план-конспект занятия по программе "Основы плетения" , тема: "Женские украшения"
план-конспект по теме
Цель занятия: заинтересовать обучающихся учебным курсом образовательной программы "Основы плетения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия из программы «Основы плетения бересты»
Тема : «Женские украшения».
Зыкова Катерина Николаевна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы», п.Березник Виноградовский район Архангельская область.
Возраст детей – 8-10 лет.
Продолжительность занятий - 90 минут.
Цель занятия: заинтересовать обучающихся учебным курсом образовательной программы «Основы плетения из бересты»
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с историей плетения из бересты;
- познакомить с используемым материалом, инструментами, техникой безопасности при работе с ножницами;
- научить детей плести простые бусы , кулон, браслет
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к занятиям, творческих способностей детей.
Воспитательные:
- формировать навыки индивидуальной работы;
- способствовать эстетическому воспитанию и культуре поведения.
Оборудование:
Плетеные изделия из бересты для демонстрации при изложении материала «История плетения»; фотографии и готовые берестяные женские украшения; схемы плетения украшений с подробным описанием; 12 наборов материалов для практической работы (бумажные и берестяные полоски различной ширины и длины, бумажные и берестяные заготовки для кулона). Карандаши, канцелярские скрепки, ножницы.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
№ | Этапы | Время | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | Организационный момент, знакомство с группой, установление контакта с детьми | 5 мин. | Раскрывает цели, тему занятия. Мотивация дальнейшей деятельности. Проведение мини-опроса | Выполнение несложных заданий предложенных педагогом. |
2 | Изложение первого материала: 1. История плетения из бересты. 2. Материалы и инструменты. 3. Женские берестяные украшения. | 15 мин. | Рассказ, сопровождаемый демонстрацией готовых берестяных изделий. Рассказ, сопровождаемый в некоторых случаях практическими заданиями. | Слушают, рассматривают изделия, отвечают на вопросы, выполняют несложные задания, предложенные педагогом. |
3 | Практическая работа -плоские «Квадратные бусинки» | 25 мин. | Демонстрация приемов плетения бусинки, лучиков и звездочки. Индивидуальная работа с каждым. Выдаются схемы плетения с подробным описанием. | Повторяют за педагогом приемы плетения. Самостоятельно изучают схемы. Помогают друг другу. |
ПЕРЕМЕНА | 10 мин. | |||
4 | Практическая работа - Кулон «Звездочка» 1 ступень сложности лучики - Кулон «Звездочка» 2 ступень сложности заготовка - | 40 мин. | Демонстрация приемов плетения заготовки для звездочки, плетение кулона из бумаги и потом из бересты | Повторяют за педагогом приемы плетения. Самостоятельно изучают схемы. Помогают друг другу. |
5 | Заключительная часть | 5 мин. | Обобщить знания детей о пройденном материале. Выявить степень удовлетворенности занятием | Приводят в порядок рабочее место. |
I этап. Организационный момент. Знакомство.
Ребята, я очень рада, что вы пришли ко мне на занятие. Меня зовут Катерина Николаевна. Я – педагог дополнительного образования «Центра внешкольной работы». И сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать
1.Поднимите руку те, кто знает, что такое береста?!
2.А у кого дома есть берестяные изделия? И каким образом они к вам попали?
3.Кто-нибудь из вас уже плел изделия из бересты?
4.Кто-нибудь из вас знает, как появилось это ремесло?
Сегодня мы узнаем, с чего все начиналось, и какие материалы и инструменты необходимы для плетения, а также попробуем выполнить себе подарки; бусы и кулон –звездочка.
А сейчас садитесь поудобнее и внимательно слушайте и смотрите, я поведаю вам об истории плетения на Руси.
II этап. Изложение нового материала.
В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об 4 дела: первое дело-мир освещает; другое дело-крик утишает; третье дело - больных исцеляет; четвертое дело-чистоту соблюдает»
Современному человеку не так-то просто отгадать эту загадку. Между тем когда-то любой деревенский житель без особого труда мог дать ответ. Конечно, это береза.
Светло и празднично в березовом лесу в любое время года, но особенно весной и ранним летом. Кажется, будто от берез идет внутренний свет. В старину у березы в начале лета был свой особенный праздник-Семик. В эти праздничные дни она была окружена всеобщим вниманием. Ветками березы, как драгоценными цветами, украшали красный угол крестьянской избы. Девушки водили хороводы вокруг молодых березок, завивали веночки из березовых веток, гадали на них и пели.
В разные времена года крестьянин внимательно присматривался к березе и примечал:
-лопаются сережки у березки, время сеять хлеб;
-если у березы весной течет много сока - лето будет дождливым.
А название дерево береза получила из-за своей ослепительно белой коры-бересты. (показать пласт бересты).
Береста состоит из нескольких тонких и легко отделяющихся друг от друга слоев, которые по цвету могут быть разными от желтого до коричневого и красного. (показать как береста расслаивается и дать ученикам попробовать).
Береста не сразу раскрывает свои секреты и первое время будет очень непослушной рукам! Но не стоит отчаиваться. Береста покоряется упорным и терпеливым. Ваш основной инструмент - руки! Они должны научиться чувствовать бересту. Но для этого нужно время. А чтобы не тратить бересту попусту (ведь не все сразу получается) мы учимся сначала плести из бумаги.(показать некоторые бумажные изделия, которые в ближайшее время дети будут плести).
Но вернемся к бересте, ведь уже через 2 месяца вы сумеете сделать свои первые работы из бересты. Кажется, будто в бересте есть какая-то магическая колдовская сила, притягательность. Это какое-то необъяснимое чудо- взять в руки податливую шелковистую бересту и вдохнуть в нее жизнь, то есть сделать что-то своими руками. И у вас это получится!!!
А ремесло изготовления берестяной утвари (посуды) пришло к нам из далекой древности. «Кабы не лыко, да не береста, так бы мужичок рассыпался» - говаривали в народе.
Еще совсем недавно предметы из березовой коры- туеса, лапти, корзинки, полотухи и многое другое - были привычны и необходимы в сельской жизни. Их можно было увидеть почти в каждой крестьянской избе. Особенно разные туеса ( их у нас на Севере называли «бураки») от самых маленьких до размеров с ведро. Без легких, прочных и удобных туесков трудно представить быт деревенского жителя. Чего в них только не хранили: молоко, сметану, творог, масло, квас, грибы и даже рыбу. Продукты в них очень долго не портятся даже в тепле. Можно сказать - это маленькие холодильники (демонстрация туесов различных по размеру).
В чем же их секрет? Дело в том, что по своему строению туес напоминает термос. Он состоит из 2 частей - сколотня и рубашки, между которыми образуется воздушная прослойка. Кроме того, в самой бересте есть «окна», через которые продукты дышат. А еще береста содержит смолу, которая не дает развиваться разным микробам.
А теперь давайте еще посмотрим что же можно сделать из бересты?!
(перечислять и одновременно показывать) Солоники разной формы, конфетницы, корзинки, очечники, украшения, лапоточки и др. Все эти изделия плетутся из вот таких коротких или длинных разных по ширине полосок. И даже небольшой обрывок бересты в руках народного умельца превращается в простейший музыкальный инструмент-рожок (показать и продемонстрировать как он получается и звучит)
А сейчас предлагаю вернуться к нашей загадке и попробуем ответить, что же это за такие 4 дела?
Мир освещает?- лучина для освещения избы
Крик утишает?- деготь для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели
Больных исцеляет?- береста для обвивания глиняных горшочков
Чистоту соблюдает?- веник для бани.
Для работы с берестой не требуется сложных инструментов, но все они должны быть удобными для работы с берестой. Поговорка гласит:»Хороший инструмент- половина работы». Необходимы: линейка, карандаш, ножницы.
Техника безопасности при работе с ножницами
Прежде чем приступить к нарезанию бумаги или бересты, послушаем, что нам скажут Ножницы
Внимательно нас ты послушай, дружок,
Хотим преподать очень важный урок!
Чтоб мама твоя бинт и йод не искала
И бабушка чтобы тебя не ругала,
Ты с мыслями здесь и сейчас соберись
И безопасной работе учись.
Гляди-ка, лежит на столе «крокодил»,
Он долго по выкройкам нашим бродил.
Давай-ка приучим скорей «крокодила»,
И станет он добрым - ах, как это мило!
Сошьем мы чехольчик для режущей «пасти»,
И нас непременно минуют напасти.
Скорее загадку мою разгадай
И ножницы в том «крокодиле» узнай!
А чтобы соседа тебе не поранить.
Учись «крокодила» к соседу отправить:
Закрой ему пасть. За нее ухватись,
И другу скажи: «Ты за кольца берись!»
Не так все и сложно. Не правда ль, дружок?!
Ну что, помогает тебе наш урок?
Напомнить хочу про рабочее место-
Диван или кресло?
Нет, там нам не место!
Усядемся лучше с тобой за столом,
Бумагу разложим. Работу начнем!
А теперь повторим технику безопасности при работе с ножницами:
1.Ножницы во время работы нужно класть справа, кольцами к себе.
2.Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
3.Пеедавать ножницы кольцами вперед.
4.Хранить ножницы в подставке.
5.Ножницы должны быть хорошо заточены и отрегулированы.
И прежде, чем мы с вами начнем учиться плести,
я немного расскажу вам об изготовлении женских украшений из бересты
С древних времен женщинам свойственно украшать себя, свое жилище. С украшениями издавна связывали решение многих бытовых проблем. Женщина, как хранительница домашнего очага, дома, детей обладала большой интуицией, связывая благополучие в доме с усмирением злых духов оберегами, задариванием добрых духов своей красотой. «Красота спасет мир!- в это веровали со времен сотворения мира. Этому свидетельствуют исторические раскопки в Египте и Африке, Греции и Риме. История позаботилась, чтобы донести до нас удивительные украшения IХ-ХII в.в. Киевской Руси: ожерелья, кольца, браслеты. Их изысканная красота, богатое оформление помогают нам понять жизнь людей далеких эпох. Великолепны женские портреты начала ХIХ века, где так тщательно художники изображают расшитые речным жемчугом кокошники, великолепно сделанные серьги, бусы, браслеты, большое количество колец. И будь это портрет купчихи или крестьянки - чувствуется в женском взгляде достоинство и гордость за все то, во что она наряжена. Наряды, украшения копились годами, передавались из поколения в поколение и очень бережно хранились как реликвии, как святыни, помогающие людям жить в достатке, собирать богатые урожаи, продолжать род человеческий.
На Севере особое значение придавалось головным уборам, так как волосы имели жизненную силу. И сейчас женщины не остаются равнодушными к тому, как выглядит их голова: заколки, ободки, бантики- все это в обиходе современных женщин. Пояс в русской одежде был обязателен. «Пояс охранял самую уязвимую часть тела человека-живот» Поэтому пояса вышивали, украшали.
Очень многое из того, что являлось женскими украшениями можно сплести из бересты. Материал мягкий, чистый( есть небольшое содержание серебра в бересте), красивый, он с удовольствием ляжет в изделии на женские плечи, запястья, голову, будет сережками, поясом, заколкой, ободком для головы, колечком на руке. (демонстрация изделий).
III этап. Практическая работа «Плоские квадраты бусинки»
Сейчас мы сделаем маленький шажок в непростом, но интересном деле: мы превратим две полоски в несколько бусинок.
Выдаются схемы, показываются приемы плетения, бусинки, дети повторяют. Последовательность работы со схемы.
Во время самостоятельной работы проводится текущий инструктаж. Дети выполняют бусинки. Педагог не забывает похвалить детей за выполненную работу.
«Кулон звездочка»
А сейчас к нашим бусам мы с вами выполним кулон.
IV этап. Заключительная часть.
Педагог подводит итог, обобщает знания детей о пройденном материале. Выявляет степень удовлетворенности занятием.
- Спасибо за работу на занятии, было очень приятно с вами общаться и делиться с вами некоторыми секретами плетения украшений из бересты. Вам всем всего доброго! Всех желающих приглашаю на занятия!
Дети приводят в порядок рабочее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"
Открытое занятие проводилось в рамках Московского городского конкурса профессионального мастерства и общественного признания -2012, номинация "Сердце, отданное детям"...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
План - конспект открытого занятия эстрадной - вокальной студии «Бриз» старшая группа Тема занятия: «История и стили джаза».
Ученики познают истоки джаза и знакомятся с основными стилями джазовой музыки....
План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"
Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....
планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов
План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....