, кокошник, фронтонный пояс, ярус.
Практическая работа. Рисование по образцам элементов деревянной архитектуры.
Тема 9. Выбор объекта для макетирования. Выполнение плана, чертежа.
Коллективный выбор объекта для макетирования. Обсуждение плана работы с учетом особенностей архитектуры.
Практическая работа. Выполнение плана макета в натуральную величину (с учетом масштаба). Выполнение чертежей главного и боковых фасадов. Элементы строительного черчения. Обозначение размеров для выполнения макета.
Тема 10. Выполнение макета. Работа всего кружка.
Практическая работа. Заготовка необходимого материала. Разметка. Вязка отдельных элементов собора. Подгонка. Сборка рубленых частей макета. Изготовление деревянных маковок для церквей. Монтаж рубленой части, кровли, маковок. Изготовление декора (кресты, фронтонный пояс, кокошники и т.д.). оснащение макета декором. Окончательная отделка.
Тема 11. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы кружка за два года. Обсуждение успехов и неудач. Выводы. Организация выставки макетов деревянного зодчества в школе.
К концу второго года занятий кружок выполнил достаточно индивидуальных и коллективных макетов для организации выставки. Освоены приемы работы различным инструментом, многие разделы черчения. Имея этот багаж знаний и умений, участники кружка переходят к третьему году знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения макетированию и программа занятий. Организация кружков по макетированию.
Программа предусмотрена для внеклассной работы по технологии (технический труд) 5-9 классов....
Методика обучения макетированию и программа занятий. Организация кружков по макетированию. Третий уровень.
Программа предусмотрена для внеклассной работы по технологии (технический труд) 5-9 классов....
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ШКОЛЬНОГО КРУЖКА «КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ ИНСАРСКОГО РАЙОНА»
Тема: Методика организации и программа экологического школьного кружка «Культурный ландшафт Инсарского района»Содержание работы 1.Внеклассная работа по экологии в школе 2.Разработка программ...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателя профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе: «Технология: теория и методика обучения в образовательной организации»
Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выр...
Рабочая программа занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет.
Рабочая программа занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет....
Программа кружка "Веселая вышивка" второй год обучения
Программа предусматривает обучение учащихся специальных учреждений VIII вида самостоятельной работе кружковцев во внеурочное время, рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в две недели по...
Статья на тему "Методика обучения основам макетирования и проектирования" (7 класс)
Статья на тему "Методика обучения основам макетирования и проектирования"...