Взаимодействие учителя и ученика при организации проектно-исследовательской деятельности
статья по информатике и икт
Презентация личного опыта организации проектной деятельности школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления | 21.03 КБ |
Презентация к выступлению | 597.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя и ученика при организации проектно-исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность — это деятельность обучающихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Организация исследовательской деятельности обучающихся позволяет формировать и развивать у них познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, систематизировать, обобщать, углублять знания в определённой области учебного предмета, учит применять их на практике.
В организации проектной деятельности я использую три вида взаимодействия учащегося и преподавателя.
• 1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути её решения;
• 2-й уровень — учитель ставит только проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
• 3-й уровень — и постановку проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляет сам ученик.
Проектная деятельность имеет характер сотрудничества ученика и учителя, а также учеников внутри коллектива (если они выполняют проект вместе).
Учитель — инициатор увлекательных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником детям, он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.
Занимаясь проектной деятельностью с учащимися, педагог может выступать в той или иной роли:
«Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности.
«Специалист»: компетентен во всём.
«Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.
«Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру и управлять им.
«Модератор»: организовывает обсуждение и направляет мысль ученика в правильное русло.
«Координатор»: организовывает сотрудничество.
«Эксперт»: анализирует результаты, оценивает
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом.
Одним из важнейших является этап выбора темы проекта. От этого напрямую зависит успешность всей проектной работы в целом. Своим ученикам я всегда предоставляю возможность выбрать тему самим. Ведь если тема будет интересна ученику, то и работа будет проходить намного результативнее. Если проект исключительно учебный, то я намечаю направление, на которое нужно ориентироваться при выборе темы. Если проект конкурсный, то даю ученику полную свободу выбора, ограничив лишь предметную область. Если я сомневаюсь в предложенной учеником теме, то предлагаю ему аргументировать свой выбор, убедить меня, что тема интересна и актуальна. Тем самым развиваются коммуникативные навыки и умение отстаивать свою точку зрения.
После начинается длительный этап сбора и изучения теоретической информации по теме проекта, на протяжении которого учащиеся периодически делятся результатами своих изысканий. Если необходимо, я могу подсказать, в каком еще направлении стоит изучить теорию, чтобы досконально разобраться в вопросе.
Следующий этап – практический – самый интересный. Тут возможно несколько сценариев развития событий. Либо мы вместе с учеником разрабатываем концепт будущего продукта, как это было в проекте «Разработка конвертера валют», а потом ребенок самостоятельно готовит альфа-версию. Либо учащийся сразу самостоятельно разрабатывает альфа-версию продукта, как это было в проектах «Создание набора программ для разработки игр на Python» и «Создание клавиатурного тренажера с графическим интерфейсом». Затем продукт тестируется, вносятся правки и доработки.
Последний этап – подготовка к защите. Для кого-то это самый сложный элемент, для кого-то наоборот. Учащиеся готовят краткую речь с основными пунктами своего проекта и презентацию. Я выступаю в качестве рецензента при подготовке, а также слушателя и оппонента на предзащите.
Подобный сценарий работы над проектами приносит свои плоды. На всероссийском конкурсе «От школьных проектов к научным открытиям - 2022», организованном ТГПУ им. Л.Н. Толстого, все три проекта, указанных ранее, заняли все призовые места в номинации «Алгоритмические этюды и секреты программирования». Проект «Разработка и изготовление экспериментального автоматического светильника» стал победителем конкурса «Эврика» в номинации «инженерные проекты». Проект «Использование троичной системы для хранения информации» занял второе место в региональном этапе всероссийского «Детского научного конкурса» Фонда Андрея Мельниченко. Также все учащиеся, писавшие со мной проекты в рамках дисциплины «Индивидуальный проект», успешно защитили свои работы на высший балл.
В любом случае, на всех этапах работы над проектом педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
-мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное компетентностей учащихся, с другой.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
Педагогу следует совершенствовать технологию обучения и помнить, что, если позволить ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Три вида взаимодействия учащегося и преподавателя 1 уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути её решения; 2 уровень — учитель ставит только проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования; 3 уровень — и постановку проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляет сам ученик.
Роли учителя при организации проектной деятельности Энтузиаст Специалист Консультант Руководитель Модератор Координатор Эксперт
Первый этап – выбор темы
Второй этап – сбор и изучение теоретической информации
Третий этап - практический
Конвертер валют
Клавиатурный тренажер
Четвертый этап – защита проекта
Деятельность педагога Консультирует Мотивирует Фасилитирует Наблюдает
Роль учащегося на различных этапах работы над проектом Выбирает(принимает решения) Выстраивает систему взаимоотношений с людьми Оценивает
Вывод Педагогу следует совершенствовать технологию обучения и помнить, что, если позволить ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
"Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения"
Обобщение опытом...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
Презентация к мастер-классу по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Презентация педагогического опыта учителем биологии и химии Адамовой С.А....
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ...