Дополнительная образовательная программа «Тропинка» Возраст детей: 10-12 лет Срок реализации 2 года
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа «Тропинка» относится к эколого-биологической направленности. Составлена на основе учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова; Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с. И обеспечена учебником И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tropinka_izmenennyy_.doc | 309.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Утверждено: Утверждаю: Председатель Методсовета Директор
МБУДОД «ДДТ» МБУДОД «ДДТ» С.А. Кондакова Э. Ф. Беляева
Дополнительная образовательная программа
«Тропинка»
Возраст детей: 10-12 лет
Срок реализации 2 года
Педагог дополнительного образования:
Мухамедханов М.Р
г. Верхний Уфалей
2014 г.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Тропинка» относится к эколого-биологической направленности. Составлена на основе учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова; Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с. И обеспечена учебником И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с).
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
У детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.
Возраст обучающихся 9-12 лет. Программа кружка «Тропинка» рассчитана на 2 года обучения. 1- й год обучения 136 часов, в неделю 4 часа (1 час равен 45 мин.) Количество обучающихся в группе не менее 10 человек.
Учебная нагрузка 2-го года обучения 204 часа, в неделю 6 часов.
Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. №27 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03.
Формы и режим занятий
Данная программа включает в себя познавательные мероприятия, познавательно-развлекательные мероприятия, практические мероприятия, исследовательские мероприятия.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставит цель знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Тропинка») посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Три лучших ученика будут входить в состав команды для участия на областном конкурсе «Тропинка», лучшие работы будут участвовать в областном конкурсе «Вода на земле» и всероссийском конкурсе «Дети о лесе».
Предусмотрено широкое участие воспитанников в подготовке и проведении массовых праздников: «День птиц», участие в региональных и городских экологических конкурсах в трудовых операциях: «Муравей», «Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», и др.
В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.
Программа направлена на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Программа направлена на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; (т.е. овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной)
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации происходит формирование познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье.
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
Ожидаемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Деятельность педагога дополнительного образования должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье – сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Личностными результатами освоения учащимися курса «Тропинка» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника
Метапредметными результатами освоения учащимися курса «тропинка» являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической и экологической информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Таким образом можно выделить следующие универсальные виды деятельности:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
В диалоге с педагогом совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит дополнительный учебный материал, и прежде всего продуктивные внеклассные занятия, нацеленные на:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии и экологии.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной программы являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии, экологии и региональной географии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Учебно-тематический план
1 года обучения 136 часов (4часа в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Тема 1. Природные сообщества | 67 | ||
3. | Дремучий лес | 19 | 13 | 6 |
4. | Бескрайняя степь | 16 | 10 | 6 |
Отдых на воде | 16 | 10 | 6 | |
5. | Зеленые луга | 16 | 10 | 6 |
6. | Тема 2. Все обо всем | 67 | ||
7. | Весна | 16 | 10 | 6 |
8. | Лето | 18 | 12 | 6 |
9. | Осень | 17 | 11 | 6 |
10. | Зима | 16 | 10 | 6 |
11. | Итоговое занятие Годовая аттестация в форме викторины, игры | 1 | 1 | |
Всего часов | 136 | 87 | 49 |
Содержание программы 1 года обучения
(136 часа, 4-часов в неделю.)
Содержание разделов программы | Основное содержание теоретического материала по темам программы | Характеристика практической деятельности обучающегося |
1 | 2 | 3 |
Вводное занятие, охрана труда (1ч) Ознакомление с работой кружка, правила поведение в кабинете, на улице и на природе | ||
Тема 1. Природные сообщества (67 часов) | ||
Дремучий лес | Понятие леса, типы лесов (хвойный, смешанный, лиственный), лесообразующие породы. Типичные обитатели лесного сообщества (животные, лесные растения) Ядовитые растения и животные. Лесная аптека | Умение определять типы лесов. Знать название основных лесообразующих пород Челябинской области (сосна, ель, лиственница, пихта), уметь назвать типичных обитателей лесного сообщества. Сформулировать правила пребывания в лесу Проведение игры «Лесная полянка», «Лесное лукошко» |
Бескрайняя степь | Особенности степи. Типичные обитатели сообщества степи.(Растения и животные) | Умение определять на картинках представителей флоры и фауны степей. Сформулировать правила пребывания в степи. Игра «С высоты птичьего полета» |
Отдых на воде | Изучение типов водоемов (озера, старицы, пруды, водохранилища. типичные обитатели водоемов. Подводные и околоводные растения. Животные, ведущие полуводный образ жизни. | Уметь определять естественные и искусственные водоемы, уметь определять по картинкам растения и животных водоемов. Сформулировать правила пребывания у водоемов Игра «природный аквариум» |
Зеленые луга | особенности растений луга, изучение его обитателей. | Уметь определять на картинках представителей флоры и фауны луга. Сформулировать правила пребывания на лугу. Викторина «Обитатели луга» |
Тема 2. Все обо всем (67 часов) | ||
Весна | Изучение жизни растений и животных в весенний период. Первоцветы. Поведение животных. народные приметы. | Уметь определять на картинках весенние растения, знать время их появления. Знать особенности поведения животных в весенний период. |
Лето | Изучение жизни растений и животных в летний период. Цветение растений. Особенности поведения животных в летний период. Живые барометры. | Методом наблюдений выяснить время цветения растений, составить ботанические часы. Провести наблюдение за повадками животных и выявить особенности приспособления к условиям среды. |
Осень | Изучение жизни растений и животных в осенний период. Типы плодов. Листопадные и вечнозеленые растения. особенности поведения животных в осенний период, подготовка запасов на зиму, впадание в спячку, Миграция. Оседлые и перелетные птицы . | Собрать коллекцию семян различных растений. Уметь определять растения по семенам и плодам. |
Зима | Изучение жизни растений и животных в зимний период. | Изучить разнообразие зимующих животных, оказать посильную помощь для их выживания |
Итоговое занятие (1 час) Годовая аттестация: Проведение интеллектуальной викторины «Своя игра» |
Учебно-тематический план
2 года обучения 204 часа (4часа в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Биоэкология — наука о живом мире | 12 | 8 | 4 |
3. | Лесные сообщества | 25 | 10 | 15 |
4. | Многообразие живых организмов | 25 | 10 | 15 |
5. | Сообщества лугов | 25 | 10 | 15 |
6. | Сообщества водных объектов | 25 | 10 | 15 |
7. | Сообщества степей | 24 | 10 | 14 |
8. | Охраняемые природные территории | 22 | 10 | 12 |
9. | Жизнь организмов на планете Земля | 32 | 20 | 12 |
Человек на планете Земля | 12 | 8 | 4 | |
10. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Всего часов | 204 | 89 | 115 |
Содержание программы 2 года обучения
(204 часа, 6-часов в неделю.)
Содержание разделов программы | Основное содержание теоретического материала по темам программы | Характеристика практической деятельности обучающегося |
1 | 2 | 3 |
Вводное занятие, охрана труда (1ч) Ознакомление с работой кружка, правила поведение в кабинете, на улице и на природе | ||
Тема 1. Биоэкология — наука о живом мире (12 ч) | ||
Биоэкология как наука. Роль биологии и экологии в практической деятельности людей. | Наука о живой природе. Знакомство с целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология. | Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов? Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение науки биологии. Называть задачи, стоящие перед учёными-Биологами. Викторина «Гостинцы на грядке» |
Отличительные признаки живых организмов. | Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. | Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции. Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. | Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и описывать методы изучения живой природы. Обсуждать способы оформления результатов исследования. |
Тема 2. Лесные сообщества (25 ч) | ||
Лесообразующие породы, виды леса. | Знакомство с видами леса, лесообразующими породами, правилами поведения в лесу, знакомство с обитателями лесов (животными, растениями и грибами), работа с иллюстрациями, гербарием. | Знать виды лесных сообществ, знать и применять на практике правила поведения в лесу, правила ориентирования на местности. Знать основных обитателей лесов (растения и животные). |
Правила поведения в лесу | правила безопасного поведения в лесу, ориентирование на местности. | Объяснять и применять на практике полученные знания. |
Тема 3. Многообразие живых организмов ( 25ч) | ||
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. | Царства живой природы. Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. | Объяснять сущность термина «классификация».Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. |
Бактерии. Многообразие бактерий. | Бактерии: строение и жизнедеятельность. Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах. | Называть главные особенности строения бактерий. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника. Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Различать свойства прокариот и эукариот. Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. |
Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и жизни человека. | Значение бактерий в природе и для человека. Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерийс растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями. | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве. Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий. |
Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека. | Растения. Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений — спорами. Роль цветковых растенийв жизни человека. | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора». Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека. |
Растения леса | Самостоятельное определение растений по цветным иллюстрациям. Посещение экологической тропы. Определение растений в живой природе (живые объекты, следы, повреждения). | Характеризовать главные признаки растений леса. Различать лекарственные и ядовитые растения. |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | «Знакомство с внешним строением побегов растения». | Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. |
Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. | Животные. Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных —гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. |
Животные леса | Самостоятельное определение животных по цветным иллюстрациям. Посещение экологической тропы. Определение животных в живой природе (живые объекты, следы, повреждения). Кормление птиц в лесу | Характеризовать главные признаки животных леса. Различать следы животных. Знать особенности питания животных леса. |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | «Наблюдение за передвижением животных». | Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Зарисовать общий облик инфузории. Формулировать вывод о значении движения для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. |
Грибы. Многообразие грибов. | Грибы. Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза). | Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами. |
Грибы в лесах Верхнего Уфалея | Изучение разнообразие грибов на территории г. верхний уфалей | Характеризовать главные признаки грибов. Различать съедобные и ядовитые грибы. |
Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. | Многообразие и значение грибов. Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляп ка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы — наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком. | Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Работать в паре — описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин». Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы. |
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. | Лишайники. Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха. | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека |
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека. | Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2. Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах. Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала. |
Тема 3 Сообщества лугов (25 ч) | ||
Виды лугов | Виды лугов. Знакомство с обитателями луга (животные, растения). Работа с иллюстрациями, гербарием | Характеризовать главные признаки сообщества лугов. Различать лекарственные и ядовитые растения. |
Растения лугов | Самостоятельное определение растений по цветным иллюстрациям. Посещение экологической тропы | Характеризовать главные признаки растений лугов. Различать лекарственные и ядовитые растения. |
Животные лугов | Самостоятельное определение животных по цветным иллюстрациям. Посещение экологической тропы. | Характеризовать главные признаки животных лугов. Различать следы. Знать особенности питания животных лугов. |
Тема 4 Сообщества водных объектов (25ч) | ||
Происхождение водных объектов | Происхождение водных объектов, правила поведения на воде, знакомство с обитателями реки (растения и животные). Работа с иллюстрациями, гербарием | Характеризовать главные признаки водных объектов. Различать водные растения. Знать классификацию водных объектов. |
Правила поведения на воде | Основы безопасного поведения на воде. Первая помощь утопающим. | Знать и применять на практике правила поведения на воде. Освоить умения оказания первой (доврачебной) медицинской помощи утопающим. |
Растения водных объектов | Самостоятельное определение растений по цветным иллюстрациям. Посещение экологической тропы | Характеризовать главные признаки растений водных объектов. |
Животные водных объектов | Самостоятельное определение животных по цветным иллюстрациям. Посещение экологической тропы. | Характеризовать главные признаки животных водных объектов. Знать характерные особенности строения и жизнедеятельности водных обитателей. |
Тема 5 Сообщества степей (24 ч) | ||
Растения степей | Знакомство с обитателями степей (растения). Работа с иллюстрациями, гербарием | Характеризовать главные признаки растений степей. Различать лекарственные и ядовитые растения. |
Животные степей | Знакомство с обитателями степей (животные). Работа с иллюстрациями, гербарием | Характеризовать главные признаки животных степей. Различать следы. Знать особенности жизнедеятельности степных животных. |
Тема 6 Охраняемые природные территории (22 ч) | ||
Виды охраняемых природных территорий Челябинской области | Основные виды охраняемых природных территорий России, Челябинской области. | Знать назначения охраняемых природных территорий и режим природопользования. Продемонстрировать знания растений и животных, занесенных в Красную книгу. Уметь определять причины снижения численности редких видов. |
Заповедники Челябинской области | Ильменский, Восточно-уральский заповедники | Знать назначения охраняемых природных территорий и режим природопользования. Продемонстрировать знания растений и животных, занесенных в Красную книгу. Уметь определять причины снижения численности редких видов. |
Заказники Челябинской области | Анненский заказник, Донгузловский заказник, Кичигинский бор. | Знать назначения охраняемых природных территорий и режим природопользования. Продемонстрировать знания растений и животных, занесенных в Красную книгу. Уметь определять причины снижения численности редких видов. |
Памятники природы Челябинской области | Большой камень, Красный камень, г. Шихан, г. Сугомак, пещеры, оз. Иткуль и др. | Знать назначения охраняемых природных территорий и режим природопользования. Продемонстрировать знания растений и животных, занесенных в Красную книгу. Уметь определять причины снижения численности редких видов. |
Национальные парки Челябинской области | Таганай, Зюраткуль, Аркаим | Знать назначения охраняемых природных территорий и режим природопользования. Продемонстрировать знания растений и животных, занесенных в Красную книгу. Уметь определять причины снижения численности редких видов. |
Тема 6. Жизнь организмов на планете Земля (32 ч) | ||
Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Многообразие условий обитания на планете. Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни. | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. |
Влияние экологических факторов на организмы. | Экологические факторы среды. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. | Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора. |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. | Приспособления организмов к жизни в природе. Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений. | Выявлять взаимосвязи между влиянием фак- торов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов. Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания. |
Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. | Природные сообщества. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ. | Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Объяснять сущность понятий: «производите- ли», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей. |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания. | Природные зоны России. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. | Объяснять сущность понятия «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы |
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания. | Жизнь организмов на разных материках. Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Описывать свои впечатления от встречи с представителя ми флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. |
Жизнь организмов в морях и океанах. Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. Обобщение и систематизация знаний по теме 3. Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и малых группах. По строение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценка. | Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы. | |
Тема 7. Человек на планете Земля (12 ч) | ||
Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. | Как появился человек на Земле. Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни. | Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития. |
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. | Как человек изменял природу. Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека. | Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, до рог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. |
Последствия деятельности человека в экосистемах. | Важность охраны живого мира планеты. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. | Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. |
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. | Сохраним богатство живого мира. Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. Обобщение и систематизация знаний по теме 4. Проверка знаний учащихся путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблем, заданных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах. Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы 4. Итоговый контроль. Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). Отвечать на итоговые вопросы по теме 4. Обсуждать проблемные вопросы темы 4 в парах и малых группах. Систематизировать и обобщать знания по те- мам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение эксперимент. | Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира». Обсуждение заданий на лето. | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание. |
Итоговое занятие (1час) Годовая аттестация в форме викторины |
Формы подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы
1 года обучения
№ | Раздел (тема) курса | Контрольная работа |
1 | Природные сообщества | |
Дремучий лес. Уметь определять лесообразующие породы деревьев, знать основных представителей лесного сообщества (растения и животные) Определять ядовитые растения и грибы | Игра «По лесным тропинкам» Игра «лесное лукошко» | |
Бескрайняя степь. Уметь определять представителей растительного и животного мира степей. Знать основные особенности их приспособления | Игра «С высоты птичьего полета» | |
Отдых на воде. Уметь определить всех рыб «плавающих» в аквариуме. | Игра «природный аквариум» | |
Зеленые луга. Уметь ответить на ряд вопросов, связанных с обитателями лугов. | Викторина «Обитатели луга» |
Формы подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы
2 года обучения
№ | Раздел (тема) курса | Контрольная работа |
Биоэкология — наука о живом мире С помощью вопросов следует выяснить какое из культурных растений является интродуцентом, а какое эндемиком | Викторина «Гостинцы на грядке» | |
Лесные сообщества Заслушивая факты об особенностях деревьев следует определить их название | Викторина о деревьях | |
Многообразие живых организмов Заслушивая факты об особенностях животных, следует отличить правду от вымысла | Викторина «Верю-неверю» | |
Сообщества лугов Решение заданий для ботаников, зоологов, энтомологов и экологов на тему обитателей лугов | решение заданий по карточкам | |
Сообщества водных объектов По правилам игры воспитанники заселяют свое царство водными обитателями, чтобы сохранить равновесие | Игра «День Нептуна» | |
Сообщества степей По правилам игры следует представить способы выживания в степи. Добывание воды, еды, лекарств в условиях дикой природы | Игра «Кочевники» | |
Охраняемые природные территории Учащиеся представляют доклады о природоохранных территориях Челябинской области | заслушивание докладов | |
Жизнь организмов на планете Земля Учащиеся придумывают новый, абсолютно неизвестный науке вид и методом диспута отстаивают его право на существование, благодаря знаниям основ экологии живых организмов | Игра «Популяция» | |
Человек на планете Земля По правилам игры учащи, поделившиеся на командыеся поднимают особо острые экологические проблемы. Ведется диалог между флорой, фауной и человеком. | Ролевая игра Пресс-конференция |
Опыты, выполняемые на практических занятиях
.
№ | Название опыта | Оборудование | |||||
1 | Выявление | свойств | живых | 1. | Смена фасоли. | ||
организмов | в | процессе | 2. | Банка | |||
прорастания семян | 3. | Влажная тряпочка | |||||
2 | Выращивание плесени на хлебе | 1. | Банка с крышкой. | ||||
2. | Влажная бумага или тряпочка. | ||||||
3. | Кусочек хлеба | ||||||
3 | Изучение испарения воды | 1. | Бутылка с водой. | ||||
листьями | 2. | Ветка с листьями. | |||||
3. | Одна-две столовые ложки расти- | ||||||
тельного масла | |||||||
4 | Изучение | направления | роста | 1. | Проросшие семена фасоли | ||
корня | (гороха). | ||||||
2. | Кусок пенопласта. | ||||||
3. | Булавки (3-4 штуки). | ||||||
4. | Банка-«колокол», которой | ||||||
прикрывают пенопласт с | |||||||
прикреплёнными семенами. | |||||||
5.Банка с влажной бумагой или | |||||||
ватой |
Основные требования к уровню подготовки
В результате обучения обучающиеся должны знать: организм – биологическая система, признаки живого организма, общее представление об организмах четырёх царств живой природы. Раскрывать: общие признаки живого организма, создание и функции живого организма, бактерий и грибов, особенности питания , значение дыхания, размножения организмов разных царств живой природы, роль организмов в хозяйственной деятельности человека. Сравнивать: тела живой и неживой природы. Работать: с увеличительными приборами, готовить простейшие микропрепараты и рассматривать их под микроскопом. Ухаживать за декоративными растениями и домашними животными.
Учащиеся должны уметь: Раскрывать основные гигиенические требования к сохранению здоровья ( соблюдение правил личной гигиены, режима труда и отдыха), вредное действие курения, употребление алкоголя и наркотиков на организм человека. Раскрывать: отличительные признаки растений и животных, царств живой и неживой природы, результаты исторического развития – многообразие растений и животных, их приспособленность к среде обитания. Узнавать: наиболее распространённые виды растений и животных своей местности, культурные растения и домашних животных местности региона.
В результате реализации программы учащиеся должны
- получить представление о лесоводстве, как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, роли лесного хозяйства в этом;
- воспитывать чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;
- углубить теоретические знания об окружающем мире, тесных экологических связях в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах её охраны;
- развивать практические навыки и умения проведения практических и исследовательских работ;
- воспитывать качества рачительного и разумного природопользователя;
- вооружится трудовыми навыками и умениями выполнения лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, предусмотренных трудовым договором, а так же умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений;
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как викторина
Методическое обеспечение образовательного процесса.
- Методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий и т.д.
- Технические и информационно-коммуниативных средств обучения:
аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной программы.
- Комплекты печатных демонстрационных пособий:
Картотека с заданиями для индивидуального обучения
Натуральные объекты:
- Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
- Приборы
Раздаточные
Для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе
Лупа ручная
Лупа препаровальная
Микроскоп
- Красная книга Челябинской области
«Зоология. Млекопитающие» «Дикая природа BBC»
«Зоология. Птицы»
Литература для педагога:
Закон РФ «Об образовании»; ФГОС (базовый уровни);
Примерной программы по биологии (базовый уровнь); Требования к оснащению учебного процесса по биологии;
Федеральный перечень учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа; «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000
Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000
Дополнительная литература для учащихся:
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1.
– М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с. Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год; «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.:
Аванта +, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...
Программа для детей с общим недоразвитием речи «Говорим красиво» (возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)
Программа включает содержание методического пособия «Развитие речемыслительных способностей детей с ОНР на логопедических занятиях, как одно из условийформирования предпосылок к учебной деятельн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Скрапбукинг» для детей 10-13 лет Срок реализации: 1 год
Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Капелька» (для обучающихся 5-7 лет) Срок реализации программы - 1 год.
Цель программы: создание условий для социального, культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в системе дополнительного образования. Задачи программы:□...
дополнительная общеобразовательная программа "Батик" Возраст детей: 7–14лет Срок реализации: 3 года
Программа для дополнительного образования детей . Уровень освоения программаы ознакомительный. Способствует расширению и углублению знаний, полученных на уроках изобразительного искусства.Осносное нап...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 7-9 лет, срок реализации: 3 года)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 7-9 лет, срок реализации: 3 года)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 10-12 лет, срок реализации: 3 года)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 10-12 лет, срок реализации: 3 года)...