Урок истории в 9 классе Серебряный век русской культуры
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Начало XX века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века». На примерах научных достижений и направлений показано искусство во второй половине XIX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 29.42 КБ |
Презентация к уроку Серебряный век | 2.73 МБ |
Самоанализ урока Серебряный век | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Серебряный век русской культуры.
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, используя технологию модульного обучения и способов получения знаний средствами уровневых, проблемных и тестовых заданий.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок открытых мыслей.
Место урока: №1.
Цели по содержанию урока:
- Образовательная: Способствовать запоминанию основной терминологии.
Способствовать формированию представления о том, почему начало XX века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века», на примерах научных достижений и направлений в искусстве во второй половине XIX века. Способствовать формированию представления социальной сути и художественной ценности в искусстве как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества.
Раскрыть мировое значение достижения русской культуры, как составной части процесса развития культуры всего человечества.
- Развивающая: Создать условия для творческого применения умений и развития общеучебных умений - работа с текстом учебника, с репродукцией картин. Умение слушатьь музыку. Научить применять знания, для решения проблемных задач максимально используя различные источники знаний.
- Воспитательная: Воспитание взаимопомощи, толерантности. Стимулировать интерес учащихся к самообучению и саморазвитию. Воспитывать чувства гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию.
Методы обучения: словесно-наглядный, репродуктивный, эвристический (частично- поисковый), эвристическая беседа с элементами лекции.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Средства обучения:
- Учебник, А.А.Данилов История России XX- начало XXI века, 9 класс, М.П. 2006 год.
- Дидактические материалы для организации самостоятельной работы (карточки).
- ТСО.
- Слайды.
- Портреты художников, поэтов, композиторов.
- Цветные вклейки учебника.
- Диск «Энциклопедия истории России»
- Книги с произведениями писателей и поэтов.
- Доклады, подготовленные учащимися (творческие работы).
- Репродукция картин.
- Листы с вопросами и заданиями.
Структура урока
- Организационный момент.
- Целеполагание и мотивация.
- Актуализация знаний и умений. Изучение нового материала и первичное закрепление.
- Проверка уровня усвоения новых знаний и умений.
- Применение новых знаний.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока (рефлексия)
Ход учебного занятия.
Структура учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствую учащихся , проверяю готовность своего рабочего места , прошу школьников проверить готовность своих рабочих мест . Создаю благоприятную для совместной работы атмосферу в классе. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своих рабочих мест. Настраиваются на работу. |
Целеполагание и мотивация | Вступительное слово. Обратить внимание учащихся на доску (экран), где написаны цели для учащихся (разноуровневые). Обращаю внимание на значимость достижения целей. Что в процессе работы учащиеся могут научиться: 1) Знать новые термины: ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм, реализм, авангардизм. Знать деятелей «серебряного века» их произведения, главные особенности «серебряного века», о значении русской культуры. 2) Уметь делать сообщения, выполнять проблемные задания, систематизировать учебный материал, выделять главное и делать выводы; 3) Научить выявлять последовательность происходящих событий в культуре «серебряного века» в контексте с литературой, искусством и музыкой. Предлагает ученикам, опираясь на цели урока, ответить на вопрос: - Чему сегодня на уроке я могу научиться? (на доске) Предлагает ответить на вопрос: - Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре? | Читают цели учебного занятия. Определяют объём работы. Определяют значимость его результата. Прогнозирует возможный результат своей деятельности. Сл. №2 и 3 Отвечают на вопрос. Сл. №4 |
Актуализация знаний и умений. Изучение нового материала и первичное закрепление. | Мы посетим несколько салонов: литературный, салон живописи и музыки. Сначала мы посетим салон «Литературы». Здесь мы подробно узнаем о творчестве писателей «Серебряного века». 1 В традициях русской реалистической школы работал Л.Н.Толстой («После бала»). (Бунин, Чехов Горький).
В первое десятилетие 20 века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов - С.Есенин и др. Задание 1 А: (карточки)
2 Теперь нам нужно посетить салон русской живописи. Русские живописцы удерживали стиль реалистической школы. Действовало общество «Передвижников». Репин «Заседание государственного совета» 1906 год. Ряд сторонников нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства» (1898- 1925). Его задача – привносить красоту в жизнь людей. (Рерих, Сомов) В 1907 году открылась выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников тесно связанных с поэтами-символистами. Задание 1Б. На столе таблицы с фамилиями художников. С помощью магнитов учащиеся распределяют фамилии по колонкам. Задание 2Б. На доске портреты Сурикова, Левитана, Серова, Коровина. На столе репродукция картин без названий. Учащиеся должны расположить репродукции под портретами и назвать произведения. Задания 3Б.
можно выделить в изобразительном искусстве начала 20 века?
3 И посетим последнюю гостиную нашей экскурсии гостиную «Музыки». В начале 20 века творческий взлёт переживали великие русские композиторы- новаторы А.Н.Скрябин, С.И.Танеев, С.В.Рахманинов. они создавали новые музыкальные формы и образы. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов Ф.И.Шаляпина, И.В.Ершова. Задание 1В. 2 Как называлось объединение композиторов, в чьём творчестве наиболее полно проявились национальные музыкальные традиции, внимание к русским народным мелодиям?
2. Русский композитор и дирижёр, впервые дирижировавший оркестром большого театра, повернувший спиной к публике: 1) С.В.Рахманинов 2) С.И.Танеев 3) П.И.Чайковский 4) А.Н.Скрябин | Сообщение «Серебряный век» русской поэзии. Учебник, с. 59 Сообщение о Есенине. Сл. №5. Сл. №2 1 (непротивление злу насилием). 2 Понятие 3 (символисты утверждали, что вера, религия, главные в жизни и искусстве) 4 (символисты, футуристы и др.) Сл. №6 Доклады учащихся о художниках Учебник с. 320, иллюстрации 1 С1898- 1925 года (Рерих и др.) 2 И.Е.Репин, импрессионизм, модернизм, символизм и др. 3 (1907, 1910) Сообщение о Шаляпине Рахманинов (видеоматериал) |
Проверка уровня усвоения новых знаний и умений |
(добавлять по несколько слов, характеризующих данный этап развития русской культуры) - Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре? | Сл. №4 1 -Читают вопрос. -Выдвигают гипотезу её решения -Записывают ответ 2- В русской живописи модернизм развивался одновременно с импрессионизмом. |
Применение новых знаний | Задание 1Г. Проверочные тесты 1 В каком году было основано Товарищество передвижных художественных выставок?
2. Как назывались в 19 веке художники, представители реалистического направления в живописи, отражавшие в своих произведениях тяжёлую жизнь народа?
3.Известные в России в начале 20 века группы «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» были объединениями: 1) художников 2) мастеров балета 3) композиторов 4) литераторов 4.назовите фамилию русского художника, который большую часть своей жизни и творчества посвятил Индии:
5.установите соответствие между именами деятелей науки и культуры первых десятилетий 20 века и сферой их творчества. Фамилии Сфера творчества 1)И.П. Павлов А) философия 2)С.Н. Булгаков Б) поэзия 3)А.А. Корнилов В) история 4)Н.С. Гумилёв Г) биология Д) экономика Задание 2Г. Викторина «Художественные стили». | |
Домашнее задание |
| П. 8, с. 56-69 вопросы. таблица |
Подведение итогов урока (рефлексия) | Какова результативность работы класса сегодня на уроке? - Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре? - Чему я научился на уроке? (Высказывает своё суждение об уровне достижения учащихся). | Зачитывают цели, определяют уровень и способы их достижения |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Знать новые термины: ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм, реализм, авангардизм, эклектика. Знать деятелей «серебряного века» их произведения, главные особенности «серебряного века», о значение русской культуры.
2. Уметь делать сообщения, выполнять проблемные задания, систематизировать учебный материал, выделять главное, делать выводы. 3. Научить выявлять последовательность происходящих событий в культуре «серебряного века» в контексте с литературой, искусством и музыкой.
- Почему важно знать особенности стилей, жанров, и направлений в культуре?
Реализм направление в искусстве (19-20 века) характеризует познавательную функцию искусства: правду жизни, глубину и полноту художественного познания (мифы, символы, притчи).
Символизм , направление в европейском и русском искусстве (1870 – 1910 года). Главным средством художественного познания считался символ. Обращения к мифам, поиски мистического откровения, иносказательность определяли эстетику символизма.
Модерн (фр.) – новейший, современный. Декаданс (фр. – упадок), обозначение течения в литературе и искусстве конца 19 – начала 20 веков.
Акмеизм (греч., высшая точка, расцвет, зрелость) течение в русской поэзии 1910 год. Авангардизм (фр.) – условное наименование художественных движений, характерно коренное обновление художественной практики. Принципы авангардизма восприняли такие литературно-художественные течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм.
Футуризм (лат., будущее) авангардистское направление в европейском искусстве 1910 -1920 годы преимущественно в Италии и России. Экспрессионизм (лат. выражение), направление в литературе и искусстве 1-й четверти 20 века. Стремление к обостренному самовыражению.
Импрессионизм (фр.впечатление) – направление в искусстве, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в подвижности и изменчивости. Модернизация - изменение, усовершенствование отвечающее современным требованиям, вкусам.
Эклектика (греч. выбирающий) – направление в архитектуре, изобразительном искусстве, сочетает разные стилевые элементы. Ренессанс (Возрождение) – период в культурном и идейном развитии стран. Имеет такие черты, как светский характер, гуманистическое мировоззрение (13-16 века).
48 ВЫСТАВОК ЗА 53 ГОДА. И НЕ ТОЛЬКО В СТОЛИЦАХ – В МОСКВЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, НО И В КИЕВЕ, ХАРЬКОВЕ, ПОЛТАВЕ, ОДЕССЕ, КИШИНЕВЕ, КАЗАНИ, НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ, РИГЕ, ВИЛЬНЮСЕ, ВАРШАВЕ, ОРЛЕ, САРАТОВЕ, ТАМБОВЕ, ЯРОСЛАВЛЕ. ТАКОВ ВНУШИТЕЛЬНЫЙ, ДАЖЕ ПО НЫНИШНИМ МЕРКАМ, ИТОГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРИЩЕСТВА ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК – САМЫЙ МНОГОЧИСЛЕННОЙ, АКТИВНОЙ И ВЛИЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ИСТОРИИ РУССКОГО ИСКУССТВА. НА ПРОТЯЖЕНИИ ДОЛГИХ ЛЕТ – С 1870 ПО 1923 ГОД – ОНА ОБЪЕДИНЯЛА ЛУЧШИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ СТРАНЫ. ПО УСТАНОВЛЕННОМУ ПОРЯДКУ ВЫСТАВКИ НАЧИНАЛИСЬ НА ПЕРВОЙ НЕДЕЛЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА, В КОНЦЕ ФЕВРАЛЯ НАЧАЛА МАРТА, В ПЕТЕРБУРГЕ, ЗАТЕМ К ПАСХЕ ЭКСПОЗИЦИЯ ПЕРЕЕЗЖАЛА В МОСКВУ, А ОТТУДА УЖЕ ОТПРАВЛЯЛАСЬ В СТРАНСТВИЯ ПО РОССИИ
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
истории по теме «Серебряный век русской культуры».
- Данный урок рассматривается в разделе изучения темы «Россия на рубеже XIX-XX веков. Место урока: в теме №1; в разделе-№1; в курсе- №8.
Тема изучается в контексте с данным этапом развития общества. Учащиеся узнали историческую обусловленность изучаемых событий. Умеют находить историческую информацию в источниках разного типа. Анализировать историческую информацию в разных знаковых системах (текст, мультимедийных средств и т.д.). Умеют различать в исторической информации исторические сюжеты и исторические объяснения, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения. Особенность этого урока я вижу в том, что у учащихся пополняется словарный запас, они уже осознают себя как исторически сложившегося гражданина России.
Важная особенность этого урока, с моей точки зрения, заключается в духовном воспитании подрастающего поколения.
Тема: Серебряный век русской культуры.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления в системе технологии модульного обучения.
- При подготовке к уроку были учтены психологические и возрастные особенности учащихся.
- Цели и задачи урока:
- Образовательная: Способствовать запоминанию основной терминологии. Формировать научный стиль речи. Способствовать формированию представления о том, что, почему начало 20 века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века» на примерах научных достижений и направлений в искусстве во второй половине 19 века. Способствовать формированию представления социальной сути и художественной ценности в искусстве, как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества. Раскрыть мировое значение достижения русской культуры, как составной части процесса развития культуры всего человечества.
- Развивающая: создать условия для творческого применения и развития общеучебных умений – работа с текстом учебника, с репродукцией картин, умение слушать музыку. Научит применять знания, для решения репродуктивных и проблемных заданий максимально используя различные источники знаний.
- Воспитательная: Воспитание взаимопомощи, толерантности. Работа в группах сменного состава. Стимулировать интерес учащихся к самообучению и саморазвитию. Воспитывать чувства гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию.
- Структура урока соответствовала типу и целям урока. Урок носил рабочий характер.
- В работу урока были вовлечены все дети. Учащиеся работали в группах коллективно, индивидуально, фронтально.
- Со стороны учителя была создана атмосфера доброжелательности, делового общения. Санитарно- гигиенические требования соответствовали основным требованиям.
- Отклонений от плана не было.
- Поставленные на уроке цели и задачи были выполнены.
- Содержание учебного материала было построено на творческих работах учащихся, на репродукциях, на материалах в электронном виде и др.
- На уроках работали методы в основном словесно-наглядного, репродуктивного, эвристического характера и самостоятельной работы. Методы обеспечили хорошее усвоение материала, реальную активизацию деятельности класса.
- В качестве наглядного оборудования применялся дидактический материал: картины, портреты, карточки с заданиями, тесты, ТСО: мультимедиапроектор, магнитофон, компьютер. Эти средства обучения внесли в урок комплексный целесообразный характер.
- На уроке использованы формы фронтальной, индивидуальной, групповой работы, что обеспечило полноценную, активную и сознательную деятельность учащихся.
- Рационально использовано учебное оборудование класса. Соблюдались гигиенические условия. Во время урока активность детей была на хорошем уровне. Оценки за урок были выставлены.
- Перегрузки учащихся не наблюдались. Учебный материал понятен и усвоен учащимися на уроке. Учащиеся научены учиться, получили посильное домашнее задание. Урок цели достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".
Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....
Презентация к уроку литературы в 11 классе: "Серебряный век русской культуры"
Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему: "Серебряный век русской культуры".Презентация содержит материал по определению термина и основным направлениям развития культуры Серебряного века(му...
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
Презентация к уроку истории на тему "Золотой век русской культуры" в 9 классе (VIII вид обучения)
Презентация для урока истории на тему "Золотой век русской культуры", разработанного для 9 класса, обучающихся по программе VIII вида...
Презентация к уроку истории на тему "Золотой век русской культуры" в 9 классе
Презентация к уроку истории на тему "Золотой век русской культуры" в 9 классе для обучающихся по программе VIII вида. Урок обобщения знаний и закрепления изученного материала (презентация с заданиями)...
презентация к уроку истории 8 класса "Заграничный поход русской армии"
Презентация к уроку истории нового времени 8 класса "Заграничный поход русской армии...
Презентация к уроку истории в 9 классе "Серебряный век русской культуры"
Презентация к уроку истории в 9 классе "Серебряный век русской культуры"...