Программа кружка декоративно – прикладного творчества «Мастерица» Возраст детей 2-5 классы Срок реализации 1 год
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Декоративно-прикладное творчество составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эстетизацией среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание технологического и художественного начал, традиций и современности.
Программа по обучению школьников декоративно-прикладному искусству состоит из модулей: «Бисероплетение», «Модульное оригами» и «Аппликация на ткани» позволяет использовать в едином приеме теорию и практику. Что в свою очередь создает благоприятные условия для развития у обучаемых творческих способностей и склонностей, приобщает их к трудовому и эстетическому воспитанию, к созданию оригинальных и красивых изделий, помогает профессионально самоопределиться.
Цель изучения основ декоративно-прикладного искусства – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_masterica.doc | 810.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное Государственное Казенное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №162
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО ФГОУ СОШ № 162 Заместитель директора
«____»______________20 11 по воспитательной части
____________ Ю. Калюжина
« ____» ____________ 2011
Программа кружка
декоративно – прикладного творчества «Мастерица»
Возраст детей 2-5 классы
Срок реализации 1 год
Учитель технологии
второй категории
ФГКОУ СОШ № 162
Г. Зубарева
Хабаровск – 47, 2011
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………………………………………………………….. 2
- Учебно-тематический план……………………………………………………………………….. 5
- Содержание изучаемого курса…………………………………………………………………… 9
- Методические рекомендации …………………………………………………………………… 11
- Результаты реализации программы ……………………………………………………………. 12
- Список литературы………………………………………………………………………………. 13
1.Пояснительная записка
Актуальность методической разработки.
В законе об образовании определено, что цели школы состоят в предоставлении учащимся оптимальных условий для самовыражения их как личностей, для развития их способностей, умения адаптироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, готовности осознавать и осмысливать возникающие проблемы, стремления к активному самовыражению в соответствии со своими склонностями в рамках не расходящимися с интересами социума.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда».
Декоративно-прикладное творчество составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эстетизацией среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание технологического и художественного начал, традиций и современности.
Программа по обучению школьников декоративно-прикладному искусству состоит из модулей: «Бисероплетение», «Модульное оригами» и «Аппликация на ткани» позволяет использовать в едином приеме теорию и практику. Что в свою очередь создает благоприятные условия для развития у обучаемых творческих способностей и склонностей, приобщает их к трудовому и эстетическому воспитанию, к созданию оригинальных и красивых изделий, помогает профессионально самоопределиться.
Цель изучения основ декоративно-прикладного искусства – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.
Программа рассчитана на 68 занятий, по 60 – 70 минут каждое и предполагает обучение как девочек, так и мальчиков со 2 по 5 класс.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки ткани.
Структура курса состоит из лекционных занятий по истории декоративно-прикладного искусства; особенностям народных традиций и художественной обработки ткани; практическим занятиям по основам бисероплетения; модульного оригами; аппликации из ткани; самостоятельных творческих работ учащихся по моделированию, конструированию и проектированию творческих работ и высокохудожественных бытовых изделий.
На занятиях учащиеся получают первоначальные сведения о роли эстетики в жизни людей, об основах художественной обработки материалов и традиционных видах декоративно-прикладного творчества; обсуждают требования, предъявляемые к декоративно- художественным изделиям, получают сведения о ремеслах, распространенных в данной местности.
Цель курса: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников.
Задачи курса:
Обучающие:
- освоение теории и практики бисероплетения, искусства модульного оригами из
бумаги; технология обработки ткани.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий.
- обучение различным приемам работы с бумагой и тканью;
- применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами, бисероплетение и аппликация на ткани.
Развивающие:
- развитие индивидуальных и творческих способностей;
- воспитание уважения к народным традициям;
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса и фантазии детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к искусству оригами, бисероплетение, аппликация на ткани.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры. А так же различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа оп образцу; практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Программа обучения расчитана на детей 9 — 14 лет, наполняемость группы — 10-15 человек, поскольку придется много работать индивидуально. Занятия проводятся два раза в неделю по 1,5 часа (всего 68 часов).
Учащиеся должны знать:
- роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
- основные сведения об истории бисероплетении, оригами и аппликации;
- традиции и новейшие технологии обработки различных материалов ( ткани, бумаги);
- основы композиции, цветоведение.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять разработку несложных схем;
- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
- выполнять изделие по эскизу и разбираться в различных техниках бисероплетения, оригами, аппликации на ткани;
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работу с бумагой, тканью, бисером.
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусством оригами.
- овладеют навыками культуры труда.
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы определения результативности: высокие оценки за участие в творческих выставках, фестивалях, конкурсах на различных уровнях (школьном, районном, краевом и всероссийском).
Принципы лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д.Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ и выступает в роли помощника - консультант).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы подведения итогов реализации программы: выставки, фестивали, конкурсы и т. д.
Таким образом, программа представляет уникальную возможность: соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментами, оборудованием, ценить красоту.
«Приобретая новое умение, ребенок делает шаг вперед в развитии многих своих способностей. Поставьте перед ним конкретную цель – и в процессе продвижения к ней разовьются все качества и все силы, необходимые для ее осуществления.
Итак, любой труд, - говорил П.П. Блонский, - в том числе и ручной, если он ведет к овладению новым умением, необходим школьнику не только для того, чтобы он приобрел нужные в жизни практические навыки, но и для того, чтобы усовершенствовать свой ум».
2.Учебно – тематический план проведения занятий кружка «Мастерица» с обучающимися 2- 5 классов
№п/п | Тема занятия | Теория | Практика | Материалы, оборудование | Межпредметные связи | Кол-во часов |
1. | 1 модуль - БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ Вводное | Правила т/б поведения в школьных мастерских при работе с колющими и режущими инструментами. Беседа о видах ремесел, знакомство с декоративных предметами интерьера и одежды изучение; исторических сведений. Родословная стеклянной бусинки | Изучение видов декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества. Ознакомление с изделиями, выполненными в различных техниках декора. | Инструкции по технике безопасности. Книги и журналы по рукоделию. Ножницы, иглы, проволока, бисер, бумага, ткань, шаблоны, станок для бисероплетения. | История литература. | (32) 1 |
2. | Основы художественного ремесла. | Основы плетения бисером. Материалы и инструменты, используемые для плетения бисером. | Книги и журналы по рукоделию. Ножницы, иглы, проволока, бисер, бумага, ткань, шаблоны, станок для бисероплетения. | История литература. | 1 | |
3. | Подготовка к работе. Технология плетения бисером. | Виды и способы низания. Композиция | Основные приемы низания бисера. | Бисер, проволока, ножницы. | ИЗО. | 2 |
4. | Игольчатое плетение. Выбор цвета и материалов. | Изготовление веточки барбариса в технике Игольчатого плетения. | Бисер, проволока, ножницы. | Математика. | 2 | |
5. | Объемные браслеты и панно. | Назначение игольчатого плетения. | Изготовление ягод, листьев. Сборка веточки. | Бисер, проволока, ножницы. | Математика, ИЗО. | 3 |
6. | Круговая (французская) техника плетения. | Технология выполнения круговой (французской) техники плетения из бисера. | Изготовление веточки мака в технике кругового плетения. Изготовление лепестков, листьев, тычинок. | Бисер, проволока, ножницы. | Математика. | 3 |
7. | Остроконечные лепестки и листья в технике кругового плетения. | Технология выполнения круговой (французской) техники плетения из бисера. | Сборка цветов и веточки. Оформление композиции в панно. | Бисер, проволока, ножницы. | Математика. | 3 |
8. | Виды низание сеток на леске. | Технология низания различных сеток | Изготовление сувенирного пасхального яйца «Весна» в технике «сетка». | Бисер, игла, леска, ножницы | Математика. | 3 |
9. | Низание сетки «мозаика». | Технология низания сетки «мозаика». | Изготовление основы для пасхального яйца с бантом. | Бисер, игла, леска, ножницы | Математика.. | 3 |
11. | Плетение бисером на проволоке. | Технология параллельного плетения на проволоке. Материалы и инструменты. | Изготовление цветов. Серединка. Сборка цветка и листьев. | Бисер, игла, проволока, ножницы. | Математика. | 3 |
12. | Параллельное плетение на проволоке. | Технология параллельного плетения на проволоке. | Изготовление лепестков листьев ромашки и маргаритки. | Бисер, игла, проволока, ножницы. | Математика. | 2 |
15. | Параллельное и игольчатое плетение на проволоке. | Чтение схем плетения различных цветов. | Изготовление цветов хиондоксы и смолевки. | Бисер, игла, проволока, ножницы. | Математика. | 3 |
17. | Объемные фигуры насекомых и животных из бисера. | Низание, ткачество, вышивка. Виды изделий. | Изготовление различных насекомых. | Изделия, изготовленные в разных видах техник. Бисер, игла, леска, ножницы. | Математика. | 3 |
18. | Оформление творческих работ. | Композиция, цветоведение. | Оформление творческих работ. | Изделия, изготовленные в разных видах техник. | ИЗО | 4 |
19. | 2 модуль – АППЛИКАЦИЯ. Вводное занятие. Аппликация как вид декоративной вышивки. | Правила т/б при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ. Организация рабочего места. Назначение аппликации в отделке и ремонте одежды, декорировании интерьера жилища. | Выполнение простых видов ручных швов. | Иллюстрации журналов по рукоделию. Изделия, изготовленные в технике «аппликация на ткани». | История. | (14) 1 |
20. | Виды аппликации. Основные приемы работы. | Изучение видов декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества. Виды материалов и инструментов. Шаблоны. | Выполнение изделий по желанию учащихся: символ будущего года, различные сувениры, предметы декора интерьера. | Изделия, изготовленные в разных видах техник. Иголки, булавки, ножницы, нитки. картон, мм. бумага, калька, циркуль. | История. | 2 |
21. | Значение цвета в традиции вышивки. | Композиция, цветоведение. | Запись видов изделий и зарисовка эскизов. Выполнение эскиза изделия по желанию учащегося. | Изделия, изготовленные в разных видах техник. Ткань, ножницы, электрическийутюг, карандаш. | ИЗО | 2 |
22. | Технология выполнения аппликации. | Понятие «выкройка». Подготовка к раскрою. | Раскрой элементов аппликации, вырезание по шаблонам. | Изделия, изготовленные в разных видах техник. Ткань, ножницы, электрическийутюг, карандаш. Картон. | Экономика, математика. | 2 |
23. | Последовательность сборки. Сборка блока и объединение блоков аппликации в единую композицию | Правила раскроя элементов изделия. Работа с выкройками, шаблонами. Соединение деталей с основой. | Изготовление панно «Пионы», «Груши», «Подсолнухи», «Царство бабочек», «Осина». | Изделия, изготовленные в разных видах техник. Ткань, ножницы, электрическийутюг, карандаш, шаблон. | Экономика, математика | 2 |
24. | Декорирование швов соединения деталей с основой аппликации. | Декоративные строчки и их назначение. Виды строчек. | Вышивание деталей. Украшение бисером. | Образцы ручных строчек. Изделия, изготовленные в разных видах техник. | ИЗО | 2 |
25. | Последовательность изготовление рамки панно. | Завершение картины. | Раскрой косой бейки для рамки панно. Изготовление рамки из ткани. | 2 | ||
26. | Художественное оформление готового изделия. | Контроль качества готового изделия, виды художественного оформления. | Окончательное декорирование, оформление готовых картин и панно. | Изделия, изготовленные в разных видах техник. | ИЗО | 1 |
27. | 3 модуль – МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ. Вводное занятие. | Техника безопасной работы. История развития оригами. | Организация рабочего места. | Изделия, изготовленные в разных видах техник. Инструкции по Т/Б. Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. | История. | (22) 1 |
28 | Азбука оригами. Подготовка к творчеству. | Материалы и инструменты. Выбор бумаги. Размер бумаги для модулей. Инструменты и дополнительные материалы. | Подготовка бумаги для модулей оригами. | Изделия, изготовленные в разных видах техник. Инструкции по Т/Б. Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. | Математика, экономика. | 1 |
29. | Технология модульного оригами из бумаги. | Модули оригами. Виды базовых форм. | Выполнение базовых форм ориками. | Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. | Математика, экономика. | 3 |
30. | Треугольный модуль. История кусудамы. | Модуль кусудамы. «Супершар». Назначение кусудамы. Модуль «Трилистник». | Изготовление модуля кусудамы. Изготовление модуля «Трилистник». | Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. | История, математика. | 3 |
31. | Технология изготовления объемных изделий из модулей. | Варианты птиц: лебедя, павлина, жар- птицы из модулей. Цветоведение. | Изготовление из модулей мини – радужного лебедя. Лебедь со спинкой и длинным хвостом. | Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. | ИЗО. Математика. | 2 |
32. | Технология изготовления насекомых из модулей. | Варианты бабочек, стрекоз из модулей. | Изготовление из модулей различных по форме бабочек и стрекоз. | Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. | Математика, ИЗО. | 2 |
33. | Технология изготовления из модулей цветов. | Варианты цветов: тюльпанов, нарциссов, подснежников, кактуса и вазы оригами. | Изготовление из модулей различных цветов. | Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. | Математика, ИЗО. | 3 |
34. | Технология изготовления из модулей пасхального яйца. | Варианты пасхального яйца. | Изготовления из модулей пасхального яйца. | Журналы, схемы и буклеты по рукоделию. Ножницы, бумага, линейка. | Математика, ИЗО. | 4 |
35. | Участие в творческих выставках. Оформление творческие работ. | Оформление творческие работ. | Оформление творческие работ. | Изделия, изготовленные в разных видах техник. | 1 |
3. Содержание программы кружка «Мастерица» (декоративно – прикладное творчество) (68 занятий)
1 модуль - бисероплетение (32 занятия) 1.Вводное (1 занятие).
Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в школьных мастерских, санитарно-гигиенических требований. Содержание и задачи курса. Виды художественных промыслов России. История декоративно – прикладного творчества. Основы художественного ремесла. Основы плетения бисером. Родословная стеклянной бусинки. Материалы и инструменты, используемые для плетения бисером. Подготовка к работе. Основные приемы низания бисера. Виды и способы низания. Технология плетения бисером
2. Игольчатое плетение (3 занятия).
Композиция. Выбор цвета и материалов. Объемные браслеты и панно.
Назначение игольчатого плетения. Изготовление веточки барбариса. Изготовление ягод, листьев. Сборка веточки. Оформление картины.
3. Круговая (французская) техника плетения (3 занятия).
Остроконечные лепестки и листья. Изготовление веточки мака в технике кругового плетения. Изготовление лепестков, листьев, тычинок. Сборка цветов и веточки. Оформление композиции в панно.
4.Низание сеток (3 занятия).
Изготовление сувенирного пасхального яйца «Весна» в технике «сетка». Основа для пасхального яйца с бантом.
5.Низание крестиками (квадратиками) (3 занятия).
Применение метода для изготовления салфетки «Шахматная доска». Изготовление рамки для фотографии в технике «крестики».
6.Параллельное плетение бисером на проволоке (3 занятия).
Материалы и инструменты. Изготовление цветов. Изготовление лепестков листьев ромашки и маргаритки. Серединка. Сборка цветка и листьев. Оформление цветов в букет и картины.
7.Изготовление лепестков и листьев колокольчика, примулы, георгина (3 занятия).
Лепестки. Листья. Серединка. Сборка цветов и листьев. Окончательное оформление цветов в букет для панно.
8.Изготовление цветов лютика, незабудки, василька (3 занятия.)
Изготовление лепестков и листьев лютика, незабудки. Серединка. Сборка цветка и листьев. Оформление цветов в букет и картины.
9.Изготовление цветов хиондоксы и смолевки (3 занятия).
Изготовление лепестков и листьев хиондоксы и смолевки Серединка. Сборка цветка и листьев. Оформление цветов в букет и картины.
10.Изготовление цветов «Анютины глазки», нарцисса (3 занятия.)
Изготовление лепестков и листьев Анютиных глазок». Серединка. Сборка цветка и листьев. Оформление цветов в букет и картины.
11.Изготовление различного вида бабочек, стрекоз (4 занятия)
Изготовление крыльев, туловища, усиков. Сборка бабочек и стрекоз.
2 модуль – аппликация (14 занятий)
1.1.Вводное занятие (1занятие).
Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в школьных мастерских, санитарно-гигиенических требований. Аппликация как вид декоративной вышивки. Назначение аппликации в отделке и ремонте одежды, декорировании интерьера жилища. Виды аппликации. Основные приемы работы. Значение цвета в традиции вышивки.
2.Технология выполнения работ в технике «аппликация».
2.1.Последовательность изготовления аппликации (2 занятия).
Материалы и инструменты. Подбор цветовых сочетаний. Изготовление панно методом аппликации. Пейзажи из ткани. Выбор картины, подбор материала и инструмента. Перевод рисунка на ткань. Виды окантовки готовых изделий.
2.2.Подготовка деталей клеевой аппликации (2 занятия).
Перевод выкройки на клеевую основу. Раскрой деталей. Соединение деталей аппликации с клеевой основой и тканью с помощью утюга.
2.3.Последовательность сборки (2 занятия.)
Сборка блока и объединение блоков аппликации в единую композицию.
2.4.Декорирование швов соединения деталей с основой аппликации (2 занятия) .
Виды строчек. Художественные строчки и их назначение. Декоративные строчки и их назначение. Вышивание деталей. Украшение бисером.
2.5. Последовательность изготовление рамки панно (2 занятия).
Раскрой косой бейки для рамки панно. Изготовление рамки. Выполнение окантовки или вставить в рамку. Завершение картины.
3. Изготовление панно «Пионы», «Груши», «Подсолнухи», «Царство бабочек», «Осина» (3 занятия).
4.Окончательное декорирование, оформление готовых картин и панно.
3модуль – модульное оригами (22 занятия)
3.1.Вводное занятие. Техника безопасной работы. История развития оригами (1занятие).
3.2.Азбука оригами. Подготовка к творчеству. Материалы и инструменты. Выбор бумаги. Размер бумаги для модулей. Инструменты и дополнительные материалы. (1занятие).
3.3.Технология модульного оригами из бумаги. Модули оригами. Виды базовых форм. (1занятие).
3.4.Треугольный модуль. Модуль кусудамы «Супершар». (1занятие).
3.5.Модуль «Трилистник». (1занятие).
3.6.Технология изготовления изделий из модулей. Варианты лебедя. Радужный лебедь. (2 занятия).
3.7.Изготовление из модулей мини – лебедя. Лебедь со спинкой и длинным хвостом. (2 занятия).
3.8.Изготовление из модулей различных по форме бабочек и стрекоз. (2 занятия).
3.9.Изготовление из модулей жар-птицы. (2 занятия).
3.10.Изготовление из модулей павлина. (2 занятия).
3.11.Изготовление из модулей цветов (тюльпанов, нарциссов, подснежников, кактуса и вазы оригами). (3 занятия).
3.12.Изготовление из модулей пасхального яйца. (2 занятия).
3.13.Оформление творческие работ для выставки. (2 занятия).
4. Методические рекомендации
Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития ребёнка.
Знакомство детей с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, формируют нравственные чувства, мировоззрение, уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, утверждающих, что ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображении. В декоративно-прикладном искусстве всё основано на великолепнейших приёмах и профессиональных навыках, выработанных на протяжении многих поколений и ставших от этого столь совершенными, что они позволяют достигать большей художественной выразительности простыми и лаконичными средствами.
Сегодня важно учить школьников культуре труда, питания, поведения, учить шить одежду, вязать, вышивать, экономно вести домашнее хозяйство. Ведь любой человек хочет красиво выглядеть, хорошо одеваться, вкусно питаться. Поэтому в настоящее время перед школой встала реальная задача – подготовить молодое поколение к жизни и труду в новых условиях. И всё это невозможно без такой организации учебного процесса, при котором учащиеся развивают своё мышление, интересы, склонности, реализуют потребность в общении, как со сверстниками, так и со старшими, учатся понимать себя и окружающих людей, работать коллективно. Большие перспективы для решения этих задач заложены на занятиях кружка. Из школы должна выходить молодёжь психологически и практически подготовленная к труду в системе рыночных отношений, ясно сознающая, что успех в жизни прямо зависит от объёма и качества приобретённых в школьные годы знаний и умений, трудолюбия и инициативы.
Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:
- Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
- Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
- Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
- Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
- Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
- Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
Основополагающим для реализации программы кружка «Мастерица» является стремление к развитию творческого характера трудового обучения, позволяющему максимально самореализоваться каждому школьнику.
Для того, чтобы заинтересовать детей в работе рекомендуется на практических занятиях детям предлагать выполнять разные изделия, чередуя виды техник декорирования. Практика показывает, что учащимся это нравится, ведь творческая работа, над которой они трудятся, больше нет ни у кого.
Среди многообразных видов декоративно-прикладного творчества наиболее доступными для восприятия и изготовления являются: аппликация, бисероплетение, оригами – древнейшие способы художественного оформления изделий из бумаги, ткани. Для выполнения работ в этих техниках от учащихся требуется достаточно высокий уровень технических и изобразительных умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.
Создание красивых вещей – процесс творческий. А творчество основывается на мастерстве, а мастерство оттачивается на занятиях . Важно только вовремя их научить, помочь раскрыть свои способности, поверить в себя.
Обобщая выше сказанное, следует отметить, что реализация программы «Мастерица» благотворно влияет на развитие творческих достижений учащихся, устойчивого интереса к декоративно - прикладному искусству, расширяет кругозор, знакомит с творческим наследием и воспитывает нравственно – эстетические качества личности, Учитывая результативность, принимающих участие в различных конкурсах творческих работ, считаю, что данная программа благотворно влияет на подрастающее поколение.
5.Результаты реализации программы: участие в выставках, конкурсах, фестивалях творческих работ.
6.Список литературы
Пособия для учителей:
- Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа. // Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции Смоленск, 1996
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
- Технология Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007
- Сасова И.А., Марченко А, В. Технология 5-8 классы. Программа. М.: Вентана-Граф 200
- Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды.М.: Просвещение 1990.
- Школа и производств. Научно-методический журнал. № 6 2001, №3 2003, №2 2004
Пособия по рукоделью:
- Л.Базулина, И.Новикова Бисер.М.: Аст – пресс 200
- Джин Уэллс. Пейзажи из ткани. Изысканная аппликация. М.: Мой мир 2007
- Донателла Чиотти. Бисер. Ниола 21-й век 2008
- Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла. М.: Аст- пресс 1999
- Маббс Л, Лоуз В. Оригами из ткани. Идеи для стильного интерьера.
- Контэнт 2008
- Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики Эксим – пресс 1998
- Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами.М. : Аст- пресс 2010
- Турченко И. Стильный текстиль для дома. М.: Эксмо 2008-
- Журнал по рукоделию. Лена – рукоделие . 2006-2007 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Тропинка» Возраст детей: 10-12 лет Срок реализации 2 года
Дополнительная образовательная программа «Тропинка» относится к эколого-биологической направленности. Составлена на основе учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабо...
Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...
Программа для детей с общим недоразвитием речи «Говорим красиво» (возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)
Программа включает содержание методического пособия «Развитие речемыслительных способностей детей с ОНР на логопедических занятиях, как одно из условийформирования предпосылок к учебной деятельн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАРМОНИЯ» Возраст детей 8 – 17 лет Срок реализации 5 лет
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.В России уделяется большое внимание духовному, нравс...
Дополнительная общеобразовательная программа "Начальное авиамоделирование" Техническая направленность Возраст детей: с 7 лет Срок реализации программы: 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Начальное авиамоделирование – первая ступень овладения авиационнойтехникой, увлекательное и серьезное занятие, способствующее раскрытию и развитию творческих способнос...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский и бальный танец» (возраст детей: 4-6 лет, срок реализации: 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский и бальный танец» (возраст детей: 4-6 лет, срок реализации: 1 год)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Военно–патриотической направленности «Витязь» Базовый уровень Возраст детей: 9-15 лет Срок реализации программы: 1 год
Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания ...