Программа детского творческого объединения
материал (технология, 5 класс) по теме
Программа составлена для творческого объединения "Волшебная булавка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dto_volshebnaya_bulavka.docx | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ершичский ДДТ
Принята Утверждаю
педагогическим советом Приказ №
Протокол №
Директор ДДТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«ВОЛШЕБНАЯ БУЛАВКА»
Срок реализации – 2 года
Возраст обучающихся – 8 – 12 лет
Руководитель творческого объединения
Телюкова Надежда Михайловна
с.Ершичи
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях, женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появилось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда. Вышивание булавкой – один из видов декоративно – прикладного творчества, один из старинных и редких видов рукоделия.
Рукоделие является средством эмоционально- эстетического воспитания и развития детей. Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных художниками- дизайнерами и просто народными умельцами, доступно детям младшего и среднего школьного возраста.
Сколько радости получают школьники, когда своими руками изготовят ту или иную поделку, как удивляются и восхищаются, рассматривая образцы педагога и изделия, выполненные народными умельцами! Следует отметить тот факт, что творческое объединение по вышивке булавкой дает большие возможности для расширения кругозора детей.
Кроме практических навыков и умений, получаемых на занятиях в творческом объединении, дети смогут реализовать себя, добиться успеха, принимая участие в районных и областных выставках. Так как группа состоит из детей разного возраста, то ребята еще и учатся общаться друг с другом.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Вышивание булавкой способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук.
Цель программы – формирование у учащихся трудовых навыков,
развитие художественно-творческой активности.
Задачи программы
Обучающие:
знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание детей;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Направленность программы: художественная – прикладная.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 8 - 12 лет
Продолжительность реализации данной программы – 2 года.
Наполняемость группы -----8 детей.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. При составлении расписания учитываются желания детей.
Состав группы может меняться в соответствии с причинами (состояние здоровья, индивидуальные особенности и др. факторы)
Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические – рассказ, беседа, рассказы детей, показ способа действий, так и практические занятия - подготовка и проведение выставок, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, подарки родителям, учителям, бабушкам.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- индивидуальная,
- групповая.
Прогнозируемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
- как организовать рабочее место;
- название материалов, названия и назначение инструментов и принадлежностей, необходимых для работы;
- приёмы и правила безопасной работы на занятиях;
- основы композиции и цветоведения;
- свойства нитей;
- техники закрепления и завершения работы с нитями;
- названия основного вида шва и приёмы их выполнения;
- историю и традиции вышивки;
- способы закрепления нитей;
- правила тех. безопасности при работе с булавкой для вышивания, ножницами;
- движение и направление нити при вышивании
Обучающиеся должны уметь:
- подготавливать своё рабочее место;
- различать материалы, инструменты и принадлежности;
- составлять композиции;
- выполнять основной вид шва;
- ориентироваться описаниями, схемами в журналах и альбомах по вышивке;
- самостоятельно составлять эскизы для творческих композиций и выполнять по ним панно;
- правильно читать схемы рисунка;
- начинать и заканчивать работу без узелков;
- выполнять работу качественно и в срок;
- подбирать нитки в зависимости от рисунка, используя законы цветоведения;
- соблюдать правила техники безопасности.
Учебно – тематический план
1 – й год обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ | 2 | 1 | 1 |
2. | История народного прикладного искусства, история вышивки булавкой. | 4 | 4 | - |
3. | Материалы для вышивания | 4 | 2 | 2 |
4. | Знакомство с основными приемами вышивки булавкой. | 10 | 4 | 6 |
5. | Работа со схемами | 8 | 2 | 6 |
6. | Вышивание изделий: «Цыпленок», «Боровичок» | 12 | 2 | 10 |
7. | Вышивка картины «Снеговик» | 6 | 1 | 5 |
8. | Вышивание салфетки «Подарок маме» | 6 | 1 | 5 |
9. | Вышивание панно «Веточка» | 6 | 1 | 5 |
10. | Художественный образ вышивания | 6 | 1 | 5 |
11. | Творческая работа – вышивка картин булавкой на произвольную тему | 6 | 1 | 5 |
12. | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
Итого | 72 |
Содержание программы
1.Вводное занятие (2ч.)
Цели и задачи работы творческого объединения. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места. Правильное положение рук, головы и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Правила поведения.
2. История народного прикладного искусства. История возникновения и развития вышивки булавкой (4ч.)
История развития декоративно-прикладного творчества. История возникновения и развития вышивки. Типы вышивки. Узоры в русской вышивке.
История развития вышивки булавкой. Просмотр презентации «Вышивка булавкой». Работа с книгами и фотографиями по вышивке. Демонстрация изделий.
3. Материалы для вышивания (4ч.)
Инструменты, материалы и принадлежности необходимые для работы (булавки, нитки, рамки).
Виды рамок для работы. Подготовка рамок к работе. Правила создания рамки. Демонстрация приёмов и техники работы.
Работа с готовыми рисунками. Переводные рисунки. Подготовка эскизов картин. Материалы для вышивания: нитки, схемы. Выбор ниток по ширине, толщине и особенности работы с ними.
Знакомство с правилами обращения с булавкой. Организация рабочего места. Загадки о булавке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины.
Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия педагогом. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.
4. Знакомство с основными приемами вышивки (10ч.)Знакомство с рамками для вышивания. Натягивание основы. Знакомить с правилами работы с рамками. Правила закрепления нити на основе рамки.
Особенности закрепления нитки при вышивке булавкой. Упражнение во вдевании нитки в булавку, завязывании узелка. Основной шов “крестик”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не втыкали булавку в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество булавок. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Упражнять в завязывании разрезании петли, работая парами.
5. Работа со схемами (8ч.)
Выбор схемы для вышивания ,чтение схем.
Вышивка по выбранным схемам. Определение центра основы. Причины неаккуратного выполнения вышивки.
Оформление готовых работ. Выбор материалов для оформления.
6. Вышивание изделий (30ч.)
Вышивание панно «Цыплёнок», «Боровичок» по схемам. Начало работы. Работа со схемой. Толщина нити.
Оформление готовых работ. Выбор материалов для оформления.
Вышивание картины «Снеговик». Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.
Вышивание салфетки «Подарок маме». Упражнять в действии – шов “крестик”. Предоставить возможность каждому обучающемуся выбрать рисунок и нитки самостоятельно.
Вышивание салфетки «Подарок маме». Упражнять в действии – шов «крестик». Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку. Индивидуальный темп деятельности.
Завершение вышивания салфетки «Подарок маме». Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.
Практическая работа «Веточка». Оформление работы в рамку. Правила оформления работы.
5. Художественный образ вышивания (6ч.)
Понятие художественного образа в вышивке.
Цветоведение. Свойства цвета: тон, цветовой оттенок, насыщенность.
Разработка эскизов для выполнения композиции из цветов и насекомых. Подбор ниток по эскизу. Оформление работы в рамку.
7. Применение изученных приёмов вышивки булавкой для оформления изделий в быту (6 ч.).
Применение вышивки в быту для украшения дома.
Обзор предметов быта, украшенных композициями, выполненными в технике вышивки булавкой. Разработка эскизов для выполнения вышивки «Корзина». Выбор лучшего варианта. Повторение приёмов работы. Подбор ниток и рамок. Выполнение практической работы «Корзина». Оформление работы
9. Итоговое занятие (2ч.).
Оформление и организация выставки творческих работ учащихся кружка «Вышивка булавкой». Обсуждение результатов выставки. Просмотр презентации «Искусство творить». Подведение итогов работы за год.
2 –й год обучения
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ | 2 | 2 | |
2. | История вышивки булавкой (презентация). | 2 | 2 | - |
3. | Материалы для вышивания. Разработка эскизов для выполнения вышивки. | 4 | 1 | 3 |
4. | Закрепление и отработка основных приёмов работы. Зарисовка последовательности выполнения швов: простой крест, двойной крест. | 4 | 2 | 2 |
5. | Работа со схемами | 6 | 1 | 5 |
6. | Вышивание изделий: «Калейдоскоп», «Восточный колорит», «Зимняя ночь», «Елочка» | 24 | 3 | 21 |
7. | Вышивание салфетки с бахромой, в подарок к 8 марта | 6 | 1 | 5 |
8. | Художественный образ вышивания | 8 | 1 | 7 |
9. | Применение изученных приёмов вышивки булавкой для оформления изделий в быту. | 8 | 1 | 7 |
10. | Итоговая творческая композиция | 6 | 1 | 5 |
11. | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
Итого | 72 |
Содержание программы
1.Вводное занятие (2ч.)
Цели и задачи работы творческого объединения. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Правила поведения.
2. История народного прикладного искусства. История возникновения и развития вышивки булавкой (2ч.)
История развития декоративно-прикладного творчества. История возникновения и развития вышивки. Типы вышивки. Узоры в русской вышивке. Презентация «Изделия вышитые булавкой»
3. Материалы для вышивания (4ч.)
Инструменты, материалы и принадлежности необходимые для работы (булавки, нитки, рамки). Виды рамок для работы. Подготовка рамок к работе. Подготовка эскизов картин. Материалы для вышивания: нитки, схемы. Выбор ниток по ширине, толщине и особенности работы с ними.
Правила работы с ножницами – закрепление.
4. Знакомство с основными приемами вышивки ( 4ч.)
Закрепление и отработка основных приёмов работы. Зарисовка последовательности выполнения швов: простой крест, двойной крест.
Освоение приемов выполнения двойного креста.
Натягивание основы на рамки.
5. Работа со схемами (6ч.)
Выбор схемы для вышивания, чтение схем. Составление новых схем
Вышивка по выбранным схемам. Определение центра основы. Оформление готовых работ. Выбор материалов для оформления.
6. Вышивание изделий (24ч.)
Вышивание панно «Калейдоскоп», «Зимняя ночь» по схемам. Начало работы. Работа со схемой. Оформление готовых работ. Выбор материалов для оформления.
Вышивание картины «Восточный колорит». Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.
Вышивание салфетки «Елочка». Упражнять в действии – шов “крестик”. Предоставить возможность каждому обучающемуся выбрать рисунок и нитки самостоятельно.
Вышивание салфетки в подарок к 8 марта. Упражнять в действии – шов «крестик». Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку. Индивидуальный темп деятельности.
Вышивание салфетки с бахромой. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.
5. Художественный образ вышивания (8ч.)
Цветоведение. Свойства цвета: тон, цветовой оттенок, насыщенность. Шов «крестик», используемый как «настил», приёмы выполнения, изучение приёмов работы. Разработка эскизов для выполнения вышивки «Букет», выбор лучшего варианта. Подбор ниток и рамок. Практическая работа «Букет». Оформление работы.
7. Применение изученных приёмов вышивки булавкой для оформления изделий в быту (8 ч.).
Применение вышивки в быту для украшения дома.
Обзор предметов быта, украшенных композициями, выполненными в технике вышивки булавкой. Разработка эскизов для выполнения вышивки «Корзина». Выбор лучшего варианта. Повторение приёмов работы. Подбор ниток и рамок. Выполнение практической работы «Корзина». Оформление работы.
8. Итоговая творческая композиция (6ч.).
Повторение материала по цветоведению. Особенности приёмов выполнения шва «крестик», назначение шва. Основные направления работы на стадии замысла и при завершении композиции. Варианты оформления работы.
Подготовительные наброски по замыслу автора и разработка эскизов для выполнения творческой работы в технике вышивки булавкой. Подбор ниток, рамок и повторение приёмов работы. Выполнение практической творческой работы по замыслу автора. Оформление композиции вышивки.
9. Итоговое занятие (2ч.).
Оформление и организация выставки творческих работ учащихся кружка «Вышивка булавкой». Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов работы за год.
Список литературы:
1. Баришова М.- Узоры вышивки крестом- Праца. Издательство РПД Братислава,1984.
2. Будур Н.-Полная энциклопедия женских рукоделий – Москва.Олма-Пресс 1999.
3."Вышивка для души" - журнал.
4."Вышитые картины" - журнал.4. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Выща школа –1989.
5. Глинская Е.- Азбука вышивания-Издательство Мехнат Ташкент 1994 .
6. Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.
7. Максимова М.- Вышивка .Первые шаги.- Москва. ЗАО издательство Эксмо.1997.
8. Попова С.- Дамское рукоделие- ТОО ПК Инжиниринг, Лтд. Нижний Новгород. 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа Детского творческого объединения "Подарочек"
Программа кружка "Холодный форфор" разработана на 1 год...
программа детского творческого объединения ТЕРЕМОК
пояснительная записка; цели; задачи; учебно-тематическое планирование; список литературы; список литературы для детей...
Программа детского творческого объединения "Волшебный мир красок"
Программа «Волшебный мир красок» разработана и адаптирована в условиях нашего района, утверждена и лицензирована Департаментом образования города Салехард. В программу входят разделы...
Рабочая программа детского творческого объединения "Волшебное вязание" на 2014-2015 учебный год
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.ЛипецкаСогласовано на заседании...
рабочая программа детского творческого объединения "Глиняная игрушка" на 2014-2015 год
Обучение детей по данной программе углубляет эстетические, трудовые и политехнические знания воспитанников, способствует осознанию ценностей народной культуры своего Отечества, их сохранению и развити...
Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса"
Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса". Цель работы ДТО - выпуск широкоформатной школьной газеты....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) детского творческого объединения «Экодизайн»
Программа детского творческого объединения "Экодизайн"...