Психолого-педагогические аспекты продуктивного взаимодействия учителя и ученика
статья по теме
В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но, а то, как стиль педагогического общения влияет на это, учителя не видят и некоторые не хотят видеть. Заняв одну позицию, они стараются ее придерживаться, не смотря на последствия. Но если бы мы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в школе. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_aspekty.doc | 48 КБ |
v_kopilku_uchitelyu.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Психолого – педагогические аспекты продуктивного взаимодействия учителя и ученика»
Сейчас Россия находится в кризисе. Деградация экономики страны налицо. Более 90% ее населения - за чертой бедности. По статистике в России рождается 17% детей с отклонением в умственном развитии. В стране 15 млн. наркоманов и 35 млн. алкоголиков. Вымирание нации очевидно: число ушедших из жизни резко превышает количество родившихся. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков. Не менее 75% из них нуждается в психиатрической помощи и лечении.
Трагедия России длится уже много десятилетий и явно затянулась. Идет социальный, духовный распад, особенно дурно влияющий на подрастающее поколение. Жизнь идет по дьявольским законам: борьба всех против всех: сосед идет на соседа, сослуживец на сослуживца, нация на нацию. Мы видим не коллективизм, а эгоизм, не соборность, а одиночество, не братство, а вражду. Школа сейчас словно зеркало отражает окружающий мир на детей, они ведут себя, подражая родителям, окружающим их людям, но первую очередь учителям. В данной ситуации отчетливо проступает необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками как носителями национального достоинства и национальной гордости, символом интеллигенции.
В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но, а то, как стиль педагогического общения влияет на это, учителя не видят и некоторые не хотят видеть. Заняв одну позицию, они стараются ее придерживаться, не смотря на последствия. Но если бы мы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в школе. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения.
Необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками обусловлена тем, что учителя преподавая свой предмет, смогут оказывать на учеников огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета помочь им реализоваться как личностям.
Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников. Прежде чем достичь такого контакта - необходимо решить проблему демократизации взаимоотношений между учителем и учеником.
Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому, мы видим нежелание детей учиться, отсутствие интереса, активности на уроках. Очень часто бывает так: все хорошо - и конспект урока, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не интересен. Мы часто в таких случаях говорим - нет контакта с классом.
С каждым днем накапливается все больше научных фактов, которые подтверждают важность учета "человеческого фактора" как того узла вопросов, который нельзя обойти, решая задачи повышения эффективности производства, развития науки, культуры.
Две главные фигуры в школе - учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.
Но даже и сейчас, когда повсеместно идут поиски демократизации школьной жизни, в частности развития самоуправления, мы встречаемся с фактами авторитарно-бюрократического, или, как говорят, императивного, подхода в воспитании.
Иногда в школах можно столкнуться со следующей ситуацией: учителя стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь - путь борьбы против учеников, стремятся подчинить их своей воле, часто забывают о таком понятии как личность. Как результат - два противоборствующих лагеря: учителя и ученики, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие - ученики отвергают требования учителей и школы.
Отношения между учеником и учителем - фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого учителю необходимо постоянно изучать особенности учеников и следить за своеобразием реакций на поведение детей.
Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.
Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. При появлении трудностей в общении около 25% из них полагают, что осложнения "исходят от учеников", являются следствием их невоспитанности. Приходится сожалеть, что наставник не осознает своего "вклада", причем часто значительного, в создании конфликтной ситуации. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата. Общение учителя с учениками должно снимать всякого рода отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать "Социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса".
Прежде чем переходить к рассмотрению непосредственно педагогических стилей - необходимо определить функции и структуру педагогического общения.
Выделяют два вида общения:
- Социально-ориентированное.
- Личностно-ориентированное общение.
В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учеником один на один, то общение личностно ориентированно.
Однако, поскольку общение протекает непосредственно лицом к лицу, оно приобретает личностное измерение. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о каждом из них. Несоответствие личностных качеств педагога требованиям учеников - отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствуют элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.
Характер общения педагога обусловлен и предметной подготовленностью. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности.
Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога проанализировать свою позицию как частника общения, то, в какой степени он ориентирован на учащихся.
Выбор соответствующего стиля педагогического общения проходит несколько этапов и включает в себя:
- Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
- Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
- Управление общением в ходе педагогического процесса.
- Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Снятию любых барьеров помогает, прежде всего, воспитание правильных форм общения, а еще вернее выбора правильного стиля педагогического общения.
Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы.
В психологии и педагогике разработаны четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, анализируется техника их общения с членами коллектива. Рассмотрим основные стили руководства, обращая внимание на вторую сторону общения - взаимодействие.
Авторитарный стиль (разящие стрелы).
Демократический стиль (возвращающийся бумеранг).
Либеральный стиль (плывущий плот)
Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.
Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися. Демократический стиль - это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. В опыте педагогов-новаторов мы наблюдаем перестройку в сторону демократизации взаимоотношений преподавателя с учениками. Демократизация здесь это творческий и деловой подход, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и условий. Проблеме демократизации взаимоотношений в структурах образования придается особое значение как сейчас, так и в обозримом будущем.
Демократическому стилю присуще сотрудничество и приспособление, как стратегия поведения в конфликте и мягкий, примиренческий стиль решения конфликтных ситуаций.
И еще хотелось бы привести цитату из закона об образовании:
"Система образования должна: 1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка.
3. Создавать условия приспособления системы образования к особенностям воспитанников.
6. Носить демократический характер управления образованием".
Не маловажным качеством является и интуиция, но ее необходимо развивать, так как интуиция это результат длительной практической работы над собой.
Не следует думать о том, что демократизация взаимоотношений означает полную произвольность в действиях учителя, свобода здесь это хорошо осознанная необходимость.
Для демократизации взаимоотношений необходимо создать следующие условия:
1. Необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения.
2. Учесть возрастные и психологические особенности учащихся.
3. Выбор оптимального стиля педагогического общения для каждой конкретной ситуации.
В своей книге "Здравствуйте, дети!" Ш.А. Амонашвили выделил такие слова: "Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям". Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков.
Используемая литература
1. Белух ин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М. - Воронеж, 1996.
2. Блага К. Я - твой ученик, ТЫ - мой учитель. - М.,1991.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогической технике. - М., 1983.
5. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1980
6. Куманев А.А. Раздумья о будущем. - М., 1989.
7. Основы педагогического мастерства / Под ред. Зязюна И.Я. - М., 1989.
8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998.
9. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. -М., 1997.
10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М., 1950.
Учитель математики высшей квалификационной категории
Монахова Светлана Викторовна
Предварительный просмотр:
оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.
Либеральный стиль (плывущий плот) - анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям. Он самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.
Лучший стиль руководства - демократический. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать, не иссякает и в отсутствие руководителя. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив.
Авторитарный стиль обеспечивает кажущуюся эффективность деятельности и создает неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление всех качеств личности. По данным социологов, именно в таких коллективах формируются невротики. У школьников возникает неадекватный уровень притязаний.
4
Выделяют два вида общения:
- Социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.
- Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность.
Выбор соответствующего стиля педагогического общения проходит несколько этапов и включает в себя:
- Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
- Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
- Управление общением в ходе педагогического процесса.
- Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы.
Этап, называемый "коммуникативной атакой", говорит сам за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами само презентации и динамического воздействия.
1
На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение.
И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средства и результата.
В педагогической литературе выделяются следующие стили общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Общая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Он является предпосылкой учебно-воспитательной деятельности. Но нельзя превращать дружественность в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
Общение-диалог. Предполагает сотрудничество на взаимном уважении.
Общение-дистанция. Самый распространенный стиль педагогического общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Здесь существует дистанция во всех сферах общения, которая ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия и не способствует созданию творческой атмосферы.
2
Но дистанция должна существовать и диктоваться логикой процесса, а не волей учителя.
Общение-устрашение. Самая негативная форма общения, чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность. Происходит полное разрушение творческой деятельности.
Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль. Подчеркивает стремление завоевать дешевый ложный авторитет, а это противоречит требованиям педагогической этики.
Авторитарный стиль (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор. Редкая благодарность звучит как команда, иногда как оскорбление. Обнаружив ошибку, учитель высмеивает виновного. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.
Демократический стиль (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Демократичный учитель старается наиболее
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя и ученика как средство развития коммуникативной и языковой компетенций
Учебный материал содержит выступление на районной учительской научно-практической конференции....
Роль семьи в развитие детской одаренности: опыт психолого-педагогической поддержки и социального взаимодействия.
Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играю...
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
теоретический материал по теме "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...
Презентация Взаимодействие учителя и ученика в профильном классе
В презентации отражена технология обучения на основе взаимодействия учителя и ученика старших профильных классов в условиях проектирования качества обучения....
Дидактика современного урока. Урок как средство взаимодействия учителя и ученика
Дидактика современного урока. Урок как средство взаимодействия учителя и ученика...