ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
статья (технология, 7 класс) по теме

Горинов Сергей Иванович

 

          Опыт моей работы в школе дает мне право сказать, что обучение школьников любой дисциплине требует от преподавателя умения создавать благоприятную атмосферу на уроке, преподносить учебный материал так, чтобы ученик сам мыслил,  стремился самостоятельно узнавать новое, развивать в себе потребность создавать, творить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Горинов Сергей Иванович

учитель технологии первой квалификационной категории МОУ СОШ №4     г.Губкинский, ЯНАО

                                                                       

                                                                       Задача  школы и родителей –  дать  каждому

                                                                   ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно в  

                                                                   том, чтобы человек раскрыл свои способности,

                                                                   полюбил труд и стал в нем творцом, и в том,

                                                                   чтобы наслаждаться красотой окружающего

                                                                   мира и создавать красоту для других...                

                                                                                                        В.А.Сухомлинский.

          Опыт моей работы в школе дает мне право сказать, что обучение школьников любой дисциплине требует от преподавателя умения создавать благоприятную атмосферу на уроке, преподносить учебный материал так, чтобы ученик сам мыслил,  стремился самостоятельно узнавать новое, развивать в себе потребность создавать, творить.

          В настоящее время в связи с реформированием школьного образования встала проблема применения в школьной практике метода проектов. Технологию проектирования  на уроках труда я рассматриваю  как одно из средств достижения главной цели – развитие личности ребенка.  На уроках трудового обучения я использую идеи педагогической концепции Д.Дьюи, который предлагал строить процесс, исходя из потребностей, интересов и способностей детей. В его концепции, которую я взял на вооружение, главная роль отводится учению деятельности  ребенка, т.е. необходим деятельностный подход на каждом уроке. Включение уч-ся в проектную деятельность – явление еще достаточно новое и для школьников, и для учителя. Бесспорно, что проектирование активизирует деятельность уч-ся, в результате создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Кроме того, занятия «по проектированию» проходят в непринужденной обстановке. Если некоторые школьники не могут выполнять творческие проекты, то, помня о возможностях дифференцированного подхода к обучению, даю возможность выполнять творческие задания или изделия по образцу.

         В течение последних лет с целью развития личности ребенка также активно применяю   элементы педагогики сотрудничества как на уроках трудового обучения. Основываюсь на таких правилах: обязательно учитываю психолого-педагогические знания о развитии личности и детского коллектива, применяю принцип преемственности и цикличности (не начинаю изучение нового материала, не повторив изученное и не прояснив, что уже известно ученикам по теме урока), вовлекаю в учебный процесс как можно больше уч-ся, стараюсь осуществлять творческий подход к процессу обучения. Эти правила способствуют реализации идеи педагогики сотрудничества, которую я культивирую в своих отношениях с уч-ся, педагогами, родителями и другими субъектами образовательного процесса.      

При подаче помимо общепедагогических и специальных целей, уделяю серьезное внимание формированию через изучение конкретных знаний психологических качеств: воли, мышления, памяти, умения достичь поставленной перед собой цели. Такой подход к получению знаний, на мой взгляд, улучшает эффективное обучение, активизирует УВП, способствует улучшению профессиональной подготовки выпускников и их большей конкурентной способности на рынке труда.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

ИПМ – 1  Элементы технологии проектирования

               Сущность понятия проектной деятельности основана на общепсихологическом понимании деятельности, которое сложилось в отечественной психологии, благодаря работам Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова.

          Организуя деятельность учащихся при выполнении проектов, рассматриваю трудовую и учебную деятельность как два этапа одной целостной деятельности. На первом этапе происходит становление деятельности. На втором  этапе приобретенные знания, умения и навыки должны выступить средством выполнения деятельности с качественным содержанием звеньев этой структуры, и на втором этапе уч-ся получают новые знания. Поэтому проектную деятельность я рассматриваю как учебно-трудовую.

          В своей работе основываюсь на разработку творческих проектов Г.С.Альтшуллером.

          В ходе применения технологии проектов выделяю три этапа: организационно-подготовительный, технологический, заключительный.  

          На организационно-подготовительном этапе перед ребятами ставлю проблему – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. Школьники должны осознать, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни, какова основная задача предстоящей работы. Перед уч-ся четко ставлю цель – получение в итоге полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе ребята обобщают изученный материал, включая его в общую систему ЗУН. Завершает этот этап планирование технологии изготовления, где уч-ся осуществляют подбор инструментов и оборудования, определяют последовательность технологических операций, выбирают оптимальную технологию изготовления изделия.

          На технологическом этапе уч-ся выполняют технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель этого этапа – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Результат – приобретение ЗУН. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности уч-ся на этом этапе.

          На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Уч-ся производят экономические расчеты, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли оно своей цели, каков результат их                                                                        

труда. В завершении всего уч-ся защищают свой проект (изделие) перед одноклассниками. Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей уч-ся. Существенным моментом творческого характера учебно-трудовой деятельности  считаю обнаружение ребятами технического противоречия, возникновение проблемной

ситуации.

          При определении содержания проектного обучения важным является вопрос правильного выбора объектов проектирования. Проект должен содержать в себе комплекс знаний, умений по пройденным темам, кроме того, необходимо реализовывать межпредметные связи, помнить о преемственности в обучении, об общественно-полезной или личностной значимости проекта. И, конечно, учитывать

индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические особенности, обеспечивать безопасные условия работы уч-ся.

Таким образом, можно выделить основные критерии выбора проектов:

  1. оригинальность;
  2. доступность;
  3. надежность;
  4. техническое совершенство;
  5. эстетические достоинства;
  6. безопасность;
  7. соответствие общественным потребностям;
  8. удобства в эксплуатации;
  9. технологичность;
  10. материалоемкость;
  11. стоимость.

          В течение последних лет в моей практике сложились определенные направления творческих проектов уч-ся 5-8 классов: оформление классных стендов, изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской (стамески, молотки), изготовление деревообрабатывающего станка, изготовление кухонной утвари (разделочная доска, лопатки для переворачивания пищи), приспособлений для садово-огородных работ (черенки для лопат, металлические тяпки, детские лопатки для уборки снега), подвесов для плакатов, полок  для цветов, детских стульчиков, шкатулок для деталей, подсвечников, подарочных наборов.

          Интересны творческие проекты, при выполнении которых требуются знания  по другим школьным дисциплинам.

Не менее значимым в применении технологии проектирования является оценивание результатов деятельности уч-ся. При выставлении оценок среди средних и особенно среди старших групп уч-ся отказываюсь от репродуктивных методов представления и присвоения знаний, от эксплуатации памяти в пользу стимулирования понимания, самостоятельного приобретения  и использования в практической деятельности  знаний по образовательной области «Технология».    

          Основными критериями оценки результатов проектирования при таком подходе становятся следующие:

  1. уровень понимания, усвоения задания, вопросов;
  2. уровень качества выполнения (объем, точность, тщательность);
  3. уровень понимания существа дела, аргументированность

                            принимаемых решений и ответов на вопросы, самокритичность;

  1. уровень творчества, потенциал, индивидуальность, устойчивость

                           мотивации.

            Очень эффективно оценивание успешности освоения знаний и универсальных умений по результатам проектирования на публичной защите проектов, где оценку дает не только учитель, но и команда экспертов.

                            ИПМ – 2  Дифференцированный подход к обучению.

           Сегодня учебный процесс трудно представить без учета индивидуальных особенностей обучающихся и без продуманного дифференцированного подхода к каждому из них. Поэтому в своей работе  стараюсь повышать эффективность управления и организации УП через использование элементов технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (автор В.В.Фирсов).

          На уроках трудового обучения  в среднем звене я применяю внутри классную дифференциацию, которая сводится к тому, что я разбиваю класс на  группы, каждая из которых характеризуется определенным уровнем познавательного интереса, обще учебными умениями и навыками, мышлением, памятью, воспитанностью. С учетом этого даю разно уровневые (минимальный уровень, базовый, творческий) задания каждой группе.

          При организации самостоятельной групповой работы ребята учатся эффективно общаться в коллективе,  решать возникающие вопросы,  находить выход из проблемных ситуаций. Кроме того, у детей не развивается комплекс неумелого, неспособного ученика, т.к. задания рассчитаны так, чтобы они были посильны для выполнения уч-ся с различным уровнем ЗУН. Важно, чтобы планка возможностей ученика не была занижена или завышена – всегда должен быть простор для творчества, для самореализации. Таким образом, на уроках возникает ситуация успеха, которая способствует повышению познавательной активности уч-ся, желанию трудиться.

          Организуя работу на уроке, всегда помню, что нет бесталанных детей, а есть люди, занятые не своим делом; что если у кого-то одно дело получается хуже, чем у других, значит, другое должно получаться лучше, и это «другое» мне, как педагогу, необходимо найти для ученика; что ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.                                                              

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Анализируя свою работу в качестве учителя технологии, могу сказать, что  преподавание данной дисциплины требует от педагога не только глубоких профессиональных знаний, но и полной самоотдачи, постоянного совершенствования своего педагогического мастерства, поиска эффективных технологий, умения находить индивидуальный подход к каждому ученику. Только тогда можно говорить об успехе своей деятельности. А успех здесь необходим, т.к. мой предмет позволяет формировать поколение нового типа, способное хорошо, качественно трудиться, в конечном итоге, открывать новые горизонты в познании и творческом преобразовании нашей жизни.

           Какими будут наши ученики в третьем тысячелетии? Эту тайну нам откроет только…время. Как хотелось бы заглянуть через краешек завтрашнего дня! Но, как говорится, книгу судеб читают только пророки. И все же хочется верить, что наше будущее в наших руках и именно от нашей сегодняшней работы зависит, какими окажутся плоды завтрашнего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации обучения английскому языку во взрослой аудитории.

Статья   Особенности организации обучения английскому языку во взрослой аудитории....

Особенности организации обучения химии в рамках компетентностно-ориентированной модели образования

Мастер-класс посвящен организации обучения химии в 10 классе по компетентностно-ориентированной модели. Дан сравнительный анализ традиционного подхода в обучении и компетентностно-ориентированного. На...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Подход к ребенку, особенности его личности и психофизические способности. Особая методика и способы преподавания....

Особенности организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

      Принимая во внимание неуклонный рост числа детей и подростков с синдромом дефицита внимания во всем мире и мнение специалистов о том, что учащиеся с данным диагно...

Особенности организации обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР

На современном этапе важным остается вопрос почему и как надо учить детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР. Дети данной категории неоднородны по своему составу....

Организация дистанционного обучения на уроках технологии с использованием платформы Jitsi meet

Презентация будет полезной учителям технологии при организации дистанционного обучения учащихся....

Статья на тему: " Особенности применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе."

В статье рассмотрены примеры особенностей применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе. Рассмотрены некоторые ситуации на примере проведения уроков....