Программа "Лоскутное шитьё"
рабочая программа (7 класс) по теме

Алиева Издаг Сулеймановна

 

     Программа для внеклассных занятий, рассчитана на два года обучения.Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя

            Программа составлена на основе:

            1. Пособия для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений: Л.П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды».- М.: Просвещение, 1990.

            2. Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.

Цель программы: Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.

            В процессе обучения решаются следующие задачи:

            -научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;

            -развивать творческие способности учащихся;

            -воспитывать бережливость, экологическую сознательность;

            -формировать технологическую культуру;

            -формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»

«Согласовано»                                                «Утверждено»

Заместитель директора по НМР                И.о. директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1

п. Пангоды»

__________________/О.А.Чичирина                __________________/И.М.Курищева

«___» августа 2012г.                                 «___» августа 2012г.

ПРОГРАММА

творческого объединения «Мастерица»

для обучающихся 5-8 классов

общеобразовательной школы

Разработчик программы: Алиева Издаг

Сулеймановна,

 учитель технологии,

педстаж 14 лет

Утверждено педагогическим советом, протокол №1

 от «30» августа 2012 г.

  2012/2013 учебный год

Вид программы: общеразвивающая

Направление программы: художественно-эстетическое

 

Пояснительная записка

            Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует  формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.

            Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.

            Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.

 

            Программа составлена на основе:

            1. Пособия для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений: Л.П. Чижикова «Кружок конструирования и моделирования одежды».- М.: Просвещение, 1990.

            2. Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.

 

Цель программы: Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.

            В процессе обучения решаются следующие задачи:

            -научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;

            -развивать творческие способности учащихся;

            -воспитывать бережливость, экологическую сознательность;

            -формировать технологическую культуру;

            -формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

 

            Программа для внеклассных занятий, рассчитана на два года обучения.

Объём учебной нагрузки в неделю составляет:

1год обучения 4 часа;

2 год обучения 4 часа.

Количество учебных часов в год:

1год 102 часа; 2 год – 102 часа.

 Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. В кружок набираются дети среднего школьного возраста, 11 – 15 лет. Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения  могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.

 

            Методические указания

            На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.

Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.

            Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

            Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.

            Формой активизации учебно-воспитательного процесса является посещение историко-этнографического музея Поморского быта, Центра поморских ремёсел, где происходит знакомство с творчеством народных умельцев нашего края, посёлка,  встречи с народными мастерами.

            Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.

           Итоговый контроль проводиться в форме опроса, тестирования, практических занятий, самостоятельной работы и защиты проектных работ.

                                               Тематический план

кружка «Лоскутное шитьё»

1 год обучения

 

 

Разделы и темы.

Количество учебных часов

Раздел.

Тема.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие. История лоскутного шитья.

3

1

 2

2

Инструменты и материалы. Правила безопасности.

3

1

 2

3

Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков.

3

1

2

4

Цветовые сочетания. Техника «квадрат».

3

1

2

5

Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»

3

1

2

6

Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»

3

1

2

7

Орнамент. Техника «треугольник».

3

1

2

8

Орнамент. Техника «треугольник».

3

1

2

9

Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».

3

1

2

10

Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».

3

1

2

11

Техника «Полоска».

3

1

2

12

Изготовление изделия в технике «полоска».

3

2

13

Изготовление изделия в технике «полоска».

3

2

14

Изготовление изделия в технике «полоска».

3

 1

2

15

Изготовление традиционного узора «Колодец»

3

1

2

16

Изготовление изделия в технике «Колодец»

3

 1

2

17

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника.

3

1

2

18

Изготовление изделия со спиральным узором

3

 1

2

19

Изготовление изделия со спиральным узором

3

 1

2

20

Изготовление изделия в технике «Уголки»

3

1

2

21

Изготовление изделия в технике «Уголки»

3

 1

2

22

Техника «ромбы»

3

1

2

23

Изготовление изделия в технике «Ромбы»

3

 1

2

24

Аппликация. Способы выполнения.

3

1

2

25

Выполнение аппликации.

3

 1

2

26

Выполнение стёжки. Ручная стёжка.

3

1

2

27

Выполнение стёжки. Машинная стёжка.

3

 1

2

28

Приёмы получения разных фактур.

3

 1

2

29

Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов.

3

 1

2

30

Изготовление творческого изделия. Изготовление  блоков лоскутных узоров.

3

 1

2

31

Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров.

3

 1

2

32

Изготовление творческого изделия. Сборка изделия.

3

 1

2

33

Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

3

 1

2

34

Экскурсии

3

1

 

Итого:                                                         

102

34

68

Тематический план

кружка «Лоскутное шитьё»

2 год обучения

 

 

Разделы и темы.

Количество учебных часов 

Раздел 

Тема. 

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности.

3

1

 2

2

Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников.

3

1

 2

3

Изготовление изделия из квадратов и треугольников.

3

1

2

4

Изготовление изделия из квадратов и треугольников.

3

1

2

5

Пошив лоскутного узора из многоугольников.

3

1

2

6

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

3

1

2

7

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

3

1

2

8

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

3

1

2

9

Лоскутная техника «Пуфики».

3

1

2

10

Изготовление изделия в технике «Пуфики».

3

1

2

11

Изготовление изделия в технике «Пуфики».

3

1

2

12

Лоскутная техника «Витражи».

3

2

13

Лоскутная техника «Витражи».

3

2

14

Изготовление изделия в технике «Витражи».

3

 1

2

15

Изготовление изделия в технике «Витражи».

3

1

2

16

Изготовление изделия в технике «Витражи».

3

 1

2

17

Лоскутная техника «Ляпачиха».

3

1

2

18

Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

3

 1

2

19

Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

3

 1

2

20

Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

3

1

2

21

Пошив лоскутного узора «русский квадрат».

3

 1

2

22

Пошив лоскутного узора «русский квадрат».

3

1

2

23

Изготовление изделия с узором «русский квадрат».

3

 1

2

24

Изготовление изделия с узором «русский квадрат».

3

1

2

25

Изготовление изделия с узором «русский квадрат».

3

 1

2

26

Пошив лоскутного узора «След улитки».

3

1

2

27

Пошив лоскутного узора «След улитки».

3

 1

2

28

Изготовление изделия с узором «След улитки».

3

 1

2

29

Изготовление изделия с узором «След улитки».

3

 1

2

30

Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. Выбор рисунка и материалов.

3

 1

2

31

Изготовление творческого изделия. Изготовление  блоков лоскутных узоров.

3

 1

2

32

Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров.

3

 1

2

33

Изготовление творческого изделия. Сборка изделия.

3

 1

2

34

Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

3

1

 

Итого:                                                         

102

34

68

 

Основное содержание программы

1 год обучения  (102 часа)

 Вводное занятие. История лоскутного шитья. 3 часа

            Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.

История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России и на Терском берегу.

            Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.

 

Инструменты и материалы. 3 часа

            Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.

            Объекты труда: Шаблоны и трафареты.

 

                                               Цвет.Цветовые сочетания.1 час

            Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.

            Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.

 

Шаблоны. Раскрой лоскутков.2 часа

            Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.

            Объекты труда: шаблоны, ткани.

 

Техника «квадрат».Изготовление изделия в технике «квадрат» 9 часов

            Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.

 

                                     Орнамент. Виды орнаментов. 6 часа

            Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.

            Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.

 

Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». 6 часа

            Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.

 

                                  

Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». 12 часов

            Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

            Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

 

Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец». 6 часов

            Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

 

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором. 9 часов

            Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

            Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки.

 

Изготовление изделия в технике «Уголки». 6 часов

            Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия.

            Объекты труда: Коврик, подставка под горячее или др.

 

Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы». 6 часов

            Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки, панно или др.

 

Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации. 6 часов

            Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка.

            Объекты труда: панно, лоскутная картина.

 

Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка. 6 часов

            Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий.

            Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

 

 

Приёмы получения разных фактур. 3 часа

            Получение фактуры при помощи стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов.

            Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

 

Изготовление творческого изделия. 15 часов

            Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

            Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

 

                                               Экскурсия в музей. 3 часа

 

             Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством – коллекцией лоскутных изделий, с одеждой, бытом поморов.

2 год обучения  (102 часа)

Вводное занятие.Материалы и инструменты. Правила безопасности. 3 часа

            Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.

 Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. 3 часа

            Законы и правила орнаментальной композиции. Составление узора из квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. Раскрой лоскутных деталей.  Пошив узора.

            Объекты труда: Лоскутный узор.

 Изготовление изделия из квадратов и треугольников. 6 часов

            Технология пошива. Выполнение узора из квадратов и треугольников. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: Лоскутная прихватка, коврик на стул, салфетка.

 Пошив лоскутного узора из многоугольников. Узор из многоугольников. Изготовление изделия. 12 часов

            Изготовление шаблона. Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора из многоугольников. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: Лоскутная подушка, салфетка, подушка-игрушка «черепаха».

 Лоскутная техника «Пуфики». Изготовление изделия в технике «Пуфики». 9 часов

            Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление «пуфиков», их соединение. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: Объёмные одеяла, покрывала для кукол, декоративные подушки.

 Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике «Витражи».

15 часов

            Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив фрагментов лоскутного узора, соединение. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: декоративная подушка, сумка.

 Лоскутная техника «Ляпачиха». Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

12 часов

            Подбор, раскрой, сортировка  лоскутков. Технология пошива. Настрачивание лоскутков на основу. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: подушка, сумка, коврик.

  Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат». 15 часов

            Подбор ткани, раскрой полосок. Технология пошива. Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: салфетка, коврик, панно, небольшое одеяло или др.

 Пошив лоскутного узора «След улитки». Изготовление изделия с узором «След улитки». 12 часов

            Зарисовка рисунка на бумаге в натуральную величину. Изготовление шаблонов.

Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «След улитки». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: салфетка, панно, прихватка.

Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. 15 часов

            Выбор рисунка и материалов. Изготовление  блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Соединение с прокладкой и подкладкой. Оформление изделия. Стёжка. Окончательная отделка. 

  

                            Результаты образовательного процесса

Основные знания и умения

1 год обучения

            Учащиеся должны знать:

            -правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;

            -историю лоскутного шитья;

            -техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;

            -способы выполнения аппликации, стёжки;

            -технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

            -материалы, применяемые в лоскутном шитье;

            -основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;           

            -требования к качеству готовых изделий.

 

            Учащиеся должны уметь:

            -правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

            -подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

            -составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы»,  в свободной технике по спирали;

            -обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

            -делать стёжку готового изделия;

            -делать аппликацию;

            -определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

 

2 год обучения

            Учащиеся должны знать:

            -правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;

            -составлять и шить узоры из треугольников и квадратов;

            -техники пошива лоскутных узоров «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;

            -способы выполнения стёжки;

            -технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

            -материалы, применяемые в лоскутном шитье;

            -основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;           

            -требования к качеству готовых изделий.

 

            Учащиеся должны уметь:

            -правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

            -подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

            -составлять и шить лоскутные узоры из треугольников и квадратов, «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;

            -обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

            -делать стёжку готового изделия;

            -определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

Литература

 

1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.

2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.

3. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.

4. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лоскутное шитьё и аппликация.

Со многими видами рукодельного творчества знакомятся дети на уроках трудового обучения. Лоскутная техника для многих  учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, что повышает их по...

Урок технологии в 7 классе "Накладное шитьё"

На уроках технологии перед учителем стоит много целей, например, сформировать и воспитать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, а также развивать трудолюбие и мыслительную деятельно...

Презентация Программы "Кройка и шитьё"

Краткое содержание по годам обучения....

Программа элективного курса "Художественное лоскутное шитьё" 9 класс

 Пояснительная записка. Общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого учащегося сообразно его возможностям. В контексте профильного обучения на этапе предпрофильной подго...

Лоскутное шитьё Декоративно-прикладное искусство

План – конспект занятия кружкового объединения «Сударушка»с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)   Общие сведенияОбъединениеСударушкаКласс 3-8Тема занятия...

Лоскутное шитьё

Лоскутное шитье или пэчворк, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер,- очень модный вид рукоделия. Это один из древнейших видов творчества. У него поистине неисчерпаемые возмож...