Дополнительная образовательная программа «Тропинка» Возраст детей: 10-12 лет Срок реализации 2 года
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Мухамедханов Максим Ринатович

Дополнительная образовательная программа «Тропинка» относится к эколого-биологической направленности. Составлена на основе учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова; Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с. И обеспечена учебником И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_tropinka_izmenennyy_.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Утверждено:                                                                                Утверждаю: Председатель Методсовета                                                       Директор

  МБУДОД «ДДТ»                                                              МБУДОД «ДДТ»                 С.А. Кондакова                                                                 Э. Ф. Беляева

                         

Дополнительная образовательная программа  

«Тропинка»

                                                                                                                                               Возраст детей: 10-12 лет

Срок реализации 2 года

Педагог дополнительного образования:

Мухамедханов М.Р

г. Верхний Уфалей

2014 г.


Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Тропинка» относится к эколого-биологической направленности. Составлена на основе учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова; Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с. И обеспечена учебником И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с).

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

У детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

Возраст обучающихся 9-12 лет. Программа кружка «Тропинка» рассчитана на 2 года обучения. 1- й год обучения 136 часов, в неделю 4 часа (1 час равен 45 мин.) Количество обучающихся в группе не менее 10 человек.

Учебная нагрузка 2-го года обучения 204 часа, в неделю 6 часов.

Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. №27 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03.
Формы и режим занятий

Данная программа включает в себя познавательные мероприятия, познавательно-развлекательные мероприятия, практические мероприятия, исследовательские мероприятия.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставит цель знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Тропинка») посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Три лучших ученика будут входить в состав команды для участия на областном конкурсе «Тропинка», лучшие работы будут участвовать в областном конкурсе «Вода на земле» и всероссийском конкурсе «Дети о лесе».

Предусмотрено широкое участие воспитанников в подготовке и проведении массовых праздников: «День птиц», участие в региональных и городских экологических конкурсах  в трудовых операциях: «Муравей», «Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», и др.

В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.

Программа направлена на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  Основу изучения курса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Программа направлена на достижение следующих ЦЕЛЕЙ: 

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты; (т.е. овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной)
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации происходит формирование познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье.
  • социализация обучаемых  вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.

                                                   Ожидаемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Деятельность педагога дополнительного образования должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье – сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Личностными результатами освоения учащимися курса «Тропинка» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

Метапредметными результатами освоения учащимися курса «тропинка» являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической и экологической информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Таким образом можно выделить следующие универсальные виды деятельности:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно.

В диалоге с педагогом совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит дополнительный учебный материал, и прежде всего продуктивные внеклассные занятия, нацеленные на:

осознание роли жизни; 

рассмотрение биологических процессов в развитии; 

использование биологических знаний в быту; 

объяснять мир с точки зрения биологии и экологии. 

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной программы являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии, экологии и региональной географии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Учебно-тематический план

1 года обучения 136 часов (4часа в неделю)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

2.

Тема 1. Природные сообщества

67

3.

Дремучий лес

19

13

6

4.

Бескрайняя степь

16

10

6

Отдых на воде

16

10

6

5.

Зеленые луга

16

10

6

6.

Тема 2. Все обо всем

67

7.

Весна

16

10

6

8.

Лето

18

12

6

9.

Осень

17

11

6

10.

Зима

16

10

6

11.

Итоговое занятие

Годовая аттестация в форме викторины, игры

1

1

Всего часов

136

87

49


Содержание программы 1 года обучения

(136 часа, 4-часов в неделю.)

Содержание разделов

программы

Основное содержание

теоретического материала

по темам

программы

Характеристика

практической деятельности

обучающегося

1

2

3

Вводное занятие, охрана труда (1ч)

Ознакомление с работой кружка, правила поведение в кабинете, на улице и на природе

Тема 1. Природные сообщества (67 часов)

Дремучий лес

Понятие леса, типы лесов (хвойный, смешанный, лиственный), лесообразующие породы. Типичные обитатели лесного сообщества (животные, лесные растения) Ядовитые растения и животные. Лесная аптека

Умение определять типы лесов. Знать название основных лесообразующих пород Челябинской области (сосна, ель, лиственница, пихта), уметь назвать типичных обитателей лесного сообщества. Сформулировать правила пребывания в лесу

Проведение игры «Лесная полянка», «Лесное лукошко»

Бескрайняя степь

Особенности степи. Типичные обитатели  сообщества степи.(Растения и животные)

Умение определять на картинках представителей флоры и фауны степей. Сформулировать правила пребывания в степи. Игра «С высоты птичьего полета»

Отдых на воде

Изучение типов водоемов (озера, старицы, пруды, водохранилища. типичные обитатели водоемов. Подводные и околоводные растения. Животные, ведущие полуводный образ жизни.

Уметь определять естественные и искусственные водоемы, уметь определять по картинкам растения и животных водоемов. Сформулировать правила пребывания у водоемов

Игра «природный аквариум»

Зеленые луга

особенности растений  луга, изучение его обитателей.

Уметь определять на картинках представителей флоры и фауны луга. Сформулировать правила пребывания на лугу. Викторина «Обитатели луга»

Тема 2. Все обо всем (67 часов)

Весна

Изучение жизни растений и животных в весенний период. Первоцветы. Поведение животных. народные приметы.

Уметь определять на картинках весенние растения, знать время их появления.

Знать особенности поведения животных в весенний период.

Лето

Изучение жизни растений и животных в летний период. Цветение растений. Особенности поведения животных в летний период. Живые барометры.

Методом наблюдений выяснить время цветения растений, составить ботанические часы. Провести наблюдение за повадками животных и выявить особенности приспособления к условиям среды.

Осень

Изучение жизни растений и животных в осенний период. Типы плодов. Листопадные и вечнозеленые растения. особенности поведения животных в осенний период, подготовка запасов на зиму, впадание в спячку, Миграция. Оседлые и перелетные птицы .

Собрать коллекцию семян различных растений. Уметь определять растения по семенам и плодам.

Зима

Изучение жизни растений и животных в зимний период.

Изучить разнообразие зимующих животных, оказать посильную помощь для их выживания

Итоговое занятие (1 час)

Годовая аттестация: Проведение интеллектуальной викторины «Своя игра»


Учебно-тематический план

2 года обучения 204 часа (4часа в неделю)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

2.

Биоэкология — наука

о живом мире

12

8

4

3.

Лесные сообщества

25

10

15

4.

Многообразие живых

организмов

25

10

15

5.

Сообщества лугов

25

10

15

6.

Сообщества водных объектов

25

10

15

7.

Сообщества степей

24

10

14

8.

Охраняемые природные территории

22

10

12

9.

Жизнь организмов на планете Земля

32

20

12

Человек на планете

Земля

12

8

4

10.

Итоговое занятие

1

1

Всего часов

204

89

115


Содержание программы 2 года обучения

(204 часа, 6-часов в неделю.)

Содержание разделов

программы

Основное содержание

теоретического материала

по темам

программы

Характеристика

практической деятельности

обучающегося

1

2

3

Вводное занятие, охрана труда (1ч)

Ознакомление с работой кружка, правила поведение в кабинете, на улице и на природе

Тема 1. Биоэкология — наука о живом мире (12 ч)

Биоэкология как наука. Роль биологии и экологии в практической деятельности людей.

Наука о живой природе.

Знакомство с  целями

и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство.  Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология.

Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Давать определение науки биологии.

Называть задачи, стоящие перед учёными-Биологами.

Викторина «Гостинцы на грядке»

Отличительные признаки живых организмов.

Свойства живого.

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой

природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Называть свойства живых организмов.

Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции. Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Методы изучения природы.

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и описывать методы изучения живой природы.

Обсуждать способы оформления результатов исследования.

Тема 2. Лесные сообщества (25 ч)

Лесообразующие породы, виды леса.

Знакомство с видами леса, лесообразующими породами, правилами поведения в лесу, знакомство с обитателями лесов (животными, растениями и грибами), работа с иллюстрациями, гербарием.

Знать виды лесных сообществ, знать и применять на практике правила поведения в лесу, правила ориентирования на местности. Знать основных обитателей лесов (растения и животные).

Правила поведения в лесу

правила безопасного поведения в лесу, ориентирование на местности.

Объяснять и применять на практике полученные знания.

Тема 3. Многообразие живых организмов ( 25ч)

Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Царства живой природы.

Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Объяснять сущность термина «классификация».Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Бактерии. Многообразие бактерий.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.

Называть главные особенности строения бактерий. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов: «автотрофы»,

«гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Различать свойства прокариот и эукариот.

Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот.

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе.

Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Значение бактерий в природе и для человека.

Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерийс растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.

Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве.

Обсуждать значение бактерий для человека.

Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий.

Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Растения.

Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений — спорами. Роль цветковых растенийв жизни человека.

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора».

Определять по рисунку учебника различие

между растениями разных систематических

групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных

систематических групп в жизни человека.

Растения леса

Самостоятельное определение растений по цветным иллюстрациям. Посещение экологической тропы. Определение растений в живой природе (живые объекты, следы, повреждения).

Характеризовать главные признаки растений леса. Различать лекарственные и ядовитые растения.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

 «Знакомство с внешним строением

побегов растения».

Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны.

Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.

Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе

и жизни человека.

Животные.

Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных —гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша

и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека

и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных.

Животные леса

Самостоятельное определение животных по цветным иллюстрациям. Посещение экологической тропы. Определение животных в живой природе (живые объекты, следы, повреждения). Кормление птиц в лесу

Характеризовать главные признаки животных леса. Различать следы животных. Знать особенности питания животных леса.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

 «Наблюдение за передвижением животных».

Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.

Зарисовать общий облик инфузории.

Формулировать вывод о значении движения

для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

Грибы. Многообразие грибов.

Грибы.

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).

Устанавливать сходство гриба с растениями

и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов.

Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

Грибы в лесах Верхнего Уфалея

Изучение разнообразие грибов на территории г. верхний уфалей

Характеризовать главные признаки грибов. Различать съедобные и ядовитые грибы.

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Многообразие и значение грибов.

Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляп ка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы — наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком.

Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Работать в паре — описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин». Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и

для природы.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Лишайники.

Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников  - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Выявлять преимущества симбиотического

организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека.

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе

и жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2.

Опрос учащихся с использованием

итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах.

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.

Тема 3 Сообщества лугов (25 ч)

Виды лугов

Виды лугов. Знакомство с обитателями луга (животные, растения). Работа с иллюстрациями, гербарием

Характеризовать главные признаки сообщества лугов. Различать лекарственные и ядовитые растения.

Растения лугов

Самостоятельное определение растений по цветным иллюстрациям. Посещение экологической тропы

Характеризовать главные признаки растений лугов. Различать лекарственные и ядовитые растения.

Животные лугов

Самостоятельное определение животных по цветным иллюстрациям. Посещение экологической тропы.

Характеризовать главные признаки животных лугов. Различать следы. Знать особенности питания животных лугов.

Тема 4 Сообщества водных объектов (25ч)

Происхождение водных объектов

Происхождение водных объектов, правила поведения на воде, знакомство с обитателями реки (растения и животные). Работа с иллюстрациями, гербарием

Характеризовать главные признаки водных объектов. Различать водные растения. Знать классификацию водных объектов.

Правила поведения на воде

Основы безопасного поведения на воде. Первая помощь утопающим.

Знать и применять на практике правила поведения на воде. Освоить умения оказания первой (доврачебной) медицинской помощи утопающим.

Растения водных объектов

Самостоятельное определение растений по цветным иллюстрациям. Посещение экологической тропы

Характеризовать главные признаки растений водных объектов.

Животные водных объектов

Самостоятельное определение животных по цветным иллюстрациям. Посещение экологической тропы.

Характеризовать главные признаки животных водных объектов. Знать характерные особенности строения и жизнедеятельности водных обитателей.

Тема 5 Сообщества степей (24 ч)

Растения степей

Знакомство с обитателями степей (растения). Работа с иллюстрациями, гербарием

Характеризовать главные признаки растений степей. Различать лекарственные и ядовитые растения.

Животные степей

Знакомство с обитателями степей (животные). Работа с иллюстрациями, гербарием

Характеризовать главные признаки животных степей. Различать следы. Знать особенности жизнедеятельности степных животных.

Тема 6 Охраняемые природные территории (22 ч)

Виды охраняемых природных территорий Челябинской области

Основные виды охраняемых природных территорий России, Челябинской области.

Знать назначения охраняемых природных территорий и режим природопользования. Продемонстрировать знания растений и животных, занесенных в Красную книгу. Уметь определять причины снижения численности редких видов.

Заповедники Челябинской области

Ильменский, Восточно-уральский заповедники

Знать назначения охраняемых природных территорий и режим природопользования. Продемонстрировать знания растений и животных, занесенных в Красную книгу. Уметь определять причины снижения численности редких видов.

Заказники Челябинской области

Анненский заказник, Донгузловский заказник, Кичигинский бор.

Знать назначения охраняемых природных территорий и режим природопользования. Продемонстрировать знания растений и животных, занесенных в Красную книгу. Уметь определять причины снижения численности редких видов.

Памятники природы Челябинской области

Большой камень, Красный камень, г. Шихан, г. Сугомак, пещеры, оз. Иткуль и др.

Знать назначения охраняемых природных территорий и режим природопользования. Продемонстрировать знания растений и животных, занесенных в Красную книгу. Уметь определять причины снижения численности редких видов.

Национальные парки Челябинской области

Таганай, Зюраткуль, Аркаим

Знать назначения охраняемых природных территорий и режим природопользования. Продемонстрировать знания растений и животных, занесенных в Красную книгу. Уметь определять причины снижения численности редких видов.

Тема 6. Жизнь организмов на планете Земля (32 ч)

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Многообразие условий обитания на планете.

Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов —

обитателей этих сред жизни.

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

Влияние экологических факторов на организмы.

Экологические факторы среды.

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Приспособления организмов к жизни в природе.

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Выявлять взаимосвязи между влиянием фак-

торов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания.

Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.

Природные сообщества.

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Объяснять сущность понятий: «производите-

ли», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным

средам обитания.

Природные зоны России.

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Объяснять сущность понятия «природная

зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания.

Жизнь организмов на разных материках.

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии,

Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Характеризовать и сравнивать расположение

и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов

организмов, их приспособленность к среде

обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Описывать свои впечатления от встречи с представителя ми флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Жизнь организмов в морях и океанах.

Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Обобщение и систематизация знаний по теме 3.

Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и малых группах. По строение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике

объектами живого мира. Оценка.

Работать в паре — описывать разнообразие

Живого мира в морях и океанах по рисункам

учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать

роль планктона для других живых организмов.

Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Тема 7. Человек на планете Земля (12 ч)

Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление.

Как появился человек на Земле.

Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие

и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.

Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека

в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития.

Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы.

Как человек изменял природу.

Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим  нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её

сохранения от негативных последствий деятельности человека.

Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, до рог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

Последствия деятельности человека в экосистемах.

Важность охраны живого мира планеты.

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся

в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Сохраним богатство живого мира.

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы.

Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

Проверка знаний учащихся путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблем, заданных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах.

Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы 4.

Итоговый контроль.

Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами.

Приводить примеры заботливого отношения

к растениям и животным.

Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).

Отвечать на итоговые вопросы по теме 4.

Обсуждать проблемные вопросы темы 4 в парах и малых группах.

Систематизировать и обобщать знания по те-

мам курса биологии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение эксперимент.

Экскурсия

«Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».

Обсуждение заданий на лето.

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

Выбирать задание на лето, анализировать его

содержание.

Итоговое занятие (1час)

Годовая аттестация в форме викторины


Формы подведения итогов

реализации дополнительной образовательной программы

1 года обучения

Раздел (тема) курса

Контрольная работа

1

Природные сообщества

Дремучий лес. Уметь определять лесообразующие породы деревьев, знать основных представителей лесного сообщества (растения и животные)

Определять ядовитые растения и грибы

Игра «По лесным тропинкам»

Игра «лесное лукошко»

Бескрайняя степь. Уметь определять представителей растительного и животного  мира степей. Знать основные особенности их приспособления

Игра «С высоты птичьего полета»

Отдых на воде. Уметь определить всех рыб «плавающих» в аквариуме.

Игра «природный аквариум»

Зеленые луга. Уметь ответить на ряд вопросов, связанных с обитателями лугов.

Викторина «Обитатели луга»

Формы подведения итогов

реализации дополнительной образовательной программы

2 года обучения

Раздел (тема) курса

Контрольная работа

Биоэкология — наука

о живом мире

С помощью  вопросов следует выяснить какое из культурных растений является интродуцентом, а какое эндемиком

Викторина «Гостинцы на грядке»

Лесные сообщества

Заслушивая факты об особенностях деревьев следует определить их название

Викторина о деревьях

Многообразие живых

организмов

Заслушивая факты об особенностях животных, следует отличить правду от вымысла

Викторина «Верю-неверю»

Сообщества лугов

Решение заданий для ботаников, зоологов, энтомологов и экологов на тему обитателей лугов

решение заданий по карточкам

Сообщества водных объектов

По правилам игры воспитанники заселяют свое царство водными обитателями, чтобы сохранить равновесие

Игра «День Нептуна»

Сообщества степей

По правилам игры следует представить способы выживания в степи. Добывание воды, еды, лекарств в условиях дикой природы

Игра «Кочевники»

Охраняемые природные территории

Учащиеся представляют доклады о природоохранных территориях Челябинской области

заслушивание докладов

Жизнь организмов на планете Земля

Учащиеся придумывают новый, абсолютно неизвестный науке вид и методом диспута отстаивают его право на существование, благодаря знаниям основ экологии живых организмов

Игра «Популяция»

Человек на планете

Земля

По правилам игры учащи, поделившиеся на командыеся поднимают особо острые экологические проблемы. Ведется диалог между флорой, фауной и человеком.

Ролевая игра Пресс-конференция

Опыты, выполняемые на практических занятиях

.

Название опыта

Оборудование

1

Выявление

свойств

живых

1.

Смена фасоли.

организмов

в

процессе

2.

Банка

прорастания семян

3.

Влажная тряпочка

2

Выращивание плесени на хлебе

1.

Банка с крышкой.

2.

Влажная бумага или тряпочка.

3.

Кусочек хлеба

3

Изучение испарения воды

1.

Бутылка с водой.

листьями

2.

Ветка с листьями.

3.

Одна-две столовые ложки расти-

тельного масла

4

Изучение

направления

роста

1.

Проросшие семена фасоли

корня

(гороха).

2.

Кусок пенопласта.

3.

Булавки (3-4 штуки).

4.

Банка-«колокол», которой

прикрывают пенопласт с

прикреплёнными семенами.

5.Банка  с  влажной  бумагой  или

ватой


Основные требования к уровню подготовки

В результате обучения обучающиеся должны знать: организм – биологическая система, признаки живого организма, общее представление об организмах четырёх царств живой природы. Раскрывать: общие признаки живого организма, создание и функции живого организма, бактерий и грибов, особенности питания , значение дыхания, размножения организмов разных царств живой природы, роль организмов в хозяйственной деятельности человека. Сравнивать: тела живой и неживой природы. Работать: с увеличительными приборами, готовить простейшие микропрепараты и рассматривать их под микроскопом. Ухаживать за декоративными растениями и домашними животными. 

Учащиеся должны уметь: Раскрывать основные гигиенические требования к сохранению здоровья ( соблюдение правил личной гигиены, режима труда и отдыха), вредное действие курения, употребление алкоголя и наркотиков на организм человека. Раскрывать: отличительные признаки растений и животных, царств живой и неживой природы, результаты исторического развития – многообразие растений и животных, их приспособленность к среде обитания. Узнавать: наиболее распространённые виды растений и животных своей местности, культурные растения и домашних животных местности региона.

В результате реализации программы учащиеся должны

- получить представление о лесоводстве, как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, роли лесного хозяйства в этом;

- воспитывать чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;

- углубить теоретические знания об окружающем мире, тесных экологических связях в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах её охраны;

- развивать практические навыки и умения проведения практических и исследовательских работ;

- воспитывать качества рачительного и разумного природопользователя;

- вооружится трудовыми навыками и умениями выполнения лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, предусмотренных трудовым договором, а так же умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений;


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как викторина

Методическое обеспечение образовательного  процесса.

  1. Методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий и т.д.

  1. Технические и информационно-коммуниативных средств обучения:

аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной программы.

  1. Комплекты печатных демонстрационных пособий:

Картотека с заданиями для индивидуального обучения

Натуральные объекты:

  1. Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

  1. Приборы

Раздаточные

Для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе

Лупа ручная

Лупа препаровальная

Микроскоп

  1. Красная книга Челябинской области

  1. Дидактические материалы
  2. Экранно-звуковые средства обучения Учебные видеофильмы:

 «Зоология. Млекопитающие» «Дикая природа BBC»

«Зоология. Птицы»


Литература для педагога:

Закон РФ «Об образовании»; ФГОС (базовый уровни);

Примерной программы по биологии (базовый уровнь); Требования к оснащению учебного процесса по биологии;

Федеральный перечень учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с.

Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа; «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000

Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000

Дополнительная литература для учащихся:

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1.

– М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с. Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год; «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.:

Аванта +, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Программа для детей с общим недоразвитием речи «Говорим красиво» (возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)

Программа включает содержание методического пособия «Развитие речемыслительных способностей детей с ОНР на логопедических занятиях,  как одно из условийформирования предпосылок к учебной деятельн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Скрапбукинг» для детей 10-13 лет Срок реализации: 1 год

Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Капелька» (для обучающихся 5-7 лет) Срок реализации программы - 1 год.

Цель программы: создание условий для социального, культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в системе дополнительного образования. Задачи программы:□...

дополнительная общеобразовательная программа "Батик" Возраст детей: 7–14лет Срок реализации: 3 года

Программа для дополнительного образования детей . Уровень освоения программаы ознакомительный. Способствует расширению и углублению знаний, полученных на уроках изобразительного искусства.Осносное нап...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 7-9 лет, срок реализации: 3 года)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 7-9 лет, срок реализации: 3 года)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 10-12 лет, срок реализации: 3 года)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 10-12 лет, срок реализации: 3 года)...