Вышивка – традиционный вид украшения одежды Конспект занятия
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Вышивка – традиционный вид украшения одежды. Конспект занятия
План урока
1. Организационный момент:
— приветствие;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу;
— доведение до учащихся плана урока.
2. Актуализация знаний учащихся
3. Изложение учителем нового материала
3.1. Вышивка, ее значение в жизни людей
3.2 Требования к составлению оберега при помощи вышивки
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа «Изображение эскиза рисунка будущей вышивки. Вышивка оберега при помощи тамбурного шва»:
5.1. Вводный инструктаж учителя:
— сообщение названия практической работы;
— разъяснение задач практической работы;
— ознакомление с объектом труда (образцом);
— ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
— инструктаж по технике безопасности.
5.2. Самостоятельная работа учащихся.
5.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
5.3. Целевые обходы:
— инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
— концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
— оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
— контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
— рациональное использование учебного времени учащимися.
5.4. Заключительный инструктаж учителя:
— анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
— разбор типичных ошибок учащихся;
6. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
7. Уборка рабочих мест.
8. Подведение итогов урока учителем:
— сообщение учителя о достижении целей урока;
— объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
Ход урока:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyshivka_traditsionnyy_vid_ukrasheniya_odezhdy.doc | 967.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Вышивка – традиционный вид украшения одежды
Тип урока: комбинированный.
Вид учебного труда: работа с тканью.
Объект труда: «Выполнение семейного оберега при помощи вышивки».
Время работы: 90 минут (2 урока).
Класс: 5.
Цели:
- Обеспечить усвоение и закрепление учащимися знаний о традициях народа, о техниках выполнения вышивок, а также знаний о технической культуре, организации рабочего места, правил техники безопасности. Научить самостоятельно оценивать результаты работ.
2. Развить глазомер, логическое мышление, моторику рук, умения работать со схемами, инструкционными картами, образцами. Развить творческие способности учащихся и эстетический вкус.
3.Способствовать формированию усидчивости, трудолюбия, наблюдательности, внимательности, точности, аккуратности, ответственности и терпения, инициативы и творчества.
- Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Дидактическое обеспечение: презентация: «Народная вышивка»; иллюстрации, журналы, схемы, меловые изображения на доске, технологические карты, образцы швов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Словарь: тамбурный шов, шов «петля в прикреп».
Межпредметные связи: информатика, изобразительное искусство, русский язык, литература.
План урока
1. Организационный момент:
— приветствие;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу;
— доведение до учащихся плана урока.
2. Актуализация знаний учащихся
3. Изложение учителем нового материала
3.1. Вышивка, ее значение в жизни людей
3.2 Требования к составлению оберега при помощи вышивки
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа «Изображение эскиза рисунка будущей вышивки. Вышивка оберега при помощи тамбурного шва»:
5.1. Вводный инструктаж учителя:
— сообщение названия практической работы;
— разъяснение задач практической работы;
— ознакомление с объектом труда (образцом);
— ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
— инструктаж по технике безопасности.
5.2. Самостоятельная работа учащихся.
5.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
5.3. Целевые обходы:
— инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
— концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
— оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
— контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
— рациональное использование учебного времени учащимися.
5.4. Заключительный инструктаж учителя:
— анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
— разбор типичных ошибок учащихся;
6. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
7. Уборка рабочих мест.
8. Подведение итогов урока учителем:
— сообщение учителя о достижении целей урока;
— объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку. Назначение дежурных.
- Подготовка рабочих мест.
- Постановка темы и учебной цели.
Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания на предыдущих занятиях. Опрос пройденного материала.
- Назовите виды ручных швов?
- К рисункам простых ручных швов подберите названия?
- С какими швами познакомились на прошлом уроке?
- Как выполняется петельный шов?
Вводный рассказ об искусстве вышивки
- Многие из вас любят вышивать. Почти в каждой семье имеются работы с вышивкой. В некоторых семьях сохранились полотенца, скатерти, подзоры, и другие изделия с вышивкой. Чтобы сохранить эти работы и принести пользу родному краю, хозяйки отдают их в музеи.
На прошлых уроках мы с вами узнали про историю вышивки как вида рукоделия, о традициях и приемах в народной вышивке русского и других народов, о важности правильного подбора инструментов и приспособлений для вышивания. Какие нити подходят для вышивания различных изделий, как правильно запялить ткань, подобрать цвета нитей и их фактуру, как вышивать аккуратно и красиво, как ухаживать за вышитыми изделиями. Сегодняшний наш урок мы посвятим закреплению приемов вышивания. И эти швы мы сразу применим при вышивке нашей поделки. Вы можете добавлять в свою вышивку, что захотите, но в нем должны присутствовать швы, которые мы попробуем сегодня исполнить.
Мастерицы украшали вышивкой не только перед, но и спинку одежды, декорировали рубаху и сарафан, даже если поверх них крестьянка надевала нарукавники, к вышивка ими закрывалась полностью.
С современной точки зрения это может показаться странным. Объяснения этому следует искать в глубокой древности. Тогда стихийные бедствия и болезни приписывались действию злых сил, от которых люди пытались уберечься, нанося узоры на свою одежду и жилища. Таким образом, вышивку в ее первоначальном значении нужно рассматривать прежде всего как оберег, и только потом как украшение.
Спина - самое уязвимое место человека, и должна быть хорошо защищена. Именно поэтому вышивку часто делали на спинке одежды. По этой же причине вышивку могли закрыть другой одеждой: не важно было, что она не видна: а важно, что она, находясь в нужном месте, предохраняла своих хозяев от злых сил.
На одежде вышивке отводились те места, которые прикрывали органы, наиболее важные для жизни и здоровья людей.
Прежде всего, это голова, олицетворявшая разум. Оберегающая ее вышивка находилась на шее. На женских сборных рубахах вышивка шла по вороту или по борам, либо покрывала то и другое. В мужских рубахах декорировались ворот-стойка, горловина, косой разрез. Орнамент ворота мужских (в частности, свадебных) рубах мог спуститься впереди слева на грудь, как бы защищая очень важный орган человека - сердце. В женском старожильческом костюме вышивка, закрывавшая сердце, находилась на борах или складках сарафана в верхней его части. Если позволял корой сарафана, такую же вышивку делали на спине.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки.
Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила.
Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души. Тогда они - действительно обереги.
Самые сильные обереги - те, которые изготовлены вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.
В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности, тогда связь оберега с человеком будет сильной и он сможет его защищать.
Если вы будете неукоснительно соблюдать все правила, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей.
Сегодня мы с вами попробуем сделать свой оберег, в которою отражалось бы все ваше мастерство. Нужно будет сделать такую поделку, чтобы вашу работу можно передавать своим будущим поколениям. А для этого нам необходимо вспомнить какие же швы используются при вышивке.
- Шов «вперед иголку» вам уже знаком . Как он выполняется?
Чтобы выполнить шов « вперед иголку с перевивом», надо взять нить другого цвета и не прокалывая ткань подводить под каждый стежок в различных направлениях, что хорошо видно на прилагаемой схеме. (Такими швами хорошо украсить край одежды полотенца, скатерти). В нашей вышивке этими швами можно сделать рамочку для нашего изображения.
Стебельчатый шов- это сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Они могут образовывать тонкий шнурочек или довольно широкую полоску. Это зависит от того под каким наклоном мы будем вкалывать иголку.
Тамбурный шов – это непрерывный ряд петель(цепочка), выходящий одна из другой. (Таким швом хорошо обшивать контуры различной формы деталей. Это и люди, животные, растения, дома, все что угодно. В зависимости от толщины нитей и величины петли можно выполнять цепочки различной толщины и направления).
Шов « петля вприкреп» является разновидностью тамбурного шва. Каждую петельку надо закрепить коротким стежком. Петельки могут быть удлиненные для листьев папоротника, более круглые для различных цветов, листьев дерева, веточек, травинок. Все зависит от вашей фантазии. Одним этим швом можно изобразить целый лес или луг.
Как вы думаете прежде чем начинать вышивать, что нужно сделать? (нарисовать рисунок) Давайте попробуем придумать каждый свой узор , который можно было бы использовать как оберег вашей семьи, прежде чем приступить к работедавайте сделаем физкультминутку.
Физкультминутка
Практическая работа
Выполнение рисунка эскиз рисунка.
Давайте попробуем выполнить сегодня работу тамбурным швом и петлей
Тамбурный шов (или шов «цепочка») – это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой.
- На что похож этот шов?
- Шов выполняется сверху вниз или справа налево.
- Шов можно выполнять в пяльцах и без них
- Где применяется тамбурный шов?
- Тамбурный шов применяется для: вышивания контура рисунка, сплошного заполнения узора.
- Какие предметы одежды и быта можно украсить этой вышивкой?
- Тамбурный шов используется для украшения: одежды: шапочки, платья, блузки, белья; предметов быта: полотенца, скатерти, салфеток.
Применяется такой шов при обшивке контура рисунков или для заполнения больших плоскостей. Романтичные натуры захотят украсить свои модели вышивкой. На лицевой глади отлично смотрится любая вышивка, будь то выпуклая гладь, тамбурный шов или вышивка петля в петлю, имитирующая жаккард.
- Можно ли применить тамбурный шов для ремонта одежды?
- Аппликацию можно выполнить тамбурным швом. Выкроить деталь узора и приметать к основной ткани швом «вперёд иголку» мелкими стежками нитками мулине или катушечными в тон ткани. Стежки шва расположить вдоль края ткани. Затем кусочки пришить к основной ткани тамбурным швом.
- Форма цепочек у тамбурного шва зависит от размера стежков (узкие и широкие, длинные и короткие) и их наклона, образуя строчку в виде зигзагообразной полосы. В этом шве стежки по изнаночной стороне и петельки по лицевой будут располагаться то влево, то вправо от средней линии шва.
Выполнение тамбурного шва. Чтобы выполнить тамбурный шов, разберем инструкционную карту.
- Вдеть в иглу нить сложенную вдвое.
- Какие правила (способы) отрезания нитки от катушки и вдевания нитки в
иголку Вы знаете?
- Какие правила вдевания нитки в иголку Вы знаете? (Как вдеть нить в иглу?)
- Выполнить закрепление нитки в начале работы. Если вышивать ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва (в виде петельки).
- Уложить рабочую нить слева от контура узора.
- Прижать нить большим пальцем левой руки, ввести иголку в предыдущий прокол. Набрать на иголку 4-5 нитей. Иголку вывести на лицевую сторону ткани, так чтобы нитка оказалась под иголкой. Отпустить нитку из-под пальца и затянуть петлю.
- Выполнить следующий стежок так, чтобы острие иглы попало в точку, из которой выходит нитка.
- Куда дальше нужно ввести иглу?
- Выполнить несколько стежков.
- Выполнить закрепление нитки в конце работы.
- Какие способы закрепления рабочей нити на ткани Вы знаете?
- Разновидности тамбурного шва. Шов «петля в прикреп» (или «петельки» или «полупетельки») – это отдельно закрепленная тамбурная петля.
- Такими петельками вышивают цветочки, травку, фрукты, бабочки, птицы и т. д.
- Шов может состоять из ряда изолированных петель, расположенных по узору.
- Петельки можно располагать: по кругу в цветке, с наклоном к стеблю в травке.
- Петельки можно прикреплять: одним, двумя, тремя стежками.
- Сердцевину цветка, контур листочка и чешуйки у рыбы можно вышить полупетельками.
- Петля в прикреп» имеет различные формы: узкая, в виде острого или тупого угла с одинаковыми или разными сторонами, дугообразная, прямолинейная, узкая на длинной ножке.
- Двойная «петля в прикреп». Она может быть тройной и более. Такую петлю закрепляют в нескольких местах.
- Выполнение шва «петля в прикреп». Выполняется он так: делается первая петля тамбурного шва, а вместо второй петли выполняется закрепочный маленький стежок, делая прокол в ткани ниже петли.
Чтобы выполнить правильно и аккуратно работу, нужно соблюдать правила техники безопасности.
- Какие? (Правила ТБ при выполнении ручных работ).
- Какие существуют опасности в работе?
- Что нужно сделать до начала работы?
- Что нужно делать во время работы?
- Что нужно сделать по окончании работы?
- Как организовать рабочее место при выполнении ручных работ?
А теперь составим план работы:
- Подготовить ткань к работе.
- Заправить ткань в пяльцы и хорошо натянуть на нити основы и утка.
- Выполнить закрепление нити в начале работы.
- Выполнить шов и его варианты.
- Выполнить закрепление нити в конце работы.
- Отутюжить работу с изнаночной стороны.
- Практическая работа.
А теперь начинайте работать. Запаситесь терпением.
Практическая работа: «Вышивания оберега».
Физминутки для глаз.
- Анализ и оценка выполненных работ.
Карта пооперационного контроля
- Что Вы будите учитывать при оценке работ?
- Поменяйтесь работами внутри группы и оцените их.
- Какие Вы поставили оценки? Какая общая оценка?
- Что получилось? Что не получилось?
- Учитель обобщает типичные ошибки учащихся.
- Закрепление материала.
- С каким швом познакомились на уроке?
- В каком направлении выполняют тамбурный шов?
- Где используется этот шов?
- Как выполняется тамбурный шов?
- Назови варианты тамбурного шва?
- Подведение итога урока.
- Что особенно интересно было на уроке?
- Что нового мы открыли, узнали, пережили на уроке?
- - Чему научились Вы сегодня на уроке?
Приложение Тамбурный шов
Петли могут быть одинаковой или разной величины, узкие или широкие, а также располагаться зигзагом (всё зависит от длины, направления стежка и натяжения нити).
+
«Петля в прикреп»
Последовательность выполнения цветка швом "петля в прикреп"
Различные формы петли « в прикреп»: узкая; в виде острого или тупого угла с одинаковыми или разными сторонами; дугообразная; прямолинейная; узкая на длинной ножке.
Из петель «в прикреп», можно вышить листья, цветы, травку, фрукты, бабочек, птиц и т. д.
Двойная «петля в прикреп»
Она может быть тройной и более. Такую петлю закрепляют в нескольких местах.
Приложение
№ п./п. | Последовательность операций | Рисунок |
1. | Вдеть в иглу нить сложенную вдвое. | |
2. | Выполнить закрепление нитки в начале работы. Если вышивать ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. | |
3. | Уложить рабочую нить слева от контура узора. | |
4. | Прижать нить большим пальцем левой руки, ввести иголку в предыдущий прокол. Набрать на иголку 4-5 нитей. Иголку вывести на лицевую сторону ткани, так чтобы нитка оказалась под иголкой. Отпустить нитку из-под пальца и затянуть петлю. | |
5. | Выполнить следующий стежок так, чтобы острие иглы попало в точку, из которой выходит нитка. | |
6. | Выполнить несколько стежков. | |
7. | Выполнить маленький закрепочный стежок, делая прокол в ткани ниже петли. | |
8 . | Выполнить закрепление нитки в конце работы. |
Приложение
Карта пооперационного контроля к практической работе
№ п/п | Технологическая операция | Баллы |
1. | Организация рабочего места и соблюдение техники безопасности. | 1 |
2. | Закрепление нити в начале и в конце работы. | 1 |
3. | Стежки (петельки) должны быть одинаковой длины. | 1 |
4. | Петельки шва должны иметь округлую форму. | 1 |
5. | Ткань не должна быть стянута. | 1 |
Итого: | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Китайские фонари-традиционное праздничное украшение" урок по декоративно-прикладному искусству
Интегрированный урок: ИЗО+ технология. Цель урока: Воспитать уважение и интерес к народным традициям Китая...
Вышивка -традиционный вид украшения одежды
Презентация к уроку вышивкаЦели: Обеспечить усвоение и закрепление учащимися знаний о традициях народа, о техниках выполнения вышивок, а также знаний о технической культуре, организации рабочего ...
конспект занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"
конспект занятия "Украшение головных уборов казахских и русских костюмов"...
план-конспект занятия по программе "Основы плетения" , тема: "Женские украшения"
Цель занятия: заинтересовать обучающихся учебным курсом образовательной программы "Основы плетения"....
конспект урока "Украшение одежды бисером" 6 класс
Конспект урока "Украшение одежды бисером" с презентацией для 6 класса поможет учащимся лучше изучить одно из направлений художественно-прикладного творчества "Бисероплетение"...
Украшение одежды национальными орнаментами
Наша страна богата своей самобытностью. У нас необычайное количество обычаев и традиций. Одежда наших предков, а именно, украшение национальной одежды людей, проживающих на тер...
Тема: «Украшение одежды и обуви хантыйскими узорами» с ИКТ (дети 6-7 лет)
Заседание районного методческого объединения "Школа молодого педагога" по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественно-эстетического развит...