роль проектной методики в формировании личности, способной к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.
статья по технологии на тему

Шумская Светлана Александровна

среди множества современных инновационных педагогических подходо, особое место занимает метод творческих проектов, который значительно расширяет возможности для развития ребенка на основе личностно- ориентированного подхода.Актуальность этой технологии  в наше время очевидна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_proektnoy_metodiki_v_formirovanii_lich.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Муниципальное казённое

                                                                                          образовательное      учреждение

                                                                                            Москаленского муниципального

                                                                       района    Омской области  

                                                                                                 «Гимназия имени      Горького А.М.»                                                                  

                                                                                           646070 Омская область р.п.Москаленки  

                                                                                                 ул. 1 Северная 55    Директор МКОУ

                                                     «Гимназия имени Горького А.М.»

                                      Гейнц Андрей Яковлевич

                         Учитель технологии

Шумская Светлана Александровна

Роль проектной методики в формировании личности, способной  к самостоятельной творческой и исследовательской  деятельности

            Среди множества современных инновационных педагогических подходов, особое место занимает метод творческих проектов, который значительно расширяет возможности для развития ребенка на основе личностно-ориентированного подхода. Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас.  

Учитывая требования к современному образованию, определяю цель:

 создать условия, способствующие  формированию личности, способной  к самостоятельной творческой и исследовательской  деятельности.

Я использую метод проектов в своей практике уже несколько лет и с каждым годом все больше убеждаюсь в эффективности этого метода. Предпочитаю выполнять проекты с учащимися при изучении разделов «Культура дома», «Художественная обработка материалов». Считаю, что именно здесь детям легче всего раскрыть свои способности, выразить себя, проявить индивидуальность, свое творчество.

Работая над некоторыми проектами,  девочки привлекают к своей деятельности  членов семьи («Новый год – семейный праздник»,  «Подарок своими руками», «Семейное торжество», «Игрушки своими руками», «Полезное изделие для дома», «Пасхальный подарок», «Интерьер моей комнаты»  и другие).  

Из всех видов проектов, выполняемых учащимися среднего звена (5-8-х кл.) на моих уроках,  доминируют творческие и практико-ориентированные проекты, которые строятся по известной логике "дизайн-петли": определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Практико-ориентированные проекты характеризуются организацией презентации и возможными способами их внедрения в практику.

С учетом возрастных особенностей обучающихся в младших (5-6) классах отдельные этапы проекта и оформление пояснительной записки изучаются  и закрепляются по различным разделам или темам программы.

Так, например,  в 5-м классе при изучении тем раздела "Проектирование и изготовление рабочей одежды - фартука" учащиеся составляют паспорт модели (карту проекта), в которой должны быть представлены: эскиз модели, описание внешнего вида, моделирование, используемые основные и дополнительные материалы, виды отделки. Технологический этап может быть отработан на отдельном узле любого изделия с использованием инструкционной карты. Таким образом, алгоритм выполнения проекта может быть изучен и отработан постепенно, на нескольких изделиях или их узлах, а затем обобщен. Аналогично изучаются требования к защите проекта: с этой целью проводятся промежуточные защиты и оценка выполненной работы.

Начиная с 7-го класса, учащиеся владеют в достаточной мере алгоритмом творческого проектирования и выполняют проект полностью с подробным оформлением пояснительной записки и защитой проекта. Моя задача  в этот период обучения - создать самостоятельно или посредством совместной деятельности с учащимися условия для совершенствования процесса проектирования. Чтобы замотивировать учащихся  изучаю уровень подготовки и личную  заинтересованность учащихся в реализации своих творческих способностей, формирующихся не только на уроках технологии и занятиях кружка, но и при изучении других предметов, а также - приобретаемых знаний и умений в учебных заведениях дополнительного образования и в семье, в результате самообразования. Кроме того, мотивации способствует совместный выбор изделий для проектирования (эти моменты осуществляю с помощью анкетирования, и мини-сочинений на тему "Я хотела бы сделать  своими руками…", провожу беседы; при этом учитываю возможности помощи семьи в выполнении проекта, в том числе и материальные).

При использовании метода проектов придерживаюсь алгоритма:

 создание образовательной среды (обеспечивается материально-техническая база, дидактические, диагностирующие материалы и т. д.);

 определение, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

 определение форма организации работы (индивидуальная, в малых группах);

 рассмотрение  форм обсуждения решаемых вопросов (в коллективных проектах);

 установление  формы и порядка консультаций (по методу убывающих подсказок);

 разработка критериев объективного оценивания;  

Разрабатывая   дидактические материалы, необходимых учащемуся для выполнения творческого проекта,  объединяю их в отдельные блоки.

Отдельно выделяю  блок дидактических материалов по аспектам, необходимым для изучения и выполнения учащимися  постановки проблемы, целеполагания, структурирования, самоанализа, блиц-представления изделия.

Компоненты блока:

- Дизайн-спецификация (перечень критериев для

постановки проектной задачи);

- Последовательность выполнения творческого проекта ;

- План работы над пояснительной запиской;

- Паспорт модели (изделия);

- Варианты вопросов для самооценки творческого  проекта;

- План составления экономического обоснования для швейного изделия (изделия декоративно-прикладного творчества);

- План расчета себестоимости швейного изделия (изделия декоративно-прикладной работы);

- Содержание экологической экспертизы швейного изделия (изделия декоративно-прикладного творчества).

В обучении проектной деятельности использую методы:

Метод формирования идеи (ассоциации). Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей нас действительности. У учащегося, как творческой личности, формируется способность мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. Кроме того, в современном дизайне яркое образное мышление понимается как принципиально новый способ самого проектирования.

Метод, предполагающий привязку свойств,  проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям (антропотехника).

Метод проектирования "от противного" (инверсия) - основан на развитии гибкости мышления, поэтому оно позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежда швами наружу и т. п.).

Чаще всего использую  методы, связанные с пересмотром постановки задачи.

Наводящая задача-аналог - он основан на первоначальном поиске чужих идей (в журналах, специальной литературе, на выставках, в магазинах и т. п.) и тщательном анализе их достоинств и недостатков. Применение этого метода позволяет решить проектную задачу, используя предыдущий (чужой) опыт проектирования. Это может натолкнуть на видоизменение или совершенно новые идей для поставленной проблемы.

Изменение формулировки задачи - расширяет границы поиска решения. Применение этого метода развивает мобильность мышления учащегося.

Наводящие вопросы - помогают уменьшить психологическую инерцию и упорядочить поиск вариантов.

Перечень недостатков - метод заключается в составлении полного развернутого перечня недостатков изделия, который дает ясную картину, какие из недостатков подлежат изменению, т. е. учащийся-проектировщик должен превратиться в потребителя объекта.

Свободное выражение функции - метод поиска "идеальной" вещи. Основная цель метода состоит в такой постановке задачи, при которой основное внимание уделяется назначению объекта. Фукциональность является маяком поиска решения.

Результаты, достигнутые моими учащимися имеют большую практическую значимость. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность.

Умения, нарабатываемые учащимся в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное использование жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные.

Педагогическая технология творческого проектирования  позволяет мне осуществлять технологическую подготовку большинства учащихся на высоком уровне, а также вовлекать их в соревновательную деятельность в этой области обучения: участие в предметных олимпиадах,  конкурсах, научно-практических конференциях, проводимых на различных уровнях.  В результате, многим учащимся удается не только успешно выполнить учебный проект в рамках программы, но и продемонстрировать свои личностные качества (особенно – волевые), способности, приобретенный опыт и достижения в условиях, когда они могут претендовать на победу, соревнуясь со сверстниками. Присуждение призовых мест учащимся (некоторым – неоднократно), успешно представляющим свои проекты на олимпиадах, научно-практических конференциях является высоким результатом формирования ключевых компетенций учащихся посредством метода проектов.

           Как на уроках, так и во внеурочной деятельности  стремлюсь к созданию ситуации успеха для детей.   Мои ученицы – активные участники выставок, конкурсов, коллективных проектов разных уровней. Успехи в творческой деятельности помогают им  вырасти в собственных глазах и глазах своих сверстников, приводят к признанию и принятию молодежным сообществом, что немаловажно для подростка.    Они   видят технологию как интересный предмет, который придает достаточную мотивацию к учебе как самым слабым, так и самым сильным. Увеличивается стремление к знаниям по всем предметам, они лучше подготовлены к резкой перемене профессии, что пригодится в дальнейшем.

Мой опыт показывает, что работа над  проектами действительно помогает учащимся быть самостоятельными, развивать критическое мышление.    

Ученик,  занимающийся проектной деятельностью,   учится самостоятельно творчески мыслить, последовательно рассуждать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей;

  прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;  устанавливать причинно-следственные связи;  критически мыслить в условиях работы с большими объемами информации; детально разрабатывать проблему, которая заканчивается практическим результатом.

Внедрение в образовательный процесс  метода проектов открывает значительные возможности для развития самостоятельности, коммуникативных навыков, организационных и рефлексивных способностей школьников. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика.

В итоге активная разносторонняя проектная деятельность способствует формированию личности, способной  к самостоятельной творческой и исследовательской  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Роль учителя-дефектолога в формировании личности неслышащих выпускников школы

Выступление на педагогическом совете из личного опыта учителя-дефектолога...

Значение организации самостоятельной, творческой и исследовательской работы в профшколе - доклад

Доклад: "Значение организацтии самостоятельной, творческой и исследовательской работы в профшколе"...

Проектные технологии в старших классах как средство развития творческих и исследовательских способностей учащихся.

В статье описываеся алгоритм работы с проектными технологиями и место проектов в современной школе....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается понятие исследовательская деятельность, формы организации исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности. Статья содержит материалы из опыта работы педаг...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...