Лоскутное шитьё и аппликация.
методическая разработка по теме
Со многими видами рукодельного творчества знакомятся дети на уроках трудового обучения. Лоскутная техника для многих учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, что повышает их познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechvork_.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 7 VIII вида» города Воркуты.
Программа дополнительного образования
« Техника лоскутного шитья и аппликация »
Направленность программы – художественно-эстетическая
Срок реализации
программы: 2 года
Составитель программы:
Мамедова Алла Михайловна
учитель швейного дела
Учащиеся
Специальных (коррекционных)
школ VIII вида, возраст: 10-15 лет
Пояснительная записка.
Лоскутное шитьё (пэчворк) возникло как рукоделие. Мастерицы прошлых веков создавали из лоскутков всевозможные изделия (покрывала, скатерти, салфетки, наволочки, одеяла), для того, чтобы сэкономить материал. Все эти работы выполнялись вручную.
Лоскутное шитьё давно уже перестало быть только видом народного ремесла. Сегодня это женское рукоделие приобрело статус искусства. И это не случайно: работы, выполненные мастерицами, подчас бывает трудно назвать предметами быта. Это настоящие шедевры, которые способны преобразить мир и сделать его краше и ярче.
Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения. Многие задачи, определенные программой, на внеклассных занятиях по рукоделию значительно расширяются. Лоскутная техника для учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, является элементом новизны в обучении рукоделию, что соответственно повышает познавательную активность учащихся. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся.
Это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, вычерчивание шаблонов, раскрой деталей).
У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Она может рассматриваться как один из способов обучения умственно отсталых школьников видам полезного проведения досуга.
В процессе внеклассных занятий при изготовлении изделий в технике «пэчворк» учащиеся закрепляют навык работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, наперсток, швейная машина, утюг.
Основное направление:
Изготовление изделий для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки,
занавески, коврики, фартуки, скатерти, наволочки, покрывала и т. д.) или гостиной
(декоративные панно, вышивка ), аксессуаров (сумки, кошельки, косметички), одежды.
Основная коррекционно-развивающая цель:
Посредством использования ручного труда в технике лоскута ("пэчворка"), как источника эмоциональной духовности, развить у детей:
- умение рационального использования времени,
- трудолюбие,
- реализация творческого потенциала детей,
- социальная адоптация и профориентация,
- расширение кругозора и словарного запаса и т. п.
Задачи:
- Развитие у учащихся художественного вкуса, умения.
- Воспитание терпения, приучение к аккуратности, обогащение внутреннего мира
воспитанников.
3.Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках швейного дела, математики, черчения, рисования.
- Участие на внутришкольных и городских выставках.
Этапы развития курса:
1. Освоение учащимися техники "пэчворк".
2.Реализация ЗУН учащихся для выполнения заказов школы, изделий для выставок.
Освоение учебной программы кружка варьируется от одного года до двух лет в зависимости от подготовленности обучающихся. Также уровень сложности программы дифференцируется по уровню обучаемости воспитанников. Количество учащихся в группе не превышает 3-4-х человек, что обусловлено индивидуальной работой педагога и постоянным контролем практической деятельности обучаемых.
По окончании основного курса обучения на занятиях кружка проводится работа по совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся по основным направлениям кружка, указанных выше с учетом индивидуальных способностей и потребностей воспитанников.
Основными методами работы с учащимися являются:
- словесный – предварительная беседа, инструктаж,
- наглядный – показ приемов работы, анализ образца, составление плана работы,
- практической последовательности – изготовление изделий под руководством учителя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
ПЕРЕЧЕНЬ
разделов (тем), входящих в образовательную программу по курсу «Техника лоскутного шитья и аппликация»
ЦЕЛЬ: обучение практическому владению и совершенствованию умений, знаний и навыков изготовления швейных изделий с применением различных видов рукоделия.
Категория обучающихся: 4-9 кл.
Продолжительность обучения: 144 часа (2-4 часа в неделю).
Наименование разделов. | Количество часов | ||
Всего | Теоретическая часть | Практическая часть | |
1этап | |||
1. Вводное занятие. Исторические сведения. | 2 | 2 | |
2. Инструменты и приспособления. | 4 | 2 | 2 |
3. Материаловедение. | 4 | 2 | 2 |
4. Основные операции. | 24 | 4 | 20 |
5. Создание узоров в лоскутном шитье. | 36 | 4 | 32 |
итого | 72 | 16 | 56 |
II этап | |||
1. Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2. Аппликация. | 20 | 4 | 16 |
3. Изделия. | 24 | 4 | 20 |
4. Лоскутное шитьё в современном стиле. | 24 | 4 | 20 |
5.Отчётная выставка. Экскурсия. | 2 | 2 | |
итого | 72 | 16 | 56 |
ИТОГО: | 144 | 32 | 112 |
ПРОГРАММА
«Техника лоскутного шитья и аппликация».
I этап.
1. Введение (2 ч).
План работы курса. Содержание программы. Задачи обучения. Расписание занятий. Правила работы в мастерской. Обязанности учащихся по сохранности оборудования и материалов. Правила ТБ и личной гигиены. Введение в курс народного творчества. Ознакомление учащихся с работами, выполненными в технике «пэчворка» и «квилта». Исторические сведения.
2. Инструменты и приспособления. (4ч)
Теоретические сведения (2ч)
Организация рабочего места. Необходимые инструменты, материалы и приспособления.
Их назначение и применение. ТБ. Шаблоны. Виды и назначение шаблонов. Способы
изготовления шаблонов.
Практическая работа (2ч)
Перевод рисунков. Изготовление шаблонов.
3. Материаловедение. (4ч)
Теоретические сведения (2ч)
Ткани и их свойства. Подготовка тканей. Изнаночная ткань (или подкладка). Вспомогательные и прокладочные ткани. Основы цветовых сочетаний. Подбор
тканей по цвету и рисунку. Раскрой тканей.
Практическая работа (2ч)
Раскрой деталей по шаблонам.
4. Основные операции. (24ч)
Теоретические сведения (4ч)
Способы сборки деталей (на швейной машине, вручную). Простые и отделочные швы.
Соединительные швы. Шнуры. Кайма и окантовка. Стёжка (виды и назначение).
Практическая работа (20ч)
Выполнение на образцах сборки деталей, отделочных и соединительных швов.
Изготовление шнуров и прикрепление их к ткани. Выполнение каймы и окантовки
изделий на образцах. Выполнение стёжки на образцах.
5. Создание узоров в лоскутном шитье. (36ч)
Теоретические сведения (4ч)
Орнамент. Создание эскиза изделия. Расчёт расхода ткани. Живопись из квадратов.
Гармония полос. Скоростные методы сборки полотен. Полотна и блоки из квадратов, из
полос, из треугольников, из ромбов, из шестиугольников. Извилистые мотивы и дуги.
Свободная сборка лоскутков. Последовательность работ.
Практическая работа (32ч)
Выполнение блоков из квадратов, полотен из квадратных блоков.
Сборка полос на основу. Сборка клиньев на основу. Блоки из полос и клиньев. Блок
«Изба». Блоки из прямоугольных треугольников. Блок «Квадрат в квадрате» без основы и на основе. Треугольники и усеченные полоски. Сборка блока «Русский квадрат» на основу и без основы. Блок «Звезда». Композиция «Солнце». Композиция «Кубики». Композиция «Бабушкин сад». Блоки с дугами. Блок «Роза».
II этап.
1. Введение (2 ч).
План предстоящей работы. Правила ТБ работы с инструментами и на швейной машине. Народное творчество. Историческая справка. Основные профессии швейного производства. Швея-надомница.
2. Аппликация (20 ч).
Теоретические сведения (4 ч).
Подбор рисунка и изменение его размеров. Подбор тканей. Перенос рисунка на ткань.Крой.
Лицевое накладное шитьё на швейной машине. Лицевое накладное шитьё с ручными швами.
Аппликация вподгиб. Аппликация на трикотаже. Аппликация с тоновой вышивкой. Изнаночная аппликация. Соединительная аппликация.
Практическая работа (16 ч).
Перевод рисунка на ткань. Раскрой деталей аппликации. Выполнение аппликаций различных видов на образцах.
3. Изделия (24 ч).
Теоретические сведения (4 ч).
Виды изделий, изготавливаемых в техниках «пэчворк» и аппликации. Подбор материалов и отделок. Последовательность работ.
Практическая работа (20 ч).
Изготовление шаблонов и выкроек
Изготовление различного вида изделий для убранства дома (прихватки, фартуки, коврики, панно, подушечки, покрывала и др.)
4. Лоскутное шитьё в современном стиле (24 ч).
Теоретические сведения (4 ч).
Современное направление в лоскутном шитье. Модели лоскутных изделий для украшения дома.
Схемы выполнения моделей. Различные приёмы лоскутного шитья.
Практическая работа (20 ч).
Изготовление изделий для украшения дома. Подготовка изделий для школьной выставки.
5. Отчётная выставка. Экскурсия (2 ч).
Подготовка и проведение школьной выставки детских работ, изготовленных на занятиях кружка «Фантазия».
Библиография:
1. «Лоскутное шитьё. Техника. Приёмы. Изделия»,
Лариса Банакина. Москва, «ACT-ПРЕСС КНИГА», 2004г.
2. «Печворк. Мастера и произведения. Дизайн и техника»,
Криста Рольф, Москва, «АРТ-РОДНИК», 2005г.
3. «Печворк. Квадраты и треугольники»,
Криста Рольф, Москва, «АРТ-РОДНИК», 2005г.
4. «Лоскутики»,
М. Максимова, М. Кузьмина, Москва, ЭКСМО, 2004г.
5. «Лоскутные подушки и покрывала»,
М. Максимова, М. Кузьмина, Москва, ЭКСМО, 2004г.
6. «Сумки в стиле печворк»,
Сьюзан Бриско, Москва, «арт-родник», 2005г.
7. « Техника лоскутного шитья и аппликация »,
В. И. Сидоренко, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000г.
- «Лоскутное шитьё в современном стиле»
(Серия «Золотые секреты рукоделия»),
И.Ю. Муханова, Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003г.
- журналы: «Юный художник» - № 2,1990г., «Лена-рукоделие. Печворк» Спец.выпуск,2001г.
«Золушка шьёт. Волшебный печворк» Спец.выпуск, № 56,2005г.,
«Золушка шьёт. Рождественские мотивы. Печворк», тематический спец.выпуск, № 2, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Художественное лоскутное шитьё" 9 класс
Пояснительная записка. Общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого учащегося сообразно его возможностям. В контексте профильного обучения на этапе предпрофильной подго...
Лоскутное шитьё Декоративно-прикладное искусство
План – конспект занятия кружкового объединения «Сударушка»с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Общие сведенияОбъединениеСударушкаКласс 3-8Тема занятия...
Лоскутное шитьё
Лоскутное шитье или пэчворк, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер,- очень модный вид рукоделия. Это один из древнейших видов творчества. У него поистине неисчерпаемые возмож...
Календарное-тематическое планирование кружка «Лоскутное шитьё»
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально...
Программа "Лоскутное шитьё"
Программа для внеклассных занятий, рассчитана на два года обучения.Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутн...
Конспект урока по технологии для 5 класса "Лоскутное шитьё"
Конспект урока по технологии для 5 класса "Лоскутное шитьё"...
"Лоскутное шитьё. ТБ . П.Р.№ 16 «Изготовление изделия в технике лоскутного шитья»
Технологическая карта урока . 5 класс....