Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.
статья по технологии (5 класс) по теме
Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г. В 1995 году авторский коллектив был награжден Дипломом Конкурса инновационных проектов, проводившийся совместно Министерством образования Российской Федерации и Международным Фондом «Культурная инициатива». Программа цикла отражает поиск альтернатив и в содержания учебных дисциплин, и в способах предъявления учебного материала учащимся (сертифицирована в 1998, 2003, 2008 году - экспертное заключение № 117 ГОУ ДПО НИРО).
Цикл состоит из учебных курсов «Прикладное искусство и этнография», «Мир русского слова. Славянская мифология», «Музыкальный фольклор», «Русские и европейцы. Фольклор, традиции, обряды». Каждый является пропедевтическим и имеет свое продолжение в программах других школьных гуманитарных предметах.
За эти годы в программу цикла вносились изменения, но основные положения актуальны и сегодня. Это подтверждается интересом к нему руководителей инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования», которые отметили направленность программы цикла на создание условий для формирования метапредметных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.docx | 406.63 КБ |
prilozhenie_2.docx | 349.08 КБ |
prilozhenie_3.docx | 19.25 КБ |
prilozhenie_4.docx | 12.5 КБ |
urok_v_cikle_ork_yakimova.docx | 794.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Предварительный просмотр:
Приложение № 1.
Пример оформления мобилизующего этапа, этапа самоопределения обучающихся на основе антиципации (предугадывание)
в технологической карте урока.
Технологическая карта урока
Тема урока: «Зимние народные праздники»
Тип урока: повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений (на уровне учебных действий)
Форма урока: урок - реконструкция среды бытования народного праздника
Цели урока:
- создать условия для овладения этнокультурными знаниями, необходимыми и достаточными для освоения национальной социокультурной среды;
- способствовать:
- овладению необходимыми умениями обобщать предметные знания, проводить анализ и сравнение, систематизировать и делать необходимые выводы;
- формированию способов действий по применению этнокультурных знаний в художественной и эстетической деятельности.
Предварительный просмотр:
Итоги экспедиционной работы Приложение № 4.
Учени____ 5 «__» класса _________________________________
Фамилия, имя обучающегося
Этапы работы | Задание | Что ты делал(а) при выполнении задания? | Что ты нового узнал(а), чему научил(ся/ась)? | Что тебе понравилось, что было интересным, что вызвало затруднения? |
1. | Кроссворд. Получи слово-ключ и узнай название первого дня зимних народных праздников. | |||
2. | Рассмотри иллюстрации и определи, о ком или о чем они «рассказывают». | |||
3. | Семантические ряды: Ряженые --- Велес/Волос | |||
4. | Прогноз погоды | |||
5. | Кто есть кто? | |||
6. | Смастери Знак Коляды | |||
7. | Мы – колядовщики! | |||
8. | Почему стучим-гремим, «посеваем» и проказничаем? | |||
Перечисли основные характеристики зимнего народного праздника и его этапы: | ||||
Предварительный просмотр:
Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры».
Требования к современному уроку и его характеристики.
Выступление на педсовете (от 30.01.2013) учителя технологии гимназии имени А.С. Пушкина, руководителя интеграционного цикла «Образы русской культуры»
Якимовой Елизаветы Юрьевны.
Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г. В 1995 году авторский коллектив был награжден Дипломом Конкурса инновационных проектов, проводившийся совместно Министерством образования Российской Федерации и Международным Фондом «Культурная инициатива». Программа цикла отражает поиск альтернатив и в содержания учебных дисциплин, и в способах предъявления учебного материала учащимся (сертифицирована в 1998, 2003, 2008 году - экспертное заключение № 117 ГОУ ДПО НИРО).
Цикл состоит из учебных курсов «Прикладное искусство и этнография», «Мир русского слова. Славянская мифология», «Музыкальный фольклор», «Русские и европейцы. Фольклор, традиции, обряды». Каждый является пропедевтическим и имеет свое продолжение в программах других школьных гуманитарных предметах.
За эти годы в программу цикла вносились изменения, но основные положения актуальны и сегодня. Это подтверждается интересом к нему руководителей инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования», которые отметили направленность программы цикла на создание условий для формирования метапредметных результатов.
Особенности организации процесса обучения в цикле отражены в «Модели действия внутренних связей цикла «Образы русской культуры» ».
Суть связей наиболее полно реализуется в уроках-праздниках цикла (уроки-реконструкции среды бытования народного праздника). Такие уроки являются своеобразной формой итогового контроля как на отдельных этапах освоения программы цикла, так и по ее завершении.
Сценарий урока включает этапы разработки, подготовки и проведения, содержит формы отслеживания уровня сформированности специальных и общих навыков, способов деятельности, самооценки. Тем самым, на каждом этапе создаются условия для предъявления обучающимися своих достижений при освоении программ каждого учебного курса.
Это позволяет фиксировать успехи участников урока в безотметочной форме и определять эффективность цикла по следующим направлениям:
- уровень устойчивого интереса учащихся к рассматриваемому материалу и
уровень его усвоения, индивидуальные особенности мотивации;
- уровень деятельностной активности, креативности;
- уровень выполнения индивидуальных творческих работ;
- уровень владения способами совместной деятельности в предложенных ситуациях;
- уровень готовности пропагандировать народную культуру в ее различных проявлениях.
Достижение педагогических целей не возможно без учета возрастных особенностей обучающихся. Важнейшие из них:
- Кризис возраста10-12 лет;
- Глобальное изменение в организации ПО (введение кабинетной системы, взаимодействие обучающихся с большим количеством учителей-предметников);
Очень часто эти естественные явления осложняются взаимной неготовностью учителей начальной и средней школы передать и принять пока еще « маленьких деток», т.е. возникают серьезные проблемы на уровне преемственности.
По данным многочисленных исследований только к концу 6 класса обучающиеся обладают заявленными во ФГОСах УУД для начальной школы. Уже с этой точки зрения такие циклы (с метапредметной ориентацией содержания, форм, методов, применяемых в организации ПО) могут помочь и ребенку, и учителю преодолевать проблемы.
На уроках цикла мы работаем с обучающимися, как с «детками» по внешней форме, а ставим перед собой и ними очень серьезные цели. Это формирование гражданской ответственности на основе национальной системы ценностей, в данном случае, через формирование основ культурологического анализа, применение его к культурным и социальным явлениям современной жизни.
В условиях введения ФГОС определены требования к уроку и его структуре.
Многие моменты, характерные современному уроку у учителей-новаторов присутствовали всегда и считались индивидуальным педагогическим подчерком. Здесь следует отметить, что план-конспект урока отражает чаще всего знаньевую систему, а деятельностная система (формируемые УУД) при конструировании урока явно выделяется в технологической карте-ТКУ.
Создание технологической карты урока представлено на примере урока «Зимние народные праздники» (2 часа).
По целевой установке – это урок обобщения и систематизации знаний, по форме - урок-реконструкция среды бытования народного праздника.
Цели урока:
- создать условия для овладения этнокультурными знаниями, необходимыми и достаточными для освоения национальной социокультурной среды;
- способствовать:
- овладению необходимыми умениями обобщать предметные знания, проводить анализ и сравнение, систематизировать и делать необходимые выводы;
- формированию способов действий по применению этнокультурных знаний в художественной и эстетической деятельности.
Сама структура такого урока отражает направленность на формирование метапредметных результатов через систему освоения УУД.
В технологической карте урока выделены этапы:
- Мобилизирующий этап. Его цель: Создание условий для самоопределения в деятельности.
- Самоопределение обучающихся на основе антиципации (предугадывания). Его цель: создать условия для совместного формулирования темы урока и учебной цели. (Приложение № 1).
На основном этапе урока детям предстоит в группах выполнить 9 заданий (последовательность включение в урок учителей цикла определяется направленностью задания), после каждого задания подводится итог, делаются промежуточные выводы.
На этапе рефлексии в обсуждении и диалоге дети определяют свое эмоционально ощущение от урока, учителями дается словесная оценка результатов. В качестве контроля и фиксирования результатов выступает индивидуальный лист экспедиционного задания (оценочный лист), который в этой части урока заполняют дети (Приложение № 2).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы интеграционного цикла "Образы русской культуры".
В материале представлен опыт по объдинению нескольких гуманитарных учебных дисциплин в единой программе на примере интеграционного цикла "Образы русской культуры"....
Урок истории в 9 классе Серебряный век русской культуры
Начало XX века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века». На примерах научных достижений и направлений показано искусство во второй половине XIX века....
Урок здоровья «Народная мудрость о здоровом образе жизни»
Пословицы и поговорки о здоровье, тренировке, закаливании, питании, режиме дня и правильном образе жизни....
Открытый урок по башкирскому языку (государственный).Тема урока "Башкиркские народные праздники. Сабантуй.
Урок на тему: "Башкирские народные праздники.Сабантуй". Представленный материал рекомендуется в качестве дидактического материала для проведения урока башкирской литературы с использованием инте...
Урок музыки в 5 классе "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".
Урок музыки и технологии нацелен на создание условий для воспитания уважения к традициям своего народа через знакомство с отдельными обрядовыми весенними праздниками России....
Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»
Стажировка. Музыка. Софья. Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...
Методическая разработка урока «Традиционные народные праздники. Масленица» 3 класс
laquo;Традиционные народные праздники. Масленица» 3 класс»...
Комментарии
Современный урок «Зимние народные праздники»в цикле «Образы русс
Пример оформления мобилизующего этапа, этапа самоопределения обучающихся на основе антиципации (предугадывание)
в технологической карте урока.
Современный урок «Зимние народные праздники»в цикле «Образы русс
Пример оформления мобилизующего этапа, этапа самоопределения обучающихся на основе антиципации (предугадывание)
в технологической карте урока.