Педагогический опыт «Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения»
по технологии по теме

Фадеева Мария Ивановна

Представленный материал содержит информацию об использовании проектной деятельности в образовательной области "технология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx101.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 13»

        

 

Педагогический опыт

«Проектная деятельность

как успешное взаимодействие учителя и ученика

в процессе обучения»

                                                                                                                   

                                                                                                  Фадеева Мария      Ивановна        

                                                                                                   учитель технологии

                                                                                                    I квалификационной                                            

                                                                                                    категории.

 

                                                                                 

                                                                г. Муром

2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Условия возникновения и становления опыта ……………………….. 3

2. Актуальность и перспективность опыта …………………………………… 7

3. Ведущая педагогическая идея опыта ………………………………….......9

4. Теоретическая база опыта ……………………………………………………….10

5. Новизна опыта ………………………………………………………………………….15

6. Технология опыта …………………………………………………………………….16

7. Результативность ………………………………………………………................27

8. Адресная направленность ………………………………………………..……..29

9. Список литературы …………………………………………………………………..30

10.Приложения …………………………………………………………………………….31

Приложение 1                 

Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект.

 Этапы выполнения творческого  проекта»………………………………….31  

  1. Условия возникновения и становления опыта.

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

                                                                                                               А.Н. Колмогоров

В  XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности в процессе школьного обучения. Однако, эффект учебной деятельности снижается, прежде всего, по причине несовершенства методов или способов учения. И происходит это потому, что необходимые способы разрабатываются и укрепляются недостаточно. Не вырабатывается их мобильность, перенос в различные ситуации учебных действий, наиболее сложные задания не обеспечиваются отработкой более сложных способов, что часто приводит к безуспешной деятельности. В силу этого ученики не испытывают удовлетворения деятельностью, на пути к которой появляются препятствия, преодолеваемые далеко не каждым учеником. Вслед за этим интерес снижается, пропадает желание учиться.

Традиционное обучение содержит, в основном, элементы объяснительно-иллюстративного типа, когда учитель сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. При таком типе обучения определяющим становится критериальный компонент, т.е. сумма знаний на конец обучения, в то время как учебное исследование, процессуальная ориентация остается за рамками дидактических поисков. Указанный подход организует процессы образования на основе преобладания репродуктивной деятельности, детально описанными результатами.

В связи с вышеизложенным необходимо постепенно изменять методы преподавания с целью интенсификации процесса обучения, повышения мотивации к учению.

В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь безусловно нужные, но все же «постные» методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов». Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание». При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Тем не менее, возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере. Результаты проведенного тестирования учащихся показали низкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества. Так, 20 % учащихся либо отказались выполнять творческое задание, либо выполнили его на низком уровне; 80 % учащихся, выполнивших творческое задание, не смогли объяснить, почему именно так его выполнили.

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития творческой деятельности школьников в организации учебного процесса.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

 

Эффективность развития творческой активности учащихся на занятиях технологии повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента, при этом:

• проектная учебная деятельность выстраивается с учетом субъектно-позиционного подхода, направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;

• проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся;

• осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;

• учащиеся включаются в активную творческую деятельность.

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово. Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. В философском понимании (Н.А. Бердяев. К. Юнг. В.Ф. Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития. Психологи (Д.Е. Богоявленская, А.Н. Леонтьев. Я.А. Пономарев и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности, что имеет принципиальное значение для нашего исследования, как один из важнейших механизмов развития личности.

“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов. При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.

Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.

Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для учителя, возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.

Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

Начиная с 2011 года, на уроках технологии начала применять метод проектов. В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта.

Любой проект обязательно выполняется под руководством и с помощью учителя. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

Для того чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок проектов для ознакомления с опытом старших учащихся. Это обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже.

2. Актуальность и перспективность опыта.

             На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа».

В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

 Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

        Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве учащихся и учителя должен быть направлен на повышение творческой деятельности и развитие творческих способностей при выполнении творческих проектов по технологии.

Объектом исследования моей работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей при использовании метода проектов.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической, проектной деятельности при выполнении творческих проектов на уроках технологии.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

 

Одна из стратегических задач развития системы школьного образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого ученика, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.

Среди разнообразных подходов, направленных на реализацию поставленных целей, учебное проектирование (метод проектов) является одним из приоритетных способов, так как:

- процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;

- появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

- процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса;

- учебное проектирование достаточно легко вписывается в сложившуюся в традиционной школе классно - урочную систему обучения.

Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий.

Следует отметить, что процесс проектирования складывается из взаимосвязанных этапов и стадий, выработанных в результате длительного опыта и теоретических обоснований. Необходимо также отметить, что процесс практического (производственного) проектирования и процесс учебного проектирования имеют ряд различий, связанных в первую очередь с целеполаганием. Если цель производственного проектирования заключается в создании проекта как результата деятельности, то учебное проектирование направлено в первую очередь на овладение учащимися способами и приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств, при этом сама новизна открытий и продукта проектирования — субъективна.

4. Теоретическая база опыта.

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э.Коллингс). ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».
Этот метод называют методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х,Килпатриком.
Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. И для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.
Родившись из идеи свободного воспитания, технология проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Сторонники метода проектов в советской России В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся.
Однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:
- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
- слабая разработанность методики проектной деятельности;
- гипертрофия метода проектов в ущерб другим методам обучения;
- сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей комплексных программ.
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931году метод проектов был осужден.
В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающее действительности в совместной деятельности школьников.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу те знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн - проекты, бизнес - проекты, шоу - проекты и т.д. Они такие разные, но почему все они называются одинаково? Что же такое проект?         Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел». Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать – 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план» . Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…

Обратимся к словарю: «Метод проектов, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов  возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был, затем перенесён в общеобразовательную школу. В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд  Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

 В 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Но  постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Он возник в США во второй половине IXX в.  Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Основные концептуальные положения его теории:

• истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

• усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;

• ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

• проблематизация учебного материала;

• познавательная активность ребенка;

• связь обучения с жизненным опытом ребенка;

• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира. Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по «методу проектов».  

Метод проектов (от греч. –  путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Этот метод вошёл в историю как "метод проблем". Американский педагог В. Кильпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.

Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике.

Российскими учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов. На страницах педагогических изданий, в материалах конференций постоянно присутствуют как описание реального опыта учителей, так и научные статьи, посвященные вопросам осмысления и реализации проектного метода.

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические и дидактические принципы:

  • связь теории с практикой;
  • научность, сознательность и активность усвоения знаний;
  • доступность, систематичность и преемственность обучения;
  • наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:

  • деловитости;
  • предприимчивости;
  • ответственности.

Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.

5. Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в том, что развитию познавательной активности учащихся, формированию их субъектной позиции способствует содержание обучения технологии, системообразующим компонентом которого является учебная проектная деятельность по широкому спектру видов и сфер практической деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда. Обеспечение возможности изменения традиционной последовательности проектной деятельности позволяет осуществлять учебный процесс в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что создает условия повышения творческой активности школьников;

Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий:

  • педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности;
  • вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся;
  • организацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельностью.

6. Технология опыта.

При работе над проектом мы работаем следующим образом:

На первом занятии по теме “Проектная деятельность” (после нескольких проведенных уроков в начале года) объясняется, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомство с целями и задачами предстоящей работы. Совместно изучается тематика проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем учащихся знакомятся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяется порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.

В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Учащиеся обсуждают выбор темы с разными людьми в школе и вне её, чтобы точнее определить, что надо сделать и реально ли это. Тема должна быть конкретной, то есть не слишком общей, чтобы не было обычного пересказа мыслей взятых из книг или Интернета. Тема должна быть действительно интересной, связывающие различные области знаний.

Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано.

Ещё Марк Аврелий говорил: “Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых, не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу”.

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

В тематике проектных заданий учитываются вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Окончательный выбор темы остается за учителем. Это обеспечивает не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику.

Обучающимся с низкой мотивацией к учебе можно предложить выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Ребятам из малообеспеченных семей - тему, связанную с обновлением и ремонтом одежды или изготовлением изделия с наименьшими материальными затратами.

Далее продумываются возможные варианты проблемы, которые надо исследовать в рамках данной темы, проводятся индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяются правила техники безопасности. Учащиеся предлагают ситуации, вопросы для реализации проекта. Данный этап – ключевой, в котором закладывается идея проекта.

Обсуждаются методы реализации, источники информации.  Составляется развёрнутый пошаговый план и очерчивается круг основных идей, определяется направление  исследования и выясняются источники нужной информации. При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности школьников. Как темы проектов, так и предлагаемые варианты их реализации зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания. Поэтому консультирование в процессе работы над проектом требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства. Фактически становятся необходимы навыки педагога-исследователя.

Затем начинается самостоятельная работа школьников по предложенным творческим задачам.

На уроке или на консультации периодически проводятся промежуточные контролирующие обсуждения результатов. Ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматривается эскиз изделия, анализируется его конструкция и технология изготовления. При необходимости вносятся поправки. Отклонения от темы, наверное, главный недостаток работы. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Необходимо уметь контролировать лишь ключевые моменты (этапы) выполнения проекта. Работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся.

Составление отчёта – самая нелюбимая детьми работа. Приходится объяснять, что учащийся должен представить не только проект, но и письменный отчёт. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.

Дальнейшая помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказывается на занятиях и в порядке консультаций. На уроке вместе с учениками проверяется качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждается последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультаций даются рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.

Затем составление отчёта: титульный лист; оглавление; введение, оно не должно быть коротким и общим, в нём надо писать основные идеи, как предполагалось исследовать проблему и с какой целью создавался проект. Главная часть – здесь надо написать о том, что было сделано, почему использовался тот или иной метод, описать само исследование, которое проводилось, что нового внёс исследователь. Эта часть должна быть ясной и пошаговой (с подзаголовками и разделами). И обязательно выводы в конце. Заключение – в этом разделе нужно дать ответы на вопросы проведённых исследований. Ученик должен подчеркнуть, что представленный проект является творческим и оригинальным. Приложения – любой проект непосвящённому человеку лучше преподносить в виде наглядной картинки, поэтому информацию лучше представить в виде графиков и диаграмм и сделать на них ссылки из главной части проекта; библиография, в алфавитном порядке описать источники информации.

В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.

Если работа требует больших затрат времени, то можно выполнять её частично дома. Таким образом, появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.

Проектная деятельность - дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний необходимо стараться быть очень корректной.

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.

Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.

Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.

При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.

Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.

Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.

При защите проекта в классе учащийся показывает знание цели, задач проекта, области его применения. Учится рассказывать и отвечать на вопросы учителя и учеников,

делают сообщения о ходе выполнения проекта, представляет наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).

Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.

Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Для улучшения организации проектной деятельности  с учащимися в кабинете технологии был оформлен стенд “Уголок проектов”, где в доступной форме рассмотрены этапы выполнения проекта, приведены примеры выполнения отдельных разделов проекта, показано, как правильно оформлять проект, рассказано, что требуется при защите проекта, дана примерная тематика творческих проектов.

Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.

Метод учебных проектов

Необходимым инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.

Итак, метод учебного проекта характеризуется как:

  • личностно ориентированный;
  • деятельностный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • построенный на принципах проблемного обучения;
  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  • здоровьесберегающий.

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

 Творческие проекты

Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися 5-11 классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого   ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и  создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.

Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект – это “бросок мыслью в будущее”. Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – “конечный продукт в уме”, то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план.

В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:

  • индивидуальной заинтересованностью;
  • социальной значимостью.

Следует помнить, что предметы творчества следует рассматривать не только как предметы,  обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.

Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно  относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий  процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по "неумению".

Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их  способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.

Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.

Потребность – состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо. Всякие действия и поступки человека определяются потребностями.

Мотивация – процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение этой потребности.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.

В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

 Этапы выполнения проекта.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют следующие стадии проектной деятельности: (Приложение №1;5)

1. Краткая формулировка задачи

Описывает цель проекта и ситуацию. Должна быть короткой и простой.

Краткая формулировка задачи начинается со слов «Разработать и изготовить». Она должна включать в себя информацию о том, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. Иногда изделие создается для конкретного человека, и тогда задача формулируется так: «Всем нравится получать подарки ко дню рождения. Моя краткая формулировка задачи - разработать и изготовить подарок для моей бабушки к ее шестидесятилетию». В других случаях в краткой формулировке задачи может быть заложена ориентация на определенную категорию или группу людей: «Всем детям для развития и развлечения нужны игрушки. Моя краткая формулировка задачи — разработать и изготовить маленькую деревянную игрушку для детей 3-5 лет».

2. Исследование и анализ

Цель исследования - более глубоко понять, каковы потребности клиента. Учащийся исследует потребности человека, которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги имеющиеся на рынке (дизайн анализ), технологию производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования.

3. Дизайн-спецификация

Детальный перечень критериев, которым должно соответствовать изделие для того, чтобы быть качественным. Написание хорошей дизайн спецификации - возможно наиболее важная часть процесса проектирования и изготовления.

4.  Первоначальные идеи

Учащийся должен представить широкий спектр эскизов с комментариями (или описанием идей, в случае работы с пищевыми продуктами). Идеи должны быть разнообразны и на их выработку нельзя тратить много времени.

Эти идеи представляют собой начальные размышления учащихся о том, какого рода изделие они могут изготовить. Чаще всего для изделий, сделанных из дерева, металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают в виде эскизов на бумаге. Учащиеся, выполняющие проект, должны зарисовать, по крайне мере, три первоначальные идеи.

5. Выбор лучшей идеи

Представленные идеи должны быть оценены по отношению к критериям, указанным в дизайн спецификации. Учащийся, выполняющий проект, должен оценить свои первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. В дальнейшем ее надо будет детально продумать. Именно в процессе проработки учащийся в большинстве случаев проводит эксперименты или осуществляет практическую работу с материалами.

6. Проработка идеи и отражение этого процесса на дизайн-листах.

В процессе проработки выбранной идеи посредством дальнейшего обдумывания, исследования, экспериментов учащийся должен записывать все решения, принятые в процессе проработки и все причины по которым эти решения были приняты. Эти мысли должны быть отражены в виде эскизов на дизайн листах в процессе работы. (Это практически невозможно записать после того, как все сделано). Завершением этой стадии может быть чертеж/ рецепты/компьютерная распечатка/ модель.

7. Изготовление изделия

Учащийся приобретает необходимые навыки для того, чтобы изготовить то, что он разработал. Снова, на этой стадии может быть использовано экспериментирование. Учащиеся изготавливают то, что они разработали. На этой стадии они могут изменить свой дизайн, если при изготовлении они встречаются с серьезными трудностями. Часто бывает так, что учащимся приходится упрощать разработанный вариант.

Изделие спроектировано и изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации. Насколько хорошо оно удовлетворяет эти потребности? Учащиеся испытывают изделие и затем оценивают, насколько сделанное ими изделие удачно. Самооценка должна включать несколько эскизов, показывающих, как изделие может быть улучшено. Помимо этого, учащийся должен оценить свою деятельность во время выполнения проекта, указав, как бы он улучшил процесс выполнения проекта в следующий раз.

8. Самооценка

(а) изделия - учащиеся должны провести испытание и самооценку изделия по отношению к критериям, написанным в дизайн спецификации. Дополнительные комментарии могут быть получены от внешних экспертов (особенно важна оценка специалистов). Ключевой вопрос «Удовлетворяет ли изделие потребности описанные в краткой формулировке задачи?». Предложить возможные варианты улучшения изделия.

(б) процесса - это возможность для учащихся оценить насколько хорошо они использовали свое время, насколько успешными они были на каждой ступени выполнения проекта. Предложить, как можно было бы лучше организовать процесс

В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект  перед одноклассниками.

Но, каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

Как видим, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе  - этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам часто не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали.

На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем  проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре человеческих отношений. Каждый школьник, приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой школьников, при котором для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта.

Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы "Технология",  быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Желательно учащихся заранее ознакомить с темами заданий. Они могут выбираться ребятами по любому модулю программы "Технология".

Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу. Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее. Следует учитывать межпредметные связи, возрастные и физиологические возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (значимость  по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или рынка), подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской, безопасные условия работы учащихся, возможность социологизации учащихся.

Критерии оценки проектов:

  • оригинальность;
  • доступность;
  • надежность;
  • техническое совершенство;
  • эстетические достоинства;
  • безопасность;
  • экологичность;
  • соответствие общественным потребностям;
  • удобства эксплуатации;
  • технологичность;
  • материалоёмкость;
  • стоимость.

7. Результативность.

Метод учебного творческого проекта, и прежде всего в образовательной области «Технология», позволяет восполнить существующий в системе школьного образования дефицит возможности самостоятельной практической деятельности учащихся, проявления ими творческой активности, реального применения полученных знаний. Правильно организованная проектная деятельность предполагает самостоятельный выбор школьником темы проекта, проведение исследования, принятие обоснованного решения, разработку конструкторско — технической документации и выполнения изделия, экономическую и экологическую оценку процесса и результата своего труда и его публичную защиту.

Метод проектов  ориентирует учебный процесс  на решение учащимися  познавательно - коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая  способствует достижению высоких результатов обучения  и образованности личности.

Ведущие положения метода проектов основаны:

  • на связи идеи проекта с реальной жизнью;
  • на учете  особенностей  личности  учащихся;
  • на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся  к более качественному овладению знаниями;
  • на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников,  равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
  • на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

В результате творческой деятельности метод имеет следующие показатели:

  1. строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;
  2. сформировано умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию;
  3. вырос интерес у учащихся к изучению технологии;
  4. благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по технологии.

        Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке. Опора на субъективный опыт учащихся позволяет использовать метод проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения технологии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует развитию творческих способностей. Опираясь на повышенный интерес  к практической деятельности на уроках технологии,  позволяет включать учащихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих проектов.

Для  развития творческих способностей учащихся реализуется программа по технологии «Рукодельница».

Одним из важных показателей формирования творческой деятельности учащихся является система и уровень проектных работ, представленных учащимися на конкурсах.

Победители и призеры районных конкурсов за последние 4 года

8. Адресная направленность.

Данный опыт предназначается для следующих педагогических работников:

  • учителей технологии,
  • классных руководителей.

Разработки можно использовать при проведении уроков и различных воспитательных мероприятий:

  • классные часы,
  • конкурсы профессионального мастерства,
  • мероприятия творческой направленности различного уровня.

9. Список литературы.

1. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002.

2. Практико - ориентированные проекты. Технология. 7-11классы /авт. - сост. В.П. Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Творческие проекты учащихся V-IX  классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно-методический центр «Технология». – Брянск, 1996.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.

5. Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. –   М.: Вентана-Граф, 2003.

6. Ушачев В.П. Обучение основам творческой    деятельности:  Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.

7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.

8.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

9.Павлова М., Питт Д. Дизайн-подход как основа обучения (серия «Развитие детского творчества через технологические проекты») Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – 286 с.: илл.

10.Развитие детского творчества через технологические проекты: Сборник проектов 5 кл. /Под. ред. Гуревича М.И., Павловой М.Б .– Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 200. – 172 с.

11.Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Этапы проектной деятельности//Завуч. Управление современной школой, 2007- №3

12.Кожина Л.А. Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии. 2008. http://pedsovet.org/mtree/task,addlisting/cat_

13.Выполнение проектов на уроках технологии http://www.informic.ru/techno/pro_tehn.htm

10.Приложения.

Приложение 1                 

Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект.

 Этапы выполнения творческого  проекта»

Тема: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта».

Цель: 

  1. ознакомить учащихся с творческим проектом, последовательностью выполнения творческого проекта;
  2. сформировать навыки по содержанию, оформлению и выполнению проекта;
  3. учить решать поставленные задачи для решения, достижения целей урока;
  4. воспитывать аккуратность, внимательность,  прививать эстетический вкус.

Оборудование: рабочая тетрадь, образцы выполненных проектов, схемы 

Ход урока

  1. Организация класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  1.  Рассказ учителя: выполнение проектов на уроках технологии

Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа учащихся.

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них потребуется, в первую очередь, на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:

  • обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;
  • находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;
  • проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;
  • овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;
  • осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;
  • экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;
  • давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;
  • выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;
  • оценивать свои профессиональные интересы и склонности;
  • сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

Анализируя эти слова, приходишь к выводу, что в полной мере овладеть вышеперечисленными умениями школьник может только в ходе учебного проектирования, которое все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. Такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.

  1.  Этапы выполнения творческого проекта.

На предыдущих уроках учащиеся занимались изготовлением фартука и косынки. Шитье изделий проходило в несколько этапов. На основе выполненного учащиеся должны выполнить творческий проект.  

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.

  1. Примерное содержание творческого проекта:
  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Введение.
  4. Глава 1. Конструкция изделия.
  5. Глава 2. Технология изготовления.
  6. Глава 3. Экономическое обоснование проекта.
  7. Глава 4. Экологическая оценка проекта.
  8. Заключение.
  9. Библиографический список использованной литературы.
  10. Приложения.

Титульный лист является первой страницей. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова «тема» и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова «год»).

Вслед за титульным листом помещается содержание, в котором приводятся все заголовки и указываются страницы.

Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.

В первой главе, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта.

В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости от класса, в котором учатся ребята). Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.

Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.

В заключении последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.

После заключения принято помещать список использованной литературы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях.

  1.  Защита проектов.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи. К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.

Защита работы:

  • рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии);
  • рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;
  • дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);
  • рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);
  • рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);
  • рассказать о решении экологических задач;
  • сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия);

После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросу и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

  1.  Оценивание работы.

Итоговая оценка творческого проекта не только подводит итог труда учащегося, но имеет большое воспитательное значение. При выполнении работы по проекту на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют ребят, и учитывать их при подведении итогов работы.

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

  1. Практическая работа.

В ходе выполнения практической работы учащимся необходимо самостоятельно решить поставленные задачи, исходя из рассказа учителя о выполнении творческого проекта:

  • отбор идеи;
  • обоснование возникшей потребности и потребностей;
  • выполнение эскиза;
  • выполнение описания;
  • обоснование темы.

Проблема – это самый первый шаг в процессе выполнения творческого проекта. Из множества проблем необходимо выбрать несколько самых существенных. После выбора темы проекта учащиеся указывают причину выбору (проблему), т.е. назначение и где будет применяться, определяется конкретная задача и ее формулировка. Создается план организации работы по изготовлению проектируемого изделия. Для большей наглядности можно воспользоваться звездочкой обоснования, где в центре – объект исследования:



Такой план создается для того, чтобы не упустить каких-либо важных моментов в разработке проекта.

  1. Закрепление материала.
  1. Работа по ученику (§ 16, 17)

-   Прочитайте вступительную статью «Творческий проект» на с. 82

-   Почему эта работа по технологии называется творческой?

-   От чего зависит качество выполнения проекта?

-   Какие отдельные части может включать проект?

- Что обязательно должен содержать проект? (выводы, результаты, исследования, элементы усовершенствования изделия, экономические расчеты)

  1. Проверочный тест «Этапы выполнения проекта».

Задание: найдите продолжение предложений, указав их стрелками

Выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом

Заключительный этап

Процесс конструирования изделия

Технологический этап

Экономические расчеты

Организационно-подготовительный этап

Путь реализации изделия

Описание внешнего вида

Определение себестоимости

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание: познакомиться с банком объектов для творческих проектов по изготовлению швейного изделия (с. 186 учебника) и примерами творческих проектов (с. 174-176); выучить этапы выполнения творческого проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты продуктивного взаимодействия учителя и ученика

В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение инт...

Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика.

В работе представлен опыт работы по созданию технологической карты урока.Обучение с использованием технологической карты  позволяет организовать эффективный учебный процесс, об...

Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемно - проектного подхода в обучении.

Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученикав процессе обученияна основе положительного эмоционального фона активизирует познавательную деятельность учащихся.Невозможно работать в русле данно...

Взаимодействие учителя и ученика при организации проектно-исследовательской деятельности

Презентация личного опыта организации проектной деятельности школьников...