Особенности организации обучения английскому языку во взрослой аудитории.
статья по теме
Статья Особенности организации обучения английскому языку во взрослой аудитории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
enkova_e.v..docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Енькова Элина Васильевна, МБОУ СОШ № 15 г. Мичуринска Тамбовской области
Особенности организации обучения английскому языку во взрослой аудитории.
Специфика андрагогических основ обучения определяется психофизиологическими и социальными особенностями и возможностями взрослого обучающегося, а также педагогическими условиями, сформированными развивающей образовательной средой, в которой протекает обучение.
К взрослым людям можно отнести любого человека, который в жизни ведет себя осознанно, ответственно, осуществляет определенную профессиональную деятельность, обладает относительно сформированными физиологическим и психологическим функциям, в частности, эмоционально-волевой сферой. Важное отличие взрослого человека – наличие у него большого объема жизненного опыта, который выступает в трех разновидностях: бытовой, профессиональной и социальной. Если взрослый человек, выполняющий установленные социальные роли, живя, как правило, в условиях налаженного быта, решается на учебную деятельность, следовательно, у него отмечается высокая мотивация. Она определяется насущной необходимостью при помощи обучения решить какую-либо важную жизненную проблему. При этом он стремится в кратчайшие сроки применить полученные в процессе обучения знания, умения, компетенции, чтобы как можно быстрее разрешить проблему.
В учебной деятельности взрослый обучающийся неизбежно опирается на свой богатый жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) опыт. Поэтому для организации и стимулирования учебного процесса важен принцип жизненной ориентации обучения. Поскольку взрослый человек, как правило, занят профессиональной деятельностью, имеет большие семейные, социальные обязанности и нагрузки, то все эти факторы в значительной степени, нежели у взрослого обучающегося, влияют на всю организацию его процесса обучения.
Посылки, на которых базируется андрагогический подход к организации процесса обучения, необходимо определять, исходя из психофизических и социальных особенностей взрослых обучающихся, характеристик их повседневной и профессиональной деятельности, уровня их самосознания, специфики взаимодействия обучающих и обучающихся в процессе обучения.
Выявленные характеристики позволяют сформулировать исходные, основополагающие посылки андрагогики следующим образом.
- Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он и обучающийся, а не обучаемый).
- Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.
- Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.
- Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
- Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения знаний, умений, компетенций.
- Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
- Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.
Основные характеристики андрагогической модели обучения.
Опираясь на работы основоположника андрагогики М. Ш. Ноулза, мы можем сформулировать следующие характеристики андрагогической модели обучения.
С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся, испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в самоуправлении (хотя в определенных ситуациях они и могут быть временно зависимы от какого-либо), должны играть ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно, в определении параметров обучения и поиске информации. Суть организации обучения на основе дифференцирующе - интегрирующего подхода как раз и подразумевает ведущую роль обучающегося и роль преподавателя – помощника и советника.
С точки зрения андрагогической модели обучения человек по мере роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося. Так и других людей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении наличного опыта обучающегося. Соответственно, основными при этом становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т.п.
В андрагогической модели готовность обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения их конкретных жизненных проблем. Поэтому сам обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего состоит в том, чтобы создавать обучающемуся благоприятные условия для обучения, снабдить его необходимыми методами , которые помогли бы ему выяснить свои потребности в обучении.
В рамках данной модели обучающиеся хотят быть в состоянии применить полученные знания и умения уже сегодня, чтобы стать более компетентными в решении каких-то проблем, чтобы более эффективно действовать в жизни. Соответственно, курс обучения ориентируется на решение их конкретных жизненных задач. Деятельность обучающегося заключается в приобретении тех конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимы ему для решения жизненно важной проблемы. Деятельность преподавателя сводится к оказанию помощи обучающемуся в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков и качеств.
Весь процесс обучения взрослых строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих, при активной ведущей роли самого обучающегося в построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и совместной деятельности обучающегося и обучающего в подготовке и реализации учебного процесса, с другой.
Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, как следствие , высокую эффективность процесса обучения.
Андрагогические принципы обучения взрослых.
На основании рассмотренной выше андрагогической модели, с учетом всех особенностей взрослых обучающихся и организации процесса их обучения можно сформулировать основные андрагогические принципы обучения, которые и составляют фундамент теории обучения взрослых.
- Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. Под самостоятельной деятельностью понимается самостоятельное осуществление обучающимися организации своего обучения.
- Принцип коллективного взаимодействия. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с преподавателем, а также с другими обучающимися по планированию, реализации, оценке и коррекции процесса обучения.
- Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его коллег.
- Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый совместно с преподавателем, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения. Ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психо-физиологические и когнитивные особенности обучающегося.
- Контекстность обучения. Согласно этому принципу обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных и бытовых факторов.
- Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений и навыков.
- Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, а также самих обучающих.
- Принцип развития образовательных потребностей. Он реализуется за счет выявления реального уровня обученности и разработки материалов, необходимых для достижения цели обучения, что способствует формированию новых образовательных потребностей, которые, в свою очередь, кладутся в основу следующей цели.
- Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.
Вышеизложенные принципы отражают традиции гуманистической педагогики, подчеркивающие конструктивную роль учащегося в процессе обучения.
Таким образом, использование андрагогических принципов обучения возможно и достаточно эффективно в той мере. В какой обучающийся, независимо от возраста, в состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки, общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий.
Взрослый человек сознательно подходит к своему обучению и оценивает свои реальные возможности , способности. С возрастом некоторые физиологические функции человеческого организма, связанные с процессом обучения, несколько ослабевают: снижаются зрение, слух, ухудшаются память, быстрота и гибкость мышления, замедляется быстрота реакции. Однако, во первых, эти негативные явления возникают после пятидесяти лет. Во-вторых, наряду с этим появляются позитивные качества, способствующие обучению: жизненный опыт, целеустремленность, рациональность умозаключений, склонность к анализу и т.п. Эксперименты американских психологов показали, что в тех случаях, когда при обучении необходимы глубина понимания, осмысления, способность наблюдать, делать умозаключения, взрослым это удается лучше, чем молодым. Правда, почти во всех случаях взрослые проиграют молодым в быстроте, скорости усвоения материала, выполнения учебных задач и т.п.
Главные трудности у взрослого человека в процессе обучения носят психологический характер. Говоря об основных потребностях личности, отметим, что потребность в знании интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности.
Все эти факторы и условия оказывают значительное влияние на весь процесс обучения, и их обязательно следует учитывать при организации обучения взрослых людей.
Организационно образование взрослых должно состоять из шести основных блоков:
- Потребительского
- Информации и ориентации
- Структурного
- Содержательно-методического обеспечения
- Кадрового обеспечения
- Научного обеспечения
Система образования взрослых должна ориентироваться на реальные потребности ее пользователей, или потребителей, а также учитывать и прогнозировать нужды развития экономики, общества и отдельной личности.
Андрагогическая модель, основывающаяся на совместной деятельности обучающихся и обучающихся, на базе которой определяется реальная проблема, для решения которой необходимо обучение, является основой дифференцирующе-интегрирующего обучения, так как осуществляет процесс обучения в зависимости от готовности обучающегося к обучению, его индивидуальных способностей и возможностей в обучении; проводит оценивание процесса обучения в форме выявления достижений и определения новых образовательных потребностей обучающихся, а также определения позитивных и негативных аспектов программ обучения и т.д.
Использование жизненного опыта обучающихся подразумевает использование дискуссии, решение конкретных задач, различных видов игровой деятельности и т.п., что составляет основу дифференцирующе-интегрирующего обучения, и таким образом, представляет собой оптимальную формулу организации учебной деятельности во взрослой аудитории.
В практике обучения могут использоваться междисциплинарные проекты, ориентированные на решение узко профессиональных проблем. Те и другие могут быть индивидуальными (например , проект «Структура моей компании») и групповыми(«Организация рекламной службы на предприятии»).
Уделяется большое внимание «групповым целям» и успешности работы всей группы. Каждая группа получает общее задание, но в ходе его выполнения каждый из учащихся выполняет индивидуальное задание. При этом происходит распределение обязанностей между учащимися в соответствии с их желаниями, а также с учетом уровня владения языком; оценивание деятельности всей группы, а не отдельного учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ПЕРВОГО КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Обучение иностранному языку детей шести-семи лет стало вновь предметом заинтересованного разговора педагогов, филологов и родителей. Общество не удовлетворено уровнем языковой подготовки ученико...
Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе
Как учить ребенка, который не может усидеть на месте, удержать ручку и смотреть на доску?...
Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе
Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе...
Особенности организации урока английского языка при работе с гипер- и гипоактивными детьми в начальной школе
Выступление на педсовете, содержащее теоретические и практические выкладки по теме....
Особенности раннего обучения английскому языку
ion_2002@mail.ruАннотация: Данная статья посвящена раннему обучению английскому языку детей 3-6 лет в детском саду или группе развития. В статье предпринята попытка обобщить опыт работы с самыми мале...
Особенности профильного обучения английскому языку в старших классах. Статья.
Данный материал может быть полезен учителям, работающим в старших классах школ, лицеев, где есть профильное обучение....
Применение кейс технологии при организации обучения английского языка, как способа мотивации к обучению
Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут улучшить качество образования. Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуационное обучение с использован...