Лоскутное шитьё
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Лоскутное шитье или пэчворк, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер,- очень модный вид рукоделия. Это один из древнейших видов творчества. У него поистине неисчерпаемые возможности. Можно замечательно украсить свой дом, наполнить его изяществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loskutnoe_shityo.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Лоскутное шитье»5 класс
Так, как декоративно-прикладное творчество в рамках предмета технология изучается пятиклассниками впервые, то целесообразно начать со знакомства с различными видами искусств народов нашей страны. При этом необходимо обратить внимание учащихся на неограниченные возможности реализации творческого начала каждой личности и использование при изготовлении предметов художественных промыслов повсеместно распространенных материалов: ткани, ниток, дерева, кости и т.д
Лоскутное шитье или пэчворк, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер,- очень модный вид рукоделия. Это один из древнейших видов творчества. У него поистине неисчерпаемые возможности. Можно замечательно украсить свой дом, наполнить его изяществом. Одна, пусть маленькая вещица может радовать нас на протяжении долгого времени. Немного умения и фантазии, и наш дом “улыбается”, становится теплее и уютнее., что любая вещь должна служить до тех пор, пока она находит применение, и выбрасывать ее можно только тогда, когда из нее ничего невозможно сделать вещи в трикотажные “одежды”, в теплые стеганые жилеты, пусть оживят кухню прихватки и рукавички “вкусные” натюрморты, пусть порадуют детей новогодние сапожки и игрушки.
Трикотаж нашел свое применение на уроках по технологии при изучении лоскутного шитья. Чем же так привлекателен трикотаж? Прежде всего своей доступностью и наличием материала: старые кофточки найдутся в любом доме. Еще необходимы фантазия и желание, дающие уникальную возможность почувствовать себя творцом, способным создать действительно рукотворную вещь ,которая будет излучать особый свет, тепло и доброту, так недостающие нам в сегодняшнее стремительное и суетное время. Кроме этого, изделия из трикотажа не только красивы и способны украсить любое помещение, но и избавляют от лишнего мусора в доме, позволяют избежать дополнительных расходов на .приобретение нужных вещей и материалов.
Изделия из трикотажа выполняются в простейшей технике, освоить которую под силу даже начинающим рукодельницам. Для комбинации с трикотажем подойдут лоскутки шерстяных, хлопчато–бумажных ( ситец, сатин) тканей. Единственное условие- ткани должны быть одинаковой толщины с трикотажем. Поэтому под тонкие ткани надо подложить фланель, а то и ватин или синтепон. Неплохо будет и простегать эти детали простым узором. Трикотаж можно соединять самый разнообразный как по цвету, так и по фактуре. Отделкой изделия могут служить декоративная тесьма, ленты, пуговицы, бисер .
Многое влечет нас к рукоделию. Но сильнее всего- это жажда творчества. Надеюсь, мои идеи вдохновят вас к работе. Пусть приобретенные навыки помогут вам быстро и качественно создавать лоскутные изделия из трикотажа. Ищите свои приемы, более подходящие вам по духу, по образу жизни. Помните: знание правил работы не избавляет от необходимости искать и находить, думать и придумывать. Не бойтесь ошибок и неудач. Не бойтесь экспериментировать.
Предлагаю несколько вариантов изделий из трикотажа.
Перед началом работы распорите одежду по швам и прогладьте через влажную ткань. Внимательно рассмотрите детали и все изъяны обведите мелком. Так будет легче проследить их при раскрое. А теперь подключайте свою выдумку, фантазию и терпение и за работу!
Веселое, уютное, лоскутное одеяло. Приложение 1
Размер моего одеяла 220*245 см. Кому-то оно покажется большим ,кому-то маленьким. Уберем или добавим ряд блоков, а можно просто изменить их размер. В моем случае блок 30*30 см. Сделайте шаблон, равный размеру блока. Подготовьте трикотаж: постирайте, прогладьте, проклейте флизелином, по шаблону раскроите блоки. Не забудьте про припуски на швы.
В качестве соединительных полос я использовала ситец, гармонирующий по цвету. Ширина полос 5см плюс припуски на швы. Общая длина всех полос 19м 15см. По длине всегда следует брать с запасом.
Разложив блоки по своему вкусу, начинаем сборку. Сначала полосы и блоки собираем в ряды, а затем сшиваем ряды между собой, не забывая про соединительные полосы. Припуски заглаживаем в сторону полос. Обрамляем работу полосами сначала по длине, затем по ширине. Готовим кайму шириной 10см. Притачиваем кайму по длине, а только затем по ширине изделия.
Сборка изделия. Подготовив полотно для подкладки размером на 30см больше в длину и ширину лоскутного полотна , раскладываем его на горизонтальной поверхности лицевой стороной вниз, хорошо натягивая и прикрепляя кусочками скотча. Поверх подкладки раскладываем синтепон или ватин. Последний слой - лоскутное полотно.
Начиная от центра, скалываем все три слоя булавками, а затем приступаем к стежке. Она может быть ручной и машинной. Рисунок стежки подскажет ваша фантазия. У меня сердечко, а оставшееся пространство -“мозги”. На одном из блоков на трикотаже был дефект - вот и появилась объемная аппликация, она придала одеялу “изюминку”.
Последний этап. Излишки синтепона обрезаем, а ткань подгибаем на лицевую сторону, образовывая кант, и подшиваем потайными стежками. В комплект к одеялу шьем наволочку на подушку.
Детское одеяло. Приложение 2. Слайды 6-12
Мир человека начинается с детской кроватки. Это особый мир- мир сна согретый памятью о чем-то родном и мягко уютном. Комплект сшит в свободной технике. Можно пришивать трикотажные лоскуты любой формы. Цвета подобрать светлые яркие. Собрать лоскутный верх, соединить его с синтепоном и подкладкой. Простегать одеяло, используя детские мотивы. Окантовать его руликом и оно готово. Остается дополнить его подушками.
В году много праздников, но самый любимый - Новый год. Его мы ждем с особым настроением и трепетом. Оживают старые традиции и воспоминания, и мы стараемся создать в доме праздничную таинственную атмосферу. В предновогодние дни все живут в ожидании чуда. Ведь Новый год приносит подарки всем- и взрослым и детям. Можно сделать для подарка специальный мешок в виде сапожка из детской кофточки, сшить мягкую игрушку “елочку” или нарядную сумку из любимого свитера. Приложение 3.
Украшаем кухню. Приложение 2. Слайды 36-44
Кухня- это то место, где чаще всего собирается вся семья вместе. Поэтому здесь будут очень уместны милые мелочи, выполненные из трикотажных вещей всех членов семьи. Это и прихватки и рукавички, и подушечки, и всевозможные мешочки ,и невероятно “вкусные” объемные натюрморты, выполненные в технике лоскутной пластики.
Успех работы будет в основном зависеть от подбора подходящего трикотажа.
“Лук” – сложите лоскут лицевой стороной внутрь, выстрочите заготовку, обрежьте лишнее, выверните. Выпустите из “горлышка” зеленый лоскут. Набейте туго скатанным комочком ваты. На расстоянии 5мм от края проложите стежки швом “вперед иголка”, стяните нить, сделав 2-3 витка, и закрепите.
“Морковь” – Выполняется аналогично по своему шаблону.
“Картофель”. 3-5 тугих комочков ваты обтянуть чулочным трикотажем. Закрепить нить, обрезать лишнее. Мелкими стежками, протыкая картофелину насквозь, сделать “глазки”.
“Тарелка” – перенести на ткань контуры тарелки. Прострочить черной нитью по обозначенным пунктирам. Наклеить на картон, при желании украсить цветочками, вырезать.
На картон наклеить кусочки ткани и прикрепить готовые овощи нитками. Вставить панно в рамку.
Цели урока:
- Обучающая: ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения и возможностями лоскутной пластики, отдельными возможностями графического редактора Paint.
- Развивающая: развитие творческих навыков и инициативы учащихся, логического и образного мышления навыков работы с ПЭВМ.
- Воспитывающая: воспитание чувства патриотизма и любви к своему народу, формирование чувства хозяина.
Тип урока: урок первичного ознакомления с материалом.
Методы и приемы
- Организации учебно-познавательной деятельности: демонстрация, использование информационных и здоровьесберегающих технологий; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач, выполнение разноуровневых заданий, в том числе творческие.
- Стимулирования и мотивация: театрализация, создание эмоционально-нравственной ситуации;
- Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы с элементами программированного обучения;
- Контроля и самоконтроля: игровой прием “Знаю, не знаю”, самооценка своей работы учащимися, мини-выставка.
Учебно-методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: ПЭВМ, мультимедийный проектор, коллекция тканей, инструменты для лоскутной пластики, графический редактор Paint, образцы изделий, выполненных с применением техники “лоскутная пластика”.
Дидактическое обеспечение: авторские презентации “Лоскутная пластика”,“Декоративно-прикладное искусство”,“Цветоведение”, учебник.
Технические требования:
– текстовый редактор Microsoft Word – 2003 г;
– графический редактор Paint;
– презентация Power Point.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лоскутное шитьё и аппликация.
Со многими видами рукодельного творчества знакомятся дети на уроках трудового обучения. Лоскутная техника для многих учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, что повышает их по...
Программа элективного курса "Художественное лоскутное шитьё" 9 класс
Пояснительная записка. Общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого учащегося сообразно его возможностям. В контексте профильного обучения на этапе предпрофильной подго...
Лоскутное шитьё Декоративно-прикладное искусство
План – конспект занятия кружкового объединения «Сударушка»с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Общие сведенияОбъединениеСударушкаКласс 3-8Тема занятия...
Календарное-тематическое планирование кружка «Лоскутное шитьё»
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально...
Программа "Лоскутное шитьё"
Программа для внеклассных занятий, рассчитана на два года обучения.Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутн...
Конспект урока по технологии для 5 класса "Лоскутное шитьё"
Конспект урока по технологии для 5 класса "Лоскутное шитьё"...
"Лоскутное шитьё. ТБ . П.Р.№ 16 «Изготовление изделия в технике лоскутного шитья»
Технологическая карта урока . 5 класс....