ПРОГРАММА «Волшебный краснотал» (для детей от 7 до 17 лет, срок реализации - 3 года)
рабочая программа по технологии по теме

Надежда Владимировна Бородина

(для детей от 7 до 17 лет, срок реализации - 3 года) Вид: Авторская

Тип: профессионально - ориентированная; интегрированная. Автор: педагог дополнительного образования высшей категории Надежда Владимировна Бородина. 
В программе подробно описываются приемы плетения, инструменты и приспособления, которые легко осваиваются детьми. Предлагаемый детям такой набор для работы прост и доступен. Природный материал в умелых руках преображается в прекрасные, великолепные вещи: светильники, вазы, корзинки, оригинальные сувениры и другие не дорогие и доступные в исполнении практичные изделия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borodina_n_v_programma_mo_u_dod_cvr.doc765.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Утверждена на заседании                           Утверждаю:

Педагогического совета                              Директор Шолоховского ЦВР

Протокол №1 от 6.09.2004г.                        _________ Л.С.Аверьянова

                                                      «___» ________ 2012 г.

ПРОГРАММА

«Волшебный краснотал»

(для детей от 7 до 17 лет, срок реализации - 3 года)

Вид: Авторская

Тип: профессионально - ориентированная; интегрированная.

Автор: педагог дополнительного

образования высшей категории

Надежда Владимировна Бородина

п. Шолоховский

 2004 г.

Содержание:

Введение                                                                                    

Пояснительная записка                                                               Учебный план                                                                            

Учебно – тематический план на первый год обучения         Содержание программы                                                          

Учебно – тематический план на второй год обучения        

Содержание программы                                                          

Учебно – тематический план на третий год обучения        

Содержание программы                                                        

Методические рекомендации                                                

Список литературы                                                                

Методическое обеспечение                                                    

У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели  добром и весёлым звоном.

В. А. Сухомлинский.

ВВЕДЕНИЕ.

Поразительное создание природы – ребенок. Как в нем подчас умещается радость и печаль, добро и зло, простота и величие, стремление к стройности и беспорядок… Странная схожесть с двумя чашами весов, где на одну чашу кладет свое приданное сама природа, а на другую – общество взрослых людей. И кто знает наверняка, сколько наших с вами чаяний, тревог и надежд нужно возложить на одну из этих чаш, чтобы ребенок достойно развивался.

Стремление человека творить проявляется с детства, и величайшее искусство педагога заключается в том, чтобы внушить ребенку, что он способен к творчеству. Преимущество творческой деятельности заключается в том, что она оказывает положительное влияние на воспитание и развитие ребенка.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны семьи, сверстников, школы, учреждений дополнительного образования детей, средств массовой информации и т. д.

     В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным “полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является не только семья, школа, но и учреждение дополнительного образования.  Очень важно, в каком направлении пойдет развитие личности – позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач.  Я убеждена, если ребенку удается добиться успеха в творческой деятельности, у него есть все шансы на успех в жизни.

Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

 «Творчество само по себе является целительной силой» - писал К.Д Ушинский. Почему?

Прежде всего, потому, что творческий процесс ребенка связан с радостью. А радость повышает уверенность в своих силах, дает возможность найти свое место в детском социуме и формирует позитивное отношение к жизни. Это те качества, в которых всё больше и больше нуждаются наши дети. Получая положительные эмоции в процессе творческой деятельности, каждый отдельный ребенок сможет решить проблемы своего личного гармоничного существования, а человечество – глобальные проблемы будущего выживания на земле.

И то общество, которое будет больше вкладывать в развитие творческих способностей детей, достигнет наивысшего уровня развития. Если не развиваются дети, то не развивается общество. Если не развивается общество, не развивается культура. Народ духовно не растет и умирает.

Так и народ, нация, не знающие своей культуры и истории, обречены на вымирание и, в конечном счёте, на исчезновение с Земли. Без знаний о прошлом своей малой Родины невозможно движение в будущее. А культура и народный быт обладают  глубочайшей преемственностью.

        Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то,  движение «от ничего» или «из ничего» невозможно.  В историческом прошлом своего народа мы черпаем духовные силы, чтобы совершенствовать настоящее и идти в будущее. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими кореньями, отруби их, и оно погибнет».

В современной жизненной ситуации возрастает роль дополнительного образования в развитии личности, в овладении знаниями и навыками практической деятельности, формирующих трудолюбие, художественный вкус, которые обеспечивают социальную адаптацию детей к будущей взрослой жизни.

Плетение из лозы… Что это? Ремесло или искусство? Плетение - древнейшее среди ремесел в народном творчестве. Искусство плетения из лозы своими корнями уходит в глубину тысячелетий. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: сначала делали плетеную из веточек ёмкость, а затем изнутри обмазывали ее глиной. После обжига на поверхности сосуда оставался рисунок плетения. Доисторические люди умели плести снасти для добывания пищи. Технология плетения использовалась даже для возведения жилища. Плетение из лозы возникло раньше ткачества. Стройная, веками отработанная система приемов и правил плетения позволяет создать практически любую вещь: от мебели до детских игрушек. Может быть, лозоплетение единственное ремесло, дошедшее до наших дней почти без изменений. Красота современных изделий, как и в древности, зависит лишь от таланта и мастерства мастера.

Декоративные изделия и конструкции из лозы применяются для оформления современных интерьеров. Ландшафтные дизайнеры находят очень интересное применение плетёным конструкциям. Приёмы плетения из лозы открывают широкий диапазон возможностей для объединения с другими техниками, в основе которых лежит природный материал: резьба, роспись, флористика, икебана, чеканка, вышивка.

Изучение донских ремёсел, в частности лозоплетения, - способ познания национальной культуры казаков.

В нашем регионе лозоплетение было одним из умений, которому казаки обучали мальчиков с раннего возраста. Казачата умели плести «морды» и «вентеря» - снасти для ловли рыбы. У каждого дома (куреня) красовался плетень из краснотала или талы. В наших местах возле рек до сих пор сохранились посадки ивняка (краснотала, талы, ивы козьей), пригодные для вырезки и плетения.

      Биоэнергетические свойства вербы и лозы настолько сильны, что многие исследователи относят их к "подпитывающим" растениям, контакт с которыми способствует наращиванию энергетики человека и увеличивает сопротивляемость организма болезням. «Общение» с таким растением сопровождается улучшением самочувствия, ощущением бодрости, прилива сил. Пушистые шарики ивы, распускающиеся ранней весной, стали на Руси главным символом Вербного Воскресенья. Наверное, это связано с удивительной способностью ивы к возрождению. Здесь уместно вспомнить народные пословицы: «Ива из тычка растёт», или «Иву выкосили, а она снова выросла».

Сохранить традиции лозоплетения на Дону, восстановить звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта, призвана программа объединения «Волшебный краснотал».

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа «Волшебный краснотал»   участвовала в VIII Всероссийском конкурсе  авторских образовательных программ в 2008 году и отмечена  Дипломом III степени в номинации «Художественная» Областного этапа.

В 2008 - 2009 гг. сделана корректировка программы с учетом рекомендаций рецензента и конкурсной комиссии.

Программа «Волшебный краснотал»     

по виду деятельности – декоративно - прикладная, профессионально - ориентированная; интегрированная.

по уровню усвоения – разноуровневая;

по форме реализации – групповая и индивидуальная, рассчитана на детей школьного возраста от 7 до 16 лет.

В программе подробно описываются приемы плетения, инструменты и приспособления, которые легко осваиваются детьми. Предлагаемый детям такой набор для работы прост и доступен. Природный материал в умелых руках преображается в прекрасные, великолепные вещи: светильники, вазы, корзинки, оригинальные сувениры и другие не дорогие и доступные в исполнении практичные изделия.

Приобщение детей и подростков к обучению древним ремеслам – в частности лозоплетению – помогает ребёнку и его родителям решить важные проблемы. Детям очень полезно тренировать пальцы рук, которые становятся крепкими и ловкими, а ребёнок - умелым и уверенным. Кроме того, решается проблема свободного времени, родители всегда могут проконтролировать ребенка, да и заняться полезным делом вместе с ним. Хочется верить, что народное искусство, которым овладеет ребенок, принесет ему радость творчества и, вместе с тем, вернет ощущение сопричастности с природой, научит жить в гармонии с ней и по ее законам и, возможно, станет делом всей его жизни.

Задача педагога – воспитать из ребёнка творца, развивая у него образное и пространственное мышление, фантазию, тем самым, содействуя формированию личности.

В ходе написания программы педагог изучал литературу:

Сборник материалов  областного конкурса воспитательных систем образовательных учреждений Дона, «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования» и материалы Конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», а также образовательные программы других педагогов по данной тематике:

- «Лоза» С. А. Ременюка из Тацинского района,

- «Лозоплетение» Буюковой А. В., ДДТ из Краснодарского края.

Программа С. А. Ременюка даёт возможность детям среднего школьного возраста работать с одним видом материала и освоить основы ремесла лозоплетения.

В программе А. В. Буюковой сочетаются два вида декоративно – прикладного творчества: лозоплетение и изготовление цветов из ткани.

Авторская программа «Волшебный краснотал» в этом плане выгодно отличается от программ предшественников по нескольким параметрам. Во – первых, программа даёт возможность работать с детьми как младшего, так и старшего школьного возраста. Во - вторых,  дети работают с разнообразным природным материалом (лозой, камышом, соломкой), а также солёным тестом, гипсом, красками, постигают основы декорирования. Используя  в своей работе дары природы, педагог создаёт условия для развития художественно-творческих способностей школьников. Посредством ремесла идет широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую творческую личность. Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей.

Образовательная программа «Волшебный краснотал» отражает как бы два пути прохождения «образовательного маршрута»: вертикальный, проходящий через образовательные области, и горизонтальный, проходящий через виды деятельности.

Кроме того, через освоение старинного ремесла, ребята приходят к пониманию того, что они живут на благодатной земле, богатой культурными, историческими традициями и событиями.

Особенностью программы является:

возвращение к истокам национальной культуры

овладение традиционными приемами старинного ремесла (технология плетения);

      приобщение родителей к творческому процессу;

  введение «компетентностностного подхода» в образовательную программу, воспитание социально и профессионально активной личности.

Ведущая идея моей работы: процесс активизации познавательной и учебной деятельности, базирующейся на практическом  опыте и  знаниях об окружающей жизни, является залогом формирования ключевых компетенций обучающихся.

ЦЕЛЬ – состоит в том, чтобы помочь детям через обучение прикладному искусству - лозоплетению, путём создания условий и предпосылок духовно – нравственной мотивации, придти к познанию национальной культуры Донского края, развить творческий потенциал личности, способной адаптироваться в современных социально – экономических условиях.

Методические цели:

Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной и декоративно – прикладной деятельности.

Формировать представление о народном мастере, как о творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края.

Раскрывать истоки возникновения и развития народного творчества и его роль в жизни общества.

Формировать умение эффективно использовать свои знания и приобретенный опыт, исходя из сложившейся ситуации, способность действовать самостоятельно и умение оценивать результат своих действий, делать определенные выводы по результатам своих действий и т.д.

Дидактические задачи:

стимулировать творческую активность обучающихся, развивать  способность к самостоятельному решению возникающих проблем;

отражать социальный опыт, соотносить его с системой ценностей, оценкой действий, событий, ситуаций;

обеспечивать здоровый образ жизни обучающихся и педагога;

обеспечивать самоопределение личности, создание условий для самореализации;

отражать мировой уровень общей и профессиональной культуры;

способствовать интеграции личности в мировую и национальную культуру, в современное ему общество;

способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;

содействовать взаимопониманию и сотрудничеству;

учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав человека;

обеспечивать адаптацию содержания, форм и методов ДОД в творческой деятельности объединения с учетом местных (региональных, национальных) особенностей;

способствовать взаимодействию главных субъектов образования: педагог – обучающийся – родители;

обеспечивать динамичность развития образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути.

Программа «Волшебный краснотал», благодаря вариативности программно – методического обеспечения, позволяет педагогу и обучающимся заниматься творчеством и фантазировать, профессионально достигать намеченную цель.

При написании программы соблюдались принципы:

культуросообразности, историзма;

принцип гуманизации;

креативности, способствующей развитию творческого потенциала детей, сотворчеству детей и родителей, педагога, накопление опыта творческой деятельности;

принцип эстетизации.

Программа соответствует требованиям:

Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому Положению об образовательном учреждении дополнительного образования»;

личностно – ориентированная;

способствует эмоциональному, психическому, нравственному оздоровлению.

Программа «Волшебный краснотал» рассчитана на 3 года обучения. В объединение принимаются все желающие (особенно мальчики) в возрасте от 7 до 16 лет. Количество обучающихся в группах не должно превышать 8 – 12 человек. Это связанно с тем, что во время работы применяются опасные инструменты.

1 год обучения – 4 часа в неделю  144 часа в год.

2 год обучения – 6 часов в неделю  216 часов в год.

3 год обучения – 6 часов в неделю  216 часов в год.

В работе  учтены следующие особенности организации учебно - воспитательного процесса:

обучающиеся приходят на занятия по расписанию, в удобное для них время;

обучение организуется на добровольных началах;

контингент обучающихся - разновозрастной, поэтому акцент делается на создание творческой, доверительной атмосферы;

обучающимся предоставляется возможность сочетать различные виды деятельности и формы занятий, допускается переход из одной группы в другую;

используется метод комплексного взаимообучения, когда более опытные ученики объединяются с менее опытными для выполнении индивидуальных творческих работ, из которых потом составляется общая коллективная композиция.

Программа первого года обучения «Пчела мала и та работает» рассчитана на младших школьников от 7 до 10 лет, и ее цель - выявить предрасположенность обучающихся к тому или иному виду прикладного творчества. После определения путём мониторинга в действиях обучающихся базового, программного или творческого уровня усвоения учебного материала педагог может перевести творческую группу детей на обучение по программе второго года. В течение года обучающиеся осваивают всевозможные виды художественно – творческой деятельности (изобразительной, конструктивной, декоративной). Они приобретают навыки  в работе с такими материалами, как: бумага, картон, краски, гипс, клей, природный материал. Получают так же первоначальные навыки плетения из тесьмы, ниток, бумаги, травы, лозы.

Задачи первого года обучения:

социальная адаптация в коллективе;

мотивация к новому виду деятельности;

развитие познавательного интереса;

формирование работоспособного коллектива;

создание комфортной обстановки;

развитие трудолюбия, внимания;

освоение правил техники безопасности.

Программа второго года обучения «Талант трудом добывают» предусматривает изучение истории развития этого ремесла в России, на Дону, освоение простейших видов и способов плетения из лозы, ивы, листьев болотных растений, соломки, изготовление сувенирных изделий и их оформление. Обучающиеся получают знания о биологических и декоративных свойствах различного природного материала, лозы, изучают  правила техники безопасности, правила обработки сырья, обучаются приёмам работы со специальными инструментами. Творческая группа обучающихся после промежуточной диагностики ЗУН может быть переведена на обучение по программе третьего года.

Задачи второго года обучения:

воспитание уважительного отношения к истокам культуры Дона и традициям разных народов нашей планеты;

воспитание аккуратности, коммуникабельности, бережного отношения к природе, окружающему миру;

изучение истории возникновения и развития ремесла;

знакомство с мастерами декоративно – прикладного искусства и традиционными ремёслами донского края;

формирование определенных профессиональных знаний в искусстве лозоплетения;

овладение технологическими навыками и приемами обработки и изготовления изделий из различных природных материалов;        

развитие образного и пространственного мышления, фантазии,    творческой активности;

развитие умения применять полученные навыки в изделиях начиная от простейших и переходя к более сложным;

развитие умения ценить красоту и получать удовольствие от своего труда и труда товарищей.

Программа третьего года обучения «Воля и труд дивные всходы дают» рассчитана на 216 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу по изготовлению конкурсных изделий для выставок. Работа над творческим проектом позволяет обучающимся воплотить свои замыслы и фантазии, показать мастерство и умение в декорировании плетёных изделий и изготовлении композиций из различных материалов с применением плетёных изделий. Овладев мастерством лозоплетения, старшие школьники получают помощь в профориентации.

Программа второго и третьего годов обучения предполагает индивидуальную работу с особо одаренными детьми и изготовление изделий повышенной сложности. 

Программный блок «У истоков мастерства» предполагает изучение истории и развития ремёсел, обычаев и традиций донского края, исследовательскую деятельность детей.

Задачи третьего года обучения:

овладение технологическими навыками и приемами обработки и изготовления изделий из природного материала;        

развитие образного и пространственного мышления, фантазии,    творческой активности;

развитие умения применять полученные навыки в изделиях начиная от простейших и переходя к более сложным;

развитие умения ценить красоту и получать удовольствие от своего труда и труда товарищей;

приобретение устойчивой мотивации к занятиям творчеством, ценностных ориентиров, умения использовать вариативные подходы к проблеме, творчески мыслить.

       

Модель выпускника

У  обучающихся кроме ЗУНов  сформированы:

умение эффективно использовать свои знания и приобретенный опыт, исходя из сложившейся ситуации,

способность действовать самостоятельно;  

умение оценивать результат своих действий, делать определенные выводы по результатам своих действий;

устойчивая мотивация к самообразованию и развитию творческих способностей.

УЧЕБНЫЙ   ПЛАН


БЛОКИ



1 год

обучения


2 год

обучения


3 год

обучения



Занятия.


Часы.


Занятия.


Часы.


Занятия.


Часы.


1.  Вводное занятие.


2


4


1


2


2


6



2. Технология обработки сырья и материалов.



26



52



29



58



19



57


3.  Технология плетения.


29


58


40


80


36


108

4.Творческий проект. Творчество на свободную тему.

14

28


5. У истоков мастерства. Выездные, интегрированные занятия, экскурсии.


10


20


14


28


9


27


5. Воспитательные мероприятия центра, конкурсы, выставки.


3


6


9


18


6


18


Итоговое занятие.


2


4


1


4


2


6

ИТОГО:

72

144

108

216

72

216

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН.

1 год обучения.



БЛОКИ        и      ТЕМЫ


Количество

занятий

Количество

часов

В том числе

теория

практика

I. Вводное занятие.

2

4

3

1

II. Технология обработки сырья и материалов.

1. Инструменты.

2. Материал: а) бумага, ткани, нитки; б) гипс, соленое тесто; в) соломка, природный материал, лоза; г) краски, лаки, клей.

3. Сбор сырья и его обработка: составление гербария, и т.д.

4. Практические  работы из различных материалов:  а) декоративная бутылка «Море», картина из гипса; б) игрушки – помпоны, кукла из ниток; в) картина из солёного теста («Это мы»); г) сувенир из природного материала («Осень», Зима»);  д) рамка из бумаги, гипсовая рамка; е) аппликация из цветной бумаги, ткани, соломки, природного материала.


3

6


5

12





6

12


10

24





2

3


3

4





4

9


7

20




III.  Технология плетения.

1. Виды плетения (плоское, объёмное, ажурное).

2. Варианты плетения.

а) плоское – шахматка простая, ромбическая; б) цепочка из двух концов, роза «Диора»; в) ажурная звездочка.

3. Основы плетёных изделий (плетёные, из ДВП, фанеры).

4. Практические работы:

а) плетень с подсолнухом (лоза, солёное тесто, бумага); б) картина  «Деревенский пейзаж»; в) корзина с земляникой (лоза, солёное тесто); г) соломенные подвески  («Паук», «Рыбка», Снежинка»); д) плетёные закладки (тесьма, бумага, нитки).


2

10



3

14


4

20



6

28


2

4



2

2


2

16



4

26

IV.  У истоков мастерства.

1. Народное искусство и художественные промыслы.

2. Станичные ремёсла  (вышивка, керамика, лозоплетение, ткачество).

3. Традиции и убранство народных праздников (Пасха, Рождество, Крещение, посиделки, день «Святого Валентина» и другие);

 практические работы: а) «крашенка» из гипса;

б) Рождественский сувенир («корзиночка» из лозы и камыша).

4. Писатели, художники, композиторы - об окружающей природе Донского Края.

6









12









6









6









V. Выездные, интегрированные занятия, экскурсии.

4

8

4

4

VI. Воспитательные мероприятия центра.

3

6

5

1

VII. Итоговое занятие.

2

4

2

2

ИТОГО:

72

144

42

102

144 часа, 72 занятия.

Содержание     программы

1 год обучения.

«Пчела мала, и та работает».

1.  Вводное занятие:  Введение в программу «Плетение - древнейший вид декоративно-прикладного творчества». Традиционные ремесла, связанные с обработкой дерева. Правила работы в кабинете, организация рабочего места.

2.   Технология обработки сырья и материалов.

2.1.  Инструменты: 

оборудование, инструменты, их назначение, приёмы работы; правила техники безопасности.

Причины травматизма; правила электробезопасности, пожаробезопасности.

Обучение приёмам работы ножами, бокорезами, шилом, круглогубцами.

2.2.  Материал: Основные сведения о биологических и декоративных свойствах различных материалов. Свойства бумаги; тканей, ниток, природных материалов, растительных и строительных материалов. Внешний вид материала и сырья, название, назначение, отношение к влаге. Солёное тесто, его состав, способ приготовления. Краски, клеи их состав, свойства их применение. Материал для плетения (бумага, проволока, нитки, соломка, болотные растения, лоза). Зависимость внешнего вида готового изделия от выбранного материала

 2.2.  Сбор сырья и его обработка: Правила заготовки, обработки и хранения природного материала. Гипсовые формы, способы отливки. Роспись отлитых форм. Лепка из солёного теста. Роспись изделий из соленого теста красками (гуашь, акварель).

Виртуальное посещение осеннего леса: «Путешествие в осенний лес».

Правила поведения в лесу, в поле.

Составление гербария.

Заготовка природного материала, сортировка, сушка, окоривание лозы.

Изучение свойств и приемов работы с природным материалом минерального происхождения.

Практические работы из различных материалов: 

декоративная бутылка «Море» (гипс, ракушки);

картина из гипсовых отливок («Аквариум», «Белоснежка и семь гномов» и др.);

кукла из ниток; игрушки – помпоны («цыплёнок», «лягушка»);

сувениры из природного материала («Осень», «Зима»);

рамка из упаковочного картона и гипса;

аппликация из цветной бумаги, ткани, соломки, природного материала (засушенные листья, трава, цветы);

лепка из солёного теста («ягодка», «гриб», «мой портрет»).

3.   Технология плетения:  

3.1. Виды плетения:   

Понятие «виды плетения», знакомство с основными видами плетения.

Изучение терминов: плетение, «плоское», «объемное», «ажурное».

Отработка на тренажере основных видов плетения, с использованием вспомогательного материала (проволока, пластиковая лента), листьев болотных растений, неокоренного прута.

Практическая работа «Плетень» (неокоренный прут, вид плетения – плоское).

3.2  Варианты плетения:  

Понятие «Варианты плетения».

Плоское плетение: шахматка простая, ромбическая.

Объёмное плетение: косички (двухконцовка, трехконцовка).

Ажурное плетение: звездочка из соломки.

Выбор вида и варианта плетения в зависимости от технологических свойств используемого материала.

3.3  Основы плетеных изделий:

Виды основ: плетеные и неплетеные (из ДВП или фанеры).

Определение способа плетения основ по образцу.

Подстановка стояков и ручек в изделиях с не плетеным дном.

Зависимость расстояния между стояками от диаметра прута.

3.4 Практические работы с применением элементов плетения и использованием различного  материала: 

плетеные закладки из бумаги, тесьмы, ниток;

«Донской сувенир» (лоза, соленое тесто, бумага);

картина « Деревенский пейзаж» (лоза, гипс, соленое тесто);

корзинка с земляникой (лоза, ДВП, соленое тесто).

Мини – выставка «Моя первая работа».

4.  У истоков мастерства:

Основные сведения о народных промыслах, станичных ремеслах Дона, воспитание детей в казачьих семьях, традиции и обряды донских казаков.

Писатели, композиторы, художники - об окружающей природе.

Разучивание народных подвижных игр.

Изготовление сувениров к праздникам: «крашенка» из гипса; корзиночка к Рождеству (лоза); веночек (трава, цветы полевые) к Троице.

5.  Выездные, интегрированные занятия, экскурсии.

Работа с психологом; экскурсии с целью сбора природного материала, в этнографический музей казачьей школы.

Оформление альбома «Копилка идей»;

Музей «Донского говора».

Интегрированное занятие с объединением «Мягкая игрушка» или другими объединениями

6.  Воспитательные мероприятия центра. См.: План воспитательных мероприятий.

7.  Итоговое занятие. Занятия проводятся по темам: «Освоение приёмов обработки материалов», «Праздник красоты» - результаты учебного года.

Учащиеся объединения в конце первого года обучения должны

ЗНАТЬ:

иметь представление о многообразии видов ДПИ;

иметь представление о декоративных и биологических свойствах различных природных         материалов;

основные виды плетения;

правила и приемы работы с инструментами (нож, шило, бокорезы);

технику безопасности при работе с инструментами, клеем.

УМЕТЬ:

владеть навыками работы инструментами (шилом, ножом – резаком, бокорезами) и правильно их выбирать для работы;

работать с бумагой, картоном, нитями, природным материалом, пользуясь ножом, шилом;

аккуратно работать с красками, клеем,

содержать в чистоте рабочее место.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

2 год обучения

216 часов, 72 занятия.



БЛОКИ        и      ТЕМЫ


Количество

занятий

Количество

часов

В том числе

Теория

Практика



I. Вводное занятие.

1

2

1

1

II. Технология обработки сырья и материалов.

Инструменты, техника безопасности.

 Материалы и сырьё (лоза, соломка, болотные растения).

Заготовка и обработка сырья.

Лаки, красители, растворители.

29

58

12

46

III. Технология плетения из лозы, болотных растений и соломки.

Виды  плетения:

а) круглое донышко;б) верёвочки;в) плетение стенок;

 г) ажур.

Изделия на округлом донышке:

а) розетка «Ромашка»,б) корзиночка с ажурным верхом.

3.   Варианты плетения:

а) прямое и обратное; б) ажур простой и двойной;

  в) плетение прутом, расколотым прутом, травой, соломкой; г) заделка края изделия, плетение косичек.

Плетение изделий из лозы с использованием ДВП, фанеры:а) корзина прямоугольная с загибкой 

40

80

22

58

IV.  Творческий проект. 

Творчество на свободную тему.

Проектирование изделия.  Изготовление изделия.  Оценка изделия.  Оформление теоретической части проекта. Защита проекта.

14

28

5

23

V. У истоков мастерства. Выездные, интегрированные занятия, экскурсии.

1.  Практические занятия (изготовление сувениров к праздникам).

  а) сувенир «Валентинка» (плетёное сердечко).

  б) корзинка  «Пасхальная».

Экскурсия в этнографический музей.

Беседа с мастером лозоплетения.

Интегрированные занятия с другими объединениями.

14

28

5

23

VI. Воспитательные мероприятия центра, конкурсы, плетение изделий к выставкам.

9

18

9

9

VII. Итоговое занятие.

1

2

1

1

     ИТОГО:

108

216

Содержание    программы

год обучения.

«Талант трудом добывают».

Вводное занятие. Искусство лозоплетения – живое искусство народа. Ознакомление с учебным планом на год, распорядок работы. Правила поведения в кабинете, диагностика склонностей, мотивации, просмотр альбома «Копилка идей», учебных пособий, обустройство кабинета. Заучивание стихотворения В.Бокового «Плетение».

Технология обработки сырья и материалов.

2.1 Инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

Специальные инструменты и приспособления:

Специальные  инструменты, применяемые в плетении (шмол, струг) - общие сведения. Изготовление тренажера. Значение рационального расположения инструментов, приспособлений. Инструменты для получения шин (расколотый прут). Обучение работе колунком, правила и приемы раскалывания прута. Ошибки и их устранение при раскалывании прута. Инструменты для окоривания и заготовки лозы (щемилки, секатор, нож).

Электрические инструменты:

Назначение электроинструментов (электролобзик, электродрель). Общие сведения по их применению.

Разметочные инструменты и приспособления:

Инструменты и приспособления для разметки (циркуль, линейка, шило).

2.2 Материалы: Расширение знаний о биологических и декоративных свойствах лозы, соломки. Окрашенность, эластичность, длина, сортность. Строение древесины, механические свойства (прочность, твердость, гибкость).

2.3 Заготовка и обработка сырья: Периоды заготовки различного сырья (лоза, солома злаковых, болотные растения), места произрастания, методы обработки, требования к хранению.

Лоза:

Заготовка лозы (выезд в места произрастания). Правила поведения в лесу. Правила нарезки лозы. Раскалывание прута на две части для получения шин.

Соломка:

Заготовка соломы. Правила сортировки, хранения. Проглаживание, наклеивание, виды расположения соломки (долевое, елочки, веер).

Болотные растения:

Камыш, рогоз, ситник. Правила сушки и хранения.

Практическое занятие: Заучивание слов рок-хоровода «Давайте сохраним… с целью воспитания бережного отношения к природе.

2.4 Лаки, красители, растворители. Лаки их состав и свойства. Лакирование с помощью тампона, кисти. Отбеливание и крашение (тонирование) лозы и соломки. Окраска материала натуральными и анилиновыми красителями. Применение растворителей (общие сведения). Техника безопасности при работе с легковоспламеняющимися жидкостями.

3.     Технология плетения.

3.1    Виды плетения. Расширение понятия «Виды плетения». Способы плетения круглого донышка прутом, полосой (расколотый и отструганный прут) на крестовине 3x3 прута. Веревочка «скручиванием» из двух прутьев. Подсоединение нового прута, типичные ошибки. Особенности плетения прутом окоренным, неокоренным, полосой. Выполнение переходов (завершение ряда при плетении). Оплет стенок изделия (простое, рядовое, послойное плетение). Правильный подбор прутьев для плетения. Отработка приемов на тренажере. Технологическое лото «Плетение». Словарь основных терминов.

 3.2    Практические работы:  Изделия на круглом донышке.

Розетка «Ромашка» (основа – крестовина 3x3 прута, край оформлен простым ажуром «полукольца»);

Корзиночка «Сувенир» с ажурным верхом (основа – крестовина 3x3 прута, донышко заплетено веревочкой в 2 прута, стенки заплетены простым плетением, верх оформлен простым ажуром «полукольца» из окрашенной лозы).

Изделия повышенной сложности (для творческой группы обучающихся). 

   Розетка «Солнышко» на крестовине 4Х4 прута.

   Корзинка «Вазочка» - плетение с помощью приспособления.

3.3 Варианты плетения.  Расширение понятия «Варианты плетения».

Плетение круглого донышка на крестовине  4X4 прута; скручивание прямое и обратное, веревочки в 3,4 прута. Простое или послойное плетение шахматки. Ажур «паучок» на 2-х, 3-х, 4-х стойках. Ажур «полукольца» двойной. Отработка видов плетения в различных вариантах на тренажере. Заделка края изделия, загибка «Розга», «дорожка». Совершенствование приёмов (видов и вариантов) плетения края изделия. Подстановка дополнительных стоек и ручек в изделиях с плетёным дном.

3.4 Плетение изделий с использованием ДВП или фанеры.

Практические работы: 

Корзина для мелочей: прямоугольное дно из ДВП или фанеры, стенки выплетены ажуром «паучок», верх оформлен загибкой «розга».

        Изделия повышенной сложности (для творческой группы обучающихся).   

    Корзина для цветов - овальное дно из ДВП или фанеры, стенки выплетены прутьями или полосой двух цветов в «шахматку», верх оформлен ажуром «полукольца».

4.     Творческий проект (для творческой группы обучающихся).

Определение темы проектного задания.

Формирование групп и распределение ролей в группе.

Выполнение практической работы. Рефлексия.

Отбор лучших работ для выставочного фонда.

Выставка лучших работ.

У истоков мастерства. Выездные, интегрированные занятия, экскурсии:

Виды и жанры национального искусства (народные обычаи, обряды, прикладное искусство Донских казаков). Взаимосвязь различных видов искусства. Значение народного ДПИ в современной жизни. Беседы о природе Донского края, его достопримечательностях. Составление словарика «Донского говора, разучивание детских народных игр, песен. Понятие « сувенир», изготовление сувениров к праздникам.

Практические работы: 

«Валентинка» из лозы или соломки (плетеное «сердечко»).

Корзиночка «Пасхальная» (дно из ДВП или фанеры, стенки выплетены камышом, верх оформлен ажуром « полукольца»).

Сбор информации и оформление альбома «Копилка идей».

Работа в «Музее Донского говора».

Встреча с мастерами лозоплетения «Живая легенда».

Экскурсия в деревообрабатывающую мастерскую «Волшебная щепка».

Интегрированные занятия с объединениями  центра:  «Посиделки» - фольклорная группа «Ложкари»;

Мастер – класс для объединения: «Лазоревый цветок».

Объединенные выставки творческих работ разных групп учащихся (по годам, по темам, по уровню усвояемости материала и др.) «Мир глазами детей».

Персональные выставки одаренных детей «Мастером нельзя родиться, мастером надо учиться».

В конце второго года обучения учащиеся должны

ЗНАТЬ:

основные правила по заготовке и обработке лозы, соломки, болотных растений;

основные виды и способы плетения;

способы плетений простых изделий;

правила и приемы работы с инструментами плетельщика (нож, бокорезы, шило, круглогубцы, колунок);

способы окрашивания, тонирования;

иметь представление о плетении, как о виде ДПИ;

народные обычаи и обряды Донских казаков.

УМЕТЬ:

обрабатывать сырьё и правильно хранить его;

изготавливать плетеные изделия из различных материалов;

изготавливать плетеные изделия с не плетеным дном;

изготавливать изделия на плетеном круглом донышке;

использовать декоративные средства лозы, соломки;

читать технологическую карту;

играть в народные игры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

3 год обучения,  216 часов, 72 занятия.



БЛОКИ        и      ТЕМЫ


Количество

занятий

Количество

часов

В том числе

Теория

Практика


4


5

I. Вводное занятие

2

6

3

3

II. Технология обработки сырья и материалов

Инструменты, приспособления, техника безопасности.

Заготовка и обработка сырья, материалов (болотные растения, соломка, лоза)

3.  Окрашивание, лакировка изделий, растворители.


3


13


3


9


39


9


3


2


1


6


37


8

III. Технология плетения

1.  Основы плетёных изделий:

а) корзины лучковые, безлучковые;

б) прямоугольное дно;  в) донышки с   ½,   ¼  круга.

2. Технологическая карта плетёных изделий.

3. Плетение простых изделий из лозы и соломки:

а) розетка «Солнышко» с крестовиной 4 x 4;

б) сухарница;

в) подставка «под горячее»;

г) сердечко из косы в 5 прутьев (из лозы или соломки).

4. Плетение сложных изделий  из лозы и болотных растений:

а) поднос «Чайный»;

б) корзина кашпо;

в) оплётка заданной формы.

5. Декорирование изделий:

а) декоративная бутылка «курень»;

б) объёмная картина;

в) корзинки на ½ круга, ½ корзинки «вазочка».

6. Творческий проект (экзамен):

 а) проектирование изделия;

 б) изготовление изделия;

 в) защита проекта.


5




3

7





12





5




4


15




9

21





36





15




12


5




1

5





6





3




4


10




8

16





30





12




8

IV. У истоков мастерства.

 1.  Семейная игра «Счастливый случай».

 2.  Народные промыслы.

6


18


8


10


V. Выездные, интегрированные занятия, экскурсии, выставки.

1.  Занятия в объединениях центра, экскурсии в музей .

2.  Выставка изделий - Каяльские чтения на  Гостевом подворье х. Погорелов

3





9





3





6





VI. Воспитательные мероприятия центра.

6

18

2

16

VII. Итоговое занятие.

2

6

2

4

     ИТОГО:

108

216

48

168

Содержание программы

год обучения.

«Воля и труд - дивные всходы дают».

1. Вводное занятие: Организационная беседа, знакомство с содержанием плана, культура    труда и порядок на рабочем месте. Права и обязанности обучающихся.

      Рассказы детей о летних впечатлениях, обсуждение новых образцов изделий.

2. Технология обработки сырья и материалов.

2.1 Инструменты, приспособления. Вспоминаем правила техники безопасности и приёмы работы с основными инструментами для плетения (нож, шило, бокорезы); приемы работы со специальными инструментами (колунок, струг). Обучение приемам работы с электролобзиком, электродрелью. Сверла, их назначение и применение. Обсуждение причин травматизма. Обучение работе на струге. Строгание, причины некачественного строгания. Пиление, сверление. Производственная санитария. Шаблоны из гофрированного картона и подручных средств. Назначение и применение бюгеля (деревянная рамка).

Заготовка и обработка сырья и материалов. Заготовка соломки, срезание коленец, сортировка, полосование, разглаживание. Заготовка лозы, механическая и тепловая обработка, правила техники безопасности, раскалывание  прута на 2 или 3 части, строгание полосы для практических работ; выпиливание основ из ДВП или фанеры, сверление отверстий для установки стояков.

2.3.  Окрашивание, лакировка изделий. Содержание теоретической части этой темы не отличается от содержания программы 2 года обучения, на практическую часть  темы отведено основное время, так как  обучающиеся занимаются окрашиванием, тонированием материала для практических работ и лакировкой готовых изделий не только для себя, но и для обучающихся 1 и 2 годов обучения. Приготовление красящих составов, окрашивание, тонирование соломки, лозы, отбеливание лозы.

Технология плетения:

3.1  Основы плетеных изделий: Расширение понятия «основы изделий», корзины «лучковые», «безлучковые» – плетенные на основе донышка, технология плетения основ на 1/2, 1/3, 1/4 круга*, основы на крестовине способом «звездочка»*. Влияние способа плетения основы (дна) на внешний вид изделия. Контроль знаний, умений, навыков. Декоративная сфера из трех, четырех колец (лучков) с использованием приема «заплетка звездочкой».

Технологическая  карта. Определение хода технологических операций по образцу, понятие «технологическая карта», чтение технологических карт. Составление карт на простые изделия (ромашка, корзинка на основе ДВП). Составление карты на сложное изделие* (см. «Методические рекомендации») по выбору обучающихся.

Плетение простых изделий. Совершенствование техники плетения простых изделий   из лозы, болотных растений, соломки. Практические работы. Плетение сувениров и изделий для украшения кабинетов. Изготовление образцов и заготовок для учащихся 1 года обучения.

Плетение сложных изделий*. Плетение практических работ с целью закрепления навыков работы с различными инструментами, приспособлениями. Технология плетения сложных изделий, сочетание в изделии нескольких видов и их вариантов плетения. Корзинки, кашпо, сухарницы с различным способом плетения основы; розетки на основе «квадрата», подготовка материала к работе (отбор необходимого сырья по количеству и качеству, замачивание), плетение изделий с использованием окрашенного, тонированного сырья, плетение изделий из соломки.

Декорирование изделий: Значение плетеных изделий в современном интерьере, ландшафтном дизайне. Виды и способы декорирования. Эскиз и композиция. Сочетание нескольких видов ДПИ в изделии. Изучение способов декорирования плетеных изделий. Использование Донской тематики в декорировании изделий. Оформление изделий для персональной выставки.

Проверка ЗУН обучающихся.

Творческий  проект *(для творческой группы обучающихся): 

Определение цели и темы проекта.

Выбор критериев оценки.

Анализ выполнения проекта. Анализ полноты достижения цели.

 Защита проекта: 

Подготовка материала.

Плетение проектного изделия по технологической карте.

Написание реферата. Его содержание и структура

Отбор лучших работ для выставочного фонда.

Защита реферата.

У истоков мастерства. Народно-декоративное искусство, сбор сведений о различных видах ДПИ, донские ремёсла:

Вышивка.

Керамика.

Резьба и роспись по дереву.

Ткачество.

Лаковая миниатюра.

Роспись по металлу.

Бисероплетение и др.

Практический курс:

Анкетирование обучающихся «Диагностика уровня воспитанности» и др..

Психологический урок «Природа, мастерство и фантазия».

Викторина «Художественные промыслы». 

Доклад «Художественные традиции лозоплетения на Дону».*

Публикация (компьютерная версия) по теме: «Донские ремёсла» - для творческой группы обучающихся.

Семейная игра «Счастливый случай» по теме: «Лозоплетение» (см. методические рекомендации).

Выездные, интегрированные  занятия.

Сбор информации и оформление альбома «Копилка идей».

Работа в «Музее Донского говора».

Экскурсия в местный краеведческий музей, ознакомление с экспозицией.

Мастер – класс «Очумелые ручки» - творческая группа.

Объединенные выставки творческих работ разных групп учащихся (по годам, по темам, по уровню усвояемости материала и др.) «Мир глазами детей».

Участие в выставке «Каяльские чтения» на гостевое подворье хутора Погорелов.

Персональные выставки одаренных детей «Мастером нельзя родиться, мастером надо учиться».

6. Воспитательные мероприятия.

* - отмечены практические работы, рекомендуемые для творческой группы обучающихся.

В конце третьего года обучения учащиеся должны

ЗНАТЬ:

и понимать значение плетеных изделий в современном интерьере;

и определять последовательность технологических операций;

и сохранять народные традиции, обряды Донского края;

правила техники безопасности с колюще-режущими, электроинструментами, электроприборами;

приемы работы с различными материалами;

свойства материалов;

и понимать взаимосвязь различных видов ДПИ с природой и ее многообразием.

       

УМЕТЬ:

составлять технологическую карту;

плести донышки различными способами;

правильно применять красители, лаки;

составлять композиции на основе плетеных изделий;

изготавливать сувенирные изделия и декорировать их;

пользоваться электроинструментами;

самостоятельно выбирать виды и способы плетения и завершения края изделия.

Методические рекомендации.

Формы и методы сотрудничества детей и взрослых.

Педагогические техники и технологии.

Детям необходимо ощущение того, что они нужны и любимы, им рады. Они очень тонко чувствуют настроение педагога, им иногда хочется просто пообщаться с ровесниками в неформальной обстановке. Хотя основной формой обучения являются групповые занятия, а так же по подгруппам и индивидуальные, для педагога очень важно сохранить познавательную активность и интерес ребят к занятиям на протяжении всего обучения. Иногда в ходе занятия необходимо разделить детей на группы. Тогда мы поступаем так: садимся в круг, беремся за руки, и каждый спрашивает соседа: «Ты со мной или я с тобой?» ответивший: «Я – с тобой!» - уступает право лидера другому, становится ведомым и соглашается идти за лидером. Этот момент всегда волнителен, звучит музыка С. Намина «Замыкая круг». В условиях дополнительного образования, когда дети не испытывают давления, обусловленного необходимостью обязательной оценки освоения школьной программы, они становятся более открытыми с педагогами и заинтересованными в творческом процессе, чаще рассказывают о своих проблемах.

Для создания обстановки открытости, увлечённости творчеством, занятия проводятся в форме: игры, викторины, виртуального путешествия. Проводятся интегрированные занятия с обучающимися детьми из других объединений, выезд на заготовку сырья с участием родителей и сотрудников учреждения дополнительного образования. Предполагается посещение выставок, музеев краеведения, встречи с народными умельцами и работа с психологом. Детьми ведётся самостоятельная исследовательская деятельность, результаты которой оформляются в виде творческого проекта, пополняют альбом «Копилка идей», обрабатываются на компьютере как презентации, используются для рефератов в общеобразовательной школе. Это даёт возможность проводить профориентационную работу с детьми.

Вводное занятие я провожу с показом презентации «Виртуальное путешествие в осенний лес», подготовленной группой третьего года обучения.

Подготовка обучающихся 1 года к проектной  работе требует особого внимания. Они должны понять практический смысл процесса проектирования, что повысит мотивацию их дальнейшей работы над проектом.  

Первый проект мы делаем вместе, по одной теме: Технологическая карта изделия.

Главная задача на этой ступени - выявить из множества проблем наиболее существенную. Предлагаю детям составить «звездочку обдумывания».  Для этого надо взять чистый лист и записать все возникшие идеи по данной проблеме. Они могут быть записаны в виде фраз, отдельных слов, нарисованы в картинках или эскизах. Выбранную идею можно выделить цветом.

Рис.  «Звездочка обдумывания».  

В проекте «У истоков мастерства» были задействованы 5 групп детей в возрасте от 10 до 15 лет, всего25 человек. Проект включает несколько разделов, а викторина – игра позволяет ребёнку, владеющему компьютером, самостоятельно подготовиться к викторине, по ходу занятий заполняя «Рабочую тетрадь ученика».  

Реализация компетентностного подхода в  исследовательской и проектной  деятельности объединения «Волшебный краснотал» подробно описана в Творческой  работе на высшую квалификационную категорию.

Особое внимание уделяется общественно-полезному труду: обучающиеся выполняют задания для оформления кабинета, для подготовки выставочных экспонатов, коллективных работ, сувениров для проведения мероприятий учреждения дополнительного образования. Для того чтобы дети могли получить эмоциональную разгрузку при изучении трудных тем, на занятиях  использую дидактические карточки, загадки, ребусы, кроссворды, творческие игры. 

Методы и формы обучения, применяемые на занятиях

Группа методов

Разновидность методов

приёмы

1. Методы организации и осуществления учебно – познавательной

 деятельности

 обучающихся

Методы словесной передачи

 информации и слухового

 восприятия информации

Беседа

Инструктаж

Методы наглядной передачи

информации и зрительного восприятия

Иллюстрация

Демонстрация

Наблюдение

Методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия

Практические упражнения

конспектирование,

Практическая работа

2. Методы стимулирования и мотивации

Эмоциональные

Поощрения. Порицания

Создание ситуации успеха

Познавательные

Создание проблемной ситуации

Волевые

Предъявление требований

Информация об обязательных результатах деятельности

Социальные

Создание ситуации взаимопомощи

Демонстрация заинтересованности результатом своей работы

3. Методы контроля и самоконтроля

Устные

Индивидуальный опрос

Письменные

Составление схем

Самоконтроль

Полный самоконтроль

Самоконтроль по образцу

4. Формы организации работы

Индивидуальная

Фронтальная

Разновозрастная

Воспитание социально и профессионально активной личности требует от меня, как педагога, применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Вовлечение обучающихся в проектную деятельность способствует  развитию творчества детей и их информационной культуры — презентацию работы они оформляют в программе Power Point. При применении проектной технологии дети чаще оказываются в ситуации успеха, получают положительные эмоции, испытывают радость от общения, собственной компетентности, полученного результата — изготовленного изделия.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы и

критерии оценки.

Дети, поступающие на первый год обучения, имеют разный уровень необходимых умений и навыков. Давно известно, что умения формируются только в процессе деятельности. Чему человека не учили, или он сам не учился, того он делать не может. Критерии имеют три составные части- знания, умения, навыки.

1 год обучения оценивается на уровне приобретения воспитанниками основных теоретических и практических знаний и умений по изучаемому вопросу.

Однако, сам по себе высокий уровень Знаний Умений Навыков не может сделать человека  успешным, т.к. важен еще и личностный компонент, наличие мотивации, ценностных ориентиров, умения использовать вариативные подходы к проблеме, творчески мыслить, умение ставить цели и т.д.  Компетентностный подход» включает  в себя ориентацию на развитие знаний, умений и навыков. Кроме того,  у обучающихся кроме ЗУНов необходимо формировать умения эффективно использовать свои знания и приобретенный опыт, исходя из сложившейся ситуации, способность  действовать самостоятельно и уметь оценивать результат своих действий, делать определенные выводы по результатам своих действий.

На основе методологии педагога-психолога для определения степени восприятия детьми преподаваемого материала педагогом разработаны оцениваемые критерии умений и навыков. Отслеживая «входящие ЗУНы» детей, педагог условно выделил три уровня усвоения программного материала: базовый, программный, творческий. Исследовав особенности познавательной сферы воспитанников объединения, психолог дал рекомендации индивидуального подхода для каждой группы обучающихся.

Педагог проводит контрольное наблюдение для проверки навыков во время занятия. Оценивание детей делается лишь с позиции приложенных усилий, цель - стимулирование творческой деятельности кружковцев.

О результативности и качестве усвоения программы можно судить лишь по результатам каждого ребёнка в отдельности. Творчество в нашем коллективе рассматривается как основной критерий оценки личности и стиля общения в группе между детьми и педагогом. Поэтому, учебно-тематический план составлен так, чтобы каждый ребёнок, независимо от индивидуального уровня усвоения программного материала, смог проявить свои способности, почувствовать уверенность в детском коллективе.

 Этапы и формы контроля.

В конце каждого года обучения предполагается коллективная выставка и авторские мини выставки детей.

После 2 и 3 годов обучения учащимся предлагаются карточки «Технологического лото», выполнение зачетных работ по заданным образцам, экзамен в конце обучения в форме защиты творческого проекта.

Период

Содержание исследования, наблюдения

Формы

работы

Подготовительный цикл

1 полугодие

Развитие произвольного внимания, наблюдательности, фантазии, продуктивного воображения:

воспитание навыков общения в коллективе;

уважения к личности и творческой деятельности друг друга;

трудолюбия, усидчивости;

развитие моторики пальцев рук, глазомера, системы «мозг- глаз – рука»

Общение, наблюдение, в различных видах деятельности.

Анализ.

 

Основной цикл

2 полугодие

Развитие навыков и умений, необходимых для творческой деятельности, выработка навыков общения в разновозрастном коллективе:

умения заниматься творческой деятельностью в коллективе;

развитие пространственного воображения, образного мышления;

умения выразить чувства и свои представления об окружающем мире;

овладение традиционными приёмами старинного ремесла.

Наблюдение за детьми в процессе творческой деятельности и общения.

Анализ.

Ожидаемый результат.

В оценивании творческой деятельности детей педагог применяет не только знаниевые критерии, а также:

- рост индивидуального мастерства,

- умение ребёнка самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию по данному курсу,

- умение использовать полученные знания, умения, навыки при изучении предметов школьной программы,

- уровень креативности.

Модель  творчески активной личности представляется нам в виде обучающегося:

· с развитыми познавательными способностями и навыками;

· с развитым социальным интеллектом;

· с познавательной Я – концепцией;

· с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией обучения;

· обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством юмора;

· умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий и стремлением к соревнованию;

способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;

· с богатым воображением.

Темы, вызывающие затруднения.

Лоза ивы – это природный материал, который не сразу раскрывает свои секреты и первое время лоза непослушна рукам. Руки  - основной инструмент плетельщика. Они должны научиться чувствовать лозу, ловко и быстро плести, помня все основные приёмы. В ходе освоения техники плетения применяем тренажер – отрезок доски с заранее просверленными отверстиями, узнаём «Секреты маленького плетельщика». Для экономии природного материала отрабатываем приёмы плетения с помощью проволоки, пластиковой ленты, бумажных лент. При освоении темы «Инструменты» педагог использует элементы игры «Словесная карусель» для лучшего запоминания терминов. Детям сложно освоить строгание лент – говорим о «Причинах некачественного строгания».

Здоровьесберегающие технологии.

Основной контингент обучающихся в объединении - мальчики от 7 до 16 лет. Обучение плетению, само по себе способствует развитию тонко координированных движений пальцев рук. В то же время, обучение плетению требует применения опасных инструментов. Это влечет за собой напряжение зрения, мышц спины, рук, эмоциональное напряжение, утомление.  Хорошо известно, что долгое сидение за любой работой в одной позе утомляет. Уже через 40 - 50 минут даже у взрослого человека немеют шея, спина, затекают ноги и поясница, глаза устают, и приходится всё ближе наклоняться к работе, особенно при освоении приёмов плетения. Возрастает и эмоциональное напряжение, утомление.

Особенности психики школьников таковы, что им необходима частая смена видов деятельности. Невозможно на занятии требовать от мальчиков строгой дисциплины, т.к. это противоречит их физиологии. Во время занятий с целью профилактики обязательно используются динамические паузы, игры, позволяющие поддерживать работоспособность детей. Различные упражнения для расслабления рук, ног отодвигают утомление, предупреждают травмы из-за невнимания, заболевания позвоночника, переутомления зрительной системы. Практикуются физкультурные паузы. Учащимся разрешается передвижение по кабинету после объяснения темы при выполнении задания. Сидение, стояние чередуются через 10 – 15 минут. Столы в кабинете расположены так, чтобы вокруг них было свободное поле и дети могли свободно разместиться, работая с опасными инструментами и длинными прутьями лозы. На протяжении всех лет обучения работает «Школа безопасности» - изучение правил ТБ, поведение в различных экстремальных ситуациях.

Мальчики более подвижны и воинственны, чем девочки. В мужском коллективе всегда идет негласная борьба за лидерство, присутствует дух соперничества. Мальчики стараются доказать свое превосходство любыми способами. Игры и игровые упражнения на расслабление позволяют снять эмоциональное напряжение и утомление. Для контрольной группы предусмотрен «спортивный час» - 30 минут в неделю на занятия с тренером по футболу или игру в настольный теннис. 

Работа с родителями обучающихся.

Цель: Организация взаимодействия родителей (взрослых, заменяющих их) с работниками учреждения дополнительного образования на основе единой педагогической позиции.

Содержание:

Освещение событий, происходящих в учреждении дополнительного образования;

Организация взаимодействия участников образовательного процесса;

Анализ результатов проделанной работы;

Помощь в осуществлении семейного воспитания.

Основные формы: Родительское собрание; Дни открытых дверей; Родительский лекторий; Участие родителей в воспитательных мероприятиях;  Психолого – педагогическое консультирование по вопросам воспитания детей.

Результаты: удовлетворённость родителей обучающихся жизнедеятельностью в объединении; принятие традиций образовательного учреждения; использование рекомендаций в организации семейного воспитания.

План воспитательной работы

на 2010- 2011 учебный год

объединение «Волшебный краснотал» педагог Н.В. Бородина.

Цель: создание условий для содержательного досуга и общения воспитанников детского объединения. Сохранение и развитие казачьей культуры в дополнительном образовании обучающихся.


п/п

Наименование мероприятия

Для кого проводится

Кто задействован

Цели и задачи мероприятия

Время

проведения

1.

День Знаний - «Приходите к нам, друзья!»  Экскурсия в мебельный цех.

Первый  год обучения

3, 4 класс.

ЦВР, педагог;

методист, технолог.

Познакомить детей с профессией деревообработчика.


Сентябрь

2.

«Легенда о бессмертнике» - открытое занятие с показом презентации «Мир удивительных растений Дона»

Второй, третий год обучения, 2-4 класс.

Педагоги ЦВР,  обучающиеся 2-3 годов

«Введение обучающихся в мир волшебного краснотала, приобщение к истокам древнего ремесла донских казаков». 


По плану

3.

Клубный день:

проект "Кузьминки» - встреча зимы.

Первый год обучения

Педагоги ЦВР, общеобразовательных школ, родители, обучающиеся 2-3 годов

Повышение социальной значимости ЦВР и социализации детей, воспитание в традициях казачества..


Сентябрь -ноябрь

4.

День Казачки-матери. Выпуск газеты «Донские ремёсла – Чикилики»

Первый год обучения.

Педагоги ЦВР, родители, дети второго и третьего годов обучения.

Воспитание аккуратности, коммуникабельности, бережного отношения к человеку труда.

21 ноября  

5.

Новогодняя ёлка. Реализация проекта «Ёлочные игрушки из лозы»

Первый- третий годы обучения.

Педагоги ЦВР, родители.

Развитие образного мышления, коммуникабельности.

Декабрь

6.

«Мужчины моего рода» - игровая семейная программа.

Первый - третий годы обучения.

Педагог, психолог, родители, казаки Юрта.

Реализация идеи – через познание народных традиций к восстановлению семейных устоев.


Февраль

7.

«Праздники, которые к нам возвратились. Пасха». Обучающее занятие.

Первый - третий годы обучения.

Педагог, обучающиеся.

познакомить обучающихся с традицией празднования на Дону Светлого Воскресения Христова.

Апрель

8.

«У истоков мастерства» - история, традиции, ремёсла донских казаков. Викторина.

2-3 год обучения, 6-7 класс.

Педагоги ЦВР, родители, дети.

Организация интеллектуально – познавательной деятельности обучающихся.

май

9.

Праздник «Донские ремёсла».

Итоговое занятие с показом презентации.

Первый- третий годы обучения.

Педагоги ЦВР, общеобразовательных школ, родители.

Закрепление знаний о том, что такое ДПИ и кого мы называем творческими людьми.

Май

Диагностика и результаты (диагностические материалы, динамика результативности обучения, диагностика личностного развития).

Ведущим показателем образовательного и воспитательного результата выступает динамика продвижения воспитанника в личностном развитии, овладении программными компетенциями, которая прослеживается в различных показателях, фиксируемых педагогом в личных Карточках индивидуального развития ребёнка.

Результатами моей работы являются высокие достижения в выставочной деятельности, изменение личности обучающихся в сторону духовного роста, расширения кругозора, развитие умения делать выводы и обобщения. Например, в исследовательской работе о правах ребёнка Нечаев Сергей сделал выводы по данным анкетирования детей.      

Диаграмма 1.                                                 Диаграмма 2. Какие права имеют дети?

 Главное отличие

 человека от животного.                      

Для оценки воздействия творческой деятельности на развитие обучающихся мною была предложена анкета, включившая следующие вопросы:

Интересна ли вам программа по изучению народных ремесел (лозоплетение, соломоплетение, вышивка лентами)?

Замечаете ли вы у себя качественные изменения в росте мастерства?

Влияет ли программа на интеллектуальное развитие?

Имеется ли возможность для проявления творчества?

Используются ли полученные навыки в домашних условиях, в школе?

Обучащющимся нужно было выбрать один из вариантов ответа: да, немного, нет.

В группе Индивидуального Образовательного Маршрута (ИОМ)  100% детей ответили «да» на все вопросы и отметили, что программа по изучению народных ремесел вызывает у них интерес, они замечают у себя рост мастерства, творческого начала, а полученные навыки они используют для изготовления предметов домашнего обихода, сувениров и подарков близким, используют при изучении школьной программы.

В контрольной группе интерес к деятельности по изучению народных ремесел вырос с 20,4% в 2006-2007 г. до 88 % в 2009-2010г., 12 % -отмечают  появление некоторого интереса. Качественные изменения в росте мастерства замечают 82 % обучающихся (в 2006-2007г. – 30,6%).  Влияние программы на интеллектуальное  развитие  отмечают 70 % учащихся. В процессе работы проявить свои творческие способности смогли 94%. Использовали полученные навыки дома 79 % воспитанников (в 2006-2007 45,9%).Из этого можно сделать вывод, что интерес к программе в контрольной группе высокий, но в целом несколько ниже, чем в группе ИОМ. В результатах анкетирования прослеживается рост осознания воспитанниками необходимости изучения народных традиций и ремесел.

Диаграмма 3. Уровень мотивации деятельности воспитанников объединения «Волшебный краснотал».

Из диаграммы видно, мотивация обучающихся изменилась в сторону личностно – смысловых компетенций. Дети осознанно выбирают изучение ремесла в свободное от учебы время. В 2005-2007 годах на выбор влияли родители, мнение сверстников, теперь они понимают, что дополнительное образование – ступень к будущей профессии.

Диаграмма 4. Уровень сформированности ЗУН в объединении «Волшебный краснотал»

                                                                                                             

Уровень обученности вырос в качественном выражении. В 2008-2009 учебном году по результатам  итоговой диагностики высокий уровень имели 43% обучающихся, то в 2009-2010 таких дей уже 48%.

Таким образом, компетентностный подход, использование электронного УМП позволяет значительно улучшить качество обучения не только общеобразовательной школе, но и дополнительному образованию.  Проектная и исследовательская деятельность, разработанные педагогом занятия с применением ИКТ, позволяют представить изучаемый материал более наглядно, красочно, привлечь детей и их родителей к совместной деятельности.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Материалы:  

бумага, картон, нити,

краски (гуашь, акварель, анилиновые, акриловые),

пластиковая лента, проволока, фанера, ДВП, древесные спилы,

клей, мука, лак, гипс,

запас сырья.                                                           Оборудование:

столы, стулья, шкафы для методического  материала,

доска для инструментов, бак для воды,

электрокипятильник, утюг,

Инструменты, приспособления:

бокорезы, нож- косячок,

шило, круглогубцы,

ножницы, секатор,

электролобзик, электродрель,

сверла, плоскогубцы, молоток,

измерительные приборы,

тиски, шаблоны, струг.

Литература для педагога:

Астапенко М. П. История донского казачества – Ростов /на Дону: ООО «Менада»,2002.

Воспитательные системы образовательных учреждений Дона. Сборник материалов 2 областного конкурса воспитательных систем образовательных

учреждений Дона – Ростов /на Дону: ООП Обл. ЦТТУ, 2003.

Гукасова А.М. Рукоделие в начальных классах – М: Просвещение,1984.

Дмитриева Н. А. Виноградова. Н. А. Искусство древнего мира. – М: Детская литература. 1989.

Донец Е.П.., Рачков П.А. Плетение из лозы и лыка – М: «Ранко-пресс», 1993.

Дополнительное образование и воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал, 2005-2007..

Как разработать образовательную программу. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования – Ростов /на Дону: ООП Обл ЦТТУ, 2005.

Караманский С.А. Плетеные изделия - М: Экология,1992.

Конкурс педагогического мастерства «Сердце отдаю детям». Методические рекомендации / ред. Паничева Е.Г. – Ростов /на Дону: ООП Обл ЦТТУ; 2006.

Котов В.Б. Плетение из лозы и болотных растений – Ижевск: Алфавит, 1995.

Кондратьев В.В. Энциклопедия домашнего умельца – Донецк: Отечество,1995.

Кискальт И. /Ред. Т. Носенко. Соленое тесто – М: Аст - Пресс, 2002.

Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Ч. 1 - Ростов /на Дону: Учитель, 2004.

Лобачевская О.А. Плетение из соломки – М: Культура и традиции, 2000.

Лихонин А.С. Плетёный интерьер своими руками - Н.Н:  Времена, 1999.

Мейнард Б./ Пер. В. И. Синюков. Плетение - М: Просвещение, 1981.

Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал, 1997- 2007.

О Брайн Э.,Нидхем К. Оригами - М: Росмэн, 1998.

Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах - М: П Л,1989.

Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» - М: Молодая гвардия,1983.

Сборник методических материалов. В помощь педагогу дополнительного образования, руководителю детского объединения по ДПИ и ИЗО - Ростов /на Дону: МОПО РО,2004.

Троекурова Т.А. Плетение из лозы – Ростов /на Дону: Феникс,1999.

Толмачёва Н.А. Плетение из лозы.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.

Электронные энциклопедии DVD: Большая энциклопедия живописи, ДЭКМ, БЭКМ.

Ссылки на некоторые Интернет - сайты:

http://www.doncossacks.ru/_link.htm

Правила русской орфографии и пунктуации. Мир слова русского.

Проект "Глобальное мышление".

http://rspu.edu.ru/projects/plants/ - гербарий РО.

http://rwn.boom.ru/ - русская природа.

http://history.tuad.nsk.ru/ История России.

http://www.edu.nsu.ru/~gardarika/index.html  Древняя Русь школьный сайт.

Литература для детей и родителей:

Лобачевская О.А. Плетение из соломки – М: Культура и традиции, 2000.

Панкеев М. А. Русские народные игры – М: Яуза, 1998.

       3.   Покровский Е. А. Детские игры. – М: Терра, 1997.

Савельев Е. П. Древняя история казачества. - М: Вече, 2004.

Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» - М: Молодая гвардия,1983.

Толмачёва Н.А. Плетение из лозы.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)

предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Программа для детей с общим недоразвитием речи «Говорим красиво» (возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)

Программа включает содержание методического пособия «Развитие речемыслительных способностей детей с ОНР на логопедических занятиях,  как одно из условийформирования предпосылок к учебной деятельн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная петелька" для детей 9-13 лет на 4 года обучения

Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, тем, что исходный материал – пряжу можно использовать несколько раз и без особых потерь.  Вязаная с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир аппликации" детского творческого объединения "Золотые руки" для детей 4-7 лет сроком реализации 3 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации»  создана для  эстетического и художестве...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 7-9 лет, срок реализации: 3 года)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 7-9 лет, срок реализации: 3 года)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 10-12 лет, срок реализации: 3 года)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 10-12 лет, срок реализации: 3 года)...