Метод проектирования как средство формирования личности готовой к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.
методическая разработка по технологии по теме
Отчёт по методической теме"Метод проектирования на уроках технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектирования как средство формирования личности готовой к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.
Трудовое обучение как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то каждый труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами.
В трудовом обучении нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу.
Опыт моей работы, а также изучение опыта работы коллег, анализ научно-методической литературы показал, что оправдано и эффективно на самом начальном этапе преподавания технологии использование метода проектов, который как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс, повышает интерес к предмету. В межаттестационный период я работаю над темой «Метод проектирования как средство формирования личности готовой к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.»
Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас.
Метод проектов предусмат ривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме и может быть использован как на одном уроке, так и серии уроков.
Он предусматривает развитие познава тельных навыков учащихся, умений самостоятельно кон струировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным.
Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно ак тивной познавательной деятельности.
Преимущество метода проекта состоит в следующем:
1. Системное закрепление знаний по другим предме там (проекты дают дополнительные возможности). Например: математические и пространственные знания и уме ния развиваются, когда планируют и оценивают свои идеи, взвешивают и измеряют материалы, разрабатывают модели по текстильным проектам или делают чертежи. Эстетические способности развиваются, когда ученики принимают решения по пово ду внешнего вида, цвета или текстуры изделия.
Метод проектов не только помогает закреплять полу ченные по другим предметам знания и умения, обеспечи вает соответствующие ситуации, в которых эти знания могут применяться. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" развитие инте реса к другим предметам. Все предметы значительно вы игрывают от интеграции различных дисциплин при обучении технологии.
Примерами межпредметных проектов могут служить такие: проект «Оформление клумбы, цветника», которые нашли практическое применение.
2. Развитие мыслительных, познавательных умений
Обучение технологии через проекты развивает мыслительные, познавательные навыки и умения, что является очень полезным для учеников, каким бы видом деятельности они ни зани мались. Они обучаются навыкам и умениям планирова ния, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных. У них развиваются навыки вариативного мышления, которые очень важны для творческой деятельности. И по мере совершенство вания их у учеников развиваются умения выбирать пра вильную стратегию для разрешения конкретной задачи.
3. Развитие социальных и физических умений.
Ученики развивают свои физические умения, когда они учатся работать с инструментами, оборудованием и другой техникой. У них развиваются "социальные" уме ния, когда они исследуют потребности (может быть, через простейшее исследование рынка потребления), испытывают свое изделие и просят других оценить его. У них развива ется умение выслушивать критику и вести критическое обсуждение. Самое важное то, что при групповой работе развиваются "социальные" умения работать в команде.
4. Развитие уверенности в своих силах.
Ученики учатся подходить к окружающему их миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улуч шить свою жизнь и жизнь людей. Они учатся восприни мать себя как активных и способных на многое людей, а не простых получателей готовых знаний.
Данный метод стимулирует самостоятельное освоение учащимися новых и интеграцию имеющихся знаний, способствует интеллектуальному развитию, росту самостоятельности, творческой активности, инициативности школьников.
Я использую метод проектов в своей практике уже несколько лет и с каждым годом все больше убеждаюсь в эффективности этого метода. Предпочитаю выполнять проекты с учащимися при изучении разделов «Культура дома», «Художественная обработка материалов». Считаю, что именно здесь детям легче всего раскрыть свои способности, выразить себя, проявить индивидуальность, свое творчество.
Работая над некоторыми проектами девочки привлекают к своей деятельности членов семьи ( «Новый год – семейный праздник», «Подарок своими руками», «Семейное торжество», «Игрушки своими руками», «Полезное изделие для дома», «Пасхальный подарок», «Интерьер моей комнаты» и другие).
Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: поисково-исследовательский, технологического и заключительного.
На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
Мое сотрудничество с учащимися во время реализации ими проектов можно представить следующей структурой деятельности:
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогаю определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендую источники получения информации |
Экспериментирует | Раскрываю возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействую прогнозированию результатов |
Активен | Создаю условия для активности школьника |
Субъект обучения | Партнер ученика |
Несет ответственность за свою деятельность | Помогаю оценить полученный результат |
Учащийся при таком подходе является активным участником процесса познания, а не объектом, пассивно воспринимающим информацию.
Девочки по своему выбору могут выполнять как индивидуальные проекты так и групповые.
В процессе обучения учащимся предлагаю выполнить 2-3 мини-проекта (краткосрочных проекта), в которых фокус смещается в сторону новых знаний. При этом продукт проектной деятельности выполнен полностью, проектная документация отражает, в первую очередь, ход работы мысли учащихся и логику их деятельности (те моменты их деятельности, которые они выносят на защиту).
Преимущества мини-проектов:
- обучение учащихся проходит в большей степени на исследовательском, творческом уровне;
- учащиеся постепенно осваивают и закрепляют элементы проектной деятельности;
- выбор учащимся из нескольких уже частично проработанных тем наиболее интересной и социально значимой и ее доработка;
- жесткие временные рамки выполнения, что предполагает большую (по сравнению с долгосрочными проектами) самостоятельность и активность учеников;
Примеры мини-проектов для 5 класса:
Раздел программы | Название проекта | Компоненты проектирования | Конечный результат | Примечание |
Кулинария | «Витаминный салат» | Постановка задачи, исследование (анализ литературы, анализ пищевой ценности овощей), схема технологии приготовления. Приготовление блюда. Самооценка устно при защите проекта. | Кулинарный конкурс | Групповой проект. |
Лоскутная пластика | «Кухонный набор» | Потребности и проблемы, постановка задачи, исследование цветовой гаммы, материалов. Разработка требований. Составление плана изготовления. Выполнение. Самооценка. Защита проекта. | Выставка работ | Групповой проект. Дизайн-папка разрабатывается одна. Изделий изготавливается столько, сколько человек в группе. Изделия должны иметь стилевое единство. |
Моделирование фартука | «Модный фартук» | Потребности и проблемы, постановка задачи, исследование рынка, исследование мнения людей. Первоначальные идеи, выбор лучшей, проработка выбранной идеи. Моделирование. Самооценка. Защита. | Выставка работ | Индивидуальный проект. |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
«Учебный проект» - самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.
Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно.
Мои ученики ежегодно принимают активное участие и занимают призовые места в школьных и муниципальных олимпиадах по технологии, где представляют свои проекты.
Участие в олимпиадах
| I место | II место | III место |
2008 | 1 | 1 |
|
2009 | 2 |
| 1 |
2010 | 2 |
| 1 |
Итоговая аттестация по предмету
класс | Колличество учащихся | 2008 г. | 2009 г. | 2010г. | |||
успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | ||
9 кл. 11 кл | 9 чел. 8 чел | 100% 100% | 100% 75% | 100% | 89% | 100% | 100% |
Динамика качества знаний по технологии
Практика реализации данного метода позволила мне добиться хороших результатов в учебной работе.
На протяжении нескольких лет успеваемость по технологии (обслуживающему труду) составляет 100 %.
| успеваемость | качество |
2007-2006 уч. г. | 100% | 91% |
2008-2009 уч.г. | 100% | 94% |
200-2010 уч.г. | 100% | 97% |
Внеклассная работа по предмету
Важным элементом в воспитании и обучении школьников считаю внеклассную работу по предмету. Веду кружок «Природа и фантазия». Включение учащихся в проектную деятельность в области декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования позволяет продолжить работу, начатую на уроках по формированию у учащихся общекультурных умений и навыков, развивать способность видеть красоту природного материала, показать возможности и значение материала в реализации творческого замысла, а также раскрывать творческий потенциал учащихся..
Как на уроках, так и во внеурочной деятельности стремлюсь к созданию ситуации успеха для детей. Мои ученицы – активные участники выставок, конкурсов, коллективных проектов разных уровней. Успехи в творческой деятельности помогают им вырасти в собственных глазах и глазах своих сверстников, приводят к признанию и принятию молодежным сообществом, что немаловажно для подростка. Они видят технологию как интересный предмет, который придает достаточную мотивацию к учебе как самым слабым, так и самым сильным. Увеличивается стремление к знаниям по всем предметам, они лучше под готовлены к резкой перемене профессии, что пригодится в дальнейшем.
ВЫВОДЫ
Мой опыт показывает, что работа над проектами действительно помогает учащимся быть самостоятельными, развивать критическое мышление.
Ученик, занимающийся проектной деятельностью, учится самостоятельно творчески мыслить, последовательно рассуждать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей;
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; устанавливать причинно-следственные связи; критически мыслить в условиях работы с большими объемами информации; детально разрабатывать проблему, которая заканчивается практическим результатом.
Внедрение в образовательный процесс метода проектов открывает значительные возможности для развития самостоятельности, коммуникативных навыков, организационных и рефлексивных способностей школьников. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика.
В итоге активная разносторонняя проектная деятельность способствует формированию личности, способной к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка.
Работа предназначена для учителей, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников гуманитарного цикла, родителей....
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
роль проектной методики в формировании личности, способной к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.
среди множества современных инновационных педагогических подходо, особое место занимает метод творческих проектов, который значительно расширяет возможности для развития ребенка на основе личностно- о...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Деятельность ОУ, направленная на формирование личности готовой к безопасной жизнедеятельности
В данной статье рассказывается о основных направлениях работы образовательного учреждения по подготовке учащихся к безопасной жизнедеятельности...
Педагогический проект «Проектный метод обучения как средство формирования положительной мотивации развития творческой самостоятельности на уроках технологии»
Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у обучающихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии.Об...
Научно-исследовательская деятельность как средство формирования личности учащегося
Научно-исследовательская статья...