Программа для детей с общим недоразвитием речи «Говорим красиво» (возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)
рабочая программа на тему
Программа включает содержание методического пособия «Развитие речемыслительных способностей детей с ОНР на логопедических занятиях, как одно из условий
формирования предпосылок к учебной деятельности» получившего рецензию и рекомендацию к внедрению в ДОО кандидата педагогических наук МКУ «Центра развития образования» Селиной Т.М (приложение 7). Работа отмечена Большой золотой медалью на Международной образовательной выставке «Учсиб-2014» в конкурсе «Золотая медаль» ITE Сибирская ярмарка» ((приложение 10).
Программа рассчитана на два года обучения. Программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет имеющих следующие речевые заключения:
§ общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития (далее ОНР);
§ общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития (далее ОНР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_krasivaya_rech.doc | 741.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Бердска
детский сад комбинированного вида №7 «Семицветик»
Принято на заседание педагогического совета ___________ № протокола _______ | УТРВЕРЖДАЮ Заведующая МАДОУ №7 ______________Личманюк Е.И. Приказ №________ от __________ |
Программа для детей с общим недоразвитием речи «Говорим красиво»
(возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)
Составитель: Салтовская Э.П.
учитель-логопед
I квалификационной категории
Бердск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка……………………………………………………….
1.1.Актуальность………………………………………………………………3
1.2.Цели и задачи реализации программы …………………………………12
1.3.Режим занятий…………………………………………………………... 13
1.4.Планируемые результаты и способы преодоления нарушений речи....13
1.5. Формы проведения итогов………………………………………………18
II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………..19
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Календарное планирование в старшей группе ………………………...24
3.2.Календарное планирование в подготовительной к школе группе ..…..27
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4.1.Конспекты фрагментов ООД……………….............................................31
4.2.Диагностические карты……………………………………………...… 38
4.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
и воспитания………………………………………………………………. 57
4.4.План работы учителя-логопеда с родителями………………………… 58
4.5. Условия реализации программы………………………………………..59
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки программы
В условиях современной действительности развитие речи становится всё более актуальной проблемой. Это обусловлено ростом год от года числа детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного генеза, которые часто приводят к тяжелым речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте, затрудняют процесс формирования предпосылок к учебной деятельности и социальной адаптации в обществе.
Растёт количество детей, для которых русский язык является не родным. Это обуславливает необходимость специальной психолого-педагогической поддержки, как детей, так и родителей.
Большое количество детей с нарушениями речи является показателем того, что учителям-логопедам необходимо менять методы и подходы к коррекции, обучению и подготовке к школе.
Однако существующее программно-методическое обеспечение системы коррекции и подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста разработано недостаточно. Комплексных программ дошкольного возраста разработано недостаточно. Чаще всего они ориентированы на примерно одинаковый уровень развития детей и имеющих одинаковое нарушение. Учителям-логопедам приходится самостоятельно адоптировать и комбинировать различные разделы общеобразовательных и коррекционных программ.
Вопросу развития речи детей с общим недоразвитием речи уделяют внимание многие исследователи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.А. Ткаченко, Л.В. Лопатина, и др.). Однако всё содержание и методологические аспекты данных программ необходимо адоптировать к занятиям, с детьми обучающимся в разноуровневой группе.
Решение данной проблемы возможно через разработку и внедрение в практику образования программы, интегрирующей содержание общеразвивающей и коррекционной программы.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет имеющих следующие речевые заключения:
- общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития (далее ОНР);
- общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития (далее ОНР).
Общая характеристика речи детей с ОНР,
второго уровня речевого развития (по Р. Е. Левиной)[1]
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Состояние речи детей данной категории характеризуется следующими особенностями:
1. Активный словарь детей расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых прилагательных (преимущественно качественных) и наречий. В результате коррекционной логопедической работы дети начинают употреблять личные местоимения, изредка предлоги и союзы в элементарных значениях.
Пояснение. Слова иногда сопровождаются жестом (слово чулок — нога и жест надевания чулка, режет хлеб — хлеб, ножик и жест резания). Нередко нужное слово заменяется названием сходного предмета с добавлением частицы не (помидор — яблоко не).
В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными.
2. Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы могут не согласовываться с существительными в числе и роде.
Употребление существительных в косвенных падежах носит случайный характер. Фраза, как правило, бывает аграмматичной (играет с мячику). Также аграмматично изменение имен существительных по числам (две уши). Форму прошедшего времени глагола дети нередко заменяют формой настоящего времени и наоборот (например, Витя елку иду).
В речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов (кончилась чашки), смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода (например, мама купил).
Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи детей не употребляется.
Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, они могут не согласовываться в предложении с другими словами (вкусная грибы).
Предлоги в речи детей встречаются редко, часто заменяются или опускаются (собака живет на будке, я был елка).
Союзами и частицами дети пользуются крайне редко.
Обнаруживаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но эти попытки чаще всего бывают неуспешными (например, при составлении предложения по картинке: на...на...стала лето...лета...лето).
Способами словообразования дети не владеют.
3.У детей начинает формироваться фразовая речь. Они начинают более или менее развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах. Однако в их речи еще очень отчетливо проявляются недостатки: незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слов, аграмматизмы.
4. Понимание речи детьми улучшается, расширяется их пассивный словарь. Они начинают различать некоторые грамматические формы, но это различение неустойчиво. Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, особенно с ударными окончаниями. Они начинают ориентироваться не только на лексическое значение, но и на смыслоразличительные морфологические элементы. В то же время у них отсутствует понимание форм числа и рода прилагательных, значения предлогов они различают только в хорошо знакомых ситуациях.
5. Звукопроизношение у детей значительно нарушено. Обнаруживается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. В то же время отмечается более точная дифференциация звуковой стороны речи. Дети могут определять правильно и неправильно произносимые звуки. Количество неправильно произносимых звуков в детской речи достигает 16—20. Нарушенными чаще оказываются звуки [С], [С'], [3], [3'], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Р], [Р'], [Т], [Т'], [Д], [Д'],[Г], [Г']. Для детей характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные артикулируются неотчетливо.
Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи существуют резкие расхождения. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений.
6. Детям доступно воспроизведение слоговой структуры слов, но звуковой состав этих слов является диффузным. Они правильно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных (мак), в то же время повторить двусложные слова, состоящие из прямых слогов, во многих случаях не могут (ваза — вая).
Дети испытывают ярко выраженные затруднения при воспроизведении звукового состава двусложных слов, включающих обратный и прямой слог. Количество слогов в слове сохраняется, но звуковой состав слов, последовательность звуков и слогов воспроизводятся неверно: окно — кано. При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом в речи детей обнаруживается выпадение звуков: банка — бака. Наибольшие затруднения вызывает у детей произнесение односложных и двусложных слов со стечением согласных. В их речи часто наблюдается пропуск нескольких звуков звезда — вида.
В трехсложных словах дети наряду с искажением и пропуском звуков допускают перестановки слогов или опускают их совсем: голова — ава, коволя. Искажения в трехсложных словах по сравнению с двусложными более выражены. Четырех-, пятисложные слова произносятся детьми искаженно, происходит упрощение многосложной структуры: велосипед — сипед, тапитет. Еще более часто нарушается произнесение слов во фразовой речи. Нередко слова, которые произносились правильно либо с небольшими искажениями, во фразе теряют всякое сходство с исходным словом: В клетке лев. — Клеки вефь.
7.Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения значений слов (грива понимается как грибы, шерсть как шесть).
Общая характеристика детей с ОНР,
третьего уровня речевого развития (по Р. Е. Левиной)[2]
1.На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При употреблении простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.
Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола). Иногда, для того чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям.
Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят). Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить).
Замены слов происходят как по смысловому, так и по луковому признаку.
Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка).
Наречия используются редко.
Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов.
2. У детей третьего уровня недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение окончаний существительных мужского и женского рода (висит ореха); замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода (зеркало — зеркалы, копыто — копыты); склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода (пасет стаду); неправильные падежные окончания существительных женского рода с основой на мягкий согласный (солит сольи, нет мебеля); неправильное соотнесение существительных и местоимений (солнце низкое, он греет плохо); ошибочное ударение в слове (с пола, по стволу); неразличение вида глаголов (сели, пока не перестал дождь — вместо сидели); ошибки в беспредложном и предложном управлении (пьет воды, кладет дров); неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно среднего рода (небо синяя), реже — неправильное согласование существительных и глаголов (мальчик рисуют).
Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто слово образование заменяется словоизменением (снег — снеги). Редко используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования, причем образование слов является неправильным (садовник — садник).
Изменение слов затруднено звуковыми смешениями, например, к слову город подбирается родственное слово голодный (смешение [Р] - [Л]), к слову свисток - цветы (смешение [С] - [Ц]).
4.В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Большие затруднения (а часто и полное неумение; отмечаются у детей при распространении предложений и при построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения (Сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц.).
5. У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает значительные трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.
Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем. Диффузность смешений, их случайный характер отсутствуют.
Дети пользуются полной слоговой структурой слов. Редко наблюдаются перестановки звуков, слогов (колбаса — кобалса). Подобные нарушения проявляются главным образом при воспроизведении незнакомых и сложных по звукослоговой структуре слов.
5.Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, недифференцированность грамматических форм.
Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.
Практическая значимость
Программа разработана на основе ФГОС ДО с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования и специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются следующие первичные нарушения:
- недостаточность фонетической стороны речи, выражающаяся в смешении, замене и искажении звуков;
- ограниченность и скудность словаря как активного, так и пассивного, в основном преобладание предметно-бытовой лексики;
- наличие ярко выраженных аграмматизмов: неправильное употребление грамматических конструкций, пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными и т.д.;
- недостаточная сформированность словообразовательной деятельности;
- искажение ритмико-слоговой структуры и звуконаполняемости слова;
- недостаточность развития фонематического восприятия, проявлявляющееся в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова; не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук; не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове; задания на самостоятельный подбор слов на заданный звук не выполняют;
- специфическое своеобразие связной речи – её недостаточная сформированность, часто проявляющаяся как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждает трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления (нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте).
Программой предусматривается профилактика вторичных нарушений – нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный характер), которые фиксируются у детей с нарушениями речи:
- неустойчивое внимание,
- недостаточная наблюдательность к языковым явлением,
- недостаточное развитие способности к переключению,
- недостаточная способность к запоминанию,
- недостаточная сформированность словесно-логического мышления,
- пониженная познавательная активность в области языковых явлений.
Программа осуществляет разностороннее развитие детей, развитие личности и способностей в различных видах деятельности. Это позволяет сформировать у дошкольников с недоразвитием речи психологическую готовность и мотивацию к школьному обучению.
Цель: максимальная коррекция имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных его недоразвитием, предупреждение возникновения нарушений письма и чтения, социальная адаптация детей в общество.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для коррекции и развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями.
- Способствовать практическому овладению детьми нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры.
- Формировать компоненты устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи-диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (воспитателей, психолога, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию и изобразительной деятельности).
Сроки реализации: программы «Говорим красиво» рассчитана на два года: ««Говорим красиво.Ч.1» для детей пяти-шестилетнего возраста; ««Говорим красиво. Ч.2» для детей шести-семилетнего возраста.
Режим занятий
Учебный план коррекционной работы
в старшей и подготовительной группе
Периоды работы | Количество учебных часов организованной образовательной деятельности | Количество индивидуальных занятий при трёхразовом посещении | |
развитие речи | Подготовка к обучению грамоты | ||
Сентябрь-декабрь | 14 занятий | 14 занятий | 42 |
Январь- май | 19 занятий | 19 занятий | 57 |
33 | 33 | Не менее 99 |
Максимально допустимый объём нагрузки
Возраст детей | Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности | Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня |
5-6 лет 6-7 лет | 25 минут 30 минут | 30 минут |
Планируемые результаты и способы преодоления
Целевые ориентиры освоения программы
детьми старшей группы с ОНР
Ребенок:
- понимает обращенную речь (в соответствии с параметрами возрастной нормы);
- сформировано произвольное слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, зрительно-пространственные представления(в соответствии с параметрами возрастной нормы);
- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
- воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста)
- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные слова;
- умеет подбирать однокоренные слова, слова с противоположным и сходным значением;
- умеет образовывать сложные слова;
-умеет правильно употребляет грамматические формы слова и продуктивные словообразовательные модели;
- умеет строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных;
- владеет простыми формами владеет простыми формами звукового, звуко-слогового анализа и синтеза;
- владеет понятиями «звук», «слово», «предложение»;
- умеет составлять графические схемы предложений;
- владеет развёрнутой фразой, диалогической речью с соблюдением цельности и связности высказывания.
Целевые ориентиры освоения программы
детьми подготовительной к школе группы с ОНР
Ребёнок:
- понимает обращенную речь (в соответствии с параметрами возрастной нормы)
- сформировано произвольное слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, зрительно-пространственные представления;
- правильно произносит звуки;
-воспроизводит слова различной звукослоговой структуры в самостоятельной речи;
- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
-употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные слова;
- умеет подбирать однокоренные слова, слова с противоположным и сходным значением;
- умеет образовывать сложные слова;
-умеет правильно употребляет грамматические формы слова и продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- умеет строить простые распространенные предложения- предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;
- владеет простыми формами звуко-буквенного, звуко-слогового анализа и синтеза;
- владеет понятиями «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «буква» (без употреблений алфавитных названий), «слог», «слово», «предложение»;
- умеет составлять графические схемы предложений;
- владеет развёрнутой фразой, диалогической и монологической речью с соблюдением цельности и связности высказывания;
- умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
- владеет элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений;
- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению.
Согласно программе коррекционно-развивающая работа в группе строится по полугодиям:
- 1 полугодие – с 15сентября по 30декабря (26 занятий),
- 2 полугодие – с 10января по 25мая (36 занятия).
Программа реализуется на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных и интегрированных занятиях с участием разных специалистов.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи в основном представляет собой игровую деятельность, в разных формах организации деятельности игровой метод выступает ведущим.
Подгрупповые логопедические занятия включены в общую сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня в 9.00, что соответствует требованиям СанПин. Содержание пронизано лексико-тематическим планированием.
Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:
- коррекция нарушенного звукопроизношения,
- развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,
- формирование фонематического восприятия и звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте,
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,
- формирование грамматических представлений,
- развитие связной речи,
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Периодичность подгрупповых занятий 2 раза в неделю: 1занятие по развитию речи, 1 занятие по подготовке к обучению грамоте. Частота индивидуальных занятий у детей 3 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
На индивидуальных занятиях осуществляется формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановка, автоматизация и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработка лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребёнка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Частота проведения индивидуальной организованной образовательной деятельности (ООД) определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, заболеваемостью детей и характером посещаемости ДОУ.
К индивидуальной ООД предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:
- сформулировать тему и цели занятия;
- продумать этапы занятия, их связь друг с другом;
- запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;
- осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
- формулировать инструкции кратко и четко;
- использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
- уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.
Индивидуальные занятия, как правило, включают в себя следующие этапы:
- артикуляционная гимнастика,
- пальчиковая гимнастика,
- постановка или автоматизации звука.
Лексический материал содержит максимальное количество закрепляемых звуков, одновременно способствует расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствует развитию связной речи.
Воспитаннику, который отсутствовал на занятиях более двух недель, задания выдаются для выполнения вместе с родителями. Индивидуальные занятия планируются под конкретного воспитанника и в случае болезни уплотняются за счет объёдинения занятий. На период исполнения логопедом методической работы (по плану городского методического объединения) или болезни программа для воспитанников также уплотняется.
В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения в течение учебного года вносятся изменения в данные рабочие материалы, а также занятия могут дробиться, видоизменяться и дублироваться.
Программа реализуется в форме проведения открытых занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
Старшая группа
№ п/п | Развитие речи | Подготовка к обучению грамоты | Количество часов |
Сентябрь | |||
1 | Глаголы единственного и множественного числа. Лес осенью. Деревья и кустарники. | Слова-предметы. | 1 |
2 | Винительный падеж имён существительных. Перелётные птицы. | Слова-действия. | 1 |
Октябрь | |||
3 | Имена существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. Дары осени. Овощи. | Предложение. | 1 |
4 | Относительные прилагательные. Дары осени. Фрукты. | Звук [а]. | 1 |
5 | Глаголы мужского и женского рода. Дары осени. Грибы, ягоды. | Звук [у]. | 1 |
6 | Синонимы. Антонимы. Дружба. Эмоции. | Звук [о]. | 1 |
Ноябрь | |||
7 | Творительный падеж имён существительных. Домашние животные и птицы. | Звуки [м, м’]. | 1 |
8 | Прилагательные в степени сравнения Дикие животные наших лесов. | Звуки [х, х’]. | 1 |
9 | Дательный падеж имён существительных. Животные севера и жарких стран. | Звуки [т], [т’]. | 1 |
10 | Синонимы. Антонимы. Человек. Части тела. | Звуки [н], [н’]. | 1 |
Декабрь | |||
11 | Родственные слова. Зима. Зимующие птицы | Звуки [д], [д’]. | 1 |
12 | Глаголы совершенного и не совершенного вида. Зима. Зимние забавы. | Звук [и].
| 1 |
13 | Падежные конструкции. Новый год. | Звуки [с], [с’]. | 1 |
14 | Падежные конструкции. Новый год. | Звуки [з], [з’]. | 1 |
Январь | |||
15 | Притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои. Одежда, головные уборы. | Звуки [п], [п’] | 1 |
16 | Притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои. Обувь. | Звуки [б], [б’]. | 1 |
17 | Существительные в творительном и предложном падеже. Электроприборы – наши помощники. | Звуки [п], [б]. | 1 |
Февраль | |||
18 | Образование сложных слов с помощью суффикса –ниц. Посуда. | Звук [ы]. | 1 |
19 | Родительный падеж. Продукты питания. Труд повара. | Звук [э]. | 1 |
20 | Образование существительных, обозначающих профессии. День защитника Отечества. Мужские профессии. | Звуки [к], [к’]. | 1 |
21 | Простые предлоги. Мебель. | Звуки [г], [г’]. | 1 |
Март | |||
22 | Образование существительных, обозначающих профессии. 8 марта – мамин день. Женские профессии. | Звуки [л], [л’]. | 1 |
23 | Образование сложных прилагательных. Моя семья. | Звук [й]. | 1 |
24 | Родительный падеж существительных. Игрушки. | Звук [ш], | 1 |
25 | Родительный падеж существительных. Игрушки. | Звук [ж]
| 1 |
Апрель | |||
26 | Приставочные глаголы. Наш город. | Звук [щ].
| 1 |
27 | Образование новых слов. Подбор родственных слов. Космос. | Звук [ч]. | 1 |
28 | Приставочные глаголы. Транспорт. ПДД. | Звук [ц] | 1 |
29 | Образование сравнительной степени прилагательных. Весна. | Звуки [р], [р’]. | 1 |
Май | |||
30 | Синонимы, антонимы. День Победы. | Звуки [ф], [ф’]. | 1 |
31 | Падежные конструкции. Цветы. Насекомые. | Звуки [в], [в’]. | 1 |
32 | Падежные конструкции. Цветы. Насекомые. | Звуки [ф], [в]. | 1 |
33 | Открытое занятие по развитию речи. | Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте. | 1 |
Подготовительная к школе группа
№ п/п | Лексико-грамматические категории | Подготовка к обучению грамоты | Количество часов | |
Сентябрь | ||||
1 | Глаголы единственного и множественного числа. Лес осенью. Деревья и кустарники. | Слова-предметы. | 1 | |
2 | Винительный падеж имён существительных. Перелётные птицы. | Слова-действия. | 1 | |
Октябрь | ||||
3 | Существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. Дары осени. Овощи. Фрукты. | Предложение. | 1 | |
4 | Относительные прилагательные. Откуда хлеб пришёл. | Звук и буква А. | 1 | |
5 | Глаголы мужского и женского рода. Дары осени. Грибы, ягоды. | Звук и буква У. | ||
6 | Синонимы. Антонимы. Дружба. Эмоции. | Звук и буква О. | 1 | |
Ноябрь | ||||
7 | Творительный падеж существительных. Домашние животные и птицы | Звуки [м], [м’]. Буква М | 1 | |
8 | Притяжательные прилагательные. Дикие животные наших лесов. | Звуки [х], [х’]. Буква Х. | 1 | |
9 | Притяжательные прилагательные. Животные севера и жарких стран. | Звуки [т], [т’]. Буква Т. | 1 | |
10 | Синонимы. Антонимы. Человек. Части тела. | Звуки [н], [н’]. Буква Н. | 1 | |
Декабрь | ||||
11 | Родственные слова. Зима. Зимующие птицы. | Звуки [д], [д’]. Буква Д. | 1 | |
12 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Зима. Зимние забавы. | Звуки [и], [й]. Буквы И, Й. | 1 | |
13 | Падежные конструкции. Новый год. | Звуки [с], [с’]. Буква С. | 1 | |
14 | Падежные конструкции. Новый год. | Звуки [з],[з’]. Буква З. | 1 | |
Январь | ||||
15 | Притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои. Одежда, головные уборы. | Звуки [п], [п’]. Буква П. | 1 | |
16 | Притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои. Обувь. | Звуки [б], [б’]. Буква Б. | 1 | |
17 | Существительные в творительном и предложном падеже. Электроприборы – наши помощники. | Ударение. | 1 | |
Февраль | ||||
18 | Образование сложных слов с помощью суффикса –ниц. Посуда. | Звук и буква Ы. | 1 | |
19 | Родительный падеж. Продукты питания. Труд повара. | Звук [э]. Буква Э. | 1 | |
20 | Образование существительных, обозначающих профессии. День защитника Отечества. Мужские профессии. | Звуки К, К’. Буква К. | 1 | |
21 | Простые предлоги. Мебель. | Звуки [г], [г]. Буква Г. | 1 | |
Март | ||||
22 | Образование имён существительных, обозначающих профессии. 8 марта – мамин день. Женские профессии. | Звуки Л, Л’. Буква Л | 1 | |
23 | Образование сложных прилагательных. Моя семья. | Буква Я. | 1 | |
24 | Родительный падеж существительных. Игрушки. | Буква Ю. | 1 | |
25 | Родительный падеж существительных. Игрушки. | Буквы Е, Ё | 1 | |
Апрель | ||||
26 | Образование имён существительных, обозначающих профессии. 8 марта – мамин день. Женские профессии. | Звуки [р], [р’]. Буква Р. | 1 | |
27 | Образование сложных прилагательных. Моя семья. | Звуки [ш], [щ]. Буквы Ш, Щ. | 1 | |
28 | Родительный падеж существительных. Игрушки. | Звук [ц]. Буква Ц. | 1 | |
29 | Родительный падеж существительных. Игрушки. | Звук [ч]. Буква Ч. | 1 | |
Май | ||||
30 | Синонимы, антонимы. День Победы. | 23. Звук [ж]. Буква Ж. | 1 | |
31 | Падежные конструкции. Цветы. Насекомые. | Мягкий знак. | 1 | |
32 | Падежные конструкции. Цветы. Насекомые. | Твёрдый знак. | 1 | |
33 | Открытое занятие по развитию речи. | Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте. | 1 |
- СОДЕРЖАНИЕ
Календарное планирование в старшей группе
№ п/п | Неделя | Дата | Лексико-грамматические категории | Подготовка к обучению грамоты |
Сентябрь | ||||
1 | 3-я неделя | 14-18 | Глаголы единственного и множественного числа. Лес осенью. Деревья и кустарники. | Слова-предметы. |
2 | 4-я неделя | 21-25 | Винительный падеж имён существительных. Перелётные птицы. | Слова-действия. |
Октябрь | ||||
3 | 1-я неделя | 5-9 | Имена существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. Дары осени. Овощи. | Предложение. |
4 | 2-я неделя | 12-16 | Относительные прилагательные. Дары осени. Фрукты. | Звук [а]. |
5 | 3-я неделя | 19-23 | Глаголы мужского и женского рода. Дары осени. Грибы, ягоды. | Звук [у]. |
6 | 4-я неделя | 26-30 | Синонимы. Антонимы. Дружба. Эмоции. | Звук [о]. |
Ноябрь | ||||
7 | 1-я неделя | 2-6 | Творительный падеж имён существительных. Домашние животные и птицы. | Звуки [м, м’]. |
8 | 2-я неделя | 9-13 | Прилагательные в степени сравнения Дикие животные наших лесов. | Звуки [х, х’]. |
9 | 3-я неделя | 16-20 | Дательный падеж имён существительных. Животные севера и жарких стран. | Звуки [т], [т’]. |
10 | 4-я неделя | 23-27 | Синонимы. Антонимы. Человек. Части тела. | Звуки [н], [н’]. |
Декабрь | ||||
11 | 1-я неделя | 30-4 | Родственные слова. Зима. Зимующие птицы | Звуки [д], [д’]. |
12 | 2-я неделя | 7-11 | Глаголы совершенного и не совершенного вида. Зима. Зимние забавы. | Звук [и].
|
13 | 3-я неделя | 14-18 | Падежные конструкции. Новый год. | Звуки [с], [с’]. |
14 | 4-я неделя | 21-25 | Падежные конструкции. Новый год. | Звуки [з], [з’]. |
Январь | ||||
15 | 2-я неделя | 11-15 | Притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои. Одежда, головные уборы. | Звуки [п], [п’] |
16 | 3-я неделя | 18-22 | Притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои. Обувь. | Звуки [б], [б’]. |
17 | 4-я неделя | 25-29 | Существительные в творительном и предложном падеже. Электроприборы – наши помощники. | Звуки [п], [б]. |
Февраль | ||||
18 | 1-я неделя | 1-5 | Образование сложных слов с помощью суффикса –ниц. Посуда. | Звук [ы]. |
19 | 2-я неделя | 8-12 | Родительный падеж. Продукты питания. Труд повара. | Звук [э]. |
20 | 3-я неделя | 15-19 | Образование существительных, обозначающих профессии. День защитника Отечества. Мужские профессии. | Звуки [к], [к’]. |
21 | 4-я неделя | 22-26 | Простые предлоги. Мебель. | Звуки [г], [г’]. |
Март | ||||
22 | 1-я неделя | 7-11 | Образование существительных, обозначающих профессии. 8 марта – мамин день. Женские профессии. | Звуки [л], [л’]. |
23 | 2-я неделя | 14-18 | Образование сложных прилагательных. Моя семья. | Звук [й]. |
24 | 3-я неделя | 21-25 | Родительный падеж существительных. Игрушки. | Звук [ш], |
25 | 4-я неделя | 28-1 | Родительный падеж существительных. Игрушки. | Звук [ж]
|
Апрель | ||||
26 | 1-я неделя | 4-8 | Приставочные глаголы. Наш город. | Звук [щ].
|
27 | 2-я неделя | 11-15 | Образование новых слов. Подбор родственных слов. Космос. | Звук [ч]. |
28 | 3-я неделя | 18-22 | Приставочные глаголы. Транспорт. ПДД. | Звук [ц] |
29 | 4-я неделя | 25-29 | Образование сравнительной степени прилагательных. Весна. | Звуки [р], [р’]. |
Май | ||||
30 | 1-я неделя | 2-6 | Синонимы, антонимы. День Победы. | Звуки [ф], [ф’]. |
31 | 2-я неделя | 9-13 | Падежные конструкции. Цветы. Насекомые. | Звуки [в], [в’]. |
32 | 3-я неделя | 16-20 | Падежные конструкции. Цветы. Насекомые. | Звуки [ф], [в]. |
33 | 4-я неделя | 23-27 | Итоговое занятие по развитию речи. | Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте. |
Календарное планирование в подготовительной к школе группе
№ п/п | Неделя | Дата | Лексико-грамматические категории | Подготовка к обучению грамоты |
Сентябрь | ||||
1 | 3-я неделя | 14-18 | Глаголы единственного и множественного числа. Лес осенью. Деревья и кустарники. | Слова-предметы. |
2 | 4-я неделя | 21-25 | Винительный падеж имён существительных. Перелётные птицы. | Слова-действия. |
Октябрь | ||||
3 | 1-я неделя | 5-9 | Существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. Дары осени. Овощи. Фрукты. | Предложение. |
4 | 2-я неделя | 12-16 | Относительные прилагательные. Откуда хлеб пришёл. | Звук и буква А. |
5 | 3-я неделя | 19-23 | Глаголы мужского и женского рода. Дары осени. Грибы, ягоды. | Звук и буква У. |
6 | 4-я неделя | 26-30 | Синонимы. Антонимы. Дружба. Эмоции. | Звук и буква О. |
Ноябрь | ||||
7 | 1-я неделя | 2-6 | Творительный падеж существительных. Домашние животные и птицы | Звуки [м], [м’]. Буква М |
8 | 2-я неделя | 9-13 | Притяжательные прилагательные. Дикие животные наших лесов. | Звуки [х], [х’]. Буква Х. |
9 | 3-я неделя | 16-20 | Притяжательные прилагательные. Животные севера и жарких стран. | Звуки [т], [т’]. Буква Т. |
10 | 4-я неделя | 23-27 | Синонимы. Антонимы. Человек. Части тела. | Звуки [н], [н’]. Буква Н. |
Декабрь | ||||
11 | 1-я неделя | 30-4 | Родственные слова. Зима. Зимующие птицы. | Звуки [д], [д’]. Буква Д. |
12 | 2-я неделя | 7-11 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Зима. Зимние забавы. | Звуки [и], [й]. Буквы И, Й. |
13 | 3-я неделя | 14-18 | Падежные конструкции. Новый год. | Звуки [с], [с’]. Буква С. |
14 | 4-я неделя | 21-25 | Падежные конструкции. Новый год. | Звуки [з],[з’]. Буква З. |
Январь | ||||
15 | 2-я неделя | 11-15 | Притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои. Одежда, головные уборы. | Звуки [п], [п’]. Буква П. |
16 | 3-я неделя | 18-22 | Притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои. Обувь. | Звуки [б], [б’]. Буква Б. |
17 | 4-я неделя | 25-29 | Существительные в творительном и предложном падеже. Электроприборы – наши помощники. | Ударение. |
Февраль | ||||
18 | 1-я неделя | 1-5 | Образование сложных слов с помощью суффикса –ниц. Посуда. | Звук и буква Ы. |
19 | 2-я неделя | 8-12 | Родительный падеж. Продукты питания. Труд повара. | Звук [э]. Буква Э. |
20 | 3-я неделя | 15-19 | Образование существительных, обозначающих профессии. День защитника Отечества. Мужские профессии. | Звуки К, К’. Буква К. |
21 | 4-я неделя | 22-26 | Простые предлоги. Мебель. | Звуки [г], [г]. Буква Г. |
Март | ||||
22 | 1-я неделя | 7-11 | Образование имён существительных, обозначающих профессии. 8 марта – мамин день. Женские профессии. | Звуки Л, Л’. Буква Л |
23 | 2-я неделя | 14-18 | Образование сложных прилагательных. Моя семья. | Буква Я. |
24 | 3-я неделя | 21-25 | Родительный падеж существительных. Игрушки. | Буква Ю. |
25 | 4-я неделя | 28-1 | Родительный падеж существительных. Игрушки. | Буквы Е, Ё |
Апрель | ||||
26 | 1-я неделя | 4-8 | Образование имён существительных, обозначающих профессии. 8 марта – мамин день. Женские профессии. | Звуки [р], [р’]. Буква Р. |
27 | 2-я неделя | 11-15 | Образование сложных прилагательных. Моя семья. | Звуки [ш], [щ]. Буквы Ш, Щ. |
28 | 3-я неделя | 18-22 | Родительный падеж существительных. Игрушки. | Звук [ц]. Буква Ц. |
29 | 4-я неделя | 25-29 | Родительный падеж существительных. Игрушки. | Звук [ч]. Буква Ч. |
Май | ||||
30 | 1-я неделя | 2-6 | Синонимы, антонимы. День Победы. | 23. Звук [ж]. Буква Ж. |
31 | 2-я неделя | 9-13 | Падежные конструкции. Цветы. Насекомые. | Мягкий знак. |
32 | 3-я неделя | 16-20 | Падежные конструкции. Цветы. Насекомые. | Твёрдый знак. |
33 | 4-я неделя | 23-27 | Итоговые занятия по развитию речи. | Итоговые занятия по подготовке к обучению грамоте. |
Лексические темы разработаны в соответствии с возрастными особенностями детей и рекомендованные к изучению программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Конспекты фрагментов ООД
Подгрупповое итоговое занятие
в логопедической подготовительной к школе группе.
Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
(непосредственно-организованная деятельность по обучению грамоте,
развитию речи)
Цель: развитие интегративных качеств дошкольников у детей с нарушениями речи в непосредственно-образовательной деятельности.
Образовательные области | Задачи | Содержание |
1.Коммуникативно-личностное развитие. |
| Все виды деятельности |
2. Речевое развитие. |
| Загадки Игра «Весёлые вагончики». Упражнение «Назови звук» Упражнение «Волшеб-ные квадратики». Упражнение «Собери слово» Карточки с правильными и неправильными буквами. Игра «Слова-родственники», составление рассказа. Упражнение «Скажи тихо, громко». |
3.Физическое развитие. |
| Все виды деятельности Логоритмическое упражнение |
Оборудование: игровое поле с волчком для игры: «Что? Где? Когда?»; конверты с буквами ШКОЛА, с заданиями от сказочных героев; карточки к игре «Собери слово»; картинки животных, поезд с вагонами по количеству слогов;
звуковая схема слов, карточки (с неправильными буквами), картинки (школа, школьные принадлежности, школьники, дошкольники), маркеры, карандаши, карточки-схемы «Скажи тихо, громко», звуковые линейки.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Ход занятия
На игровом поле лежат конверты с буквами внутри. В середине поля
волчок со стрелкой.
Логопед. Внимание! Внимание! Сегодня в подготовительной
группе «Русалочка» детского сада №7 «Семицветик» проводится игра «Что? Где? Когда?».
-Поприветствуем наших знатоков.
Дети называют свои имена и фамилии, сидя за игровым полем.
-Против знатоков играют сказочные герои, а какие сказочные
герои — мы узнаем в ходе игры.
-Вы дружная команда
Команда знатоков.
Играйте. Друг другу помогайте.
- Право вращать волчок предоставляется Леониду.
Ребёнок. Стрелка указывает на конверт с буквой «к».
Логопед. Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой
играет против вас, посмотрите на картинку; кому принадлежит
банка с вареньем?- ( Карлсону).
- Внимание БЛИЦ-вопрос! Нужно ответить на три вопроса подряд. Внимательно прослушайте слова, определите последний звук. Дайте характеристику звуку.
- Упражнение «Назови звук»
Слова:
- горох, пастух, лопух («х»-согласный, твёрдый, глухой);
- собака, халва, зима («а» - гласный );
- нос, пас, ус («с» - согласный, твёрдый, глухой).
- Упражнение «Хлопни-топни»
Слова: вагон, вакон, фагон;
Бумага, пумага, тумага.
- Упражнение «Подбери слово».
-Замените в слове звук [c] на [з], чтобы получилась рифма.
Тема: Звуки М, М’.
Старшая группа
Цель: формирование умения различать близкие по акустико-артикуляционным признакам мягкие и твёрдые согласные звуки [м], [м’] в слогах и словах.
Развивающе-коррекционные
- формировать дифференцированное различение на слух и произношение твёрдых и мягких звуков [м], [м’];
- развивать фонематическое восприятие, слухо-речевую память, зрительное восприятие;
- определять позицию звука в начале слова;
- учить выполнять звуковой анализ и синтез обратного слога;
Образовательные
- уточнять адъективный словарный запас;
- учить пониманию определений: согласный звук, мягкий / твёрдый звук;
Воспитательные
- развивать умение работать в группе;
- воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
- учить соблюдать речевой этикет;
Здоровьесберегающие
- Отбирать материал с учётом утомляемости детей.
- Чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: подбор картинок на звуки [м] [м’], картинка собаки (АМ), , раздаточный материал.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Ход занятия
Этапы и виды работы Время (ориентировочно) | Деятельность Логопеда | Деятельность детей | Задачи, решаемые в ходе выполнения заданий |
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | |||
1. Организационный момент (3-4 минуты) | Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие. | Дети заходят в кабинет, садятся за столы | Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать детей к началу занятия |
Гимнастика комплекс «Оловянный солдатик и тряпичная кукла». | мягкий мишка – оловянный солдатик | Дети изображают предмет телом. | Чередовать статических заданий с напряжением и расслаблением мышц тела |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |||
2. Введение в тему занятия (5-7 минут) | На левой стороне доски – картинки с 1-ым звуком –м-, а на правой – со звуком –м’-. В начале внимание на левую сторону – какой звук встречается во всех словах? Затем анализ картинок правой стороны по тому же плану. -Что говорит собака, когда ловит печенье? - Какой звук 1-ый произнесла собака? - Какой звук 2-ой вы слышали? - Игра «Волшебные квадратики» - звуковой анализ и синтез слова – АМ | ? –М… (хар-ка, уточнение положения арт. апп.) –Ам. –А (характеристика). –М (характеристика). | Учить детей выполнять звуковой анализ и синтез обратного слога. |
Тема: Звуки Л, Л’. Буква Л.
Подготовительная к школе группа
Цель: формирование умения различать близкие по акустико-артикуляционным признакам мягкие и твердые согласные звуки [л], [л’] в слогах и словах.
Развивающе-коррекционные
- правильно, произносить звуки [л] и [л’] и дифференцировать их на слух, в произношении.
- развивать фонематическое восприятие, слухо-речевую память, зрительное восприятие;
- упражнять слышать звук в слове;
- выполнять звукослоговой анализ слова.
Образовательные
- учить пониманию звук, буква;
Воспитательные
- упражнять детей внимательно вслушиваться в речь товарища, правильно подбирать слово на последний звук . развивать умение работать в группе;
Здоровьесберегающие
- отбирать материал с учётом утомляемости детей.
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Продолжительность занятия: 30 мин минут.
Ход занятия:
Этапы и виды работы Время (ориентировочно) | Деятельность Логопеда | Деятельность детей | Задачи, решаемые в ходе выполнения заданий |
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | |||
Организационный момент (3-4 минуты) | Гимнастика «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее» (О.И. Крупенчук С.7 или картотека) Игра с мячом «Продолжи слово». | Выполнение с соответствии с текстом. Должны догадаться и назвать продукт по первому слогу: ке — кефир, мас — .масло, кон — конфеты, ры — рыба... | Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать детей к началу занятия. Развивать фонематический слух. |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |||
Введение в тему занятия (5-7 минут) Сравнение звуков | -Первый звук, чем отличаются. - Л’ маленький самолёт (мягкий, звонкий). Обозначение: зелёным кружок . Вывод: воздух задерживается – согласный, произносится голосом – звонкий, может быть твёрдым и мягким звуком. | Артикулирует и произносит правильно звук. | Правильно, произносить звуки [л] и [л’], дифференцировать их на слух, в произношении. |
2.Игра «Придумай слово» со звуками [л, л’] (место звука) (3-4 мин.) | Выдаёт звёздочку. | Придумывают слова и определяют место звука. | Развивать фонематическое восприятие |
3. Игра «Зелёный, синий домик» (твёрдость-мягкость) – картинки (5-7 мин) | Игра по цепочке. | Произносит слово и определяет наличие звука. | Правильно, произносить звуки [л] и [л’], дифференцировать их на слух, в произношении. |
Диагностическая карта
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ФАМИЛИЯ________________________________________________________
ИМЯ ______________________________________________________________
ДАТА РОЖДЕНИЯ________________________________________________
ДОМАШНИЙ АДРЕС _______________________________________________
ОТКУДА ПРИБЫЛ _________________________________________________
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ В РЕЧЕВУЮ ГРУППУ ________________________
ДИАГНОЗ МПК ___________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ТПМПК _________________________________________
№ПРОТОКОЛА ______________________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
МАТЬ __________________________________________________________________
ОТЕЦ __________________________________________________________________
ОБЩИЙ АНАМНЕЗ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ СЛУХА __________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ ________________________________________________
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
1. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ __________________________________________
2.СЧЕТ
- прямой (4 г.)_______________________________________________________
- обратный от 5 (5л.) ____________________________________________________________
- счетные операции ____________________________________________________
3. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА _________________________________________________
4. ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ___________
а) узнавание и называние времен года и характеристика их признаков _______
____________________________________________________________________
«Зима» _______________________________________________________________
«Весна» _____________________________________________________________
«Лето» _______________________________________________________________
«Осень»___________________________________________________________
б) различение сторон (левая, правая) ____________________________________
5.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ
Игрушки___________________________________________________________
Одежда____________________________________________________________
Обувь_____________________________________________________________
Посуда____________________________________________________________
Фрукты____________________________________________________________
Овощи____________________________________________________________
Домашние животные____________________________________________________
Звери_________________________________________________________________
Транспорт________________________________________________________
6. ИСКЛЮЧЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЙ ЛИШНЕЙ КАРТИНКИ
Стол, стакан, тарелка, ложка __________________________________________
Огурец, морковка, яблоко, помидор_____________________________________
Лошадь, самолет, паровоз, пароход____________________________________
7. КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
а) складывание пирамидки___________________________________________
б) складывание матрешки____________________________________________
в) сложить целое из частей___________________________________________
Курица из 4 частей__________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ, РЕЧЕВОЙ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Губы (N,тонкие, толстые, б/о, малоподвижные, подвижные) _______________
__________________________________________________________________
Зубы (N, крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, кариес)
__________________________________________________________________
Нёбо (высокая, готическая, б/о) _______________________________________
Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный) _______________________________________________________
Язык
а) толстый, маленький, раздвоенный, укороченная подъязычная связка _________________________________________________________________
б) мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N,)______________
в) тремор __________________________________________________________
г) посинение кончика языка __________________________________________
д) гиперсаливация __________________________________________________
е) девиавация (отклонение) языка вправо/влево__________________________
ПОДВИЖНОСТЬ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
Умение растянуть губы в улыбку______________________________________
Вытянуть вперед____________________________________________________
Поднять кончик языка вверх _________________________________________
Сделать язык узким, широким ________________________________________
Пощелкать языком __________________________________________________
Надуть щеки _____________________________________________________
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
1. Состояние связной речи (может ли рассказать о себе, семье, товарищах, дает рассказ самостоятельно или с помощью вопросов)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Составление предложений по картинкам. Отметить, как даёт падежные окончания в Д.п., Р.п., В.п. ___________________________________________
__________________________________________________________________
- Составление рассказа по картине____________________________________
- Чтение стихов____________________________________________________
- Словоизменения__________________________________________________
а) употребление сущ. ед. и мн.ч. в различных падежах (по картинкам)______
Дети ходили куда? (в лес)_____________________________________________
Дети возвратились откуда?___________________________________________
Чего много в лесу?__________________________________________________
Чем едят суп?________________________________________________________
б) образование мн.ч. существительных_________________________________
Им.п. Р.п.
Стол______________________________________________________________
Рука______________________________________________________________
Окно______________________________________________________________
Ухо_______________________________________________________________
Дерево _______________________________________________
в) употребление в речи предлогов_____________________________________
г) согласование существительных с числительными_____________________
1. яблоко 1 гриб 1 матрёшка
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
6 Словообразование _______________________________________________
а) образование уменьшительной формы существительных
стол - столик шапка - гнездо -
дом - трава - дерево -
б) образование прилагательных от существительных
стол сделан из дерева – стол деревянный
стакан сделан из стекла – стакан
сумка сделана из кожи – сумка
тетрадь сделана из бумаги – тетрадь
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ
1. Назвать предметы по картинкам или непосредственно по предъявлению
а) части тела человека:
лицо - брови - ресницы -
локоть - плечо - колено -
б) части тела животных, птиц:
клюв - хвост - крыло -
копыта - когти - рога -
грива- хобот-
в) назвать детенышей животных и птиц:
кошки - собаки - овцы -
свиньи - лошади - коровы -
курицы - утки - лисы -
зайца- ежа- волка-
2. Название действия по предъявляемому предмету:
а) кто что делает?
повар художник
врач дворник
б) кто как передвигается?
лошадь – бежит белка- ворона -
в) кто как голос подает?
собака – лает петух- корова -
кошка- свинья- ворона -
3. Подобрать эпитеты к слову
мяч (какой?) __________________________________________________________
ёлка (какая?) _______________________________________________________
яблоко (какое?) _______________________________________________________
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
1.Известные слова Малоизвестные слова
кот бак
рука ножи
лампа беседка
машина фотограф
велосипед учительница
стекло ступенька
телевизор скворечник
аквариум милиционер
2. Воспроизведение предложений
Саша сушит шубу.
У Зины жёлтый зонт.
У Зои болят зубы.
Ребята слепили снеговика.
Повар печёт блины на сковородке.
Щёткой чищу я щенка.
Моем, моем трубочиста чисто, чисто.
Водопроводчик чинит водопровод.
В аквариуме плавают золотые рыбки.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.Повторение слогов с оппозиционными звуками
па-ба ба-ба-па
ба-па та-та-да
та-да ка-ка-га
да-та га-га-ка
ка-га да-та-та
га-ка ты-то-ту
2. Выделение первого звука в слове («Скажи, какой первый звук в слове?»): Утка, Оля, Ира, Алик, Эдик; стол, книга, граната, палка, сумка, танк, мука, зонт, масло, барабан.
3. Выделение последнего звука в слове: дом, мак, ключ, банан, труба, каша.
4.Дифференциация смешиваемых в произношении звуков (показ по картинкам).
миска – мишка трава – дрова
зуб – суп уточка – удочка
крыса – крыша малина – Марина
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
[c] собака – усы – нос
[c’] сети – апельсин – гусь
[з] зубы – коза – ваза
[з’] зелёный – зебра – обезьяна
[ц] цветы – пуговица – огурец
[ш] шапка – машина – душ
[ж] жук – ножницы – ножи
[ч] чайник – бабочка – мяч
[щ] щётка – ящик – плащ
[р] рыба – корова – топор
[р’] ремень – фонари – дверь
[л] лампа – пила – дятел
[л’] лейка – телефон – ель
[j] яблоко – майка – трамвай
СОСТОЯНИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Голос – N, сильный, недостаточная сила, хриплый, дрожащий, назальный оттенок ____________________________________________________________
Темп – N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание, замедленный, ускоренный ________________________________________________________
Степень разборчивости речи – не нарушена, несколько снижена, невнятная, малопонятная для окружающих _______________________________________
Ритм – N, скандированный ___________________________________________
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
(прилагается)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата Логопед
Индивидуальный образовательный маршрут
на ________ учебный год
(II уровень речевого развития)
- Развитие понимания речи:
- социально-бытовые фразы;
- инструкции к заданиям;
- логико-грамматические конструкции.
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики:
- артикуляционная гимнастика;
- логопедический массаж.
- Постановка дефектных и отсутствующих звуков:
- гласные звуки и согласные звуки раннего онтогенеза;
- свистящие и шипящие.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Дифференциация звуков:____________________________________
- Развитие звуко-слоговой структуры слова: V - IX типы.
- Развитие лексико-грамматических средств языка.
- Называние предметов по лексическим темам согласно плану:
- Обобщение тем: Домашние животные. Дикие животные. Овощи. Фрукты. Посуда. Игрушки. Одежда. Обувь.
- Глагольный словарь (настоящее время), словарь прилагательных и антонимов.
- подбор глаголов и определения к существительным;
- образование существительных единственного и множественного числа именительного падежа;
- образование существительных уменьшительно-ласкательных форм;
- согласование местоимения с существительным;
- образование существительных в единственном числе родительного падежа;
- согласование числительного с существительным;
- образование названий детёнышей животных;
- понимание значения предлогов и выполнение инструкций, включающих предлоги на, в, под, с, за, над, без;
- проверка усвоения предложно-падежных форм существительных.
- Развитие самостоятельной фразовой речи.
- умение вести простой диалог;
- использование в повседневном общении фразами из трех-четырех слов;
- понимание прочитанного текста, установление явные причинно-следственных отношений, ответы на поставленные вопросы.
- Развитие слухового внимания, фонематического восприятия. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:
- развитие звуков речи по тембру, силе, высоте;
- дифференциация оппозиционных звуков из 3-х слогов;
- выделение одного звука из ряда звуков;
- выделение первого звука в слове с опорой на картинный материал.
10. Развитие координации между словом и движением.
11. Развитие коммуникативных навыков.
12. Развитие психических процессов.
Учитель-логопед_________________________________________________
Подпись родителей_______________________________________________
Индивидуальная карта динамического речевого развития ребёнка
на ________ учебный год
(II уровень р.р.)
(диагностический инструментарий: Архипова Е.Ф. Артикуляционная гимнастика. Логопедический массаж. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Коноваленко В.В. Экспресс-обследование.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей)
ФИО:________________________________________________________________________
Дата рождения:______________________________________________________________
Заключение ТПМПК:__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Речевые компоненты | Содержание коррекционной работы | Усвоение материала* | ||
сентябрь | январь | май | ||
1.Понимание речи |
| |||
2. Артикуляционный аппарат |
| |||
3. Слуховое внимания, фонематическое восприятие. Звуковая аналитико-синтетическая активность как предпосылки обучения грамоте |
| |||
4. Звукопроизношение
| Постановка и автоматизация:
| |||
5. Звуко-слоговая структура слова | V тип VI тип VI тип VII тип IX тип | |||
6. Активный и пассивный словарь | Называние предметов по лексическим темам:
Обобщать темы: Домашние животные. Дикие животные. Овощи. Фрукты. Посуда. Игрушки. Одежда. Обувь. Глагольный словарь (настоящее время). Словарь прилагательных. Антонимы. | |||
7. Грамматический строй речи |
| |||
8. Самостоятельная фразовая речь |
| |||
Динамика (или причина отсутствия) |
|
Учитель-логопед __________________________________________________________________
Подпись родителей________________________________________________________________
* Условные обозначения: + усвоил, - не усвоил, ч-частично.
Индивидуальный образовательный маршрут
на ________ учебный год
(III уровень речевого развития)
Ф.И.О. ребёнка _________________________________________________-
Дата рождения
Заключение ТПМПК от 18.03.2016 г.
1. Развивать общее внимание, понимание речи, словесно- логическое мышление:
- понимание и выполнение многоступенчатых инструкций,
- понимание обращённой речи,
- понимание прослушанного текста.
2. Развивать артикуляционную моторику, дыхательную и голосовую функции.
- состояние мышц артикуляционного аппарата;
- качество выполнения артикуляционных движений;
- частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное);
- характеристика голоса;
- громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
- тембр (не нарушен, наличие носового оттенка и др.);
- модуляция (наличие или отсутствие монотонности);
- логопедический массаж.
3.Развивать фонетическую сторону речи:
- постановка звуков_________________________________________
- автоматизация звуков_______________________________________
- дифференциация звуков ____________________________________
- выработка регулирующего самоконтроля.
4.Развивать умение воспроизводить звуко-слоговую структуру слова:
- V - VIтипа
- VII - XI типа
- XII - XIV типа.
5.Развивать фонематическое восприятие. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность, подготовка к грамоте.
- выполнение простых и сложных форм фонематического анализа:
- определение основных качественных характеристик звука,
- определение первого и последнего звука в слове,
- подбор слов на заданный звук,
- определение местоположения звука в слове (начало, середина, конец), определение последовательности и количества звуков в словах (шкаф, кошка...)
- выполнение фонематического анализа и синтеза:
- звукосочетаний из двух гласных звуков,
- звукосочетаний гласного звука с согласным в обратном слоге,
- звукосочетаний согласного звука с гласным в прямом слоге,
- односложных слов по типу СГС,
- двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов,
- слов со стечением согласных в начале слова (труба, клубок), в середине слова (ведро, полка), в конце слова (радость, жалость.
3) графическое начертание печатных букв.
4) послоговое, слитное чтение:
- слогов,
- слов,
- предложений,
- коротких текстов.
6. Развивать лексико-грамматические категории. Словообразование. Словоизменение.
1) словарный запас:
- словарь импрессивной и экспрессивной речи:
- предметный,
- предикативный,
- адъективный,
- обобщение предметов по лексическим темам,
- подбор антонимов,
- подбор синонимов,
- объяснение значения знакомых многозначных слов.
- подбор родственных слов;
2) усвоение следующих способов словообразования:
- существительные с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением,
- относительные прилагательные,
- притяжательные прилагательные,
- приставочные глаголы;
3) усвоение следующих форм словоизменения:
- существительные единственного и множественного числа,
- изменение существительных по падежам,
- глаголы мужского и женского рода прошедшего времени;
4) усвоение навыка согласования:
- прилагательные с существительными в роде, числе и падеже,
- притяжательные местоимения: мой, моя, моё, мои,
- числительные с существительными;
5) понимание и употребление предлогов:
- простые: над, под;
- сложные.
7. Развивать связную речь, коммуникативные навыки.
- умение вести диалог и отражать в речи собственные впечатления, наблюдения, события своей жизни,
- пересказ литературного произведения,
- составление описательного рассказа, используя графические схемы, наглядные опоры,
- составление рассказа по сюжетной картинке,
- составление рассказа по серии сюжетных картинок.
8.Улучшать интонационную и просодическую стороны речи:
- употребление основных видов интонационных конструкций,
- темп,
- ритм,
- мелодика.
Учитель-логопед_________________________________________________
Подпись родителей_______________________________________________
Индивидуальная карта учёта динамики речевого развития ребёнка
на ________ учебный год
(III уровень р.р.)
(диагностический инструментарий: Архипова Е.Ф. Артикуляционная гимнастика. Логопедический массаж. Иншакова О.Б. Альбом
для логопеда. Коноваленко В.В. Экспресс-обследование. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей)
ФИО ребёнка ______________________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________________
Заключение ТПМПК: ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Речевые компоненты | Содержание коррекционной работы | Усвоение материала* | ||
сентябрь | январь | май | ||
I.Общее внимание, понимание речи, словесно- логическое мышление. |
| |||
II. Артикуляционная моторика, дыхательная и голосовая функция. |
• громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) • тембр (не нарушен, наличие носового оттенка и др.) • модуляция (наличие или отсутствие монотонности)
| |||
III. Фонетическая сторона речи. |
| |||
IV. Звуко-слоговая структура слова.
| Воспроизведение слов различной звуко-слоговой структуры:
| |||
V. Фонематическое восприятие, звуковая аналитико-синтетическая активность, подготовка к обучению грамоте. | 1. Выполнение простых и сложных форм фонематического анализа:
2. Выполнение фонематического анализа и синтеза:
3. Графическое начертание печатных букв. 4. Послоговое, слитное чтение:
| |||
VI. Лексико- грамматические категории. Словообразование. Словоизменение. | 1. Словарный запас:
2. Усвоение следующих способов словообразования:
3. Усвоение следующих форм словоизменения:
4. Усвоение навыка согласования:
5. Понимание и употребление предлогов:
| |||
VII. Связная речь. Коммуникативные навыки. |
| |||
VIII. Интонационная и просодическая сторона речи. |
| |||
IX. Динамика речевого развития. |
|
Учитель-логопед ______________________________________________________________
Родители ____________________________________________________________________
* Условные обозначения усвоение материала: усвоил - +
не усвоил - -
частично - ч.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Программно – методическое обеспечение
- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР. п/р Л.В. Лопатиной, СПб. 2014г.
- С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. Часть 1, 2, 3. М., 1992г.
- Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. С-Пб., Образование,1994г.
- Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ. сост: Э.П. Салтовская. Бердск. 2015г.
- Е.Ф. Архипова. Логопедический массаж при дизартрии. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
Перечень диагностических методик
- В.С. Володина. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. Москва: РОСМЭН, 2011 г.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сборник методических рекомендаций. С-Пб., Детство – пресс, 2000г
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., 1998 г. Издательство «АРКТИ», 1998 г.
Методическая и развивающая литература
- И.Скворцова. Логопедические игры. Олмамедиа групп. Москва. 2008.
- Н.С. Жукова. Букварь. ООО «Издательство «Фламинго», 2012.
- Логопедия: практическое пособие для логопедов, студентов и родителей / авт.-сост. В.И.Руденко. – Изд. 6-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008. – 287 с. – (Мир вашего ребёнка).
- Н.С.Жукова. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи.
- Т.А. Ткаченко. Речь и моторика. Москва «Эксмо». – 2007.
- Т.А. Ткаченко. Логопедические упражнения. Готовимся к школе по интенсивной методике. Москва «Эксмо». – 2008.
- дидактические материалы
- Н.Е. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. 4 альбома.
- О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы / 3 альбома.
План работы учителя-логопеда с родителями
№п/п | Тема | Содержание работы | Ответственный | |
Сентябрь | ||||
1 | Собрание «Что такое ОНР?» | Характеристика детей с ОНР. Знакомство задачами и направлениями коррекционной работы. | Учитель-логопед Салтовская Э.П. | |
Октябрь | ||||
2. | Папка-передвижка: «Уроки для родителей» «Дыхание и речь». «Звукопроизношение» «Общие артикуляционные упражнения» «Развитие мелкой моторики» Тренинг: «Проведение артикуляционной гимнастики дома» | Познакомить родителей с работой над дыханием и звукопроизношением, отметить важность этой работы, дать рекомендации. | Учитель-логопед Салтовская Э.П. | |
Ноябрь | ||||
3. | Консультация «Коррекция речевых нарушений дошкольников с ОНР». Папка-передвижка: «Развитие диалогической речи детей». Семинар-практикум для родителей. | Причины речевых нарушений. Влияние семейного воспитания на речевое развитие ребенка. Диалог как средство развития речи. Игры для развития слоговой структуры слова. Звуковой анализ слова. | Учитель-логопед Салтовская Э.П. | |
Декабрь | ||||
4. | Тренинги: -«Учим произносить шипящие звуки»; -«учим произносить сонорные звуки». Папка-передвижка: «Игра как средство развития диалога». | Развитие воздушной струи, артикуляционных упражнений. | Учитель-логопед Салтовская Э.П., воспитатели группы. | |
Январь | ||||
5. | Консультация | Динамика продвижения речевого развития каждого ребенка | Учитель-логопед Салтовская Э.П. | |
Февраль | ||||
6. | Стендовая информация «Развитие внимания и памяти». | Игры, развивающие память и мышление. | Учитель-логопед Салтовская Э.П., воспитатели группы. | |
Март | ||||
7. | Консультации | «Формирование начального детского лексикона». «Как и что читать детям с ОНР». «Учим детей рассказывать». «Роль семьи в воспитании ребёнка с ОНР». | Учитель-логопед Салтовская Э.П. | |
Апрель | ||||
8. | Открытое занятие | Логопедическое занятие для детей и родителей, педагогов сада. | Учитель-логопед Салтовская Э.П. | |
Май | ||||
9. | Собрание «Готовность ребёнка к школе». Итоговый мониторинг коррекционной работы | Подвести итоги за учебный год. Знакомство родителей с мониторингом. | Учитель-логопед Салтовская Э.П. |
Условия реализации программы
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета
1.Неречевые психические процессы:
- развитие слухового внимания: металлофон;
- развитие мышления, зрительного внимания, памяти;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность);
- развитие мелкой моторики;
- пособия и технологии по развитию мелкой моторики.
1.Звукопроизношение:
- развитие речевого дыхания;
- развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- автоматизация и дифференциация звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- пособия и технологии по формированию правильного звукопроизношения;
- пособия и технологии по формированию фонематического восприятия.
3.Обучение элементам грамоты:
- дидактический материал для фронтальных занятий;
- пособия и технологии по подготовке к обучению грамоте.
4.Развитие лексико-грамматического строя речи:
- пособия и технологии по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи.
5.Связная речь:
- Папки по всем лексическим темам.
- Пособия и технологии по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи .
- Рассказы по картинкам: «Курочка ряба», «Теремок», «Времена года» и др.
- Домашний кукольный театр, русские народные сказки.
V. Профилактика и консультативная работа
1. Консультативная помощь родителям детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
2. Консультации для воспитателей, работающих с детьми младшего возраста.
3.Информация для родительских собраний.
[1] Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.
[2]Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи
В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...
Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
Цикл логопедических занятий № 3 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Цикл занятий № 3: «Говорю грамотно» Разработала учитель –логопед Соковых С.В....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....