РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по биологии
В статье рассматривается понятие исследовательская деятельность, формы организации исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности. Статья содержит материалы из опыта работы педагога по сопровождению исследовательской деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Панкратьева Наталья Павловна
МОУ Байновская СОШ
Исследовательская деятельность, формы организации исследовательской деятельности.
Аннотация. В статье рассматривается понятие исследовательская деятельность, формы организации исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности. Статья содержит материалы из опыта работы педагога по сопровождению исследовательской деятельности обучающихся.
В настоящее время всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий. Стандарты второго поколения определяют главное направление деятельности по развитию универсальных учебных действий.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения [2].
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской и проектной деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.
В ходе работы над учебным исследованием происходит развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования, а также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы [1] .
В практике педагогической деятельности особое внимание уделяю организации проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Появляется возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, потребность в общении и игре, а самое главное помогает заложить основу человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни.
Проблемные задания эффективны для организации самостоятельных творческих работ при изучении нового материала, повторении и проверке знаний по темам. Например, решение проблем определения причинно-следственных связей предполагает определение причин, определение следствий, доказательство, опровержение, определение закономерности, определение новой функции, определение связей между элементами системы, прогнозирование.
Наиболее распространенным методом решения проблем является мозговой штурм. Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. При этом в основе метода лежит отчетливая цель – обеспечить усвоение опыта творческой деятельности.
Для успешного решения биологических задач помогает использование элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих создать решение и «извлечь» решение из подсознания.
Экспресс-исследование применяю при проведении наблюдений во время экскурсий в природу. На экскурсиях предлагаются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований, например: какие птицы живут в нашем селе, какие декоративные растения используются для озеленения улиц города и села.
Теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований позволяют изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дают большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез. Обучающиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с этой формой исследования. Так, при изучении темы “Приспособленность животных и растений к условиям окружающей среды” обучающиеся знакомятся с тем, как приспособлены к обитанию в засушливых условиях кактусы, верблюжья колючка. Затем рассматривают приспособления животных и растений нашего края. В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации для написания реферата ученик приобретает навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Работа над рефератом помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.
Проведение учебного эксперимента – это организация лабораторных и практических работы по биологии. При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа и формулировки вывода по результатам исследования.
Школьный предмет биологии позволяет работать с различными натуральными объектами, приближает учащихся к реальной жизни. Многие ученики с удовольствием выполняют летние задания, тем самым демонстрируют прикладной характер изучаемого предмета и повышенную мотивацию к биологии. Предлагаются задания следующего плана:
- Составить гербарий различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев.
- Составить коллекцию раковин брюхоногих или двустворчатых моллюсков, насекомых-вредителей сада, леса, поля.
В практике нашего образовательного учреждения организуются различные виды внеурочной исследовательской деятельности: игры, викторины, исследовательские проекты, конкурсы, различные акции, походы, экспедиции. Данные формы внеурочной деятельности не только преследуют учебные цели, но и развивают творческие способности учащихся, помогают им по-новому увидеть привычные явления окружающего мира. Игры: «Не зевай!», «Расскажи мне о себе», «Кто быстрее», использование ребусов, кроссвордов позволяет закрепить знания учащихся по определённой теме. Повышает интерес к изучаемому предмету, создаёт стимул в приобретении самостоятельно дополнительных знаний по теме.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются учащиеся, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. На занятиях кружка «Живой мир» учащиеся изучают особенности взаимоотношений в живом мире, участвуют в конкурсе кормушек и искусственных гнездовий для птиц, занимаются озеленением школы, знакомятся с правилами ухода за комнатными растениями, особенностями выращивания рассады овощных и цветочно-декоративных растений, способами озеленения территории школы.
Учащиеся 4 – 9 классов ежегодно принимают участие в экологических проектах следующей тематики: «Достойный пейзаж», «Мы ждем вас, птицы!», «Мое любимое дерево», «Мы изучаем лес».
На сегодняшний день в нашей школе созданы условия для педагогической деятельности по сопровождению проектно-исследовательской деятельности. Организовано информационно-образовательное пространство: компьютерный класс, программное обеспечение, локальная сеть с выходом в Интернет, школьный сайт.
Таким образом, исследовательская и проектная деятельность обучающихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем системно-деятельностному подходу.
ЛИТЕРАТУРА
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 80 с.
- Федеральный государственный стандарт ООО.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии через организацию проектной деятельности
Методическая разработка по развитию творческих способностей...
Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.Василий Алексан...
Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)
Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...
Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности»
Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности». Описывает педагогическую кружковую рабо...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности...
Транслирование опыта по теме"Развитие творческих способностей обучающихся через организацию поектной деятельности"
Дана классификация школьных проектов.Указаны общие подходы к струтурированию проектов,общепринятые стандарты оформления проектных работ, требования к оформленнию презентаций. Дан мастер-класс по орган...
Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся посредством организации подготовки их к участию в конкурсах, олимпиадах, социальных акциях и других мероприятиях
Отчетный материал об участии обучающихся в конкурсах, олимпиадах, социальных акциях и других мероприятиях (2019-2023 гг)....