Методика обучения макетированию и программа занятий. Организация кружков по макетированию.
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Программа предусмотрена для внеклассной работы по технологии (технический труд) 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_uroven.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения макетированию и программа занятий
Организация кружков по макетированию
Организация кружка макетирования – благодарное дело. Для таких занятий не требуется специально оборудованное помещение, какие-то сложные приспособления, дефицитные инструменты и материалы. Поэтому практически в каждой школе педагог изобразительного искусства или технологии (труда) может организовать их по линии дополнительного образования. То же можно сказать и о домах и о дворцах творчества. Что касается детей, то они обычно с удовольствием идут заниматься в такой кружок, особенно если стиль общения с ними доброжелательно-игровой.
Занятия макетированием возможны уже со школьниками младших классов. Но чтобы добиться наиболее интересных результатов в работе и дать детям больше навыков, нужно проводить также набор средних и старших школьников. Черчение проходят в 8-9 классах, а занятия в кружке по макетированию можно начинать с 3-4 классов. На этих занятиях в игровой, увлекательной форме дети овладеют многими знаниями и навыками нового для них предмета, поймут его практическую значимость и пригодность.
Система занятий в кружках по макетированию рассчитана на три года, три уровня. Постепенно работа усложняется и от ознакомительно-игровой переходит к практической форме. За три года занятий дети знакомятся со многими приемами работы красками, чертежным инструментом. Изучают историю страны и родного края. Узнают и научатся применять на практике секреты плотницкого и столярного мастерства.
Программы трехуровневых занятий
Первый уровень (первый год обучения)
Первый год занятий у участников кружка ознакомительно-подготовительный. Вначале ребята знакомятся с новым для них материалом, учатся рисовать и готовятся к практической работе. В конце первого года они уже могут выполнять первые пробные макеты.
Примерный тематический план
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Вводное занятие Изображение и описание рубленых построек. Сказки, рассказы, былины, репродукции картин (изучение, сравнение, анализ) Знакомство с планом, чертежом. Чертежные инструменты. Приемы работы по образцам. Рисование сказочного терема, былинной крепости, «избушки на курьих ножках», колодца-журавля (творческая работа) Знакомство с основами деревянной архитектуры. Макет колодца Выполнение плана-рисунка макета «Сказочный теремок» Изготовление макета в материале Заключительное занятие | 2 4 6 8 16 4 30 2 |
Итого 72 |
Программа
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с искусством макетирования. История развития макета и его современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы кружка. Правила техники безопасности труда. Организационные вопросы.
Тема 2. Изображение и описание рубленых построек. Сказки, рассказы, былины, репродукции картин (изучение, сравнение, анализ).
Описания и упоминания в литературных произведениях рубленых построек (например, М. Рапов, «Зори над Русью»; Д. Балашов, «Симеон Гордый», «Господин Великий Новгород»; А. С. Пушкин, «Капитанская дочка», «Сказка о царе Салтане»; П. Ершов, «Конец Горбунок» и др.). Знакомство с репродукциями картин русских художников, изображавших деревянную архитектуру (К. Коровин, «Зимой», «Сарай», «Ранняя весна», «Пристань в Новгороде», эскиз к опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко»; И. Левитан, «Деревня на берегу реки», «Сумерки», «Избы после захода солнца», «Над вечным покоем», «Въезд в деревню»; А. Васнецов, «Улица в Китай-городе», «На крестце в Китай-городе», «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля», «Московский Кремль при Иване Калите»; И. Билибин, иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина, к строфам «Жил-был царь», «Во все время разговора он стоял позадь забора», заставки для журнала «Народное образование» и др.).
Сравнение увиденного и услышанного материала. Анализ.
Практическая работа. Создание творческих композиций (графических или в цвете) с изображением рубленых деревянных построек.
Тема 3. Знакомство с планом, чертежом. Чертежные инструменты. Приемы работы по образцам.
История плана, чертежа, этапы развития. Демонстрация старинных планов, чертежей крепостей, соборов усадеб. Чертежные инструменты: циркуль, линейка, рейсшина, карандаши различной твердости.
Практическая работа. Приемы работы чертежными инструментами. Выполнение по образцам простейших построений (окружность, квадрат, восьмигранник и т.д.). Деление окружности и отрезка на части.
Тема 4. Рисование сказочного терема, былинной крепости, «избушки на курьих ножках», колодца-журавля (творческая работа).
Просмотры слайдов, диафильмов, видеоматериалов, компьютерных мультимедийных интерактивных программ, репродукций, изображающих русские сказочные терема и крепости, иллюстраций к русским народным сказкам.
Практическая работа. Рисование по памяти и представлению сказочных деревянных сооружений. Работа цветными карандашами, акварельными, гуашевыми красками.
Тема 5. Знакомство с основами деревянной архитектуры. Макет колодца.
Основы деревянной архитектуры. Бревно-брус. Способы вязки бревен в венец: «в обло с остатком», «в лапу», «в реж». Способы украшения и защиты терема – причелины, конек, наличники и т.д.
Практическая работа. Изготовление макета колодца. Материалы и инструменты. Пробная вязка венцов «в обло с остатком». Сборка на клею небольшого сруба и противовеса – «журавля». Отделка макета колодца.
Здесь надо пояснить, что при создании сруба колодца в натуральную величину мастера-плотники не пользуются никакими клеями – все детали сруба держатся за счет плотной подгонки друг к другу и за счет собственного веса. Но в макете «бревнышки» настолько малы и легки, что если их не склеить, то они рассыпятся. Только поэтому здесь и в последующих работах мы рекомендуем пользоваться клеем.
Тема 6. Выполнение плана-рисунка макета «Сказочный теремок».
Древесина. Плотность. Влажность. Доступность. Инструменты и оборудование. Столярный верстак, тиски, стамески, рубанки, косой нож, напильники. Практическое освоение способов вязки венцов «в лапу», «в обло с остатком». Сборка макета по плану и рисункам. Монтаж частей макета. Декорирование, окончательная отделка макета.
Тема 8. Заключительное занятие.
Итоги деятельности за первый год занятий. Организация выставки изделий кружковцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения макетированию и программа занятий. Организация кружков по макетированию. Второй уровень.
Программа предусмотрена для внеклассной работы по технологии (технический труд) 5-9 классов....
Методика обучения макетированию и программа занятий. Организация кружков по макетированию. Третий уровень.
Программа предусмотрена для внеклассной работы по технологии (технический труд) 5-9 классов....
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ШКОЛЬНОГО КРУЖКА «КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ ИНСАРСКОГО РАЙОНА»
Тема: Методика организации и программа экологического школьного кружка «Культурный ландшафт Инсарского района»Содержание работы 1.Внеклассная работа по экологии в школе 2.Разработка программ...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателя профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе: «Технология: теория и методика обучения в образовательной организации»
Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выр...
Сингапурская методика обучения: современные подходы организации учебного процесса
Конкурское задание "Методический семинар" на тему "Сингапурская методика обучения: современные подходы организации учебного процесса"...
Рабочая программа занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет.
Рабочая программа занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет....
Статья на тему "Методика обучения основам макетирования и проектирования" (7 класс)
Статья на тему "Методика обучения основам макетирования и проектирования"...