План – конспект занятия по технологии "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"
методическая разработка (технология, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План – конспект занятия по технологии.
Выполнила – Луковникова Ю.Г.
Дата__________________
Класс 5
Тема занятия: "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"
Цели занятия:
Образовательные - научить правильному измерению фигуры человека; показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом при изготовлении швейного изделия; способствовать запоминанию основной терминологии при снятии мерок.
Развивающие - развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки, умение самоконтроля, моторику рук и глазомер.
Воспитательные - воспитание творческого начала личности, чувства прекрасного, умения работать в группе.
Профориентационные – познакомить учащихся с профессией манекенщица
Оборудование: Плакаты - “Мерки для построения чертежа фартука”, “Основные линии фигуры”, “Название деталей чертежа фартука”.Манекен. Сантиметровые ленты, тесьма для опоясывания талии (1 комплект на парту).
Дидактическое обеспечение – готовое изделие, литература с изображением фартуков, инструкционные карты, рабочие тетради, учебник «Технология 5» п.р. В.Д. Симоненко.
Время занятия: 90 минут.
Основные формы работы: фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Ход урока
1. Организационная часть (3 мин.)
- приветствие;
- проверка присутствующих учащихся;
- проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока. (2 мин.)
3. Повторение пройденного материала (10 мин.).
На прошлом уроке мы с вами говорили о назначении и видах одежды.
Вопросы:
1. Какая бывает одежда по назначению?
2. Какую одежду относят к бытовой?
3. Что значит нарядная одежда? Куда в ней можно пойти?
4. Где можно носить повседневную одежду?
5. Что значит домашняя одежда?
6. Перечислите профессии людей, которые носят форменную одежду?
7. Производственная одежда, что это за вид одежды и как она подразделяется?
8. Как мы с вами сможем в магазине отличить продавцов от покупателей?
4. Изложение нового теоретического материала (25 - 30 мин.).
Фартук (или передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней. Его история начинается с Древнего Египта. Мужчины, состоящие на государевой службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди к поясу. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Держался он на поясе, а средняя часть имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Эта часть одежды играла очень важную роль и в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники (демонстрация книги).
С Востока передник “перекочевал” и в Европу. Девушка, когда выходила замуж, должна была повязать передник, это говорило, что она замужем. Многие национальные костюмы украшались фартуком. Не только богатые носили фартуки. В старину нередко одежда, в которой простые люди работали, была у них единственной, поэтому в их туалетах важную роль играл фартук. Скорее всего, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он использовался людьми самых разных профессий.
Вопрос: Давайте подумаем, люди, каких профессий в те далекие времена носили фартук? (Демонстрация иллюстраций).
И в наше время фартук нужен не только дома, на кухне.
Вопрос: Людям, каких профессий необходим фартук?
Вопрос: Из каких тканей изготавливают фартуки?
Обратить внимание учащихся, что фартук рекомендуется изготавливать из хлопчатобумажной или льняной ткани. Ткань должна хорошо отстирываться, быть достаточно прочной. (Демонстрация образцов готовых изделий).
Вопрос: На уроках технологии должна быть спецодежда? Какая и зачем?
А сейчас мы с вами посмотрим готовые фартуки из ткани на наших манекенщицах.
Вопрос: Кто такие манекенщицы?
Двум девочкам предлагается примерить готовый фартук. (Демонстрация фартуков на девочках).
Учащиеся видят, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал.
Все люди разные и нужно правильно уметь снимать мерки. Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру.
Мерки – основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Снимают мерки по определенным правилам сантиметровой лентой. Ее изобрел французский портной в 1810 г.
Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. К основным линиям относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колена (Учитель показывает основные линии на плакат “Основные линии фигуры”), ученицы подписывают линии в рабочей тетради (стр.40).
(После объяснения материала еще раз проговариваю с ученицами название основных линий фигуры в виде игры “Да, нет”. Показываю на манекене линию и называю ее. Дети отвечают “Да” или “Нет” в зависимости от правильности названных мной линий.)
Правила снятия мерок.
(работа учащихся с рабочей тетрадью, с комментариями учителя)
- Мерки снимают по правой стороне фигуры.
- Талию предварительно опоясывают шнурком.
- Стоять надо прямо, без напряжения.
- При измерении фигуры сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
- Сначала снимают мерки обхватов и ширины, затем мерки длин.
- Для записи результатов существуют условные обозначения: О – обхват; С – полуобхват; Ш – ширина; Д – длина. Подстрочный знак указывает участок измерения (Ст).
А теперь давайте посмотрим, как снимаются мерки на манекене. Учитель демонстрирует на манекене приемы снятия мерок, используя инструкционную карту: “Мерки для построения чертежа фартука”, а также по учебнику В.Д.Симоненко стр.54.
Мерки для построения чертежа фартука |
Ст | СБ | Дн | Днч |
Название мерок | полуобхват талии | полуобхват бедер | длина нагрудника | длина нижней части изделия |
Как снимать мерки | измеряется по самому узкому месту фигуры. | измеряется по линии бедер горизонтально | измеряется от линии талии вверх до нужной длины | измеряется от линии талии до желаемой длины |
Назначение мерок | для расчета длины пояса | для расчета ширины фартука | для определения длины нагрудника | определяет длину фартука |
Мои мерки |
5.Вводный инструктаж. (7 мин.).
1. Разделиться по группам по три человека. (Две девочки снимают мерки, третья записывает результаты измерения.).
2. Опоясать талию шнурком.
3. С помощью инструкционной карты снять мерки для построения чертежа фартука.
4. Результаты измерения записать в рабочую тетрадь (стр. 41).
5. Проверить правильность математических вычислений.
6.Практическая работа. (25 - 30 мин.).
«Снятие мерок и запись результатов измерения».
7.Текущий инструктаж.
Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.
Через определенное время остановить работу и указать на типичные ошибки: неправильное натяжение сантиметровой ленты при снятии мерок обхватов;
неправильное положение сантиметровой ленты при снятии мерки обхвата бедер;
Продолжение практической работы.
8.Заключительный инструктаж. (10 мин.).
По какой стороне фигуры снимают мерки?
Объясните название мерок Ст, Сб, Дн, Днч.
Анализ результатов практической работы.
Оценка практической работы.
Уборка рабочих мест. (3 мин.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"
Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"...
Назначение и виды одежды. Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука.
Первый урок в разделе "Конструирование и моделирование фартука". На уроках по конструированию швейных изделий у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать черте...
Конспект урока с применением ИКТ для 5 класса «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»
Данный урок начинает раздел "Технология изготовление швейного изделия". В первой части урока рассматривается назначение одежды, роль фартука в жизни человека. Особое внимание уделяется истории фартука...
Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.1 часть
Данная презентация содержит большой наглядный материал по истории фартука и правилам снятия мерок....
Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.2 часть
Продолжение презентации....
план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"
план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"...
План-конспект урока по теме: "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" 5 класс
План - конспект урока по технологии 5 классРаздел программы: Конструирование и моделированиеТема занятия : " Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" Место...