Роль учителя-дефектолога в формировании личности неслышащих выпускников школы
материал (11 класс) по теме
Выступление на педагогическом совете из личного опыта учителя-дефектолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_vystuplenie.docx | 15.79 КБ |
moe_vystuplenie_na_pedsovete.pptx | 786.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя-дефектолога в формировании личности
неслышащих выпускников школы (СЛАЙД 1)
Современная жизнь предъявляет к неслышащим выпускникам особые требования. Им необходимо уметь управлять процессом коммуникации: подбирать слова и фразы, которые могут быть использованы в дискуссиях и беседах; не бояться контакта со слышащим человеком, строить общение с ним так, чтобы добиться поставленной цели коммуникации.
С учётом современных требований строиться коррекционная работа по формированию произношения и развития слухового восприятия неслышащих школьников.
Для обеспечения активной речевой практики используется звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, а также компьютерные технологии.
В процессе обучения основное внимание уделяется формированию лексического, грамматического и семантического аспектов языка, которые отрабатываются на материале текстов (СЛАЙД)
При подборе текстов учитываю актуальность, социальное значение и передачу социального опыта учащимся. Тематика текстов такова: «Правила безопасности», «Национальные обычаи», «Культура общения» и другие. Приведу пример из практики. Всем известно, что в августе 2011г. во Владивостоке акула напала на человека. В сентябре мы приступили к изучению текста «Акула-людоед». Выяснилось, что ученики ничего не слышали об этом событии, и не понимают значение слова – людоед. Я предложила им самостоятельно узнать толкование этого слова. На следующий день мы бурно обсуждали эту тему, так как ученики прочитали статьи в интернете. Такие высказывания были мотивированы внутренним побуждением школьников. Следовательно, такая работа позволяет обогащать словарный запас и развивать поисковую деятельность учащихся.
В процессе работы над текстом я формирую у учеников навык аудирования, т.е процесса одновременного восприятия и понимания звучащей речи. Так на этапе восприятия фразы намеренно упускаю слово. Например, называются они…, потому что появляются у нас вместе со снегом. Ученик определяет пропущенное слово по фонетическим параметрам и контексту.
Следующий прием – ученику предлагается подобрать недостающее слово после постановки к нему вопроса. Например: фраза «Запятайка подходила к карте и лапой показывала …море». Море какое? Какие бывают моря? Слушай – Каспийское. Затем фраза произносится полностью.
В ходе изучения текстов задаются побудительные вопросы: Где ты это видела? Как ты понимаешь это выражение? Как ты считаешь? Почему? А я думаю иначе. Докажи. Тем самым я учу учеников отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои высказывания.
При обучении я целенаправленно побуждаю учеников передавать эмоциональное содержание высказывания (радость, удивление, огорчение, восхищение) при использовании невербальных средств коммуникации: естественных жестов, мимики, контакта глаз. Данные виды работы позволяют развивать у детей диалогическую речь. (СЛАЙД )
Как известно, человек не может состояться как языковая личность, не освоив культуры общения, культуры диалога.
Свою работу я строю от простого к сложному. Так как диалоги бывают простейшие и развернутые, я начинаю с простейших. Сначала мы учимся задавать вопросы и отвечать на них, а также обращаться с просьбой. Эти диалоги отличаются краткостью. Они могут быть в устной и письменной форме. В качестве примера может быть переписка с ученицами в локальной сети интернета (одноклассниках, маил агенте, вконтакте). После переписки на занятиях мы можем обсудить, какие ошибки допускали, либо начали общение с вопроса. Таким образом, развивается умение культуры общения.
Развёрнутые диалоги требуют от учеников умения выдержать тему разговора. Такие диалоги отличаются от простейших – развёрнутостью.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент группового занятия, где ученицы ведет диалог по теме «Миф о полёте». (ФИЛЬМ)
Развернутые диалоги я провожу и на основе личного жизненного опыта учащихся. Так, Роза Анатольевна провела классные часы, Елена Александровна провела беседы, занятия по теме «Профессии». А я предложила девочкам поговорить о выборе профессии. Предлагаю посмотреть диалог. (ФИЛЬМ).
Следовательно, результаты работы строятся в тесном контакте с педагогами, так как время индивидуальных занятий ограничено.
Такая работа приводит к тому, что контакты со сверстниками, новыми преподавателями не приводят учеников к социальному стрессу. А напротив.
Как мы знаем, выпускники нашей школы помимо языковых (уровень восприятия и воспроизведения устной речи) не имеют психологических трудностей в общении со слышащими детьми.
В результате часть глухих учеников после окончания школы не остаются в среде себе подобных, а стремятся адаптироваться в обществе слышащих и интегрировать в социум.
Таким образом, основным вектором развития коррекционной работы с глухими детьми является максимально возможное восстановление коммуникативных способностей. Выпускники понимают обращенную речь собеседника, способны беседовать на общие темы, обладают близким к общепринятому качеству речи. Эти навыки позволят им продолжить образование, помогут найти работу, создать семью, обрести друзей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с текстами
Работа с диалогами
Работа с диалогами
Основным вектором развития коррекционн ой работы с неслышащими у чениками является максимально возможное восстановление коммуникативных с пособностей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя-дефектолога в обучении и развитии детей с ОВЗ
Раскрываются основные направления работы дефектолога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Роль учителя-дефектолога в работе с учащимися с нарушением интеллекта
Содержание работы учителя-дефектолога...
Роль учителя-дефектолога ПМС-центра в успешной адаптации младшего дошкольника с ОВЗ к детскому саду
Роль учителя-дефектолога ПМС-центра в успешной адаптации младшего дошкольника с ОВЗ к детскому садуМ. Н. Барабанова,учитель-дефектологГБОУ ЦППРиК «Ирида» ...
Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.
Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч...
Роль учителя-дефектолога во внедрении обучающихся с рас (интеллектуальными нарушениями) в образовательный процесс.
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов в последнее время отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра.Организация коррекцио...