Методика обучения макетированию и программа занятий. Организация кружков по макетированию. Третий уровень.
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Программа предусмотрена для внеклассной работы по технологии (технический труд) 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tretiy_uroven.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Третий уровень (третий год обучения)
Третий год – наиболее цельный и сложный для ребят. Конечного результата необходимо ждать только к концу учебного года, так как весь год предполагается вести всего одно задание, создавать всего один макет. Но это задание вызовет у детей несомненный интерес.
Задание на третий год – ансамбль деревянной рубленой крепости.
Именно в деревянном оборонном зодчестве наиболее полно раскрылся талант древнерусских строителей. Деревянные крепости древние русичи начала строить давно. Уже в период Киевской Руси укрепленные города на степных окраинах этого славянского государства объединились в оборонительную систему, получившую название «Змиевых валов».
Русские градодельцы, используя при строительстве городов защитные свойства местности, не упускали из виду и ее художественные достоинства. Рельеф, ландшафтное окружение, река или озеро – все эти природные компоненты не только защищали поселения, но и усиливали выразительность их облика. Еще восточные славяне для своих городищ выбирали вершины холмов, излучины рек, острова и другие не только удобные в оборонном, но и выразительные в эстетическом отношении участки местности. Поэтому перед изготовлением макета необходимо воссоздать хотя бы примерно тот ландшафт, в котором находилась конкретная крепость. Для этого удобнее всего пользоваться краеведческим материалом и выполнять макет той крепости, которая была когда-то в данной местности.
Мы не приводим здесь иллюстрации этого задания, так как в каждом регионе были свои конкретные крепостные сооружения. И хорошо бы именно их воспроизвести в макете. Если же такое задание окажется сопряженным с трудностями в поисках историко-краеведческого материала, можно посоветовать руководителям детского творческого коллектива «сочинить» крепость. Но все же мы ходим подчеркнуть важность в занятиях макетированием не только занятости детей интересным делом (что само по себе очень и очень хорошо), но и возможность их соприкосновения с реальной историей своего родного края.
Кроме историко-краеведческого изучения, занятия в кружке деревянного макетирования имеют большую практическую ценность, особенно для учащихся сельских школ. Освоив на занятиях в кружке различные способы вязки бревен в венцы, ребята будут применять эти знания непосредственно у себя или у соседа, помогая при строительстве настоящих домов.
Руководителям кружка эти занятия дают возможность использовать в работе материал, который всегда под руками и который можно применять круглый год – сухие ветки деревьев или кустарников, расположенных в непосредственной близости от школы. Необходимо только подбирать ветки одного диаметра. Это можно проделать совместно с кружковцами. Чтобы было интересней их собирать, можно заранее подсчитать, сколько нужно заготовок для того или иного макета (так же поступают и реставраторы, готовясь возрождать деревянное строение) и в качестве примера привести исторические материалы, например, о том, что для строительства Якутской крепости, согласно подсчетам, потребовалось 13100 бревен, 6260 плах, 17 плотов осторожных стен. На отделку башен и церквей необходимо было изготовить 2082 нащельника и 4909 гвоздей.
Ветки необходимо собирать диаметром 10-30 мм, длиной 100-170 мм. Использовать для этого мягкие породы: тополь, осину, орешник, черемуху. Коллективные выходы для сбора «строительного материала» сплачивают ребят, без чего невозможно успешно вести сложное коллективное творческое задание.
Примерный тематический план
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Вводное занятие Поиск графического материала. Подбор литературы. Выбор конкретно-исторического объекта для макетирования Выполнение плана, чертежа крепости Выполнение чертежа башен и стен Создание природного ландшафта Подбор необходимого материала. Инструменты. Изготовление отдельных частей макета с учетом особенностей крепостной архитектуры Сборка макета Заключительное занятие | 2 2 4 4 6 32 20 2 |
Итого 72 |
Программа
Тема 1. Вводное занятие.
Краткий обзор итогов работы за первые два года обучения. Режим работы кружка в новом году. Организационные вопросы. Правила техники безопасности труда. Организация рабочего места.
Тема 2. Поиск графического материала. Подбор литературы. Выбор конкретно-исторического объекта для макетирования.
Необходимость конкретных исторических планов, рисунков, схем, фотографий для создания правдивого макета определенного комплекса сооружений. Словесное описание памятников в летописях, росписных списках, археологических описях, литературных произведениях. Экскурсии в краеведческий музей, музей деревянной архитектуры. Просмотр слайдов, диафильмов, кино- и видеофильмов. Выбор объекта для макетирования. Олонецкая крепость, Николо-Карельский монастырь, Новая Мангазея – Туруханск, Илимский острог, Братский острог, Якутская крепость и др.
Тема 3. Выполнение плана, чертежа крепости.
Изучение исторических чертежей, планов, реконструкций. Тыновая стена Тобольска из «Чертежной книги Сибири» С. У. Ремезова, конец XVII в. Макет реконструкции М. В. Городцова и Б. А. Рыбакова «Срубная стена в системе земляных валов древнего Белгорода». План, выполненный «инженерного корпуса учеником» Алексеем Поспеловым под руководством Федора Неелова, по обмерам крепости Колы, перестроенной в 1703 г. План крепости Олонец, конец XVII в. Изображение Якутска в «Чертежной книге Сибири» С. У. Ремезова.
Практическая работа. Изучение особенностей выполнения генеральных планов. Учет особенностей ландшафта. Выполнение плана макета крепости в натуральную величину. Работа с чертежным инструментом.
Тема 4. Выполнение чертежа башен и стен.
Изучение графических реконструкций башен крепостей. Изучение особенностей крепостной архитектуры. Крепостные стены из тына, городней или тарас. Их отличия. Крепостные башни. Воротная, наугольная, проезжая, глухая, круглая, четырехугольная, и двух- и трехъярусная, караульная. Облам на башнях и стенах. Изучение способов рубки конкретных исторических башен и стен.
Практическая работа. Выполнение чертежей башен крепости. Особенности строительного черчения. Три вида чертежа. Аксонометрическая проекция. Разрезы. Выполнение разрезов на чертеже башен. Нанесение размеров. Выполнение отмывок. Приемы работы акварелью.
Тема 5. Создание природного ландшафта.
Давняя русская традиция, связанная с максимальным использованием рельефа местности для усиления неприступности крепостей, размещаемых на излучинах рек, высоких гривах, мысах и островах. Неправильная конфигурация крепостей – отражение тесной связи сооружения с природными условиями.
Практическая работа. Воссоздание на планшете рельефа конкретной местности. Работа с пластилином, глиной, гипсом. Подготовка мест на планшете для крепления макета. Тонирование ландшафта. Работа с гуашевыми красками.
Тема 6. Подбор необходимого материала. Инструменты. Изготовление отдельных частей макета с учетом особенностей крепостной архитектуры
Знакомство с образцами работ школьников, занимавшихся в кружке в предыдущие годы. Подбор материала. Заготовка материала. Влажность, прочность, твердость древесины. Оборудование, инструменты, способ работы рубанками, стамесками, напильниками. Виды клеев. Их особенности.
Практическая работа. Изготовление и калибрование заготовок для башен и стен. Выбор пазов в «бревнышках». Подготовка. Склеивание срубов для башен и стен. Изготовление створок ворот, лестниц, настилов в башни и на стены, шатров на башни. Двускатное покрытие на стены. Закрепление на них.
Тема 7. Сборка макета.
Практическая работа. Закрепление отдельных частей макета в пазы на планшете. Соединение макета в одно целое. Исправление и устранение неточностей и недоделок. Использование работ прошлых лет подходящего масштаба: церквей, изб, амбаров, мостов, колодцев, мельниц, вежей для завершения архитектурного ансамбля рубленой деревянной крепости. Повторное тонирование ландшафта вокруг и внутри макета. Окончательная отделка макета.
Тема 8. Заключительное занятие.
Итоги за три года работы. Советы и рекомендации по самостоятельной творческой работе. Торжественная передача школьному музею или кабинету истории макета деревянного рубленого древнерусского архитектурного ансамбля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)
Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...
Методика обучения макетированию и программа занятий. Организация кружков по макетированию.
Программа предусмотрена для внеклассной работы по технологии (технический труд) 5-9 классов....
Методика обучения макетированию и программа занятий. Организация кружков по макетированию. Второй уровень.
Программа предусмотрена для внеклассной работы по технологии (технический труд) 5-9 классов....
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ШКОЛЬНОГО КРУЖКА «КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ ИНСАРСКОГО РАЙОНА»
Тема: Методика организации и программа экологического школьного кружка «Культурный ландшафт Инсарского района»Содержание работы 1.Внеклассная работа по экологии в школе 2.Разработка программ...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателя профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе: «Технология: теория и методика обучения в образовательной организации»
Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выр...
Рабочая программа занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет.
Рабочая программа занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет....
Статья на тему "Методика обучения основам макетирования и проектирования" (7 класс)
Статья на тему "Методика обучения основам макетирования и проектирования"...