Программа "Лоскутное шитьё"
рабочая программа (7 класс) по теме
Программа для внеклассных занятий, рассчитана на два года обучения.Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя
Программа составлена на основе:
1. Пособия для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений: Л.П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды».- М.: Просвещение, 1990.
2. Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Цель программы: Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
-научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;
-развивать творческие способности учащихся;
-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
-формировать технологическую культуру;
-формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alieva_prgramma_kruzhka_loskutnoe_shite_1-2_god_obucheniya_2012-13_god.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по НМР И.о. директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1
п. Пангоды»
__________________/О.А.Чичирина __________________/И.М.Курищева
«___» августа 2012г. «___» августа 2012г.
ПРОГРАММА
творческого объединения «Мастерица»
для обучающихся 5-8 классов
общеобразовательной школы
Разработчик программы: Алиева Издаг
Сулеймановна,
учитель технологии,
педстаж 14 лет
Утверждено педагогическим советом, протокол №1
от «30» августа 2012 г.
2012/2013 учебный год
Вид программы: общеразвивающая
Направление программы: художественно-эстетическое
Пояснительная записка
Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.
Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
Программа составлена на основе:
1. Пособия для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений: Л.П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды».- М.: Просвещение, 1990.
2. Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Цель программы: Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
-научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;
-развивать творческие способности учащихся;
-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
-формировать технологическую культуру;
-формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
Программа для внеклассных занятий, рассчитана на два года обучения.
Объём учебной нагрузки в неделю составляет:
1год обучения 4 часа;
2 год обучения 4 часа.
Количество учебных часов в год:
1год 102 часа; 2 год – 102 часа.
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. В кружок набираются дети среднего школьного возраста, 11 – 15 лет. Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.
Методические указания
На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.
Формой активизации учебно-воспитательного процесса является посещение историко-этнографического музея Поморского быта, Центра поморских ремёсел, где происходит знакомство с творчеством народных умельцев нашего края, посёлка, встречи с народными мастерами.
Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.
Итоговый контроль проводиться в форме опроса, тестирования, практических занятий, самостоятельной работы и защиты проектных работ.
Тематический план
кружка «Лоскутное шитьё»
1 год обучения
№ | Разделы и темы. | Количество учебных часов | ||
Раздел. | Тема. | |||
Теория. | Практика. | |||
1 | Вводное занятие. История лоскутного шитья. | 3 | 1 | 2 |
2 | Инструменты и материалы. Правила безопасности. | 3 | 1 | 2 |
3 | Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков. | 3 | 1 | 2 |
4 | Цветовые сочетания. Техника «квадрат». | 3 | 1 | 2 |
5 | Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат» | 3 | 1 | 2 |
6 | Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат» | 3 | 1 | 2 |
7 | Орнамент. Техника «треугольник». | 3 | 1 | 2 |
8 | Орнамент. Техника «треугольник». | 3 | 1 | 2 |
9 | Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник». | 3 | 1 | 2 |
10 | Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник». | 3 | 1 | 2 |
11 | Техника «Полоска». | 3 | 1 | 2 |
12 | Изготовление изделия в технике «полоска». | 3 | 1 | 2 |
13 | Изготовление изделия в технике «полоска». | 3 | 1 | 2 |
14 | Изготовление изделия в технике «полоска». | 3 | 1 | 2 |
15 | Изготовление традиционного узора «Колодец» | 3 | 1 | 2 |
16 | Изготовление изделия в технике «Колодец» | 3 | 1 | 2 |
17 | Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. | 3 | 1 | 2 |
18 | Изготовление изделия со спиральным узором | 3 | 1 | 2 |
19 | Изготовление изделия со спиральным узором | 3 | 1 | 2 |
20 | Изготовление изделия в технике «Уголки» | 3 | 1 | 2 |
21 | Изготовление изделия в технике «Уголки» | 3 | 1 | 2 |
22 | Техника «ромбы» | 3 | 1 | 2 |
23 | Изготовление изделия в технике «Ромбы» | 3 | 1 | 2 |
24 | Аппликация. Способы выполнения. | 3 | 1 | 2 |
25 | Выполнение аппликации. | 3 | 1 | 2 |
26 | Выполнение стёжки. Ручная стёжка. | 3 | 1 | 2 |
27 | Выполнение стёжки. Машинная стёжка. | 3 | 1 | 2 |
28 | Приёмы получения разных фактур. | 3 | 1 | 2 |
29 | Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. | 3 | 1 | 2 |
30 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 3 | 1 | 2 |
31 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 3 | 1 | 2 |
32 | Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. | 3 | 1 | 2 |
33 | Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка. | 3 | 1 | 2 |
34 | Экскурсии | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 102 | 34 | 68 |
Тематический план
кружка «Лоскутное шитьё»
2 год обучения
№ | Разделы и темы. | Количество учебных часов | ||
Раздел | Тема. | |||
Теория. | Практика. | |||
1 | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности. | 3 | 1 | 2 |
2 | Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. | 3 | 1 | 2 |
3 | Изготовление изделия из квадратов и треугольников. | 3 | 1 | 2 |
4 | Изготовление изделия из квадратов и треугольников. | 3 | 1 | 2 |
5 | Пошив лоскутного узора из многоугольников. | 3 | 1 | 2 |
6 | Узор из многоугольников. Изготовление изделия. | 3 | 1 | 2 |
7 | Узор из многоугольников. Изготовление изделия. | 3 | 1 | 2 |
8 | Узор из многоугольников. Изготовление изделия. | 3 | 1 | 2 |
9 | Лоскутная техника «Пуфики». | 3 | 1 | 2 |
10 | Изготовление изделия в технике «Пуфики». | 3 | 1 | 2 |
11 | Изготовление изделия в технике «Пуфики». | 3 | 1 | 2 |
12 | Лоскутная техника «Витражи». | 3 | 1 | 2 |
13 | Лоскутная техника «Витражи». | 3 | 1 | 2 |
14 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 3 | 1 | 2 |
15 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 3 | 1 | 2 |
16 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 3 | 1 | 2 |
17 | Лоскутная техника «Ляпачиха». | 3 | 1 | 2 |
18 | Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». | 3 | 1 | 2 |
19 | Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». | 3 | 1 | 2 |
20 | Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». | 3 | 1 | 2 |
21 | Пошив лоскутного узора «русский квадрат». | 3 | 1 | 2 |
22 | Пошив лоскутного узора «русский квадрат». | 3 | 1 | 2 |
23 | Изготовление изделия с узором «русский квадрат». | 3 | 1 | 2 |
24 | Изготовление изделия с узором «русский квадрат». | 3 | 1 | 2 |
25 | Изготовление изделия с узором «русский квадрат». | 3 | 1 | 2 |
26 | Пошив лоскутного узора «След улитки». | 3 | 1 | 2 |
27 | Пошив лоскутного узора «След улитки». | 3 | 1 | 2 |
28 | Изготовление изделия с узором «След улитки». | 3 | 1 | 2 |
29 | Изготовление изделия с узором «След улитки». | 3 | 1 | 2 |
30 | Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. Выбор рисунка и материалов. | 3 | 1 | 2 |
31 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 3 | 1 | 2 |
32 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 3 | 1 | 2 |
33 | Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. | 3 | 1 | 2 |
34 | Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка. | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 102 | 34 | 68 |
Основное содержание программы
1 год обучения (102 часа)
Вводное занятие. История лоскутного шитья. 3 часа
Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.
История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России и на Терском берегу.
Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.
Инструменты и материалы. 3 часа
Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.
Объекты труда: Шаблоны и трафареты.
Цвет.Цветовые сочетания.1 час
Цветовой круг. Основные, дополнительные. Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.
Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.
Шаблоны. Раскрой лоскутков.2 часа
Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.
Объекты труда: шаблоны, ткани.
Техника «квадрат».Изготовление изделия в технике «квадрат» 9 часов
Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.
Орнамент. Виды орнаментов. 6 часа
Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.
Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.
Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». 6 часа
Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.
Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». 12 часов
Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.
Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец». 6 часов
Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.
Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором. 9 часов
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.
Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки.
Изготовление изделия в технике «Уголки». 6 часов
Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия.
Объекты труда: Коврик, подставка под горячее или др.
Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы». 6 часов
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки, панно или др.
Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации. 6 часов
Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка.
Объекты труда: панно, лоскутная картина.
Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка. 6 часов
Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий.
Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
Приёмы получения разных фактур. 3 часа
Получение фактуры при помощи стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов.
Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
Изготовление творческого изделия. 15 часов
Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.
Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
Экскурсия в музей. 3 часа
Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством – коллекцией лоскутных изделий, с одеждой, бытом поморов.
2 год обучения (102 часа)
Вводное занятие.Материалы и инструменты. Правила безопасности. 3 часа
Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.
Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. 3 часа
Законы и правила орнаментальной композиции. Составление узора из квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. Раскрой лоскутных деталей. Пошив узора.
Объекты труда: Лоскутный узор.
Изготовление изделия из квадратов и треугольников. 6 часов
Технология пошива. Выполнение узора из квадратов и треугольников. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, коврик на стул, салфетка.
Пошив лоскутного узора из многоугольников. Узор из многоугольников. Изготовление изделия. 12 часов
Изготовление шаблона. Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора из многоугольников. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная подушка, салфетка, подушка-игрушка «черепаха».
Лоскутная техника «Пуфики». Изготовление изделия в технике «Пуфики». 9 часов
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление «пуфиков», их соединение. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Объёмные одеяла, покрывала для кукол, декоративные подушки.
Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике «Витражи».
15 часов
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив фрагментов лоскутного узора, соединение. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: декоративная подушка, сумка.
Лоскутная техника «Ляпачиха». Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».
12 часов
Подбор, раскрой, сортировка лоскутков. Технология пошива. Настрачивание лоскутков на основу. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: подушка, сумка, коврик.
Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат». 15 часов
Подбор ткани, раскрой полосок. Технология пошива. Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: салфетка, коврик, панно, небольшое одеяло или др.
Пошив лоскутного узора «След улитки». Изготовление изделия с узором «След улитки». 12 часов
Зарисовка рисунка на бумаге в натуральную величину. Изготовление шаблонов.
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «След улитки». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: салфетка, панно, прихватка.
Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. 15 часов
Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Соединение с прокладкой и подкладкой. Оформление изделия. Стёжка. Окончательная отделка.
Результаты образовательного процесса
Основные знания и умения
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-историю лоскутного шитья;
-техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;
-способы выполнения аппликации, стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», в свободной технике по спирали;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-делать аппликацию;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-составлять и шить узоры из треугольников и квадратов;
-техники пошива лоскутных узоров «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;
-способы выполнения стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры из треугольников и квадратов, «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
Литература
1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.
2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.
3. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.
4. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лоскутное шитьё и аппликация.
Со многими видами рукодельного творчества знакомятся дети на уроках трудового обучения. Лоскутная техника для многих учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, что повышает их по...
Урок технологии в 7 классе "Накладное шитьё"
На уроках технологии перед учителем стоит много целей, например, сформировать и воспитать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, а также развивать трудолюбие и мыслительную деятельно...
Конспект открытого занятия "Введение в общеобразовательную программу" кружок "Кройка и шитьё"
Вводное занятие 1-го года обучения....
Презентация Программы "Кройка и шитьё"
Краткое содержание по годам обучения....
Программа элективного курса "Художественное лоскутное шитьё" 9 класс
Пояснительная записка. Общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого учащегося сообразно его возможностям. В контексте профильного обучения на этапе предпрофильной подго...
Лоскутное шитьё Декоративно-прикладное искусство
План – конспект занятия кружкового объединения «Сударушка»с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Общие сведенияОбъединениеСударушкаКласс 3-8Тема занятия...
Лоскутное шитьё
Лоскутное шитье или пэчворк, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер,- очень модный вид рукоделия. Это один из древнейших видов творчества. У него поистине неисчерпаемые возмож...