Рабочая программа занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 47.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства «
для детей 15-16 лет
Составитель: учитель истории
Т. В. Ромодина
высшая квалификационная категория
Санкт- Петербург
2016-2017
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по истории создана на основе:
- Программы для основного общего образования по истории (базовый уровень). Сборник нормативных документов « История «,М.,» Просвещение « 2015.
- Учебного плана ГБОУ гимназии № 441 на 2016-2017 учебный год.
- Положения о рабочей программе, принятого на педагогическом совете гимназии 08 июня 2016 г.
- Закона « Об образовании в Российском Федерации « № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Программа кружка « Изучение истории отечественного предпринимательства « призвана сохранить традиции классического учебного предмета и , наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Кружок позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить глубокие и прочные знания по предмету.
Капитализм в России до 1917 г. развивался сравнительно короткий промежуток времени |- чуть больше пятидесяти лет. Однако отечественным купцам, заводчикам, банкирам, лавочникам и коробейникам этого оказалось достаточно для формирования своего кодекса чести, излюбленных приемов хозяйствования и торговли.
Необъятные пространства, затрудненность связей между различными районами страны, позднее вступление в капитализм, войны, промышленные кризисы наложили свой отпечаток на структуру экономической системы и на образ мышления подданных громадной империи.
Не случайно говорят о “русском феномене” - удивительном сочетании противоречивости характера русских предпринимателей и условий деятельности, весьма отличных от Европы и Америки.
История российского предпринимательства чрезвычайно интересна и даже поучительна и, тем не менее, мало изучена. В советское время этому препятствовали идеологические мотивы.
Накопленный в дореволюционные годы опыт хозяйствования и сегодня представляет немалый интерес.
Актуальность проблематики связана с переходом страны к рыночной экономике. Изучению основных особенностей этого опыта и посвящен курс “История отечественного предпринимательства”, предназначенный для детей 15-16 лет. Курс рассчитана на 68 часов.
- выяснить исторические и географические условия развития предпринимательства в России; 1
- показать своеобразную этику русского бизнеса и такое уникальное явление, как благотворительность и меценатство русской буржуазии XIX - XX в.в.;
- обозначить роль российских предпринимателей на общественном поприще;
- научить детей свободно оперировать экономическими понятиями;
- во время экскурсий познакомить детей с историей промышленных предприятий Петербурга и одним из благотворительных учреждений.
Обучающие:
- сформировать у детей представление о роли предпринимательства в экономике России, его основных особенностях;
- дальнейших перспективах предпринимательской деятельности в нашей стране. Развивающие:
- формировать умения обобщать предпринимательский опыт прошлого;
- использовать полученные знания в последующей деятельности.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию патриотизма;
- развитию интереса к истории своей страны, города Санкт-Петербурга;
- этики деловых отношений.
Условия реализации образовательной программы
Программа “Изучение истории отечественного предпринимательства” предназначена для детей 15-16 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся один раз в неделю - 1 часа, итого в год - 34 часов.
Занятия проходят в кабинете истории и выездные экскурсии в музеи города.
Методы занятий.
В преподавании используются методы:
Объяснительно-иллюстративный (рассказ преподавателя сопровождается демонстрацией фотографий дореволюционных предприятий, а так же портретов банкиров, купцов, меценатов);
Репродуктивный и проблемный (в ходе урока учащиеся отвечают на вопросы по изученному материалу, а по завершении темы самостоятельно делают выводы, которые при необходимости корректируются и дополняются учителем);
Исследовательский (по мере прохождения материала программы предлагаются темы для самостоятельного, более глубокого изучения; итоги такой работы могут быть оформлены в виде рефератов или докладов).
Программа включает выездные экскурсии в музеи города, непосредственно связанный с темой.
Дидактической основой курса является неразрывность основных принципов: доступности, последовательности, сознательности и творческой активности. С целью наилучшей реализации этих принципов используется в основном групповая форма занятий. На практическом и итоговом занятиях наиболее целесообразной формой представляется работа детей по подгруппам.
Курс “История отечественного предпринимательства” завершается практическим и итоговым [занятиями.
На практическом занятии дети знакомятся с образцами ценных бумаг дореволюционной России (акции, облигации, паи предприятий, закладные листы и т.д.).
Учитель сообщает некоторые дополнительные сведения об отдельных предпринимателях и предпринимательских династиях (Путиловы, Нобелей, Поляковы, Алексеевы. Строгановы, Третьяковы), демонстрирует фотографии российских предпринимателей, а также дореволюционные снимки магазинов, банков, бирж, контор, страховых 'обществ, образцов рекламной продукции, торговых улиц Санкт-Петербурга и пр. Дает также краткую информацию о ценах на различные товары и об уровне зарплат рабочих и Служащих Российской империи в 1912 г.
- дети должны познакомиться с историей российского предпринимательства;
- проникнуться уважением к представителям российской буржуазии досоветского периода;
- познакомиться с историей промышленных предприятий, крупных банков и магазинов Санкт-Петербурга, научиться работать в группах;
- оформлять исследовательские работы и работать с первоисточником;
- апеллировать экономическими терминами.
Тема 1. Исторические и географические условия предпринимательства в России.
Своеобразие климатических условии хозяйствования в стране, характер распределения лесных массивов, других природных богатств. Особенности демографической ситуации.
Причины экстенсивного развития сельского хозяйства, замедленного развития его технической базы. Проблемы транспорта и связи.
Тема 2.Предпринимательство в допетровскую эпоху и в начале XVIII в.
Основные источники обогащения князей и бояр, гостиная сотня. Влияние сильной
государственной власти на предпринимательскую деятельность ..ации промышленных предприятий в годы царствования Петра I. Наиболее известные династии промышленников Петровской эпохи.
Значение петровских преобразований для развития отечественного предпринимательства. Государственные учреждения, основанные Петром I для развития предпринимательской деятельности.
Почему предприниматели в России, в отличие от стран Запада, не стали мощной политической силой?
Тема 3. Правовые условия развития предпринимательства в XVIII — первой половине XIX
Посадское население. Купеческие гильдии. Торговый устав I 755 г.
"Грамота на права и выгоды городам Российским" 1785 г.
Сущность "Жалованной грамоты дворянам" и "Городового положения" Екатерины II. Основные причины "падения" перво-гильдийного купечества в первой половине XIXв
Тема 4 Реформы 60-х гг.
Основное содержание "Манифеста" 19 февраля 1861 г.: условия освобождения крестьян; права, обретенные новыми "свободными сельскими обывателями". Ограниченность реформы. Попытки помещико з сохранить свои экономические привилегии.
Реформы, проведенные в первое десятилетие после отмены крепостного права. Значение реформ для развития отечественного предпринимательства.
Тема 5Развитие частного предпринимательства во второй половине XIX — начале XX
Причины бурного развития сети железных дорог в России. Особенности взаимоотношения государства с акционерными железнодорожными предприятиями, их сращивание с банковским капиталом. За счет чего частные предприниматели строили новые линии железных дорог в стране? Основные представители частного капитала на транспорте.
Особенности предпринимательства в сфере добычи и переработки нефти. Характер деятельности иностранных компаний в сфере добычи и переработки нефти. Основные направления деятельности семей Ротшильдов и Нобелей в России.
Важнейшие отрасли пищевой промышленности в России. Ведущие частные кондитерские фирмы дореволюционной России. История создания некоторых современных кондитерских фабрик Санкт- Петербурга.
Тема 6. Мелкая (кустарная ) промышленность дореволюционной России.
Кто такие кустари?
Принципы организации артелей кустарей. Роль земств в развитии кустарной промышленности. Использование надомного труда кустарей. Как был организован сбыт изделий кустарных мастеров?
Основные районы охотничьих, пушных, рыбных и прочих промыслов. Почему кустари и местные власти стремились повысить ввозные пошлины на импортную промышленную продукцию? Богатство кустарных производств и промыслов Центральной России.
Тема 7 Идейно-нравственные основы предпринимательской деятельности в России.
Роль протестантизма в формировании предпринимательской этики в Западной Европе.
Кодекс чести русского предпринимательства. Соборность в применении к принципам организации предпринимательства в России.
Роль староверческой идеологии в развитии предпринимательства в России.
Наиболее известные династии предпринимателей-староверов в России.
Тема8 Российские предприниматели на общественном поприще.
Уникальность роли предпринимательства в жизни общества.
Влияние на становление государственности и развитии культуры и искусства ,освоение Сибири, Второе ополчение в Смутное время, Отечественная война 1812 года.
1-1У Государственные Думы,
Тема 9 Предприниматели, благотворители, меценаты.
Благотворительность и меценатство- особая форма общественной деятельности, отличающая русскую буржуазию.
Мотивация российских меценатов, масштабы благотворительности. Примеры по Санкт-Петербургу и Москве.
»Колоритные фигуры « благотворителей.
Подготовка в музей барона А.Л.Штиглица.
Тема 10 Ипотека в России
Понятие "ипотека".
Основные вехи развития ипотечного кредитования в дореволюционной России, основные институты ипотечного кредитования. Как осуществлялась оценка городских и сельских имений ипотечными учреждениями, выдача ссуд ипотечными учреждениями?
Для каких целей и кем создавались государственные Дворянский и Крестьянский земельные банки? Почему акционерным земельным банкам было трудно конкурировать с государственными ипотечными кредитными установлениями ? Особенности ипотечного кредитования в сельской местности и в городах дореволюционной России.
Значение развития сети ипотечного кредитования в современных условиях.
Те м а 11 Русские коммерческие банки.
Своеобразие докапиталистического банковского кредита в России. Причины монополии казенного кредита в дореформенной России.
Начало развития коммерческих банков, основные направления их деятельности. Схемы взаимодействия коммерческих банков с дебиторами, Госбанком и друг с другом. Что такое неуставные ссуды?
История "спасения” Госбанком банка Л..С.Полякова. Источники образования капиталов промышленных предприятий.
Ведущие коммерческие банки дореволюционной России, известнейшие банкиры прошлого. Причины неэффективности работы "казенных" банков в дореформенной России.
Те м а 12.Банки и банкирские дома Санкт-Петербурга.
Отличие банкирского дома от банка. Что означал термин "петербургский банк"? Основные операции коммерческих банков. Основные формы и методы финансирования производства банками. Для чего создавались личные унии банкиров? Основные этапы деятельности городского кредитного общества. Владельцы ведущих банкирских домов. Соперничество столичных банков. Ведущее место банков Санкт-Петербурга на денежном рынке страны.
Те м а 13.Взаимоотношения банков и промышленности.
Как складывался Финансовый капитал России? Кто такие олигархи? Роль промышленного подъема 1890-х гг. в индустриализации страны. Основные процессы монополизации отечественной промышленности. Что такое "система участий"? Как правительство оказывало поддержку крупным банкам? Основные сферы влияния банков на промышленность в России. Степень влияния иностранных банков России. Промышленные монополии страны. Создание русскими коммерческими банками промышленных предприятий.
Тема 14 Российский фондовый рынок.
Почему отсутствовала фондовая биржа в дореволюционной России ? Основные группы ценных бумаг в России. Что такое гарантированные ценные бумаги, конверсии закладных листов. « государственная рента «?Влияние Госбанка и Министерства финансов на фондовый рынок страны. Почему значительная часть российских ценных бумаг размещалась на фондовых рынках Западной Европы ? Роль фондового рынка в развитии сети частных предприятий. Почему состоятельные люди хранили свои сбережения преимущественно в государственных , а не в частных ценных бумагах ?
Тема 15. Практическое занятие
На практическом занятии ученики знакомятся с образцами ценных бумаг дореволюционной России (акции, облигации, паи предприятий, закладные листы и т.д.).
Учитель сообщает некоторые дополнительные сведения об отдельных предпринимателях и предпринимательских династиях (Рябушинские, Поляковы, А.И.Абрикосов), демонстрирует фотографии российских предпринимателей, а также дореволюционные снимки магазинов, банков, бирж, контор, страховых обществ, образцов рекламной продукции, торговых улиц Санкт-Петербурга и пр. Дает также краткую информацию о ценах на различные товары и об уровне зарплат рабочих и служащих Российской империи в 1912 г.
Учебно-тематический план.
№ № | Наименование темы | Количество часов | Примечание | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Исторические и географические условия предпринимательства в России | 2 | 2 | ||
2. | Предпринимательство допетровской эпохи и начало 18 века | 2 | 2 | ||
3. | Правовые условия развития предпринимательства в 18-первой половине 19 века | 1 | 1 | ||
4. | Реформы 60-х годов | 2 | 2 | ||
5. | Развитие частного предпринимательства во второй половине 19-начала 20 века. | 6 | 2 | 4 | Экскурсия в музей железнодорожного транспорта |
6. | Мелкая кустарная промышленность дореволюционной России | 1 | 1 | ||
7. | Идейно-нравственные основы предпринимательской деятельности в России | 2 | 2 | ||
8. | Российские предприниматели на общественном поприще | 1 | 1 | ||
9. | Предприниматели, благотворители. Меценаты | 5 | 1 | 4 | Экскурсия в музей барона Штиглица |
10. | Ипотека в России | 1 | 1 | ||
11. | Русские коммерческие банки | 2 | 2 | ||
12. | Банки и банкирские дома Санкт-Петербурга | 5 | 1 | 4 | Музей монетного дела в России |
13. | Взаимоотношения банков и промышленности | 1 | 1 | ||
14. | Российский фондовый рынок | 1 | 1 | ||
15. | Практическое занятие | 2 | 2 | ||
Итого часов | 34 | 20 | 14 |
Список рекомендованной литературы:
- Иванов А. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала 20-го века. - М., 1997.
- Керров В.В. Духовность Российской промышленности: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства.
- Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города. - С-Пб., 1999.
- Мартынов С.Д. Предприниматели, благотворители, меценаты. - С-Пб., 1998.
- Наумова Г.Р. Социально-психологические подходы к истории русской фабрики // Иноормационный бюллетень научного семинара «Индустриализация в России». - 1997. №3.
- Проскурякова НА. Ипотека в России в конце 19-го в начале 20-го века. Вопросы истории. - 1995. №9.
- Райский Ю.Л. Акционерные земельные банки как одно из звеньев связи между финансовым капиталом и помещичьим землевладением / Науч. тр. Курского гос. пед. инта . - Курск, 1975. Т. 43.
- Тарновский К.Н. Мелкая промышленность дореволюционной России: сторикогеографические очерки. -М., 1995.
- Черепанов ТА. Сто лет Русского предпринимательства. - М., 1995.
- Шнс) ин И.Ф. Банки и экономическая политика в России (19 - начало 20-го в.) - М., 1997.
- Российская империя: Словарь-справочник. - С-Пб., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий кружка: "Техническое творчество".5 кл.(мальчики)
Рабочая программа кружка "Техническое творчество" по предмету Технология для 5-х классов (мальчики) рассчитана на 68 ученых часов. В ней имеются следующие разделы: -Древесина как конструкционный ...
Рабочая программа занятий кружка по английскому языку «Презентация и проектная деятельность на английском языке»
Проект – это интеллектуальная, практико- и личностно- ориентированная деятельность. Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме:...
Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «История семьи в истории Великой Отечественной войны»
Модуль «История семьи в истории Великой Отечественной войны» разработан на 10 часов и направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных ...
Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «Россошь в годы Великой Отечественной войны» для учащихся 6 х классов I четверть
Модуль «Россошь в годы Великой Отечественной войны» разработан на 9 часов и направлен на знакомство с историей родного города в годы войны, участием земляков в разгроме фашистских захватчиков. Работа ...
Образовательная рабочая программа занятий кружка для учащихся средней общеобразовательной школы "Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним"
Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием ...
Рабочая программа занятий кружка «Мир английской грамматики» на 2017-2018 учебный год в 6 классах
Целью программы "Мир английской грамматики" является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур, как средство развития по...
Рабочая программа ОДОД "Актуальные вопросы изучения истории"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актуальные вопросы изучения истории" предназначена для обучающихся 9-х классов. Цель дополнительной общеобразовательной про...