«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"
статья по технологии по теме
Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).
Указываются тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время.
Рассказывается о результатах применения данного метода в учебной деятельности.
Представлена методика работы и оптимальная схема последовательности действий преподавателя во время обучения с помощью кейс – метода.
Охарактеризованы виды кейсов по задачам, объёму и направлениям использования, их источники.
Проиллюстрированы этапы создания кейса. Дана классификация кейсов, используемых в учебном процессе по различным признакам.
Предложена карта оценки преподавателем навыков работы учащихся с кейс – заданиями.
Дан прогноз эффективности деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей педагогической практике.
Показано преимущество метода case-study.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Барановская основная общеобразовательная школа
Камышинского района Волгоградской области
«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием
модульно - кейсовой технологии обучения».
Учитель технологии
МКОУ Барановской ООШ
Новикова Елена Николаевна
2012г
Аннотация.
Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).
Указываются тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время.
Рассказывается о результатах применения данного метода в учебной деятельности.
Представлена методика работы и оптимальная схема последовательности действий преподавателя во время обучения с помощью кейс – метода.
Охарактеризованы виды кейсов по задачам, объёму и направлениям использования, их источники.
Проиллюстрированы этапы создания кейса. Дана классификация кейсов, используемых в учебном процессе по различным признакам.
Предложена карта оценки преподавателем навыков работы учащихся с кейс – заданиями.
Дан прогноз эффективности деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей педагогической практике.
Показано преимущество метода case-study.
Пояснительная записка.
Модернизация российского образования требует поиска новых эффективных форм и методов обучения. Теперь главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить: [6,7]
1 – учиться;
2 - знать;
3 - познавать;
4 - делать;
5 - жить;
6 - быть Человеком.
Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.
При проведении занятий важную роль играет открытая познавательная позиция, которая предполагает особый тип отношения к познаваемым явлениям. В этом случае «индивидуальное умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, явления.
Чтобы сформировать открытую познавательную позицию у обучаемых, учитель должен отобрать методы [1], способствующие:
- восприятию и осознанию ими различных взглядов на одно и то же явление;
- использованию множества вариативных способов описания и анализа одного и того же явления;
- созданию условий для обмена позициями и точками зрения в обсуждении;
- синтезированию в ходе обсуждения различных теоретических позиций и мнений относительно решения проблемы;
- появлению различных идей и неоднозначных суждений;
- использованию научной информации различного характера, которая интерпретирует явление, факт, действие с разнообразных точек зрения, сохраняя реалистичность научных позиций;
- «развернутости в будущее» - перспективному видению учащимися своей деятельности в разных социальных ситуациях и педагогических условиях; при этом обращается внимание на личностный выбор обучаемыми собственной позиции и возможностей планирования своей дальнейшей карьеры.
Одним из таких методов является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.
Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике, технологии и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году. В 1910 г. профессор Копленд (Copeland) стал первым использовать метод студенческих дискуссий по итогам анализа конкретных ситуаций case studies из жизни бизнеса. Первый сборник кейс - стади был выпущен там же в 1921 г. (The Case Method at the Harvard Business School). С тех пор Гарвардская школа бизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода. К середине прошлого столетия метод кейс стади приобрел четкий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском бизнес-образовании.
В 20-е годы кейс-метод или «метод казусов» был известен и в нашей стране преподавателям экономических дисциплин, но потом долгое время не применялся.
В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.
В последние годы в нашей стране происходит поиск новых эффективных методов обучения, связанных с развитием образования и требованиями к квалификации специалистов. Кейс-метод (case-study) считается одним из эффективных развивающих способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.
Практика решения бизнес-кейсов опять приходит в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, получившими MBA за рубежом, а также со студентами лидирующих вузов страны, практикующих программы стажировок по обмену. В связи с этим, зарождение кейс-движения в России начинается именно со студентов, а не с образовательных институтов. В начале 2000-х годов в московских вузах создаются первые студенческие кейс-клубы. Во главе клубов стоят прогрессивные студенты экономических факультетов, стремящиеся поделиться своим зарубежным опытом со сверстниками. Такую же идею поддерживают и развивают российские бизнесмены новой волны, создатели первой российской бизнес-школы «Сколково» Рубен Варданян, Роман Абрамович, Михаил Куснирович, и др. Московская школа управления Сколково воспитывает бизнес-лидеров, которые смогут применить свои профессиональные знания в условиях динамичных международных рынков. Именно здесь ведется работа по подготовке и написанию первых серий бизнес-кейсов по реальным материалам российских компаний.
В Волгоградской области новатором внедрения проблемно – ситуативнго (кейсового) обучения в технологической подготовке учащихся является профессор Волгоградского государственного педагогического университета д.т.н. Каунов А.М.
Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей, что обусловлено следующими тенденциями:
- ориентацией развития образования, как на получение конкретных знаний, так и на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков самостоятельного мышления, развитие способностей личности, умение перерабатывать имеющуюся информацию;
- повышением требований к качеству специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в различных условиях. [1, 3-4]
Существенную роль в учебном процессе играет использование кейсов для повышения профессионального уровня специалиста, что позволяет повысить интерес к специальным дисциплинам, способствует развитию научно-исследовательских и творческих навыков анализа ситуаций и принятия решений.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся (студентов) по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие “case” означает [3]:
1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения “case-study”;
2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.
Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.
Результатом применения метода являются не только знания, но инавыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. [2]
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работа учащихся с материалами кейса;
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Методика работы и оптимальная схема последовательности действий преподавателя во время обучения с помощью кейс – метода представлены в таблицах 1 и 2 [1, 3].
Таблица 1
Фаза работы | Действие преподавателя | Действие обучающегося |
До занятия |
|
|
Во время занятия |
|
|
После занятия |
| 1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме. |
Таблица 2
Выдача домашнего задания учащимся |
Определение сроков выполнения задания |
Ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса |
Определение технологической модели занятия |
Проведение консультаций |
Работа над ситуацией в аудитории | Вступительное слово преподавателя; постановка основных вопросов |
При необходимости распределение учащихся по малым группам (по 4-6 человек в каждой) |
Организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков |
Организация презентации решений в малых группах |
Организация общей дискуссии |
Обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации |
Оценивание учащихся преподавателем. |
Кейсы, как известно, бывают разные – большие и маленькие, сложные и простые, специализированные и не очень. Это дает нам возможность подобрать подходящий инструмент для самых разнообразных оценочных задач.
Существует несколько типологий кейсов, основанных на различных признаках:
1.По задачам:
* Структурированный кейс, в нем дается минимальное количество дополнительной информации. При работе с ним учащийся должен применить определенную модель или формулу. Считается, что у задач этого типа существует оптимальное решение, и "полет фантазии" при их разборе может оказаться не вполне уместным.
* «Маленькие наброски», содержащие, как правило, 1-10 страниц текста и одну-две страницы приложений. Они знакомят только с ключевыми понятиями, так что при их разборе учащийся должен опираться еще и на собственные знания.
* Большие неструктурированные кейсы объемом до 50 страниц и более - это, пожалуй, самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода. Информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная. Самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать. Учащийся должен вовремя распознать такие подвохи и достойно справиться с ними. [2] Подобные кейсы, на мой взгляд, не уместны в средней школе.
* Исследовательские кейсы, где студенты (учащиеся) и преподаватели выступают в роли исследователей. Разбирая такие кейсы, требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания или практические навыки, но и предложить нечто новое.
* «Кейс-ситуация»: дается описание проблемной ситуации и необходимая информация о предприятии, отрасли, персоналиях. Требуется найти оптимальное решение и способ его реализации. Выбор решения должен быть обоснован, должны быть просчитаны возможные последствия и выявлены возможные препятствия. [2]
2.По объёму:
* Комплексные кейсы: «классика жанра». Они достаточно объемны (от 15 страниц), содержат много подробной информации, первичных данных, мнений, образцов документов, причем эта информация может быть избыточной и слабо структурированной. Обучающийся должен самостоятельно разобраться, какая информация ему необходима, каким образом ее анализировать, что определяет выбор решения. Кейс может содержать несколько вариантов решения, из которых предлагается выбрать лучший, но в ряде случаев все предлагаемые решения не оптимальны, и единственный способ успешно решить кейс – это предложить свое решение.
* Мини-кейсы: практические ситуации, описывающие определенную проблему в краткой форме (1-4 страницы). Объем информации достаточен для того, чтобы человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками, мог принять обоснованное решение. Этот тип кейсов позволяет сосредоточиться на главном, оценив именно те компетенции, без которых успешная работа невозможна – поэтому мини-кейсы удобно использовать для отбора наиболее перспективных решений.
В российском технологическом и профессиональном образовании, на данный момент, можно столкнуться с такой проблемой кейс метода - дефицитом времени. Поэтому в практике используются не столько классические кейсы, сколько мини-кейсы, которые рассматривают тот или иной аспект деятельности в соответствии с изучаемой темой.
3. По направлениям использования кейсов:
1 – кейс обучение: открытая дискуссия (руководимая, свободная);
2 – опрос – презентация (индивидуальный, групповой);
3 – кейс – экзамен: с предварительной подготовкой, без предварительной подготовки.
Источники кейсов.
Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники, которые можно представить следующим образом:
- общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;
- образование – определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study;
- наука – третий источник кейса, как отражательного комплекса; она задает ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.
- Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Кейс должен:
- быть написан интересно, простым и доходчивым языком ;
- отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
- соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.
Этапы создания кейсов
Можно выделить следующие основные этапы создания кейсов.
- Формулирование целей и задач кейса (определение места кейса в структуре учебной дисциплины).
- Определение проблемной ситуации.
- Сбор информации в институциональной системе.
- Построение или выбор модели ситуации и проверка её соответствия реальности.
- Написание текста кейса.
- Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса:
1) разработка задания для обучающихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса,
2) описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Кейс должен содержать достаточный объем информации.
Кейсы, используемые в учебных целях.
Кейсы гарвардского типа. Это учебные задания, включающие описание деловой ситуации в виде текста, таблиц, статистических данных, графиков, рисунков и т.п. В них никогда не содержится формулировка проблемы, а только описание ее симптомов. Учащиеся сами должны сформулировать проблему, проанализировать различные варианты ее решения и предложить наиболее подходящий в качестве рекомендации, обосновав свой выбор.
Кейс-истории. Учебные кейс-истории служат для наглядного представления той или иной проблемы. Они содержат формулировку проблемы. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов по содержанию кейса и вариантам решения представленной в нем проблемы. Эти варианты решения могут быть даже представлены в самом кейсе, тогда учащимся предлагается выбрать наиболее подходящий для ситуации вариант и обосновать свой выбор. Объем таких кейсов историй обычно от 1-2 до 5-6 страниц.
Мини кейсы. Эта форма письменного контроля знаний предполагает реакцию учащихся на предложенную им и кратко описанную деловую ситуацию. Учащиеся должны увязать ситуацию с определенной темой или разделом изучаемой дисциплины и прокомментировать с точки зрения этой темы или раздела поведение действующих лиц ситуации, а также сформулировать выводы или дать рекомендации. Обычно объем мини кейса в пределах 1-2 абзацев.
Проблемные ситуации и кейсы, используемые в учебных целях, можно классифицировать по различным признакам (табл.3): [2]
Классификация ситуаций
Таблица 3.
Основание классификации | Разновидности ситуаций |
Соответствие реальной жизни |
|
Соответствие норме |
|
Соответствие социальному времени |
|
Сложность |
|
Характер развития ситуации |
|
Степень новизны |
|
Возможность контроля |
|
Возможность действия |
|
По типу методической части
- Вопросный кейс
- Кейс - тест
- Кейс-задание
- Карта оценки преподавателем навыков работы учащихся с кейс – заданиями может быть представлена следующим образом [5]: Таблица 4.
Навыки | Ф.И. учащегося |
Иванов | Петров | Сидоров | Фёдоров |
Выделение и формулирование главной мысли (идеи) |
Составление планов различных видов |
Описание фактов, явлений, событий, деталей |
Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами |
Логика изложения |
Анализ данных |
Критическое мышление |
Навык определения и разработки проблемы |
Выступление перед аудиторией |
Составление конспекта темы, отчета |
Составление рецензии |
Проводить работу исследовательского характера |
|
Владение различными способами само и взаимоконтроля |
Вести полемику, участвовать в дискуссии |
Решать проблемные учебные задачи |
Осуществлять мыслительный эксперимент и др. |
После выполнения того или иного задания следует отмечать состояние навыка у учащихся определенным цветом. Например, для заполнения карты можно воспользоваться следующими символами:
К (красный) – устойчивое владение навыком; Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован; З (зеленый) – навык сформирован частично; С (синий) – навык практически не сформирован.
В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.
Единой, стандартизированной схемы не существует.
Представляется, что в российских программах подготовки целесообразно выделять на разбор конкретных ситуаций в среднем 25—30% учебного времени.
В последнее время всё более популярным становится использование кейсов не только на стадии обучения учащихся, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Обучающиеся получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать их и принести экзаменатору отчёт с ответами на поставленные в нём вопросы. Можно предложить обучаемым кейс и прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки.
Педагогический потенциал метода case-study значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Преподаватель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав обучающегося.
Эффективность деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей педагогической практике, связана с воплощением ряда принципов:
- принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами, приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;
- принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании их партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;
- принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего учащемуся ориентироваться в мире научной информации;
- принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами – психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей существенно отличает преподавателя, реализующего метод case-study, от преподавателя, использующего классические методы обучения;
- принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт - метод case-study значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса как уникального интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии его преподавания, вовлечение в творчество учащихся, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.
- принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у обучающихся навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней. [5]
Несомненным достоинством кейс-метода является развитие системы ценностей, жизненных установок, мироощущения. Метод ситуационного обучения позволяет преодолеть сухость изложения материала: намного интереснее связать его с жизненной ситуацией, чем говорить прописные истины.
Литература
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. Проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 392 с.
- Каунов, А.М. Учебные кейсы в технологическом и профессиональном образовании: Учебное пособие / А.М. Каунов – Волгоград: Перемена, 2010. – 292 с.
- Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). – www.casemethod.ru.
- Комисарова, Н.Н. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Реферативный обзор/ Н.Н. Комисарова, М. : 2005, Изд. Уч.-метод. Управл. Фин. Акад. при Прав. РФ, - 35 с.
- Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения./ А. Долгоруков - www.vshu.ru
- Каунов, А.М. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству: Учеб. пособие / А.М. Каунов – Волгоград: Перемена, 2007. – 205 с.
- Каунов, А.М. Деловая личность – ориентир для учителя технологии и предпринимательства // Школа и производство, № 3, М., 1996, - с. 12-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии, как результат применения технологии развивающего обучения
Данный педагогический опыт по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения» является актуальным и перспект...
Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках.
Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках....
Дифференцированное обучение как способ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
обощение опыта по теме...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»
В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...
Тема самообразования "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства с использованием новых информационных технологий"
Программа профессионального самообразования учителя технологии. План работы над темой...
Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла
Презентация к проведению педагогического совета "Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла. В презентации...
Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения"
Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения" (обобщение опыта)...