Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла
презентация к уроку по теме
Презентация к проведению педагогического совета "Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла. В презентации предложены формы и виды самостоятельных работ. Роль видеофильма, как новизна материала, охват в рамках короткого времени, организация самостоятельной работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и виды самостоятельных работ на уроке | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Научить – учиться – лозунг стандартов нового поколения Краеведение. Праздники и обряды народов Поволжья
Актуальность Проблемы Решение увеличение объёма научной информации процесс быстрого «старения» знаний формирование умений и навыков самообразования учащихся развитие способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни востребованность идей компетентностного подхода в современном образовании умение анализировать каждую конкретную ситуацию, самостоятельно ставить задачи, выделять среди них главные и второстепенные умение самостоятельно работать как на уроке, так и во внеурочное время
Формы Виды ФОРМЫ и ВИДЫ самостоятельной работы Урочная Внеурочная Работа с учебником Работа с документами Работа с картой Работа с иллюстрацией Работа со статистическими данными Работа с дополнительной литературой Другие виды работ
.
- вид учебно-познавательной деятельности по освоению образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в планировании и оценке достижения конкретного результата Самостоятельная работа Умения самостоятельной работы – осознанное владение способами и приемами учебной деятельности, основанное на использовании знаний о сущности и методах организации учебной деятельности Навыки самостоятельной работы - автоматизированное владение способами и приемами учебной деятельности
Виды работы с учебником задания, связанные с поиском информации: – найти в тексте ответ на поставленный вопрос; – найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации; – найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия; – прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом; найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа; по ходу чтения выполнить тестовые задания; задания, связанные с развитием устной речи: - прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций; - прочитать и рассказать друг другу о прочитанном; - «сжать» и «развернуть» информацию; - почитав, рассказать о своих впечатлениях; - составить предложения с новыми терминами; задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности: - ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему; - подобрать в тексте факты, доказывающие тезис; прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение; - придумать к данному тексту вопросы; - составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный); - заполнить таблицу: сравнительно-обощающую; хронологичекую, систематизирующую; - составить схему.
Виды работы с документами объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа; сравнить текст документа с содержанием учебника; пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник; используя документ, доказать тезис; выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор; ответьте на вопросы к документу.
Виды работы с картой показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.; описать геополитическое положение государства; сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений; выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти; найти на карте и назвать включенные в легенду знаки; найти изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство
Виды работы с иллюстрациями провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении; пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру; составить описательный рассказ по картине; используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры; разместить в хронологической последовательности учебные картины; подобрать иллюстрации по теме; озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди); рассказать какие исторические легенды или реальные события лежат в основе картины
Виды работы с дополнительной литературой подобрать литературу по изучаемой теме, статично оформить список; составить рассказ, используя несколько источников; подготовить сообщение, «цитатник»,проект; выполнить творческую работу
Другие виды работы подготовить монологический рассказ; решить познавательные задачи; проанализировать ответ товарища; письменно оформить выводы по теме; составить вопросы, задачи, тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме; написать перечень вопросов, пройденных в теме, с отметкой «хорошо», «не очень», « не усвоил»; составить схему пройденного материала, в которой необходимо отразить основные понятия, изученные в теме, и связи между ними; составить характеристику исторической личности, события; составить мини-рассуждение по данной теме
Видеофильмы Видеоуроки идеальны как в классе, так и для индивидуальной работы. Они излагают материал доступным и понятным языком, поэтому подойдут практически для всех детей в классе. Новизна материала, тематический охват в рамках короткого времени. «Инфоурок» успешно применяют для объяснения нового материала, повторения и закрепления, проверки знаний и т.д.
КЛАССИФИКАЦИЯ типов и видов самостоятельной работы по форме задания на узнавание на воспроизведение на преобразование на выбор творческие по оформлению ответов устно письменно схематически практически по месту в процессе обучения на этапе изучения новых знаний их осмысления, применения обобщения и систематизации контроля по месту выполнения по охвату учащихся на уроке вне урока коллектив группы один ученик
В ходе самостоятельной работы учащийся может: освоить основной теоретический материал по изучаемой теме (написание конспекта, составление словаря опорных понятий, выполнение терминологического диктанта, работа с нормативными документами) закрепить, систематизировать и углубить собственные знания (выполнение рекомендованных заданий в ходе работы с дополнительной литературой) обобщить, систематизировать, интерпретировать полученные знания применить полученные знания в практической деятельности (подготовка и участие в учебной дискуссии, написание сочинения-рассуждения, выступление на конференции) формировать собственную мировоззренческую позицию (создание и защита проекта)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Представленные технологии построения уроков находятся в постоянном совершенствовании. Творчески переосмысливая уже имеющиеся образовательные технологии, педагогическое сообщество выстраивает новые тип...
Исследовательская деятельность на уроках общественно- научного цикла как один из способов повышения мотивации обучающихся.
Рекомендации по повышению мотивации обучающихся....
IV Общероссийский конкурс «Лучший урок социально-гуманитарных дисциплин»
Диплом III степени...
Проектная деятельность на уроках естественно - научного цикла
В презентации показаны виды проектов, их значение в образовании, этапы работы над проектом....
Ролевые игры в учебном процессе на уроках социально-гуманитарного направления.
В статье рассматривается роль игры, как способа повышение мотивации и активизации мыслительных процессов. Приводиться классификация и примеры игр применяемых мною на уроках истории, права и обществозн...
Проектная деятельность учащихсяна уроках химии как средство формирования УУД.
Внедрение ФГОС заставило многих изменить взгляды на обучение детей. Теперь ребенок должен получить не только определенную базу знаний но развить свои способности, сформировать основные учебные д...
Тестовая подготовка как один из элементов организации учебно- познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...