Украшение одежды национальными орнаментами
презентация к уроку по технологии (6, 7 класс) на тему

Наша  страна богата своей самобытностью. У нас необычайное количество   обычаев и традиций. Одежда  наших предков, а именно, украшение национальной одежды людей, проживающих на территории России, разнообразно и велико.  На каждом костюме расположено много символов, которые связаны между собой каким-то особым смыслом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ornamenty_na_urokah_tehnologii.docx952.19 КБ

Предварительный просмотр:

Украшение одежды национальными орнаментами

Наша  страна богата своей самобытностью. У нас необычайное количество   обычаев и традиций. Одежда  наших предков, а именно, украшение национальной одежды людей, проживающих на территории России, разнообразно и велико.  На каждом костюме расположено много символов, которые связаны между собой каким-то особым смыслом.

В ранние времена каждая девушка умела шить. Провожая любимого на войну, она вышивала на его рубахе символы-обереги. Кроме силы, заключенной в них, рубаха была наполнена защитной энергией, ведь её шили с любовью. Так же и детям расшивали одежду, которая хранила материнскую энергию, а значит - защиту и заботу. И для каждого случая использовались свои символы. Сегодня, к сожалению, не многие умеют шить, делать одежду своими руками. Немногие умеют вышивать на ней узоры.

И еще меньшее число людей знает значение славянских символов, варианты и правила их использования в одежде.

Что же по одежде можно было узнать о человеке? Оказывается, орнаменты, расположенные на одежде людей, имели огромное значение и особый смысл для жителя Руси. Каждый человек знал этот «язык». По орнаменту на одежде можно было определить откуда человек, из какой семьи, богатый или бедный, чем зарабатывает себе на хлеб, сколько поколений насчитывает его род. Таких элементов на одежде было очень много. Значение имело все: вид элемента, стиль вышивки, материалы. Работа над украшением одежды шла долго и кропотливо. А значит, орнамент играл особую роль в традиционной одежде народов.

Одежда  человека Древней Руси,  украшалась различными элементами – символами, но подобные символы на одежду наносили не только славянские народности. Многие жители нашей страны имеют свою национальную одежду, отличающуюся покроем, использованными материалами, количеством предметов. Но все же, есть общие черты. Любая национальная одежда украшена группой повторяющихся знаков и символов. И тут возникает множество вопросов. В чем отличие или схожесть символических знаков народных костюмов людей различной национальности? О чем «рассказывают» элементы украшения одежды? Есть ли связь между национальными костюмами разных народов?

Если  есть связь между символами на национальной одежде разных народов, то исторические корни этих народов едины.

Глава 1. Символы  национальной одежды славянских народов

 Академик Б.А.Рыбаков так сказал об этом: 'Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы'. 

Древняя символика представляет собой наслоение мотивов, относящихся к разным эпохам, и сплетение сюжетов различного этнокультурного происхождения, в дошедших до нас экспонатах и традициях имеются, наряду с общей картиной мира, свои самобытные оттенки. Большое сходство в узорах у восточно–славянских  и финно–угорских  народов. 
Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента. 

Символы, знаки, орнаменты - удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков, листки которой большей частью утеряны. И видимо осталось то, что должно было остаться, то, что вечно.

1.1. Украшение одежды славянских народов.

Древняя одежда славян значительно отличалась от одежды соседних народов. По письменным свидетельствам, а также археологическим материалам мало что известно про женскую одежду. По поздним данным можно судить, что в основном это были длинные рубахи (примерно до колена), иногда украшенные вышивкой и узорами из ткани. Рубахи были повседневные и праздничные, похоронные и свадебные, вороженные и покосные.

Для всех слоев населения покрой был одинаковым – перегнутый кусок ткани с отверстием для головы, скрепленный поясом, позже стали сшивать рукава. Простые женщины носили рубахи изо льна, а вот знатные девицы – из привозного шелка. В XIII веке появилась хлопчатобумажная ткань.

Женщинам не позволялось носить ременные пояса, только вязаные или тканные.

Про платья древних славян упоминается лишь в шестнадцатом веке, и назывались они сарафаны. Длинные вышитые рукава, вместо воротника одевался ожерелок, украшенный камнями и перламутром. Пришивной манжет и косой ворот появились в семнадцатом веке. Декорирование платья всегда носило глубокий смысл, в основном это сочетание обережной и волховской символики (кони, птицы, дерево Жизни, изображение Богов и полосчатые орнаменты). Использовались узорные лоскутные нашивки и тесьма.

Вышивка на одежде, помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась как оберег; поэтому и дома ходили в рубахах, у которых были вышиты ворот, подол, обшлага рукавов. 

Традиционный цвет на Руси – красный, и существовало около тридцати его оттенков. Красный цвет не только «красивый», но и цвет магический, обережный; остатки подобных верований можно легко найти в ритуалах крестьян XIX в. Д.К. Зеленин объясняет значение красного цвета, как оберега, тем, что красный цвет символизирует огонь.  Для окантовки узора служил чёрный цвет. Вышивка делалась шерстью и шёлком-сырцом, окрашенными мареной (красный – от почти алого в шёлке до коричнево-буро-красного в шерсти), ольховой корой и окисью железа из болотной руды (чёрный для шерсти).  В качестве основных элементов орнамента можно назвать символы-обереги: засеянное поле, солнце, вода, «деревья-цветы» (символы плодородия как мужского, так и женского); а также самые простые геометрические орнаменты, например, полоса зубцов, либо треугольников.  Богатые люди также могли себе позволить вышивку золотой и серебряной нитью. Именно такая вышивка лучше всего сохранялась, и образцы её дошли до нас.

Славянские  народы украшали свою одежду вышивкой, состоящей из повторяющихся элементов

  1. Информационное значение вышивки у славян

Каждый узор, каждая черточка были наполнены особым смыслом. Несли в мир и богу собственное послание.

Одним из распространенных символов в славянской вышивке занимает символ солнца – квадрат, ромб, круглые розетки, крестиков (вращающееся светило). Кроме солнца большое значение для славян, да и не только для славян имели земля, вода, дождь. Так прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, наклонные линии – дождь.

Кроме геометрических фигур часто в вышивке встречается композиции с женской фигypой в центpе и оленями по сторонам ее. Так изображают мать Рода – Роженицу. Мать Рода в вышивке изображали или с оленями, или с всадницами по бокам. В первом случае она символизировала защиту рода, призвана была оградить от болезней и бесплодия. Часто эту композицию вышивали на обрядовых полотенцах, простынях. Это один из мощных оберегов рода. Также эту композицию вышивали на свадебных ручниках и младенцам в люльку.

Трехчастные композиции является довольно распространенным сюжетом языческой славянской вышивке. Это и богиня и две всадницы. Это богиня и птицы, Это богиня и лоси или кони.

Практика использования текстильного орнамента в лечебных целях хорошо известна в народной культуре. Использование простейших ритуальных знаков широко распространено в практике русского знахарства представления о причинах украшения одежды варьируют от учёного «оберег» до простонародного «чтоб голова не болела».
В северных областях России отмечены такие народные названия вышитых женских рубах, как «исцельная», и т.п. Не исключено, что происхождение названия связано не только с особенностями кроя рубахи из цельного (нерезаного) полотна, но и отражает магические свойства, которыми наделялась эта одежда. Известны многочисленные факты использования одежды в магических обрядах исцеления больных людей. Так, многие обряды «смывания» болезни в бане, водоёме или обряд «перепекания» больного ребёнка завершались одеванием новой рубахи — как правило, расшитой. Повсеместность убеждённости в целительной силе узоров в конце XIX — начале XX вв. заставляет нас предположить наличие объективного энергоинформационного воздействия орнамента на организм человека, независимо от убеждения и веры последнего в его эффективность.

Пытаясь понять механизмы возникновения этого эффекта, обнаружили закономерности в пропорциональных соотношениях частей узора между собой. Они связаны с правилом равновеликости фона и узора (правило «золотой середины») и позволяют объективно сравнивать между собою символы различной формы

Оказывается, за тысячу лет до компьютерной эры наши предки пользовались пикселями.

Сотни больших и маленьких квадратиков стремительно сменяют друг друга на огромном экране, выстраиваясь в незамысловатые фигуры – впечатление, что вдруг «затанцевали» рушники и вышиванки наших прабабушек. Загнала в компьютер, осовременила и по-другому взглянула на символы предков харьковский дизайнер Юлиана Алимова. Свой проект она назвала «Цяцьки. Народный пиксель-арт». Объясняет, что виртуализировать славянские символы и знаки начала быстро, когда разгадала секрет.
Можно сказать, что наши предки додумались до пиксельного изображения еще в языческие времена. Принцип, используемый при построении вышивки крестом, идентичен построению пиксельной графики. Когда впервые стали серьезно изучать эти знаки по отдельности, исследователи поразились тому, как наши бабушки, которые не кончали академий и университетов, могли так точно выстраивать рисунок из квадратиков. Это очень сложно, даже когда у тебя под рукой тетрадный лист в клеточку, где можно закрасить квадратики. А они могли делать картинки, в которых таких квадратиков тысячи. Таким образом, мастерицы изображали и простые геометрические фигуры, и очень сложные рисунки, например, бегущего зверя.

Для исполнения желания, исцеления и твердости духа вышивали Цветок Папоротника. В народе его называют Перунов Цвет. От болезней и напостей часто также вышивали оберег Оделень трава. также как и в Чароврате, и в Перуновой звезде считалось, что огонь сжигает все беды и напасти. поэтому то эти обереги очень похожи. Духобор вышивали для больного человека. Покрывалам с такой вышивкой укрывали заболевшего и раненого. Считалось. что Великий Божественный Огонь духобора уничтожит в человеке все хвори телесные и болезни Души и Духа.

Изображение сказочной птицы — павы (иногда ее называют жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.

Славянская вышивка имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них — Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, «исподнего» мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.

В обережных узорах часто действующей считалась какая-то одна его часть, а не весь узор в целом — просто цветочный или геометрический мотив, заключенный в круг или овал, круговая окантовка рукава, подола, ворота. Ведь чтобы иметь реальную защиту, достаточно было вышить узор, состоящий из замкнутых, округлых контуров.

Цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода. Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел. При выполнении обережная вышивки имеет значение все - и как вышивать, когда вышивать. на чем и какими нитками по цвету и фактуре.

Каждый  элемент славянской вышивки или их сочетание имеют определенное смысловое значение, в комплексе несут информацию («рассказ») о жизни человека, семьи, рода.
1.3. Значение орнаментов славянской вышивки

Славянская вышивка, как и любая другая народная вышивка имеет множество правил и условностей.

Розетки. Розетки разных видов — излюбленный орнамент в архитектурном декоре и прикладном искусстве. Диск служил обозначением солнца в древних цивилизациях Египта, Малой Азии, Месопотамии, хотя нужно иметь в виду, что в эпоху бронзы круг, диск и розетка могли означать небо. Считается, что знак в виде шестилучевой розетки получился в результате сочетания круга, якобы символизирующего солнце и схемы снежинки, якобы символизирующей небо. И у славян, и у дагестанцев шестилепестковая розетка изображалась на солонках, а соль — продукт, связанный с солнцем. Розетка-колесо почти всегда изображается на прялке.
Сам процесс прядения, пряжа -символ времени, и управляют им боги солнца, неба. Знак в виде колеса с шестью спицами служил эмблемой бога-громовержца Перуна, такой знак уберегал дом от молнии.
https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_1.png

Солнце сравнивается с колесом в славянских, польских и литовских песнях. Такой знак можно найти на старой лодье, повозке, на колеснице, на всем, что движется. Все европейские народы, имеющие славянское влияние, сохраняют традицию зажигания колес на Ивана Купалу и пускание их с горы в реку как символ затухающего солнца с этого дня.
Колесо с зубчиками и крестом означает небо, дождевые облака и солнце. В солнце наши предки чувствовали два начала — мужское и женское. Женское обозначается кругом, мужское квадратиком или треугольником (что встречается редко).
Образ души в вышивке. В оформлении русских сказок мы часто можем видеть символический купол — это схема небосвода. Предки представляли небо прозрачным куполом, а под ним жизнь. В куполах, как правило, буква «Ж», называвшаяся в славянской азбуке «живет» — «жизнь». Буква составлена из растительных переплетений, также символизирующих бесконечную жизнь. В арках можно увидеть и сцены из жизни богов и людей, и сцены жертвоприношений.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_2.png

Символы водыЗигзаги и разводы чаще могут быть символом воды небесной
Схемы водной стихии узнаваемы и разнообразны. Древний орнамент воды геометричен, это время, когда люди не умели рисовать плавные линии. Особенно любили украшать таким рисунком чаши для воды, питья, вина, жертвенные чаши. Ритмично и по-особому красиво выглядит «бегущая волна» разных наклонов. Разводы на чашах могут иметь и свободный характер (чаши трипольцев). Излюблена и змеиная тема. Змея у славян — символ первой воды, весны, тепла. Сезонные календари часто отражают образ змей. Змея, значит весна, лето, дождь. Рассмотрите еще несколько примеров символики на тему воды.
Одинарные, двойные и тройные облака, несущие небесную влагу, изображались с дождем и без дождя. В резьбе такие узоры принято называть «хляби небесные». Дождевые облака выглядят и как женская грудь, ведь дождь считался небесным молоком, кормящим землю.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_3.png https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_4.png

Символы земли и плодородия. Символика плодородия представлена очень характерным узором – ромбом (или квадратом), разделенным внутри еще на четыре ромба. Это – поле. Маленькие ромбики — если хоите, лунки для семян. Если в маленьких ромбиках изображаются точки, это значит, что поле засеяно – это символ плодородия. Если маленькие ромбики пусты, значит поле не засеяно. Символы эти имеют соответственное магическое значение. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками. В целом, ромб (квадрат) с точкой посередине – это то, что может родить, то, что является источником благополучия и изобилия. Пустой ромб – то же, но не могущее (не оплодотворенное) родить. Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Женщины по-простому называют его «лягушка» или «ромб-лягушка».
С переходом Кочевых племен к оседлости появились загоны-хлевы, огороженные жердями, и жилища-срубы. Было сделано величайшее открытие — открыт принцип четырехкратности времени, пространства (четыре стороны света, четыре времени года). Отсюда ромб связывался у древних с представлениями о цикличности времени, когда человек уже осознавал начало и конец какого-то периода; осознавал и основные положения в суточности движения солнца — восход, зенит, закат. Как и в природе, в жизни человека последовательно сменяются периоды рождения, расцвета, зрелости, увядания — старости. Поколение сменяло поколение подобно тому, как расцветала и умирала из года в год природа.
https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_5.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_6.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_7.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_8.png

Ромбический узор в силу этого объединял в глазах первобытного охотника два важных понятия: мамонта (источник жизни, сытости, благоденствия) и священное изображение женщины (символ плодовитости, продолжения жизни, счета родства). Ромб и ромбический меандр сами по себе становились символами жизненности и благоденствия, первой в истории человеческой мысли идеограммой Жизни и Блага».

С другой стороны, для земледельца 4 стороны света связывались, со сторонами его прямоугольного жилища. Известно, что в избе бревна в срубе укладывались с остатком, этот остаток выглядел как рогатина, развилка. У русских даже есть загадка: «Снаружи — рогата, изнутри — камола» (изба). С укладкой первого венца упорядочивалось пространство, обеспечивалась его замкнутость, непроницаемость для внешних, недобрых сил, хаос превращался в космос (то есть порядок). Примечательно, что даже когда избу рубили без остатка, первый венец, наземный был обязательно рогатый. По-видимому, непосредственная близость к «земле-преисподней», «дому мертвых» требовала обеспечения безопасности от такого соседства, от возможных недобрых «происков» «жителей подземного мира». Тем более что земле придавали останки врагов, сраженных в боях при набегах, а своих сородичей древние славяне сжигали на погребальном костре. Известны погребения и срубного типа. Отсюда ясно, почему представленные мотивы ромба с продленными по углам сторонами, с отмеченной серединой, называемые «ромб-репей» (известен еще под названием «малая решетка»), символизировали сруб, огороженное пространство с очагом либо алтарем — местом обитания предков. А ромб другой конфигурации из трех пар пересекающихся линий — это погребальный или жертвенный костер, который являлся знаком Священнодействия в ходе сжигания — по убеждению древних людей, цри этом обряде устанавливается контакт с предками.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_9.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_10.jpeg

Охранные знаки. Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом.

В ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается прежде всего повторяемость в определенных числах. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа — элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, то есть числа могут быть одним из образов мира. Такими числами являются: 3 — образ Абсолюта, божественной Троицы, три сферы жизненного пространства (небо, земля, подземный мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 является образом целостности, идеально устойчивой структуры: 4 стороны света, 4 стихии, верх-низ-право-лево, 4 времени года. 5 -сакральное число — 4 стороны + центр — равновесие. Символом гармонии стала цифра 7. Через нее человечеству дано 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 дней в неделе. Из произведения чисел 3 и 4 возникает число 12 — 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий. Соответственно, все эти числа, и не только в орнаменте, считаются счастливыми.
https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_11.png

Древо жизни. Изображение священного дерева встречается у всех народов мира. В одной из русских сказок герой взбирается по дереву на небо. Сибирские шаманы на обрядовом месте ставили дерево и выполняли возле него действия. В христианский праздник Вознесения Христа русские пекли из теста маленькие лестницы и представляли, что на небо можно взойти по дереву или по лестнице. Библия называет священное дерево «Древом жизни», при этом сказано, что оно находится «посреди сада», под облака) чем подразумевается центр мира. В гимнах Ригведы и Эдды между корнями дерева обитает змея. Корни Древа уходят в неведомые глубины, вершиной своей оно уходит в небо. Змея — символ времени, спирального движения и повторения, мудрости и осторожности, и начинается это все от корней человека, нации, человечества. Потому можно встретить изображение Древа, обвитого Змием.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_12.png

Мировое дерево мыслилось воплощением Великой Матери мира — Земли. С деревом связан мотив определения судеб людей. В Ригведе Мировое дерево сопоставлялось с рожающей женщиной. У народов мира Древо в образе женщины представляется змееногой и солнцеголовой.У славян и латышей на культовых праздниках девица стояла на одной ноге — это поза воплощения Матери мира — Древа, держащего весь белый свет. В Индии стояние на одной ноге выражает идею плодородия. На Руси деревом богини стала береза. Весной девушки приносят дары березкам, гадают на них, обряжают одну из девиц березовыми ветками, венком и посвящают песни Ладе, Лелю, прося любви и замужества, деторождения. В давние времена если уж наказывали ребенка, то обязательно березовым прутом, как ритуал жертвоприношения за грехи, чтобы Матерь-судьба не разозлилась.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_13.png

Символика Природы. Громовой знак – знак Перуна, заключенный в круг шестиконечный крест. Распространен этот знак был очень широко его знали и скандинавы и кельты и славяне. Громовой знак мы можем увидеть в орнаменте русских прялок и на избах вплоть до нашего времени. Резали его на низ не просто так. На избах его вырезали на кокошнике (доска, свисающая с торца конька) в качестве магического громоотвода. Также громовой знак – знак мужества, воинской доблести. Был магическим знаком русской дружины. Этот знак можно встретить на шлемах, пластинах доспехов. Знак этот также вышивают на мужской рубахе. Символы же природы очень многочисленны и многогранны. Нет такого символа, который бы означал саму природу. Зато ей посвящено довольно много магических знаков. Особо известен такой символ, как цветок папоротника, с которым связана легенда – папоротник в ночь на Купалу выпускает красивейший цветок-огнецвет. И цветет он только одну ночь, а потом бесследно пропадает. Тот, кто найдет этот цветок, станет мудрым и сильным. Но волшебная природа тоже нашла отражение в символах. Например, лес изображался как несколько схематически нарисованных деревьев. «Елка», а скорее, Сосна — дерево веры и магии. Не елка, а сосна потому, что – ель, дерево темное. В доказательство – Русская пословица: «в березовом лесу веселиться, в сосновом – молиться, а в еловом повеситься». Однако ель здесь возможна как темная, навская сторона веры. Теперь рассмотрим «елку наоборот», чьи ветки направлены вверх. Расчленим ее тоже на руны. Перед нами футаркские – Феху (Fehu) – владение (зачастую, духовное) и Альгиз (Algiz) – пассивная защита. В вендских – «Мир», «Крада» (жертвенный огонь), Берегиня (женская руна, руна Макоши) и «Есть» (естество, жизнь, движение). Теперь понятен сакральный смысл с виду примитивных «елочек». Тогда как «Сосна» направлена к божественному аспекту веры, «перевернутая сосна» — аспект более человеческий, мирской – богослужения, традиции, жертвоприношение, продолжение рода. Растительные мотивы преобладают в деревянной резьбе, в вышивке южных славян. Бесконечные ростки священных трав и цветов показаны в процессе прорастания и расцвета. Ростки изображаются, как правило, крепкими, сильными, и охраняет их то лев, то птица Сирии, поскольку только им доверяют охранять бесконечность жизни. Растительный мир — образ Яви, проявленной жизни, ростки и цветы ≈ символ земной жизни. Образы растений разные, это зависит от того, какие растения считаются в данной местности чистыми, священными. На юге — роза, барвинок, в средней полосе — василек, папоротник, на севере — хвойные веточки, купальница.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_14.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_15.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_16.png

Также и животный мир получил отражение в символах. Знаки унаследовали свойства животных. Особый же смысл имеют наки, обозначающие птиц, ибо птица – существо для древних загадочное, магическое. Многие светлые боги могут обращаться в птицу. Перун – в орла или ворона, Волх – в Финиста-Сокола. Интересен общий для всех птиц знак – «птица клевучая». Она символизирует небо, наследие светлых богов, в какой-то степени самих богов. Можно также посмотреть на русские вышивки – на них тоже часто фигурируют птицы. Но птицы эти уже не явские, а волшебные – известные всем по сказкам и песням Сирин, Алконост, Гамаюн. Птицы эти сидят на ветвях Мирового древа и поют свои песни. Изображаются они не так схематично, как другие, но их изображения несут в основном, эстетических характер – для магии и богослужения их не применяют.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_18.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_20.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_21.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_22.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_23.png

Все  символы славянской вышивки можно объединить в некоторые смысловые группы: изображение солнца и ночных светил, изображение воды, знаки мирового древа, знаки плодородия, охранные символы.

Глава 2. Символы  национальной одежды народов, проживающих на территории России

2.1 Традиционный калмыцкий орнамент вышивки предметов одежды и обихода

 Рукодельная работа женщин-  калмычек была самым красивым и самым тонким народным искусством. Если у мужчин-мастеров, работавших с цветными металлами, орудиями труда были молоток, наковальня, наборы напильников, щипцы, шило и прочее, то у женщин-рукодельниц были только иголка, наперсток, ножницы и нитки.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_24.jpeg

Узоры и орнаменты имели свои названия: «Беежин хотон», «Копыта жеребенка», «Оборот солнца», «Радуга» и другие, созвучные этим.  

Женщины-мастерицы вышивали и различные рисунки на сумках для денег, для ниток, для табака. Это, в основном, были цветы и листья растений родной калмыцкой степи. Такие сумки изготовляли и девушки: они их дарили знакомым парням, уважаемым людям.Шили одежду и вышивали узоры, рисунки и орнаменты только одной иглой. Об этой иголке в калмыцких загадках сказано так: «Черный конь бежит мелкой рысцой», «Куда голова, туда и хвост».Сумки для денег делали складными, с двумя-тремя отделениями, с длинной тесемкой, конец которой украшали бахромой из шелковых красных нитей.Орнаменты «Беежин хотон», «Копыта жеребенка» были гораздо красивее остальных. Потому их особенно часто вышивали на манжетах, воротниках, манишках, подолах женского платья (терлег, цегдег). Эти орнаменты присутствовали и на женских каракулевых шубах и на бархатных чехлах для кос. Подолы некоторых шуб также украшали такими вышивками.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/24/s_5a68cafd1c7d3/810070_25.jpeg

В вышивке женских головных уборов, одежды и разных декоративных предметов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса, розы. Кроме того, в калмыцкой вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна).Наиболее распространенными мотивами калмыцкой орнаментики являются меандр (знак вечного движения) и Т-образный мотив. Наряду с устоявшимися традиционными формами, геометрическими и растительными, в орнаменте середины XIX века появились новые мотивы - изображения рыб, лошадей и других животных.

2.2 Символы в украшении одежды крымских татар

Множество символов присутствует в украшениях, одежде, вышивке крымских татар. Они придают им особое значение, передавая, таким образом, мудрость своих предков из поколения в поколение. Характер общечеловеческих носит большинство известных сегодня символов. К примеру, звезда Давида (шестиконечная звезда), если она стала частью ювелирного украшения Фес-тепелик, то это совершенно не случайно. Энергетический центр связи с Богом находится у человека на темени, именно поэтому наши предки выбирали именно этот символ для навершия на фес. Есть не один трактат об этом мощном по энергетике и смысловому значению символе. Его можно встретить не только у мусульман, а и у христиан, буддистов, иудаизме. Буддизм трактует этот символ как пересечение активного и пассивного начал (мужского и женского). Ислам имеет свое трактирование: треугольник, который обернут вершиной вверх – это рай, вниз – ад. То есть, это пересечение неба и земли.

Еще один довольно частый символ – треугольник. Он очень часто встречается у крымских татар на головных уборах, женских покрывалах («марама») и красиво дополняется растительным орнаментом. Кроме того, треугольник часто размещали на тканых салфетках и полотенцах, а также на ювелирных украшениях. В исламе его трактуют как: Аллах, Мухаммед и Али. В наши дни также исполняют амулеты и обереги в виде треугольника (сагъ-дува) – это ювелирное украшение в упрощенном виде (дувалых), где используют серебряные, иногда металлические, треугольники, что выполняются в технике филигрань, а внутри у них были свитки молитв. Дувалых зачастую носят на груди, с устремленной вверх вершиной, что значит – дух стремится к высокому, а именно к духовности, небу и чистоте.

  1. Геометрический орнамент народов Кавказа

Растительный орнамент и орнамент ‘плетенка‘ появились в Дагестане в средние века. К гораздо более давним временам относится становление здесь геометрического орнамента.
Известен случайно сохранившийся древний образец такой резьбы, которая стилистически родственна традиции, продержавшейся до нашей эпохи.
Распространенность геометрического орнамента в горах Большого Кавказа, его господство в архитектуре, особенно в старых постройках и особенно в глубинных горных местностях. Говорят о том, что именно такой тип орнамента является органично присущим для архаического пласта местной художественной культуры. Этот стиль орнамента, вплоть до начала 20 века господствовавший в народном зодчестве Дагестана, особенно в горных районах, является здесь, в отличие от растительного и ‘плетенка’, коренным, усвоенным местной художественной культурой еще в далекой древности. Геометрический знак и орнамент в Дагестане фигурирует на керамике и металлических изделиях со 2 тыс. до х. э.
Орнамент состоит из набора простых фигур: розеток, квадратов, треугольников, крестов, зигзагов, спиралей.

Геометрический орнамент Дагестана сходен с архаической резьбой Грузии, а также России, Восточной и Западной Европы, Прибалтики, Скандинавии.
В Дагестане геометрический орнамент характерен для 
глубинных районов, а чем ближе к приморью, тем больше дает себя знать растительный стиль орнаментации. То же явление наблюдается в других местах Кавказа.

2.4. Украшение одежды народов севера

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души.
Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх тыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай сумат нув «березовая ветка»; явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.

Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.

Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру. 
Интересен геометрический орнамент и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских народов ханты. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха

Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изогнутых под прямым или тупым углом. Примерно такими же орнаментами украшают и весенне-осеннюю одежду нуй сах. В быту женщины мало применяют священный орнамент. Его мотивы связаны с животным или растительным миром, а также с частями тела человека.

Выступление

на районном методическом объединении  

по теме:

«Украшение одежды

национальными орнаментами»

применение техники вышивки крестом на уроках технологии

(презентация)

подготовила:

учитель математики и технологии

МБОУ Щедровская ООШ

Деточкина А.А.

2018


Картинки по запросу национальная славянская одежда

Картинки по запросу национальная славянская одежда

Картинки по запросу национальная калмыцкий орнамент одежда
Картинки по запросу национальная калмыцкий орнамент одежда

Картинки по запросу национальная одежды крымских татар

Картинки по запросу национальная орнамент народов Кавказа

Картинки по запросу национальная орнамент народов Кавказа

Картинки по запросу национальная орнамент одежды народов севера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ИЗО "Якутский национальный орнамент"

Открытый урок по теме "Якутский национальный орнамент"с использованием национально-регионального компанента. Используются призентации учителя и ученицы для объяснения темы....

Вышивка -традиционный вид украшения одежды

Презентация к уроку вышивкаЦели: Обеспечить усвоение и закрепление учащимися знаний о традициях народа, о техниках выполнения вышивок, а также знаний о технической культуре, организации рабочего ...

Вышивка – традиционный вид украшения одежды Конспект занятия

Вышивка – традиционный вид украшения одежды. Конспект занятия  План урока1. Организационный момент:— приветствие;— проверка готовности учащихся к уроку;— настрой учащихся на работу;— доведение до...

Мастер - класс по изготовлению сувенира с национальным орнаментом

Мастер - класс по изготовлению сувенира с национальным орнаментом....

конспект урока "Украшение одежды бисером" 6 класс

Конспект урока "Украшение одежды бисером" с презентацией для 6 класса поможет учащимся лучше изучить одно из направлений художественно-прикладного творчества "Бисероплетение"...

«Конспект занятия. Аппликация. Тема «Украшение салфетки мордовским орнаментом»

Цель: учить создавать мордовский орнамент из геометрических фигур разной величины и формы, воспитывать интерес к аппликации, развивать творческие способности детей....

Тема: «Украшение одежды и обуви хантыйскими узорами» с ИКТ (дети 6-7 лет)

Заседание районного методческого объединения "Школа молодого педагога" по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественно-эстетического развит...