Урок музыки в 5 классе "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Урок музыки и технологии нацелен на создание условий для воспитания уважения к традициям своего народа через знакомство с отдельными обрядовыми весенними праздниками России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 19.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки и технологии в 5 классе "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".
Цель: создать условия для воспитания уважения к традициям своего народа через знакомство с отдельными обрядовыми праздниками весны в России, научиться своими руками оформлять изделия для народного праздника.
Задачи:
Личностные:
Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства (декоративно-прикладное, живописное) и технической деятельностью.
Метапредметные:
регулятивные:1. выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей, мастер-класса; ставят и выполняют цель;
2. формулируют и удерживают учебную задачу;
познавательные: 1.самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;
2. осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
коммуникативные: 1.проявляют активность во взаимодействии петь хором, работать в паре, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Предметные: понимают термины «обрядовая музыка», «народная музыка», «партитура», умеют применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения, уметь работать с эластичными материалами, трафаретами и природным материалом.
Ход урока.
1.Приветствие.
Учитель: Сегодняшний урок хочется начать со слов культуролога, искусствоведа, академика РАН Дмитрия Сергеевича Лихачева (эти же слова на первом слайде презентации):
«Современному человеку необходимо изучение различных видов искусства, так как
искусство учит любить мир.» ( Д. Лихачёв).
А сейчас вы увидите видеоряд из картин русских художников и фотографий и услышите музыку, которую исполнит Большаков Николай. После просмотра ответьте, пожалуйста на вопросы (на слайде):
- Какое настроение у вас создалось от этой музыки?
- Если бы вы были художниками, какую картину бы вы нарисовали к этой музыке?
- Если бы вы были композиторами, то о чем бы была ваша песня?
2. Показ презентации с изображением сцен народных праздников на картинах художников, тексты стихов о праздниках или отрывки из них. Во время презентации ученик исполняет на балалайке песню "Коробушка" (русская народная песня на слова начала поэмы Николая Некрасова "Коробейники".)
Учитель: Ребята, сейчас вы увидели картины русских художников перед вами вопросы, на которые я прошу вас ответить (на слайде). Исходя из заданных вопросов и ваших ответов, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Определите тему нашего урока.
Ответы детей и выход на тему урока "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".
Учитель: Действительно, тема сегодняшнего урока "Народные праздники и обычаи в русском фольклоре и профессиональном искусстве".
Запись в тетрадь.
3.Постановка цели.
Учитель: А нужно ли нам вспоминать и знать традиции своего народа, чтить их?
Ответы детей.
4.Самостоятельное изучение материала.
Учитель: За окном весна и в это время на Руси издавна отмечают разные праздники. Перед вами на столах листы с информацией о разных весенних праздниках. Сейчас вы совместно с соседом по парте прочитаете материал и заполните предложенную вам таблицу. Пожалуйста, приступайте.
(После выполнения задания) А сейчас проверьте себя сами - перед вами на экране правильный вариант заполнения таблицы и критерии выставления оценки. (Все заполнено – 5
Не заполнено от 1 до 4 граф таблицы – 4
Не заполнено больше 4 граф -3)
Подпишите ваши листки.
Учитель: Вы видите, ребята, на праздники было принято не только выполнять какие-либо ритуальные действия, но и исполнять песни.
5.Вокально-хоровая и исполнительская деятельность.
Учитель: Давайте вспомним - какую песню, связанную с народными праздничными обрядами мы с вами недавно разучили? (О Масленице).
Конечно. Но сегодня мы не просто её споем, а еще и украсим звучанием ударных музыкальных инструментов - классных и изготовленных нашими мальчиками на уроках технологии. Что это за инструмент?
Рассказ об инструменте учеником класса.
Учитель: Давайте вспомним, для чего инструменты сопровождают пение? – выберите ответы из предложенных вариантов (организует ритм, темп, раскрашивает тембрами, позволяет сделать акценты, чтобы было громче, чтобы напугать зиму).
Показ ритмической партитуры, напоминание о порядке исполнения по ней, исполнение песни стоя, с движением (физкультминутка).
5.Практическая работа по технологии.
Учитель: Не только в народе поют о весне и праздниках.
Многие русские и зарубежные композиторы создавали образ весны в своих произведениях. Это и Н. А. Римский- Корсаков в опере «Снегурочка», М. И. Глинка романс « Жаворонок», русский композитор С. В. Рахманинов в романсе « Весенние воды». И сейчас, выполняя следующее задание, вы будете слышать музыку не народную, а композиторскую.
Практическая самостоятельная работа в малых группах (создание птиц из пластилина и украшений, декорирование коробочек) под музыку русских композиторов.
6. Взаимоконтроль - оцените работу друг друга по следующим критериям:
аккуратность, законченность, эстетическая привлекательность.
7. Дифференцированное домашнее задание (на слайде):
Записать и выразительно читать тексты весенних закличек.
Записать названия нескольких календарных праздников на Руси в другое время года.
Записать весенние приметы.
8. Рефлексия (в технологической карте у ребенка - я узнал, мне понравилось, я научился, у меня не очень получилось, я не понял): ребёнок заполняет те столбцы, которые к нему относятся.
На доске разноцветный нотный стан, который предлагается украсить самоклеящимися нотами в соответствии с настроением в конце урока.
9. Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5 классе: "Богатырская тема в русском искусстве"
Цель урока: Познакомить учащихся с образом богатыря - как идеальным образом защитника Отечества через разные виды искусства. Определить внутренние связи музыки с изобразительным искусством, литературо...
Урок музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."
Представлен конспект урока музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.Раздел программы: О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Святые земли Русской. Сергий Радонежский.Фо...
Презентация к уроку музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."
Презентация рассказывает о жизненном подвиге святого Сергия Радонежского. Использованы репродукции картин русских художников и стихотворение Р.Запесоцкой....
Презентация к уроку музыки в 5 классе "Картины природы в русском искусстве"
В презентации представлен портрет русского художника Левитана, композиторов А.Вивальди, П.Чайковского, В.Моцарта. Сопоставляются картины "Март", "Берёзовая роща". Представлены музыкальные произведения...
Конспект урока музыки во 2 классе. тема:Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.
Конспект урока музыки во 2 классе. тема:Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский....
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Особенности сентиментализма в русской литературе и изобразительном искусстве"
Понятие литературного направления. Повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", полотна известных русских художников XIX века....
Урок музыки в 7 классе "Героическая тема в русской музыке"
Цель: выявить характерные особенности музыкальных произведений героической тематики, их роль в изображении героев, защитников Отечества, уметь приводить примеры музыкальных произведений, отражающих ге...