Кулинария: Технология приготовления пищи
учебно-методический материал по технологии (6 класс) по теме
Активные методы обучения. Урок кулинарии Технология приготовления пищи. "Блюда из овощей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_bolsunova_n.n.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема программы: Кулинария: Технология приготовления пищи
Тема урока: «Блюда из овощей»
Цели урока:
Развитие творческого потенциала у учащихся.
Развитие коллективизма и навыков общения.
Активизация познавательной деятельности.
Воспитание культуры труда и питания.
Задачи:
- Дать учащимся конкретное представление о видах овощей, о содержании в них полезных веществ.
- Дать представление о правилах первичной обработки всех видов овощей; пищевой ценности, способах использования, рецептуре овощных блюд
- Научить правилам нарезки овощей
- Привить навыки безопасной работы с режущими инструментами.
Методическое обеспечение:
инструкционные карточки о пищевой ценности овощей,
инструкционные карточки о способах украшения готовых блюд,
плакат «Пищевые вещества»,
Материально-техническое оснащение:
-столовые инструменты и приспособления
-столовая посуда
Этап урока | Задачи этапа | Межпредметные связи | Дидактические средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Постановка темы и цели урока | ||||
2. Мотивация всех участников образовательного процесса | Биология медицина | презентация | Сообщение сведений о пользе овощей | - | |
3. Групповая работа учащихся по изучению полезных свойств овощей | Визуализация проставляемого материала | Биология кулинария | Дидактические карточки | контроль | Выступление учащихся с сообщениями. (презентации) 1 группа: Огурец, Баклажан. 2 группа: Редиска, Капуста. 3 группа: Горох картофель |
4. Групповая работа учащихся по составлению загадок об овощах. (игровой, соревновательный этап урока | -Привить навыки безопасной работы с режущими инструментами. -Научить правилам нарезки овощей | ИЗО кулинария |
плакат «Пищевые вещества» | -Знакомство с правилами безопасной работы с режущими инструментами. -Иллюстрированный показ правильной нарезки овощей. | Каждая группа готовит загадки об овощах для соперников. |
5. Практическая работа учащихся по приготовлению салатов из овощей Работа в группах | Воспитание культуры труда и питания. | Т\Б |
плакат «Пищевые вещества» | контроль | Работа в группах Практическая работа: 1.«Нарезка салатов» 2. Декоративное оформление салатов. (Мухомор Зайчик Крокодил Лягушата Птичка Поросенок) На выбор. |
6 .Подведение итогов урока | Подвести итог урока. Назвать группу - победитель | кулинария | Блюда выполненные группами учащихся. плакат с изображением кустика и помидоры из цветной бумаги (зеленый, желтый и красный) | Подводит итог урока. Называет группу – победитель | Каждый из учащихся оценивает свой вклад в работу группы: наклеивая помидоры изготовленные Из цветной бумаги, на плакат с изображением кустика. Зеленый помидор не доволен, сделал не все, что мог. Желтый – мог бы лучше; Красный сделал все, что в моих силах для успеха группы. |
7. Эмоциональная разминка | дегустация блюд. | контроль | Учащиеся производят дегустацию блюд. | ||
8. Домашнее задание. Уборка кабинета | Объявляет д\з. | Записывают д\з. Дежурные убирают кабинет |
Ход урока:
I.Организационный момент.
Постановка темы и целей урока
Планирование результатов.
II Мотивация всех участников образовательного процесса.
Сообщение сведений о пользе овощей.
Поговорим о пользе овощей.
Летом и осенью необходимо обязательно запастись витаминами. которые в изобилии содержатся в свежих фруктах и овощах. Грех не воспользоваться таким природным богатством- это залог правильного питания!
Овощи- один из главных источников витаминов. И не только, это еще и масса углеводов, органических веществ, полисахаридов и минеральных элементов. Особенно необходимы овощные блюда людям, ведущим малоподвижный образ жизни, так как овощи нормализуют жировой обмен, выводят из организма холестерин. Гарниры из овощей к жирным мясным и рыбным блюдам чрезвычайно полезны, поскольку это активизирует деятельность пищеварительных желез. Польза овощей заключается также в нормализации обменных процессов.
III Групповая работа учащихся по изучению полезных свойств овощей.
Эффективное сотрудничество в групповой работе обеспечивает качественное формирование новых знаний, умений, качеств, активное развитие социальных навыков у обучающихся.
Визуализация представляемого материала посредством карточек о пользе овощей.
Огурец.
Огурец выращивают на всех континентах, наиболее широко в Китае, России, Японии, США, Турции, странах центральной Европы. В культуре свыше 5000 лет. Родина-Индия и Китай.
Возделывался в странах античного мира(римляне умели выращивать его и в парниках).
К славянам попал из Византии. В России широко выращивается с 16 века. Сразу стал одной из ведущих культур (после репы редьки, гороха, лука). Летом огурцы ели с квасом и луком (основа современной окрошки),на зиму засаливали. На огуречном рассоле варили мясной суп, заправленный кореньями и специями (так называемая черная уха). С появлением парников и теплиц, огурцы стали выращивать повсеместно, даже в Заполярье.
У огурцов приятный вкус и тонкий аромат, что в совокупности дает ощущение свежести,
Возбуждает аппетит, улучшает вкус других блюд. В них много воды(95-98%),но растворенные в ней минеральные соли находятся в столь удачном сочетании, что полезность огурцов как продукта повседневного и лечебно-профилактического питания трудно переоценить. В огурцах содержатся также витамины ( в небольшом количестве) и микроэлементы
,в том числе йод. Они оказывают лечебный эффект при подагре, сахарном диабете , ожирении, заболеваниях щитовидной железы, препятствуют возникновению желчно и почечнокаменной болезни, отложению солей в суставах, обладают слабительным и мочегонным действием.
Огуречный сок снимает воспаление, смягчает и отбеливает кожу лица. На его основе созданы популярные косметические кремы и лосьоны.
Баклажан
Баклажан, многолетнее растение семейства пасленовых. Стебель прямостоячий, сравнительно толстый, высотой до 70 см и боле. Листья крупные, простые, овальные перистолопастные или цельные, зеленые или фиолетовые. На одном растении образуется несколько плодов разной формы, окраски и величины.
В диком виде баклажан произрастает в Южной Азии(Индия, Бирма),где зародился в глубокой древности. В Европу был завезен арабами в 8 в., но до 18 в. Возделывался как лекарственное растение. В Россию завезен в 7-18 вв. из Средней Азии и с Кавказа. Как овощное растение широко возделывается в странах с теплым и жарким климатом, популярен в Италии и Испании, но особенно во Франции и Болгарии, откуда баклажаны экспортируются во многие страны. В России выращивается как однолетняя культура на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье, в средней полосе- в защищенном грунте. Плоды баклажана содержат белки, углеводы, витамины С,В1,каротин,соли калия, железа и др.Они не только питательны, но и снижают уровень холестерина в крови, полезны при атеросклерозе и сахарном диабете, рекомендуется при малокровии, сердечно-сосудистых заболеваниях, болезнях почек.
В пищу употребляют недозрелые плоды с фиолетовой окраской, когда в них понижается содержание дубильных веществ и повышается количество сахаров.
Баклажаны используют в тушеном, печеном жареном, соленом и маринованном виде. Особенно вкусна икра, приготовленная из печеных плодов. При обработке плоды тщательно моют но не чистят. Употреблять их в сыром виде не принято, но допустимо.
Редиска
В мякоти редиски содержится большое количество клетчатки, пектина и минеральных солее .Из-за большого содержания железа в легко усвояемой форме, редиска способствует процессу кроветворения, повышает гемоглобин. Пучок редиски по содержанию витамина С заменяет половину лимона, три помидора и десяток слив. Редиска замечательно влияет на аппетит. Ферменты помогают лучше усваивать белковую пищу, ускоряют обмен веществ. Острый запах и вкус редиски выделяется благодаря органическим кислотам и эфирному маслу.
Капуста.
Огромное содержание клетчатки и воды, а также низкая пищевая ценность, делают капусту неизменным овощем всех людей с лишним весом. Листья капусты накладывают при ушибах, воспалении суставов и мягких тканей. Сок квашеной капусты, из-за большого содержания молочной кислоты, регулирует содержание сахара в крови и необходим при сахарном диабете. Капустный сок также помогает при бессоннице. Употребление капусты в пищу позитивно сказывается на развитие полезной микрофлоры кишечника. Крайне полезно есть капусту при подагре и желчнокаменной болезни. Ферменты капусты убивают туберкулезную палочку и других болезнетворных микробов.
Горох.
Горох ценится благодаря большому содержанию белка. Его в горохе почти столько же, как и в говядине. Но в отличие от мясного белка, он гораздо легче усваивается ,богат углеводами и микроэлементами. Зеленый горох содержит витамины группы В, каротин, витамины С и РР. Горох обязательно должен быть включен в рацион сердечнососудистых больных, так как содержит вещества, влияющие на расщепление и синтез аминокислот. Нехватка этого витамина может вызвать дерматит. Из-за селена горох считается антиканцерогенным средством, блокирующим поступление в организм радиоактивных металлов. в народной медицине отвар ботвы и плодов гороха используют для растворения камней в почках .Горох снижает вероятность онкологических заболеваний, инфаркта, гипертонии. Употребление его замедляет процесс старения кожи и всего организма.
Картофель
Картофель является одним из основных поставщиков минеральных веществ нашего организма.70 процентов всех минеральных веществ картофеля-соли калия, они незаменимы для человека, способствуют выведению воды и соли из организма, чем регулируют процессы обмена. В клубнях картофеля содержатся такие элементы, как железо,фосфор,йод,натрий,кальций,марганец,медь,инк,никель,кобальт и бор. Картофель в тоже время самый калорийный овощ. Высокую питательность картофелю придает крахмал .Во время расщепления в кишечнике, крахмал превращается в глюкозу, которая разносится по всему организму. В клетках глюкоза сгорает, освобождая энергию для работы организма. Белки картофеля самые полноценные из всех существующих растительных белков ,в них есть все незаменимые аминокислоты.
IV групповая работа учащихся по составлению загадок об овощах.
каждая группа готовит загадки об овощах для соперников. Этот этап урока носит игровой, соревновательный характер.
Загадки об овощах:
Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная…
(Картошка)
Старый дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…
(Капуста)
И зелен, и густ, на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом…
(Картошка)
Заставит плакать всех вокруг.
Хоть он и не драчун, а…
(Лук)
Хотя я сахарной зовусь, но от дождя Яне размокла.
Крупна, кругла ,сладка на вкус.
Узнали вы, кто я…
(Свекла)
Красный нос в землю врос,
а зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)
Пришла Таня в Желтом сарафане,
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
(Луковица)
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус как сахар сладкая.
(Морковь)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда-
Треснул домик гладкий,
поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(горох)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(огурец)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные ,да круглые,
Вот такие крупные.
Летом зеленеют,
к осени краснеют.
(помидоры)
Голова на ножке, в голове горошки.
(горох)
Желта, а не масло
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(репка)
Щеки розовы, нос белый,
в темноте сижу день целый,
а рубашка зелена,
вся на солнышке она.
(редиска)
V Практическая работа учащихся по приготовлению салатов из овощей.
Групповая форма организации работы.
Этот этап урока носит практическую направленность, здесь используются знания и опыт всех обучающихся .
Варианты декоративного оформления салатов
Мухоморы
Обрежьте сваренное вкрутую яйцо
обеих сторон и нарежьте тонкими
ломтиками.
Насадкой для кулинарного шприца
вырежьте из этих ломтиков маленькие
кружочки. Отложите их в сторону: они
послужат украшением шляпки мухомора.
Разрежьте твердый помидор на две
Неравные части. Та, что побольше, станет
шляпкой гриба.
Сделайте в шляпке небольшую выемку и
Вставьте «ножку» гриба из вареного яйца.
С помощью ножа разместите на
Помидоре белые кружочки. Добавьте
листья салата.
Зайчик
Срезать с боковой стороны яйца
Небольшой кусочек.
Вырезать из него ножом «ушки» в виде
Латинской буквы v.
В самой узкой части сделайте надрез,
Куда вставьте «ушки» зайчика.
Нарисуйте томатной пастой «глазки»,а
Подкрашенным майонезом «усы».
Крокодил
С одного конца огурца сделайте вырез углом.
Удалите вырезанный треугольник.
Ножом в выемке обозначьте «зубы».
Вырежьте хвост крокодила со скошенным
краем. Сделайте ножом углубления для глаз.
Вставьте в эти углубления кусочки яичного
Белка и маленькие кружочки из маслин.
Язык можно сделать из кусочка помидора.
Лягушата
Срежьте основание яйца, в верхней
части сделайте вырез.
Вставьте в него кусочек помидора
«язычок».Вырежьте углубление для
глаз.
Вставьте в них две зеленые
горошины. Из лука-порея сделайте «лапки».
Из другого яйца сделайте
«кувшинку», поставив его на листья
Кресс-салата.
Птичка.
Срежьте основание помидора.
С помощью палочки для оливок
прикрепите темно-синюю виноградину
или маслину.
Из репы вырежьте хвост и крылья,
воткните их в боковые надрезы помидора.
Глаза выполните из яичного белка.
Поросенок
Сделайте два косых надреза на одном
конце круглого картофеля и выньте вырезанную часть-
получится рот
поросенка.
Затем сделайте два разреза с боку.
Их необходимо слегка раздвинуть,
чтобы вставить горошины черного перца.
Чтобы сделать хвост, а другом конце
картофеля вырежьте полоску кожуры,
не отрезая ее от картофеля.
Воткните палочки для оливок (ножки).
V Подведение итогов урока.
Подводятся итоги урока. Называется группа победитель
Каждый из учащихся оценивает свой вклад в работу группы: наклеивая помидоры, изготовленные из цветной бумаги, на плакат с изображением кустика.
Зеленый помидор- не доволен, сделал не все, что мог; желтый- мог бы лучше; красный -сделал все, что в моих силах для успеха группы.
VI Эмоциональная разминка.
Учащиеся производят дегустацию блюд.
VIII. Домашнее задание. Уборка кабинета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кулинария 5 кл. Общие сведения о питании и приготовлении пищи
Кулинария 5 кл. Общие сведения о питании и приготовлении пищи...
Кулинария 5 кл. Общие сведения о питании и приготовлении пищи
Кулинария 5 кл. Общие сведения о питании и приготовлении пищи...
Тесты для учащихся 6 класса Технология приготовления пищи
Тесты предназначены для тематического контроля знаний учащихся...
Презентация по предмету "Технология приготовления пищи"
Задания по теме "Овощи"...
Инструкционная карта по разделу "Технология приготовления пищи". Практическая работа " Приготовление горячих бутербродов"
Инструкционная карта по предмету "Технология, по разделу "технология приготовления пищи". Практическая работа "приготовление горячих бутербродов"....
Конспект урока технологии (кулинарии). Технология приготовления винегрета
Конспект урока технологии (кулинарии) «Технология приготовления винегрета» разработан для обучающихся 6 класса школы глухих. Структура и организация урока соответствуют его цели и задачам....
Технологическая карта урока «Блюда из яиц. Технология приготовления пищи».
Технологическая карта урока "Блюда из яиц. Технология приготовления пищи" (5 класс) по предмету технология....