Проектные технологии в старших классах как средство развития творческих и исследовательских способностей учащихся.
статья по английскому языку по теме
В статье описываеся алгоритм работы с проектными технологиями и место проектов в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnye_tekhnologii.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектные технологии в старших классах как средство развития творческих и исследовательских способностей учащихся.
Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве.
Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Внимание русских педагогов-новаторов он привлек
В начале 20 века, а в 1931году был запрещен из-за недостаточной продуманности. А в зарубежной школе продолжал активно развиваться.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным , практическим результатом.
Доктор педагогических наук , известный исследователь в области технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как “определенным образом организованную поисковую , исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата.”
Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания),так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей малой родины, участие в благоустройстве двора, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты)
Совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое “я”, рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность. Здесь мы уже видим проявление “ Я-фактора”, волевой саморегуляции, избирательности личности.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.
Под проектными технологиями понимается способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершаться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом, который можно получить при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить или применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить; привлекать для выполнения проекта знания из различных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия определённых вариантов решения; работать слажено, помогая друг другу. Работа над проектом предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвующего в работе проекта.
Предлагаются следующие типы проектов:
Исследовательские проекты, характеризуются хорошо продуманной структурой, обозначением целей, актуальностью темы для всех участников; приближаются к подлинно-научному исследованию. Результатом такого проекта может стать выступление на научно-практической конференции.
Творческие проекты, предполагающие оформление результатов (например, в виде видеофильма, репортажа, альбома, презентации и т.д.). Такого рода проекты можно использовать практически при изучении любой темы (« Времена года », « Одежда » и т.д., где ребятам представляется возможность организовать «картинную» галерею (подборка фотографий, иллюстраций, собственных рисунков), а также устроить экскурсию (монологические высказывания), либо оформить творческий альбом ( иллюстрации + сочинение ).
Ролево-игровые проекты, в которых намечается структура, но она может быть изменена в любой момент. Участники такого проекта принимают на себя определённые роли, которые варьируются от литературных и сказочных персонажей до людей нашего времени.
Информационные проекты, направлены на сбор информации о каком-то событии или явлении. Участники проекта собирают эту информацию с целью ознакомления с ней широкой аудитории. Такие проекты могут перерасти в исследовательские и стать их определённой частью (данный вид проектов используются при изучении тем страноведческого характера).
Практико-ориентированные проекты, имеют чётко обозначенный результат деятельности участников. Например, это может быть какой-то законопроект, конвенция по правам тинэйджеров, свод законов о поощрениях и наказаниях в данной школе и т.д. Такой проект требует определённого сценария с чётко распределёнными обязанностями всех членов группы. Работа должна выполняться поэтапно. После каждого этапа необходимо проводить обсуждение, целью которого является оценка проделанной работы.
Кроме предложенной выше типологии проектов по виду деятельности, проекты могут быть рассмотрены по предметно-содержательной области (монопроекты; межпредметные проекты); по характеру координации (проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией); по характеру контактов (внутренние; региональные; международные); по количеству участников (личностные; парные; групповые); по продолжительности проведения (краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные). Рассмотрим некоторые из предложенных выше типов проектов.
Монопроекты обычно проводятся в рамках одного предмета, и темы выбираются наиболее сложные для усвоения (например: страноведческого, социального или исторического характера). Межпредметные проекты – это проекты, которые, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, но могут быть и объёмные, входящие во внутри школьный план. Проекты с открытой явной координацией характеризуются тем, что здесь координатор (учитель) направляет работу участников проекта, помогая и организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта. Проект со скрытой координацией отличается тем, что здесь координатор (учитель) выступает как полноправный участник проекта. Как правило, на практике редко встречается какой либо из этих проектов в чистом виде, чаще мы имеем дело со смешанными типами проектов, поэтому, учителю при разработке проекта следует внимательно изучать типологию проектов и знать характерные особенности каждого из них.
Метод проектов позволяет создавать на уроке английского языка исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. В группах, которые формируются с учетом психологической совместимости (при этом в каждую группу включаются ученики с разной степенью владения иностранным языком), происходит распределение ролей, где каждый ученик получает самостоятельное задание. В процессе выполнения этих заданий учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый ученик активно включается в поиск новой информации, а это большой стимул к активному усвоению знаний. Таким образом, задача учителя, как координатора создания проекта, на всех этапах урока инициировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся, направлять на определение проблемы, составляющей основу данного проекта и поиск путей её решения.
Работая над проектом, следует приучать учащихся творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач. В свою очередь учащиеся учатся «работать в команде», ответственно относясь к выполнению своего задания, оценивать результаты своего труда и товарищей. Следует отметить, что для того, чтобы выполнить все задания проекта, следует систематически учить учащихся овладевать определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать информацию, делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами. К творческим умениям можно отнести умение генерировать идеи.
Еще до принятия решения об использовании метода проектов, следует всё тщательно продумать, разработать, просчитать: чётко определить учебные задачи, продумать какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений, спланировать всю серию уроков, разработать план проектной работы, продумать систему упражнений. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению вопросов, тщательно отработать грамматические упражнения не только данные в учебнике, но и в подготовленных учителем коррекционных карточках. Требовать от учащихся беглого составления всех типов вопросов, включая разделительный, т.к. он часто используется носителями языка, а также твёрдого знания таких разделов грамматики как оборот there is/are, модальные глаголы.
Работа над проектом занимает несколько уроков, а для защиты рационально выделять спаренный урок или провести защиту проекта во внеурочное время. Работа над проектом ведётся в соответствии со следующим планом:
1 этап: предложение учащимся в скрытом виде проблемы, которую нужно выявить и сформулировать. В этом случае помогают наводящие вопросы. На данном этапе задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению. Итогом подобной работы должен быть определённый вывод, который учащиеся обсуждают коллективно. Согласно этому выводу разрабатывается дальнейший план работы по предложенной теме. Затем учащиеся делятся на группы, и каждой группе предлагается разработать свой собственный проект по принятому плану.
2 этап: данный этап ещё можно назвать подготовительным. Он обеспечивает языковые и речевые умения учащихся. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Тщательно подобранные тексты для чтения служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Мысли содержащиеся в этих текстах служат поводом к обучению. На этом этапе учащиеся учатся использовать тексты в качестве образца для высказывания, трансформировать текст так, чтобы он соответствовал мыслям и желаниям самих детей. На этом этапе следует продумывать речемыслительные задачи и коммуникативные ситуации так, чтобы увеличивалась мотивация к говорению на английском языке. Конечно, основную поисковую работу учащиеся ведут во внеурочное время, на уроке обязательно отводится 10-15 минут чтобы потрудиться над проектом. На этом же этапе ребятама отрабатывают в речи такие речевые клише как:
I think…, I’m sure…, It seems to me…, As for me… и т.д., использование которых вырабатывает умение обобщать, сомневаться, удивляться, что является очень ценным для проведения дискуссий, диалогов, оформление монологов.
3 этап: защита проектов. Каждая группа перед классом защищает свой проект. После презентации проектов проводится обязательная дискуссия, которая заранее продумывается учителем. Затем подводятся окончательные результаты. Это может сделать либо экспертная группа в составе других учителей иностранных языков, представителей администрации школы, либо самих учащихся. Номинации, в которых оцениваются проекты могут быть самыми разными: «самый смелый проект», «самый интересный проект», «самый изящный проект», «самый фантастический проект», «самый неправдоподобный проект», и т.д. Номинации придумываются либо экспертной группой, либо самими учащимися в зависимости от темы проекта. Роль, учителя на данном этапе, проанализировать высказывания учеников, оценить все ответы, выяснить оправдались ли ожидания учащихся в связи с выполнением проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...
Развитие творческих и познавательных способностей учащихся при использовании метода проектной технологии.
В своем выступлении "Развитие творческих и познавательных способностей учащихся при использовании метода проектной технологии" я поделилась опытом работы и рассказала как припомощи метода проектной те...
Педагогический проект "Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности врамках реализации ФГОС"
«Подлинная красота человека проявляется в труде. Прекрасен не только результат труда, но и сам процесс свободного труда, в котором раскрываются творческие возможности человека, мощь его раз...
Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Презентация о поэтапном приобщении учащихся к исследовательской дея тельности в области литературы, создание алгоритмов выполнения исследовательских работ различного уровня сложности....
Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся через краеведческий кружок
программа занятий краеведческого кружка по изучению истории родного края для учащихся 5-9классов на материале темы «История семьи Ксенофонтовых», будет наиболее эффективной при учете следующих педагог...
«Использование проектной методики в развитии творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка»
Презентация "Использование методики в развитии творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка"...
Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"
Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"...