Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.
статья по технологии (5 класс) по теме

Якимова Елизавета Юрьевна

        Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Дипломом Конкурса инновационных проектов, проводившийся совместно Министерством образования Российской Федерации и Международным Фондом «Культурная инициатива».   Программа цикла отражает поиск альтернатив и в содержания учебных дисциплин, и в способах предъявления учебного материала учащимся (сертифицирована в 1998, 2003, 2008 году - экспертное заключение № 117 ГОУ ДПО НИРО).

           Цикл  состоит из учебных курсов «Прикладное искусство и этнография», «Мир русского слова. Славянская мифология», «Музыкальный фольклор», «Русские и европейцы. Фольклор, традиции, обряды». Каждый является пропедевтическим и имеет свое продолжение в программах других школьных гуманитарных предметах.
          За эти годы в программу цикла вносились изменения, но основные положения актуальны и сегодня. Это подтверждается интересом к нему руководителей инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования», которые отметили направленность программы цикла на создание условий для формирования метапредметных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx406.63 КБ
Файл prilozhenie_2.docx349.08 КБ
Файл prilozhenie_3.docx19.25 КБ
Файл prilozhenie_4.docx12.5 КБ
Файл urok_v_cikle_ork_yakimova.docx794.6 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

 



Предварительный просмотр:

Приложение 2.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                     Приложение № 1.                                                                 

Пример оформления мобилизующего этапа, этапа самоопределения  обучающихся на основе антиципации (предугадывание)

 в технологической карте урока.

Технологическая карта урока

Тема урока: «Зимние народные праздники»

Тип урока: повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений (на уровне учебных действий)

Форма урока: урок - реконструкция среды бытования народного праздника

 Цели урока:  

  1. создать условия для овладения этнокультурными знаниями, необходимыми и достаточными для освоения национальной социокультурной среды;
  2. способствовать:

                    - овладению необходимыми  умениями обобщать  предметные знания, проводить анализ и сравнение, систематизировать и делать необходимые выводы;

                    - формированию способов действий по применению этнокультурных знаний в художественной и эстетической   деятельности.

Этап урока

              Цель этапа

  1.  Мобилизирующий этап.

 Цель: Создание условий для самоопределения в деятельности.

                   Взаимодействия в образовательном процессе

                        Формируемые способы деятельности (УУД)

       Деятельность  учителя

    Деятельность обучающихся

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Организационный

 момент.

Выявление уровня подготовки обучающихся к уроку.

 

Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку

Определяет общие для всех правила поведения и оценивает свою готовность к уроку.

 Выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей обучающегося.

Адекватное понимание информации устного сообщения.  Осуществляет самоконтроль.

Активное слушание и понимание.

Ориентируется на позицию других в общении и взаимодействии.

2.Мотивационный момент.

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1.Демонстрирует видеосюжет  о новогодних днях в городе.

 2. Проводит беседу о сказочных персонажах в современном городе.

 Смотрят сюжет, выделяют личностно-значимые фрагменты, эмоционально настраиваются, внутренне определяют свое отношение к демонстрируемому сюжету.

Отвечают на вопросы по просмотренному сюжету.

Уточняют, что знают о зимних новогодних праздниках?

  Самоопределение,

смыслообразование

учебно-познавательная мотивация.

Осуществление самоконтроля. Овладение  умением прогнозировать.

Активизируют мышление (работа во внутреннем плане с информацией, представленной в форме  видеоряда)

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Планирование учебного сотрудничества и взаимодействия.

 

Этап урока

              Цель этапа

2. Самоопределение  обучающихся на основе антиципации (предугадывание).

Цель: создать условия для  совместного формулирования темы урока и учебной цели.

                   Взаимодействия в образовательном процессе

                        Формируемые способы деятельности (УУД)

       Деятельность  учителя

    Деятельность обучающихся

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Актуализация знаний.

Выравнивание актуального (базового) уровня знаний, создание ситуации успеха, эмоционального настроя.

2.Постановка учебной проблемы.

Формулирование темы урока через подводящий к теме диалог и проговаривание учебной цели в виде темы урока.

 

  Предлагает проанализировать содержание видеосюжета,  собственные впечатления и определить основные характеристики праздника (с помощью наводящих вопросов):

- с каким временем года связан  праздник   (зимой);

- какое настроение он вызывают (радостное);

- расположены ли прохожие к игре со сказочными  персонажами (особые нормы взаимоотношений);

 - с какого дня начинаются и каким днем заканчиваются зимние новогодние праздники.

Фиксирование затруднения: нет единого мнения.

Подводит к выводу, что, очевидно, нет полной информации и  обращает внимание обучающихся  на исторические корни современного праздника.

 - Как вы думаете, объединив все, что   узнали на уроках цикла «ОРК» о народных традициях, мы сможем  ответить на  вызвавший затруднения вопрос?

  - Так чему же будет посвящен наш урок? Сформулируйте его тему.

 Подводит к  решению, что необходимо как можно больше узнать о зимних народных праздниках, собрать дополнительную информацию и ее обобщить. И как настоящим ученым этнографам отправиться в этнографическую экспедицию.  

 Предлагает сформировать три   группы (по7–8 чел.),  напоминает о правилах групповой работы, раздает экспедиционные задания.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы,   рассуждают, аргументируют свою точку зрения.   Определяют и формулируют основные характеристики зимнего праздника:

-праздник связан с определенным временем года (зимой);

- он проходит не только в семье,  местом его проведения может быть и улица, и весь город;

-праздник вызывает приподнятые, радостные чувства;

- между участниками возможны особые нормы взаимоотношений, которые отличаются от принятых норм поведения в будничные дни;

Обучающиеся высказывают предположения  (31.12-07.01; 31.12-14.01;31.12-19.01;25.12-07.01; 25.12-14.01; 25.12-19.01), но не приходят к единому мнению.

Предполагается утвердительный ответ.

Формулируют тему урока: «Зимние народные праздники».

Формулируют учебную цель урока и форму урока (урок-экспедиция).

Мотивационная основа ученой деятельности, смыслообразование, развитие познавательных интересов,  осознание своей  культурной идентичности, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения, развитие адекватной самооценки, самопринятие, формирование границ собственного знания и «незнания».

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий, познавательная инициатива.

Анализ, сравнение, обобщение, структурирование знаний,  выделение существенной информации из текстов разных видов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы.

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, планирование учебного сотрудничества

 



Предварительный просмотр:

Итоги  экспедиционной работы                                                                                                                                                                                                                                                                         Приложение № 4.                                                                   

Учени____   5 «__» класса     _________________________________

                                                                                             Фамилия, имя   обучающегося

 Этапы работы

        Задание

Что ты делал(а) при выполнении задания?

 Что ты нового узнал(а), чему научил(ся/ась)?

Что тебе понравилось,   что было  интересным, что вызвало затруднения?

1.

Кроссворд.

Получи слово-ключ  и узнай название первого дня зимних народных праздников.

2.

Рассмотри иллюстрации и определи, о ком или о чем они «рассказывают».

3.

Семантические ряды:

Ряженые --- Велес/Волос

4.

Прогноз погоды

5.

Кто есть кто?

6.

 Смастери   Знак Коляды

7.

Мы – колядовщики!

8.

Почему стучим-гремим, «посеваем» и проказничаем?

Перечисли основные характеристики зимнего народного праздника и его этапы:



Предварительный просмотр:

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры».

Требования к современному уроку и его характеристики.  

Выступление на педсовете  (от 30.01.2013) учителя технологии гимназии имени А.С. Пушкина, руководителя интеграционного цикла «Образы русской культуры»

Якимовой  Елизаветы Юрьевны.

        Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Дипломом Конкурса инновационных проектов, проводившийся совместно Министерством образования Российской Федерации и Международным Фондом «Культурная инициатива».   Программа цикла отражает поиск альтернатив и в содержания учебных дисциплин, и в способах предъявления учебного материала учащимся (сертифицирована в 1998, 2003, 2008 году - экспертное заключение № 117 ГОУ ДПО НИРО).

           Цикл  состоит из учебных курсов «Прикладное искусство и этнография», «Мир русского слова. Славянская мифология», «Музыкальный фольклор», «Русские и европейцы. Фольклор, традиции, обряды». Каждый является пропедевтическим и имеет свое продолжение в программах других школьных гуманитарных предметах.
         За эти годы в программу цикла вносились изменения, но основные положения актуальны и сегодня. Это подтверждается интересом к нему руководителей инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования», которые отметили направленность программы цикла на создание условий для формирования метапредметных результатов.

          Особенности организации процесса обучения в цикле отражены в «Модели действия внутренних связей цикла «Образы русской культуры» ».  

          Суть  связей наиболее полно  реализуется  в   уроках-праздниках цикла (уроки-реконструкции среды бытования народного праздника). Такие уроки являются своеобразной формой итогового контроля как на отдельных этапах освоения программы цикла, так и по ее завершении.

          Сценарий   урока включает этапы разработки, подготовки и проведения, содержит формы отслеживания уровня сформированности специальных и общих навыков, способов деятельности, самооценки. Тем самым, на каждом этапе создаются условия для предъявления обучающимися своих достижений при освоении программ каждого учебного курса.
           Это позволяет фиксировать успехи   участников урока в безотметочной форме и определять эффективность цикла по следующим направлениям:
- уровень устойчивого интереса учащихся к рассматриваемому материалу и  

  уровень его усвоения, индивидуальные особенности мотивации;
- уровень деятельностной активности, креативности;
- уровень выполнения индивидуальных творческих работ;
- уровень владения способами совместной деятельности в предложенных   ситуациях;
- уровень готовности пропагандировать народную культуру в ее различных
 проявлениях.
             Достижение педагогических целей не возможно без учета возрастных особенностей обучающихся. Важнейшие из них:

  1. Кризис возраста10-12 лет;
  2. Глобальное изменение в организации ПО (введение кабинетной системы, взаимодействие обучающихся с большим количеством учителей-предметников);

            Очень часто эти естественные явления осложняются взаимной неготовностью учителей начальной и средней  школы  передать и принять пока еще « маленьких деток», т.е. возникают серьезные проблемы на уровне преемственности.

              По данным многочисленных исследований  только к концу 6 класса обучающиеся обладают заявленными  во ФГОСах  УУД  для начальной школы.   Уже с этой точки зрения такие циклы (с метапредметной ориентацией содержания, форм,  методов, применяемых в организации ПО) могут помочь и ребенку, и учителю преодолевать проблемы.

              На уроках цикла мы работаем с обучающимися,  как с «детками» по внешней форме, а ставим перед собой  и ними очень серьезные цели. Это формирование гражданской ответственности  на основе национальной системы ценностей, в данном случае, через формирование основ культурологического анализа, применение его к культурным и социальным явлениям современной жизни.

             В условиях введения ФГОС определены требования к уроку и его структуре.

        Многие моменты, характерные современному уроку у учителей-новаторов присутствовали всегда и считались индивидуальным педагогическим подчерком. Здесь следует отметить, что план-конспект  урока отражает чаще всего знаньевую систему, а деятельностная система (формируемые УУД) при конструировании урока явно выделяется в технологической карте-ТКУ.

         

          Создание технологической карты урока представлено на примере урока «Зимние народные праздники» (2   часа).

          По  целевой установке – это урок обобщения и систематизации знаний, по форме -  урок-реконструкция среды бытования народного праздника.

 

Цели урока:  

  1. создать условия для овладения этнокультурными знаниями, необходимыми и достаточными для освоения национальной социокультурной среды;
  2. способствовать:

                    - овладению необходимыми  умениями обобщать  предметные знания, проводить анализ и сравнение, систематизировать и делать необходимые выводы;

                      - формированию способов действий по применению этнокультурных знаний в художественной и эстетической   деятельности.

         

        Сама  структура  такого урока отражает направленность на формирование метапредметных результатов через систему освоения УУД.

         В технологической карте урока  выделены этапы:

  1. Мобилизирующий этап.  Его цель: Создание условий для самоопределения в деятельности.
  2. Самоопределение  обучающихся на основе антиципации (предугадывания). Его  цель: создать условия для  совместного формулирования темы урока и учебной цели.   (Приложение № 1).

         На основном этапе урока детям предстоит в группах выполнить 9 заданий (последовательность включение в урок учителей цикла определяется направленностью задания), после каждого задания подводится итог, делаются промежуточные выводы.

                 На этапе рефлексии в обсуждении и диалоге дети определяют свое эмоционально ощущение от урока, учителями дается словесная оценка результатов.  В качестве контроля и фиксирования результатов выступает индивидуальный лист экспедиционного задания (оценочный лист),  который в этой части урока заполняют дети (Приложение № 2).

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы интеграционного цикла "Образы русской культуры".

В материале представлен опыт по объдинению нескольких гуманитарных учебных дисциплин в единой программе на примере интеграционного цикла "Образы русской культуры"....

Урок истории в 9 классе Серебряный век русской культуры

Начало  XX века вошло в русскую культуру  под названием «серебряного века». На примерах научных достижений и направлений показано искусство во второй половине  XIX века....

Урок здоровья «Народная мудрость о здоровом образе жизни»

Пословицы и поговорки о здоровье, тренировке, закаливании, питании, режиме дня и правильном образе жизни....

Открытый урок по башкирскому языку (государственный).Тема урока "Башкиркские народные праздники. Сабантуй.

Урок на тему: "Башкирские народные праздники.Сабантуй". Представленный материал рекомендуется в качестве дидактического материала для проведения урока башкирской литературы с использованием инте...

Урок музыки в 5 классе "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".

Урок музыки и технологии нацелен на создание условий для воспитания уважения к традициям своего народа через знакомство с отдельными обрядовыми весенними праздниками России....

Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»

Стажировка. Музыка. Софья.  Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...

Методическая разработка урока «Традиционные народные праздники. Масленица» 3 класс

laquo;Традиционные народные праздники. Масленица» 3 класс»...


 

Комментарии

Якимова Елизавета Юрьевна

Пример оформления мобилизующего этапа, этапа самоопределения обучающихся на основе антиципации (предугадывание)

в технологической карте урока.

Якимова Елизавета Юрьевна

Пример оформления мобилизующего этапа, этапа самоопределения обучающихся на основе антиципации (предугадывание)

в технологической карте урока.